Как тело без души мертво, так душа без ума бездейственна (бесплодна) и Бога достоянием своим иметь не может (прп. Антоний Великий , 89, 87). Источник. В душе действует ум, а в теле природа. Ум обожает душу, а природа разлагает тело. В каждом теле действует природа, но не в каждой душе бывает ум; потому не всякая душа спасается (прп. Антоний Великий , 89, 88). Источник. ...Когда ум достигнет видения славы Божества, тогда страшатся его враги... (прп. авва Исаия , 59, 35). ...Ум, каков есть, познается через помыслы свои (прп. авва Исаия , 59, 79). Если ум вкусит Божественной сладости, то никакие стрелы не могут уязвлять его (прп. авва Исаия , 59, 114). ...Невозможно уму, связанному попечениями века сего, служить Богу (прп. авва Исаия , 59, 146). Три добродетели доставляют непрестанный свет уму: незнание лукавства ни в каком человеке, перенесение всего случающегося без смущения, благотворение врагам (прп. авва Исаия , 59, 209). ...Если ум тщательно будет стоять над чувствами своими, то приобретает бессмертие... (прп. авва Исаия , 89, 305). Как нельзя одним глазом смотреть на небо, а другим – на землю, так и уму нельзя пещись и о Божием, и о мирском (прп. авва Исаия , 89, 343). ...Поскольку и чувства в теле настроены как лира: когда управляет ими сведущий ум, тогда душа рассуждает и знает, что делать и как поступать (свт. Афанасий Великий , 1, 167). Источник. ...Если кто быстрее кого умом и не употребляет естественной своей крепости к исследованию истин Божественных, то горе и ему, когда истяжется дело по мере данных ему дарований (свт. Василий Великий , 6, 70). Источник. Тот ум в действительности велик, который созерцает великое, способен проникать в Творческие законы и из них уразумевать красоту премудрости Художника всяческих (свт. Василий Великий , 6, 283). Источник. ...Если хочешь сделать крепким ум, обуздай плоть постом (свт. Василий Великий , 8, 15). Источник. ...Поскольку ум будет зарыт здесь как в некоторой тине, душа, по необходимости, не увидит Бога и не подвигнется к вожделению небесных красот и уготованных нам по обетованиям благ... (свт. Василий Великий , 9, 182).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Уныние ...Желающий отогнать уныние, должен отвергнуть всякую беседу с людьми и излишний сон и предоставить унынию измождать его тело и душу, пока оно не отойдет, видя терпение в беспрестанном упражнении о Боге, в чтении и чистой молитве. Ибо всякий враг, если видит, что он может успеть что-нибудь, то продолжает нападать, а если нет, то отходит или совершенно, или на время. Посему желающий победить врагов должен иметь во всем терпение (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 139). Всевозможно убегай уныния, ибо оно истребляет весь плод монаха (прп. авва Исаия , 59, 29). Во всяком месте и деле избегай уныния и лености, чтобы не быть угнетенным силою врага (прп. авва Исаия , 59, 65). Не предавайся унынию ни в каком труде, чтобы враг не усилил в тебе своих враждебных действий (прп. авва Исаия , 59, 209 210). ...Уныние (разленение) есть помощь злу (прп. авва Исаия , 89, 349). Не дадим места унынию в сердце нашем, чтобы оно не сделало нас безнаследными в земле обетования (прп. авва Исаия , 89, 414). Унывая, никто не венчается; смущаясь духом, никто не приобретает победы (свт. Василий Великий , 8, 5). Источник. Памятование о смерти и наказаниях есть меч против беса уныния (прп. Ефрем Сирин , 30, 200). Источник. ...Из тяжкого тяжкое – уныние, особенно если имеет оно споборником неверие, ибо плоды его исполнены смертоносного яда (прп. Ефрем Сирин , 30, 201). Предающийся унынию далек от терпения, как больной от здоровья. Посему добродетель познается не в унынии, но в терпении (прп. Ефрем Сирин , 30, 511). К истреблению... уныния служит молитва и непрестанное размышление о Боге; размышление же поддерживается воздержанием а воздержание охраняется телесным трудом (прп. Ефрем Сирин , 31, 595). Источник. ...У злобы всегда одно и то же ухищрение – ввергать нас в уныние во время скорби, чтобы лишить упования на Господа (прп. Макарий Египетский , 67, 450). Источник. ...Дух уныния обычно нападает на праздного, о котором говорит Премудрый, что он в похотех есть ( Притч. 13, 4 ) (авва Евагрий, 89, 595).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Совесть Если же не захотим повиноваться ей , то она умолкнет и оставит нас, и мы впадем в руки врагов наших, которые уже не пощадят нас... (прп. авва Исаия , 59, 31–32). Соперником называется совесть: ибо она сопротивляется человеку, желающему исполнить волю плоти своей (прп. авва Исаия , 59, 32). ...Если человек не послушает ее внушений, то она предает его врагам (прп. авва Исаия , 59, 32). Кто попирает свою совесть, тот изгоняет из сердца своего добродетели (прп. авва Исаия , 59, 94). ...Утвердись в страхе Божием, храня и исполняя все, что должно тебе делать, не полагая преткновений совести своей, но будь к ней внимателен, чтобы и она была стражем твоим и показывала каждый раз, во что ты впадаешь, а не оставляла тебя, попуская впасть в руки врагов твоих (прп. Ефрем Сирин , 31, 595). Грех низлагает совесть, а покаяние служит ей жезлом к упокоению (прп. Ефрем Сирин , 32, 155). Источник. Совесть имеет естественное к Нему стремление и отвергает вкравшуюся прелесть. Часто грех бесстыдно вторгается, но совесть, воспользовавшись обстоятельствами времени, берет верх (прп. Ефрем Сирин , 32, 157). ...Блажен, кто отрекся от мира, пребывает в сообществе святых мужей, в подчинении духовным отцам, и проводит жизнь свою с чистой совестью, потому что не будет он постыжен в воскресение праведных (прп. Ефрем Сирин , 32, 230). Источник. ...Невозможно убежать от сего одного – от внутреннего в нас самих судилища , на которое одно взирая можно идти прямым путем (свт. Григорий Богослов , 14, 209). Видишь, что совесть не дает своего согласия на... помыслы, повинующиеся греху, но тотчас обличает их, ибо она не лжет и, всегда обличая, свидетельствует, что будет говорить перед лицем Божиим в день Суда (прп. Макарий Египетский , 67, 127). Источник. ...(Наша) природа имеет способность точно отличать хорошее от нехорошего... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 122). ...Подлинно нет между людьми ни одного судии, столь неусыпного, как наша совесть. Внешние судьи и деньгами подкупаются, и лестью смягчаются, и от страха потворствуют, и много есть других средств, извращающих правоту их суда; а судилище совести ничему такому не подчиняется, но хотя бы ты давал деньги, хотя бы льстил, хотя бы угрожал или другое что делал, она произносит справедливый приговор против греховных помыслов, и согрешивший осуждает сам себя, хотя бы никто другой не обвинял его. Притом совесть делает это не однажды, не дважды, но многократно и во всю жизнь; и хотя бы прошло много времени, она никогда не забывает сделанного, но сильно обличает нас и при совершении греха, и до совершения, и особенно – по совершении... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 832). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Злопамятство ...Злопамятство производит смерть, забвение зла – жизнь вечную (св. Ерм , 94, 165). Не держи в сердце своем злобы ни на кого, иначе труды твои будут тщетны и суетны (прп. авва Исаия , 59, 49). Верблюд, если давно когда-нибудь ударен, долгое время таив гнев, как скоро улучает удобный случай, отмщает за обиду. Слышите, жестокосердые, старающиеся укоренить в себе, как добродетель, памятозлобие, кому вы подобны, когда огорчение на ближнего, как искру, сокрытую в пепле, храните в себе до тех пор, как, получив предлог, подобно пламени, распаляете гнев? (свт. Василий Великий , 5, 122). Дым прочь гонит пчел, а памятозлобие изгоняет из сердца ведение (прп. Ефрем Сирин , 30, 188). Источник. Чем истребляется памятозлобие? Содержанием в памяти страха Господня и дня кончины (прп. Ефрем Сирин , 30, 209). Источник. Если борет тебя злопамятство, от всей души помолись о том брате, и злопамятство отступит от тебя (прп. Ефрем Сирин , 31, 592–593). Источник. Не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата (прп. Ефрем Сирин , 32, 17). Если мы будем помнить о зле, какое сделали нам люди, – в нас ослабеет памятование о Боге... (прп. Макарий Египетский , 67, 19). Ветер сильный гонит облака, а злопамятство – добрые чувства из души (авва Евагрий, 89, 609). Кто питает злопамятство в душе своей, тот похож на скрывающего огонь в плевелах (авва Евагрий, 89, 609). Христос наказывает не только злопамятных, но и тех, которые, освободившись от этой страсти, небрегут об оскорбленных (ими) братиях (свт. Иоанн Златоуст , 44, 135). Источник. ...Если блудодею и богохульнику невозможно быть причастником Священной Трапезы, тем более имеющему врага и злопамятствующему невозможно вкусить Святого Причастия (свт. Иоанн Златоуст , 45, 224). Как беснующиеся никогда не бывают спокойны, так и злопамятный и враждующий никогда не будет вкушать мира... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 227). Источник. ...Нет никакого прощения нам, и никто не избавит нас, если мы злопамятствуем (свт. Иоанн Златоуст , 45, 233). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Кротость Кротость есть начало смирения, смирение же есть дверь бесстрастия, а чрез бесстрастие неотпадающую и совершенную любовь приобретет познавший свое естество – что он был прежде рождения и что будет по смерти (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 40). Кротость приводит ум к познанию и рассуждению... (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 50–51). ...Кротость делает то, что человек всегда пребывает одинаковым, и при злополучных и при благополучных делал и мыслях, и не заботится ни о чести, ни о бесчестии, но и приятное и прискорбное принимает с радостию и не смущается... (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 52). Кротость и воздержание суть счастье и благая надежда для душ человеческих (прп. Антоний Великий , 89, 64). Источник. ...Перенесение без смущения всего случающегося рождает кротость... (прп. авва Исаия , 59, 209). Кротость есть величайшая из добродетелей, потому причислена и к блаженствам... блажени кротцыи: яко тии наследят землю ( Мф. 5, 5 ). Земля сия, Небесный Иерусалим, не бывает добычею состязуюпщхся, но предоставлена в наследие долготерпеливым и кротким (свт. Василий Великий , 5, 249). Источник. Укротившие свои нравы, освободившиеся от всякой страсти, в чьих душах не поселено никакого мятежа – они называются кроткими (свт. Василий Великий , 5, 250). Источник. Подвижник должен, как можно более, быть исполнен кротости, потому что он или приобщился, или желает приобщиться духа кротости, а приемлющий в себя сего духа должен уподобляться приемлемому (свт. Василий Великий , 9, 353). ...И заботящимся о кротости прилично благовременное негодование... Оставаться же неподвижным или не показывать негодования, когда должно, есть признак недеятельной природы, а не кротости (свт. Василий Великий , 9, 354). Источник. За кротостью обыкновенно следует и незлобие, потому что кротость есть матерь незлобия. А в людях истинно кротких, не имеющих тяжелого нрава, не менее сего бывает и благости, потому что благость – основа кротости. Все же это, взаимно срастворенное и совокупленное вместе, производит из себя наилучшую из добродетелей – любовь (свт. Василий Великий , 9, 354).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Юность Четыре добродетели подают юности помощь по Богу: непрестанное поучение, тщание, бдение и смиренное о себе мнение (прп. авва Исаия , 59, 209). Горе нам, написавшим сии рыдания, что, когда подошел уже конец нам, мы, не покаявшись в злых делах юности нашей и не оплакавши их, на старости приложили большие и неподъемные зла и тягчайшие грехи (прп. авва Исаия , 89, 456). ...Юность проходит скорее весенних цветов, и красота телесная увядает или от болезни, или от времени (свт. Василий Великий , 11, 237–238). Прекрасна и достолюбезна юность, братия мои, когда на главе ее сияет славный венец девства. Но если похищена дорогая эта жемчужина, то погибла и надежда, которою хвалится юность (прп. Ефрем Сирин , 33, 206). Источник. Береги, юноша, юность свою, чтобы не сделалась она пищею огня, и помышляй о времени немощей и старости, которая спешит вслед за тобой (прп. Ефрем Сирин , 33, 355). Не обольщайтесь суетною красотою юности; потому что и мы, лежащие перед вашими глазами, согнившие мертвецы, некогда во время жизни своей, как и вы теперь, были видны, величавы, умащались благовониями, были любимы, наслаждались и благоденствовали; и вот, как видите, все это стало брением, прахом, пеплом и зловонием (прп. Ефрем Сирин , 90, 361). Источник. ...Юность... нуждается в очень крепкой узде, потому что она есть как бы костер, который захватывает все лежащее вне его и легко воспламеняется... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 11). Источник. Какова невозделанная земля, такова и юность, оставленная в небрежении: она произращает много терний (свт. Иоанн Златоуст , 50, 516). Источник. Юность, бессмысленная, надеющаяся на долгую жизнь; юность, мятежная сердцем, заботящаяся только об удовольствиях; юность, часто и во многом погрешающая, злоугождающая плоти; юность, вводимая лестию в обман, грязь, несчастная, трава легко увядающая, колос легко сокрушимый; юность, сон легко предающийся забвению, тень беспредметная; юность, неверующий в Бога возраст, ленивое сердце, надменный взор, светильник легко погашаемый; юность, волнение крови, друг нечистоты; юность, необузданный конь, способный на всякое губительство... (свт. Иоанн Златоуст , 52, 925–926).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Оскорбление Не тот несчастен, кто терпит, а тот, кто наносит оскорбление... (сщмч. Киприан Карфагенский , 63, 263). Источник. Если получишь оскорбление, не имей неприязни к тому, кто нанес тебе его, но скажи: «Я достоин того, чтоб все братия презирали меня» (прп. Антоний Великий , 89, 113). Источник. Если кто скажет тебе жестокое слово, не попусти сердцу твоему вознестись над ним, но скорее старайся сделать ему поклон (испрашивая прощения), прежде нежели воздвигнется страсть (гнева) в душе твоей... (прп. авва Исаия , 59, 14). Если брат скажет тебе грубое слово по малодушию, переноси это с радостью, ибо, рассмотрев помыслы свои пред Всеведущим Богом, найдешь, что ты сам согрешил (прп. авва Исаия , 59, 41). ...От благотворения оскорбившим мир... (прп. авва Исаия , 59, 50). Прежде пригвождения ко Кресту Иисус предан был на биение. Это служит нам наставлением, что мы должны равнодушно переносить от людей всякое оскорбление и обиду (прп. авва Исаия , 59, 73). Источник. Кто Бога ради, для сохранения мира, переносит жестокие слова человека грубого и неразумного, тот назовется сыном мира и может стяжать мир в душе, теле и духе (прп. авва Исаия , 59, 83). Кто повергает душу свою пред Богом, тот без смущения переносит оскорбления от людей (прп. авва Исаия , 59, 83). Не желай слышать о бедствии того, кто оскорбил тебя, дабы сердце твое не усладилось мщением (прп. авва Исаия , 59, 95–96). Гордый в сердце своем думает, что он мудр и никогда не оскорблял никого (прп. авва Исаия , 59, 180). Жестокосердый при оскорблении ближнего говорит, что я нисколько в этом не виноват, а смиренномудрый, слыша порицание брата, возлагает вину на себя (прп. авва Исаия , 59, 180). подвергся за нас позорнейшей смерти. Почему и мы ради Его заповеди, и за свои грехи, должны терпеливо и равнодушно переносить, если кто справедливо или несправедливо оскорбит нас, или нанесет бесчестие (прп. авва Исаия , 59, 183). ...Когда вспомнишь об оскорбляющих и преследующих тебя, не жалуйся на них, но лучше помолись о них Богу, как о виновниках величайших для тебя благ (прп. авва Исаия , 59, 184).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Михаил юродивый сольвычегодский. 209. КСо. ( Филим. 3 июля). Михаил Георгиевич, В. Кн. владимирский. 209. († 1176. 20 июня Карамз. III. 27). Мстислав Мстиславич князь в Новгороде (?) в соф. соборе под спудом. 209. КСоф. (известен один князь Мстислав Мстиславич храбрый † 1228 в схиме, но погребен в Киеве. Карамз. 111. примеч. 326). Мстислав Георгиевич. 209 (сын В. Кн. владимирского убит татарами при взятии Владимира в 1238 г. февр. 7. Карамз. 111. 170). Наум , пр. ученик Сергия радонежского. 201. 209 и др. Нектарий , казанский новый чудотворец, ученик св. Гурия Белоз. 16 54. 201. Никанор , см. Исаия. Никифор пр. боровский чудотворец. 209. КСоф. Никифор , ученик св. Тихона медынского (града Калуги). 209. КСоф. Николай , митрополит киевский чудотворец, † 6614. (1106 г.). 209. КСоф. (правил 10 лет). Николай , еп. белоградский, 209, в киев. пещерах † 6600 КСоф. (неизвестен). Никон пр. новгородский чудотворец. 209 и КСоф. ( Филим. 16 нояб.). Никон, Васидий, Тихон , иже в пустыне соколовской близь монастыря воскресенского на реце Истре, братия по плоти. 209. КСоф. Никон и Дионисий пр. отцы, ихже мощи неизвестны где, новгородские святые. 209. КСоф. и др. Никон , патр. московский. Погод. один. Олег , Игоревич (Ингворевич) благов. князь, после плена у татар, скончался в Переяславле рязанском в схиме в 1258. 209. КСоф. (Карамз. IV, примеч. 90). Олег , см. Пересвет. Онуфрий строитель монастыря на Катарме озере в вологд. уезде. 209. КСофФ. ( Филим. 12 июня. По Истор. Росс. Иерар. IV. 358 Онуфрий называется преподобным и мощи его былм в его обители; но когда жил, неизвестно). Павел пр. отец, пострадавший от полского короля за Христа в Вильне. Филин. 3 мая один. Параскева ржевская игумения. Филим. 13 окт. Патрикий священномученик, ключарь соборной церкви, пострадал от татар за церковную утварь в нарицаемой веси Сенег (владимирской губернии) на святе озере у церкви Преображения Господня 6919 г. июля в 3 день (подробнее у Карамз. V. примеч. 211). Пафнутий начальник троицкого монастыря балахонский чудотворец. 209. КСоф.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Четыре добродетели ограждают душу и избавляют ее от смущения врагов: милосердие, безгневие, долготерпение и забвение обид (прп. авва Исаия , 59, 50). Источник. Четыре вещи помрачают душу: ненависть к ближнему, уничижение других, зависть и ропот (прп. авва Исаия , 59, 51). Кто любит душу свою, тот, чтобы не погубить ее, делает дела, свойственные новому человеку (прп. авва Исаия , 59, 51). ...Душа, доколе обращается и беседует с Богом, бывает огнем, и пожигает врагов своих, которые обыкновенно утесняют ее, нанося ей вред во время нерадения (прп. авва Исаия , 59, 155). ...Душа, имеющая недостаток в какой-либо добродетели, не может переплыть волн страстей (прп. авва Исаия , 59, 157). Горе нам, что мы к болезням и недугам телесным довольно внимательны, к болезням и язвам душевным, самым тягчайшим – бесчувственны. Горе нам: ибо главнейшая часть человека, душа, покоряется плоти, которая есть оной раба; часть худшая повелевает лучшею, вместо того, чтобы обоим им согласно служить Творцу своему Богу (прп. авва Исаия , 59, 190–191). Украшение тела есть разорение души... (прп. авва Исаия , 89, 350). ...Душа похожа на железо, которое, если будет оставлено в небрежении, ржавеет... (прп. авва Исаия , 89, 405). сотворена была созерцать Бога и озаряться Им... (свт. Афанасий Великий , 1, 134). ...Душа, и не учась, желает свойствено ей и сообразного с ее природою. По сей-то причине для всякого похвально целомудрие, достойна одобрения справедливость, удивительно мужество, вожделенно благоразумие. Сии добродетели душе более свойственны, нежели телу здоровье (свт. Василий Великий , 5, 143). Душа... грешника, живущего по плоти, погрязшего в телесных удовольствиях, валяется в плотских страстях, как в тине. Враг, попирая ее, старается еще более осквернить и, так сказать, погребсти, наступив на падшего и ногами своими втаптывая его в землю, т. е. жизнь поползнувшегося – в тело (свт. Василий Великий , 5, 173). Источник. Когда душа не будет раболепствовать мудрованию плоти, но в сознании того, что дано ей от Бога, восприемлет приличные ей величие и достоинство, тогда в ней глас Господень ( Пс. 28, 4 ) (свт. Василий Великий , 5, 205). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Василий юродивый солвычегодский. 209. КСоф. ( Филим. 3 июля). Василий князь преставился в лето 6726. Мощи под спудом в Соф. соборе. КСоф. (Это Василий сын Мстислава Владимировича, погребенный в новгород. соф. соборе в приделе Богородицерождественском в 1218 году. Опис. Новгор. Архим. Макария 74 стр.). Василий сухий ученик пр. Сергия Радонежского в Лавре его. 209 и др. Василий см. Никон. Васса или Василисса , супруга князя нижегородского Андрея Константиновича (умер 1365 г. выше), в иноках Феодора в Нижнем Новгороде в Зачатском монастыре, его же и созда и ту преставися, потом принесена бысть в соборную церковь и положена на правой стране у западных врат. 209. КСоф. ( Филим. 28 мар. Карамз. V, примеч. 4). Вассиан , пр. печерекий. КСоф. Погод. Вассиан владимирский см. Прохор. Вассиан начальник Преображенского монастыря ва Онеге реце каргоцольский. Филим. 3 сентября один. В начале XIV в. основан сей монастырь. Ист. Росс. Uep. IV, 344 . Слов. истор. о св. Викентий вологодский 19 мар. Св. 1621. Владимир мономах в Киеве, память его мая 19. 209. Владимир Георгиевич, пленен татарами в 1238 г. 209 (Карамз. 170). Всеволод Георгиевич, сын В. Кн. Георгия владимирского, убит татарами при взятии Владимира 7 Февраля 1238. 209. (Карамз. III. 170). Гавриил св. праведный и св. праведная Анастасия , сестра его, града Василева чудотворцы. 209. КСоф. Филим. 26 мая Гавриил князь). Гедеон инок Владычнего серпуховского монастыря. 209. (КСоф. в Калужских святых). Георгий Святославич, убиен в лето 6562, а память его февр. 28. 209. Но это по КСоф. Ярослав Владимирович В. Князь, в крещении Георгий преставися (а не убиен) 28 февр. Георгий , иже пострада со св. Князем Борисом и с ним в чудесех в видении являшеся 2 мая 201. Мин. Четья Успен. собора XII в. Георгий , новгородский юродивый. 209. КСОФ. и др. 3 нояб., по другим 23 апр. Герасим , ученик св. Зосимы соловецкий. 209. Геронтий , митроп. московский, † 1489, 201 и 209 мая 5, Погод. мая 28, Филим. 6 мая. Сконч. 28 мая. Истор. Иерарх. Гермоген , св. патриарх московский 1606–1612 аевр. 17. 201. 209. КСоф. Сконч. 17 февр. Истор. Иерарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010