Иоанн Максимович, митрополит Тобольский и всея Сибири, родился в Малороссии в городе Нежин 1 , в декабре 1651 года. Родители Иоанна Максимовича были: малороссийский шляхтич, т. е. дворянин, Максим и Евфросиния. Родовая фамилия отца Иоаннова была Васильковский, но он чаще назывался и писался Печерским по месту жительства своего, особенно во вторую половину жизни, в Киеве, подле Печерской лавры; а его дети, внуки и вообще все потомки приняли фамилию Максимовичей собственно от его имени. Пропитание снискивал Максим Печерский для своего многочисленного семейства (одних сыновей у него было семь) тем, что брал на аренду у Киево-Печерской лавры принадлежавшие ей мельницы, перевозы и др. оброчные статьи, устроял для лавры на реках плотины и разные хозяйственные в ее вотчинах заведения, строил по подрядам в Киеве и др. городах церкви и пр. За такую деятельность полезную как для Лавры, так и для всей Малороссии, тогдашний малороссийский гетман Иоанн Мазепа, еще во дни своей верности Петру I, принял Максима Печерского и его сыновей под особенное свое покровительство, о чем неоднократно и публиковал в универсалах по всей Малороссии. Шесть младших сыновей Максима, равно как внуки его и почти все потомки, служили в казачьем малороссийском войске в звании хорунжих, писарей, сотников, даже полковников. Но старший его сын Иоанн пошел иным путем 2 : ещё в детстве он поступил в Киевскую академию, где в особенности успевал в латинском языке, в науках словесных и богословии 3 ; а по окончании курса учения и сам был учителем латинских классов – сначала в академии, а после, несколько времени, в Чернигове. Будучи на учительских должностях, Максимович, изъявил желание вступить в монашество; почему и был, с именем Иоанна, пострижен в Киево-Печерской лавре архимандритом Иннокентием Гизелем, и там определен проповедником слова Божия. В 1678, или следующем году, когда турки опустошили заднепровскую Малороссию, взяли и раззорили её столицу Чигиринъ, Иоанн Максимович в числе других депутатов был отправлен в Москву к царю Феодору Алексеевичу, молить его о защите от врагов креста Христова. Добродушный и просвещенный царь, усмотрев в молодом монахе ум, дар слова и добродетели, повелел определить его наместником Брянского-Свенского монастыря, тогда зависевшего от Киево-Печерской лавры. Затем Иоанн Максимович в разных монастырях был настоятелем, а в 1695 г. произведен в архимандрита Елецкого Черниговского монастыря 4 . Наконец в январе 1697 г., по представлению малороссийского гетмана Ивана Мазепы, хиротонисан в Москве патриархом Адрианом в епископа, а вскоре пожалован и в архиепископа черниговской паствы, которой и управлял более 14 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

л. выработан был план и собором старцев под главенством Варлаама Ясинского осуществление его было поручено св. Д. (в 1684 г.) Работой этой вскоре были заинтересованы митр. Гедеон и гетм. Самойлович, благодаря содействию которых в Киев были доставлены моск. Четьи-Минеи. Но отношение Москвы к Малороссии в это время было далеко не из искренних. В Москве был спор о пресуществлении и малорусское духовенство подозревалось в расположении к «латинской части». Патр. Иоаким требовал признания московского православия, посылал, поэтому, ультиматум еп. Лаз. Барановичу, не давал лавре привилегии на типографию и пр. под. В связи с этой недоверчивостью стоит и то, что в 1688 г. моск. Четьи-Минеи были затребованы обратно. Но к этому времени – в 1689 г. – была уже закончена первая ч. «Житий» (сент., окт., ноябрь). В это же время св. Д. получил возможность быть в Москве (в свите Мазепы), где представлялся государям и патриарху. У последнего киевляне были очень часто за время пребывания в Москве, беседовали с ним, и, уезжая, св. Д. получил от него благословение на продолжение начатого труда. А новый патр. Адриан даже всячески старался поощрить его трудиться на «всецелый год»; два раза посылал ему благословение и грамоту, в коей похвалил его богоугодный труд (1690 г.). К 1695 г. была окончена вторая часть (дек., янв., февр.), а в 1700 г. – третья (март, апр., май). Последнюю же, 4-ю (июнь, июль, авг.), св. Д. пришлось заканчивать уже в Ростове; печатание ее началось в 1705 г., т. е. три года спустя после вступления его в архипастырские обязанности. Таким образом, на выполнение своего труда, остающегося и доныне одним из лучших чтений для благочестивых читателей, св. Д. употребил более 20 лет. Но этот многолетний труд не является единственным. Кроме него, св. Д. принадлежат и многие другие. Таковы: «Летопись келейная»; не окончена; составлена на основании обширного изучения Библии, отцов и учителей церкви, византийских хронистов и новейших церк. писателей. Главная цель была дать связное изложение событий библейской истории, – такое, чтобы оно могло служить нравственно-поучительным целям.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Димитрия. Но при св. Дим. окончательно в Киево-Печерской лавре выработан был план и собором старцев под главенством Варлаама Ясинского осуществление его было поручено св. Димитрию (в 1684 г.) Работой этой вскоре были заинтересованы митр. Гедеон и гетм. Самойлович, благодаря содействию которых в Киев были доставлены московские Четьи-Минеи. Но отношения Москвы к Малороссии в это время было далеко не из искренних. В Москве был спор о пресуществлении и малорусское духовенство подозревалось в расположении к «латинской части». Патриарх Иоаким требовал признания московского православия, послал поэтому ультиматум еп. Лаз. Барановичу, не давал лавре привилегии на типографию и пр. подозрения. В связи с этой недоверчивостью стоит и то, что в 1688 г. моск. Четьи-Минеи были затребованы обратно. Но к этому времени – в 1689 г. – была уже закончена первая часть «Житий» (сент., окт., ноябрь). В это же время св. Димитрий получил возможность быть в Москве (в свите Мазепы), где представлялся государям и патриарху. У последнего киевляне были очень часто за время пребывания в Москве, беседовали с ним, и, уезжая, св. Дим. получил от него благословение на продолжение начатого труда. А новый патриарх Адриан даже всячески старался поощрить его трудиться на «всецелый год»; два раза посылал ему благословение и грамоту, в которой похвалял его богоугодный труд (1690 г.). К 1695 г. была окончена вторая часть (дек., янв., февр.), а в 1700 г. – третья (март, апр., май). Последнюю же 4-ю (июнь, июль, авг.) св. Димитрию пришлось заканчивать уже в Ростове; печатание ее началось в 1705 г., т. е. три года спустя после вступления его в архипастырские обязанности. Таким образом, на выполнение своего труда, остающегося и доныне одним из лучших чтений для благочестивых читателей, св. Дим. употребил более 20 лет. Но этот многолетний труд не является единственным. Кроме него, св. Димитрию принадлежат и многие другие. Таковы: «Летопись келейная»; не окончена; составлена на основании обширного изучения Библии , отцов и учителей церкви, византийских хронистов и новейших церковных писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В связи с этим, Мазепа провернул очень тонкую интригу, в результате которой существенно укрепилось доверие к нему Москвы. Интрига Мазепы, принесшая ему в глазах Москвы славу верного слуги Наряду с делегацией запорожцев, к Яну Собескому был отправлен гонец от Мазепы, русский монах Соломон, с письмом, в котором изъявлялось желание вернуть Малороссию в состав Речи Посполитой. Обо всем этом Москва была предупреждена. Московский резидент, живший в Варшаве, Волков, подтвердил данные о тайных переговорах и о дипломатической игре Мазепы. Король одарил запорожских посланцев некоторой суммой денег, словесно обнадежил, но никаких бумаг не подписывал. Между тем, львовскому православному епископу Иосифу Шумлянскому было поручено войти в сношение с Мазепою и все выведать. Шумлянский тот час отправил к Мазепе шляхтича Домарацкого с письмом, в котором испрашивал объяснения условий, на которых гетман Малороссии желает вступить в подданство польской державе. Мазепа, получивши письмо Шумлянского, тут же арестовал самого шляхтича и отправил его вместе с компрометирующим письмом в Москву. Монах Соломон, узнав об этом, не решился уже являться к гетману, но воротился в Варшаву. И, чтобы не ударить лицом в грязь, сфабриковал фальсификат, подделав почерк Мазепы. Вся эта затея была разоблачена, и король, не желавший портить отношения с союзником по антитурецкой коалицией, Москвой, отправил горе-монаха в Москву, где его расстригли, а затем вернули Мазепе. В Батурине расстригу казнили, а за Мазепой сложилась репутация преданного слуги Московского царя, на которого клеветники и завистники возводят напраслину. Так «в Киеве подкинуто было анонимное письмо, которым остерегали русское правительство «от злого и прелестного Мазепы». Киевский воевода отправил письмо это в Москву, а из Москвы оно послано было прямо в руки Мазепы с тем, чтобы гетман сообщил: не может ли, по своим соображениям, догадаться, кто бы мог составить это письмо? Мазепа указал, как на главных своих врагов, на бывшего гадячского полковника Самойловича, на зятя гетмана Самойловича, князя Юрия Четвертинского, на бывшего переяславльского полковника Дмитрашку Райча и на тогдашнего переяславльского полковника Леонтия Полуботка. По домогательству гетмана, оставленного гадячского полковника вывезли из его имения, находившегося в Лебединском уезде, привезли в Москву, а потом сослали в Сибирь; туда же сослан был и Райча; Юрия Четвертинского с женою и тещею переселили в Москву, а Леонтий Полуботок лишился должности полковника».

http://ruskline.ru/analitika/2012/06/15/...

«Горе-кавалериста» Мазепу изобразил на своей картине и польский художник Вацлав Павлишак, но его героя преследуют не польские изуверы, не бешеные лошади, а хищные птицы. Среди обращений к образу «охотника за женщинами», наказанного нетрадиционным способом, есть любопытная открытка викторианской эпохи, где за подписью «Мазепа» очевидно изображение женщины. Это стилистический портрет скандальной еврейско-американской актрисы Ады Исаак Менкен, пиком карьеры которой стала роль Мазепы в бродвейском спектакле «Мазепа» или «Дикие лошади из Татарии» 1862 г. по поэме Байрона. Кульминационной сценой представления было появление Мазепы в исполнении актрисы, в трико телесного цвета, «повторяющей на лошади вышеописанный центральный эпизод поэмы (в театрах, где шло это представление, был построен специальный помост). Премьера «Мазепы» состоялась в Нью-Йорке, после чего начались протесты граждан, и театр едва не закрыли. Аду стали называть нагой женщиной и горизонтальной Леди Годивой (англо-саксонская графиня, которая согласно легенде проехала обнажённой по улицам города Ковентри сидя на Театральный стриптиз в исполнении «женщины-Мазепы» стал предметом изображения его не только на картинках и открытках, но даже в скульптурных сувенирных фигурках. Кстати, сама Ада Менкен тоже погибла после падения с лошади... Против травести-спектакля, названного «первым публичным актом стриптиза, который когда-либо видели в театре», выступил кандидат в президенты США Х. Грили, который заявил: «Мы не можем поверить, что актриса может предстать перед нашими гражданами в таком образе Мазепы, чтобы не вызвать возмущение и сопротивление порядочных людей, показывая свое тело в таком виде». Это выступление использовал в своей карикатуре известный американский художник Томас Наст (автор изображений Санта-Клауса и дяди Сэма) нарисовавший для «Harper " s Weekly» от 1 июня 1872 года 428) карикатуру «The Modern Mazeppa» - «Современный До Наста использовали «мазепинскую» тему в карикатуре в юмористической газете Fun в 1864 г., изобразив в позе Мазепы президента Авраама Линкольна - за то, что тот в начале Гражданской войны высказывал сочувствие конфедератам, и назывался едва ли не предателем.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/25/...

Соответствует этим характеристикам и отец будущего «нового иуды», белоцерковский шляхтич Адам-Степан Калединский, который был сторонником изменника Выговского и Гадячского договора с Польшей, за что был награжден польским сеймом - подтверждением его прав на землю: « те особливо уваги, що сина свого Яна при боку Нашому, на послуги ». («...Заслуживает особого внимания и то, что своего сына, Яна, он оставляет при Нас для службы Нашей Речи Посполитой»). Ополячивание тогдашней украинской шляхты не может вызывать сомнения, и этот факт отражается в биографии самого Мазепы, которого в свое время многие современники и историки считали «природным поляком», как это делали Вольтер, Леклерк, Голиков, Симоновский, Лэсюр. На польское происхождение Мазепы указывает катехизис украинской национал-истории - «История Русов»: «Гетман Мазепа был природным Поляком из фамилий Литовских. Считалось, что он сбежал вон из Польши по непонятным причинам» Александр Ригельман замечает: «Некоторой Европейской историк, в книге разговора в Царстве мертвых, печатанной немецким языком в Лейбциге в 1725 году, пишет, что назывался он Иван Мазепа и был Польской шляхтич из Украйны» Петр Симоновский пишет: «...Сей Мазепа былъ шляхтичь, изъ воеводства Польский историограф Эразм Отвиновский, считал Мазепу польским шляхтичем, «который хотел освободить свой родной край, чтобы потом перейти к Польше» Несомненно, эти данные можно считать несостоятельными, так как гораздо больше источников ссылаются на «украинское» происхождение Мазепы, «Мазепа был уроженцем из малороссийского края и увидел впервые Божий свет в селе Мазепинцах, лежащем недалеко от Белой Церкви, на реке Однако однозначного ответа на данный вопрос с доказательствами церковных метрик и иных документов пока не существует. Тем не менее, «польская прописка» Мазепы не появилась случайно. Его молодость прошла в Польше и воспитанием его занимались иезуиты - организационная структура которых, созданная для радикального противодействия ереси и врагам Рима, отличалась железной иерархической дисциплиной. «Общество Иисуса» старалось дать своим членам всестороннее образование, для чего создавалась система теологическо-апологетической обороны. За короткий срок иезуиты превратились в могущественную религиозно-идеологическую и политическую силу. Как «орден ученых» они получили под свое руководство духовные семинарии, основывали свои учебные заведения и вскоре превратились в почти монополистов в области просвещения и воспитания в католических странах Именно они стали учителями Мазепы.

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/28/...

«Мазепа воспитан у таких людей, которые могли нечувствительно вкоренять в сердце его ненависть к Российскому, а склонность к Польскому правительству. Воспитатели его были Поляки и Езуиты в Польше у коих обучался он по Латыни и всего того, что было сказано» Любопытно, что выходец из не слишком выдающейся семьи украинских шляхтичей, из среднеобеспеченной «не польской, не благородной» семьи (nie bardzo nobilitowany), после курса иезуитского образования получает путевку на учебу в европейских школах Голландии, Италии и Германии. Известны и источники финансирования Мазепы: «Во Франции и Голландии он учится на средства мецената краковской академии Новодворского» В студенческом реестре «Хезеллен Бук» голландского города Девентера, упоминается «Йоганнес Коледински, нобилес польонус», то есть польский Таким образом, формирование мировоззрения Ивана Мазепы находилось под контролем, и должно было отвечать интересам курирующей стороны. После обучения Мазепа не возвращается на родину, точнее он возвращается туда, где ему было удобнее, интереснее, сытнее - на службу польского короля Любопытную характеристику в отношении «польскости» Мазепы даёт историк запорожского казачества Д. Яворницкий Грушевский Его молодость и формирование характера и политических взглядов проходили в атмосфере абсолютной русофобии, которая присуща польскому истеблишменту вплоть до сегодняшних дней. При этом, «Мазепа воспитывался в польской политической школе и имел широкие конексии (связи, протекции - С.Б.) среди кругов польского Длительное время Мазепа выполнял некие особенные функции. Например, он в октябре 1659 г. был отправлен посланцем к гетману Случайно или нет, но именно Мазепа пытался дискредитировать конфедерата Яна Хризостома Паска. Так или иначе, в жизни Мазепы, особенно в деле его предательства всегда будут фигурировать имена польских политиков или ответственных лиц. Истории княгини Дольской, иезуита Зеленского, переписка со Станиславом Лещинским и его посредническая роль в переговорах с Карлом XII - серия свидетельств того, каким образом в судьбе Мазепы то таял, то всплывал зловещий «польский след».

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/28/...

Понимая, что Петр может также обмануть, как он годами обманывал русское правительство, гетман обещал вернуться только при гарантиях европейских государств. «Попытку примирения» Мазепы с Петром I ценой предательства шведского короля Таирова-Яковлева считает «нормальной для политика и дипломата» но этот поступок следует признать гнусностью. Объявлять все дело состряпанным русскими для дискредитации Мазепы на основании фразы «Писма, что писаны к Мазепе по измене ево фалшивые от канцлера» - нельзя. Именно эти письма не были пущены в ход для подрыва позиций Мазепы в глазах шведов. С этой целью русская канцелярия с успехом распространяла послание Мазепы к Лещинскому от 5 декабря, манифесты царя и нового гетмана Скоропадского. «Фальшивость» состояла в том, что обманным посланием хотели поймать бывшего гетмана в западню. Переписка оборвалась, - было перехвачено послание Мазепы к Лещинскому, в котором «верный подданный и слуга нижайший Иван Мазепа гетман» объявлял «найяснейшему милостивому королю...о подданной своей подлеглости» Предавал Мазепа не только короля-протестанта и православного государя, но и украинцев. После взятия шведами крепости Веприк, он бросил сражавшихся вместе с русскими казаков и крестьян в погреба, где многие погибли от мороза Несколько украинок, ливших на шведов кипяток и бросавших камни, были зарублены мазепинцами Участвуя в походе на Слобожанщину, Мазепа не заступился за украинское население, когда армия вторжения со зверской жестокостью выжигала на своём пути города и деревни. «Рыдания и стенания толп могли бы камень сдвинуть с места», - писали даже шведы С 1708 г. и вплоть до кончины Мазепа был истерзан страхом. Колеся за стеной штыков оккупантов по Малороссии и вцепившись мёртвой хваткой в своё золото, он страшился даже своих казаков-мазепинцев Во время бегства из-под Полтавы и потом в Бендерах Мазепу трясла лихорадка ужаса. Вряд ли он не знал о смертельном для него письме канцлера К. Пипера из русского плена 1 июля 1709 г., в котором тот уговаривал Карла XII обменять его на беглеца-гетмана: «моя персона ни на какого иного, кроме гетмана Мазепы, освобождена не может быти, ибо у нас никакого полоненика моего характеру не обретается»

http://ruskline.ru/analitika/2012/05/30/...

Один из организаторов и вдохновитель русофобского музыкального фестиваля Мазепа-фест, на котором запрещено исполнение песен на русском языке. На фестивале звучат публичные оскорбления России, ее лидеров, оскорбляется русский язык. О фестивале говорил: «Название фестиваля зародилось от понимания того, что надо разрушать мифы о гетмане Мазепе в сознании украинцев, чтобы через позитивное восприятие рок-музыки зарождалось позитивное восприятие гетмана». В 2007 г. награжден президентом Ющенко орденом «За заслуги». Смолий Валерий Андреевич (род. 1950) - уроженец Хмельниччины. В 1970 г. окончил Каменец-Подольский педагогический институт. Работал сельским учителем. С 1972 г. - в Институте истории АН Украины, защитил кандидатскую диссертацию по теме «Воссоединение Правобережной Украины с украинскими землями в составе Российского государства». В 1993 г. возглавил Институт истории Украины. Академик Национальной академии наук Украины, заслуженный деятель науки и техники Украины, главный редактор «Украинского исторического журнала». Занимал должность вице-премьер-министра Украины по вопросам гуманитарной политики (1997-1999 гг.). В период «незалежности» стал исследователем репрессий и голодомора. В отношении Мазепы долгое время сохранял нейтральную позицию, однако неожиданно сменил ориентиры и стал редактором одиозного сборника «Гетьман Мазепа: постать, оточення, епоха» ( Зб. наук. ред. В. А. секр. О. О. Ковалевська. - К.: НАНУ, 2008). Затем Смолий стал чаще выступать сторонником Мазепы и мазепинства. На заседании круглого стола «посвященного 300-летию разрыва знаменитого гетмана с Московским государством», он сетовал, что «мы до сих пор не смогли создать большого «политического портрета» Мазепы - это задача на будущее». Смолия интересует проблема мотивации поступков гетмана: «...Важно выяснить, что именно побуждало гетмана действовать так, а не иначе: причины личностного, внутреннего характера или же соображения государственного созидания, или же и то, и другое». Среди прочих актуальных проблем он назвал состояние массового сознания украинцев (в аспекте восприятия образа Мазепы) в годы правления гетмана Ивана Степановича и в наши дни, а также анализ сложных отношений Мазепы и церковных иерархов. Почему де эти последние, как будто забыв, что еще буквально вчера прославляли Мазепу, на следующий же день после событий конца октября и ноября 1708 года так яростно предали его анафеме? Был ли причиной банальный страх или здесь дали себя знать другие соображения? И главное, необходимо выйти из «заколдованного круга» порочных альтернатив: свой - чужой, враг - друг, предатель - образцовый патриот. В отношении Мазепы подобные противопоставления являются особенно банальными и смешными»

http://ruskline.ru/analitika/2012/06/28/...

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ПЕТРА I АЛЕКСЕЕВИЧА Поход Карла XII в Литву. – Распоряжения Петра в Гродно. Карл вступает в этот город. – Дальнейшие его движения. – Болезнь Петра. – Укрепление Петербурга. – Укрепление Москвы. – Битва при Головчине. – Военный совет в Шклове. – Карл в Могилеве. – Битва при Добром. – Движение Карла в Малороссию. – Битва при Лесной. – Состояние дел в Малороссии. – Приготовления к измене Мазепы. – Отношения Мазепы к Кочубею. – Донос Кочубея. – Розыск и казнь Кочубея. – Измена Мазепы. – Распоряжения Петра по этому случаю. – Универсал Мазепы к полковникам. – Взятие Батурина Меншиковым. – Избрание нового гетмана. – Мазепа проклят. – Грамота Петра к запорожцам. – Грамоты Карла к малороссиянам. – Ответные грамоты Петра и нового гетмана Скоропадского. – Военные действия в конце 1708 года. – Вести из Польши. – Отъезд Матвеева из Лондона. – Бесчестие, ему нанесенное. – Сношения с Даниею. – С Турциею. – Военные действия в начале 1709 года. – Петр в Воронеже. – Его неудовольствие на Шереметева. – Сношения Мазепы с царем. – Царская грамота к малороссиянам по поводу перехваченного письма Мазепы к Лещинскому. – Измена запорожцев. – Взятие и разорение Сечи. – Полтавская битва. – Приготовления к продолжению войны. – Торжества. Петр сбирался ехать на Дон: так опасно было в его глазах козацкое восстание – и это в то самое время, когда Россия одна должна была выдерживать борьбу с непобедимым шведом. Мы видели, что Карл двинулся из Саксонии в Польшу в августе 1707 года. Ждали, что король быстро пройдет владения своего посаженника Лещинского и немедленно вторгнется в Россию, но, к всеобщему удивлению, Карл четыре месяца выстоял в бездействии на левом берегу Вислы. Было ли это следствием удали, заставлявшей предпочитать для походов зимнее время как более трудное, или, наоборот, Карл боялся осеннего пути в Литве и западной России, – все равно, каждый месяц остановки со стороны Карла был выигрышем для Петра. Шведы, привыкшие к роскошному житью в богатой Саксонии, начали хозяйничать в бедной Польше, хватая все, что только могли захватить. Карл смотрел на грабительство солдат своих сквозь пальцы. Станислав Лещинский горько жаловался, что шведы обирают его подданных так же немилосердно, как и русские, но на его жалобы не обращалось никакого внимания. Французский посланник, находившийся при Карле, доносил своему двору, что шведы питают к полякам глубочайшее презрение и не считают их достойными какого-либо внимания. Сам Карл был так возмущен поведением поляков, что не считал их достойными никакой пощады ни относительно целого государства, ни относительно отдельных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010