Правила приема в Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия в 2009 году 14 августа 2009 г. 16:00 Настоящие правила утверждены Ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия архиепископом Волоколамским Иларионом 14 августа 2009 года. Правила приема в Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени св. равноапостольных Кирилла и Мефодия в 2009 году 1. Прием проводится по программам: 1) кандидатской (аспирантура), 2) докторской (докторантура) и 3) повышения квалификации и переподготовки. Обучение в аспирантуре и докторантуре проходит по очной и заочной формам, по программам повышения квалификации и переподготовки — только по очной. 2. В Общецерковную аспирантуру и докторантуру принимаются лица православного вероисповедания, являющиеся гражданами Российской Федерации или иных стран (стран СНГ, стран дальнего зарубежья), либо не имеющие гражданства, но имеющие необходимое разрешение на пребывание на территории Российской Федерации. В особых случаях в аспирантуру могут быть приняты представители иных христианских конфессий. 3. В очную аспирантуру (с отрывом от основного места службы в течение первого, а по необходимости — второго и третьего года обучения) принимаются лица не старше 35 лет, в заочную — не старше 45 лет. Поступающие на кандидатскую программу должны иметь высшее профессиональное образование (дипломированные специалисты или магистры), либо высшее религиозное образование. В докторантуру принимаются лица не старше 45 лет. Поступающие должны иметь либо степень кандидата богословия, либо ученую степень, предусмотренную системой государственной аттестации научных и научно-педагогических работников. 4. На программу повышения квалификации и переподготовки принимаются лица, состоящие на службе в общецерковных и епархиальных учреждениях, приходах, образовательных, научных и иных учреждениях Русской Православной Церкви, имеющие высшее профессиональное светское или религиозное образование.

http://patriarchia.ru/db/text/719897.htm...

28.05.2015 Выступление Предстоятеля Русской Церкви на церемонии вручения Патриаршей литературной премии имени святых Кирилла и Мефодия 2015 года 28 мая 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. По окончании представления номинантов Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом. 28 мая 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. По окончании представления номинантов Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие братья и сестры, дамы и господа! Я хотел бы всех вас сердечно приветствовать на церемонии вручения Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Пять лет минуло с того дня, как мы впервые встретились для награждения премией талантливых писателей. Примечательно, что пятая премия приходится на 2015 год, Указом Президента Российской Федерации объявленный Годом литературы. Значение литературы для развития нашей страны невозможно умалить. Русская духовная культура всегда была литературоцентрична. Конечно, это не значит, что у нас не развивались другие виды искусства, но тон задавался именно книжным словом. И в этой особенности нашей культуры — ее самобытная мощь. Человеческое общество способно существовать и развиваться только тогда, когда оно сохраняет наследие предшествующих поколений. Это наследие можно разделить на материальное и нематериальное. Каждый день мы пользуемся благами, созданными до нас: используем дороги и здания, живем в городах, отстроенных нашими предками. Эта материальная культура не только создает нашу среду обитания, но и дает нашему обществу основу для новых изобретений, предоставляя знания о технологиях и другую необходимую информацию для творчества. Ведь невозможно разработать, к примеру, новую модель автомобиля, не представляя устройство двигателя. Но есть и другой вид наследия. Это — наследие духовное. Нравственные ценности и идеалы, которые через века направляли наш народ по историческому пути, в особенности касающиеся мировоззрения русского человека и его национального самосознания, эти нравственные ценности и ориентиры были фундаментальными, основополагающими. Без них не было бы русской культуры, а в каком-то смысле — и русского человека и государства.

http://plp.izdatsovet.ru/news/vystupleni...

19.05.2016 Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Патриаршей литературной премии 2016 года 18 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. По окончании представления номинантов Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом. 18 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. По окончании представления номинантов Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом. Ваше Высокопреосвященство! Высокие представители государственной власти! Дорогие участники и гости церемонии избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия! Христос Воскресе! Сердечно всех вас приветствую в эти пасхальные дни и рад возможности снова увидеть замечательных представителей нашего писательского цеха, мастеров литературной критики, читателей, людей, для которых литература — это не просто слово и не просто название в перечне предметов школьных дисциплин. Литература имеет очень большое значение для духовной жизни человека. Именно поэтому и было принято, в далеком уже 2009 году, решение о создании церковной премии, которой бы поощрялись наши выдающиеся современники, писатели, вносящие особый вклад в духовное развитие наших людей, особенно молодежи, духовное воспитание нашего общества. Иногда, общаясь с разными людьми, в том числе с представителями нашей интеллигенции, иностранными любителями литературы, я слышу слова, с которыми никогда по-настоящему не соглашаюсь. Говорят об упадке русской литературы, об отсутствии ярких имен, о снижении роли литературы как культурного фактора в жизни людей. Не соглашаюсь, потому что имею опыт общения с теми нашими современными писателями, которые реально влияют на людей, произведения которых читают и которые вносят свой особый вклад в духовный и культурный мир страны.

http://plp.izdatsovet.ru/news/slovo-svya...

2. Присвоить данному календарю номер Издательского совета – ИС Р19-818-0645 4 .         Заявитель: Воронежская православная духовная семинария. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Свобода без Христа. Русские писатели и поэты о революции 1917 года» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Свобода без Христа. Русские писатели и поэты о революции 1917 года». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р19-818-0646 5 .         Заявитель: Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги А. И. Сидорова, А. Р. Фокина, П. К. Доброцветова «Патрология. Т. 1: Церковная письменность доникейского периода» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги А. И. Сидорова, А. Р. Фокина, П. К. Доброцветова «Патрология. Т. 1: Церковная письменность доникейского периода». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р19-818-0647 6 .         Заявитель: Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги Е. М. Верещагина «Современная библеистика в общедоступном изложении» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги Е. М. Верещагина «Современная библеистика в общедоступном изложении» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р19-818-0648 7 .         Заявитель: Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского совета 10 от 5 июля 2018 г.     ПРОТОКОЛ заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценке 5 июля 2018   I. Рассмотрение прошений о присвоении изданиям грифа Издательского Совета:   1 .         Заявитель: Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги В. В. Буреги, архим. Симеона (Томачинского) «Гомилетика» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги В. В. Буреги, архим. Симеона (Томачинского) «Гомилетика». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р18-810-0355   2 .         Заявитель: Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги митр. Илариона (Алфеева) «Что говорят нам Евангелия о Воскресении Христовом?» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги митр. Илариона (Алфеева) «Что говорят нам Евангелия о Воскресении Христовом?». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р18-810-0356   3 .         Заявитель: Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги митр. Илариона (Алфеева) «Проповеди. Т. 4. Избранные проповеди 2015-2016 гг.» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги митр. Илариона (Алфеева) «Проповеди. Т. 4. Избранные проповеди 2015-2016 гг.».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Глава 16. Просветители славян – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий Древние славяне. На севере от Византии, по рекам Двине, Висле, Днепру и Дунаю, на склонах Карпатских гор и Восточно-Европейской равнине расселились многочисленные славянские племена , тоже часто нападавшие на Византию. В V–VI вв. славяне прочно обосновались в таких провинциях Империи, как Фракия, Македония и Иллирия, занимавших большую часть Балканского полуострова. В VII в. Фракия и часть Македония были завоеваны болгарами – тюркским племенем, пришедшим с Волги. В 681 г. они образовали на Балканах свое государство. При этом болгары смешались с местным славянским населением, заимствовав их язык, но дав название новообразовавшейся нации. Западнославянские племена образовали свои государства – Польшу, Чехию и Моравию . А восточнославянские около 862 г. объединились в Древнерусское государство , имевшее центром сначала Новгород, а затем Киев. К этому времени многочисленное южнославянское население на Балканах – во Фракии, Македонии и Иллирии – уже имело свои государства. Помимо Болгарии это были Сербия и Хорватия . Внимание Церкви было обращено тогда на просвещение славянских народов, христианизация которых проводилась в течение IX–XI веков. Это стало призванием и трудом многих миссионеров, и прежде всего из числа монахов. Подвиг монашеской жизни подготовил многих праведников к труду проповеди языческим племенам. Много святых принесли в жертву свою жизнь в глухих дремучих лесах и горах, но проповедь их принесла свои плоды. Просвещение славянских народов продолжалось полтора века и стало возможным прежде всего благодаря трудам двух братьев– святых Кирилла (Константина) и Мефодия, которые составили славянскую азбуку и со своими учениками и ближайшими последователями перевели книги Священного Писания, богослужебную и другую церковную литературу на славянский язык. Святые Кирилл и Мефодий (Память 11/24 мая) Происхождение и воспитание . Город Фессалоники находится в Македонии (ныне Северная Греция), на восточном берегу Балканского полуострова. В IX в. он был оживленным торговым портом. В него прибывали корабли из дальних стран, привозили различные грузы и закупали в Фессалониках главным образом рабов из числа пленных, взятых во время постоянных войн со славянскими племенами. Славянские пленники ценились – рослые, сильные, по характеру добродушные. Многие из них в конце концов оставались в городе, выкупали себя на свободу, принимались за торговлю, оседали в Македонии. Славянская речь часто слышалась на улицах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Сортировать по Исключить новости Архиерей народов словенских Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 16 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 57, 2010 К 1025-летию со дня преставления равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского Создание в IX веке славянской письменности святыми равноапостольными братьями Мефодием (†885) и Кириллом и их учениками стало переломным моментом в истории не только отдельных славянских царств и княжеств, но без сомнения всей Европы. Священное Писание, богослужебная литература, номоканоны и многие другие тексты, написанные славянскими письменами, позволили многочисленным народам, в том числе русскому, приобщиться к богатейшей христианской культуре Византии; на основе этого в итоге сформировалась великая русская культура. В наши дни, когда привычка к чтению, впрочем, как и элементарные литературные навыки, считается совсем не обязательным и не важным аспектом жизни человека, зачастую невозможно оценить всё величие и масштаб дела солунских братьев. А между тем создание славянской письменности не только потребовало скрупулёзной интеллектуальной работы, но стало настоящим подвигом ради веры и истины, забывать о котором мы не имеем права. Деятельность равноапостольных Кирилла и Мефодия всегда вызывала живой интерес учёных 1 . Существует довольно много исследований различных аспектов их жизни и миссии в Моравии 2 и Паннонии 3 . Здесь речь пойдёт о равноапостольном Мефодии, хотя, разумеется, рассматривая его биографию, невозможно обойти вниманием равноапостольного Кирилла. Равноапостольный Мефодий родился в 20-х годах IX столетия в Фессалониках. Точный год его рождения неизвестен, впрочем, как неизвестно и то, было ли имя, запечатлённое в святцах, дано ему при крещении или в монашеском постриге 4 . Он был несколько старше равноапостольного Кирилла (род. 827), который в крещении был назван Константином. Отец братьев Лев занимал высокую военно-административную должность 5 и был без сомнения близок императорским кругам. На определённом этапе покровителем солунских братьев был знаменитый логофет 6 Феоктист.

http://pravmir.ru/arhierey-narodov-slove...

02.06.2023 Митрополит Климент: О лауреатах Патриаршей литературной премии Совсем недавно мы узнали имена новых лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия: протоиерей Владимир Вигилянский, Светлана Кекова, Валерий Хайрюзов. Совсем недавно мы узнали имена новых лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия: протоиерей Владимир Вигилянский, Светлана Кекова, Валерий Хайрюзов. Писатель может быть автором многих тысяч прекрасных строк, но, все-таки, каждый читатель среди всего написанного всегда будет находить что-то особенно близкое его сердцу, что отзывается ассоциациями или воспоминаниями, наводит на глубокие размышления, какие-то отрывки перечитывать много раз, получая несравнимое ни с чем другим литературное удовольствие. Я расскажу о строках и произведениях лауреатов Патриаршей литературной премии 2023 года, на которые отзывается мое сердце. Протоиерей Владимир Вигилянский написал немало строк на самые важные темы. На мой взгляд, одними из самых кратких, емких и сильных являются вот эти, сказанные в День Крещения Руси: «Вся история Руси – это незаживающая рана: распри, междоусобицы, более чем двухвековое иго, нашествия иноплеменных, предательства, войны, смуты, дворцовые интриги, самозванство, террористы, восстания, перевороты, революции, истребительные войны. Крещение Руси стало спасительной соломинкой, не дававшей окончательно погибнуть стране и народу. Какое счастье, что князь Владимир принял христианство и дал возможность людям обрести истинную веру! Сколько раз она спасала народ! Знаю, что вера спасает его сейчас и будет спасать в будущем!» В этих строках сконцентрировалось все: и история, и современность, и надежда на будущее. Действительно, любой знающий нашу непростую историю человек подтвердит: и войны тяжелые были, и междоусобная брань, и долгое иго, и смуты разных времен. И столько принималось не самых лучших и верных решений, проводилось реформ, совершалось не самых достойных поступков на самых разных уровнях. И трудности были, и беды всенародные, и трагедии, унесшие множество жизней. И отчаяние подступало не раз, когда казалось, что надежды нет и помощи ждать неоткуда. И именно вера не давала этому отчаянию поддаться. Потому что рядом с народом был Тот, на чью помощь всегда можно рассчитывать, Кто не оставит, как бы мы ни были грешны и виновны сами, Кто может сохранить и землю, и страну – это Бог.

http://plp.izdatsovet.ru/news/mitropolit...

23.06.2023 Митрополит Климент: Все зависит от нас самих У номинанта Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Анатолия Юрьевича Аврутина есть строки, которые напоминают человеку о том, что он пожнет то, что посеял. У номинанта Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Анатолия Юрьевича Аврутина есть строки, которые напоминают человеку о том, что он пожнет то, что посеял. Они актуальны всегда, а в наше время особенно. И мы уйдем… И это нас не вспомнят. И это наше дело предадут. И мебель нашу выбросят из комнат, Порывы осмеять не преминут. Многие ли из нас, живущих сегодня, вспоминают своих прадедов и прабабушек, не говоря уж о еще более далеких предках? Многие ли бережно хранят семейные фотографии, показывают их детям и внукам и рассказывают, кто на них? Многие ли готовы продолжать и развивать какие-то хорошие начинания, оставленные ими нам? К сожалению, нет. И если родственники – внуки и правнуки этих людей – не вспомнят о них, то вполне закономерно будет что и их самих в будущем не вспомнят. Это будет вполне закономерным результатом того, какой пример был им преподан в свое время. Смеются сегодня люди над какими-то представлениями, словами, поступками, чертами характера своих предков. Так кто же будет виноват, если так же насмешливо и даже пренебрежительно выросшая молодежь будет отзываться о нашем времени. Вспоминаю одну историю. Все наследство Петра Михайловича и Марии Феодоровны досталось одному внуку, хотя была еще внучка и даже сыновья. Но пожилые люди все, что у них было, еще при жизни завещал ему, в том числе две квартиры. Скончался Петр Михайлович, и Мария Феодоровна осталась в одной квартире, а в другую заселился внук. Соседка по той квартире однажды звонит Марии Феодоровне и говорит: внук и его друг выбрасывают мебель из квартиры через окно. Именно так: через окно. Квартира была на втором этаже, ему было жаль платить деньги за вынос мебели, сам выносить не хотел. Вот он и нашел «выход»: выбрасывать в окно. Мебель в квартире была хорошая, даже были отдельные предметы старинные, сделанные из дуба. Она им досталась от их родителей. Отдавая квартиру внуку, они думали, что он все сохранит. А вышло иначе, внук даже не спросил бабушку, которая была еще жива, какую ценность имеет все то, что осталось в квартире. Он решил сделать евроремонт, и все старое ему не нужно. Если сегодня внук так поступает, то чему удивляться, когда и его потомки через десятилетия повторят подобное?

http://plp.izdatsovet.ru/news/mitropolit...

25.01.2022 Митрополит Климент: Отличительные черты номинантов Подходит к завершению время выдвижения кандидатов на Патриаршую литературную премию имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия XI сезона.  Подходит к завершению время выдвижения кандидатов  на Патриаршую литературную премию имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия XI сезона.  В мае будут названы новые имена лауреатов. Авторитет премии растет, и в этом году увеличена ее денежная составляющая. Сегодня мне хочется вспомнить о творчестве тех, кто был в «коротком» списке прошлого года. Звание номинанта премии — это тоже свидетельство высокой оценки произведений, созданных опытными писателями, поэтами, драматургами. Анатолий Григорьевич Байбородин открывает читателям сложный, неоднозначный, многоцветный мир героев. Это люди, имеющие не только достоинства, но и слабости. Порой они проявляют себя с худшей стороны. Как же разглядеть в душе человека, который принес другим людям немало бед, добрые черты и поверить в его способность покаяться? В повести Анатолия Григорьевича «Не родит сова сокола» показан старик, живущий в городе и работающий дворником. Раньше односельчане звали его Гошей Хуцаном и могли вспомнить о нем много недоброго. Прошло время. В разговоре с Иваном Краснобаевым старик с добром отзывается о матери этого человека: «Ксюша — великая труженица, всех вас вырастила, выкормила, на ноги поставила, да и тоже настрадалась с вашим тятькой». Иван не отрицает правды в словах старика, но не может поверить в то, что «дядя Гоша» изменился, поэтому чувствует к нему только брезгливую жалость. И все же есть в сердце сомнения: «Нельзя же человека бесконечно судить за былые прегрешения. Кто без греха?! Лишь Господь… Опять помянулся разбойный Кудеяр, у коего …грехи страшнее и смертнее, чем у Гоши…, а ведь покаялся». Произведения Анатолия Байбородина напоминают человеку о том, что не стоит торопиться с выводами в отношении других людей, осуждать их заранее. Каким бы ни казался порочным человек, его внутреннее устроение знает только Бог. Господь не желает смерти грешника, но хочет, чтобы тот обратился от греха и был жив (ср. Иез. 33:11), поэтому любой человек может перемениться к лучшему.

http://plp.izdatsovet.ru/news/mitropolit...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010