ЦВ 3 (352) февраль 2007 /  14 февраля 2007 г. О литургическом творчестве и " православных заговорах " Мы публикуем сокращенную версию выступления Людмилы Медведевой, зав. отделом богослужебных книг Издательского Совета Русской Православной Церкви, на конференции «Современные проблемы православного книгоиздания». Своим выступлением я хочу попытаться ответить на вопрос, почему Издательский Совет Русской Православной Церкви не выпускает сам и не считает нужным способствовать распространению среди народа сборников молитв «на всякую потребу» и «во всякой немощи». Мы не можем запретить издателям выпускать какие-либо книги: у нас нет на это полномочий. Труды других издателей мы рассматриваем, если они к нам обращаются. Мы не навязываем свою точку зрения, но если нас спрашивают — отвечаем. ...В конце 2006 года в Издательский Совет поступил на рецензию довольно интересный проект. Составители, люди очень искренние, хотели сделать книжицу, по которой охотники и рыболовы могли бы молиться перед выходом на свой промысел. Однако при рассмотрении текста выяснилось, что часть из предлагаемых читателям «молитв» является на самом деле старинными заговорами на удачную охоту и рыбную ловлю, взятыми составителями из неких ученых изданий. Приведу пример: «(Для удачи на охоте.) Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного (имярек), аминь. Ложусь я, раб Божий (имярек), ввечеру, поздно на поздно благословясь и перекрестясь; встаю я, раб Божий, раным-нарано, и умываюсь триденной водой, и утираюсь шитым, браным, тонким полотенцем; пойду я, раб Божий (имярек), из избы дверями, из двора воротами; пойду во чисто поле, в широко раздолье, в зелену дубраву, и стану я эту збрую ставить на белых и на ярых зайцев. Как же катятся ключи, притоки во единый ключ, так бы катились и бежали всякие мои драгоценные звери: серые, ушастые, долгохвостые волки, и черные медведи, и красные бурнастые лисицы, и белые и ярые зайцы и зайни (зайчихи); назад бы они не ворочались, а посторонних бы не бегали. Позади носят Михаил архангел и Гавриил архангел святою своею небесною силою. Во веки веков, аминь. Создай, Господи, благополучие. (Сей заговор глаголи трижды.)»

http://e-vestnik.ru/analytics/o_liturgic...

1) Итак, и в том уже св. церковь виновна стала, по мнению Денисова, что священник, обручая брачущихся перстнем, который напред положен был (как требует и старопечатный Потребник) на св. престоле, воображает сим перстнем крест на брачущихся! Но сие действие оправдывается сказанным в Прологе марта 12, что без крестного знамения никакая тайна не совершается. Если крестному знамению усвояется такое значение в совершении таинств, то и в обручении брачущихся священник справедливо, с приглашением имени Св. Троицы, предограждает их знамением креста, и обвинять за сие действие св. церковь может разве только неверующий в крестную силу. А что об этом действии не говорится в старопечатных Потребниках, это не дивно, ибо в старопечатных Потребниках, изданных ранее 7147 (1639) года, не показано и стихов, с которыми священник должен подавать перстни обручающимся, которые уже потом в Потребнике 7147 года напечатаны. Здесь говорится: «Посем священник, взем перстни от святыя трапезы, подает златый убо мужеви, сребряный жене. И дая мужеви глаголет: обручается раб Божий (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь. Таже и жене дает, глаголя: обручается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь». Вот какие приглашения в чине обручения при подании перстней обручаемым, не находящиеся в прежде изданных Потребниках, внесены в напечатанный при патриархе Иоасафе Потребник. Если этих необходимых приглашений при обручении не находилось в изданных прежде 1639 года Потребниках, то удивительно ли, что в старопечатных Потребниках не упоминается и об осенении при сем обручаемых знамением креста? И можно ли за прибавленное патриархом Иоасафом наставление подавать обручаемым перстни с именем Святой Троицы обвинять его в нововнесении, а тем паче в ереси и делать за сие разделение с церковию? Такого обвинения и сам Денисов не сделал и не мог сделать: как же он дерзает обвинять св. церковь за изображение над брачущимися крестного знамения перстнями? Именуемые старообрядцы скажут: не за то Денисов обвиняет церковь, что на брачущихся совершается крестное знамение, но за то, что оно совершается перстнем, а не рукою с известным перстосложением? Ответствуем: в разных тайнодействиях знамение креста изображается различными относящимися к ним орудиями и веществами: к крещении при помазании елеем крест начертывается перстом, в миропомазании и елеопомазании – спицею, в омовении св. мира, совершаемом губою, губою же изображается крестное знамение. А когда обручальные перстни удостаиваются положения на св. престол и с преподанием их приглашается имя Святой Троицы, то почему же Денисову противно именно сим перстнем действуемое изображение крестного знамения?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Молитвы Архангелу Гавриилу Молитва 1-я О святый Архангеле Гаврииле! Всеусердно молим тя, настави нас, раб Божиих (имярек), к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере нашей, укрепи и огради души наша от искушений прельстительных и умоли Создателя нашего о отпущении грехов наших. О святый великий Гаврииле Архангеле! He презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем, в веце сем и в будущем, но присно помощник нам явися, да непрестанно славим Отца и Сына и Святаго Духа державу и твое предстательство во веки веков. Молитва 2-я Святый великий Архангеле Гаврииле! Божию Престолу предстояй и озарением от Божественнаго света осиянный, ведением же непостижимых таин o превечней премудрости Его просвещенный! Всеусердно молю тя, настави мя к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере моей, укрепи и огради душу мою от искушений прельстительных, и умоли Создателя нашего o отпущении грехов моих. O, святый великий Гаврииле Архангеле! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе o помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но присно помощник мне явися, да непрестанно славлю Отца и Сына и Святаго Духа державу и твое предстательство во веки веков. Аминь. Молитва 3-я Из древней рукописи O, святый Архангеле Божий Гаврииле, присно предстояй Престолу Всевышняго, прерадостный благовестниче и усердный споспешниче нашего спасения! С свойственным тебе милосердием приими сие хвалебное пение, от нас недостойных тебе приносимое. Исправи молитвы наша, и приноси я, яко фимиам, на Небесный Олтарь кадильный; озари умы наша светом познания таин спасительныя веры нашея; воспламени сердца наша любовию ко Христу Спасителю нашему, обрати и укрепи желания наша на спасительный путь Евангельских Его заповедей; да в сем веце тихо и благочестно поживем во славу Божию, в будущем же не лишимся вечнаго Царствия Божия, еже получити да сподобимся благодатию Христа Бога нашего, ходатайством Пречистыя Его Матере, Пренепорочныя Девы Марии и твоими многомощными ко Господу Богу o нас молитвами, и да прославим с тобою и прочими безплотными силами небесными и всеми святыми Единаго во Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Архангел Гавриил " .

http://pravicon.com/info-1035

Рубрики Как крестить человека в экстремальной ситуации? 1 мин., 09.09.2022 Поделиться Вопрос читателя: Расскажите, пожалуйста, как надо правильно окрестить ребёнка маме самостоятельно, в случае экстренном? Как правильно читать формулу Крещения? Что вообще надо сделать? Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Протоиерей Андрей ЕФАНОВ Здравствуйте! В экстремальной ситуации, когда речь идет о том, что человек может умереть, не покрестившись, его может крестить любой христианин. Не обязательно священник, не обязательно родственник — любой! И если счет идет на часы и минуты (например, в реанимации или где-то еще), не нужно медлить и ждать. Если речь о взрослом человеке — нужно только его согласие (или знать точно, что человек хотел креститься), если речь о ребенке — то его просто крестим. Для крещения человека лучше иметь с собой святую воду. Если святой воды нет — просто воду. Если вообще невозможно достать воду, то без воды. Чтобы окрестить, достаточно произнести крещальную формулу: «Крещается (крестится) раб Божий (раба Божия) имярек (тут назвать имя) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь!». Перед каждым словом «аминь» человека (например, ребенка) погружаем в воду. Если это невозможно (человек взрослый или ребенок в больнице), то возливаем воду на голову того, кого крестим. Если воды нет, просто произносите формулу, и все. Как только формула произнесена трижды, человек крещен с тем именем, которое Вы произносили. С этого момента его можно поминать на литургии (см. Что такое записка «на проскомидию»? ). Если человек выжил, нужно прийти в храм и попросить священника дополнить Крещение Миропомазанием (см. Что такое миропомазание? ). С Богом! Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Единоразово Ежемесячно Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Как может быть отпевание покойника и крещение младенца в одном месте? 19.02.2024 18.02.2024 18.02.2024 16.02.2024 12.02.2024 07.02.2024 22.01.2024 Запомнить меня Δ Подписаться на e-mail рассылку Подписаться Наверх

http://foma.ru/kak-krestit-cheloveka-v-j...

в) При отречении сатаны во всех Потребниках повелевается крещаемому руце имети горе, а при обещании Христу – руце имети долу; в Потребнике же, напечатанном при патриархе Иосифе, повелевается, напротив, руце имети долу при отречении сатаны, а горе при обещании Христу. г) В Потребнике Иоасафовском 7144 (1636) года, как и во всех предшествовавших, положено в ектениях на крещении только двенадцать прошений; а в Потребнике того же патриарха Иоасафа, напечатанном в 7147 (1639) году, прибавлено к ним еще шесть прошений. д) Помазание крещаемого елеем в Потребниках первых пяти патриархов повелевается совершать единым перстом; а в Номоканоне, напечатанном при патриархах Иоасафе и Иосифе, в правиле 199-м, положено о сем следующее повеление: «возми масла стопкою треми персты и помажи отроча по всех удех». Какому же наставлению должны были следовать священники, – наставлению Потребников, или наставлению Номоканона, изданных одними и теми же патриархами? е) Даже относительно самого погружения крещаемого в воду старопечатные книги дают различные наставления. В Иоасафовском Потребнике 7144 (1636) года, как и в Потребниках предшествовавших изданий, напечатано: «таже крещает приходящего, глаголя: крещается раб Божий, имярек, во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь». А в Потребнике того же п. Иоасафа, издания 7147 (1639) года, и в изданном тем же патриархом Номоканоне (прав 199) и потом уже в Иосифовском Служебнике (1647 года) к третьему приглашению «и Святого Духа» прибавлены слова: «и ныне и присно и во веки веком». Вот видишь, .даже в самом существенном действии при совершении таинства Крещения старопечатные книги представляли несходство, и служившие по ним священники должны были различно произносить слова при погружении кресаемого в воду. А кроме того в Служебниках, изданных при патриархе Иове и после Иова, в междупатриаршество, находится и такое, в последствующих изданиях Потребников уже не встречаемое, наставление иерею: «аще ли болен (младенец), то надобно быти в купели воде теплой, и погрузит (священник) его в воде по выю и возливает ему на главу воду от купели десною рукою 3-жды, глаголя: крещается раб Божий» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Новозаветное Крещение . Собственно же Таинство Крещения было установлено Христом перед Его Вознесением, когда Он сказал ученикам: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28; 19, 20). Вообще, все существующие в Церкви Таинства установлены непосредственно Христом, но в Евангелии Он ясно говорит только о трех важнейших: Крещении, Причащении и Покаянии. Из слов Господа, сказанных им в ночной беседе Никодиму, ясно, что Таинство Крещения имеет исключительное значение для человека: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше (Ин. 3; 5-7). Совершитель Таинства Крещения В обычных жизненных обстоятельствах Таинство Крещения совершают епископы и священники Православной Церкви. В этом случае Таинство будет совершаться в полном соответствии с описанным ниже чинопоследованием. Но Таинство Крещения — единственное из семи Таинств Православной Церкви, — которое при определенных обстоятельствах может совершить и диакон, и псаломщик, и мирянин, и даже женщина. Это может произойти в случае реальной угрозы жизни крещаемого (например, при опасной болезни ребенка). Но совершить Крещение и в этом случае можно только соблюдя необходимые условия. Мирянин, который будет крестить в вышеописанных обстоятельствах, должен: 1) быть верующим христианином; 2) правильно произнести  тайносовершительные слова : «Крещается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца (первое погружение), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святаго Духа (третье погружение), аминь»; 3) совершить три погружения крещаемого в воду в те моменты тайносовершительной молитвы, которые указаны во втором условии. Если крещенный мирянином (при соблюдении трех условий) человек умирает, совершенное Таинство считается действительным и это дает право поминать умершего за богослужением как полноправного члена Церкви Христовой. Если же он выздоравливает, то его Крещение должно быть дополнено совершением над ним Таинства Миропомазания.

http://pravmir.ru/tainstvo-kreshheniya-2...

Далее приводятся несколько святоотеческих свидетельств, опровергающих аргумент проф. Н. Д. Успенского . Цитируются творения св. Кирилла Иерусалимского (†396), св. Амвросия Медиоланского (†397), св. Иоанна Дамаскина (†777) и сопоставляются с приведёнными в статье проф. Н. Д. Успенского фрагментами из Пасхазия Радберта (785–860) [ с. 8–9 ]. “Думается, – заключает автор послания, – не нужно особой проницательности, чтобы заметить, можно сказать, глобальное сходство тезисов Пасхазия Радберта, западного богослова IX века, и святых отцов IV века” [ с. 10 ]. Далее приводятся мысли о действительном явлении Тела и Крови Христовых в таинстве Евхаристии св. Кирилла Иерусалимского и св. Григория Нисского, стремящихся путём аналогий уяснить тайну Преложения [ с. 11–12 ]. Автор цитирует творения св. Амвросия Медиоланского об изменении природы элементов Евхаристии, приводит учение об этом западного богослова VI века Евсевия Эмиссенского и его современника Ремигия [ с.13–14 ]. В последующем изложении отец Андрей Юрченко останавливается на уяснении данного у св. Иоанна Дамаскина образного сравнения горящего угля в видении Исаии и евхаристического хлеба. Он приводит цитату из статьи проф. Н. Д. Успенского , в которой последний понимает приведённый св. Иоанном Дамаскиным образ в смысле неизменяемости природы евхаристического хлеба. Отец Андрей Юрченко разъясняет мысль св. Иоанна Дамаскина его же словами в других местах его творения и показывает, “что преп. Иоанн Дамаскин ясно и определённо говорит об изменении природы евхаристических элементов, о преложении их в Таинстве” [ с. 15–20 ]. Следующим принципиальным моментом в работе отца Андрея Юрченко является отмечаемое им мнение проф. Н. Д. Успенского о неполноте присутствия Спасителя в таинстве Евхаристии, ограничиваемое присутствием только (условных) Плоти и Крови Господних. “Поэтому, – говорит проф. Н. Д. Успенский, – в Православной Церкви священник, преподавая святое Причастие, говорит: “Причащается раб Божий [имярек] честнаго и святаго Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа…”, но не: “Причащается раб Божий [имярек] Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа…”

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sarych...

В помазании крещаемого елеем потребники первых пяти патриархов повелевают совершать оное единым перстом, а в Номоканоне, напечатанном при патриархах Иоасафе и Иосифе, в правиле 199 положено о сем следующее повеление: «возми масла стопкою треми персты, и помажи отроча по всех удех». Даже в наставлениях относительно самого погружения крещаемого в воду старопечатные книги представляют различие. В Иоасафовском Потребнике 1636 г. и в Потребниках предшествовавших изданий напечатано: «Таже крещает приходящего глаголя: крещается раб Божий, имярек во Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь». В Потребнике же Иоасафовском 1639 г. в последовании младенческого крещения и в чине приятия от ересей, также в Номоканоне (пр. 199) и в Иосифовском Служебнике 1647 г. к третьему приглашению: «и Святаго Духа» прибавлены слова: «и ныне и присно и вовеки веком». А в Служебниках Иовлевском и изданном между патриаршества находится и такое, не встречаемое в Потребниках следующих изданий наставление иерею: «Аще ли болен (младенец), то надобно быти в купели воде теплой, и погрузит его в воде по выю, и возливает ему на главу воду от купели десною рукою 3-жды, глаголя: крещается раб Божий» и проч. О всех этих и подобных различиях старопечатных книг в чине крещения Денисов умалчивает, аки бы они и не существуют, а за малые различия исправленных Потребников в сем чине с старопечатными обвиняет св. церковь . Старообрядцы скажут, что различия в старопечатных книгах касаются не сущности таинства. Но точно так же и отличия новоисправленных Потребников с старопечатными не представляют никакого изменения в сущности таинства. Чтобы видеть это яснее, рассмотрим указанные самим Денисовым изменения новопечатных книг в чине крещения. Во-первых, он указывает на то, что в новоисправленных книгах положен чин воцерковления, которого в старопечатных Потребниках нет, и за сие нововнесение обвиняет церковь . Ответствуем. В Потребнике 1636 г. и в предшествующих его изданиях не положено чина «аще жена извержет младенца», а в Потребнике 1639 года чин сей положен. Можно ли и сам Денисов решился ли бы за это обвинять церковь российскую времён патриарха Иосифа, что в 1639 г. внесено им в Потребник новое чиноположение? Если невозможно, то тем паче невозможно обвинять церковь православную за чин воцерковления младенца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

          Все знают, что в конце жизни Толстой был в поиске. Он все-таки понял, хоть и очень-очень тяжело, это решение Церкви. Это доказывает его приход перед смертью в Оптину пустынь, к старцу Амвросию. Там он хотел исповедаться. Но старец Амвросий, конечно, не хотел навязываться – как и Церковь никому не навязывается. И Толстой не попал к старцу Амвросию. Около двух часов он гулял перед его кельей, но не попал к старцу. Это грустная история – со Львом Толстым…           - Владыка, у нас звонок от телезрителей: «Сегодня я была на поминках, и стол, конечно, был не постный. А день постный. Я спиртное не пила, но пришлось все равно съесть суп, второе и пирог. Правильно ли я поступила, или нет, и что мне теперь делать?»           - Хорошо было бы, чтобы вы со своим духовником об этом поговорили, который следит за вашей духовной жизнью. Все-таки мы знаем, какой порядок по уставу церковному на дни поста. Надо соблюдать пост, как Типикон прописывает. Но если случится, как у вас, потом надо и исправиться, побольше попоститься.           - То есть надо сходить к своему духовнику, исповедаться, наверное…           - Да, сходить к своему духовнику, исповедаться.           - Татьяна Ивановна из Екатеринбурга спрашивает: «Муж татарин. Прожили вместе 33 года. Зарегистрированы, но не венчаны. Муж не знает, крещен он или нет. Как можно это узнать? И венчаться он тоже не против». Можно ли им венчаться?           - Конечно, можно венчаться. Если муж не знает, крещеный или нет, тогда нужно найти какое-то свидетельство, что он крещен. А если нет, тогда можно, чтобы батюшка его крестил. Тогда говорится при Крещении: «Аще не крещен, крещается раб Божий имярек». После Крещения, конечно, им надо венчаться. Венчание никогда не поздно. Венчание – благословение Божие. У меня так случалось, что я венчал людей и в 80 лет.           - Они не говорили, что их привело в 80 лет венчаться?           - Знаете, очень разные случаи бывают. Вот одного человека забрали немцы во время войны в Германию. Осталась жена дома. И он долго оставался за границей. Не хотел возвращаться в Югославию во время коммунизма. Так прошло 30 лет. Я познакомился с ним, когда учился в Греции. Он мне рассказал, что он без венчания и не видел свою невесту 30 лет. Они пожили, может быть, несколько месяцев вместе. Я ему сказал: «Вот, дорогой, ты должен». Он говорит: «Ну, как же? Старую клячу венчать?». – «А нет, для этой святыни ты молодой, тебе 20 лет. Ты должен». И когда пришла его жена, мы их обвенчали. В маленькой церквушке это было. Очень интересно. Он был такой толстый, она была маленькая, очень симпатичная. Она еще живет, но он умер. Царство ему Небесное.

http://pravoslavie.ru/37152.html

Вопрос «отрекаешься ли ты от сатаны?» и ответ «отрекаюся!» повторяются трижды. После чего священник говорит: «Дуни и плюни на него». Так выражается презрение к сатане, который бессилен причинить вред христианину. Затем человек приносит обет о сочетании Богу. И читает Символ Веры, как подтверждение своей веры во Христа. После этого происходит собственно крещение. Оно начинается с освящения воды. Этот чин очень похож на освящение воды в праздник святого Богоявления. Священник трижды благословляет воду и крестообразно помазывает ее кисточкой с освященным маслом – елеем. Он молится о том, чтобы на эту воду сошла благодать Святой Троицы, и чтобы эта благодать отогнала все наветы видимых и невидимых врагов. Затем священник, обмакнув кисточку в елей, рисует крест на лбу для освящения ума, на глазах, ноздрях, ушах, губах – для освящения чувств, на груди – для освящения сердца, на руках и ногах – для освящения дел и поступков. Затем крещаемый троекратно погружается в воду или обливается ею со словами: «Крещается раб Божий, (имярек), во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь». По словам святого Кирилла Иерусалимского – купель для нас – это и гроб, и колыбель. В Таинстве крещения человек, умирая для греха, рождается для новой, Вечной жизни. Из купели крещенных детей принимают крестные родители. Затем священник надевает на новых христиан нательный крестик и белую рубашку – обновленному человеку нужна и новая одежда. Далее совершается Таинство миропомазания. Священник помазывает миром лоб, глаза, ноздри, уши, губы, грудь, руки и ноги, и всякий раз произносит: «Печать Дара Духа Святого, аминь». При этом крещенный получает Дары Святого Духа, так же, как их получили апостолы в день Пятидесятницы. Поэтому этот день для крестившегося человека становится малой пятидесятницей, как его иногда называют. Эти благодатные Дары Духа Святого делают человека Сыном Божиим, то есть дают ему возможность духовно возрастать, самосовершенствоваться и достигать святости. Священник вместе с только что крещенными и их восприемниками, держащими в руках зажженные свечи, трижды обходят вокруг купели – торжествуя победу над грехом и смертью. С этого момента и начинается жизнь человека в Церкви.

http://sedmitza.ru/text/413861.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010