Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  4.2 из  5) Оглавление Диск с записью произведений в авторском прочтении и фотографиями Святой Земли выйдет в конце декабря 2014 г. Часть первая. Святые образы Святая Земля Неисчерпаемы образы те, Что живут на земле, нареченной святою. Как семя они прорастают в душе. И вспоминается притча о посеянном в тайне И в тайне растущем духовном подарке от Бога, Что создал составы души. Хотя и прошли мы от края до края Обетованной Земли, Которая равной казалась Вселенной, Мы знали: не насытилось зрение, не натешился слух, Не устало сжиматься от радости сердце, а ум удивляться. И, покидая Священную Землю, Уже начинали грустить. И скучать обо всем, Что мы там повидали. Но время прошло, и внезапно В сердце проклюнулся первый росток: В светлые дни Рождества В скромном кладбищенском храме стояли, А мнилось — стоим у Звезды Вифлеема, Видим овечек на поле окрест его, Пенье протяжное слышим греков-монахов И Матерь Небесная смотрит с иконы С улыбкою кроткой. И радость над миром простерта. Малый росток превратился В цветущую розу на Пасху. В храме домовом мы были в тот день, А душа предстояла Гробу Святому, Пройдя перед этим от Львиных ворот И до Судных Путь скорби и поднялась на Голгофу. И так оживали виденья святые, В дни праздников наших – Преображенья, Успенья, в день обретенья Креста, В Вознесенье, в Крещенье, и в постные дни. А иногда и без всякой причины, Как будто повеет «глас хлада тонка» И в путь позовет. Воспоминанья святые Вдруг оживут, и пред оком душевным Явственно встанут горы, долины, Море Святой Палестины, храмы ее, Иордан многоструйный и лица, путников Тихо идущих. Вспомнится снова Притча Господня о малом горушном зерне И раскидистой кроне горчичного древа, Что собой осеняет весь мир. Птицы небесные, облюбовавшие крону, Песни приносят из райского сада, Что душу питают весельем нездешним. «Пуп Земли» Сердце расширить Святая Земля помогает, Там ощущаешь себя не насельником малого края, А мира всего. И ясен становится символ – Тот, что стоит в средоточьи Великого храма

http://azbyka.ru/fiction/pritchi-svyatoj...

VII. О граде Иерусалиме и окрестностях его, Земле Обетованной Богородица, помоги мне. 1. Так как ты, по благому своему произволению и просьбе, желал знать о Св. граде Иерусалиме и Земле Обетованной, где ходил Господь наш Иисус Христос , Пресвятая Богородица, Св. Апостолы, пророки и прочие Святые, я дарую тебе это письменное описание, дабы ты имел его на спасение души и телесное укрепление. 2. Знай это, любезный брат, и очисти ум, слух и разумение. Начнем о Св. Гробе. Храм Св. Гроба находится посредине города Иерусалима и имеет два купола. Один купол некрыт и кругом покрыт свинцом; а под ним хоры и кругом 12 мраморных колонн, и к стене прикреплены красные мраморные плиты, и под ним 8 колонн и пол устлан мраморными плитами. Среди него находится живоносный Гроб Господа нашего Иисуса Христа и кругом его мраморная обшивка. У Св. Гроба 30 неугасимых лампад и перед ним камень, где сидел ангел, как сказано: Ангел сидел на камне гроба 2436 . Там висят и четыре лампады и вокруг Св. Гроба снаружи висят 8 лампад. 3. Вокруг него под хорами имеют свои церкви и еретики, проклятые Армяне, Ариане, Яковиты, Несториане, Латиняне, Марониты. 4. Нам православным христианам принадлежит главный храм (кафоликон), а Грузинам принадлежит Голгофа, они также православные христиане. 5. Сходит священный огонь в Св. и великую Субботу, в час вечерни, во славу Христову. 6. Вокруг Св. Гроба 10 колонн с позолоченым верхом. В Св. Гробе три белые мраморные плиты и другие на стене, колонн 15. И есть над Св. Гробом кувуклий крытый свинцем, поддерживаемый 12 желтыми столбами, и внутри он росписан мозаикою: Вознесение Господа нашего И исуса Христа. 7. Перед Св. Гробом есть колонна, росписанная мозаикою, и тут Вознесение. 8. Немного перед ним храм, т.е. крытый храм православных христиан. На полу его Пуп земли, или середина мира, как говорит тропарь: Спасение соделаша посреди земли, Христе Боже. И пророк говорит: Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли 2437 . А пол мозаичный. Висят четыре лампады. Есть и четыре пилястра храма. Алтарь храма росписан мозаикою: Воскресение, а кругом буквы из мозаики. Внизу 12 колонн и престол патриарха. Висят кругом 6 лампад и над Св. престолом висят еще 3 лампады.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Закрыть itemscope itemtype="" > Папа Римский – пуп земли евразийской? Понтифик едет в Казахстан и жаждет встречи с Русским Патриархом 05.08.2022 2708 Время на чтение 6 минут Фото: из личного архива автора Как относиться православным к такому развороту событий? На днях «в Апостольском дворце в Ватикане состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония, находящегося в Риме с архипастырским визитом по делам Администрации приходов Русской Православной Церкви в Италии, с секретарем Святого Престола по отношениям с государствами архиепископом Полом Ричардом Галлахером. В ходе продолжительной беседы обсуждались текущие вопросы, касающиеся взаимоотношений Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви», – сообщает сайт Московской Патриархии. Разве сегодня взаимоотношения с Ватиканом являются самыми актуальными на фоне трагедии, происходящей в Русской Церкви и на Русской земле? И разве наши церковные иерархи могли забыть, что всего несколько месяцев назад, в мае этого года папа Римский в интервью итальянской газете «Corriere della sera» называл нашего Патриарха «алтарным мальчиком Путина»? И вот теперь вновь на повестке ОВЦС дружба с Ватиканом. Вроде бы уже ясно, какой характер может носить эта дружба. Уже многократно видели, убеждались веками. Веками Католическая церковь стремится подчинить православных. Веками ради власти папы Римского льётся кровь православных христиан, земли которых оказываются в сфере интересов понтифика. Кто готовил и осуществлял Майдан на Украине? Униаты – птенцы и чада папы Римского. Кто сегодня устраивает гонения на представителей Московского Патриархата на Украине, захватывая храмы и убивая священников? Головорезы из лжецеркви «ПЦУ» в союзе с теми же униатами. Папа Римский надевает маску голубя, колесит на своей колеснице по планете, призывая всех к миру. Однако маска плохо держится на его лукавой физиономии. Недавно эта маска совсем упала, остались лишь перья в голове, то ли голубиные, то ли страусиные. Это произошло во время визита папы в Канаду на встрече с индейцами, где понтифик, и перья себе в голову вставил, и руку шаману целовал, и в шаманском магическом акте «очищения» вместе со своими кардиналами участвовал. Докатился на старость лет. До ручки дошёл, как говорится. «Непогрешимого наместника Христа» очистили, а, может быть, и обчистили канадские шаманы.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/05/pa...

Пятое Евангелие Слово к читателю В структуре библейского космоса, а значит, и в сакральной географии всего христианского человечества Иерусалим занимает особое, исключительное место. Это – «пуп земли», источник «силовых линий», пронизывающих и определяющих различные сферы духовности, творчества, культуры. Конечно, на современных географических картах Святой Град не изображается, как на средневековых, геометрическим центром «круга земного». Но в духовных координатах христианина средоточный пункт мировой истории по- прежнему там – у святынь Голгофы и Живоносного Гроба. Эта земля нам не чужая. Культура народов нашей страны исконно связана с древним наследием Святой Земли, Ближнего Востока. Русская, как и другие славянские культуры, – культура библейская. Вся система ценностных ориентаций, весь менталитет русского православного человека основаны на Новом Завете. «С востока Свет» – для России это верно не только в высшем смысле – в философии, литературе, художественной традиции; библеизмом проникнуты и самые глубокие пласты народного сознания и самовыражения. Во всем мире русского человека зовут библейским именем Иван (Иоанн). В праздник Богоявления каждая из российских рек становится Иорданью. Богослужебные сосуды для перенесения Святых Таин называли в старину сионами и иерусалимами. Вслед за Крещением Руси, когда славянская душа после долгой языческой дремы только-только пробуждалась к христианской жизни, вошли в нее впервые и навсегда – вместе с Евангелием, молитвой и иконой – далекие и с детства всем нам близкие слова и названия: Земля Обетованная, Иерусалим, Вифлеем. Русско-палестинские церковные и культурные связи не уступают по давности самой истории Руси и Русской Православной Церкви. Древнейшее упоминание этнонима Рус историки находят в одной из антиохийских хроник. Первый митрополит, крестивший Русь с князем Владимиром Красным Солнышком, был, по киево-печерскому преданию, святой Михаил Сирин, т.е. сириец по происхождению. XII век – особое время в истории. Эпоха крестовых походов радикально раздвинула духовный, политический и географический кругозор народов, открыв впервые людям христианской Европы – в том числе Руси – древневосточную колыбель цивилизации, Палестину, Евразию, целый мир Востока. Мы чаще и отчетливей вспоминаем – и совершенно справедливо – негативную сторону крестоносной эпопеи, но не всегда сознаем плодотворное значение того духовного порыва, который стоял за рыцарскими приключениями и географическими открытиями. Двухвековая «битва за Иерусалим» позволила европейцу, оказавшемуся вдруг на ближневосточном перекрестке религий, эпох, цивилизаций, оглянуться, задуматься и познать не Азию – самого себя, неизведанные глубины собственной духовности, веры, поэзии. Без этого открытия Западом Востока невозможны были бы ни трубадуры, ни готика, ни Данте с его головокружительной космологией Рая и Ада, ни Сорбонна с культом «арабского» Аристотеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

III. Душеспасительный разсказ о Св. Гробе О Св. граде Иерусалиме и всех местностях Земли Обетованной 1. Так как ты по благому своему произволению и желанию хотел знать о Св. граде Иерусалиме и Земле Обетованной, где ходили Господь наш Христос, Пречистая Матерь Его, славные Апостолы и остальные Святые, я пишу и описываю эти места на душевную тебе пользу. 2. Вот возлюбленный брат, очисти ум свой, слух и помыслы. Начнем отсюда. Храм Гроба Господня находится среди Св. града Иерусалима и имеет два купола. Один купол над хорами не крыт, кругом же он крыт свинцом на деревянном остове; по стенам купола мозаичные изображения, все Пророки. Под куполом хоры и кругом 12 колонн. У стен 30 порфирных колонн и кроме того 8 пиластров и пол из мрамора. По средине каменный Кувуклий и в нем живоносный Гроб Господа нашего Иисуса Христа и висят 30 неугасимых лампад. Здесь изображено обвитие пеленами Иисуса Христа по снятии Его со Креста, Воскресение, а кругом мраморная обшивка. Перед Гробом камень, который отвалил Ангел, как сказано: Ангел сидел на камне гроба. И тут висят четыре лампады и кругом Св. Гроба снаружи висят 4 лампады, и тут 10 колонн с позолоченым верхом. Над Св. Гробом красивейший Кувуклий, поддерживаемый 15 железными столбами, а внутри он расписан мозаикою: Вознесение. 3. Кругом под хорами имеют свои церкви еретики, во первых проклятые Армяне и Иаковиты, Несториане, Савеллиане, Марониты и богоотступники Латиняне. Всем еретикам анафема! Вечная память православным. 4. Православным христианам принадлежит главный храм (кафоликон) пред Св. Гробом, прекрасный и просторный; алтарь его имеет 12 колонн и кругом висят 6 лампад, и над Св. престолом 3 лампады. Пред Св. престолом на разстоянии 8 шагов пуп земли, т.е. средина Мира. Висят 4 лампады; пред ним на разстоянии 4 шагов Св. престол и жертвенник. Там у православных ризница. 5. Священный огонь нисходит в Святую и Великую Субботу во время вечерни. И когда сходит огонь, патриарх входит в тот Св. престол и оттуда все получают огонь. Над этим престолом высокий свод и мозаикою расписано Вознесение.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

И.П. Ювачев XXXVII. Пасха в Иерусалиме Обязательность ветхозаветного паломничества. – Пасхальная утреня у Гроба Господня.– «Пуп земли». – Розговенье в подворье Палестинского общества. – Емма- ус.–Путешествие в Горнюю. – У источника Иоанна Крестителя. – Католический монастырь. – У русских инокинь в Палестине. – Жалобы на строгие порядки. Мы, христиане, многое заимствовали из ветхозаветных установлений, но почему-то мало обратили внимания на следующую заповедь: ,, Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа, Бога твоего, три раза в году». И известно, что родители Христа каждый год ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Наконец, сам Христос ежегодно приходил к Пасхе из Галилеи в Иерусалим. Посещать святые места, или «являться пред лице Владыки Господа Бога», вложено в самую природу человека, что мы можем видеть из многочисленных странствований нашего народа. Точно какая-то неведомая сила подымает весною и старых и молодых, и мужчин и женщин, и толкает их сходить куда-нибудь на богомолье. И я, повинуясь этому внутреннему голосу, тоже достиг святых мест и явился «пред лице Господа» в священный день воспоминания воскресения Христова у самого Его Гроба. Пасха в Иерусалиме! Каким благоговейным восторгом должно наполниться здесь сердце верующего человека! С сознанием важной минуты, вечером, в Великую субботу, я приоделся и отправился в храм Воскресения, чтобы провести эту в своем роде единственную ночь у Гроба Господня. Если мы другие храмы называем православными, католическими, лютеранскими, армянскими, тο этому храму, главным образом, приличествует название христианский в широком смысле этого слова. Среди густых масс народа я едва пробрался до южных дверей греческого придела. Сзади меня стояли турецкие солдаты с ружьями и не пропускали публику в переполненный храм. Произошла обычная в этом случае борьба. Солдаты как-нибудь еще умели сдерживать мужчин, но пред женщинами и они были бессильны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Андрей Шацков Размышление в сочельник Царапая пальцами стылую твердь, Кружит, завывая, метель-коловерть Средь сосен. Но словно «безсмертье» в наградных листах Сочится сукровицей клюквы в лесах: Жди весен! Суставами веток скрипят дерева, Спеша одолеть ледяной перевал Николы. И прахом снегов по погостам пыля, Идет в наступленье зима на поля И долы. Белее венчального платья парчи. И ярого воска молебной свечи, – Свет снега. И с лютым морозом бороться устав, Река начала слюдяной ледостав От брега. Пусть выпьет простор лубяные глаза Того, кто забыл голоса, образа России! Их душ купину не согреют костры, И вороном ночь упадет на кресты Косые. Мне вечно блуждать между русских равнин, Рождеств и Крещений, святых именин Любимых, И слышать, как мерзлую землю грызет Стремящийся к солнцу зеленый народ Озимых. Рождественское Непроглядны сумерки под елками... В таинстве рождественской ночи, Холода сквозят меж рамы щелками, Щелкают поленьями в печи. Вся Россия ждет, на небо глядючи, Первозвездья драгоценный дар: Кривичи, радимичи и вятичи, По деревням, селам, городам. На земле, где мною столько хожено, Где делил с друзьями черный хлеб, Вьюгой бездорожье запорошено, Долог путь в рождественский вертеп. От острога и горючей паперти На Руси не зарекаться стать. В женщине с глазами Богоматери Узнаю свою родную мать. Над землей, которой Богом дадено Мужества на долгие века, Проплывают облаки из ладана, Мчатся снеговые облака. Но в сугробы страхи и сомнения Опадут, как прошлого листва. В полночи высокое мгновение Светлого начала Рождества! Рождество на Святой Земле Святая ночь, святое торжество – Настало, и шагами пилигрима Спускается на стогны Рождество Со стен и башен Иерусалима. В небесной грусти Гефсиманский сад. Песок и камень овамо и семо. Здесь пуп земли, так книги говорят. Здесь луч Звезды достигнул Вифлеема. Здесь нет лесов, где правят волшебство И колядуя, втайне тешат беса, Но все равно встречают Рождество Желанное и жданное... Завеса. В сочельник расточается пурги, Ложась пуховым платом на дороги.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

В.А. Белявский Глава 1. Рождение нового Вавилона Эсагилу, дворец богов, и ее святилища, Вавилон, привилегированный город, его стену Имгур – Эллиль и его вал Немет – Эллиль я велел отстроить заново от их оснований до их зубцов, сделал их больше, выше и прекраснее, чем прежде. Из надписи Асархаддона, царя Ассирии Зимой 689/88 г. до н. э. страшная весть потрясла все страны и народы от берегов Средиземного моря до долины Инда; от суданских саванн и песков Сахары до причерноморских степей и седого Кавказа: Вавилон, пуп земли, перестал существовать. За несколько тысячелетий своей истории Древний Восток несчетное число раз видел, как возникали, расцветали и гибли без следа не только города, но целые страны и народы. Проходили века, сменялись цари и завоеватели, однако ни один из них не смел поднять руку на Священный Вавилон и его храм Эсагилу. И вот Вавилона не стало. Он стерт с лица земли. Что же произошло? Какой ужасный ураган обрушился на райские сады богатейших в мире долин Евфрата и Тигра? Чтобы ответить на эти вопросы, придется хотя бы кратко познакомить читателя с историей Передней Азии за полустолетие, предшествующее гибели Вавилона. История цивилизации на Ближнем Востоке к этому времени насчитывала две с половиной тысячи лет. За этот срок население Египта и стран Благодатного полумесяца создало огромные богатства, самую передовую и блестящую культуру в мире, но не обрело ни счастья, ни покоя. Все блага цивилизации составляли достояние немногих, а уделом трудового народа были рабство, беспросветный каторжный труд и нищета. Имущественное неравенство и острые социальные конфликты подорвали силы цивилизованных обществ. К середине VIII в. до н. э. все великие державы Ближнего Востока находились в состоянии глубокого упадка. Гордой державы египетских фараонов не существовало. О ее былом величии напоминали лишь пирамиды и грандиозные храмовые ансамбли Карнака и Луксора возле египетских Стовратых Фив. Территория Египта была раздроблена на множество княжеств – номов, в которых правили ливийские князьки. Они опирались на ливийское воинство и вместе с египетскими жрецами эксплуатировали порабощенный народ. В 716 г. Египет был завоеван нубийцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грядет первая подготовительная неделя к Великому посту – неделя о мытаре и фарисее . Многие из нас не раз слышали эту притчу, кто-то и проповеди слушал, и толкования святых отцов читал. Однако тяжкая болезнь «воинствующего мытарства» продолжает чинить серьезный урон всем нам, православным братьям и сестрам. Что же это за болезнь такая, результатом которой стало рождение целого пласта несгибаемых мытарей и гордящихся своей греховностью «кающихся» грешников? В основании этой болезни положены все те же два тяжелых недуга и агрессивных идола современного мира – «бог в душе» и «бог, который всех простит». А корень, благодаря которому эти два идола прочно закрепляются в человеке, есть крайнее себялюбие, которое постепенно, если с ним не бороться, превращает человека из иконы – образа Божиего – в кумира, и в извращенном пространстве эгоизма на верху иерархической пирамиды встает сам человек как некий пуп Земли или даже всей Вселенной. И так как там, на вершине, места для двоих не находится, то Бога, как Существо до времени бесполезное, низвергают вниз: сейчас пожить надо в собственное удовольствие, а по смерти Бог, Который всех любит, все равно спасет. И оправдывают это положение некоторые люди как раз притчей о мытаре и фарисее. «Смотри, – говорят они, – Господь нам явно показывает, что ваши богослужения, посты, бдения и аскеза Ему противны. Все это исполнял фарисей, однако был осужден. Поэтому надо быть всем как мытари и отвергнуть эти ваши обряды и условности… Надо жить, как живешь, – Бог всех любит!» Дела фарисея вовсе не были Богу противны – напротив, Господь Сам заповедал исполнять их Увы, подобное убеждение необыкновенно живуче. Однако притча-то вовсе не о том, что вынес из нее подобный «толкователь». Для начала вспомним, что дела фарисея вовсе не были Богу противны – напротив, Господь и Сам проповедовал о необходимости исполнения подобных дел для того, чтобы человек мог наследовать Царство Небесное. На вопрос молодого иудея, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Господь отвечает:

http://pravoslavie.ru/110192.html

Мужик беды не меряет, Со всякою справляется, Какая ни приди. Мужик, трудясь, не думает, Что силы надорвёт... Где не пробраться лошади, Где и без ноши пешему Опасно перейти, Там рать-орда крестьянская По кочкам, по зажоринам Ползком ползёт с плетюхами, - Трещит крестьянский пуп! Николай НЕКРАСОВ, из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». СУДЬБА ДЕРЕВНИ Необычную картину наблюдал я осенью в центре Вологды. На подходе к книжному магазину стояла длинная очередь за новой книгой Василия Белова. И подумалось: такое зримое читательское признание само по себе говорит об авторитете и весомости слова автора. Немногим современным писателям удалось столь ярко и проникновенно отобразить бытиё крестьянства Русского Севера, как это сделал Василий Белов. Для людей разных возрастов его книги стали настольными, привлекая глубиной мысли, широтой обобщений, искренностью. Читая Белова, ощущаешь неподдельную тревогу за судьбу русской деревни, за сохранение земли-кормилицы и всей окружающей природы, за сбережение крестьянского миропорядка. О «столбовых» темах в творчестве - беседа с писателем. Часть первая О РУСОФОБИИ - Я хотел начать с того, что русофобия, которая в моде в мире и в Европе (нельзя закрывать глаза на это явление!) тесно связана с недоверием и даже с ненавистью к русскому крестьянству в определённых кругах, - приступил к беседе писатель. - И в прошлом такое отмечалось, и нынче, то есть, явление имеет свои корни, на мой взгляд. За что ненавидят прошлое крестьянства? Я говорю не о тех, кто понимает, кто нейтрален или даже с любовью относится к русскому крестьянству. Я говорю о тех, кто - ненавистники, об этом можно много сказать, но они существуют, я знаю точно. У меня есть документы и факты. - В чём вы видете истоки ненависти? - На мой взгляд, ненавидят русское крестьянство за прошлое России, которое было своеобразным. За то, что крестьянин держал на своих могучих плечах всё государство экономически, в военном плане - рекрутов давало крестьянство; в духовном и культурном смыслах. Да и во всех других смыслах крестьянство несло на себе могучее государство.

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/10/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010