Глава III. Отдельные молитвы, относящиеся к исповеди I. Молитвы о кающихся. II. Молитвы о исповедающихся. III. Молитвы, разрешительные от епитимии, клятвы и всякого греха. IV. Молитвы, разрешительные от внешнего осквернения. V. Постные молитвы и отношение их в исповеди. VI. Общие и специальные молитвы, разрешительные по смерти вообще. VII. Грамоты разрешительные по смерти. VIII. Молитвыразрешительные для умерших под отлучением. IX. Покаянные молитвы субъективного характера. Сверх целых уставов, так или иначе соприкасающихся с понятием исповеди и обследованных нами в предыдущей главе, – и в печатных литургических книгах, и тем более в литургико-канонических рукописях – имеется весьма обширный цикл отдельных молитв, которая или непосредственно относятся к исповеди, или известною стороною соприкасаются с нею. Историко-критическому обозрению этих молитв мы и посвящаем настоящую главу. Количество таких молитв по нашим разысканиям весьма обширно, при этом значительная доля их, с тем или другим значением, имела место в старинных исповедных уставах. По их внутреннему характеру, они распадаются на два типа, это: молитвы в известной мере с объективным характером, как долженствующие совершаться священнослужителем для другого лица, и всецело субъективный, как читаемый совершителем для самого же себя. Что касается до назначения подобных молитв, то в этом отношении он подразделяются на долгий ряд категорий, исчисленных нами в перечне содержания настоящей главы. Применительно к этому последнему делению мы и имеем далее их рассматривать, – рассматривать, – насколько они известны нам по рукописям. I. Молитвы о кающихся. а) Εχ π μετανοοτων (Молитва о кающихся). Под таким надписанием в Евхологиях, а равно и в славяно-русских Служебниках и Требниках отдельно помещалась уже известная нам молитва «Господи Боже наше, иже пророком своим Нафаном покаявшуся Давиду о своих прегрешениях...» и пр. По происхождению – эта молитва относится, несомненно, к глубочайшей христианской древности. За это говорят – простота ее конструкции, влияние ее на текст других молитв, составлявшихся позднее, обязательное присутствие почти во всех уставах и чинопоследованиях исповеди 421 и, наконец, присутствие ее во всех древнейших Евхологиях 422 . На основании всех подобных данных, ее происхождение с полным правом можно отнести ко времени до VI в. Очевидно, она служит свидетелем практики древней Восточной церкви вообще, в деле совершения ею исповеди. Только при таком понимании времени происхождения этой молитвы и можно объяснить, почему, не смотря на существование особых чинов исповеди, она продолжала и продолжает в настоящее время изолированно от устава исповеди помещаться в Требнике – и в Греции 423 , и у нас 424 . Если бы она была составлена по появлении устава исповеди Иоанна Постника , то ее не было бы никакой нужды выделять из этого устава и помещать особо в Евхологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Разрешительная молитва – 1) молитва , которую священник произносит в конце таинства исповеди , возложив на голову кающегося епитрахиль : «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти чадо (имя), и аз недостойный иерей властию Его мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь». 2) Молитва, читаемая священником в конце  отпевания . В ней испрашивается усопшему прощение содеянных согрешений (разрешение, освобождение от них). В современной практике существует 2 вида этой молитвы. В Русской Православной Церкви по древней традиции в руку умершему влагается лист с текстом разрешительной молитвы. Лист с текстом этой молитвы называется разрешительной грамотой, или подорожной. Разрешает ли священник покойного от грехов в чине отпевания? В данном вопросе речь идет о чтении священником так называемой разрешительной молитвы, которую после прочтения он влагает в руки умершего. Именно из-за ее названия некоторые полагают, что молитва эта предназначена для того, чтобы «разрешить», т.е. отпустить грехи усопшего. Однако такой функции она в себе не несет, несмотря на наличие прошений о прощении грехов усопшего. Единственной молитвой, также называемой разрешительной, несущей в себе действие прощения и отпущения грехов, является тайносовершительная молитва исповеди, читаемая священником над человеком, принесшим покаяние в грехах. Именно в ней священник произносит слова: «Прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих». Иного способа отпущения грехов Церковь не знает. Особо важно в контексте данного вопроса понимать, что исповедь – это Таинство, в котором искренне исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Богом. Совершителем Таинства исповеди является Сам Бог. Таким образом, сколько бы молитвословий о прощении грехов священник ни произносил, они не заменяют Таинство исповеди, а для прощения и отпущения грехов, в первую очередь, необходимо покаяние в них. Что совершенно невозможно исполнить в случае с уже умершим человеком. Об этом подлинном смысле разрешительной молитвы, читаемой священником во время погребения, подробно пишет прот. Константин Никольский :

http://azbyka.ru/razreshitelnaya-molitva

12. Старообрядчество: от выработки миссионерских стратегий к диалогу 12.1. Возникновение единоверия и вопрос о клятвах Первоначально вопрос о клятвах, наложенных соборами 16561667 годов на дониконовские обряды, встал в связи с учреждением единоверия. Старообрядцы постоянно упрекали Синод в том, что, учредив единоверие, Православная Церковь подпала под собственные клятвы. Об отмене клятв на дониконовские обряды начинали размышлять, если речь заходила о присоединении старообрядцев к Православной Церкви 1185 при сохранении дониконовских чинов. Уже в 1783 году в составленных стародубскими старообрядцами условиях воссоединения стояло требование, «чтобы разрешены были клятвы и поречения на старые обряды». 1186 Тогда же был предложен и способ разрешения этой проблемы. Прошение было подано на имя Г.А. Потемкина, который на полях прошения сделал примечание: «Клятва касается только до непокоряющихся Святой Церкви, а которые присоединяются, те не подлежат». 1187 То есть, по мнению всесильного в то время князя, под соборной клятвой находилась лишь та часть придерживающихся дониконовских обрядов, которая не признавала над собой власти Синода. В последующие годы этот аргумент неоднократно воспроизводился в различных посланиях, адресованных старообрядцам. В 1800 году Синод удовлетворил прошение группы московских старообрядцев, желающих присоединиться к Синодальной Церкви, сохранив при этом старые обряды. Предложенные старообрядцами тезисы были переданы митрополиту Платону (Левшину) 1188 , который составил на них комментарии. В литературе эти комментарии принято называть Правилами об единоверии или Пунктами о единоверии. Первый из этих пунктов включал просьбу о том, чтобы Синод снял клятвы на двуперстное сложение и другие обряды. В связи с этим пунктом митрополит Платон предлагал разрешать от клятв не обряды, а переходящих в единоверие старообрядцев. При этом «чтобы сие разрешение было открытее и их более успокаивающее» над каждым присоединяемым читалась специальная разрешительная молитва. 1189

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Закрыть itemscope itemtype="" > Очень нужен церковный дождик «Обращение к православному народу» священника Алексия Мороза и комментарий Анатолия Степанова 18.02.2016 7731 Время на чтение 5 минут В редакцию «Русской народной линии» на мое имя поступило письмо от автора РНЛ заштатного священника Алексия Мороза , следующего содержания: «Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Ко мне поступают сотни писем и вопросов по Контакту в связи с печальными февральскими событиями церковной жизни 2016 году. Многие люди находятся в панике и перестают ходить в РПЦ. Убедительно прошу Вас срочно напечатать мое обращение к людям с пояснением сути происходящих процессов и моей позиции по отношению к ним». Не могу отказать нашему постоянному автору в публикации, тем паче он открыто под своим именем предлагает этот текст. Вместе с тем не могу не прокомментировать эту публикацию, ибо со многим в обращении отца Алексия не согласен. «Дорогие братья и сестры! Сегодня наша Русская Православная Церковь стоит на грани раскола. После известных церковных событий начала февраля 2016 года многие прихожане боятся ходить в свои храмы, исповедоваться и причащаться. Сотни тысяч людей обращаются к своим духовникам с вопросом, что делать, если предстоятель церкви вопреки канонам и православной традиции вступил в открытое общение с латинянами и их главой - папой римским, и проповедует ересь экуменизма как неотъемлемую часть церковной жизни. Многие считают, что теперь молитва в храмах, где поминается патриарх Кирилл, есть соучастие в его еретических действиях, а значит и отпадение от мистического Тела Христова, и следование по пути к верной погибели души. Вместе с тем православных волнует вопрос, если мы отказываемся от принятия экуменических установок архиерейского собора 2-3 февраля 2016 года, от братания с католиками и от других чуждых православному мировоззрению положений декларации, принятой папой Франциском и патриархом Кириллом, то не становимся ли мы раскольниками нашей Церкви? Попробуем ответить на эти вопросы. Церковь – это, прежде всего Богочеловеческий организм, мистическое Тело Господа нашего Иисуса Христа, и каждый верующий человек, стоящий в Истине, является клеточкой этого Тела. При смертных грехах человек отпадает от Церкви и находится вне Её. Причем неважно, какое при этом место в церковной иерархии он занимает: патриарх, епископ, священник или мирянин. Бог нелицеприятен. И только при покаянии, осознании и отречении от своих греховных слов и действий, он вновь воссоединяется с Церковью Христовой. Как сказано в разрешительной молитве, читаемой на исповеди после покаяния грешника: «…. Примири и соедини его святей Твой Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем….». Таким образом, нераскаявшийся грешник, упорствующий в своем гибельном заблуждении, находится вне Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/02/18/oc...

И.П. Ювачев XXIX. Разделение христиан Католическая капелла. – Колонна бичевания. – Крестный ход у Гроба Господня.– Святогробские монахи – Их денежные средства.–Драка женщин в храме. – Ссоры монахов разных вероисповеданий. – Омовение ног .– Денежный сбор напоминанье.– Разрешительная молитва . – Тайна омытия ног Господом. На другой день у всех восточных христиан был праздник Входа Господня в Иерусалим, а у католиков – Пасха. В ожидани православного богослужения и крестного хода в стенах храма Гроба Господня, я прошел в католический придел с северной стороны от кувуклии. Там меня встретил францисканец фра-Иосиф с ключами в руках и любезно предложил осмотреть капеллу. Фра-Иосиф уроженец Италии, но жил некоторое время в Могилевской губернии, а потому свободно изъяснялся по-русски. Сперва он подвел меня к колонне бичевания Христа. Я приложился к ней но католическому обычаю, то есть прикоснулся к ней кончиком палочки чрез небольшое отверстие каменной ширмы и затем поцеловал конец палочки. Это делается для сохранения святыни от грубых и нечистых прикосновений, да и для обеспечения от благочестивых искушений отделять себе частицы священного камня. Осмотрев в капелле иконы и богослужебные книги, я опять прошел в ротонду Гроба Господня. Народу собралось чрезвычайно много. Половина, если не больше, всех собравшихся были туземцы разных исповеданий. Многие стояли в храме в красных фесках, а один прилично одетый европеец – в шляпе. Женщины-арабки, разряженные в широкие светлые платья, со множеством ювелирных украшений, заняли северную часть коридора храма Воскресения. Крестный ход три раза обошел вокруг кувуклии Гроба Господня, а четвертый – вокруг греческого храма Воскресения. Здесь, как и всюду у греков, которых мне приходилось наблюдать в Палестине, богослужение и религиозные процессии не отличались такою величавою торжественностью, как у русских в больших городах. На лице святогробского монаха обыкновенно замечаешь или равнодушие, или скуку; все его движения ленивы, апатичны. – Сыты, заелись! – ответил мне мой сосед на мое замечание, – богаты стали! Они, ведь, тут служат не Богу, а мамоне. Вы спросите, сколько ему стоило, чтобы получить местечко при Гробе Господнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Архим. Кирилл Павлов. Важнейший принцип в духовной жизни - понять различие между обычным умом и благодатью   Архим. Кирилл Павлов. Важнейший принцип в духовной жизни - понять различие между обычным умом и благодатью     Вечером у дверей отца Кирилла я нашел целую очередь мона­хов. Новый келейник батюшки предупреждал всех, желающих попасть на исповедь:  -Отцы, каждому на исповедь даю только по две минуты, иначе выведу из кельи! Отец Симон, помни - две минуты! - строго пре­дупредил он меня. Наконец подошла моя очередь. Батюшка ласково обнял меня и накрыл епитрахилью. После разрешительной молитвы он усадил меня напротив и, с теплотой глядя в глаза, сказал: - Ну а теперь рассказывай поподробнее... Дверь приоткрылась, и в нее заглянул келейник. Я вопроситель­но посмотрел на отца Кирилла. Он улыбнулся:  -Давай, давай, говори, я слушаю... Наиболее подробно старец расспрашивал о действии Иисусовой молитвы, а на мою горячую благодарность за обещанное единение с ним в духе он, помолчав, заметил: - Об этом пока никому не рассказывай, храни втайне до време­ни, пока не укрепишься. Не торопи события. Сумей закрепить то, что даровал тебе Господь еще в юности. Невозможно увидеть Бога и остаться живым, говорится в Священном Писании. А то, что ты тогда жив остался, просто невероятно. Об этом тебе раньше я не хотел говорить - зелен ты был. А теперь скажу: храни себя в сми­рении, это первое, затем - в мире душевном, это второе, а третье - в рассуждении. Живи осторожно, мудро, “во всяком благочестии и чистоте”.. - Батюшка, если по милости Божией, в сердце родилась непре­станная самодвижная молитва, то что дальше делать? Неужели на этом весь духовный путь и заканчивается? - Нет, дорогой мой, - мягко улыбнулся отец Кирилл. - Это толь­ко начало духовного пути, так мне говорили еще Глинские отцы. Тот, кто сподобился такой молитвы, должен суметь ее удержать и утвердиться в ней, не возгордиться, жить в крайнем смирении и простоте... Следуй за святыми отцами, и Господь откроет тебе все, что нужно, в свое время.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=2...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Молитвы за усопших 29 мин., 12.04.2024 Содержание Какие читать молитвы об усопших? Смерть человека — это трагедия для его родных и друзей. Иногда кажется, что умершему уже ничем нельзя помочь, кроме похорон, поминок, памятника на могиле и доброй памяти других людей. Но на самом деле это не так. С глубокой древности христиане говорили о важности молитвы за усопших. Она может быть краткой и своими словами, может быть безмолвной, когда человек не может говорить из-за своего горя, но может быть и продолжительной. Многие святые отцы сами составляли молитвы об усопших. По преданию, первый образец разрешительной молитвы, которую кладут в руку умершему, написал преподобный Феодосий Печерский во второй половине XI века по просьбе одного из киевских князей. Еще раньше в VIII веке знаменитый богослов и защитник святых икон преподобный Иоанн Дамаскин в память об умершем друге сочинил 13 заупокойных стихир, которые до сих пор можно услышать на отпевании. Впрочем, Церковь заботится о человеке и в самый трагичный момент его жизни, когда душа разлучается с телом — для этого существует специальная молитва для людей, находящихся в долгой и мучительной агонии. Как только христианин умер, о его душе можно читать Псалтырь с усиленными молитвами за душу новопреставленного, а потом уже в последний раз человека приносят в храм на отпевание. Митрополит Сурожский Антоний замечательно сказал о любви Церкви к человеческому телу, которое проявляется во время отпевания: «Эту любовь, эту заботливость, это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии; и это сказывается удивительным образом в службе отпевания. Мы окружаем это тело любовью и вниманием; это тело — центр службы отпевания усопшего; не душа только, но и тело. И действительно, если подумать: ведь ничего нет в человеческом опыте не только земного, но и небесного, что не достигло бы нас через наше тело». По учению Церкви, очень важно молиться за новопреставленного (недавно умершего человека) в первые сорок дней с момента смерти, так как в это время душа человека попадает до Страшного суда либо в рай, либо в ад, но молитвы умершим нужны и после этого срока. После смерти христианин самостоятельно не может облегчить свою участь, но молитвы близких, поминовение на литургии и раздача милостыни с просьбой помянуть человека, могут изменить участь человека на Страшном суде. Однажды в Киево-Печерском монастыре похоронили монаха, у которого было много неисповеданных грехов. Другие иноки вместе с игуменом ночью увидели, как их нерадивый собрат мучается в аду. Изумленные монахи стали молиться за грешника, и новых видениях лицо брата становилось все светлее и умиротвореннее. В конце-концов, Христос простил грехи этому человеку, и он попал в рай.

http://foma.ru/molitvyi-za-usopshih.html

составитель Терещенко Т. Н. ИСПОВЕДЬ Вас более всего беспокоит, и упрекаете себя, что больше печетесь об угождении наставникам, нежели Богу, что мысль о том, что вы всякий грех должны исповедывать мне, больше удерживает вас, нежели страх прогневать Господа; и в самое желание угодить Богу вкрадывается желание иметь свидетеля в людях. Эти помыслы ведут вас к самонадеянности. Не страха ли ради Божия вы каетесь во грехах перед Богом, имея свидетеля – служителя Его, которому вверены ключи решать и вязать. Это не есть ради угождения человеку, но более Богу. Святой Иоанн Лествичник в 4-й Степени пишет: «Душа, о исповеди грехов своих размышляющая, удерживается, как уздой, от беззакония, ибо мы не исповеданные нами преступления впредь как бы во мраке бесстыдно повторяем. Являемая язва не растравляется на горшее, но уврачуется». Это мнение противно вашему. Потому, хотя, как вам мнится, и боясь исповедать грех человеку, удерживаетесь от него, очищаете себя от страстей и грехов, то вы тут ничего не теряете, а приобретаете благочестие и спокойствие совести. Но гораздо смиреннее, а следовательно, и прочнее, не думая, что сами собой, но молитвами другого это получили; высоким же путем шедшие многие пали велием падением. Рассудите, страха ли ради моего вы удерживаетесь от грехов? Я не сердцеведец. Ежели вы что от меня и скроете, взыскивать с вас и обличать не буду, и нечего вам меня бояться; из этого видите, что страх Божий понуждает вас исповедывать грехи, а следовательно, и удерживаться от них, а не мой (прп. Лев, 20). За раскаяние твое да простит тебя Господь, и мы, недостойные, прощаем и разрешаем, но это – в некоторое только тебе утешение, впрочем, непременно должна сказать духовнику, хотя не так подробно, но прикровенно, ибо там исполняется чин и читается духовником разрешительная молитва (прп. Лев, 20). Что вы изволите вопрошать нашу худость с истинным откровением о прежних поползновениях, которые хотя и исповедывали духовникам, но бремя отягощений и от совести не облегчается, но обременяет и смущает, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

" ...Убийство Царской семьи - тяжелое бремя на народной совести, которая хранит сознание того, что многие наши предки, посредством прямого участия, одобрения или безгласного попустительства, в этом грехе повинны... " . " ...Мы снова свидетельствуем, что грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян... " . Из посланий Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 1993 и 1998 г.г. Ныне мы осознали, что именно за нераскаянность в страшных грехах вероотступничества и невозбранения цареубийства попущены на нашу страну великие и неисчислимые бедствия: гражданские и мировые войны, рассеяния, репрессии, уничтожение миллионов российских людей, блокада, голод, разорение храмов Божиих, расчленение страны, расточение ресурсов и богатств России, а главное - нравственное падение людей, армии и народа в целом. И сегодня повсеместно совершаются убийства, уносящие жизни тысяч людей. Это страшная трагедия нашего бытия - повод для самого серьезного раздумья. Этим спасительным для России шагом смиренной веры нашей и явится акт соборного покаяния в самом страшном грехе нашем, в котором повинны активно или пассивно все русские люди - в грехе бунтарства против самодержавной власти и невозбранения убийства нашего Царя, Помазанника Божия, происшедшего в день памяти святителя Андрея Критского, автора Великого покаянного Канона. В Отечественной нашей истории в смутное время при двух Патриархах святых Иове и Ермогене в 1607 году принесено было всенародное покаяние после содеянных грехов святотатства, клятвопреступления и цареубийства и произнесена Патриархом над народом разрешительная молитва. Этот исторический прецедент дает нам сегодня твердое основание верить в необходимость прощальной, разрешительной молитвы за грехи вероотступничества и попустительства цареубийства, к покаянию в которых призывают святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод в своих Посланиях 1993 и 1998 годов. Возлюбленные во Христе! Таким сокрушенным и смиренным сердцем принесем искреннее покаяние, к которому призвал нас дважды Патриарх наш! " Не будем более отлагать и ждать того дня, в который само покаяние не принесет нам никакой пользы " (св. Иоанн Златоуст). " Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения " (2Кор.6:2

http://ruskline.ru/analitika/2005/11/23/...

Скачать epub pdf Сребролюбие См. также: Деньги . 239; Жадность . 265; Клятвопреступление . 316; Молитва . 469; Молитва за умерших . 476; Молитва разрешительная . 508; Мудрость . 545. 1077. Монах, имевший две златницы, смущался в помыслах и получил от старца наставление, что неполезно монаху иметь золото См. также: Надежда . Брат спросил старца: “Благослови мне иметь у себя две златницы по немощи моего тела.” Старец, видя его произволение, что он желает удержать их у себя, сказал: “Имей.” Брат возвратился в келию, и начали тревожить его помышления, будто спрашивали: “Как ты думаешь, благословил ли тебе старец иметь деньги или нет?” Он опять пришел к старцу и спросил его: “Ради Бога, скажи мне истину, помышления смущают меня по поводу двух златниц.” Старец отвечал: “Я видел твое произволение иметь их, потому и сказал тебе: имей их, – хотя и неполезно иметь более, чем сколько нужно для тела. Две златницы составляют твою надежду, как бы Бог не промышлял о нас. Но может случиться, что ты утратишь их, тогда погибнет и твоя надежда. Возложи надежду на Бога, потому что Он печется о человеках.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 460. 48). 1078. Садовник, оставивший дела милосердия и начавший копить деньги, был наказан неизлечимой болезнью; когда он осознал свою вину и принес покаяние, Ангел исцелил его См. также: Ангел ; Болезнь ; Надежда . Старцы рассказывали о некоем садовнике, который, обрабатывая свой сад, все заработанное раздавал на милостыню, а себе оставлял только необходимое для пропитания. Впоследствии сатана вложил в его сердце помысл: накопи себе сколько-нибудь денег, чтоб было тебе на твои нужды, когда состаришься или заболеешь. Он начал копить и накопил монетами глиняный сосуд. После этого случилось ему заболеть: загноилась у него нога. Накопленные деньги он издержал на врачей, но врачи не могли оказать ему никакой помощи. Посетил его опытнейший врач и сказал: “Если не решишься на то, чтобы отнять часть ноги, то она вся сгниет.” Вследствие этого был назначен день операции. В ночь перед операцией садовник опомнился, начал приносить покаяние, воздыхать и плакать, говоря: “Помяни, Господи, милостыни, которые я прежде подавал, когда работал в своем саду и заработанные деньги отдавал больным.” Когда он говорил это, предстал ему Ангел Господень и сказал: “Где деньги, накопленные тобой? Где избранный тобой предмет надежды?” Садовник понял тогда, в чем заключалось его согрешение, и сказал: “Господи! Я согрешил. Прости меня. С этого времени больше не буду делать этого.” Тогда Ангел прикоснулся к его ноге, и она тотчас исцелилась. Врач, как и условились, пришел с железными инструментами, чтобы отнять ногу, и не нашел дома больного. На вопрос о садовнике ему ответили: “С раннего утра ушел работать в сад.” Врач пошел в сад и, увидя его копающим землю, прославил Бога, мгновенно даровавшего исцеление от болезни, не исцелимой человеческими средствами. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 485. 90).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010