1) Итак, и в том уже св. церковь виновна стала, по мнению Денисова, что священник, обручая брачущихся перстнем, который напред положен был (как требует и старопечатный Потребник) на св. престоле, воображает сим перстнем крест на брачущихся! Но сие действие оправдывается сказанным в Прологе марта 12, что без крестного знамения никакая тайна не совершается. Если крестному знамению усвояется такое значение в совершении таинств, то и в обручении брачущихся священник справедливо, с приглашением имени Св. Троицы, предограждает их знамением креста, и обвинять за сие действие св. церковь может разве только неверующий в крестную силу. А что об этом действии не говорится в старопечатных Потребниках, это не дивно, ибо в старопечатных Потребниках, изданных ранее 7147 (1639) года, не показано и стихов, с которыми священник должен подавать перстни обручающимся, которые уже потом в Потребнике 7147 года напечатаны. Здесь говорится: «Посем священник, взем перстни от святыя трапезы, подает златый убо мужеви, сребряный жене. И дая мужеви глаголет: обручается раб Божий (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь. Таже и жене дает, глаголя: обручается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь». Вот какие приглашения в чине обручения при подании перстней обручаемым, не находящиеся в прежде изданных Потребниках, внесены в напечатанный при патриархе Иоасафе Потребник. Если этих необходимых приглашений при обручении не находилось в изданных прежде 1639 года Потребниках, то удивительно ли, что в старопечатных Потребниках не упоминается и об осенении при сем обручаемых знамением креста? И можно ли за прибавленное патриархом Иоасафом наставление подавать обручаемым перстни с именем Святой Троицы обвинять его в нововнесении, а тем паче в ереси и делать за сие разделение с церковию? Такого обвинения и сам Денисов не сделал и не мог сделать: как же он дерзает обвинять св. церковь за изображение над брачущимися крестного знамения перстнями? Именуемые старообрядцы скажут: не за то Денисов обвиняет церковь, что на брачущихся совершается крестное знамение, но за то, что оно совершается перстнем, а не рукою с известным перстосложением? Ответствуем: в разных тайнодействиях знамение креста изображается различными относящимися к ним орудиями и веществами: к крещении при помазании елеем крест начертывается перстом, в миропомазании и елеопомазании – спицею, в омовении св. мира, совершаемом губою, губою же изображается крестное знамение. А когда обручальные перстни удостаиваются положения на св. престол и с преподанием их приглашается имя Святой Троицы, то почему же Денисову противно именно сим перстнем действуемое изображение крестного знамения?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

ЦВ 3 (352) февраль 2007 /  14 февраля 2007 г. О литургическом творчестве и " православных заговорах " Мы публикуем сокращенную версию выступления Людмилы Медведевой, зав. отделом богослужебных книг Издательского Совета Русской Православной Церкви, на конференции «Современные проблемы православного книгоиздания». Своим выступлением я хочу попытаться ответить на вопрос, почему Издательский Совет Русской Православной Церкви не выпускает сам и не считает нужным способствовать распространению среди народа сборников молитв «на всякую потребу» и «во всякой немощи». Мы не можем запретить издателям выпускать какие-либо книги: у нас нет на это полномочий. Труды других издателей мы рассматриваем, если они к нам обращаются. Мы не навязываем свою точку зрения, но если нас спрашивают — отвечаем. ...В конце 2006 года в Издательский Совет поступил на рецензию довольно интересный проект. Составители, люди очень искренние, хотели сделать книжицу, по которой охотники и рыболовы могли бы молиться перед выходом на свой промысел. Однако при рассмотрении текста выяснилось, что часть из предлагаемых читателям «молитв» является на самом деле старинными заговорами на удачную охоту и рыбную ловлю, взятыми составителями из неких ученых изданий. Приведу пример: «(Для удачи на охоте.) Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного (имярек), аминь. Ложусь я, раб Божий (имярек), ввечеру, поздно на поздно благословясь и перекрестясь; встаю я, раб Божий, раным-нарано, и умываюсь триденной водой, и утираюсь шитым, браным, тонким полотенцем; пойду я, раб Божий (имярек), из избы дверями, из двора воротами; пойду во чисто поле, в широко раздолье, в зелену дубраву, и стану я эту збрую ставить на белых и на ярых зайцев. Как же катятся ключи, притоки во единый ключ, так бы катились и бежали всякие мои драгоценные звери: серые, ушастые, долгохвостые волки, и черные медведи, и красные бурнастые лисицы, и белые и ярые зайцы и зайни (зайчихи); назад бы они не ворочались, а посторонних бы не бегали. Позади носят Михаил архангел и Гавриил архангел святою своею небесною силою. Во веки веков, аминь. Создай, Господи, благополучие. (Сей заговор глаголи трижды.)»

http://e-vestnik.ru/church/o_liturgiches...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Молитвы Архангелу Гавриилу Молитва 1-я О святый Архангеле Гаврииле! Всеусердно молим тя, настави нас, раб Божиих (имярек), к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере нашей, укрепи и огради души наша от искушений прельстительных и умоли Создателя нашего о отпущении грехов наших. О святый великий Гаврииле Архангеле! He презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем, в веце сем и в будущем, но присно помощник нам явися, да непрестанно славим Отца и Сына и Святаго Духа державу и твое предстательство во веки веков. Молитва 2-я Святый великий Архангеле Гаврииле! Божию Престолу предстояй и озарением от Божественнаго света осиянный, ведением же непостижимых таин o превечней премудрости Его просвещенный! Всеусердно молю тя, настави мя к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере моей, укрепи и огради душу мою от искушений прельстительных, и умоли Создателя нашего o отпущении грехов моих. O, святый великий Гаврииле Архангеле! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе o помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но присно помощник мне явися, да непрестанно славлю Отца и Сына и Святаго Духа державу и твое предстательство во веки веков. Аминь. Молитва 3-я Из древней рукописи O, святый Архангеле Божий Гаврииле, присно предстояй Престолу Всевышняго, прерадостный благовестниче и усердный споспешниче нашего спасения! С свойственным тебе милосердием приими сие хвалебное пение, от нас недостойных тебе приносимое. Исправи молитвы наша, и приноси я, яко фимиам, на Небесный Олтарь кадильный; озари умы наша светом познания таин спасительныя веры нашея; воспламени сердца наша любовию ко Христу Спасителю нашему, обрати и укрепи желания наша на спасительный путь Евангельских Его заповедей; да в сем веце тихо и благочестно поживем во славу Божию, в будущем же не лишимся вечнаго Царствия Божия, еже получити да сподобимся благодатию Христа Бога нашего, ходатайством Пречистыя Его Матере, Пренепорочныя Девы Марии и твоими многомощными ко Господу Богу o нас молитвами, и да прославим с тобою и прочими безплотными силами небесными и всеми святыми Единаго во Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Архангел Гавриил " .

http://pravicon.com/info-1035

Хор: И духу твоему. Диакон: Главы ваши пред Господом преклоните! Хор: Тебе, Господи. Священник: Господи Боже наш, от язык предобручивый Церковь деву чистую, благослови обручение сие, и соедини, и сохрани рабы Твоя сия в мире и единомыслии. Священник: Господи Боже наш, Церковь из всех народов девой чистою с Собою предобручивший, благослови это обручение, и соедини и сохрани этих рабов Твоих в мире и единомыслии. Тебе бо подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Лик: Аминь. Хор: Аминь. Таже взем священник перстни, дает первее мужу златый, таже сребряный жене. И глаголет мужу: Обручается раб Божий, имярек, рабе Божией, имярек, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Затем священник, взяв перстни, дает сперва мужу золотой и говорит ему: Обручается раб Божий (имя) с рабою Божией (имя), во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. (трижды) И при этом [трижды] начертывает перстнем крест на голове его. Таже и жене глаголет: Обручается раба Божия, имярек, рабу Божию, имярек, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Затем, взяв серебряный, говорит и жене: Обручается раба Божия (имя) с рабом Божиим (имя), во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. (трижды) И егда речет на едином коемждо трижды, творит крест перстнем на главах их: и налагает я на десных их перстех. Таже изменяет перстни новоневестных восприемник. И когда скажет каждому эти слова трижды, начертывая крест перстнем на главах их, он надевает им перстни на персты правой руки. Затем восприемник [трижды] обменивает перстни новобрачных. Диакон: Господу помолимся. Лик: Господи помилуй. Диакон: Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Священник произносит следующую молитву Господи Боже наш, отроку патриарха Авраама сшествовавый в средоречии, посылая уневестити господину его Исааку жену, и ходатайством водоношения обручити Ревекку открывый. Сам благослови обручение рабов Твоих, сего имярек, и сея имярек, и утверди еже у них глаголанное слово: утверди я еже от Тебе святым соединением.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledova...

Если младенец уже крещен, слова в квадратных скобках пропускаются. [И аще младенец крещен есть, творит иерей воцерковление, аще же ни, творит сие по крещении. Молитвам же зде творит отпуст.] (И, если младенец уже крещен, священник совершает воцерковление. Если же нет, делает это после Крещения, а здесь произносит отпуст.) Воцерковление новокрещенного Таже прием священник отроча, начертавает крест им пред враты храма, глаголя: Затем священник, взяв младенца, начертывает им Крест пред вратами храма, говоря: Воцерковляется раб Божий, имярек, [или: раба Божия, имярек,] во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Воцерковляется раб Божий (имя), (или раба Божия, имя), во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь. Таже вводит е во храм, глаголя: Внидет в дом Твой, поклонится ко храму святому Твоему. Затем вводит его во храм, говоря: Войду в дом Твой [Господи ], поклонюсь пред храмом святым Твоим. И входит посреде храма, глаголя: Воцерковляется раб Божий: И входит в середину храма, говоря: Воцерковляется раб Божий: Таже глаголет: Посреде церкве воспоет Тя. Затем говорит: Посреди Церкви воспою Тебя. Таже вводит пред дверьми жертвенника, глаголя: Воцерковляется раб Божий: Затем подводит его к вратам жертвенника, говоря: Воцерковляется раб Божий: И вводит е во святый жертвенник, аще будет мужеский пол: аще же женский, даже до Царских врат, глаголя: И, если младенец будет мужского пола, вводит его во святой жертвенник; если же женского, то доводит до царских врат, говоря: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,/по глаголу Твоему с миром,/яко видеста очи мои спасение Твое,/еже еси уготовал пред лицем всех людей,/свет во откровение языков/и славу людей Твоих Израиля. Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка,/по слову Твоему, с миром,/ибо видели очи мои спасение Твоё,/которое Ты уготовал пред лицом всех народов:/свет во откровение язычникам/и славу народа Твоего, Израиля. И священник творит, яко обычай, отпуст. Затем: “Слава Тебе, Христе Боже:” и обычный дневной отпуст. [В греческом Требнике положен отпуст праздника Сретения Господня: В объятиях праведного Симеона быть носимым благоволивший нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш: с обычным упоминанием святых храма и дня.]

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/molitvy-r...

Владимирский собор 1274 года осудил укоренившуюся было практику, сводящую Миропомазание и помазание елеем во время Крещения в одно действие. Отцы собора постановили совершать их отдельно и когда это положено в чинопоследовании Таинств. В XV веке во время совершения Таинства пелся псалом «Блажени, имже оставишися беззакония» и кроме вышеуказанных частей тела помазывалось иногда «на сердце, на чреве и на плечах». Затем следовало облачение новокрещенного в срачицу и верхнюю одежду со словами: «Одевается раб Божий, имярек, одеждою веселия и возрадования». В XVI веке к частям тела, которые помазываются в современном чине Таинства, прибавлялись «сердце, чрево и плечи». Приготовление и освящение Мира Святое Миро – благовонный состав, насчитывающий, по разным источникам, от 35 до 75 элементов 18 , среди которых: елей, белое виноградное вино, стиракса; ладаны – росный, простой белый и черный; мастика, сандарак, розовые цветы, трава базилика; корни – фиалковый, белый, имбирный, калганный, кардамонный; масло мускатное густое, бальзам перувианский, терпентин (скипидар) венецианский; благовонные масла – бергамотовое, лимонное, лавандовое, гвоздичное, богородской травы, розмаринное, лигниродийное, розовое, коричневое, майоранное, померанцевое и мускатное жидкое; смирна, толченый мрамор 19 и др. Обилие составляющих миро элементов символизирует многообразие христианских добродетелей. Мироварение . Варили и освящали Миро для совершения Таинства только сами апостолы, а несколько позже право мироварения было дано поставленным ими епископам. Те в свою очередь стали рассылать сваренное Миро священникам, использовавшим его при совершении Таинства Миропомазания. Миро стали приготовлять по образцу того благовонного состава, которым в ветхозаветную эпоху помазывались цари (И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его (Саула – ред.) и поцеловал его, и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего ( 1Цар. 10; 1 )) и пророки, а также священники для Иерусалимского Храма. В Русской Церкви были традиционные места приготовления святого Мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Примечание второе. Если же они («пессимистические богословы») возразят, что святые на соборе каком-то говорили, что нельзя крестить после смерти – и это верно. Нельзя брать мертвые тела некрещёных умерших людей и, обливая их святой водой, произносить крещальную формулу: «Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь и Святого Духа, аминь». Но в данном случае речь не о таком крещении ( чине крещения) – а о смиренной просьбе к Господу «окрестить младенца в море щедрот Своих» (это молитва митрополита Григория Постникова, жившего в 19-м веке), которая совершается с земными поклонами и милостыней в честь некрещённого младенца (абортированного или выкидыша). Тут возможно уместно привести слова профессора В.В.Медушевского: «Никакого чина, только смиренная просьба любящей матери, исправляющей свою ужасную ошибку». Примечание третье. Если уже доводы о естественности любви матери к своему ребёнку, которая (любовь) умерла после аборта и должна быть восстановлена покаянием, молитвой за него (убиенного младенца) и милостыней не трогает сердца тех православных, которые поддались на ложь богословов «пессимистического лагеря» и считают, что это какая-то прелесть и ересь молиться матери и отцу о своём загубленном некрещёном младенце, то хотя бы может они вразумятся словами иерея Даниила Сысоева (тоже частично принадлежащего «пессимистическому лагерю»): «Их кровь (абортированных) вопиет к Небу об отмщении». И из страха Божия начнут молиться за своих детей, ведь многие беды в стране и мире именно по причине абортов нераскаянных, неотмоленных, без принесённых плодов покаяния – в виде восстановления любви родителей к убиенным детям и изменения их вечной участи. А если уж начнут массово молиться за своих убиенных абортами детей в своем роду, то бесы сделают все возможное, чтобы на законодательном уровне запретить аборты и чтобы не молились за этих некрещеных младенцев. И да поможет нам в этом Господь. Владимир Станиславович Урусов , инженер, публицист, Таджикистан Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/16/o_...

Рим 8. 19–23). Минуций Феликс утверждает: «Нам также нужно дожидаться весны нашего тела» (expectandum nobis etiam et corporis ver est). Эта эсхатологическая весна тела и, шире, всего физического творения является уже присутствующей реальностью в духовной материальности таинств. Совершитель или деятель в Таинствах. Согласно вселенскому святоотеческому преданию, греческому и латинскому, истинным совершителем каждого Таинства всегда является Сам Христос, невидимо, но действенно присутствующий посредством Святого  Духа. Это явствует из литургической практики Православной Церкви. Совершая таинства, священнослужитель никогда не употребляет местоимение «Я». Он говорит не «Я крещаю тебя», но «Крещается раб Божий»; не говорит «Я рукополагаю тебя», но «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует благоговейнейшаго иподиакона (имярек) в диакона» (и так же в случае поставления в другие священные степени). Как говорит епископ Богу во время рукоположения диакона: «Не бо в наложении рук моих, но в посещении богатых Твоих щедрот дается благодать достойным Тебе». Хотя Петр Могила действительно в своем Требнике употребляет в таинстве покаяния латинскую формулу «Я разрешаю тебя», это нельзя рассматривать иначе, как отклонение от подлинной сакраментальной традиции Православной Церкви. Вера в то, что истинным совершителем всех таинств является Христос, особенно ясно проявляется в Божественной литургии. Прежде первого благословения диакон говорит священнику: «Время сотворити Господеви» — то есть время действовать Господу (καιρος του ποιησαι τω Κυριω: цитата из Псалма 118. 126). Литургия — это, так сказать, не только слова, но и действия; более того, это не столько наше действие, сколько действие Господа. Истинным Служителем в каждой Евхаристии всегда является Христос, единственный Первосвященник; мы же, священнослужители и миряне, — не более чем Его сослужители. О том же ясно говорится в молитве, которую читает священник во время Херувимской песни: «Ты — приносящий и приносимый».

http://patriarchia.ru/db/text/321210.htm...

Ирмос: Света податель и веков Творец, Господи, во свете Твоих повелений наставь нас: ибо кроме Тебя, иного Бога, не знаем и не исповедуем. Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего. Умертвишася и во дно адово поползнувшагося возведи, Боже, преступление того заглаждая; на Кресте бо грехи наша пришел еси омыти честною Кровию Своею, Христе, Искупителю всяческих. Умертвившегося и во дно адово ввергнутого возведи, Боже, преступления того заглаживая; на Кресте же грехи наши пришел омыть честною Кровью Своею, Христе, Искупитель всех. Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего. Спасти нас пришедый, Христе Боже, приими ныне и наша недостойная моления о рабе Твоем (имярек) , да муки вечныя избавиши, помилован будет с нами, Спасителю Преблагий. Спасти нас пришедший, Христе Боже, прими ныне и наши недостойные моления о рабе Твоём (имярек), да избавишь от мук вечных, помилован да будет с нами, Спаситель Преблагий. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Молим Тя, Слове Божий, аще и дерзновенно сие, прогнева бо Тя раб Твой (имярек) , обаче благодатию Твоею умоляем, не возгнушайся молитв наших и помилуй нас, вкупе вси бо повинны есмы пред Тобою, Всесвятый Владыко. Молим Тебя, Слово Божие, даже если и дерзновенно это, прогневал же Тебя раб Твой (имярек), но благодатью Твоей умоляем, не возгнушайся молитв наших и помилуй нас, вкупе все же повинны пред Тобою, Всесвятой Владыко. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Под кровом Твоим, Мати Божия, спасаются вси надеющиися на Тя: Твоим заступлением защити и нас, и сподоби со дерзновением неосужденно молити Сына Твоего о живот свой скончавших безнадежно (имярек) . Под кровом Твоим, Матерь Божия, спасаются все надеющиеся на Тебя: Твоим заступлением защити и нас, и сподоби с дерзновением неосужденно молить Сына Твоего о жизнь свою скончавшем безнадежно (имярек). Песнь 6 Ирмос: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи. Ирмос: В бездне греховной находясь, призываю непостижимую бездну милосердия Твоего: от гибели, Боже, меня возведи.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-o-sam...

Глагол обуити – обуяти является отыменным образованием от имени прилагательного буй, которое в старославянском языке значило: «глупый, лишенный смысла» (ср. русские омонимы: буй, буйный). Глагол обуяти – обуити выражал два основных значения: 1) «Лишать смысла, делать безумным». Например, в Минее 1096 г.: «Мудрость обуиль еси елиньскую» (л. 21); 2) «Терять силу, становиться бессодержательным». Например: «Аще соль обуяеть, чимь осолиться» (Евангелие Mamф. V, 13 ) (Срезневский, 2, с. 561; ср. также с. 558). Глагол обуяти перешел в русский язык из старославянского, но он проник и в народную речь. Ср. в сборнике «Русская баллада». В песне «Молодец просит ночлега у травки»: Молодец на коне недомогает, Кручина да молодца обуяла. (с. 147) В песне «Девушка успокаивает испуганного молодца»: Пристигала молодца ночка темная, Ночка темная, ночь осенняя, Ночь осенняя, ночь последняя, Обуяла молодца во сыром бору. (с. 150) В песне «Муж недоросток»: На десятый-от денечек Тоска обуяла, Тоска-скука обуяла, Пошла побывала. (с. 214) Обуять- «лишить ума, сил, воли» («Объяснение старинных и областных слов», с. 479) 226 . В формулах народных заклинаний часто встречается и бесприставочный глагол буять. Проф. Н. И. Барсов в своей заметке «К литературе об историческом значении русских народных заклинаний», подчеркивая западноевропейское влияние на стиль русских заклинаний, писал: «Там, на синем море-окияне, на острове Буяне, свободно происходят те любовные похождения, которые невозможны в стране господства Домостроя. ”Тут-то ходил, тут-то гулял, тут-то буял, тут-то искал раб божий имярек“. В заклинаниях, относящихся к этому циклу, сине-море олицетворяется. На спрос раба божия, пришедшего сюда гулять и буять, сине-море с притворною скромностью отвечает: ”о раб божий, имярек, и ты, раба божия, имярек! Где тут быти, где гуляти, где буяти? Тут, раб божий, и черный ворон костей не занесет“. Но раб божий, имярек, таким ответом не смущается и настойчиво заклинает, чтобы силою неведомою, действующею на сине-море-окияне и на острове Буяне, его душечка к нему преклонилась всем сердцем, душою и телом, всею правдою, во всяк день и во всяк час, во дни и нощи...»

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010