В. проявлял живой интерес к вопросам христ. этики, пропуская их сквозь призму церковно-общественной жизни. Он всесторонне изучил этическую систему М. М. Тареева и дал ей оценку в опубликованном труде «Основные пункты христианского миросозерцания в системе проф. М. М. Тареева». В. считал себя нравственно обязанным защищать свою религию от враждебных христианству сил: он решительно выступил против книг А. фон. Гарнака «Сущность христианства» и Ж. Э. Ренана «Жизнь Иисуса»; сопоставив их, убедительно доказал, что обе книги, несмотря на различие целей и убеждений авторов, направлены против христианства. Арх.: ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 57. Л. 19-19 об.; Архив УФСБ по Псковской обл. Д. А-10676. Т. 2. Л. 392-393. Соч.: Иисус Христос в понимании Ренана и Гарнака. Серг. П., 1908; Публицистическо-проповеднические принципы... Амвросия, архиеп. Харьковского. Серг. П., 1909; О лит. памятниках «полуарианства»//БВ. 1911. 4. С. 772-794; 7/8. С. 527-559; 12. С. 726-761 (отд. изд.: Серг. П., 1912); «Последний из могикан» эпохи великих реформ: [Памяти архиеп. Амвросия]. Серг. П., 1912; «Страж мира христианского» 2-й пол. XIX в.: К характеристике проповеднического творчества... Амвросия, архиеп. Харьковского. Серг. П., 1912; Осн. пункты христ. миросозерцания в системе проф. М. М. Тареева. Серг. П., 1912; Платон и Филарет, митр. Московские: (Сравн. характеристика их нравств. облика)//бВ. 1913. 1. С. 10-42; 2. С. 311-340; Уставные чтения Ист.-гомилетич. исслед. Серг. П., 1914-1915. 3 вып.; Наследие митр. Платона в истории МДА//БВ. 1914. 10/11. С. 701-724; Жития древнерус. святых как источник по истории древнерус. школы и просвещения//БВ. 1915. 3. С. 562-590; 4. С. 774-816; 5. С. 110-152; Самоограбление мира. Серг. П., 1915; Голгофа и Синай//Христианин. 1916. Март/Апр. С. 339-346; О церк. проповеди накануне революции//БВ. 1917. 8/9. С. 225-250; Die russische akademische theologische Wissenschaft als Vertreterin der Theologie der Orthodoxen Kirche Russlands//Мьпснепег Theol. Zschr. 1952. Hf. 2; Die Orthodoxe Lehre und Praxis des Bussakramenter//IKZ. 1955. Hf. 3; Die Hauptursache des endgültigen Bruches zwischen West- und Ostkirche in orthodoxer Schau//Ibid. Hf. 4; idem. Hamburg, 1954; In orthodoxer Schau. Münch., 1958; О нек-рых моментах последнего периода жизни и деятельности свт. Патриарха Тихона (1923-1925): По личным восп. Мюнхен, 1959; Die Kirche unter der Herrschaft des Kommunismus. Münch., 1960; Пастырское богословие. Мюнхен, 1962-1965. 2 т.; Письма еп. Иоанну (Шаховскому)//Вестн. РХД. 1987. 150. С. 251-255.

http://pravenc.ru/text/158700.html

15) 10-е Евангелие — Мк 15. 43-47 (содержание: снятие с Креста и погребение тела Спасителя); 16) утреннее славословие (в повседневной редакции) и «Сподоби, Господи»; 17) просительная ектения и главопреклонная молитва; 18) 11-е Евангелие — Ин 19. 38-42 (содержание: снятие с Креста и погребение тела Спасителя); 19) стихиры на стиховне; 20) 12-е Евангелие — Мф 27. 62-66 (содержание: запечатание св. Гроба); 21) Благо есть; 22) Трисвятое, по «Отче наш» — тропарь Великой Пятницы Искупил ны еси от клятвы законныя ; 23) сугубая ектения; 24) отпуст: Иже заплевания, и биения, и заушения, и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос...                   Все пункты этой схемы, за исключением 5-8, 11, 13, 15, 18, 20 принадлежат к обычному чину постовой или вседневной утрени. Таким образом, с точки зрения схемы чинопоследования, служба 12 Евангелий отличается от обычной утрени наличием в ней, во-первых, самих Евангелий во-вторых — 5-кратного цикла из 3 антифонов и седальна, а также блаженн. Можно также отметить, что начинается чин с тропаря еще четверга, а заканчивается уже тропарем пятницы — это вновь подтверждает сказанное выше о том, что служба 12 Евангелий является не утреней в строгом смысле слова, а бдением с вечера до утра.   Евангелия утрени Великой пятницы Эгерия, западная паломница IV в., перу которой принадлежит самое древнее свидетельство о иерусалимском бдении в ночь на Великую пятницу, упоминает только 5 остановок в чине этого бдения. Но уже в армянском переводе иерусалимского Лекционария V в. говорится о 7 остановках и соответствующих им 7 евангельских чтениях. Но каким образом 7 чтений превратились в современные 12? Если сравнить выбор чтений в армянском и грузинском переводах иерусалимского Лекционария , то можно заметить, что в современном чине 7 древним чтениям соответствуют только первые 4. Эти евангельские зачала повествуют о событиях ночи Страстей, но еще не о Распятии Господа, что полностью соответствует содержанию древнего иерусалимского бдения — воспоминанию Распятия, Крестной смерти и Погребения Господа в Святом Граде была посвящено другое особое последование, дневное стояние Великой пятницы (элементы этой службы вошли в знакомый нам чин часов Великой пятницы). И как раз из этого последования дневного стояния Великой пятницы в службу 12 Евангелий и перешли еще 4 чтения, одно из которых разделилось на две части — это четыре рассказа евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна о Распятии и Крестной смерти Господа Иисуса Христа, соответствующие в службе 12 Евангелий чтениям 6, 8 и 9.

http://bogoslov.ru/article/398799

6. Характеристика святого Иустина как писателя II. 7. Основные черты учения святого Иустина: III. Татиан III. 1. Литературная деятельность Татиана. Oratio ad graecos ( Λγος πρòς λληνας) III. 2. Место и время написания Апологии Татиана III. 3. Важнейшие положения Богословия Татиана III. 4. Литературные особенности Апологии Татиана III. 5. «Диатессарон» III. 6. Несохранившиеся произведения Татиана IV. Афинагор философ IV. 1. «Прошение о Христианах»: время происхождения и содержание Апологии IV. 2. О воскресении мертвых ( Περì ναστσεως νεκρω ν) IV. 3. Автор «Прошения о Христианах» и трактата «О воскресении мертвых» IV. 4. Характеристика Афинагора как писателя и богослова V. Феофил Антиохийский V. 1. Древние известия о литературной деятельности Феофила V. 2. Три книги к Автолику V. 3. Другие произведения Феофила, не сохранившиеся до нашего времени V. 4. Характеристика Феофила Антиохийского как писателя и богослова VI. Послание к Диогнету а) Содержание Послания к Диогнету б) Вопрос о подлинности 11-й и 12-й глав в) Вопрос об авторе Послания и времени его происхождения г) Богословский и литературный характер Послания VII. Ермий философ VIII. Минуций Феликс VIII. 1. Содержание Апологии VIII. 2. Автор Апологии VIII. 3. Время жизни автора «Октавия»; время происхождения этой Апологии и отношение ее к «Апологетику» Тертуллиана VIII. 4. Сочинение «De Fato» VIII. 5. Литературный и богословский характер «Октавия» Часть II. Антигностическая письменность II века Введение. Общий характер и существенные пункты гностического учения и вытекающие отсюда задачи церковных писателей антигностиков I. Древнейшие антингостики до Иринея: Мильтиад, Агриппа Кастор, Родон, Филипп Гортинский, Модест, Музан, Игизипп II. Святой Ириней, епископ Лионский II. 1. Сведения о жизни святого Иринея II. 2. Литературная деятельность святого Иринея II. 3. «Обличение и опровержение лжеименного знания»: содержание произведения, время происхождения; источники сведений о гностицизме II. 4. «Доказательство Апостольской проповеди»: заглавие произведения, адресат, время происхождения, цель написания, содержание, замечания о значении его, как новооткрытого произведения II.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

1901. С. 33). В февр. 1801 г. он написал католикосу-патриарху Антонию II (Багратиони) : «По случаю присоединения Грузии к Российской империи, Е[го] И[мператорскому] В[еличеству] угодно иметь подробные сведения о состоянии находящегося в Грузии духовенства, вследствие чего прошу Ваше Святейшество доставить мне благосклонные Ваши отзывы на следующие пункты: 1. Сколько и какие во всех областях Грузии епархии, кто управляющие ими архиереи, и архиереи сии каким духовным начальством управляются; 2. Сколько в каждой епархии мужских и женских монастырей, кафедральных и приходских церквей, и как и откуда архиерей, монастыри и священники получают доходы на содержание; 3. Имеют ли архиереи для управления монастырями и церквами какие-либо судебные органы, как, например, дикастерия или духовные правления, кто является их членами и какие у них доходы; 4. По гражданским делам духовные лица судятся в одних только духовных судах или в гражданских; 5. В духовные лица производятся представители одного отдельного сословия, как в России, или из всех других сословий; 6. Имеются ли в епархиях для духовных лиц училища и чему в них обучаются?» (АКавАК. Т. 1. С. 529). Католикос-патриарх Грузии Антоний II (Багратиони). Портрет. Кон. XVIII — нач. XIX в. Католикос-патриарх Грузии Антоний II (Багратиони). Портрет. Кон. XVIII — нач. XIX в. Католикос-патриарх Антоний II передал Кноррингу ответ вместе с кратким очерком истории ГПЦ (Там же. С. 530). Главной католикос назвал Мцхетскую епархию с патриаршей кафедрой в Мцхете, а также перечислил 8 епархий в Картли с кафедрами в Тифлисе, Самтавро, Руиси, Урбниси, Самтависи, Цилкани, Манглиси и Никози, 6 епархий в Кахети с кафедрами в Бодбе, Алаверди, Ниноцминде, Рустави, Некреси, Харчаши, а также 11 мон-рей в Картли и 12 в Кахети, многие из к-рых к тому времени уже не действовали. Католикос-патриарх Антоний II указал, что архиереи, архимандриты и монастырское духовенство получали доходы от церковных и монастырских крестьян и имений, а приходские священники - от треб и личного хозяйства.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Липовецкий протоиерей Иоанн Шаббатович в рапорте своём, от 16 марта 1846 года за доводил до сведения высокопр. Филарета о нижеследующих обстоятельствах: 1) «14-го марта я узнал от некоторых духовных лиц, что в осеннее время минувшего 1845 года во многих местах Липовецкого уезда под предлогом травли зверей собиралось необыкновенное число поляков из разных, даже отдаленных уездов, и при сём случае в некоторых местах всех крестьян, бывших на охоте, подчивали водкою и награждали деньгами, так что сами крестьяне недоумевая, за что им оказываема была такая милость, с подозрением рассказывали о том другим». 2) «В то же время, т. е. осеннее, в некоторых селениях, особенно Боршовке и Красненьком, пронесена была молва, якобы последовал указ, что крестьяне должны платить дань сверх подушного оклада, от всякой иконы, сколько таковых будет в доме: за иконы Спасителя и Божией Матери по 30 копеек, св. Николая 15, а за других угодников по 10 коп. серебром. О сих двух обстоятельствах, как, уповательно, уже бывших под розысканием полицейским, я не сообщал никому. Следующие же пункты за получением известия я немедля передал г. земскому Исправнику». 3) «Священник села Боршовки Еразм Волошкевич 11-го или 12-го Марта, занимаясь полевыми работами видел, что четыре человека поляков на верховых лошадях показались из чащи леса, куда не была проложена никакая дорога и, как бы рассматривая окрестности, опять спрятались в лес». 4) «По дороге, идущей от местечка Вилинец к Жорнищам, совершаются необыкновенные разъезды поляков в экипажах». 5) «Помещик села Якубовки беспрерывно обучает в манеже большое количество лошадей». 6) «На свадьбе у одного однодворца села Боршовки, в Феврале месяце сего года, какою-то мелкою шляхтою было произнесено: «Мы не подаруем Царю, что он лишил нас дворянства и пожаловал всех в однодворцы». Слова сии, по уверению дьячка Духовского, слышали вдовствующая старуха Духовская и дочь её. Всех таковых сведений, дошедших до меня, не выдавая за достоверные, но по соображению замечая, что и в душах некоторых жителей Липовецкого уезда кроется что-то злое и для спокойствия общественного небезопасное, я по долгу верноподданической присяги спешу донести о том смиреннейше Вашему Высокопреосвященству».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Поэтому я взялся за перо, призвавши Бога моего в помощь защищать невесту Христову, мою матерь–Святую Соборную Апостольскую Восточную Церковь . И отразить еретическое лжеумствование Андрея Денисова с его клевретами, и обличить его ложное мудрование и учение Божественным писанием, словами самого Господа Иисуса Христа, писанными в Его божественном Евангелии, и Апостольским учением, пророческим писанием и пастырскими постановлениями Святых отец. Хотя же на эти поморские ответы и было написано обличение преосвященным Феофилактов, архиепископом Тверским, и напечатано в 1745 году и на все те ответные пункты, которыми защищался Андрей Денисов, и которые написаны в 50-м ответе, уже много было издано книг, как то: 1. Увет духовный; 2. Жезл правления; 3. Пращица Питирима Нижегородского; 4. Розыск; 5. Обличение; 6. Ответы Никифора Астраханского; 7. Увещание Платона митрополита; 8. Беседа к глаголемому старообрядцу; 9. Пять книг Игнатия Воронежского; 10.Четыре книги старца иеросхимонаха Иоанна Оптинского; 11.Григория митрополита Новгородского истинно древней и истинно Православная Церкви; 12. Макария епископа Винницкого; 13. Мелетия инока горы Афонской, и мною написано 7 книг; 14. В четырех частях странствие и путешествие мое; 15. О промысле Божием; 16. Разбор окружного послания; 17. Возражение на ответы раскольников на 7 отделений; 18. Опровержение записки о русском расколе; 19. Виноград церковный или свидетельство Святых Отец о Единой Святой, Соборной Апостольской воинствующей Христовой Церкви; 20. Письмо в Молдавию, и 21. сию 8-ю книжицу возревновал написать, любви Христовой подвигнувшей мое сердце, истаивающее жалостью о братьях моих заблудших. О, кто не восплачет о них, которые якобы под видом соблюдения древних обрядов, впали в самые душегубные ереси! Все обряды положены для Церкви, а они против Церкви воюют; за обряд стоят, а сами не понимают, что нужно для спасения души. Достало же совести у Андрея Денисова воевать против Святой Соборной Христовой Церкви, о которой сам Господь сказал: врата адова не одолеют ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

- «Труды кафедры богословия» ( ; ВАК; 5.7.9. Философия религии и религиоведение (философские науки), 5.7.9. Философия религии и религиоведение (исторические науки), 5.10.1. Теория и история культуры, искусства (философские науки), 5.10.1. Теория и история культуры, искусства (культурология), 5.10.1. Теория и история культуры, искусства (искусствоведение), 5.11.1. Теоретическая теология (по исследовательскому направлению: православие) (теология)). Заявка участника и тезисы присылаются двумя файлами — «Фамилия. Заявка», «Фамилия. Тезисы». Образец заявки Фамилия, имя, отчество (полностью) Тема доклада Форма участия (очная, дистанционная) Место работы (полное название учреждения, без сокращений) Должность, ученая степень, ученое звание Почтовый адрес (с индексом) Телефон мобильный E-mail Требования к тезисам: Заголовок тезисов оформляется следующим образом (все пункты обязательны): •          Название доклада (строчными полужирными буквами) •          Инициалы и фамилия (фамилии) автора (авторов), контактный адрес электронной почты •          Название учреждения (без сокращений) •          Ключевые слова и словосочетания (не более шести) Тезисы могут быть представлены на русском или английском языках. Тезисы объемом 250–300 слов (включая заголовок тезисов) присылаются в электронном (Word) виде: шрифт Times New Roman, размер 12 pt, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, текст без жестких переносов и без сжатия. Для текстовых выделений используются курсив и полужирный шрифт. В тезисах не должно быть ссылок на литературу. Вся информация о конференции — на официальном сайте Барсовского общества ( http://izdat-spbda.ru/barsovskoe-obshchestvo ) По всем вопросам, связанным с проведением конференции, просьба обращаться: Ерохина Юлия Владимировна Кандидат юридических наук, доцент департамента теории права и сравнительного правоведения, заместитель декана факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» ( yulia-erohina@yandex.ru )

http://bogoslov.ru/event/6175125

Таким образом, только изучение обстоятельств появления и примеров практического применения указа позволит прояснить его цель и содержание, что, в свою очередь, поможет формированию более взвешенной оценки системы церковно-государственных отношений синодального периода истории Русской Церкви. История появления знаменитого указа связана с созданием Прибавлений к Духовному регламенту. После его издания в 1721 г. в Святейшем Синоде к нему было составлено «Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского», которое после публикации было пущено в продажу. Петр I, случайно узнав о существовании «не апробированного» им дополнения к Регламенту, сделал выговор синодальным членам. Тогда печатный текст первого издания Прибавлений был изъят из продажи. Затем император «слушать и собственноручно исправлять изволил» написанное Синодом «Прибавление…», вторая редакция которого, исправленная в соответствии с замечаниями монарха, была опубликована 14 июня 1722 г 6 . 5-й пункт первоначального варианта Прибавлений обязывал ставленника, прежде рукоположения в иерея, давать присягу, что он не будет укрывать раскольников. К данному пункту Петр приписал: «…привышеписанной присяге должен и в верности государю своему присягу чинить, и объявлять всякую противность; также которые правилами велено объявлять дела, кто хотя и при исповеди скажет, но в том не кается, ставя себе за истину, как-то учинил Талицкой; а отец духовный, хотя ему в том претил, однако ж его причастил Святых Таин и не объявил, чая грехом то доношение» 7 . В соответствии с данным замечанием императора впоследствии были составлены в Синоде 11 и 12 пункты окончательной редакции Прибавлений. В 11 пункте говорилось, что если кто-либо во время исповеди объявит своему духовному отцу «некое не соделанное, но еще к делу намеренное воровство, наипаче же измену и бунт на государя» и при этом «покажет себя, что не раскаивается, но ставит себе в истину и намерение свое не отлагает», то священник не разрешает ему грехи и обязан донести о нем «кому надлежит», то есть в Преображенский приказ. Согласно 12 пункту священник был обязан в подобных случаях объявлять и о «сделанном уже народном соблазне, например, ежели кто разгласит ложное чудо» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/istori...

По сей день существует очень устойчивый и, надо сказать, стереотипный взгляд на первую половину Библии как на «жестокий и кровавый Ветхий Завет», отражавший в своих текстах, мягко говоря, суровые, негуманные, а порой и откровенно дикие нравы и порядки, царившие в Древнем Израиле и несовместимые с этикой евангельского мира. Уничтожение первого человечества в водах всемирного потопа (Быт 6–8), истребление Содома и Гоморры (Быт 19), жуткие казни египетские (Исх 7–12), геноцид евреями коренного населения Ханаана (Нав 5–11), ежедневное заклание невинных животных за грехи народа (Лев 1–7), наконец, бескомпромиссная формула жесткой справедливости «око за око и зуб за зуб …» (Исх 21. 24), — все это своеобразные пункты претензий современного читателя к ветхозаветным текстам. В разных формах и вариантах они нередко встречаются в широкой христианской среде — как у рядовых верующих, так даже и у представителей ученого сообщества . Означенные сюжеты чрезвычайно активно используется и атеистами в своей антирелигиозной пропаганде , вырывая их из общего библейского контекста и составляя подборки «ужасов», последние при этом весьма тенденциозно отказываются замечать в Ветхом Завете то, что даже с позиций современного секулярного гуманизма может показаться весьма высокими, а в чем-то даже недосягаемыми нравственными ориентирами. Речь идет о многочисленных заповедях проявления любви к ближним (Лев 19. 18). Здесь важно подчеркнуть, что они не являются редкими периферийными исключениями из общего строя жестокого Закона Моисеева, но в своей совокупности составляют путь освящения человека Ветхого Завета. Иными словами, эти этические нормы имеют чисто концептуальный, а не спорадический характер. Выделить и показать эту концептуальность, а вместе с тем предложить определенный взгляд на Ветхий Завет, показывающий некорректность упомянутого стереотипа и его однобокость, — вот задачи, которые ставит перед собой автор данной статьи. Ключевые идеи библейской концепции святости Согласно общебиблейской парадигме, источником освящения всего сущего является Бог-Творец вселенной (Исх 15. 1; 1 Цар 2. 2; Откр 15. 4). Любое творение свято (освящено) ровно настолько, насколько оно причастно Божественной реальности (Ис 6. 3; Ин 15. 5). Стало быть, процесс освящения человека есть не что иное, как его уподобление Всевышнему, построение теснейшей связи с Ним. Так, лейтмотив Книги Левит, этого структурного центра всего Пятикнижия, — призыв к человеку стать святым, ибо свят его Господь (Лев 11. 44–45; 19. 2; 20. 7, 26) . Здесь необходимо понять, какие именно качества, свойства или черты должен развить в себе человек, чтобы уподобиться Святому Богу. Иначе говоря, требуется установить сущностные черты Божественной святости.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/09/vethoz...

Встречный вопрос автору. А почему бы не поднять тему дореволюционной российской элитки, занимавшейся спиритизмом - верчением блюдечек и вызыванием духов-прорицателей, увлекавшейся Рерихами и Блаватской, Папюсом и Гурджиевым, антропософией, хиромантией и прочей чертовщиной - гораздо более, чем Христом? Не прокладывали ли они дорогу антихристу? И почему потом вдруг оказалось, что они все безвинно пострадали за... православную веру? Профессор В. С. Брачев пишет, что оккультизмом и мистикой в начале XX в. были заражены практически все слои так называемого обра-зованного общества, в т. ч. богемная столичная интеллигенция, представи-тели аристократических кругов, великие князья. Не избежали увлечения оккультизмом даже царь Николай II со своей супругой. Уже в 1909 г. в России было не менее 2 тыс. спиритических кружков. Оккультно-мистической масонской паутиной была буквально опутана русская зем-ля . 12. Ответ на 11, Сергей: Толстой - кадровым офицером и непосредственным участником боевых действий У Толстого есть статья " Одумайтесь! " 1904 г. Гуглится за 2 сек. 11. Ответ на 5, Алекс. Алёшин: Мне вот интересно, а именовались ли бы великими русскими писателями и поэтами: Думаю - однозначно да, именовались бы. Как ни крути, а великие писатели и поэты определяются литературным мастерством и значительностью написанных книг, а не гражданской позицией и нравственным обликом. И непатриотичный алкоголик, пишущий великие поэмы, будет великим поэтом. Но пункты 2 и 3 из Вашего списка представить невозможно, поскольку Лермонтов и Толстой жили в России и были современниками и свидетелями указанных Вами войн на территории России (а Толстой - кадровым офицером и непосредственным участником боевых действий). 10. В огороде Бузина, а в Киеве дядька! Кто-нибудь способен объяснить, какая связь между броским заголовком и цитатой из историка-биологизатора Гумилева? 9. Тут надо добавить, что антисистема - это нормальный элемент существования системы. И революции бывают, только если система просто игнорирует антисистему (ну или тупо пытается ее подавить). Потому как существование антисистемы объективно (у него есть объективные предпосылки). Собственно, то, что называется демократией, является попыткой контролировать антисистему, сделав ее равноправным элементом общества. Это сопровождается ростом прав у антисистемы, и это минус демократии. Но снижается вероятность системного взрыва (бунта, по Пушкину - бессмысленного и беспощадного), и это ее плюс. В Европе принято считать, что плюсы перевешивают минусы. У нас: что минусы перевешивают плюсы, поэтому резкие пертурбации у нас неизбежны.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/09/le...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010