Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. Н. Николаев. Литография. 1877 г. Владимир Николаевич (19.02.1847, г. Царское Село (ныне Пушкин) - 11.11.1911, Киев), архитектор. Род. в мещанской семье. Образование получал в рисовальной школе Петербургского об-ва поощрения художеств (60-е гг. XIX в.), с 1864 г.- в имп. Академии художеств (ИАХ), где учился у Р. Б. Бернгарда, Д. И. Гримма, А. И. Резанова. Во время учебы удостоен поощрительной медали за расчет церковных сводов. В 1867-1868 гг. являлся помощником архит. акад. И. М. Федюшкина на строительстве ц. во имя арх. Михаила с приделом во имя св. Иоанна Предтечи в дер. Вышегороде (ныне Дедовичский р-н Псковской обл., 1863-1873; строилась при участии архитекторов А. И. Долотова, И. С. Богомолова). Заказчиком оригинальной красно-кирпичной шатровой постройки по типу восьмерик на четверике в московско-ярославском варианте рус. стиля был владелец соседнего имения полковник П. И. Бибиков. Под рук. Гримма в 1870 г. Н. участвовал в сооружении памятника имп. Екатерине II в С.-Петербурге, в следующем году служил в конторе по постройке дворца вел. кн. Владимира Александровича. В 1871 г. окончил ИАХ с большой серебряной медалью (проект концертного зала) и со званием классного художника 3-й степени. В 1872 г. вступил в Петербургское об-во архитекторов. В том же году технический директор нового пивного завода инженер А. Ф. Термен пригласил Н. в Киев для строительства заводских корпусов акционерного Об-ва пивоваренных заводов Киева (совр. ул. Фрунзе, 41, пивзавод «Подол»). С мая 1872 г. до конца жизни Н. проживал в Киеве. Он занимал должности городского (1873-1887) и епархиального (9 февр. 1875-1898) архитектора. С 1875 г. по поручительству Бернгарда руководил работами по укреплению здания Владимирского собора (архитекторы А. В. Беретти, П. И. Спарро, И. В. Штром), которое дало трещины. Под его руководством было закончено сооружение собора (вчерне в 1882) и выполнен проект внутренней отделки в рус. стиле, который одобрило Церковно-археологическое общество, однако реализована была художественная программа А. В. Прахова (1882-1896). За работы в соборе Н. был награжден орденом св. Владимира 4-й степени, что дало ему право на потомственное дворянство (имел чин действительного статского советника). В числе др. наград Н.- орден св. Анны 3-й степени и знак Красного Креста за строительство больниц и приютов (1877). В 70-х гг. XIX в. с ознакомительной целью посетил Германию. В 1880 г. был удостоен серебряной медали выставки Юго-Западного края за художественные изделия из терракоты, изготовленные на собственном заводе.

http://pravenc.ru/text/2565618.html

Участники курсов для епархиальных фотографов 19 мая 2015 г. 11:34 Курсы для епархиальных фотографов завершились круглым столом «Фотография как миссия» В Москве в Галерее классической фотографии в рамках завершающего мероприятия курсов повышения квалификации для епархиальных фотокорреспондентов состоялся круглый стол на тему «Идите проповедуйте всем народам»-фотография как миссия», на котором организаторы и участники занятий, а также известные фотографы — Георгий Колосов, Алексей Мякишев и др. подводили итоги семидневной учебы и размышляли о задачах современной фотографии в Церкви.   Каждый, кто берет в руки фотокамеру с целью показать красоту богослужения, рассказать о каких-то церковных событиях: о крестном ходе или о приходском празднике, сам того не осознавая становится миссионером. И качество этой миссии, ее результат зависит не только от профессиональных навыков фотографа, но и от того, какую идею он вкладывает в свою работу, в свое служение, насколько он внутренне свободен. По мнению директора Департамента работы с коллекциями Галереи классической фотографии Константина Бенедиктова,  миссия для православного фотографа - это прежде всего преданность своему призванию. «Для каждого из нас важно находиться внутри творческого процесса, который не только поддерживает и развивает, но и помогает глубже проникать в суть вещей, лучше видеть и понимать людей, - отметил он. - И нужно определённое мужество, чтобы оставаться в этой профессии, на доходы от которой не прожить, но в этом тоже часть миссии». Известный фотограф Георгий Колосов видит миссию как встречу одного человека с другим, способного средствами фотоискусства рассказать о своей вере. В способности с помощью фотографии «перекинуть мост» от своей души к душе другого и поделиться открывшейся ему радостью познания Бога. Ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин уверен, что одной из ключевых составляющих миссии в фотографии — умение выразить свою благодарность Богу, т. к. это одна из основ свидетельства о Христе: «Если мы не будем говорить визуальными  средствами о благодарности, мы не сможем что-то существенное сказать о нашей вере». По словам фотографа Алексея Мякишева каждому автору важно определить, что для него есть миссия и суметь совместить это со своим творчеством. Но для слушателя курсов Елены Чистовой (Тверская епархия) сделать это не сложно, если творчество фотографа христоцентрично, если Христос - главный ориентир и вектор его жизни.

http://e-vestnik.ru/culture/krugliy_stol...

Молитвенное правило      Итак, молитва для православного христианина — это беседа, общение с Богом. Обращение к Господу в молитве — потребность души верующего человека, недаром святые отцы называли молитву дыханием души. Исполняя ежедневное молитвенное правило, нужно помнить о двух вещах. Первое . Ежедневная молитва потому и называется правилом, что обязательна к исполнению. Каждый православный христианин молится утром и перед сном; он молится и перед едой, а после еды благодарит Бога. Христиане молятся перед началом всякого дела (работы, учебы и др.) и по его окончании. Перед началом работы читается молитва «Царю Небесный...» или специальные молитвы на начало всякого дела. По окончании дела обычно читается молитва Богородице «Достойно есть». Все эти молитвословия содержатся в православном Молитвослове. Итак, в молитвенной жизни должна быть регулярность и дисциплина. Ежедневное молитвенное правило нельзя пропускать и молиться только тогда, когда захочется и будет настроение. Христианин — воин Христов, в крещении он принимает присягу на верность Господу. Жизнь всякого воина, солдата называется службой. Строится она по особому распорядку и уставу. И православный человек также несет свою службу, совершая молитвенное правило. Эта служба Богу проходит по уставам Церкви. Второе , о чем следует помнить, исполняя правило: нельзя превращать ежедневную молитву в формальное вычитывание положенных молитвословий. Бывает, что священнику на исповеди приходится слышать: «Начал читать утренние молитвы и только на середине понял, что читаю вечернее правило». Значит, чтение было чисто формальным, механическим. Оно не дает духовных плодов. Чтобы исполнение правила не превратилось в формальную вычитку, нужно читать его не торопясь, лучше вслух или вполголоса, вдумываясь в смысл молитвы, стоя благоговейно — ведь мы предстоим Самому Богу и разговариваем с Ним. Собираясь молиться, нужно собрать себя, успокоиться, отогнать все житейские мысли и попечения. Если во время чтения молитв пришло невнимание и посторонние помыслы и мы перестали обращать внимание на читаемое, нужно остановиться и начать читать молитву заново, уже с должным вниманием.

http://pravoslavie.ru/103901.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИБУШИН Андрей Алексеевич (23.11.1855, г. Устюжна Новгородской губ.- 26.01.1929, Рыбинск), регент и учитель пения. В 7-летнем возрасте мальчика с хорошим голосом (дискант) и отличным слухом заметил учитель церковноприходской школы, к-рый взял его в хор и стал заниматься с ним. В период учебы в уездном уч-ще Г. пел в соборном хоре г. Устюжны, где в то время регентом был диакон Разумовский. Положение Г. в хоре с годами менялось - от певчего до помощника и регента (1875-1876). После окончания уездного уч-ща в 1871 г. и до переезда в Рыбинск работал вольным писцом в Устюжинской мещанской управе, а также в конторе пароходства тихвинского купца - сначала в Устюжне, затем в С.-Петербурге. Здесь состоялось знакомство с регентом митрополичьего хора Г. Ф. Львовским . Переехав в Рыбинск в 1877 г., Г. занял место писца в уездном по воинской повинности присутствии, затем секретаря в присутствии по крестьянским делам (1878-1900), впосл. секретаря в канцелярии Рыбинской городской управы (1900-1906). Но не эта работа стала смыслом его жизни: уже в 1877 г. он стал регентовать в ц. Казанской иконы Божией Матери. Хор с молодым талантливым дирижером был замечен, и его стали приглашать на поздние обедни в Спасо-Преображенский собор для пения на левом клиросе. Когда правый хор распался, староста собора в 1878 г. предложил Г. место регента. Он принял это предложение, не оставляя в то же время регентской работы в Казанской ц. (до 1911). В течение 40 лет он руководил соборным хором и приобрел широкую известность в Верхневолжском регионе. Хор состоял из 30-40 певчих, причем первоначально по традиции пели мальчики и мужчины, но с 1907 г. регент стал вводить жен. голоса. В репертуаре хора были произведения Д. С. Бортнянского , прот. Петра Турчанинова , А. Л. Веделя и мн. др. авторов, вплоть до А. Д. Кастальского , А. Т. Гречанинова и С. В. Панченко . Исполнительский уровень хора позволял Г. регулярно давать духовные и светские концерты не только в Рыбинске, но и в др.

http://pravenc.ru/text/166475.html

Нужна ли пастырям психиатрия? Часть 1 2 февраля 2021 г. 14:31 В декабре 2020 года Издательство Московской Патриархии выпустило руководство для священнослужителей по пастырской психиатрии доктора медицинских наук, профессора, заместителя директора Научного центра психического здоровья Российской академии наук, профессора кафедры практического богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета В.Г. Каледы. Редакция сайта ПСТГУ попросила В.Г. Каледу рассказать о своей книге, которая явилась плодом многолетнего преподавания курса основ психиатрии студентам богословского факультета ПСТГУ. Где тонкая грань между душой и нервной системой? Мешает ли психическое расстройство спасению души? Как относятся к психиатрии святые отцы и современные старцы? На эти и другие вопросы отвечает В.Г. Каледа в первой части интервью. — Василий Глебович, студенты богословского факультета и Богословского института нашего Свято-Тихоновского университета на определенном этапе помимо основной учебной программы обязаны выбрать несколько спецкурсов. В годы моей учебы складывалось впечатление, что наиболее популярным и посещаемым был курс «Пастырской психиатрии», который уже на протяжении многих лет ведете Вы. Я тогда выбрал суровые дисциплины по догматике, поэтому теперь так хочется восполнить пробелы в знаниях и начать с основного вопроса: чему может научить будущего священника человек, который занимается медициной? — Всем нам постоянно приходится сталкиваться с людьми, у которых есть проблемы. По данным, которые приводит Центр психического здоровья РАН — основное место моей работы, — примерно 14% населения и в нашей стране, и в мире имеют какие-то психические отклонения, психические расстройства. Сюда входят достаточно распространенные различные депрессии, пограничные психические расстройства, так называемые эндогенные заболевания (биполярное аффективное расстройство, шизофрения и др.), расстройства аутистического спектра, входят возрастные отклонения в старческом возрасте, различные формы олигофрении, которые отмечаются с раннего детского возраста, то есть очень широкий спектр расстройств. Но из людей с такими расстройствами только около 6% нуждается в помощи психиатра. При этом, по данным некоторых экспертов Всемирной организации здравоохранения, психическое расстройство имеет чуть ли не 30% населения Земного шара. На мой взгляд, эти цифры излишне завышены. Но в любом случае цифры говорят о том, что расстройства встречаются очень часто.

http://patriarchia.ru/db/text/5765128.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ (Болотов Дмитрий Михайлович; 9.03.1837, дер. Барыковка Епифанского у. Тульской губ.- 25.11.1907, Оптина пуст.), иером., худож., иконописец, фотограф. Из дворянского рода, правнук А. Т. Болотова . В 1854 г. поступил в АХ вольноприходящим учеником, учился в мастерской проф. исторической живописи А. Т. Маркова. Его сокурсниками были К. Е. Маковский , В. В. Верещагин , И. И. Шишкин, К. В. Лемох, А. И. Корзухин. Экспонировать свои работы начал на академических выставках в 1863 г. Был награжден 2 большими и 2 малыми серебряными медалями, в т. ч. в 1862 г. большой серебряной медалью за конкурсный рисунок «Моисей иссекает воду из скалы» (ТМИИ). В 1865 г. окончил академию со званием классного художника 3-й степени, в 1868 г. ему была присвоена 2-я, в 1870 г.- 1-я степень. В 1876 г. написал портрет И. К. Айвазовского (Научно-исслед. музей Рос. АХ в С.-Петербурге) и претендовал на звание академика, но не получил его. Д. М. Болотов. Автопортрет. 80-е гг. XIX в. (ТМИИ) Д. М. Болотов. Автопортрет. 80-е гг. XIX в. (ТМИИ) Болотов жил в С.-Петербурге, давал уроки живописи, в т. ч. вел. князьям и княжнам. Работал преимущественно в портретном жанре маслом, акварелью, пастелью и карандашом; писал стихи. В числе его произведений этого периода - автопортрет 1866 г. (ГРМ), неск. детских портретов 1861-1862 гг. (ТМИИ), портреты В. П. Аваева (1878, ТОКГ), М. Н. Поливанова (1881, Ульяновский обл. худож. музей), А. М. Решетова (1882, ТГОМ) и др. Его работы хранятся в музеях С.-Петербурга, Тулы, Ульяновска, Зарайска, Пензы, Новосибирска, Твери. Еще во время учебы в академии Болотов стремился к монашескому образу жизни, но считал, что сначала нужно подготовиться к нему в миру. В его дневниковых записях 50-70-х гг. XIX в. отразились глубокие религ. размышления. Он читал творения св. отцов, делал выписки из них. В 70-х гг. XIX в. начал писать иконы в живописном стиле. Болотов посетил схим. Амфилохия Реконского , и тот предсказал ему, что он будет монахом. Познакомился с прп. старцем иеросхим. Амвросием (Гренковым) , духовной дочерью к-рого была сестра Болотова схиигум. София (Астафьева) , первая настоятельница Шамординской Казанской общины (впосл. мон-рь). В 1886 г. по благословению прп. Амвросия Болотов поступил в Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пуст. 2 апр. 1887 г. причислен к братству Иоанна Предтечи скита при Оптиной пуст. 4 дек. 1899 г. пострижен в монашество, 19 янв. 1900 г. посвящен во диакона и во иерея Калужским еп. Макарием (Троицким) . В мон-ре исполнял живописное послушание, часто вел беседы с паломниками, его неоднократно отпускали в мир с целью проповеди.

http://pravenc.ru/text/171244.html

Сретенская Духовная Семинария организует конференцию «Перспективы гуманитарно-богословских исследований» Москва, 12 апреля 2016 г.      Научно-богословская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспективы гуманитарно-богословских исследований» Время проведения: 30-31 мая 2016 года Место проведения: 1 день - Исторический парк на ВДНХ (павильон 57),                               2 день - Сретенская духовная семинария , г. Москва, ул. Б. Лубянка, 19. К участию приглашаются студенты светских и духовных ВУЗов, аспиранты, молодые ученые в возрасте до 35 лет. Организатор конференции — Сретенская Духовная Семинария Русской Православной Церкви В рамках конференции состоятся: пленарное заседание, работа тематических секций под руководством преподавателей СДС, МГУ им. М.В. Ломоносова, ПСТГУ, экскурсии по историческому парку и Сретенской семинарии, награждение авторов лучших докладов. Все участники получат сертификат об участии. По результатам конференции будет издан сборник тезисов в электронном и печатном виде. Тематические секции: Как стать докладчиком или слушателем конференции До 20 мая желающие стать докладчиками присылают: 1) заявку на участие, 2) тезисы выступления, 3) презентацию. В заявке указываются: ФИО, дата рождения, учебное заведение и направление обучения (или место работы), текущий статус, выбранная секция, тема выступления, мобильный телефон, адрес электронной почты, информация о научном руководителе: ФИО, вуз, должность, научное звание, адрес электронной почты. Тезисы включают точную формулировку темы, текст доклада на 1,5-2 страницах (А4, шрифт Times New Roman, кегль 12, интервал 1), список литературы. Сноски (оформляются по правилам гарвардской системы цитирования). К тезисам должна прилагаться презентация (PowerPoint Microsoft), в которой отражаются ключевые идеи и результаты исследования. Отбор тезисов производится экспертной комиссией в составе преподавателей СДС и др. ВУЗов на конкурсной основе. Главными критериями отбора являются актуальность, научная новизна и научная значимость представляемого в докладе исследования. Лучшие доклады будут включены в пленарное заседание. Слушатели конференции до 23 мая присылают заявку с указанием ФИО, места учебы/работы, телефона, интересующей секции. Количество слушателей ограничено. Контакты организаторов: Заявку, тезисы, вопросы по организации конференции присылать на электронную почту: sno_sds@mail.ru По другим вопросам можно обращаться: Алексей Мигальников, секретарь оргкомитета: migalnikov1990@gmail.com, +7-926-331-47-17 Константин Белый, координатор оргкомитета и СНО СДС: signboard3kb@mail.ru 12 апреля 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/92376.html

— Новая система вступила в действие с этого года. Как же быть с теми, кто уже отучился в семинарии год, два, три? Их тоже перевели на новую систему или же московские духовные школы работают одновременно в двух системах — в прежней для тех, кто уже отучился какое-то время и в новой для тех, кто поступил в этом году? Как, в таком случае, удается распределять нагрузку преподавателей? — Дело в том, что переход на новую образовательную систему происходит постепенно, и еще в прошлом учебном году уже имели место ряд изменений в составе преподаваемых дисциплин, формах аттестации и др., причем не только в бакалавриате, но и в магистратуре. Однако во всей полноте новая система начинает функционировать с этого учебного года; при этом четвертый и пятый курсы семинарии, а также третий курс академии продолжают заниматься по прежним учебным планам. Распределение нагрузки преподавателей в такой ситуации — это не только дело, но настоящий подвиг для учебной части. — В своей колонке от 18 сентября Вы упомянули о проблеме послушаний. Так же ли актуальна она была и так же ли остро воспринималась в годы Вашей учебы? Как будет обстоять дело с послушаниями в нынешнем году? Почему нельзя выделить какие-то определенные часы для физической работы, которые не будут совпадать со временем занятий, лекций? — Если можно было бы выделить определенное время для послушаний, как это сделано, например, в Смоленской духовной семинарии, это было бы идеальное решение проблемы. Но дело в том, что Московские духовные школы — очень большая семья, которая требует существенных усилий для жизнеобеспечения. И это не только «физическая работа»: есть множество иных послушаний, которые забирают на себя немалую часть времени студентов. Некоторые послушания, например, хоровое пение, по своей сути являются частью богослужебной практики; однако когда по причине спевок студент пропускает лекции — на мой взгляд, это неправильно и не может быть ничем оправдано. — В чем суть новой системы контроля, которая, как Вы писали, «предполагает независимый от преподавателя и объективный срез знаний и умений учащегося в начале, середине и конце изучаемого курс»? Значит ли это, что письменные работы, сочинения и устные ответы полностью заменят тестами? Или предполагается что-то другое?

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1651471...

Алексей Веселов : Что вдохновило вас, отец Леонид, заняться толкованием Шестоднева? О. Леонид: Тема происхождения окружающего нас мира интересовала меня, можно сказать, с детства, как, видимо, многих. В середине 50-х годов в журнале «Юный техник» я прочел замечательную статью о Большом Взрыве «развернувшем» нашу Вселенную, о возникновении галактик, звёзд и планет. Статья удивила меня. В ней я увидел, как человеческое знание может дерзать на раскрытие глубочайших тайн окружающего нас мира, в том числе касающихся начала его бытия. Оказалось возможным говорить о Вселенной в целом, вовсе не вечной и беспредельной, как нас учили в школе, а имевшей во времени начало и вполне ограниченный размер. Дальнейший интерес к происхождению всего бытия «грела» научная фантастика и множество научно-популярных статей, публиковавшихся в начале шестидесятых годов. Расхожим в то время был также миф о научном прогрессе, приносящим счастье человечеству. На этом душевном движении и возникло решение стать физиком, чтобы обязательно «разобраться» с тайной тяготения. «Программу» эту я в какой-то мере выполнил, окончив физфак Университета по специализации теоретическая физика. А дипломная моя работа была посвящена одной из тайн тяготения — гравитационным волнам. В годы учебы были не только шумные молодежные споры «физиков и лириков», характерные для тех лет, но и встречи с выдающимися, как я сейчас понимаю, учеными. Были и удачные пробы собственной научной работы на стыке физики с другими науками, завершившиеся публикациями. Вскоре, однако, как видимо и у многих моих современников, пришло понимание, что в несовершенном и противоречивом мире наука сама по себе не только не принесет счастье человечеству, но и может создать угрозу для его бытия. С этого момента мой интерес к фундаментальным исследованиям стал более осмотрительным. Хотя мой приход в Церковь в какой-то мере и явился результатом разочарования в возможностях науки, но он не был связан с толкованием повествования первых глав Книги Бытия. Более того, в первые годы моей церковной жизни я позаимствовал от кого-то идею о полумифологическом их содержании, позицию, напоминающую подход В.И. Ильина. Другое понимание этих глав пришло внезапно, в конце 80-х годов, когда я уже преподавал в воскресной школе для взрослых при Покровском монастыре. Одна из слушательниц, решившая читать Библию «с самого начала», обратила моё внимания на очевидные формально-логические противоречия в Шестодневе, типа: «Если Дни Творения — это обычные земные дни, то как может быть их утро, день, вечер и ночь в первые три Дня, пока ещё не было дневного светила?» и др. подобные.

http://bogoslov.ru/article/570139

В апр. К. получил положительный аттестат о работе в Твери, а затем был принят в организованную 1 июля Экспедицию Кремлевского строения (ЭКС) под начало ген.-поручика М. М. Измайлова. В дек. того же года Баженов назначил К. своим помощником и взял в С.-Петербург для представления имп. Екатерине проекта Кремлевского дворца. В рапорте 1768 г. Баженов высоко оценил профессиональные качества К. и ходатайствовал о чине секунд-майора для своего протеже. Этот чин К. не получил, но в нач. 1769 г. был назначен «за архитектора», т. е. заместителем Баженова. Работа в ЭКС была для К. серьезной профессиональной школой: он занимался составлением плана Кремля (1769-1770), оформлением торжественной церемонии закладки дворца (1772); здесь началось его сотрудничество со скульптором И. Х. Юстом. В 1770 г. Баженов заказал для ЭКС 8 книг увражей Ж. Ф. Неффоржа, влияние к-рых на творчество К., не имевшего опыта непосредственного знакомства с европ. архитектурой, трудно переоценить. В большинстве крупных самостоятельных работ мастера в 70-80-х гг. XVIII в. много стилистических и типологических заимствований из этого издания. Влияние «вкуса Неффоржа» на творчество К. ослабевает лишь к 90-м гг. XVIII в., когда из С.-Петербурга дошли веяния строгого классицизма и «неиспорченного» палладианства в трактовке Дж. Кваренги . В период работы К. в ЭКС была начата постройка Владимирской ц. в Виноградове (ныне в черте Москвы; 1772-1777). Необычный храм приписывают (без достоверных документальных подтверждений) то Баженову, то К. Можно предположить, что проект исходил из круга архитекторов ЭКС, но главным прототипом для треугольного со скругленными углами плана церкви был увраж Неффоржа с проектом «храма войны» ( Neufforge. Т. 6. Р. 397-398). В то же время план церкви имеет аналогию в трактате Л. К. Штурма, посвященном храмовой архитектуре и известном К. еще со времени учебы в школе Ухтомского ( Sturm L. Ch. Vollständige Anweisung, alle Arten von Kirchen wohl anzugeben. Augsburg, 1718. Taf. XV). Суховатый декор барабана церкви в Виноградове напоминает др.

http://pravenc.ru/text/1319792.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010