Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 62. На 120й псалом. В среду 4й седмицы Великого поста за Литургией Преждеосвященных Даров Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. ( Пс.120:1-2 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Святая Церковь в песнопениях и псалмах, звучащих во время вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров, дает нам благодатные обетования о том, что Господь никогда не оставит Своих верных последователей без неизреченной Своей помощи. Сегодня хочу обратить ваше внимание на 120й псалом, услышанный нами за Богослужением. Как часто в жизни своей мы надеемся на собственные силы. Нам кажется, что своими способностями и дарованиями мы можем сделать очень многое. В погоне за славой, общественным положением, возвышением по службе, материальным достатком мы забываем, что все это, в том числе и силы наши и возможности их реализовать, дается Господом по величайшей Его милости. Без воли Бога человек не может сотворить ни одного шага и совершить ни одного действия. Когда приходит осознание этого непреложного факта, мы обретаем очень многое – прежде всего душевное спокойствие и уверенность в завтрашнем дне, радость оттого, что Господь с нами во все дни жизни нашей и никогда нас не оставит, если мы сами, грехами и беззакониями своими, не отдалимся от Его всепобеждающей любви. Святитель Василий Великий говорит: «Всякий человек имеет нужду в постоянной помощи, потому что из-за его природной немощи с ним случается много горестного и трудного. Поэтому, ища убежища от всех бедствий или как бы укрываясь от нашествия врагов в крепости на вершине горы, он прибегает к Богу: только пребывая в Боге он может быть спокоен». И ведь требуется от нас так немного: Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня Иером. Виталий, Александр Полищук. Паломничество по Афону Иером. Виталий, Александр Полищук. Паломничество по Афону   Они блуждали в пустыне по безлюдному пути, и не находили населенного города; Терпели голод и жажду, душа их истаевала в них. Псалтирь, псалом 106. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их. Псалтирь, псалом 106     Чаепитие с губернатором Хмурым утром 7 ноября автобус доставил нас на пристань Уранополиса. Всю дорогу от Салоник мы были настолько озабочены тем, чтобы успеть к парому на Святую Гору, что напрочь забыли о значении этой даты. Однако сосредоточенность на желанной цели не помогла, и к моменту нашего появления на пристани паром отвалил, но почему-то болтался на якоре метрах в двухстах от берега. Задержали его, как выяснилось, не из-за наших персон, а по причине более основательной: опоздал грузовик с гравием, предназначенным для одного из монастырей, и капитану приказано было вернуться. Судовая машина долго не могла выбрать якорь, паром крутился на цепи, словно пес вокруг столба, а когда наконец избавился от привязи, ткнулся в бетонный причал. Поспешив за грузовиком, оказалась на его палубе и наша компания: греческий дипломат Алексис, проживающий сейчас в Москве, — кстати, благодаря его стараниям, и состоялось это путешествие, — а также два русских журналиста — Борис и автор этих строк. На Святую Гору, где находится двадцать православных мужских монастырей, можно попасть при нескольких условиях: если вы не женщина; если вы не превышаете своей персоной 120 ежедневных посетителей Горы или предусмотренных в их числе 10 представителей нехристианских конфессий; если вы получили от властей разрешительную бумагу, играющую роль визы; если вы не опоздали на паром, ежедневно курсирующий между Уранополисом и монастырскими пристанями, поскольку другого сообщения с Горой нет. Полуостров Святая Гора, по-гречески Айон-Орос, — самый восточный из трех отростков большого полуострова Халкидики, выдвинувшегося в Эгейское море наподобие гигантской клешни. Некогда персидский царь Ксеркс повелел прорыть в самой узкой части перешейка канал для своего флота. Теперь, примерно в этом месте, проходит административная граница Святой Горы. Вытянутый на восемьдесят километров полуостров часто называют Афоном — по имени горы, венчающей его южную оконечность.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1669

Сортировать по Исключить новости Введение в Ветхий Завет Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 Псалтирь, Притчи Соломона, книга Екклесисаста, или Проповедника, Песнь песней Соломона, книги Премудрости Соломона и Иисуса, сына Сирахова Псалмы В Израиле, как и в соседствующих культурах Египта, Месопотамии и Ханаана, изначально существовали многочисленные формы песенного поэтического творчества. Некоторые из этих произведений включались в текст исторических книг (начиная с “морской песни” Моисея в Исх 15, “песни источника” в Числ 21:17–18, победной песни Деборы в Суд 5, плача Давида о Сауле и Ионафане в 2 Цар 1 и т. д. и вплоть до похвалы Иуде и Симону Маккавеям в 1 Мак 3:3–9 и 14:4–15); то же самое наблюдается и в Новом Завете, — вспомним Песнь Богородицы, Благословен грядый… и Ныне отпущаеши. Многие тексты пророческих книг также относятся к различным литературным формам песен. Существовали древние собрания песен, от которых сохранились только названия и некоторые фрагменты: “книга браней Господних” (Числ 21:14) и “книга Праведного” (Нав 10:13; 2 Цар 1:18). Но всю полноту шедевров религиозной лирики Израиля сохранила для нас Псалтирь. Названия Псалтирь ( от греч. yalt»rion — название струнного музыкального инструмента, на котором аккомпанировали песням-псалмам) — это сборник из ста пятидесяти псалмов (в русской Библии — из 151 псалма. — Пер. ). В еврейской Библии нумерация псалмов с 10 по 148 на единицу опережает греческий и латинский переводы, в которых объединены Пс 9 и Пс 10, а также Пс 114 и Пс 115, а Пс 116 и Пс 147 каждый разделены на два 1 . По-еврейски Псалтирь называется tehillim, что означает ‘хвалы’, ‘гимны’; однако это название, строго говоря, подходит только к первой части псалмов. В названиях, которыми снабжено большинство псалмов, это определение встречается только в Пс 145/146. Чаще всего в этих названиях встречается слово mismor, которое подразумевает аккомпанемент и самым точным образом переводится словом псалом. Многие из этих “псалмов” обозначаются также как [ir ‘песня’, и с этого же обозначения начинается без всяких дополнений каждая из “песней восхождения” (Пс 119/120–133/134). Другие названия встречаются реже, и подчас их трудно объяснить. Литературные жанры

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Псалом 120 Пс.120:1 . Песнь степеней. Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. СОДЕРЖАНИЕ Второй псалом степенный утешает странников, идущих во Иерусалим, обещая им Божию помощь, где Пророк, во-первых, говорит в лице странника, потом в лице своем, наконец, как себя, так и онаго утешает Божиим покровительством. Странствующие ни на что чаще не взирают, как на то место, к которому идут, ежели только видеть его можно; а ежели не можно, то по крайней мере, питаются надеждою узреть его, от чего чувствуют великое утешение, которое придает им силы к дальнейшему продолжению пути. А как земный Иерусалим стоял на горах, а горний превыше всех небес есть, сего ради странствующий путник с верою глаголет: возвожу очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Пс.120:2 . Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. Сими словами объясняет странник, что он не от гор помощи ожидает, к которым очи возводит, но от Того, который живет в Святом граде, стоящем на горах, как яснее изображено в другом псалме: к Тебе возведох очи мои, живущему на небеси ( Пс. 122:1 ). Нарицая же Бога Творцем неба и земли, прикровенно укоряет неблагодарность людей, кои на силу и помощь Его уповать не хотят: ибо ежели бы прямо признавали Творца, то веровали бы, что Он имеет безпредельную силу, поскольку весь мир содержится в руце Его и управляется промыслом Его. Ныне же, когда слепое стремление влечет их инуду, то не дивно, что не веруют промыслу и силе Его. Пс.120:3 . Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя: Пророк переменяет здесь лице и говорит в собственном, ответствуя страннику, что он благоразумно сделал, когда возвел очи свои в горы, а не на суеты, встречающияся на пути, но оставя их, от Творца неба и земли просил утешения. Сего ради желает, да не даст Господь во смятение ноги его, то есть, да не попустит ему упасть на пути, но да подкрепит нозе его, дабы не колебляся во отечество дошли. Пс.120:4 . се, не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля. Пророк испрашивает здесь страннику Божией милости, и как бы так говорит: молю, да Отец небесный продолжит к тебе милость Свою, и да сохранит тя под покровительством Своим: и без сомнения сохранит, ибо никогда не дремлет, ниже спит храняй Израиля, то есть, избранных Своих. Блаженный Августин прилично замечает здесь, что верные люди праведно Израилем нарицаются: ибо как Израиль толкуется видяй Бога, тако и верные ныне видят Бога верою, а после узрят лицем к лицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 119 Под названием «песнь восхождения» или с греч. «песнь степеней» известна целая серия псалмов, начиная с 120 и кончая 133. Большинство из этих псалмов написано или во время плена вавилонского или вскоре после него. Название свое они получили потому, что обыкновенно эти псалмы в послепленное время пелись левитами, стоявшими в два ряда на ступенях храма в то время, когда первосвященник в золотом сосуде нес в храм воду из Силоамского источника, т. е. «песни степеней» пелись на ступенях храма. Еврейское название «песнь восхождения» изъясняют в смысле указания, что псалмы с таким надписанием пелись или евреями при возвращении из плена, т. е. из Вавилона, расположенного в равнине, при подъеме их на горы иудейские, или вообще пилигримами, подходящими и поднимающимися на Сионскую гору в большие годовые священные праздники еврейского народа. Пс.119 можно считать написанным во время плена, пред его окончанием, когда евреи полны были ожиданиями возвращения на родину. На пребывание в плену указывает 5 ст. Когда я взывал к Господу, Он выслушивал мою молитву. Избавь меня и теперь от лукавого врага (1–2). Что лукавство может принести врагу? Только стрелы Сильного и угли дрока (3–4). Мне тяжело жить среди чужих. Я мирен, но чтобы я ни заговорил, моя речь вызывает враждебные действия с их стороны (5–7). Пс.119:1 .  К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня. Утешением для пленного еврея служили воспоминания о тех многочисленных милостях, которые Господь оказывал евреям в моменты их бедствий, если они обращались к Нему с молитвой. Это вселяет в него уверенность, что и в настоящем положении его молитва к Господу будет услышана. Пс.119:2 .  Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого. «Устами лживыми» и «языком лукавым» называются языческие народы, окружающие евреев. Они лживы и лукавы потому, что не могли сочувствовать евреям в их мечтах о возвращении на родину, так как в этом могли видеть угрозу распадения своей сильной монархии, а потому в сношениях с евреями могли быть недоверчивыми и фальшивыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 120 Господь хранить народ Израильский, как добрый пастырь свое стадо. Песнь степеней или восхождений (см. Пс.119 ). 1–2. Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. Находясь вдали от Иерусалима и от храма, даже как бы и от Самого Бога, но чувствуя свою беспомощность, псалмопевец обращает взоры свои в ту сторону, где находился Иерусалим, к тем горам, на которых и среди которых он был расположен ( Пс.124:1–2 ). Обращая сюда взор, псалмопевец обращает сюда и сердце свое, с надеждой получить отсюда себе помощь, ибо здесь храм и в нем Господь принимает молитвы народа своего, а «кто надеется на Господа, тот не подвигнется»... ( Пс.124:1 ). – «Помощь моя, говорить псалмопевец», от Господа, сотворившая небо и землю», следовательно – не только всемогущего Творца, но и премудрого и всеблагого Промыслителя, и не только о человеке, но и о всем мире, – Он все везде видит, сохраняет бытие и силы всех своих созданий и спасает жизнь каждого человека... ( Пс.118:73,90–94,109,176 ). 3–4. Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя: се, не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля. Не даждь во смятение ноги твоея, не допускай, чтобы нога твои поколебалась и поскользнулась, т. е. ни мало и ни в чем не отступай от Закона: ниже воздремлет Хранят тя, – и Господь, сохраняющий тебя на пути твоем, не воздремлет, Он зорко будет смотреть за тобой и ночью, т. е. во время твоих несчастных обстоятельству и всегда знаешь, и всегда можешь подать тебе помощь. – Хранящий Израиля, именно, Господь Иегова не дремлет и не спит: Он не таков, как мнимые и ограниченные боги язычников, которые не слышать молитв, даже продолжительных воплей своих почитателей. Так, некогда, Ваал не слыхал воплей своих жрецов. «Когда эти жрецы взяли тельца, который дан был им, и приготовили и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! то не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который, сделали. В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричит громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, – так он проснется! И стали они кричать громким голосом и кололи себя по своему обыкновенно ножами и копьями, так, что кровь лилась по ним. Прошел полдень, а они все еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения, но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха»... Тогда, в свою очередь, и пророк Илия стал приносить жертву Господу Иегове и воззвал: «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе. И ни спал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая была во рву, около жертвенника. Увидел кто весь народ, пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» ( 3Цар.18:20–39 , ср. 8:52).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 120 Песнь степеней. «Вторую песнь (степеней), – говорит св. Афан., – воспевает народ, хотя освободившийся от плена, но еще возвращающийся только в отечество, и совершающий далекий путь из Вавилона в Иерусалим, почему застигнутый в горах, умоляет подать ему помощь». По бл. Феодориту, – «сей псалом приличествует Иудеям, живущим еще в Вавилоне». 1 . Возведох очи мои в горы 629 , отнюдуже приидет помощь моя. В горы, т.е. горе, к небу, ко Господу. «Видишь ли, – говорит св. Злат., – как любомудрствуют те, которые жили в чужой земле (Вавилоне)? Они воспоминают уже не о храме, но о небе и земле». 2 . С Евр.: «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю». 3 . Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя. С Евр.: «Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя». По св. Златоусту – пророк здесь советует Еврейскому народу, что должно ему делать, имея надежду на помощь Божию. «Т.е. не уклоняйся, не соблазняйся, и тогда Бог подаст тебе руку помощи, не оставит тебя, не отступит от тебя, если только ты не дашь колебаться ноге своей, т.е. не будешь гоняться за тленными вещами, не имеющими твердого основания». «Не доводи себя до колебания и смятения, стой твердо в надежде на Бога, – и спасешься, сподобишься от Господа всякого о тебе попечения» (Св. Афанасий и бл. Феодорит). 4 . С Евр.: «Не дремлет и не спит хранящий Израиля». 5 . Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою. С Евр.: «Господь хранитель твой; Господь сень твоя с правой руки твоей». «Пророк, – поясняет св. Злат., – десницею и покровом изображает полное хранение и ближайшее содействие Божие. Как бывает у воинов, стоящих в строю, Господь станет по правую руку твою, чтобы ты был непобедим, деятелен, тверд, силен, чтобы воздвиг трофей, одержал победу, ибо этою (правою) рукою мы преимущественно делаем все». «Господь, став при десной руке твоей, и покроет, и охранит, и сподобит тебя всякого промышления» (Св. Афан. и бл. Феод.). 6 . Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. С Евр.: «Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью». «Пророк сказует, что ночью и днем, пользуясь промышлением Божиим, останется невредимым», поясняет бл. Феодорит, и видит намек на чудесное осенение Евреев облаком в пустыне, по исходе из Египта. «Впрочем, – говорит св. Злат., – может быть, и тогда, при возвращении из Вавилона, Евреи удостоились подобного чуда каким-нибудь другим образом».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИЛОВ Фома Никандрович (Никанорович?) (ок. 1846, с. Кирсановка Бугурусланского у. Самарской губ., ныне с. Кирсаново Пономарёвского р-на Оренбургской обл.- 21.11.1875, г. Маргелан, ныне Маргилан, Узбекистан), воин, пострадавший за веру. Происходил из гос. крестьян, в 1864 г. женился на крестьянке Евфросинии Филиповой, в 1865 г. у супругов род. дочь Варвара, возможно, позже еще одна дочь - Иулитта. В 1869 г. Д. был призван на военную службу, в 1873 г. произведен в унтер-офицеры. Служил во 2-м Туркестанском стрелковом батальоне в Ташкенте, как честный и исполнительный воин был назначен каптенармусом батальона. Участвовал в военных действиях 1874-1876 гг. по присоединению Кокандского ханства к России. При следовании отряда из Ташкента в Наманган из-за поломки арбы с имуществом Д. отстал от отряда, был захвачен в плен кипчаками и доставлен в Маргелан к провозглашенному ханом Коканда Пулат-беку (наст. имя Исхак Хасан-оглы). На городской площади при стечении народа доверенное лицо хана от его имени предложил Д. принять ислам и перейти на службу к хану, обещая богатство и высокую должность, в противном случае угрожал расстрелом. Д. отверг предложение, сказав, что он христианин, присягавший на верность рус. царю, не изменит вере и не нарушит присяги. После пыток и истязаний Д. был приговорен к расстрелу, перед казнью молился Богу за своих мучителей. При расстреле Д. преднамеренно был лишь смертельно ранен и еще ок. часа оставался в живых, истекая кровью, читал 90-й псалом. Свидетели казни говорили, что рус. воин умер как «батыр», т. е. как герой. По нек-рым данным, тело Д. бросили в мусорную яму. После занятия Маргелана рус. войсками тело Д. вместе с телами 6 рус. пленных, зарезанных по приказу Пулат-бека, было погребено по христ. обряду (Геройская смерть унтер-офицера... Данилова//Самарские ГВ. 1876. 33, 1 мая. С. 3). Место погребения неизвестно. Дознание об обстоятельствах пленения и смерти Д. было произведено по указанию ген.-майора М. Д. Скобелева, назначенного военным губернатором образованной на территории упраздненного Кокандского ханства Ферганской обл. Впервые подвиг Д. был описан в газ. «Русский инвалид» в 1876 г. Имп. Александр II назначил его вдове пожизненную пенсию - 120 р. в год. По инициативе самарского губернатора П. А. Бильбасова в пользу семьи Д. в губернии было собрано 1320 р., а его дочь была зачислена на гос. счет в Самарское епархиальное жен. уч-ще. О высоте подвига Д. как о «подлинном образе народной России, ее эмблеме» писал Ф. М. Достоевский : «В народе, конечно, эта великая смерть не забудется: этот герой принял муки за Христа...» (Дневник писателя. С. 442); о мученической кончине рус. воина упоминают персонажи романа «Братья Карамазовы» (Ч. 1. Кн. 3. 7). К 2007 г. в Самарской епархии существует панихидная память Д.

http://pravenc.ru/text/171329.html

В 1920 годы храм находился в юрисдикции Управляющего русскими приходами в Западной Европе Русской православной церкви. В храме молилась, находясь в эмиграции, Мария Фёдоровна, здесь же 19 октября 1928 года её отпел митрополит Евлогий (Георгиевский). С переходом митрополита Евлогия (Георгиевского) в Константинопольский патриархат, в Западноевропейском экзархате русских приходов. В 1983 году приход со всем его имуществом передан Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. В апреле 2000 года часть прихода вышла из юрисдикции РПЦЗ и перешла в лоно Русской Православной Церкви, основав 19 апреля новый приход святого Александра Невского , расположившийся по адресу Nyhavn, 22. Современное состояние [ править править код ] Богослужебный язык: церковно-славянский, датский, греческий. При храме действуют воскресная школа и библиотека. Архитектура, убранство [ править править код ] Храм построен в русско-византийском стиле из датского красного облицовочного кирпича. Фасад украшен по фронту белым песчаником по рисунку художника А. К. Фишера. Нижний этаж облицован серым гранитом. Вход в храм широкий, крытый; лестницы выполнены из белого мрамора. По стенам входа написан 120-й псалом: «Возведох очи мои в горы…» На фронтоне в нише находится икона святого благоверного великого князя Александра Невского, написанная на плите из вулканического камня профессором Ф. А. Бронниковым. Храм освещается сводчатыми окнами с матовыми стеклами. Пол в церкви мраморный мозаичный, в алтаре — дубовый паркетный. Стены и потолок расписаны византийским золоченым орнаментом по темному фону. Бронзовое паникадило в виде креста — подарок Александра III. Резной иконостас был выполнен из темного американского ореха. Иконы написаны на холсте художником Ф. А. Бронниковым. Лития по Марии Фёдоровне возле храма, в день переноса её гроба в порт 17 сентября 2006 года На горнем месте находится картина «Христос укрощает бурю» (Мф. 8,23—27) кисти Ф. А. Бронникова; справа от входа — картина «Хождение по водам» (Мф. 14, 22—36) А. П. Боголюбова. По обеим сторонам от алтаря расположены картины из жития Александра Невского, написанные И. Н. Крамским: молитва князя с дружиной перед Невской битвой в Софии; пострижение князя в схиму. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_блгв._...

Макарье. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь.  Утрачена.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1870 и 1877. Год утраты:Не установлен. Адрес: Кировская область, Кикнурский район, с.Макарье Координаты: 57.438766, 47.112848 Проезд:Автодорога Кикнур-Шахунья. В п.Малиновка правый поворот на Панчургу/Макарье. От поворота примерно 9 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 12) Село Макарье – Казанско-Богородицкая церковь, каменная, построена в 1870 – 1877 г.; расстоянием от г. Вятки в 270 в., от уездного города в 57 в.. от благоч. в 19 в.; часовня Ардамашская, деревянная, постр. в 1860 г.; причта по штату положено: 1 св. 1 д., 1 пс.; священник помещается в казенной квартире, а у диакона и псалом. дома свои; земли: усад. 3 д., пах. 41 д. 1700 с., сен. 8 д. 160 с.; братский денежный доход: свящ. 588 р., диак. 392 р., пс. 196 р.; руги собир. на весь причт до 80 п. ржи и 100 ц. овса; прихожан: правосл. рус. 1710 м. п., 1865 ж. п., крещ. чер. 168 м. п., 149 ж. п.; приход состоит из 23 сел., расст. ½ – 10 в. Село расположено на ровной лесной местности, окруженной неглубокими оврагами, по одному из которых протекает небольшая речка Пижанья. В селе одно земское училище, а в приходе две школы грамоты – одна в 7 в. в поч. Ардамашке, другаяв 9 в., в п. Большие Ключи. Прихожане преимущественно занимаются земледелием и отхожими промыслами. Учас. мед. пун. и вол. прав. при селе нет. Парох. прист. Кукарская в 130 вер.; ст. ж. д. Шабалино в 120 в. Село стоит на проселочной дороге из села Кокшаги в с. Краинское. Из исторических предметов заслуживают внимания находящияся в церкви богослужебные книги минеи, изданные в 1693 г. и полученные в дар из Яранской Благовещенской церкви. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912, Яранский уезд, 5-й благочиннический округ Построена в 1854 г., деревянная с одним престолом. При церкви состоят священник и причетник. Оба имеют свои дома. Земли пахатной и сенокосной нет. К приходу принадлежат 26 селений, расстоянием от церкви до 10 в.; прихожан 838 м. п. и 1017 ж., из них Черемис, в одном селении, 105 м. п. 138 ж.

http://sobory.ru/article/?object=47507

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010