Во время немецкой оккупации, чтобы прокормить детей и внуков, отец Лазарь завёл корову. Однажды вечером, когда пастух пригнал стадо в деревню, обнаружилась пропажа коровы священника. Батюшка тотчас отправился на поиски, расспрашивая односельчан, не видели ли они животного. «Напрасно стараешься, отче. Твою корову зарезали», – сказал отцу Лазарю один из прохожих. Батюшка очень расстроился. Один из коммунистов-безбожников, который и до этого всё время преследовал священника, не только зарезал корову но и побывал на пасеке отца Лазаря: забрал соты с мёдом, сломал ульи и выпустил пчёл. Узнав об этом батюшка не стал жаловаться или подавать в суд. Но злоумышленника настигло другая кара. Прошли годы и безбожник оказался на смертном одре. Несчастный был прикован к постели и мычал подобно корове. Видя как он страдает, родственники попросили батюшку прочитать над ним разрешительную молитву. Отец Лазарь с готовностью поспешил к постели больного. Он нашёл его в жалком положении: несчастный махал перед лицом руками и кричал, что отгоняет пчёл, которые хотят его ужалить. Батюшка прочитал над ним молитву и страдалец тотчас испустил дух. Однажды женщина попросила отца Лазаря прочитать молитву над её заболевшей дочерью. У девочки была очень высокая температура. Она встретила батюшку в соседском доме. «Не волнуйся, я схожу к вам», - сказал ей священник. Но женщина не находила себе места и всё время поторапливала батюшку. «Мы пойдём к тебе, но к тому времени твоё чадо уже выздоровеет», - сказал ей отец Лазарь. И, действительно, войдя в дом женщины, они увидели, что девочка совершенно оправилась от болезни. Рассказывает Елизавета Цолериду: «Однажды наш урожай оказался на грани гибели. Все посевы уничтожались какими-то насекомыми. Мы пригласили отца Лазаря. Он совершил молебен, окропил все посадки и перекрестил поля. Мы сели передохнуть в тени какого-то дерева, и батюшка сказал: “Вот увидишь, через час все вредители подохнут”. И, действительно, слова священника сбылись в точности. Наш урожай был спасён».

http://pravoslavie.ru/65635.html

Скачать epub pdf Сребролюбие См. также: Деньги . 239; Жадность . 265; Клятвопреступление . 316; Молитва . 469; Молитва за умерших . 476; Молитва разрешительная . 508; Мудрость . 545. 1077. Монах, имевший две златницы, смущался в помыслах и получил от старца наставление, что неполезно монаху иметь золото См. также: Надежда . Брат спросил старца: “Благослови мне иметь у себя две златницы по немощи моего тела.” Старец, видя его произволение, что он желает удержать их у себя, сказал: “Имей.” Брат возвратился в келию, и начали тревожить его помышления, будто спрашивали: “Как ты думаешь, благословил ли тебе старец иметь деньги или нет?” Он опять пришел к старцу и спросил его: “Ради Бога, скажи мне истину, помышления смущают меня по поводу двух златниц.” Старец отвечал: “Я видел твое произволение иметь их, потому и сказал тебе: имей их, – хотя и неполезно иметь более, чем сколько нужно для тела. Две златницы составляют твою надежду, как бы Бог не промышлял о нас. Но может случиться, что ты утратишь их, тогда погибнет и твоя надежда. Возложи надежду на Бога, потому что Он печется о человеках.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 460. 48). 1078. Садовник, оставивший дела милосердия и начавший копить деньги, был наказан неизлечимой болезнью; когда он осознал свою вину и принес покаяние, Ангел исцелил его См. также: Ангел ; Болезнь ; Надежда . Старцы рассказывали о некоем садовнике, который, обрабатывая свой сад, все заработанное раздавал на милостыню, а себе оставлял только необходимое для пропитания. Впоследствии сатана вложил в его сердце помысл: накопи себе сколько-нибудь денег, чтоб было тебе на твои нужды, когда состаришься или заболеешь. Он начал копить и накопил монетами глиняный сосуд. После этого случилось ему заболеть: загноилась у него нога. Накопленные деньги он издержал на врачей, но врачи не могли оказать ему никакой помощи. Посетил его опытнейший врач и сказал: “Если не решишься на то, чтобы отнять часть ноги, то она вся сгниет.” Вследствие этого был назначен день операции. В ночь перед операцией садовник опомнился, начал приносить покаяние, воздыхать и плакать, говоря: “Помяни, Господи, милостыни, которые я прежде подавал, когда работал в своем саду и заработанные деньги отдавал больным.” Когда он говорил это, предстал ему Ангел Господень и сказал: “Где деньги, накопленные тобой? Где избранный тобой предмет надежды?” Садовник понял тогда, в чем заключалось его согрешение, и сказал: “Господи! Я согрешил. Прости меня. С этого времени больше не буду делать этого.” Тогда Ангел прикоснулся к его ноге, и она тотчас исцелилась. Врач, как и условились, пришел с железными инструментами, чтобы отнять ногу, и не нашел дома больного. На вопрос о садовнике ему ответили: “С раннего утра ушел работать в сад.” Врач пошел в сад и, увидя его копающим землю, прославил Бога, мгновенно даровавшего исцеление от болезни, не исцелимой человеческими средствами. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 485. 90).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

§12. Последнее время жизни, кончина и погребение святителя Феофана Честна пред Господем смерть преподобных Его. Псал. 115, 6 . «Не тот блажен, кто начал благое житие, но кто пребудет в нем до конца». Преосв. Феофан, Сборник аскет. пис. «Кому страшна смерть? – Тому, у кого она отнимает все и провожает на тот свет ни с чем. Кто успел запастись нетленным богатством, того надежда утешает в час исхода». Преосв. Феофан, Мысли на каждый день года. «В час смерти, в сознании чередою проходят деяния жизни, отражая в очах и лице умирающаго или утешение, или сокрушение, соответственно представляющимся делам. Живущим, пока живут, хорошо приводить это почаще на память». Преосв. Феофан, там же. «Вот о. Серафим, – читаем у преосвящ. Феофана в его Письмах о христианской жизни, 584 – всю жизнь стоял пред Господом, и горел как свечка. Так и другие». Так, между прочим и святитель Феофан, который всю жизнь свою стоял пред Господом и как свеча горел пред Ним, пламенея горячей любовию к Нему и к ближним, непрестанной молитвой славословия, благодарения и прошения о себе и о людях, богомыслием и доброделанием, светя и все вокруг себя освещая своим богомудрым учением и любодобродетельной, истинно-христианской жизнью и согревая наполнявшей в преизобилии его собствннное сердце любовью и благодеяниями вещественными и особенно духовными. И эта свеча догорела, светильник угас; пламень потух: очи, в которых светилось так много добра, любви и ума, смежились; сердце, горевшее любовью и молитвой и невольно вызывавшее к себе взаимную любовь и доверие, перестало биться. Не непредвиденна была кончина святителя-затворника и не неожиданна для него самого. Тихо догорала свеча жизни его земной, и он уже давно готовился и хорошо приготовился к смерти, не страшась ее, а ожидая ее как дорогую гостью, как разрешительницу от уз многострастной плоти для вожделенного соединения со Христом, для блаженного богообщения. Ибо кому страшна смерть? – Тому, у кого она отнимает все и провожает на тот свет ни с чем. Кто успел запастись нетленным богатством, того надежда утешает в час исхода».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Вячеслав Пономарев Таинство Елеосвящения (Соборование) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. Другое название Таинства Елеосвящения – Соборование , потому что по древнему обычаю оно совершается собором семи священников, которых апостол Иаков заповедал собирать для совершения Таинства. Но в случае необходимости Таинство может быть совершено и одним священником. Таинство Елеосвящения называется еще «Святым елеем», «Елеопомазанием 73 » и «Молитвомаслием», а также «Маслособорованием», – по собранию, «собору» пресвитеров, его совершающих. Если в результате всех священнодействий Таинства человек не получает видимого исцеления, это не значит, что Соборование не имело результатов. По слову преподобного Ефрема Сирина , «Всеми возможными способами Бог показывает, что Он милостивый Податель благ. Он одаривает нас Своей любовью и являет нам милосердие Свое. Поэтому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и гибель. Однако и в этом случае, отказывая в просимом (например, в непременном исцелении от телесных болезней через Таинство Елеосвящения), не оставляет нас без весьма полезного дара (через болезнь и Таинство сугубо очищая душу человека). И тем самым, что устраняет от нас вредное, уже отверзает нам дверь щедрот Своих». Основными моментами видимой стороны Таинства Елеосвящения являются : 1) семикратное помазание освященным елеем частей тела больного (чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук). Каждое из семи помазаний предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении больного и прощении его грехов; 2) молитва веры, произносимая священником при помазании болящего; 3) возложение на главу больного Евангелия письменами вниз; 4) разрешительная молитва от грехов. Невидимое действие благодати Божьей , подаваемой в Таинстве Елеосвящения, состоит в том, что

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Общая исповедь 33 ...Четыре раза в год у нас бывает одна суббота, которая называется «говение»: два раза в год на английском языке, два раза в год на русском языке. Происходит это так: мы начинаем с молитвы, затем я провожу беседу, которая длится минут сорок; после этого период, приблизительно три четверти часа или час, когда все обязаны молчать. Кто не в состоянии молчать – идет в ризницу (небольшая комната при храме, служившая местом собрания прихожан. – Ред.), но в храме никто не говорит, не мешает другим «вмолчаться» в тишину – и внутреннюю, и церковную, потому что в храме есть своя тишина. Один французский писатель так описывал переживание своего героя: этот человек услышал тишину и вдруг понял, что эта тишина – живое Божие присутствие... Так что я беспощадно требую, чтобы люди не мешали другим вмалчиваться в свои глубины. Затем мы вместе питаемся, то есть каждый приносит что-то свое, и мы в складчину едим то, что принесено, пьем чай. Потом вторая беседа и второе молчание, а затем общая исповедь, которую я провожу не так, как в России проводят общие исповеди. Она проходит так: я читаю ряд молитв из службы подготовительной к причастию, но опять таки не все; затем я произношу вслух исповедь, которая – моя исповедь перед Богом, в контексте тех двух бесед, которые я проводил; они тематичны и исповедь тоже тематична в этом смысле. Она длится обычно минут двадцать-тридцать-сорок. Это зависит не от моей греховности, а от содержания бесед, от содержания молитв, чем они меня вдохновили. Затем мы снова коротко молимся, и затем все получают разрешительную молитву. Если почему-либо кто-то хочет исповедоваться отдельно, это возможно, но большей частью никто не приходит, потому что такая исповедь объемлет достаточное поле греховности или внутренней жизни. И после этого все, кто был на этом говении, могут причащаться. Общая исповедь рождественского говения (Декабрь 1978 г.) 34 Господи, предстою ныне пред Тобой со всей не правдой моей и облеченный благодатью Твоей. Господи, якоже блудного сына, яко овцу пропавшую, взыщи, прости и исцели!

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Содержание Служба о болящих Последование Святого елея, совершаемое поскору О чинопоследовании Елеосвящения 1. Богословские и библейские основания таинства Елеосвящения 2. Краткая история развития чинопоследования 3. Последование Елеосвящения 4. Общее соборование 5. Заключение     Елеоосвящение – одно из семи Таинств церковных, установленное для благодатной помощи больным самим Господом Иисусом Христом при послании апостолов на проповедь и даровании им «власти изгнания злых духов и врачевания» ( Мф.10:1–8 и Мк.6:7–13 ). Богословие этого Таинства, содержащееся в текстах его чинопоследования, связывает грехи человека и его болезни как причину и следствие: наряду с молитвами об исцелении больного произносятся молитвы об оставлении его грехов. Чинопоследование Таинства в современном виде включает в себя предваряющую службу о болящем, по структуре схожую с молебном или панихидой, в конце которой совершается само Таинство, состоящее из освящения елея (масла), символа милости Божией, семикратного помазания с чтением отрывков из Священного Писания и молитвами помазания и заключительной молитвы разрешительной с возложением Евангелия на голову больного. Таинство с самого апостольского времени предписывается совершать собору, т.е. нескольким священникам ( Иак.5:14–16 ), откуда второе наименование Таинства – Соборование, однако в случае нужды его может совершить и один священник. Контекст установления Таинства предполагает тяжелую болезнь, так что священники призываются к одру болящего: это дало основание в течение весьма долгого времени прибегать к Соборованию только перед смертью как к своего рода напутствию, а в западном христианстве это даже закрепилось в наименовании «Последнего Помазания». Однако Елеоосвящение совершается с верою в благодать исцеления, следовательно не связано лишь с ожиданием смерти: поэтому сложился обычай периодически приступать к Таинству, как правило, Великим постом, в дни особого сокрушения о своих грехах и осознания своей немощи, но также и в другое время года в случае тяжелой болезни. К Таинству Елеоосвящения приступают, предварительно очистив совесть пред духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А поскольку с самой Страстной Пятницы мы практически и не выходили из храма — молились, исповедовались, причащались, слушали Евангелие, которое священники по очереди неусыпно читали над телом лежащего посреди храма старца, то это явилось подлинным началом нашей церковной жизни. Именно там, у гроба старца, мы и познакомились с монахом Леонидом и его послушницей — старушкой инокиней Пелагеей. Монах Леонид был убог от чрева матери: до пояса он был похож на женщину — хорошая такая, симпатичная бабуся, а вот ноги с огромными ступнями были мужские. Из-за этого у него всегда были проблемы в мужских монастырях, а в одном из них его так даже и «проверяли». Он вспоминал об этом со слезами. Был он монахом славной Глинской Пустыни, пока ее не разогнали при Хрущеве. Идти ему было некуда, поскольку мать от него отказалась и даже пыталась его сжечь в деревенской баньке, но Богородица его спасла. И поэтому он стоял на паперти и просил милостыню. Там-то и заметила его тайная инокиня Пелагея и забрала к себе, несмотря на то что у нее в бараке, в коммунальной восьмиметровой комнатке, лежала на диванчике парализованная сестра — девица Варвара. Девица Варвара ничего не делала — только молилась, и у нее над диванчиком проступил на стене крест. Молитвенно постоять возле сей чудной девицы и приложиться к нерукотворному кресту, говорят, тайно приезжали даже иные архиереи!.. Но когда мы познакомились с монахом Леонидом и Пелагеей, девица Варвара уже почила, а сами они переехали в московскую однокомнатную квартирку в нескольких трамвайных остановках от «Электрозаводской». Узнав, что я пишу стихи, отец Леонид очень этим заинтересовался и попросил меня приезжать к нему записывать исповеди. Одно с другим вроде бы не было никак связано, и все же он, наверное, рассчитывал, что человек, владеющий пером, сможет придать его покаянным воздыханиям форму. — Я больной, убогий от чрева матери, инвалид детства, у меня парализация, шифрания, до старца архимандрита Кирилла в Лавру доехать не могу, а исповедоваться я ему должен. Так ты придешь, я тебе все продиктую, а ты ему и отвезешь, чтобы он прочитал разрешительную молитву.

http://azbyka.ru/fiction/nebesnyj-ogon-i...

В Киевсовете рассматривают проект о сносе 74 храмов УПЦ Проект находится на рассмотрении двух комиссий Киевсовета КИЕВ. В Киевсовете находится на рассмотрении проект решения «Об особенностях освобождения самовольно занятых и застроенных религиозными организациями (объединениями), руководящий центр (управление) которых находится за пределами Украины в государстве, которое законом признано совершившим военную агрессию против Украины и/или временно оккупировало часть территории Украины, или которые имеют канонические и молитвенные связи с религиозными организациями страны-агрессора, земельных участков коммунальной собственности территориального общества города Киева», – сообщает СПЖ со ссылкой на  сайт Киевсовета. Его автор – депутат фракции «Голос» Вадим Васильчук. В проекте говорится, что Департамент земельных ресурсов КГГА вместе с районными госадминистрациями на протяжении трех месяцев с момента опубликования решения должен осуществить проверку земельных участков, которые находятся в пользовании УПЦ, и выяснить законность постройки на них храмов. В случае, если выяснится, что эти храмы не имеют необходимых разрешительных документов, «привести земельные участки к предыдущему состоянию» и снести храмы «за счет лиц, которые допустили самовольное размещение или строительство». В случае отказа город снесет храмы самостоятельно, а счет предъявит религиозным общинам. В качестве обоснования проекта в документе утверждается, что «в настоящее время существуют многочисленные факты и случаи, когда интересы отдельных религиозных организаций, придерживающихся определенных убеждений, противоречат общественным интересам, несут угрозу общественной и национальной безопасности, а действия отдельных представителей этих религиозных образований содержат признаки уголовных правонарушений, вызывающих возмущение и широкий негативный общественный резонанс». Автор проекта утверждает, что «принятие и реализация данного проекта будет способствовать утверждению согласия и мира на религиозной почве, межконфессионального диалога и единства в обществе, обеспечению прав и свобод граждан, в том числе числе при определении канонической принадлежности, недопущению конфликтов на религиозной почве в пределах территориального общества города Киева».

http://sedmitza.ru/text/10305625.html

Греческий текст нижеследующей первой части Номоканона, содержащей в себе краткое изображение качеств духовника, чинопоследование исповеди и наставления духовнику о способе наложения на кающихся епитимий, определенных в правилах самого Номоканона, издается нами по старшему из списков, находящихся в нашем распоряжении, т.-е. по списку Британского музея, с которым, говоря вообще, согласны и друие наши списки 114 . Славянский текст этой части Номоканона вполне совпадает с греческим подлинником только в рукописях и в первом Киевском издании (1620 г.), откуда поэтому мы и берем его для настоящего издания, указывая впрочем, каким материальным переменам подвергался он в позднейших изданиях. Входит в какие-либо специальные историко-литургические исследования об исповедном чине Номоканона мы не имеем надобности: такие исследования читатель найдет в не раз цитованном труде проф. Алмазова о тайной исповеди. С своей стороны заметим только, что заявление почтенного автора об отсутствии положительных данных, доказывающих практическое значение исповедного чина Номоканона в юго-славянских церквах (до XVII в.) 115 , не соответствует действительности. Мы уже видели (стр. 53, прим. 1), что от XVI в. до нас дошло довольно значительное число юго-славянских списков Номоканона в полном его сосмаве (т.-е. вместе с чинопоследованием исповеди), да и все позднейшие списки свидетельствуют, конечно, о давно уже установившемся практическом употреблении этой книги, как специального руководства для духовников. Нельзя согласиться и с другим заявлением проф. Алмазова, будто известная разрешительная формула, произносимая священником после исповеди в качестве «совершения тайны святого покаяния», находится уже в Никоновском Требнике 1658 г. 116 ): эта формула впервые внесена в Иоакимовский Требник 1677 г. из Требника Петра Могилы (стр. 356–357); а в Никоновском издании 1658 г. литургический отдел чинопоследования исповеди оканчивается известною старою разрешительною молитвою: «Господи Боже спасения рабов Твоих» 117 ), после которой замечено: «Та же Достойно есть, Слава и ныне, и отпуст» (стр. 69).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Детская исповедь Перед родителями, старающимися жить во Христе, рано или поздно встает вопрос об исповеди их подрастающих детей. Но, требуя что-то от человека или давая ему тот или иной совет, мы всегда должны руководствоваться принципом: «Не навреди!» В случае с детской исповедью это правило становится первостепенным. Что греха таить, и нам, взрослым, испытывающим осознанную потребность в этом великом Таинстве, далеко не всегда удается не просто формально перечислить совершенные нами прегрешения, а действительно сокрушенно в них раскаяться. После прочитанной священником разрешительной молитвы, целуя крест и Евангелие, мы часто не ощущаем в себе готовности воздерживаться впредь от поступков, отягощающих нашу совесть… «Надо помнить, — наставлял митрополит Антоний Сурожский, — что детям нельзя навязывать исповедь, которая не является их собственной». Детскую исповедь можно и нужно рассматривать в качестве первого самостоятельного шага на пути к осмысленному участию в Евхаристии. Найти в себе мужество и душевные силы преодолеть собственный страх и смущение, сделать исповедь действительно личностной — в этом и состоит пусть пока небольшой, но уже настоящий подвиг. В этой небольшой по объему, но весьма содержательной книге известного священника протоиерея Максима Козлова предлагается ряд важных рекомендаций, связанных с детской исповедью. Благодарим издательство " Никея " за предоставленную для библиотеки электронную версию книги. www.nikeabooks.ru Протоиерей Максим Козлов Детская исповедь: не навреди! Москва • «Никея» • 2013 От редакции Перед родителями, старающимися жить во Христе, рано или поздно встает вопрос об исповеди их подрастающих детей. Но, требуя что-то от человека или давая ему тот или иной совет, мы всегда должны руководствоваться принципом: «Не навреди!» В случае с детской исповедью это правило становится первостепенным. Что греха таить, и нам, взрослым, испытывающим осознанную потребность в этом великом Таинстве, далеко не всегда удается не просто формально перечислить совершенные нами прегрешения, а действительно сокрушенно в них раскаяться. После прочитанной священником разрешительной молитвы, целуя крест и Евангелие, мы часто не ощущаем в себе готовности воздерживаться впредь от поступков, отягощающих нашу совесть...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010