Я приказываю тебе не судить не потому, что действия его не заслуживают осуждения, но потому, что он чужой раб, т. е. не твой, а Божий (свт. Иоанн Златоуст , 52, 794). Потому мы и бываем строгими судьями чужих грехов, а на свои не обращаем никакого внимания, что не знаем Писаний, что не изучаем законов Божественных (свт. Иоанн Златоуст , 54, 304). ...Скажешь, священник не подает бедным и нехорошо управляет делами. Откуда тебе это известно? Прежде, нежели узнаешь достоверно, не порицай, бойся ответственности... Источник. Если даже ты узнал, исследовал и видел, и тогда ожидай Судию, не предвосхищай себе права Христова; Ему принадлежит право судить, а не тебе; ты – последний раб, а не господин, ты – овца, не суди же пастыря, чтобы тебе не быть наказану и за то, в чем обвиняешь его. Но как же, скажешь, мне он говорит, а сам не делает? Не сам он говорит тебе, – если ты повинуешься только ему, то не получишь награды, – тебе заповедует Христос... Источник. Но, скажешь, священник должен быть лучше меня. Почему? Потому, что он священник. Чего же он не имеет более, нежели ты? Трудов ли, опасностей, забот или скорбей? Чем же он не лучше тебя, имея все это? Но если он и не лучше тебя, то для чего тебе, скажи мне, нужно губить себя самого? Слова твои происходят от гордости. Откуда ты знаешь, что он не лучше тебя? (свт. Иоанн Златоуст , 54,769). Источник. ...Монах подвергается той же вине и порокам, за которые вздумал бы осуждать других. Следовательно, всякому должно судить только себя самого, осмотрительно, осторожно наблюдать за собою во всем, а не расследовать жизнь и поведение других... Кроме сказанной причины, и потому опасно судить о других, что мы не знаем необходимости или причины, по которой они делают, может быть, правильно пред Богом или извинительно то, чем мы соблазняемся и оказываемся безрассудными судьями их и этим допускаем нелегкий грех, думая о своих братьях иначе, нежели как должно (прп. Иоанн Кассиан , 56, 67). ...Если монах с беспощадною, бесчеловечною строгостию осуждает другого, то это верный знак, что он сам предан тем же порокам (прп. авва Херемон, 56, 376).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В таком состоянии человек, хотя бы не имел ни одного свидетеля дел своих, не решится воспользоваться случаем к греху и не может увлечься самыми сокровенными обольстительными помыслами; ибо, питая искреннейшую любовь к добродетели, он не только не приемлет сердцем ничего противного ей, но и с величайшим ужасом отвращается сего. Поистине иное дело иметь ненависть к порокам и плотским сквернам по чувству удовольствия, получаемого от совершения доброго дела, иное – обуздывать беззаконные похоти, имея в виду будущую награду; иное опять бояться настоящего вреда, и иное – страшиться будущего наказания. Наконец, гораздо более значит не хотеть ради самого добра отстать от добра, нежели из боязни зла не соглашаться на зло. Ибо в первом случае добродетель является свободной, а в последнем как бы принужденной, как бы против воли, насильно исторгнутой страхом наказания или желанием награды. Ибо, кто по побуждению страха уклоняется от обольщений по роков, тот, по отнятии страхом полагаемого препятствия, снова обратится к тому, что любит, и потому не всегда будет тверд в своей добродетели и... не будет иметь твердого и непрерывного мира внутренней чистоты (прп. авва Херемон, 56, 373–374). Источник. Очевидный... признак души, не очищенной еще от скверны пороков, состоит в том, когда кто не имеет чувства сожаления к чужим проступкам, но произносит на них строгий суд (прп. авва Херемон, 56, 376). Источник. ...Истребить в собственной плоти нечистое вожделение – это есть большее чудо, нежели изгнать нечистых духов из чужих тел; силой терпения укротить мятежные движения гнева – это есть славнейшее знамение, нежели повелевать князьями, владычествующими в воздухе (см.: Еф. 2, 2; 6, 12 ); избавить собственное сердце от мучительных недугов уныния – это гораздо важнее, нежели исцелить телесные немощи и болезни другого; вообще врачевать болезни собственной души есть славнейшая добродетель и высшее совершенство, нежели врачевать болезни чужого тела. Ибо чем душа выше тела, тем важнее ее здравие, и чем существо ее драгоценнее и превосходнее, тем тягче и гибельнее ее падение (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Но молитва сердечная ко Господу разбивает их, и в прах обращает прельщения их. Ибо непрестанно и неленостно призываемый нами Иисус, Бог и Сын Божий, отнюдь не допускает им даже и начать вложение в нас греха... (прп. Исихий Иерусалимский . 89, 205). Источник. Никто никогда не может быть принужден впасть в грех по поводу порока другого, если в своем сердце не будет иметь расположения к грехам. Нельзя думать, чтобы кто-нибудь вдруг обольстился, когда, увидев красоту женщины, впал в яму гнусной похоти; тогда по случаю видения только вышла наружу потаенная, скрывавшаяся внутри болезнь (прп. Иоанн Кассиан , 56, 115–116). Поистине, невозможно и самым святым не впасть в те малые прегрешения, которые бывают в слове, в мысли, в желании, по неведению, по забвению, по какой-нибудь крайности, по нечаянному случаю. Хотя они различны от того греха, который называется грехом к смерти, однако же не могут быть безвинны и неукоризненны (прп. авва Херемон, 56, 376). Источник. Грехи можно заглаждать, кроме всеобщей благодати крещения и мученичества, многими делами покаяния. Ибо вечное спасение обещается: 1) не одному раскаянию, о котором говорит апостол Петр: покайтсся и обратитеся, да очиститеся от грех ваших (ср.: Деян. 3, 19 ); Иоанн Креститель и Сам Господь говорят: покайтеся, приближи бо ся Царствие Небесное ( Мф. 3, 2 ); 2) но еще любовь покрывает множество грехов ( 1Пет. 4,8 ); 3) милостынею врачуются язвы души нашей, потому что как вода угашает огонь, так милостыня изглаждает грех ( Сир. 3, 30 ); 4) и слезы омывают грехи, ибо Давид, сказав: измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу ( Пс. 6, 7 ), далее говорит, что он не напрасно проливал их: отступите от Мене вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего ( Пс. 6, 9 ); 5) также заглаждаются грехи исповеданием их: исповем на мя беззаконие мое Господу, и Ты оставил еси нечестие сердца моего ( Пс. 31, 5 ); еще: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдиишся ( Ис. 43, 26 ); 6) скорбью душевною и телесною приобретается отпущение грехов: виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя ( Пс. 24, 18 ); 7) особенно исправлением нравов наших уничтожаются грехи: отымите лукавства от душ ваших, научитеся добро творити, взыщите суда, избавите обидимаго, судите сиру и оправдите вдовицу, и приидите, и истяжимся; и аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю (ср.: Ис. 1, 16–18 ); 8) иногда молитвы святых заглаждают грехи: аще кто узрит брата своего, согрешающа грех не к смерти, да просит, и даст ему живот ( 1Ин. 5, 16 ), или: болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во имя Господне.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Монах, желая собрать духовный мед, как мудрая пчела, должен всякую добродетель заимствовать от тех, кои владеют ею в особенности, и прилежно слагать в своем сердце, не должен допытываться, кто какой имеет недостаток, а смотреть и старательно усвоять только то, что добродетельного кто имеет. Ибо если мы хотим заимствовать от одного все добродетели, то трудно, или вовсе никогда, не могут найтись пригодные нам примеры для подражания (прп. авва Антоний, 56, 50). Источник. ...Свойство всех добродетелей одно, хотя по-видимому разделяются на многие виды и наименования: так как и сущность золота одна, хотя оно кажется различным во многих и разных родах украшений по способности и воле художников (прп. авва Антоний, 56, 54). ...Добродетели, или самая любовь, которая есть источник их, будучи приобретена в сем веке, и по кончине этой жизни облекает красотою и блеском любителя своего... (прп. авва Пафнутий, 56. 212). Во всем, что собственно касается человека, главным образом должно почитать одну только душевную добродетель, которая, приводя нас к Богу посредством чистой веры, побуждает непрерывно прилепляться к сему неизменному благу (прп. авва Феодор, 56, 263). Человеческая же добродетель, какая бы ни была, не может быть неизменяемою: напротив, если кто, стяжав сию добродетель, захочет непрерывно обладать ею, тот необходимо должен для этого всегда прилагать то же тщание и тот же труд, с каким соединено было приобретение оной, и особенно нужна для сохранения ее помощь благодати Божией (прп. авва Феодор, 56, 278). ...Творец посеял в душах наших семена добродетелей; но только для возрастания их нужны возбуждения со стороны Бога... (прп. авва Херемон, 56, 412). Источник. ...Добродетели порождаются не скрыванием пороков, а побеждением их (прп. авва Херемон, 56, 504). ...Если есть в нас какое-либо назнаменование добродетели, какой-либо признак честности, какой-либо знак трезвенности и осторожности, то должны мы так думать и быть уверенными, что это Божий дар, и Богу воздавать достойную хвалу (прп. Исидор Пелусиот , 60, 132). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Об авве Моисее известно, что он был пресвитером. Ему принадлежат собеседования «О цели монашеской жизни и рассудительности». Настоятелем Скитской пустыни был авва Пафнутий, ему принадлежат главы «О трех отречениях от мира». Источник. Авва Даниил был известен среди подвижников пустыни своим смирением, кротостью и чистотою сердца. За его добродетели авва Пафнутий прочил его в свои преемники, но авва Даниил, возведенный в сан священника, вскоре отошел ко Господу. Авве Даниилу принадлежит собеседование «О борьбе плоти и духа». В числе старцев, обитавших в Скитской пустыне, был и авва Серапион, настоятель десяти тысяч монахов, особенно отличавшийся даром рассуждения. Ему принадлежит повествование «О восьми главных страстях», в котором он наставляет монахов, как бороться с чревоугодием, блудом, сребролюбием, гневом, печалью, унынием, тщеславием и гордостью. Авва Феодор, ученик Пахомия Великого , проживал в келье между Нитриею и Скитом, в пяти милях от нитрийских монастырей. Своей жизнью он показал, что монах может приобрести знание Священного Писания не только изучением его, но и молитвой и чистотою сердца. Авве Феодору принадлежит собеседование «О убиении святых», в котором раскрывается понимание добра и зла. Авве Серену принадлежит собеседование «О непостоянстве души», «О злых духах» и «О начальствах и властях». Источник. Авва Исаак в своем собеседовании поведал о различных видах молитвы. Преподобные отцы авва Херемон, авва Несторой и авва Иосиф подвизались в Фиваиде, обширной равнине в Верхнем Египте. Иноки, пребывая в постоянной молитве, питались трудами своих рук: изготовляли из финиковых ветвей корзины, плели веревки и, где было возможно, разводили сады и огороды. Авва Херемон был самым старшим, ему было около ста лет. Он поучал, что наставление никогда не будет действительно, если наставник не вкоренит оного в сердце наставляемого собственным примером. Он оставил собеседования, в которых поведал об исправлении пороков, о восхождении на высоту любви, об очищении души, о видах совершенства, о чистоте и целомудрии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Цит. по: Агапит (Беловидов), архим. Житие преподобного Амвросия старца Оптинскаго. - Козельск: Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 2001. С. 309. Прп. Исаак Сирин. Слово 49//Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. - М.: Правило веры, 1998. С. 223. Св. Ефрем Сирин. О страхе Божием и о последнем Суде//Св. Ефрем Сирин. Творения. - М.: Отчий дом, 1995. Т. 4, с. 97. Цит. по: Агапит (Беловидов), архим. Житие преподобного Амвросия старца Оптинскаго. - Козельск: Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 2001. С. 363. Свт. Иоанн Златоуст. Мы боимся людей более, чем Бога//Свт. Иоанн Златоуст. Собрание поучений. - М.: Изд. отдел Московского Патриархата, 1993. Т. 2, с. 489. Прп. авва Дорофей. Поучение 4-е. О страхе Божием//Прп. авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. - Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1991. С. 55. См. также: Свт. Василий Великий. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах//Свт. Василий Великий. Творения. - М.: Паломник, 1993. Ч. 5, с., 77 - 78. Прп. авва Херемон. Ответ о том, что тремя способами побеждаются пороки//Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 370 - 371. Свт. Игнатий Брянчанинов. Слово о страхе Божием и о любви Божией//Свт. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. - М.: Донской монастырь; Правило веры, 1993. Т. 2, с. 61. Прп. авва Дорофей. Поучение 4-е. О страхе Божием//Прп. авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. - Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1991. С. 56 - 57. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М.: Православный паломник, 1996. С. 171. Прп. авва Дорофей. Поучение 4-е. О страхе Божием//Прп. авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. - Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1991. С. 54 - 55, 57. Прп. авва Херемон. О совершенстве//Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 373 - 374.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

8. Некогда авва Антоний получил от царя Констанция письмо, чтоб он пришел в Константинополь, и, недоумевая, что сделать, спросил авву Павла, ученика своего: должно ли мне идти? Тот ответил: если пойдешь, будешь зваться Антоний; если же не пойдешь – авва Антоний. 9. Некогда авва Антоний пришел к авве Аммуну в гору Нитрийскую, и когда они увиделись, авва Аммун сказал: так как молитвами твоими умножилось братство и некоторые желают построить себе келлии в отдалении, чтоб безмолвствовать, то на каком удалении отсюда повелишь строить их? Он ответил: вкусим в девятый час и пойдем походим по пустыне и посмотрим место. Шли они пустынею, пока не начало садиться солнце, и тогда авва Антоний сказал: сотворим молитву и поставим крест: желающие строить пусть строят здесь для того, чтоб тамошние, намереваясь прийти к здешним, приходили по вкушении своего куска в девятый час, и здешние отправлялись, сделав то же, – тогда и те и другие будут нерассеены при взаимном посещении. Расстояние же то было двенадцать знаков. 10. Авва Марк спросил авву Арсения: для чего некоторые добрые люди, в то время, как умирают, бывают поражаемы сильным мучением в теле своем? Старец ответил: для того чтоб, как солью осоленные, они отходили туда чистыми. 11. Авва Даниил, ученик аввы Арсения, рассказывал: некогда авву Александра поразила болезнь, и он по сей причине лег на землю кверху лицем. Случилось, что в это время пришел к нему авва Арсений поговорить и увидел его так лежащим. После того, как они побеседовали, авва Арсений спросил: кто тот мирянин, которого я видел здесь? Авва Александр говорит ему: где ты его видел? Авва Арсений ответил: когда я сходил с горы и посмотрел сюда, то увидел, что кто-то лежит в пещере на земле кверху лицем. Тот, положив ему метание, сказал: прости мне, это был я, ибо болезнь поразила меня. Старец говорит: а я подумал, что это мирянин, потому и спросил тебя. 12. Авва Даниил рассказывал, что некие братия, намереваясь отправиться в Фиваиду за льном, сказали: по сему случаю повидаем и авву Арсения. Когда они пришли, авва Александр вошел и говорит старцу: братия, пришедшие из Александрии, желают видеть тебя. Старец повелел узнать у них, по какой причине они пришли. Узнав, что они идут в Фиваиду за льном, авва Александр передал о том старцу, и тот сказал: истинно, не увидят они лица Арсениева, ибо не ради меня пришли, а по случаю своего дела. Упокой их и отпусти с миром, сказав им, что старец не может принять их.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Одному брату, искушаемому бесами, который обычно ел в девятом часу, авва Макарий посоветовал дождаться вечера 677 . Однажды Антоний Великий , который, согласно его житию и сведениям из апофтегм, ел в девятом часу после того, как стоя совершил молитву 678 , отложил трапезу до времени после вечерней службы, чтобы испытать своего нового ученика Павла 679 . Вероятно, вечернее и утреннее псалмопение стало правилом только в конце I века, но время его совершения могло сильно варьироваться, поскольку, как мы уже сказали, некоторые монахи уже начинали новый день тогда, когда другие еще не завершили день предыдущий. Продолжительность сна тоже сильно разнилась. Ночные занятия В Фиваиде авва Пахомий научился у аввы Паламона трем различным способам проводить ночь: «Или вы молитесь с вечера до полночи и затем спите до утра, или вы спите до полуночи и молитесь до утра, или, наконец, вы молитесь немного и затем немного спите и делаете так с вечера до утра» 680 . Возможно, эти три способа имели место и у отшельников Нижнего Египта, но первый из них был предпочтительнее. Антоний Великий и многие другие часто проводили в молитве всю ночь 681 . Авва Елпидий в своей скитской пещере по ночам читал наизусть всю Псалтирь 682 . Авва Виссарион стоял без сна сорок дней 683 . По сведениям Палладия, авва Моисей, искушаемый худыми пожеланиями, оставался в своей келье и молился стоя, не смыкая очей всю ночь напролет. Чтобы не дать сну себя одолеть, он брал у старцев кувшины и неслышно наполнял их водой 684 . Авва Дорофей , учитель Палладия, никогда по своей воле не спал в назначенный час, и поэтому ему случалось засыпать во время работы или еды 685 . Авва Сармат часто постился по сорок дней подряд и говорил, что может спать тогда, когда захочет 686 . Авва Арсений обычно проводил ночь в молитве и только под утро позволял себе немного сна 687 . Он говорил, что «монаху, если он подвижник, достаточно спать всего один час» 688 . Но это, конечно, максима не для всех. Авва Херемон советовал Иоанну Кассиану довольствоваться тремя или четырьмя часами сна 689 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сребро отриновено нарцыте их, яко Господь отверже их ( Иер. 6, 29–30 ) (авва Феодор, 56, 272–274). Спаситель допустил диавола с искушением, чтобы Своим примером научить нас, как мы должны побеждать искусителя, именно теми же способами, какими Он отразил искусителя (прп. авва Серапион, 56, 243). ...Надобно считать истинно несчастными и достойными сожаления тех, которые, оскверняя себя всеми пороками и преступлениями, не терпят явно не только никакого нападения диавольского, но и никакому не подвергаются искушению, соответствующему их делам, и никакому бичу для исправления. Ибо не заслуживают скорого и легкого уврачевания в этом времени те, которых упорство и нераскаянность сердца, превосходя наказание настоящей жизни, собирает им гнев и негодование в день гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим. 2, 5 ), когда червь их не умрет, и огонь их не угаснет ( Ис. 66, 24 ). Против таких Пророк, как бы огорченный скорбью святых, видя, что они подвергаются разным горестям и искушениям, напротив, грешники не только без всякого наказания смиряющего проходят поприще этого мира, но еще пользуются обилием богатства и полным благополучием всех обстоятельств, воспламенившись несдержимою ревностью и горячностью своего духа, восклицает: едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых. Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их. На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам ( Пс. 72, 2–5 ); именно в будущем веке должны быть наказаны с демонами те, которые в настоящем не заслужили быть наказанными вместе с прочими людьми, как свойственно сынам (прп. авва Серен, 56, 301–302). ...Бог, покровительствуя тем, коих веру хочет искусить, оставляет место и собственным их силам и воле (для заслуги) и искушает только тех, кои могут вступить в борьбу с искусителем; а иначе зачем и искушать тех, о которых знает, что они по своей немощи не могут противостоять искусителю? (авва Херемон, 56, 415). Источник. И святой человек, подобно грешнику, искушается, но они друг от друга отличаются тем, что первого не побеждают и сильные искушения, а последний падает и от малого искушения. И праведника нельзя было бы похвалить за мужество, если бы он побеждал без искушения, так как победа не может иметь места без борьбы с противником (авва Пиаммон, 56, 506–507).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1, 3–4). Авва Исидор, пресвитер, говорил: " Если желаешь спасения, делай все, что ведет ко спасению " .Некто спросил авву Антония: " Что мне делать, чтобы угодить Богу? " . Старец отвечал: " Что бы ни делал ты, имей на это свидетельство в Священном Писании " .Авва Пист говорил: " Имеющий истинное ведение исполняет все Писание " .Авва Агафон говорил: " Не должно доводить себя до того, чтобы совесть обличала в каком-либо деле " .Брат спросил авву Пимена: " Как должно жить человеку? " . Старец отвечал: " Посмотрим на Даниила: не нашлось на него иного обвинения, как только в служении Господу Богу его " .Авва Иоанн Колов говорил: " Каждый день, вставая утром, начинай соблюдать каждую добродетель и заповедь Божию " .Авва Пимен говорил: " Когда человек намерен строить дом, то собирает множество материалов и различного рода веществ, чтобы можно было ему поставить дом. Так и мы должны приобретать, хотя в некоторой степени, все добродетели " .Один брат спросил авву Пимена: " Может ли человек уповать на одно доброе дело? " . Старец отвечал ему: " Авва Иоанн Колов говорил: " Я желаю, хоть в некоторой степени, иметь все добродетели " " .Авва Епифаний, епископ Кипрский, говорил: " Кающимся грешникам Бог прощает долг, как простил блуднице, разбойнику и мытарю, а от праведников требует и приращения. О сем сказал Он апостолам: аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие Небесное (Мф. 5, 20) " .Авва Моисей спросил авву Силуана: " Может ли человек каждый день начинать свои дела? " . Старец отвечал: " Если он добрый делатель, то может и каждый час " .Авва Алоний говорил: " Человек, если захочет, от утра до вечера будет приходить в меру Божественную " .Авва Пимен говорил об авве Пиоре, что он каждый день начинал какую-либо добродетель.Сказывали об авве Диоскоре, что, оканчивая одно дело, он принимался за другое.Авва Матой говорил об авве Тифое, что нет человека, который бы мог упрекнуть авву Тифоя в чем-либо. Авва Тифой подобен чистому золоту, стоящему на весах.Сказывали, что авва Агафон старался исполнять всякую заповедь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010