Православный ли Борис? С точки зрения строгости канонов, ответ не так прост, как получается у вас. Во-первых, БГ крещен в православную веру, во-вторых, считает себя православным, о чем неоднократно говорил и мне в личных встречах, а также не раз заявлял о этом публично, отвечая на вопросы журналистов. Но также Гребенщиков публично, отвечая на вопросы журналистов, называл себя буддистом. Может ли " с точки зрения строгости канонов " человек быть православным и буддистом одновременно? Гребенщиков неоднократно заявлял, что считает Богом лидера индийской тоталитарной секты Саи Бабу (кроме всего прочего, неоднократно обвинявшегося в заказных убийствах и педофилии). Может ли " с точки зрения строгости канонов " православный человек иметь другого Бога, кроме Пресвятой Троицы? Гребенщиков называл себя учеником и последователем лидера другой тоталитарной секты Шри Чинмоя, хвастался тем, что получил от него религиозную инициацию и новее сакральное имя Пурушоттама (что означает " выходящий за пределы ограничений " ). Может ли " с точки зрения строгости канонов " православный человек иметь своим Учителем кого-л., кроме Господа Иисуса Христа, принимать от него посвящение и, отрекаясь от своего святого, принимать другое имя? Да, Вы правы, " БГ крещен в православную веру " . Значит, " с точки зрения строгости канонов " , он отпал от нее, о чем как мы видели, неоднократно заявлял публично, и может вернуться в Церковь лишь после публичного же покаяния в своих заблуждениях и через чин воссоединения с Ней. И тем более вызывает обеспокоенность Ваши следующие слова: В-третьих, Борис имеет духовного наставника, канонического священника Русской Православной Церкви, которого я знаю лично, и у которого он исповедуется и причащается. Значит ли это, что в нашей Церкви существуют двойные стандарты? Представим себе обычного человека, который придет на исповедь с подобным набором верований в одной отдельно взятой голове. Допустит ли его священник до Причастия? Думаю, однозначно нет. Но если этот человек сам " великий Гребенщиков " , получается, что обычные каноны Церкви к нему неприменимы? Вот уж воистину человек " выходящий за пределы ограничений " ! Но, увы, наша Церковь не знает таких различий. Перед Господом все равны: богатый жертвователь и неимущая вдовица, неграмотный крестьянин и великий писатель Лев Толстой, глухонемой попрошайка из электрички и известный музыкант. Прелюбодеяние – для всех прелюбодеяние, отпадение – для всех отпадение, предательство – для всех предательство. Разница только в том, что тем выше и влиятельнее человек, тем большую ответственность он несет, ибо своим положением соблазняет многих. Почему Церковь публично объявила об отпадении Л. Н. Толстого, а не каких-н. рядовых толстовцев? Потому что именно Л. Н. Толстой в силу своего положения и авторитета в тогдашнем обществе соблазнял очень многих и уводил из Церкви, от Христа, от спасения.

http://religare.ru/2_83858.html

Проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви» 16 декабря 2010 г. 21:00 16 декабря 2010 года президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил принять в первом чтении проект документа «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви», направить его на отзыв в епархии Русской Православной Церкви и опубликовать с целью проведения общественной дискуссии, по итогам которой передать документ на второе чтение в пленум Межсоборного присутствия. На портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия всем желающим предоставляется возможность оставлять свои комментарии. Как подчеркивается в Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека свобода есть одно из проявлений образа Божия в человеческой природе (II, 1). Однако неправильно употреблять эту свободу для противодействия Богу, создавшему человека (Быт. 1, 27) и Своим Промыслом управляющему миром (Деян. 17, 28). Она не должна использоваться для хулы на Бога, клеветы на Его Церковь и других людей. Подобное противление Творцу разрушают установленный Им порядок мироздания, приводят ко многим бедствиям и страданиям в жизни творения. 1. Понятия богохульства и клеветы в православной традиции В церковной традиции под богохульством (греч. βλασφημα, blasphemia) понимается оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или святыни. О грехе богохульства упоминается в книгах Ветхого Завета. О нем многократно говорится и в Новом Завете (напр. Мк. 7, 21-23; Ин. 10, 33; Откр. 13, 1). Святой апостол Павел говорит о богохульниках как о потерпевших кораблекрушение в вере (1 Тим. 1, 19), понимая под богохульством не только оскорбление Бога или Его Святого имени, но и всякое отпадение от веры. Будучи выражением стремления оскорбить или подвергнуть поруганию Творца, богохульство является одним из самых тяжких нравственных преступлений и по сути своей есть грех хулы на Духа Святого, по слову Христа Спасителя, не прощаемый «ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 32). Открытое и последовательное противостояние Создателю делает человека неспособным к покаянию, искажает богоподобное устроение человеческой личности. В тесной связи с богохульством находятся такие грехи как святотатство, кощунство и осквернение святыни.

http://patriarchia.ru/db/text/1343168.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Почему я не могу молиться за Березовского! Реплика священника Александра Шумского на статью о.Георгия Городенцева 27.03.2013 6079 Смерть беглого олигарха, как мы видим, вызвала большой ажиотаж. Это понятно, ведь Борис Абрамович совершил столько преступлений, что хватило бы на тысячу человек. И все преступления его направлены против страны, которая дала ему всё. Все преступления его направлены против русского народа. Березовский – это персонаж из романа Достоевского «Бесы». Это нигилист Лямшин, но только помноженный в сто раз. Ещё Борис Абрамович очень похож на персонажей из книг Василия Розанова. Именно такие как Березовский, по мнению В.Розанова, будут обгладывать кости матушки-России, если, конечно, мы с вами позволим им это сделать. К моему удивлению, некоторые наши братья призывают молиться за упокой души Березовского. Один известный и очень уважаемый мной протоиерей Георгий Городенцев прямо призывает: «Упокой, Господи, душу раба Твоего, убиенного Бориса» . Но дорогой батюшка, Вы подождали бы немного, ведь версия того, что Березовский покончил самоубийством, не менее весома, чем версия насильственной смерти олигарха, в которой Вы так убеждены. Хотя дело даже не в этом. Вы, дорогой отец Георгий, в своей статье на РНЛ пишете: «Вот я и думаю: возможно, раб Божий Борис в последние месяцы своей жизни принес не только светское покаяние (перед Президентом России) за свои злые дела, но и покаяние церковное?». Почему же, дорогой отец Георгий, Борис Абрамович не написал покаянное письмо, обращенное к русскому народу, который он ненавидел и рассматривал только в качестве расходного материала? Почему Борис Березовский публично не попросил прощения у тысяч русских воинов, ещё совсем мальчишек, которые по его вине были убиты чеченцами? Почему он публично не покаялся в том, что продавал этих мальчишек в чеченское рабство? Почему он не упал на колени перед матерями и отцами, потерявшими по его вине своих детей? Почему он не посыпал свою лысую голову пеплом и не воскликнул: «Прости, народ православный, согрешил я перед тобой»? Вот к такому всенародному покаянию можно было бы присоединить и келейное церковное покаяние. Только так, дорогой отец Георгий.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/27/po...

  разделы   рассылка  распечатать " НГ-Религии " : Дмитрий Урушев. Старообрядцы ожидают перемен к лучшему. (Вряд ли РПЦ готова принести публичное покаяние за гонения против староверов, считает глава РПСЦ) Источник:  9 августа исполняется полгода первосвятительскому служению Митрополита Андриана (Четвергова), главы Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), одной из крупнейших христианских конфессий России. В интервью " НГР " Митрополит рассказывает о начале своего архипастырского служения, о сегодняшнем дне Старообрядческой Церкви и о проблемах, волнующих современных старообрядцев.   - Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, о своем духовном пути. - Зимой 1951 года я был крещен по древлеправославному обычаю протоиереем Александром Горшеневым в казанском старообрядческом храме. С того времени моим небесным покровителем является святой мученик и исповедник древнерусского благочестия Александр Олонецкий, сожженный на костре за верность церковной традиции. Мое самое яркое детское воспоминание - это когда мы с братьями пробирались по темным улицам еще спящего города к началу утренней службы и, оглядываясь по сторонам, заходили в заветную покосившуюся калитку. Христианское становление проходило по мере моего взросления. Привитые с детства убеждения, за которые неоднократно приходилось претерпевать насмешки от сверстников, помогли мне избежать вступления в комсомол. В перестроечное время я стал более регулярно посещать храм, особенно после того, как мой брат Геннадий был рукоположен во священники. В 1986 году он предложил мне оставить светские дела и пойти служить в качестве уставщика, что я и сделал. С 1988 года, когда казанской старообрядческой общине возвратили храм, построенный еще в начале века, я стал активно заниматься его реставрацией. Но в 1998 году моя жизнь круто изменилась. Я овдовел. Со мною остались сын и две дочери. Нового брака я не хотел и все больше чувствовал потребность посвятить свою жизнь церковному служению. Полгода прослужил диаконом, год священником, два года в епископском сане, а вскоре соизволением Божиим меня избрали на московский первосвятительский престол.

http://religare.ru/2_10021.html

Снижает ли покаяние самооценку? О манипуляциях и покорении Господу 22 июля, 2016 О манипуляциях и покорении Господу Как-то в сети я наткнулся на тезис «покаяние как переживание сопряжено со снижением самооценки. Временным ли, постоянным – дело десятое. Главное, что со снижением. Это означает, что всякий призыв к покаянию есть агрессия, попытка нанести ущерб личности, которую призывают». Поэтому, по мнению автора цитаты, призывы к покаянию надо решительно отклонять. Что же, во многих случаях он прав. Сергей Худиев Покаяние – это обращение к кому-то как к источнику морального авторитета и прощения; и тут принципиально важно, к кому вы обращаетесь. Может ли призыв к покаянию быть попыткой манипуляции, которую следует встречать с большой холодностью? Конечно, может. Есть масса примеров этого. В тоталитарных культах человека сначала погружают в атмосферу любви и принятия, потом – бах – и окатывают холодом, требуя покаяния. Дебора Лейтон, чудом спасшаяся из «Народного храма» Джима Джоунса, подробно рассказывала об обязательном публичном покаянии в «капиталистических привычках» и даже мыслях, которое требовалось от членов культа. «Покаяние» могло сопровождаться физическим наказанием и другими унижениями. Нечто подобное существовало у «красных кхмеров» – когда члены движения должны были «каяться» в тех или иных идеологических проступках. Вообще манипуляция циклом «принятие-охлаждение-обличение-прощение» – это один из основных инструментов тоталитарных движений. Он может использоваться и в религиозном, и в политическом контексте. Норвежский душепопечитель Эдвин Ловас в своей книге «Люди власти. Властолюбие и Церковь» подробно описывает это явление: «Манипулирование сознанием виновности других – излюбленное оружие людей власти… подвергаясь частым драматизированным обвинениям или замечаниям за любую незначительную мелочь, люди становятся порой настолько болезненно-восприимчивыми, что боязливо замолкают при малейшем повышении голоса человека власти. В конечном итоге они впадают в состояние мучительного сознания постоянной виновности; чувствуют себя физически, душевно и духовно нечистыми и неполноценными…

http://pravmir.ru/snizhaet-li-pokayanie-...

Известно, что в древней Церкви господствовал взгляд на покаяние, как на уникальный, практически неповторимый акт. ЖМП 6 июнь 2013 /  18 июня 2013 г. 11:00 Практика покаяния в древней Церкви Первоначально покаяние и исповедь были экстраординарным явлением в христианской общине, которая сознавала себя как общество святых. Всякая небольшая нечистота врачевалась личным покаянием перед Богом, а публичному покаянию в Церкви подлежали серьезные проступки: отречение от Христа во время гонений, уклонение в ересь, убийство, прелюбодеяние или блуд, чародеяние, разбой и т. п. За публичной исповедью следовала определенная покаянная дисциплина. Впервые упоминание об исповеди как особой форме гласного покаяния встречается в новозаветных Писаниях: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего… и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14–15). Этот текст говорит об исповеди и покаянии как о действии, происходящем внутри церковной общины, и об исповеди перед священниками: «призовите пресвитеры церковные…» «В Церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве с дурной совестью. В день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваши, дабы чиста была жертва ваша», — говорится в другом древнецерковном памятнике (Дидахе, 4, 14; 14, 1). Правда, не совсем ясно, о какой исповеди идет речь, но четко выражена мысль о необходимости церковного покаяния и исповеди вообще, а во втором отрывке — о литургической связи евхаристии и исповеди как взаимообусловленных актах. Знаменитый церковный писатель III века Тертуллиан в своей беседе «О покаянии» среди необходимых для публичного покаяния действиях кающегося грешника говорит о необходимости повергаться перед пресвитерами (О покаянии, 9). «Необходимо, чтобы покаяние приносилось не только в совести, но исполнялось также и через некоторое действие. Это действие есть публичное исповедание, в котором мы исповедуем Богу свои грехи, не потому, что Он их не знает, но поскольку исповеданием приуготовляется прощение, из исповедания рождается покаяние, а покаянием умилостивляется Бог». В этом памятнике подробно выражена мысль о необходимости церковной исповеди как способе возвращения в Церковь, что равносильно примирению с Богом. Власть решить и вязать здесь принадлежит всей полноте Церкви.

http://e-vestnik.ru/church/praktika_poka...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Грамота о предоставлении индульгенции. 1399 г. (ГИМ) [лат. indulgentia - снисхождение, милость, освобождение от долга; англ., франц. indulgence; итал. indulgenza; испан. indulgencia; нем. Ablass, Ablassbrief, römische Gnade], в Римско-католической Церкви освобождение от временного наказания за отпущенные в таинстве Покаяния грехи, а после смерти - от страданий в чистилище , очищающих от неискупленной вины за прощенные грехи. До кон. XVI в. И. также называли соответствующую грамоту, извещавшую о таком освобождении (littera remissionis, littera indulgentialis, littera indulgentiae). Становление практики И. Появление термина «indulgentia» в покаянной практике Зап. Церкви во многом было обусловлено его использованием в раннее средневековье в светском праве, в т. ч. в Кодексе Феодосия , где им обозначался имп. эдикт, объявлявший амнистию нек-рым преступникам, напр., в день Пасхи (De indulgentiis criminum//CTh. IX 38). Длительное время в покаянной практике термин «indulgentia», обозначавший милость и милосердие к грешнику, употреблялся наряду с терминами «pax», «donatio», «condonatio», «remissio». В XI-XIII вв. освобождение от временного наказания за грехи (понимавшегося и как епитимия, и как наказание, налагаемое Богом в загробной жизни) обозначалось, как правило, терминами «remissio» и «venia» (напр., в постановлениях Соборов католич. Церкви XI-XIII вв., в «Sententiarum Libri Quattuor» Петра Ломбардского , «Summa de paenitentia» Раймунда Пеньяфортского и др.), однако к XIV в. они были окончательно вытеснены термином «indulgentia». И. стала одним из проявлений длительного процесса смягчения покаянной практики. В VI-X вв. под влиянием обычаев ирл. и англосакс. Церкви в Европе сформировалась практика частного покаяния, важным элементом к-рой стала замена публичного покаяния, бывшего в древней Церкви, длительными сроками епитимий, к-рые исполнялись после таинства Покаяния.

http://pravenc.ru/text/389591.html

Покаяние Иудино «Воскресное чтение», 1829 Увидев Иуда, предавый Иисуса, яко осудиша Его, раскаявся, возврати тридесять сребренники архиереом и старцем, глаголя: согреших, предав кровь невинную ( Мф. 27:3–4 ). Что это в душе Иуды: покаяние ли в страшном преступлении его или нет? В этом признании, в этом открытом сознании Иуды видны все признаки начального раскаяния. Его упрекает совесть, он чувствует страшные мучения ее, он не может и не хочет затаить и задушить в себе эти мучения, он отвергает сребреники, послужившие искушением для него к совершению страшного преступления, и хотел бы вместе с сребрениками сбросить с себя вину своего преступления; он делает это не тайно, а идет к тем, которые подкупили его, и пред ними публично сознается, что он согрешил, потому что продал кровь неповинную. Что же последовало затем за этими первыми движениями сознания, раскаяния и самоосуждения в совести Иуды? Что сталось с ним потом? И поверг сребренники в церкви, отъиде, и шед удавися ( Мф. 27:5 ). Конец неожиданный. Это не плод его раскаяния, которому нельзя отказать в прямоте, искренности, силе и живости. Отчего же это так вышло? Отчего начало раскаяния во грехе кончилось ожесточением и самоубийством? Чего не доставало в раскаянии Иуды, чтобы оно кончилось покаянием, благотворным и спасительным для него? Иуда не туда обратился с своими чувствами раскаяния, с мучениями своей совести, куда призывает человека истинное покаяние. Он обратился к архиереям, подкупившим его назло. Он думал найти в этих людях одобрение своему поступку, подкрепление, утешение себе в борьбе с совестью и покровительство себе, в котором он чувствовал нужду теперь как изменник дружбе и чувствам избранного общества великого своего Учителя и Чудотворца. Но эти люди с презрением и с холодным равнодушием отнеслись к раскаянию презренного сребролюбца: «Что нам задело до тебя, до твоих чувств и твоего положения? – сказали они ему. – Сам смотри, что выйдет из твоего поступка» ( Мф. 27:4 ). Иуда не встретил ничего соответствующего своему душевному состоянию в подстрекателях и участниках его злодеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

М.В. Корогодина Глава 8. Неправедные доходы Статей, показывающих различные способы, праведные и неправедные, получения дохода русскими средневековыми людьми, в исповедных вопросниках встречается немного. Во многих текстах статьи на эту тему вообще отсутствуют. В то же время необходимо отметить разнообразие статей о доходах: большинство вопросов известно по одному-двум текстам. Очевидно, составители покаянных текстов часто стремились затронуть тему получения дохода, но общепринятой традиции – статей, переходивших из текста в текст, – не существовало. Редакторы не находили традиционных, признанных необходимыми вопросов о получении доходов в текстах, которыми пользовались при составлении собственных, поэтому чаще всего статьи о доходах придумывались составителем или собирались по крохам из других текстов. 1. Содержание корчмы, гостиницы или публичного дома «В корчме упиваешься или варишь корчьму?» 740 – одна из статей, которая читается в нескольких покаянных текстах, обращённых к мужчинам. Эта статья известна как по текстам XIV–XV вв., так и по текстам конца XVI–XVII в. Как видим, временной охват максимально широк; однако большого распространения статья, как и другие вопросы о доходах, не получила. Епитимья, встречающаяся в некоторых текстах, колеблется между полугодом и годом поста. 741 Статья как будто состоит из двух частей: в первой говорится о пьянстве кающегося, во второй – о неподобающем промысле. Таким образом, слово «корчма», употреблённое дважды, имеет разные значения. В первом случае это заведение, двор, на котором продают хмельные напитки; во втором случае – сам хмельной напиток. Именно в таком значении фигурирует слово «корчма» в выражении «варить корчму» (изготавливать крепкие хмельные напитки), которое встречается и в других древнерусских текстах. 742 В некоторых текстах сохранилось лишь опосредованное свидетельство того, что быть владельцем корчмы – прибыльное дело: «В корчме покупая, не пил ли еси?» 743 В других текстах у кающегося спрашивают, не является ли он корчемником, безо всяких уточнений. 744 Интересные статьи сохранились в текстах, появившихся на рубеже XVI–XVII вв.: «Или корчемный прикуп собирал еси?», «Согреших, от неправедных прибытков от корчемства». 745 Питейные заведения приносили доход не только своим непосредственным владельцам, но и тем, кто собирал с них налоги в пользу государства. Статья представляет собой яркий пример того, что церковь не всегда отстаивала непосредственные интересы государства. Хотя государство признавало законным и само предлагало брать на откуп сбор налогов с корчемников, церковь осуждала подобный род деятельности. При этом церковь не делала большого различия между тем, упивается ли человек сам, продаёт ли вино, чтобы упивались другие, или собирает деньги с продающих вино.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии (см. Санкт-Петербургская и Ладожская епархия ), существовало с перерывами в 1917-1963 гг.; Среднеевропейского Экзархата РПЦ - в 1962 г. На Петроградском чрезвычайном епархиальном Соборе 24 мая - 2 июня 1917 г. кандидатом в викарные епископы был избран ректор Уфимской ДС архим. Артемий (Ильинский) . 17 июня Синод утвердил представление архиеп. Петроградского и Ладожского (с 17 июня 1917 Петроградский и Гдовский) сщмч. Вениамина (Казанского ; с 14 авг. 1917 митрополит) от 5 июня того же года о назначении архим. Артемия 4-м викарием Петроградской епархии «с наименованием его епископом Лужским». Ранее 4-й викарий епархии носил титул «Кронштадтский»; тем же указом и по тому же представлению Кронштадтский еп. Мелхиседек (Паевский ; впосл. архиепископ) был перечислен в 3-го викария и переименован в «Ладожского». Хиротонию архим. Артемия во епископа Лужского 30 июля 1917 г. в лужском Воскресенском соборе возглавил архиеп. Вениамин. С февр. по авг. 1920 г. еп. Артемий являлся единственным викарием Петроградского митрополита. После того как весной 1921 г. число викариев вновь достигло 3, жил преимущественно в Луге. В 1922 г., после ареста митр. Вениамина, из 5 викариев Петроградской епархии только еп. Артемий уклонился в обновленчество . 21 сент. 1923 г. присланный из Петрограда в Москву активный противник обновленчества иером. Мануил (Лемешевский) был возведен в сан архимандрита, а 23 сент. того же года патриарх свт. Тихон хиротонисал его во епископа Лужского, управляющего Петроградской епархией. Новый архиерей смог за короткий период воссоединить с Патриаршей Церковью через покаяние значительную часть отпавшего в раскол духовенства Петрограда и епархии, включая еп. Артемия (Ильинского). По разработанному еп. Мануилом чину еп. Артемий троекратно принес публичное покаяние, причем один раз - в Луге. 2 февр. 1924 г. еп. Мануил был арестован; находясь в заключении в Соловецком лагере, до 2-й пол. 1927 г. сохранял титул «епископ Лужский».

http://pravenc.ru/text/2110767.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010