Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава V. Мир церковно-политических идей в Москве в XVI в. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 3. Инок Филофей и его мессианские идеи Эта государственно-политическая легенда (которая, разумеется, имела и религиозную окраску) и уже охарактеризованные выше воззрения московского общества той поры нашли свое окончательное выражение в византийско-русской идее о Московском царстве как третьем Риме . Творцом этой мессианской идеи был монах Филофей из Елеазарова монастыря из-под Пскова. Характерно, что сочинения на эту тему появились не в Москве, не в церковно-культурном центре Древней Руси, а в провинции, что, конечно, говорит о живом интересе псковского иночества не только к богослужебным проблемам, но и к мировоззренческим темам . Благодаря своим посланиям инок Филофей стал одной из самых выдающихся личностей в русской истории. И все-таки мы мало знаем о его жизни. Родился он во 2-й половине XV в. где-то в Псковской земле, потом стал иноком Елеазарова монастыря, основанного около 1450 г. св. Евфросином Псковским в окрестностях Пскова. Вероятно, позже он стал настоятелем Елеазарова монастыря. Его писательская деятельность приходится на годы правления великого князя Василия III (1505–1533) и царя Ивана IV (1547–1584). До сочинения своих знаменитых посланий Филофей занимался составлением летописей, участвовал в создании Хронографа 1512 г., что говорит, конечно, о его образованности и литературном даровании . Уже в этом Хронографе Филофеем написаны замечательные строки: «Наша же Российская (Русская) земля, Божиею милостью и молитвами Пречистыя Богородица и всех святых чюдотворец, растет, и младеет, и возвышается (и распространяется)» . В этих словах заключено ядро его церковно-политической идеологии, его веры в мессианское назначение Московского Русского «правоверного и православного царства». Церковно-политическая концепция Филофея близка уже охарактеризованным нами воззрениям и мнениям; она органично входит в духовную атмосферу тревог о будущем православия как единственного и вечного религиозного сообщества, как Града Божия (Civitas Dei), который был основан Христом и воплощен затем в Византийском царстве, но в последние времена, из-за религиозной измены и безбожных деяний византийцев — «льстивых греков»,— оказался на краю гибели.

http://sedmitza.ru/lib/text/436474/

Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1447. Ссылки:   Адрес: Россия, Псковская область, Псковский район, д. Елизарово Координаты: 58.04933, 28.193574 Проезд: Спасо-Елеазаровский монастырь находится в 30 км к северу от Пскова. До Пскова из Москвы удобнее всего добираться на поезде с Ленинградского вокзала. Из Пскова, с автовокзала, ходят автобусы на Гдов — по дороге они минуют деревню Елизарово, где и расположена Елеазаровская обитель. Если Вы едете ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Спасо-Елеазаровский монастырь находится в 30 км к северу от Пскова. До Пскова из Москвы удобнее всего добираться на поезде с Ленинградского вокзала. Из Пскова, с автовокзала, ходят автобусы на Гдов — по дороге они минуют деревню Елизарово, где и расположена Елеазаровская обитель. Если Вы едете на автомобиле, то из Пскова следует выезжать по улице Леона Поземского (это одна из основных проезжих улиц города) — за городской чертой она переходит в шоссе Р-60, ведущее в Гдов. В деревне Елизарово дорога идет прямо вдоль монастырской ограды (ограда тянется по левую руку). Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Спасо-Елеазаровский монастырь основан в 1425(?) г. постриженником Снетогорского монастыря, крестьянином деревни Виделебье Ефросином (до пострижения Елеазаром), который похоронен 15 мая 1481 г. в основанной им церкви Трёх Святителей (1447 г.) Канонизирован как общерусский святой на соборе 1551 г. В Москве. В начале XVI века здесь, возможно, был переписан мусин-пушкинский список " Слова о полку Игореве " и сформулирована основная политическая доктрина Московской Руси - " Москва - третий Рим " (старец Филофей). Монастырь также являлся центром псковского иконописания. Собор с пристройками в средневековье использовался как крепость, в нижних этажах которого располагались огнестрельные орудия. Один из отрядов Батория так и не решился напасть на монастырь из-за внушительного оборонного вида монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00280

Елизарово. Спасо-Елеазаровский женский монастырь. Собор Трех Святителей. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Храм из плиты, которая является обычным строительным материалом в Псковской области. Трехапсидный, четырехстолпный, имеет один купол. Ранее был многоскатным - " крыт на восемь скатов " . Южный придел - Рождество-Богородицкий, с севера ризница, с запада паперть и невысокая колокольня. Колокольня собора нобычна для псковских храмов 15 века, тогда было принято строить над папертями звонницы. В плане шестигранная, имеет широкие проёмы для колоколов. В подклете в наше время устроен придел прмц. Елисаветы (освящён в 2000 г.). Позже было изменено покрытие на четыре ската, сооружен купол грушевидной формы (1870-е гг.). В 1902 г. были проведены работы по замене Рождественского придела (обновление). Закрыт в 1926 г., использовался в хозяйственных целях. В 1989 г. обрушилась колокольня. Сейчас продолжаются хозяйственные работы. Отстроена разрушенная колокольня, на которой установлены 7 колоколов, отлитых в Воронеже. Восстановлен келейный корпус постройки 1904 г. Собор Спасо-Елеазаровского монастыря высок и на­ряден. Он имеет три апсиды и невысокую колокольню над лестницей. Лестница ведет на закрытую паперть. Выходящий на нее портал собора украшен килевидной аркой, купол храма с перехватом, щпиц на двухъярусной коло­кольне. Строительный материал для собора — псковская плита. В 1967 г. здесь производились работы по укрепле­нию конструкций стен и сводов. Бывшая мужская обитель ныне воссоздается, как женская. В истории монастырь прославился старцем схиархимандритом Гавриилом, привлекавшим к себе богомольцев. Еще не полностью восстановленная обитель уже спешит заниматься делами попечительства и благотворительности. Так, настоятельница монастыря матушка Елисавета участвует в областных курсах по подготовке православных педагогов, организует областные научно-исторические конференции. Сестры монастыря с радость и любовью несут различные послушания согласно нуждам монастыря. В 2007 г. в Спасо-Елеазаровском монастыре освятили новые колокола. 7 колоколов, отлиты в Воронеже. Самый большой колокол весит 420 килограммов, маленький - 4 килограмма, колокола пожертвованы московскими благодетелями, которые уже семь лет участвуют в восстановлении монастыря и трудами рук своих, и денежными средствами. Возобновлены богослужения, восстановлен храм Трёх Святителей 16 в. В интерьере храма мощные подпружные арки вновь возносятся к свету, льющемуся из верхних окон храма, а звуки церковного пения, отражённые голосниками долго тают в воздухе. Освящены кресты для трех престолов собора Трех Святителей: для самого собора, соборного придела, освященного в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и нижнего храма собора в честь святой мученицы великой княгини Елисаветы, а также для восстановленной колокольни, храма настоятельского Дома и монастырских ворот.

http://sobory.ru/article/?object=05400

Псковская епархия предала анафеме журналиста за клеветнические публикации 20 августа, 2009. Редакция " Правмира " В связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и в частности игумении Елисаветы (Беляевой) автор статьи ««Осиное гнездо»» под золотыми куполами» в газете «Псковский рубеж» (503) за 14-20 января 2008 года и в газете «Правда» 2008 года по правилам Святой Православной Церкви и святых отцов, согласно духовного завещания основателя монастыря преподобного Евфросина Псковского, сказавшего о том, «кто начнет обижать дом святых Святителей и преподобного Онуфрия, то да будет он под осуждением Святой Церкви… на это свидетелем Бог и отец мой духовный», решением Епархиального Совета Псковской Епархии от 14 июля 2009 года Дементьев Олег Владимирович отлучается от православного церковного общения и предается анафеме — проклятию. Согласно «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», утвержденной Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года (Глава XV, п.3) о взаимоотношениях Церкви и светских СМИ «в случае хуления имени Божия, иных проявлений кощунства, систематического сознательного искажения информации о церковной жизни, заведомой клеветы на Церковь и ее служителей. В случае возникновения таких конфликтов … епархиальный Преосвященный (по отношению к региональным и местным СМИ) может … предать каноническим прещениям виновных». Лицо, преданное анафеме, не имеет права участвовать в церковных таинствах, быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище после смерти. С таковым ни один верный не должен иметь никакого общения (Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского М., 1994. С.61). Попирая своей мерзкой грязью честь и достоинство граждан нашей страны, того общества, которому сам принадлежит, своей скверной клеветой Олег Дементьев дерзнул запятнать добрую память наших предков, монашествующих Спасо-Елеазаровского монастыря дореволюционного периода. А ведь они в годы гонения на Церковь были замучены и утоплены в водах Чудского озера. Автор статьи даже не удосужился узнать, что до закрытия в 1918 году монастырь был мужским, а не женским.

http://pravmir.ru/pskovskaya-eparxiya-pr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (в монашестве Варлаам; после 1565, Крыпецкий во имя св. Иоанна Богослова мон-рь?), псковский свящ., автор житий, служб, похвальных слов святым (преимущественно русским, связанным с новгородско-псковскими землями). Сведения о В. известны исключительно из его произведений. Писательская деятельность В. приходится на 40-60-е гг. XVI в. и связана с митр. св. Макарием . Можно предположить, что рукоположение В. во священника совершил сам святитель, будучи архиепископом Вел. Новгорода и Пскова (1526-1542). Позднее, овдовев, В. принял монашество с именем Варлаам. Из описания чудес в созданном агиографом житии прп. Саввы Крыпецкого , к-рые совершились в 1557-1564 гг., явствует, что в эти годы В. был иноком Крыпецкого во имя св. Иоанна Богослова муж. мон-ря , возможно, здесь он и скончался. Наиболее ранним трудом В. является житие прп. Евфросина Псковского ( 1481), составленное в 1547 г. по просьбе иноков псковского Елеазарова мон-ря во главе с игум. Феодосием в связи с канонизацией прп. Евфросина на Соборе 1547 г. Основным источником для автора явилась первоначальная редакция жития святого кон. XV - нач. XVI в., в к-рой большое место уделено вопросу двоения аллилуия . В. систематизировал первоначальное житие в хронологическом порядке и сделал нарративные дополнения, взятые из творений Епифания Премудрого и иером. Пахомия Логофета . В житие включены послание прп. Евфросина Новгородскому архиеп. св. Евфимию II (Вяжицкому) и ответ святителя, а также молитвы преподобного к Пресв. Богородице и перед кончиной. Завершает житие описание посмертных чудес святого, составленное на основании монастырских записей и рассказов очевидцев. Труд В. был включен свт. Макарием в Успенский и Царский списки Великих Четьих Миней (ВМЧ). Вскоре после Собора 1547 г. В. составил также 4-ю редакцию жития блгв. кн. Александра Ярославича Невского , прославленного Собором. За основу автор взял текст из Псковской II летописи, кроме того, он использовал выписки из житий блгв. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского и Новгородского архиеп. Иоанна, написанных Пахомием Логофетом, а также из жития ярославских князей Феодора Ростиславича и его сыновей Давида и Константина, созданного иеромонахом ярославского Спасо-Преображенского мон-ря Антонием. Молитва, к-рую кн. Александр Невский произносит перед боем, заимствована В. из Сказания о Мамаевом побоище. В конце жития В. обращается к святому с традиц. просьбой о молитве за царя, князей, бояр, войско и всех правосл. христиан, в т. ч. за себя - «многогрешнаго, и грубаго, и недостойнаго раба Божиа Василиа... написавшаго тебе малое сие гранословие». В. знал о чудесах, совершавшихся от мощей кн. Александра Невского, но в житии их не описал. Творение В. включено в Царский список ВМЧ.

http://pravenc.ru/text/150691.html

Снетогорский монастырь после ухода ливонских рыцарей представлял собой пепелище. Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы была сожжена - обитель требовалось восстановить, что и предполагал сделать князь Довмонт. Но не успел - спустя два месяца накрывшая Псков чума унесла его в могилу. Перед кончиной Довмонт завещал возвести в Снетогорском монастыре каменный собор и выделил средства на строительство. Судя по всему, строить завещанный святым князем храм на Снятной горе начали в 1310 году - спустя год он был закончен. В Псковской второй летописи записано так: " В лето 6819 (1311) свершена бысть церковь камена Святаа Богородица на Снетной горе, при игумене Иове... " Кто строил каменный собор в Снетогорской обители, мы не знаем, но автор очевидным образом равнялся на Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, возведённый в 1150-х годах, - на то указывает повторение основных решений здания. Мирожский храм совершенно новгородский в XII столетии для Псковской земли, вообще задал параметры для местного храмового зодчества на многие десятилетия, если не века. Подобно Спасо-Преображенскому собору, снетогорский храм вскоре, вероятнее всего в 1313 году, расписали. Правда, расписывать мирожский собор приглашали греков, которые и виртуозно исполнили в красках иконографическую программу епископа Новгородского Нифонта, на Снятной же горе, как утверждают исследователи, работали псковские мастера, а точнее, артель, возглавляемая хоть и анонимным, но одним из лучших псковских художников тогдашней эпохи. Фресковый ансамбль Богородице-Рождественского собора частично сохранился до наших дней и ныне почитается как один из шедевров древнерусской живописи. К сожалению, древняя часть истории Богородице-Рождественского собора нас подробностями не балует - виной тому пожар 1710 года, уничтоживший монастырский архив. При этом очевидно, что всё происходившее в начальные века существования церкви со Снетогорским монастырём так или иначе касалось его соборного храма. А монастырь был велик и славен - он считался первым среди четырёх больших псковских обителей (остальные три - Мирожская, Спасо-Елеазаровская и ныне не существующая Великопустынская), ему благотворили русские цари Иван Грозный, Фёдор Иоанович, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Пётр I...

http://sobory.ru/article/?object=05427

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ I Свт. Варлаам I (Петров-Лавровский), архиеп. Тобольский. Портрет. Нач. XIX в. Свт. Варлаам I (Петров-Лавровский), архиеп. Тобольский. Портрет. Нач. XIX в. (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок. 1729, Москва - 27.12.1802, Тобольск), свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых), архиеп. Тобольский и Сибирский. Из семьи Петра Шапошникова, служившего иподиаконом, впосл. священником в московской ц. во имя Космы и Дамиана; старший брат Новгородского и С.-Петербургского митр. Гавриила (Петрова) . Из-за болезни ног В. оставил обучение и занялся иконописью, затем поступил послушником в Александро-Невскую лавру, принял постриг и вскоре был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. В 1764 г. Псковский еп. Иннокентий (Нечаев) пригласил В. на должность игумена псковского Елеазарова монастыря. В 1768 г. в сане архимандрита В. настоятельствовал в Новоторжском Борисоглебском мон-ре . 5 окт. 1768 г. В. был хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского, став преемником Тобольского митр. Павла (Конюскевича) ; прибыл в Тобольск 8 марта следующего года. С назначением В. «кончилась в Тобольске митрополия, существовавшая ровно сто лет» ( Сулоцкий. С. 10), при этом за Тобольским преосвященным было оставлено право ношения митры с крестом наверху и голубой, с источниками, митрополичьей мантии. В. отличался неутомимой деятельностью по распространению духовного просвещения в Сибири, особенно заботился о Тобольской ДС. В 1770 г. семинария была переведена из архиерейского дома в тобольский Знаменский монастырь, значительно расширился курс преподаваемых наук (введено преподавание греч. и татар. языков, математики, физики, высшего красноречия, географии, медицины), семинария получила хорошее по тому времени материальное обеспечение. 23 марта 1780 г. совместными усилиями В. и Иркутского еп. Михаила (Миткевича) была учреждена Иркутская ДС. При 2 сибир. семинариях были собраны богатые для своего времени б-ки, в к-рых помимо книг на рус. и иностранных языках хранились уникальные рукописи.

http://pravenc.ru/text/154221.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФРОСИН (Елеазар; ок. 1386, с. Виделебье, близ Пскова - 15.05.1481, Елеазаров Трехсвятительский мон-рь), прп. (пам. 15 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Псковский, основатель Елеазарова во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста мон-ря . Источники Сведения о Е. содержатся в разных редакциях его Жития, а также в составленном преподобным Уставе. Древнейшей является первоначальная редакция Жития Е., написанная неизвестным автором ранее 1510 г. и сохранившаяся в списке XVI в. (РГБ. Унд. 306). Автор этой редакции не соблюдает агиографических канонов, подробно излагая лишь историю споров Е. о пении аллилуия с бывш. псковским свящ. («распопом») Иовом (подробнее о спорах см. ниже). Поскольку произведение является не столько Житием святого, сколько трактатом в защиту двоения аллилуии, В. И. Охотникова вслед за автором текста называет его «Повесть о сугубой аллилуии». Прп. Евфросин Псковский. Акварельный рисунок из сборника служб и житий. Нач. XVIII в. (БАН. Собр. Ф.М. Плюшкина. 164. Л. 43 об.) Прп. Евфросин Псковский. Акварельный рисунок из сборника служб и житий. Нач. XVIII в. (БАН. Собр. Ф.М. Плюшкина. 164. Л. 43 об.) В 1547 г. по настоянию монахов Трехсвятительского Елеазарова монастыря в связи с готовившейся канонизацией Е. псковский свящ. Василий (Варлаам) в соответствии с агиографическими канонами написал новую редакция Жития преподобного (древнейший список: ГИМ. Син. 634. Л. 27 об.- 250, сер. XVI в.). Сведения о Е. из «Повести о сугубой аллилуии» свящ. Василий разместил в немного измененном порядке и дополнил. Жизнеописанию святого предшествует вступление, к-рое почти дословно совпадает со вступлением к Житию прп. Димитрия Прилуцкого. В «Повести о сугубой аллилуии» отсутствуют сведения о жизни Е. до его прихода на р. Толву (Толбу), в редакции свящ. Василия жизнеописание святого начинается с гл. «О рождении блаженного отрока», в к-рой повествуется о его семье, об обучении грамоте, о принятии пострига в псковском Снетогорском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре , об основании пустыни рядом с Толвой. Дальнейшее повествование в редакции свящ. Василия является переделкой «Повести о сугубой аллилуии», однако имеются дополнительные рассказы: «О умножении брашен» и «О умножении рыб», а также рассказ об учениках Е., к-рый завершается гл. «О Филарете черноризце». К имеющимся в «Повести о сугубой аллилуии» 4 чудесам свящ. Василий добавил 15. «Повесть о сугубой аллилуии» завершается посланием Е. к духовенству псковского кафедрального Свято-Троицкого собора, а редакция свящ. Василия - Похвальным словом святому. Редакции Жития Е. расходятся в рассказе о путешествии Е. в К-поль. Автор «Повести о сугубой аллилуии» пишет о том, что Елеазар побывал там в юности. В редакции свящ. Василия Е. отправился в К-поль после устроения мон-ря.

http://pravenc.ru/text/187848.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня Молитва в болезни Гавриила (Зырянова)                «Долго я ломал себя, все не удавалось. Ну, наконец сломил...»   «Простота от Духа Божия подается.  Человечек сам ничего не приобретет, если Бог не подаст...  А даст, так будешь как дитя… Ребеночек все просто принимает  и живет одним чувством. А мы много знаем, много помним, все это разбивает и рассеивает нас».     Гавриил Зырянов Икона Акафист     Молитва болящего Преподобный Гавриил (1844 — 1915) прославлен в 1997 г. в лике местночтимых святых Казанской епархии. Он положил начало монашеским подвигам в Оптиной пустыни под руководством преподобного Амвросия. Затем он подвизался в Седмиезерной пустыни вблизи Казани, а также в Спасо-Елеазаровой пустыни Псковской епархии. Преподобный Гавриил воплотил в себе дух древних восточных аскетов. Основным и главным в его духовном делании было стяжание любви Божией.   Молитва болящего ярко характеризует живую веру Ведликого Старца. Молитва болящего была составлена им в болезни. Епископ Варнава (Беляев) записал эту молитву, но издать ее в 1900 году не  дали... По-видимому, вокруг ее публикации в книге о. Гавриила, вышедшей при его жизни (Поучения и слова иеросхимонаха Гавриила. Казань, 1900), происходила борьба…   В списке книги, сохранившемся в отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки Казанского государственного университета им. Н.И.Лобачевского (ед. хр. 6.213), имеется распоряжение цензора Мих. Богословского, запрещающее Молитву болящего к печати.   И вот, прошло 100 лет. Время все расставило на свои места. Цензора Мих. Богословского - на кладбище, а старца Гавриила - в Лик Святых... Поистине, жизнь наша подобна дуновению ветра... Поражаешься, как люди занимают в Церкви какие-то должности и не боятся Бога?!   Интересно заметить, что в Греции, в Элладской Церкви, цензуры вообще нет. У греков  другой подход: вместо цензуры - православная Традиция. На нашем портале молитва больного помещается в своем полном виде.— Исихазм.ру

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=35&iid=5...

Озёра. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Озера, Покровская церковь. Построена в 1871 г. на месте упраздненного монастыря, в котором подвизался св. Илларион Гдовский. Мост из Озерной слободы сгорел в войну, с тех пор к церкви (и на кладбище) можно попасть только вплавь или по льду. К сожалению, деревянная часовня XVIII в. на месте кельи святого (памятник архитектуры областного значения) уничтожена местным батюшкой, построена новая кирпичная. Внутри неё и находится келья - остаток ствола сосны с дуплом. По благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Архиепископа Псковского и Великолукского Историческое описание церкви Покрова Богородицы деревни Озера Составила Михайлова О.К. Санкт-Петербург, 2000. Будущий основатель пустынного монастыря готовился к своему делу продолжительным искусом обыкновенно в пустынном же монастыре под руководством опытного старца. Он проходил разные монастырские службы, начиная с самых черных работ, при строгом посте, «изнуряя плоть свою по вся дни, бодрствуя и молясь по вся нощи». Так усвоялось первое и основное качество инока — отречение от своей воли, послу¬шание без рассуждения. Проходя эту школу физического труда и нравственного самоотвержения, подвижник, часто еще юный, вызывал среди братии удивленные толки, опасную для смирения «молву», а пустынная молва, по замечанию одного жития, ничем не отличается от мятежной городской славы. Искушаемому подвижнику приходилось бежать от воспитавшей его обители, искать безмолвия в настоящей глухой пустыне, и настоятель охотно благословлял его на это. Найти место, где бы «уединиться от человек», было важной заботой для отшельника, манили дебри, где были бы «леса черные, блата, мхи и чащи непроходимые». И прп. Иларион, покинув Елеазарову пустынь, стал ходить по дебрям лесным, ища, где бы Бог указал ему жить. Путь, который он прошел от обители прп. Евфросина до места своего будущего поселения на р. Желче нам не известен. Но осталось предание, что недалеко от селения Дряжно, при ключе, вытекающем из пригорка, спасался прп. Иларион Псковоезерский. Место его подвигов раньше было обозначено деревянным срубом. Источник этот существует и теперь; находится он в километре от д. Дряжно Красно-Стружского района Псковской области. Местные жители до сих пор берут из него воду. Но деревянный сруб, к сожалению, не сохранился. Для постоянного же жительства преподобный выбрал иное место — пустынный остров на реке Желче (будущий погост Озера).

http://sobory.ru/article/?object=01356

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010