Церковь и психиатрия: история и современность Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 4 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 Психиатрия — одна из самых сложных медицинских дисциплин. Оценка психического здоровья и диагностика психического заболевания являются сложнейшим аналитическим процессом, требующим высокой квалификации врача-психиатра. Однако, как ни в какой из медицинских специальностей, нередко неосведомлённые и малоосведомлённые личности считают для себя возможным судить о состоянии психического здоровья и определять, является ли проявлением заболевания то или иное нарушение психической деятельности и нуждается ли данный больной в приёме лекарственной терапии. Необходимо отметить, что отношение общества к проблемам душевнобольных является лакмусовой бумажкой, отражающей его духовное и общекультурное состояние. К сожалению, эта проблема остро стоит как в современном обществе в целом, так и в церковной среде особенно. Отношение общества к душевнобольным можно прочувствовать по отражению проблем, связанных с ними в современной прессе, в которой наряду с терминами “психически больной”, “душевнобольной” примерно с одинаковой частотой используется термин “псих”, отражающий пренебрежительное, негативное отношение к людям, страдающим психическими расстройствами, а психиатрическая больница нередко именуется “психушкой”, “дурдомом”, а иногда и “дуркой”. К сожалению, широко распространено мнение, что наличие у человека психического заболевания делает его обречённым и социально опасным. В церковной среде при этом нередко бытует представление об отсутствии различий между душевными и духовными заболеваниями, в связи с чем все психические заболевания объясняются личным грехом больного или “бесоодержимостью”. Необходимо констатировать наличие в настоящее время агрессивного антипсихиатрического направления, которое находит своё отражение, в том числе в демонстрациях, финансируемых сайентологами, которые проходят перед участниками крупных психиатрических съездов. Можно конкретно не уточнять, кто, в каком психическом состоянии и по каким мотивам становится участником этих мероприятий. Однако не менее агрессивно это направление и в церковной среде. Необходимо чётко понимать, что жертвами этой агрессии против психиатрии становятся больные. В начале ноября 2007 года священник одного из храмов, расположенного в центре Москвы, запретил юноше (27 лет), который за несколько лет до этого перенёс шизофренический приступ, работал, находился в относительно стабильном состоянии, принимать лекарства. При этом сказал, что то ли его болезнь, то ли лекарства, то ли врач “от бесов”. Через две недели больной покончил жизнь самоубийством. Другому юноше (18 лет) с нервной анорексией батюшка не посоветовал обращаться к врачам и принимать лекарства, сказал, что нужна “только молитва и пост”. Пост прекратился в связи с летальным исходом…

http://pravmir.ru/tserkov-i-psihiatriya-...

Столетие Дмитрия Евгеньевича Мелехова Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 23 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 1 24 февраля медицинская общественность нашей страны отметила столетие со дня рождения выдающегося православного ученого-пси­хиатра Дмитрия Евгеньевича Мелехова, известного как один из основателей так называемой “социальной психиатрии”, изучающей социальные аспекты психических заболеваний. Особенно велики его заслуги в развитии исследований трудоспособности психических больных и возможностей их адаптации в обществе. Он был и организатором здравоохранения, в 1951–56 гг. являлся директором Московского Института психиатрии. Д. Е. Мелехов родился 23 февраля 1899 года в Рязани в семье потомственного священника Евгения Петровича Мелехова (репрессиро­ванного в 1923 году за неподчинение известному указу Ленина об изъятии церковных ценностей). В 1926 году окончил медицинский факультет МГУ. В 20-х годах являлся активным участником московского евангельского кружка, за что подвергся аресту. Он был духовным чадом отца Сергия Мечева, расстрелянного в 30-х годах. Долгие годы дружил с тайно рукоположенным священником Глебом Каледой, известным ученым-геологом, и с о. Александром Менем. Д. Е. Мелехов, живший в годы богоборческой власти, насильственно насаждавшей материалистическую идеологию, в том числе и в психиатрии, развивал иное, основанное на православной традиции понимание психических заболеваний и подходы к их диагностике и лечению. В 70-е годы он написал ряд глав оставшегося незаконченным руководства “Психиат­рия и вопросы душевной жизни”; они распространялись в “самиздате” и впервые были опубликованы лишь в 1991 году. Исходной для Д. Е. Мелехова явилась пронизывающая “весь многовековой религиозный опыт богословского и практического подхода к личности в христианстве” идея о трихотомическом ее строении как состоящей из духа, души и тела. Когда эти три сферы находятся в согласии, в гармонии друг с другом — что достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа — говорят о здоровье (святитель Феофан Затворник и Никодим Святогорец).

http://pravmir.ru/stoletie-dmitriya-evge...

Arhiva Mitropolitul de Volokolamsk Ilarion: Eforturile comune ale preoilor i medicilor psihiatri ofer pacientului ansa s înceap o via nou 16 iunie 2015 18:53 13 июня 2015 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет митрополит Волоколамский Иларион , стал врач-психиатр, доктор медицинских наук, профессор Свято-Тихоновского университета Василий Глебович Каледа. Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы будем говорить о пастырской психиатрии. У меня в гостях — врач-психиатр, доктор медицинских наук, профессор Свято-Тихоновского университета Василий Каледа. Здравствуйте, Василий Глебович! В. Каледа: Здравствуйте, дорогой владыка! «Пастырская психиатрия» — сравнительно новый предмет в курсе подготовки будущих священнослужителей Русской Православной Церкви. В университете, в котором я преподаю, этот предмет ведется с 2003 года. Чем вызвана необходимость преподавания этого курса? Прежде всего, тем, что в современном мире людям часто некуда обратиться. И когда у человека возникают душевные, духовные проблемы — он приходит в церковь, приходит к священнику. И задача священника — среди всех тех душевных проблем, с которыми к нему пришел человек, увидеть душевное заболевание, психическое расстройство, если таковое имеется. Здесь очень важно, чтобы священник правильно выстроил свою тактику общения с человеком, который страдает психическим заболеванием. И зачастую именно от того, как поведет себя священник, будет зависеть вопрос жизни и смерти человека. Митрополит Иларион: Область психиатрии и область пастырского душепопечения — две пересекающиеся области. Конечно, они пересекаются не всегда, но в некоторых случаях необходимы совместные усилия священника и психиатра. У нас с Вами есть такой опыт работы с одним пациентом — это, правда, было много лет назад, тогда мы с Вами и познакомились — с которым Вы занимались как психиатр, а я, в меру своих сил, как пастырь. Я думаю, что для священнослужителя очень важно уметь отличать феномены духовного характера от феноменов характера психического. Иногда, к сожалению, священнослужители в этом ошибаются и принимают психическое заболевание за беснование или за какие-то отклонения, или за греховные намерения. И вместо того, чтобы человека лечить, чтобы отправить его к специалисту, дают, к сожалению, такие рецепты, которые приводят к печальным последствиям. Вот почему очень важно, чтобы во всех духовных школах изучался предмет «Пастырская психиатрия», чтобы в подобных случаях был тесный контакт между пастырем и врачом-психиатром.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4122305...

Л.Ф. Шеховцова 2.1. Аскетическая практика преодоления гордыни Святые отцы, если так можно выразиться, видели в гордыне основную проблему человека. В этом вся суть его отпадения от Бога. Соблазнившись на призыв сатаны, человек в глубине своей души начал считать себя богом. Гордыня – это духовное заболевание. Она приводит к психологическим нарушениям и серьезным психическим расстройствам. И лечить это заболевание мы можем совместно с Богом и в Его Церкви. 2.1.1. Синергия – совместное действие Бога и человека Слова «аскетика», «аскетизм» произошли от греческого глагола «аскео». Это в переводе означает «искусно и старательно перерабатывать, обрабатывать грубые материалы и в этом упражняться». В Древней Греции аскетами называли атлетов, так как они проводили время в постоянных тренировках и упражнениях и при этом вели строгий, воздержанный образ жизни. Позже именование «аскет» закрепилось за людьми, подвизающимися в воздержании и стяжании добродетелей. Святые отцы всегда отдавали предпочтение «внутреннему человеку». Работа над ним, или «внутреннее делание», совершается с двух сторон – человеком и Богом и называется синергия. Со стороны человека необходимо доброе намерение, направленность его усилий и постоянное призывание Бога на помощь, ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15:5 ). Иначе говоря, процесс исцеления человека совершается синергетически, то есть усилием человека и Божией помощью. Под «исцелением» здесь понимается приведение человека к состоянию целостности, которая была нарушена в результате грехопадения. Вся аскетическая практика Восточной Церкви посвящена тому, что следует делать и как поступать, чтобы вернуться в состояние сыновнего отношения с Богом. Освободиться совершенно от гордости – это означает изменить свое падшее, страстное естество на естество обоженное, то есть обрести высшее духовное состояние, к которому призваны все люди: для того создал нас Бог , чтобы мы соделались причастниками Божеского естества ( 2Пет. 1:4 ). Для этого от человека требуется смело и осознанно стать на путь духовной брани. Солдаты принимают присягу и дают клятву защищать Отечество и сокрушать его врагов. Христианин как воин Христов в Таинстве Крещения присягает на верность Христу и «отрекается от диавола и всех дел его», то есть от греха. А значит, внешне и внутренне обучается быть готовым к брани с врагами нашего спасения: падшими ангелами, страстями и грехами. Предстоит бой не на жизнь, а на смерть, бой трудный и ежедневный. Линия фронта этой непрекращающейся борьбы проходит через сердце человека.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Разделы портала «Азбука веры» Вышла замуж за больного человека, пожалела его. А теперь не знаю, как жить. У него врождённые умственные и психические отклонения, но диагноз (без инвалидности) поставили лишь после нашей свадьбы, когда повела его по врачам. Мать им особо не занималась. А у меня нет сил жить с “большим ребёнком”. Так-то он человек хороший, но отклонения постоянно дают о себе знать (многое забывает, теряет, рассеянный, что-то путает, говорит иногда ерунду, будто реально мыслит как ребёнок лет 5ти). Ему нужно все разжевать, объяснить, показать. Это всех изматывает. Разумеется, на работе к нему одни претензии, если уволят, то максимум кем сможет быть это дворником. Не такое будущее я желала себе и своим будущим детям. Периодически ведёт себя адекватно, тогда я чуть успокаиваюсь. Но в обострении снова прихожу к мысли, что единственный для меня выход это развод. Жить так не могу, детей от него рожать боюсь и не хочу. Мне 26, женаты всего полгода, но уже не покидает мысль, что я теряю с ним время… Но и не могу поверить, что Бог мог такое попустить случайно. Мы оба пытались молиться ведь… Что делать? Если и развод — печальная перспектива, но и жить с человеком настолько тяжело сейчас, а может станет ещё тяжелее? Стоит ли мне принимать случившееся за волю свыше и нести этот крест или есть возможность все же отказаться от такой жизни? Как тогда объяснить мужу, что жизни не будет совместной? Спасибо за ответ! Похожие вопросы 5 Ответов В Евангелии основанием для развода признается только прелюбодеяние. Церковь за 2 000 лет истории сформулировала дополнительные причины для прекращения брака: В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

http://azbyka.ru/vopros/kak-zhit-s-bolny...

Фото Алексея Реутского 27 января 2019 г. 17:30 В Синодальном отделе по церковной благотворительности обсудили зависимость депрессии от религиозности В Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению состоялась секция XXVII Рождественских чтений:«Попечение Церкви о душевнобольных». Священноначалие, духовенство и специалисты в сфере психиатрии обсудили формы проявления и методы лечения такого психического расстройства, как депрессия, отношение к ней святых подвижников и как протекание болезни зависит от религиозности человека. В своем докладе заместитель директора Научного центра психического здоровья РАМН (НЦПЗ), д.м.н., Василий Каледа дал подробный клинический анализ депрессии и состояний, которые переживает страдающий этим заболеванием. «От депрессии в мире страдает 250 млн., а в России около 9 млн. человек, - отметил ученый. - Среди тех, кто кончает жизнь самоубийством, преобладают люди, находящиеся в тяжелом депрессивном состоянии. Неслучайно многие эксперты Всемирной Организации Здравоохранения называют депрессию убийцей номер один». Выступающий назвал такие критерии депрессии, как эмоционально пониженное настроение, которое продолжается не менее двух недель и длится большую часть дня. Утрату интереса и удовольствия от обычного для больного приятного вида деятельности. Замечается нарушение сна,  как правило, с ранним пробуждением, больной долго не засыпает, а в некоторых случаях может спать целые сутки. Отмечается снижение уверенности в себе, собственной самооценки, снижается жизненный тонус, включается повышенная утомляемость и т.д. К возрастным группам риска относятся молодые люди от 14 до 25 лет и пожилые после 60 лет.  Однако на сегодняшний день разработан ряд методик лечения разных форм депрессии, к которым, в частности, относятся психотерапия, психофарматерапия, фитотерапия, музыкотерапия и т.д.  «Если человек верующий, то медицинская помощь может успешно сочетаться с духовным врачеванием», - отметил Василий Каледа. Пастырским опытом помощи и диагностики депрессии у верующих людей поделился  клирик храма в честь иконы Божией Матери «Целительница» при НЦПЗ протоиерей Илья Одяков. «Как не грустно констатировать, сегодня многие священнослужители разных уровней убеждены, что депрессии не существует, а есть лишь проявление страсти: печали, уныния, лени, капризов либо пресыщенности. И говорится о том, что у верующего человека не может быть депрессии. И все, что остается человеку - это переносить нападение злой силы, которую по Евангелию могут исцелить лишь пост и молитва. А таблетки, как очень часто приходится слышать, просто вредны для здоровья», - сказал священник.

http://e-vestnik.ru/science/dipressiya_i...

Toggle main menu visibility Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно. Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой . Дети-инвалиды в храме Мир всем, дорогие форумчане! Давно собиралась задать этот вопрос, но как-то не было времени. А сегодня все-таки созрела. В нашем приходе есть молодая мама и ее сын с синдромом Дауна . Мальчик достаточно беспокойный (ему лет 5 наверное), много плачет в храме. Они приходят обычно во время Херувимской песни или чуть позднее к Причастию. В общем прихожан беспокоит этот шум и плач, но все молчат и терпят как и полагается Дело не в этом. Просто на фоне их пребывания в храме у меня всегда возникает вопрос об отношении Церкви к таким людям (даунам), нуждаются ли они в Таинствах, ведь они все равно ничего не понимают и не осознают. И есть ли что-то у святых Отцов что-нибудь по этому вопросу? Спасибо. Последнее редактирование модератором: 19 Сен 2017 Мир Вам, Нина Николаевна! Вот мнение Русской Православной Церкви Основы социальной концепции Русской Православной Церкви XI.5. Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами. В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника. Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи. Нравственно недопустимы психотерапевтические подходы, основанные на подавлении личности больного и унижении его достоинства. Оккультные методики воздействия на психику, иногда маскирующиеся под научную психотерапию, категорически неприемлемы для Православия. В особых случаях лечение душевнобольных по необходимости требует применения как изоляции, так и иных форм принуждения. Однако при выборе форм медицинского вмешательства следует исходить из принципа наименьшего ограничения свободы пациента.

http://azbyka.ru/detforum/threads/deti-i...

  разделы   рассылка  распечатать Прот. Димитрий Смирнов: Не надо делать себе харакири или жечь книги владыки Антония Сурожского. Источник:  Радонеж – Добрый вечер, батюшка. Мной обладает страсть чревоугодия, люблю вкусно и много поесть. И унываю из-за этого. Как мне с этим бороться, с чего начать? – Начать с поста. Как раз постом мы учимся обуздывать свои страсти и, во-первых, чревоугодие. Вот наступит Великий пост – очень удобное время. Есть поменьше, ограничив выбор постными продуктами. Бог вам в помощь. – Здравствуйте батюшка Дмитрий. Это раба Божия Татьяна. Митрополит Антоний Сурожский утверждает, что законно было бы совершить аборт, если предполагать рождение физически или психически неполноценного ребенка. Более того, призывает к стерилизации, если тяжелое положение в семье или наследственное заболевание у родителей, причем речь идет не о дурных болезнях. Он даже считает безнравственным рождение ребенка в такой ситуации. Как это совместить с христианским вероучением? – А это не нужно совмещать. Каждый человек имеет возможность в каких-то вопросах заблуждаться. Митрополит Антоний – замечательный подвижник, пастырь, проповедник. Но, во-первых, он человек, не получивший богословского образования. До всего доходил своим умом и через книги. А православных книг по биомедицинской этике во время, когда он мог бы их прочитать, просто не было. Поэтому, как человек западной культуры высказывает такие мнения, которые идут, конечно, вразрез и с Социальной концепцией Русской Православной церкви, и вообще со взглядом на жизнь. Это его заблуждение. Ну и что? Некоторые святые отцы бывали согласны даже с еретическими учениями. И в этом ничего страшного. Земля производит добрые злаки, и она же – волчцы и тернии. В отдельных случаях у отдельных людей могут быть разномыслия. И они могут быть ошибочны. Но из этого не надо делать трагедии и пытаться совместить несовместимое. Мы можем такие же вещи, встретить у Луки Войно – Ясенецкого, замечательного архиепископа, пастыря, проповедника и врача. Есть у него высказывания, которые трудно отнести к православному учению. Причина в чем? Опять в том же: человек не получил систематического богословского образования. В молодости имел заблуждения и наш великий святитель Дмитрий Ростовский. На это ему было указано, и он от них отказался. Он получил образование очень окатоличенное. Поэтому некоторые его мнения соответствуют учению Западной церкви, но противоречит учению Восточной. Поэтому не надо делать себе харакири или жечь прекрасные книги владыки Антония. Надо спокойно разбираться. Человек высказал мнение. Может быть, не думал до конца. В Китае, в провинции, если у женщины родится девочка, она ее просто топит в тазике тут рядом. Это считается в порядке вещей. Мы живем в сумасшедшем мире.

http://religare.ru/2_50450.html

Вопросы пастырской психиатрии обсудили в рамках социального направления Рождественских образовательных чтений в Москве 24 января 2018 г. 11:17 Какими мифами и предрассудками окружена психиатрия, как священник может помочь человеку с душевным заболеванием и почему будущие священнослужители должны уметь разбираться в психических отклонениях — об этом шла речь на проходившей впервые секции Рождественских чтений «Пастырская психиатрия: вызов современности». В работе секции, прошедшей в Синодальном отделе по благотворительности, приняли участие священники, несущие служение в психоневрологических интернатах, ученые-психиатры и специалисты по христианской психологии. Участники встречи отмечали важность сотрудничества Церкви и врачей по помощи людям, страдающим психическими заболеваниями. Заседание в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению прошло 22 января 2018 года под председательством  митрополита Воронежского и Лискинского Сергия . В своем выступлении архипастырь особо подчеркнул, что психическое здоровье людей является  зоной совместной ответственности медиков и священнослужителей. «Современная психиатрия способна дать ответы на многие вопросы о причинах психических заболеваний и их лечении, однако количество душевнобольных не уменьшается, — отметил митрополит Сергий. — Душевнобольные обращаются за помощью и к врачу, и к священнику, и нужно признать, что на социальном уровне психическое здоровье населения — это зона совместной ответственности врачей и духовенства».  По свидетельству представителя Церкви, в этой совместной работе с душевнобольными священникам приходится сталкиваться со стойким общественным предубеждением: со страхом перед психиатрией. «Этот страх восходит не только к истории психиатрии в нашей стране, но и поддерживается современным опытом лечения пациентов в тех учреждениях здравоохранения, где сохраняется дефицит любви к пациентам, — сказал правящий архиерей Воронежской епархии . — Церковь считает нравственно недопустимыми психотерапевтические подходы, основанные на подавлении личности больного и унижении его достоинства». 

http://patriarchia.ru/db/text/5135354.ht...

Всегда семья нормальная находится как бы в трех измерениях: Бог; дальше – муж, глава малой церкви, ее епископ, который должен установить отношения с Богом и с женой; а потом уже дети – приход. Малая церковь – всегда трехэтажная, и если этих этажей нет, то мы замахнулись на устроение Божие… – Модель современной семьи совершенно иная: жена отвечает за все, молится, работает, занимается домом, а муж «расслабляется». А если жена пытается привлечь его к каким-то делам, то только раздражает его…  – К такому мужу надо относиться как к болящему. Вслух это никогда не произносить, но понимать для себя. Сейчас 90% людей рождается с хроническим болезнями. – Но как сохранить для детей правильный образ отца, как самой это выдержать? Ребенок видит, что отец все время лежит… Как это объяснить детям?  – Ничего объяснять не надо. У Василия Белова есть рассказ «Лад», там папа – полный дебил и олигофрен (он заболел психическим заболеванием и ничего не понимал), но отношение к нему было, как к главе семьи. Сейчас инфантилизм – тоже тяжелая вирусная болезнь. Все начинается с инфантильного и женоподобного воспитания, в итоге человек привыкает расслабляться, потому что мужественности нет, он ее никогда не видел, никто ее не взрастил, даже такой цели не ставил, а в 30 или 40 лет уже поздно перевоспитывать. Надо смотреть в оба, прежде чем соединять свою жизнь с каким-то человеком. Очень мощный фактор – это родовой грех, который идет из поколения в поколение: вы туда загляните – и окажется, что ничего нового. У меня бабуля была сибирячка. Когда она видела молодого человека, то спрашивала: «Ты какой родовы?» Я ей говорю: «Бабуля, так неприлично, ты человека первый раз видишь и сразу про родову спрашиваешь». А она: «Так то – самое главное». И действительно, если заглянуть в род, то окажется, что это родовая болезнь. Почти не бывает так, что и дед, и отец были мужественными, а у них такой калека уродился. С другой стороны, достался калека – многие и на войне страдали, что ж делать… В каждом храме есть больные, немощные. Церковь молится за них, службу совершает. Есть ли такая вещь, которая Господу Богу не под силу? Можем ли мы, если искренне молимся, со слезами, с плачем, понимая, что мы не в состоянии такого человека поднять с дивана – никакого крана подъемного не хватит, – возложить эту печаль на Господа? А Господь может все. Воскрешение мертвого

http://azbyka.ru/semya/muzh-na-divane/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010