авва Серен, 56, 303–304). Источник. ...Что нечистые духи управляются более злыми властями и подчинены им, этому, кроме тех свидетельств Священного Писания, которые читаем в Евангелии, в описании ответа Господа клеветавшим фарисеям: если Я силою веельзевула, князя бесовского, изгоняю бесов (ср.: Мф. 12, 27 ) – научают нас также ясные видения и многие опыты святых. Когда один из наших братий путешествовал в... пустыне, то, по наступлении вечера нашедши некоторую пещеру, остановился там и захотел совершить в ней вечернюю молитву. Пока он, по обычаю, пел псалмы, время прошло уже за полночь. По окончании молитвенного правила, желая немного успокоить утомленное тело, он возлег и вдруг начал видеть бесчисленные толпы отовсюду собирающихся демонов, которые, бесконечною вереницею и весьма длинным рядом приходя, иные предшествовали своему начальнику, иные следовали за ним. Наконец пришел князь, который и величиною был выше всех и видом страшнее, и по поставлении престола, когда он сел на возвышенном трибунале (судейском месте), то с рачительным исследованием стал разбирать действия каждого, и тех, которые говорили, что еще не могли обольстить своих соперников, приказывал выгонять от своего лица с замечанием и бранью, как недеятельных и нерадивых, с яростным рыканием укоряя, что они напрасно потратили столько времени и труда. А тех, которые объявляли, что они обольстили назначенных им, отпускал с большими похвалами, при восторге и одобрении всех, как храбрейших воителей, в образец для всех прославившихся. Из числа их один злейший дух, приступив, с злорадством доносил, как о знаменитейшей победе, что он хорошо известного монаха, которого имя назвал, после 15 лет, в течение которых непрестанно искушал, наконец преодолел, в эту самую ночь вовлек в блуд, именно с одною посвященною отроковицею не только побудил впасть в порок блуда, но и убедил взять ее себе в супружество. При этом донесении произошла необыкновенная радость между всеми, и он, князем тьмы возвеличенный высокими похвалами и увенчанный большою славою, ушел. При наступлении зари, когда все это множество демонов исчезло из глаз, брат, сомневаясь в донесении нечистого духа и больше разгневавшись, что по закоренелой своей привычке ко лжи захотел насмеяться над ним и невинного брата заклеймить пороком кровосмешения, помня евангельское изречение, что он в истине не устоял, ибо нет в нем истины; когда он говорит ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи (ср.: Ин. 8, 44 ), – пошел в Пелузию, где, как он знал, пребывал тот, о котором нечистый дух говорил, что низложил. Этот брат был очень известен ему. Когда стал разыскивать его, узнал, что он в ту самую ночь, в которую тот отвратительный демон объявил своему князю и его полчищу о падении монаха, оставив монастырь, ушел в селение и подвергся жалкому падению с означенною отроковицею (прп. авва Серен, 56, 314–316).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Монастыри : Благовещенский 315. Боголюбов домовый 315. Богоявленский 73. Борисоглебский, домовый 313. Воздвиженский 156, 261. Воскресенский, Ростовск. у., домовый 315. Воскресенский, в Караше 330. Зачатиевский, в Москве 311. Зилантов (Жилантов) 283. Козмин, домовый 248, 314. Моисеевский девичий 303, 333. Николаевский, домовый, в Веневе 75, 154, 281, 284, 294, 313, 318, 320, 325, 329, 333, 334. Николаевский Большие Главы 75, 294. Николаевский, на Перерве 27, 72, 130, 175, 269, 309. Новинский, домовый, в Москве 307, 308. Песочный 314. Покровский, на усть Нерли реки 313, 314. Песношский (Пестуский) 240. Рождественский, во Владимире 53, 83. Сновицкий 315. Троицкий-Сергиев 304, 327. Троицкий Яблоновой пустыни 314. Успнский девичий, в Александровск, слободе 321. Успеянский, во Владимире 52. Успенский, в Воронеже 308. Успенский, в Казани 135. Царе-Константиновский 314. Чудов, в Москве 296. Федоровский, домовый 2, 85, 163, 295. Москва , гор. 311, 313, 314, 329, 330, 333; в ней: Белый 39, 225, Земляной, Китай города 39; Кремль 39; ворота: Мясницкия 313, 330, Никитския 302, Тайницкия 318; пруды: Неглинный 302, Пресненские 173, 302–305, 307, 328. Москва , р. 334. Московский уезд 296, 298. Мухин , Павел, дьяк прик. холопья суда 324. Н. О. Назарьевы . Алексей, подьячий 2. Андрей 135. Василий, подьячий поместн. прик. 331. Иван 313. Михаил, старый подьячий преображ. прик. 313; молодой подьячий 317. Нанзин , Григорий, дьяк 73. Нарышкин , Лев Кириллович, бояр. 60, 209, 319, 334. Нарядчики земские 208, 268. Наталья Алексеевна ,-царевна, дочь ц. Алексея Михаиловича 288. Наумова , Агриппина, вдова дворян. 301. Наумовы : Василий, молодой подьячий судн. дворцов. прик. 318. Иван, двор. патриарш. 300. Стефан, двор. патриарш. 300, 308. Невежин , Онисим, дьяк. Поместн. прик. 308, 316. Нелидов , Иван Федорович, стольн. 312. Нелюбов , Тимофей, подьячий патриарш. разр. 333. Непогодин , Прокофий, подьячий патриарш. дворцов, прик. 306. Нерля , река 314. Нестеров , Василий, старый подьячий прик. большого дворца 317, 318. Нектарий , игумен Сновицк. м-ря 315. Нижний Новгород , гор. 315. Никитины (Микитины): Даниил, дьяк казен. дворца 323. Игнатий, елчанин 314. Иван, подьячий поместн, прик. 331. Иван Евфимьевич, клюшник 247, 251, 261, 283, 291, 299, 332. Федор Евфимевич, двор. патриарш. 300. Николай чудотворец, святой 73. Никонов , Яков, дьяк 310, 317, 326. Никон , игумен Покровск. м-ря 314.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О различии демонов много сведений мы получили также и от тех двоих философов, которые некогда волшебными искусствами испытали бездействие их или силу и свирепую злость. Они, презирая блаженного Антония, как человека неученого и неграмотного, и желая (если бы ничем больше не могли оскорбить) по крайней мере выгнать его из своей кельи волшебными страхованиями и наваждением бесовским, наслали на него злейших духов, будучи побуждаемы к этому завистью из-за того, что к этому рабу Божию ежедневно приходили большие толпы народа. Когда он стал изображать крестное знамение на челе и на груди своей и совершать смиренную молитву, то свирепые демоны вовсе не смели даже и приблизиться к нему и без всякого действия возвратились к тем, которые послали их. Они послали к нему опять более сильных в злости, и эти напрасно употребляли все усилия своей злости, безуспешно возвратились; несмотря на это, опять еще более сильные посланы были против воина Христова и победителя, и эти совершенно ничего не в силах были сделать. Такие наветы их, устроенные с таким волшебным искусством, имели последствием только то, что ими ясно было доказано, сколь великая сила заключается в христианском исповедании, так что столь свирепые, столь сильные демоны... не только не сделали никакого вреда святому Антонию, но не в состоянии были даже и на короткое время выгнать его из своего монастыря... Удивляясь этому, философы поспешно пришли к авве Антонию, раскрыли, сколь великую брань, проделки и наветы ему производили по тайной зависти, и просили тотчас сделать их христианами. Спросив о дне произведенной ими брани, авва сказал, что тогда он был искушаем сильнейшими при логами помыслов (прп. авва Серен, 56, 316–317). Источник. ...Надобно знать, что нечистые духи двумя способами покоряются людям: или святости верных благодатию и силою Божиею подчиняются, или жертвами нечестивых, или, какими-либо стихами будучи улещаемы, как к своим близким, бывают благосклонны. Прельстившиеся таким мнением фарисеи также думали, что и Господь Спаситель этим искусством повелевал демонами, говоря: Он силою веельзевула, князя бесовского, изгоняет бесов (ср.: Мф. 12, 24 ), именно по той дружбе, по которой волхвы или волшебники чрез призывание имени его и обрядов жертвоприношения, которым он увеселяется, как короткие друзья, имеют власть над подчиненными ему демонами (прп. авва Серен, 56, 317). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Демоны никак не могут овладеть чьим-либо духом или телом, не имеют власти ворваться в чью-либо душу, если сначала не лишат ее всех святых помышлений и не сделают пустою и лишенною духовного созерцания (прп. авва Серен, 56, 317). Источник. ...Известно, что очень услаждаются блудного нечистотою, которую, без сомнения, они лучше желали бы производить сами собою, нежели чрез людей, если бы это как-нибудь могло исполниться (прп. авва Серен, 56, 318). ...Каждого из нас злые духи хитрою злокозненностью искушают, расставляя коварные сети особенно тем расположениям души, в которых замечают болезнь ее... (прп. авва Авраам, 56, 620). Источник. Общий всем враг главные брани ведет с теми, которые не служат его удовольствиям и не кланяются ему в корне всех зол – в сребролюбии. И ты, будучи одним из таковых, даже принадлежа к переднему их ряду, не выпускай из рук духовного всеоружия (прп. Исидор Пелусиот , 60, 158). Источник. Ты, как говоришь, крайне дивишься, как диавол и после того как обессилел, большую часть людей держит в своей власти; а я не дивлюсь, что этот злодей, бодрствуя, не опуская ни одного обстоятельства и часа, преодолевает нас, ленивых и сонливых. Ибо губить вместе с собою побежденных им будет он в силах, но не возможет воцариться в прежнем царстве, сокрушенном Божиею силою. Напротив того, удивительно было бы, если бы мы, не делая ничего приличного победителям, превозмогали того, кто против нас все приводит в движение. Ибо о том, что многие из людей заодно с врагом вооружаются на братий и от того явным образом бывает одоление, хотя сие и истинно, я умолчу, чтобы не показалось сие крайне жестоким для делающих это. Посему, когда и по собственной лености падаем, и поползаемся от того, что оный враг даже все, что должно бы стоять за нас, обращает против нас, а также соблазняет тем, что братия наши заодно с врагом на нас вооружаются и ополчаются, по какой причине удивляешься, что терпим мы поражение? Если же скажешь: «Что же будем делать?» Отвечу: «Потому что диавол, хотя и пал, однако же, ни на что не взирая, действует смело, должно нам бодрствовать, трудиться, ввергаться в опасности, призывать Божественную помощь и употреблять все меры, чтобы победить и самого вождя и заодно с ним нападающих. Если же, не намереваясь ничего этого сделать, предаем и то, что приобретено для нас Христом, то себя самих должны винить мы, а не силу врага, которую Спаситель истощил, наша же леность увеличила» (прп. Исидор Пелусиот , 60, 436). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

8. Некогда авва Антоний получил от царя Констанция письмо, чтоб он пришел в Константинополь, и, недоумевая, что сделать, спросил авву Павла, ученика своего: должно ли мне идти? Тот ответил: если пойдешь, будешь зваться Антоний; если же не пойдешь – авва Антоний. 9. Некогда авва Антоний пришел к авве Аммуну в гору Нитрийскую, и когда они увиделись, авва Аммун сказал: так как молитвами твоими умножилось братство и некоторые желают построить себе келлии в отдалении, чтоб безмолвствовать, то на каком удалении отсюда повелишь строить их? Он ответил: вкусим в девятый час и пойдем походим по пустыне и посмотрим место. Шли они пустынею, пока не начало садиться солнце, и тогда авва Антоний сказал: сотворим молитву и поставим крест: желающие строить пусть строят здесь для того, чтоб тамошние, намереваясь прийти к здешним, приходили по вкушении своего куска в девятый час, и здешние отправлялись, сделав то же, – тогда и те и другие будут нерассеены при взаимном посещении. Расстояние же то было двенадцать знаков. 10. Авва Марк спросил авву Арсения: для чего некоторые добрые люди, в то время, как умирают, бывают поражаемы сильным мучением в теле своем? Старец ответил: для того чтоб, как солью осоленные, они отходили туда чистыми. 11. Авва Даниил, ученик аввы Арсения, рассказывал: некогда авву Александра поразила болезнь, и он по сей причине лег на землю кверху лицем. Случилось, что в это время пришел к нему авва Арсений поговорить и увидел его так лежащим. После того, как они побеседовали, авва Арсений спросил: кто тот мирянин, которого я видел здесь? Авва Александр говорит ему: где ты его видел? Авва Арсений ответил: когда я сходил с горы и посмотрел сюда, то увидел, что кто-то лежит в пещере на земле кверху лицем. Тот, положив ему метание, сказал: прости мне, это был я, ибо болезнь поразила меня. Старец говорит: а я подумал, что это мирянин, потому и спросил тебя. 12. Авва Даниил рассказывал, что некие братия, намереваясь отправиться в Фиваиду за льном, сказали: по сему случаю повидаем и авву Арсения. Когда они пришли, авва Александр вошел и говорит старцу: братия, пришедшие из Александрии, желают видеть тебя. Старец повелел узнать у них, по какой причине они пришли. Узнав, что они идут в Фиваиду за льном, авва Александр передал о том старцу, и тот сказал: истинно, не увидят они лица Арсениева, ибо не ради меня пришли, а по случаю своего дела. Упокой их и отпусти с миром, сказав им, что старец не может принять их.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В. Вавила , старец 328. Варжусская волость 313. Варсонофий , старец 297; старец казначей 330. Васильевы : Анисим (Онисим), старый подьячий сыскн. прик. 318, 324. Леонтий, подьячий прик. большого дворца 130. Никита, пристав дворц. патриарш. прик. 306, 316. Петр, скатертник 41, 302. Самуил, товарищ войсковой 319. Введенская богадельня, женская 303,334. Вележев , Самуил (Самойло), подьячий патриарш. дворц. прик. 308. Великосольския ловли рыбныя 314. Вешняков , Иван, дьяк дворц. прик. 129, 296, 303. Его рукой скреплена по листам вся книга кушаний. Владимировы (Володимеровы): Алексей, двор. патриарш. домов. 301, 308, 313, 315. Прасковья, вдова дворян. 301. Улита, вдова дворян. 301. Владимирский уезд 315. Владимирския (Володимерския) села опольныя 317, 331. Владыкино , село домовое 178, 184, 197, 204, 211, 229, 240, 261, 281, 287, 296, 303, 304, 309, 323, 324, 326, 328, 330, 333, 334. Владыкины: Андрей Денисов 128, 306, 309. Иван 311, 313; молодой подьячий разрядн. прик. 318. Иван Романович, двор. патриарш. домов. 300. Лука Романович 331. Власов , Матвей, дьяк земск. прик. 326. Возницины : Артемий, дьяк разрядн. прик. 318. Афанасий 330. Воинов , Михаил, дьяк прик. Большого дворца 318. Волковы : Алексей, дьяк поместн. прик. 316, 322. Иван, дьяк новгородск. прик. 324. Володимеровы . См. Владимировы . Володимерския села. См. Владимирския села. Воронеж , гор. 78–80, 149, 198, 226, 247, 307, 308, 310–313, 318–321, 329, 335. Вороновы : Герасим, ельчанин 329. Никита, подьячий корабельного строения 317. Воротников , Матвей, подьячий 311, 316. Востриков , Иван, лебедянец 313. Всеволодская , Акилина, вдова дворян. 301. Всеволодские : Аммос Ларионович, двор. патриарш. домов. 300. Василий, двор. патриарш. домов. 301, 310, 317, 327. Никифор 328. Петр 304. Яков Никитич, двор. патриарш.домов. 301. Вязевский , Кузма, молодой подьячий прик. большой казны 335. Вяземский , Петр, дьяк поместн. прик. 316. Вятская патриарш. волость 314, 315. Г. Гавриловы: Иван, молодой подьячий поместн, прик. 322. Потап, старый, подьячий сыскн. прик. 324. Гавриил , архиепископ вологодский и белозерский 305. Гедеон , игумен Боголюбова м-ря 314. Геннадий , игумен Воскресен. м ря 315. Георгиев , Никита, поддиакон 298. Герасимовы : Василий, подьячий мытной избы 329. Иван, молодой подьячий 317. Герасим , монах келейный 27, 46, 60, 72, 82, 91, 308, 309, 311; старец посельский 296. Гиржеда , вдова дворян. 301. Глебов , Михаил Иванович, окольн. 128, 149, 310. Говоров Исай, подьячий 307, 310. Годовиковы ; Даниил, старый подьячий прик. большой казны 335. Федор 322. Голицын кн. Борис Алексеевич, бояр. 322, 331. Головины : Иван, стольн. 311. Федор Алексеевич, бояр. 61, 319. Головковы : Алексей 310, 316. Григорий Дмитриевич, двор. патриарш. 300, 333. Иван Дмитриевич, подклюшник 212, 300; клюшник 248.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1, 3–4). Авва Исидор, пресвитер, говорил: " Если желаешь спасения, делай все, что ведет ко спасению " .Некто спросил авву Антония: " Что мне делать, чтобы угодить Богу? " . Старец отвечал: " Что бы ни делал ты, имей на это свидетельство в Священном Писании " .Авва Пист говорил: " Имеющий истинное ведение исполняет все Писание " .Авва Агафон говорил: " Не должно доводить себя до того, чтобы совесть обличала в каком-либо деле " .Брат спросил авву Пимена: " Как должно жить человеку? " . Старец отвечал: " Посмотрим на Даниила: не нашлось на него иного обвинения, как только в служении Господу Богу его " .Авва Иоанн Колов говорил: " Каждый день, вставая утром, начинай соблюдать каждую добродетель и заповедь Божию " .Авва Пимен говорил: " Когда человек намерен строить дом, то собирает множество материалов и различного рода веществ, чтобы можно было ему поставить дом. Так и мы должны приобретать, хотя в некоторой степени, все добродетели " .Один брат спросил авву Пимена: " Может ли человек уповать на одно доброе дело? " . Старец отвечал ему: " Авва Иоанн Колов говорил: " Я желаю, хоть в некоторой степени, иметь все добродетели " " .Авва Епифаний, епископ Кипрский, говорил: " Кающимся грешникам Бог прощает долг, как простил блуднице, разбойнику и мытарю, а от праведников требует и приращения. О сем сказал Он апостолам: аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие Небесное (Мф. 5, 20) " .Авва Моисей спросил авву Силуана: " Может ли человек каждый день начинать свои дела? " . Старец отвечал: " Если он добрый делатель, то может и каждый час " .Авва Алоний говорил: " Человек, если захочет, от утра до вечера будет приходить в меру Божественную " .Авва Пимен говорил об авве Пиоре, что он каждый день начинал какую-либо добродетель.Сказывали об авве Диоскоре, что, оканчивая одно дело, он принимался за другое.Авва Матой говорил об авве Тифое, что нет человека, который бы мог упрекнуть авву Тифоя в чем-либо. Авва Тифой подобен чистому золоту, стоящему на весах.Сказывали, что авва Агафон старался исполнять всякую заповедь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

На это сей инок отвечал великому старцу: но что, ежели сей отец в чем-нибудь согрешит по своему нерадению? Старец отвечал: хотя бы ты увидал, что он и блуд творит, не отходи от него, но скажи сам себе: друг, зачем ты сюда пришел? Тогда увидишь, что вся гордость в тебе исчезнет и весь огонь похотения погаснет. Авва Михаил Грузин Авва Михаил Грузин спасался в Арселае и жил с учеником своим Евстафием на самом высоком обрывистом месте, в сделанной гробнице. Пред кончиною своею старец впал в болезнь, и предчувствуя приближение смерти, сказал ученику своему: сын мой, принеси мне воды, я омоюсь и причащусь Св. Таин. Когда же он причастился, то сказал Евстафию: ты знаешь, сын мой, как опасно сходить вниз от нашей гробницы; если я умру, то тебе одному не снести моего тела; боюсь как бы ты не упал с ним со стремнины. Итак, лучше сойдем оба заблаговременно вниз мало-помалу. Сошли они вниз благополучно, потом старец сотворил молитву, облобызал Евстафия и сказал ему: мир тебе, чадо, молись о мне, – лег во гроб, и с радостию и веселием отошел ко Господу. Авва Агафон авва и Илия Авва Агафон и авва Илия подвизались также в Арселайской пустыне; они родом были армяне, и оба были пресвитеры. В один день авва Илия сказал авве Агафону: брат, приготовься: тебя скоро позовет Господь. Ибо я сего дня видел тебя в новой одежде шедшаго на царский брак и слышал, как Домувладыка говорил: добре пришел авва Агафон; отворите ему чертог и дайте место. Как сказал авва Илия – так и сбылось. Спустя пять дней после сего авва Агафон отошел ко Господу. Авва Георгий Арселаит Авва Георгий Арселаит подвизался в Арселайской пустыне. Он был величайший подвижник и чудотворец Синайской горы, словещая хвала Синая, по выражению Синхрона. В Синайском монастыре случился в одно время недостаток деревяннаго масла. Достать его нельзя было потому, что путь от Палестины до Египта занят был в то время войсками персидскаго царя Хозроя. Игумен отправился в Арселай к преподобному Георгию и упросил его пойти с ним в св. обитель. Когда они прибыли туда, игумен повел человека Божия в кладовую, где хранилось масло, и сказал ему: в наших кувшинах вовсе нет масла; так сотвори над ними молитву. Авва Георгий отвечал игумену: сотворим молитву лишь над одним кувшином; ибо если мы помолимся над всеми, то выкупаемся здесь в масле. Когда они помолились над одним кувшином, тотчас потекло из него масло, как из источника. Тогда св. старец велел служителям наполнить все сто кувшинов. Игумен хотел было назвать чудоносный сосуд именем аввы Георгия; но человек Божий воспретил ему это, сказав: если мы это сделаем, то оскудеет масло. Лучше назови кувшин именем Владычицы нашея Богородицы. Игумен с радостью согласился, – и с той поры стала гореть над чудным кувшином неугасимая лампада.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сребро отриновено нарцыте их, яко Господь отверже их ( Иер. 6, 29–30 ) (авва Феодор, 56, 272–274). Спаситель допустил диавола с искушением, чтобы Своим примером научить нас, как мы должны побеждать искусителя, именно теми же способами, какими Он отразил искусителя (прп. авва Серапион, 56, 243). ...Надобно считать истинно несчастными и достойными сожаления тех, которые, оскверняя себя всеми пороками и преступлениями, не терпят явно не только никакого нападения диавольского, но и никакому не подвергаются искушению, соответствующему их делам, и никакому бичу для исправления. Ибо не заслуживают скорого и легкого уврачевания в этом времени те, которых упорство и нераскаянность сердца, превосходя наказание настоящей жизни, собирает им гнев и негодование в день гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим. 2, 5 ), когда червь их не умрет, и огонь их не угаснет ( Ис. 66, 24 ). Против таких Пророк, как бы огорченный скорбью святых, видя, что они подвергаются разным горестям и искушениям, напротив, грешники не только без всякого наказания смиряющего проходят поприще этого мира, но еще пользуются обилием богатства и полным благополучием всех обстоятельств, воспламенившись несдержимою ревностью и горячностью своего духа, восклицает: едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых. Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их. На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам ( Пс. 72, 2–5 ); именно в будущем веке должны быть наказаны с демонами те, которые в настоящем не заслужили быть наказанными вместе с прочими людьми, как свойственно сынам (прп. авва Серен, 56, 301–302). ...Бог, покровительствуя тем, коих веру хочет искусить, оставляет место и собственным их силам и воле (для заслуги) и искушает только тех, кои могут вступить в борьбу с искусителем; а иначе зачем и искушать тех, о которых знает, что они по своей немощи не могут противостоять искусителю? (авва Херемон, 56, 415). Источник. И святой человек, подобно грешнику, искушается, но они друг от друга отличаются тем, что первого не побеждают и сильные искушения, а последний падает и от малого искушения. И праведника нельзя было бы похвалить за мужество, если бы он побеждал без искушения, так как победа не может иметь места без борьбы с противником (авва Пиаммон, 56, 506–507).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои (ср.: Пс. 17, 38–39 ). Против них тот же Пророк, молясь, говорит: вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною. Возьми щит и латы и восстань на помощь мне. Обнажи меч и прегради путь преследующих меня; скажи душе моей: Я спасение твое (ср.: Пс. 34, 1–3 ). Когда, покорив и подавив все страсти, мы победим врагов, то удостоимся услышать этот благословенный голос: поднимется рука твоя на врагов твоих, и все неприятели твои будут истреблены (ср.: Мих. 5, 9 ). Итак, читая или воспевая все это и сему подобное, заключающееся в Священных книгах, если не будем понимать, что это написано против этих злых духов, которые наветуют нам днем и ночью, то из этого не только не получим никакого назидания в кротости и терпении, но еще усвоим жестокое и противное евангельскому совершенству расположение (прп. авва Серен, 56, 293–295). Источник. ...Надобно верить, что они не могут по своему произволу войти ни в какого человека, созданного по образу Божию, когда без дозволения Божия они не имели власти войти в нечистых и немых животных. Даже никто, не говорю, из молодых, которых видим постоянно пребывающими в... пустыне, но и из совершенных, окруженный таким полчищем таких врагов, не мог бы обитать в пустыне одиноким, если бы у них была власть и свобода по своей воле вредить или искушать (прп. авва Серен, 56, 295–296). У нечистых духов, без сомнения, столько же занятий, сколько и между людьми. Некоторые из них (которых простой народ называет также фавнами, лесными богами) бывают обольстители и шутники, постоянно занимал известные места или пути, не увеселяются мучением тех мимо проходящих, которых могли бы уловить в сеть, а довольствуясь только насмешкою и озорством, стараются скорее обеспокоить их, нежели повредить; некоторые только производят ночью безвредные навалы на людей (кошмары); иные бывают столь яростны и свирепы, что не довольствуются тем, чтобы жестоким терзанием мучить только тела тех, в коих вошли, но спешат еще напасть на проходящих вдали и поразить их жестокими ударами, каковы описанные в Евангелии (см.: Мф. 8, 28 ), от страха которых никто не смел проходить тем путем, которые по ненасытимой свирепости утешаются войнами и кровопролитием.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010