В верхнем регистре росписи алтарной части ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842 (?), поновления - 1871, 1947) помещена полуфигура святого вполоборота вправо, в мантии и епитрахили, с седой, немного раздвоенной на конце бородой и волнистыми, спадающими на плечи волосами, правая рука на груди, левая опущена и повернута ладонью; надпись: «Св. преп. Ioahhukiй». Ростовой образ И. в рясе и мантии, руки на груди (на левой - четки), волосы разделены на прямой пробор, широкая борода с проседью, написан вместе с образом прп. Елисея Радонежского на одном из оконных откосов сев. стены трапезной части ц. прп. Сергия Радонежского (1883, поновления - XX в.). Возможно, И. также был изображен среди сподвижников прп. Сергия Радонежского в композиции «Построение Свято-Троицкой лавры» на юж. стене храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., худож. И. М. Прянишников; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 83). На миниатюрах из троицкого списка Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21) фигуры иноков, учеников святого, за редким исключением, не персонифицированы. Изображения И. неизвестны в клеймах житийных икон прп. Сергия и на сюжетных эстампах. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/577944.html

Между 1332 и 1334 гг. вместе с семьями преподобных Кирилла и Марии Радонежских, зятя прп. Кирилла, Дюденя, и братьев Тормосовых О. переселился из Ростова в Московское княжество, в г. Радонеж, где получил небольшую вотчину одновременно с др. переселенцем из Ростовского княжества, буд. московским тысяцким Протасием. В редакциях Жития прп. Сергия 2-й трети XV в. Пахомия Логофета эти сведения об О. были сокращены (Там же. С. 347, 382). Из текста Жития прп. Сергия в редакции прп. Епифания Премудрого можно сделать вывод, что О. входил в число первых 12 монахов, к-рые находились в Троице-Сергиевом мон-ре за год до смерти его 1-го игумена - прп. Митрофана Радонежского († 1354). Возможно, как и в случае с прп. Стефаном Радонежским, О. мог постричься в монахи после смерти своей жены. Характеризуя деятельность О., прп. Епифаний Премудрый дважды отметил, что в обители он исполнял должность диакона. Этот факт свидетельствует о том, что О. был грамотным человеком. Можно предполагать, что наряду с прп. Сергием и др. насельниками обители О. был в числе инициаторов приглашения из Хотьковского Покровского мон-ря игум. Митрофана для постоянного проживания в Троицком мон-ре. По данным архим. Леонида (Кавелина) (по-видимому, зафиксировавшего местное монастырское предание), О. похоронили на месте, на к-ром в 1422 г. поставили Троицкий собор ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 143). О. почитался местно как родственник прп. Сергия и один из первых насельников Троице-Сергиева монастыря. В 20-х гг. XVI в. сведения прп. Епифания Премудрого об О. попали в статью 1392 г. общерусского свода - Никоновскую летопись, составленную по повелению митр. Московского Даниила Рязанца (ПСРЛ. Т. 11. С. 129, 135). По крайней мере с нач. XVII в. (очевидно, по окончании Смутного времени) «диякона Анисима» стали поминать на службе в патриаршем московском Новинском в честь Введения Пресв. Богородицы во храм муж. мон-ре на Пресне. Он был записан в синодик этой обители в ст. «Род Сергия, чюдотворца Радонежскаго», к-рая в 1716 г. была переписана из рукописи 1646 г. (РГБ ОР. Ф. 173/IV. Собр. «прочие» б-ки МДА. 96. Л. 40). Источником сведений о членах семьи прп. Сергия стал не список одной из редакций их родового помянника из синодиков Троице-Сергиева мон-ря, а непосредственно один из списков Жития прп. Сергия. В поздней традиции О. предстает как один из его учеников. Однако в силу возраста О. и степени его родства с прп. Сергием это было невозможно.

http://pravenc.ru/text/2578419.html

Свято-Николаевский Черноостровский женский монастырь в г. Малоярославце. Основан в XIV в., в Смутное время находился в запустении, возобновлен в 1659 г. как мужской, в конце XVIII в. был обращен в приходскую церковь, но уже в 1800 г. началось его возрождение. В 1812 г. сильно пострадал во время решающего сражения с Наполеоном. Полностью восстановлен в 1822 г. В 1839 г. построен Свято-Никольский собор, как памятник победы при Малоярославце. В XIX — начале XX вв. в монастыре была поставлена строгая монашеская жизнь. В 1918 г. закрыт и разграблен. Возвращен Церкви в 1991 г. Восстановлены все храмы и монастырские постройки. Святыни . Частица мощей свт. Николая в ковчеге, привезена из г. Бари, стопа прп. Антония, старца Оптинского в ковчеге, два креста-мощевика со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня; иконы с мощами святых: прпп. Киево-Печерских, прпп. старцев Оптинских, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Феодосия Тотемского, св. Иоанна Тобольского, прмц. Елисаветы. Крестный ход 25 октября, в праздник Калужской иконы Божией Матери, установленный в честь заступничества Богородицы в войне 1812 г. Казанский девичий монастырь в г. Калуге. Основан в начале XVII в., имел странноприимный дом, монахини занимались шитьем белья, вязанием, деланием цветов и вышиванием золотом. После революции монастырь был закрыт, но просуществовал под видом трудовой артели до 1922 г., когда проживавшие в нем 118 монахинь и послушниц были репрессированы. Возобновлен в 1992 г. В настоящее время располагается в здании бывшего духовного училища с храмом в честь свт. Гурия Казанского. В этом же здании находятся православная гимназия и епархиальное женское училище с пансионом на 40 человек. С 2000 года монастырь ведет восстановление Спасо-Воротынского монастыря, построенного на месте Великого стояния на Угре (1480 г.). Святыни . Ковчег с мощами свт. Гурия Казанского, крест с частицей Животворящего Креста Господня, мощи мчч. Савваитов в ковчеге, крест-мощевик с мощами прп. Сергия Радонежского, прп. Иосифа Оптинского, прп. Максима Грека, свт. Филарета Московского, свт. Луки Одесского, прп. Нила Столобенского, прп. Зосимы Владимирского, прп. Макария Калязинского, прп. Иова Почаевского, прп. Нектария Оптинского, прп. Анатолия Оптинского (мл.), блгв. кн. Петра Муромского, мчч. горы Елеон, мчч. пустыни Хузив; иконы с частицами мощей свв. угодников Божиих прп. Серафима Саровского, прпп. старцев Оптинских, свт. Иоанна Суздальского, свт. Иоанна Тобольского, свт. Игнатия Ростовского, свт. Филарета Московского, свт. Иннокентия Московского. Крестный ход с Казанской иконой Божией Матери (XVI в.) 21 июля.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1416421...

В храме находились почетные гости, члены рабочей группы при Президенте РФ по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и организационного комитета Русской Православной Церкви по проведению юбилейных торжеств, благотворители, многочисленные паломники. На телеканале «Первый Тульский» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения, за которой верующие могли наблюдать на экранах, установленных на территории рядом с храмом. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. Также были вознесены молитвы о упокоении душ усопших рабов Божиих «вождей и воинов, на поле Куликовом за веру и Отечество жизнь свою положивших». За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан священника диакона Илию Ермакова, клирика храма Владимирской иконы Божией Матери в Южном Бутове г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес архимандрит Захария (Шкурихин), и.о. духовника Троице-Сергиевой лавры. По окончании богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с кратким словом, в котором поздравил председателя Правительства России, губернатора Тульской  области, архиереев и всех молящихся с отмечаемым в текущем году 700-летием преподобного Сергия Радонежского. «У всех на памяти торжества в июле в Троице-Сергиевой лавре, а сегодня мы собрались здесь, на Куликовом поле, чтобы вспомнить как тех ратников, которые отстояли нашу Родину, положили начало ее освобождению от иноземного ига, так и имя преподобного Сергия, который имел непосредственное отношение к этой битве», — отметил Святейший Владыка.   Предстоятель Русской Церкви поблагодарил духовенство храма прп. Сергия Радонежского на Куликовом поле за труды по пастырскому окормлению местных жителей и многих паломников. В дар храму Святейший Владыка передал пасхальные покровцы. Верующим были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Храм во имя преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле Идею возвести на священном месте Куликова поля — Красном Холме — мемориальный комплекс, в составе которого был бы и храм во имя преподобного Сергия Радонежского, в 20-е годы XIX века озвучил генерал-губернатор А.Д. Балашов.

http://patriarchia.ru/db/text/3753779.ht...

Троице-Варницкий монастырь, заштатный, в 3 верстах от Ростова, на берегу реки Ишни, на месте бывших соляных варниц. Основан около 1430 года на месте рождения и воспитания преподобного Сергия, где была вотчина его родителей. По имеющейся под находящимся над ведущими в обитель воротами изображением явления старца-инока отроку Варфаламею надписи, монастырь основан именно на том месте, где «явился ангел Господень в образе инока отроку Варфаламею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский, основатель великия лавры». С 1726 года по 1731 год монастырь был женским. В монастырском храме, с приделами преподобного Сергия и Никона, святых Афанасия и Кирилла, хранится с горящей перед ней неугасимой лампадой икона преподобного Сергия, писанная в Троице-Сергиевой лавре иноком Симеоном и освященная при мощах преподобного; в ней хранятся частицы мощей святых Дмитрия Солунского, Иоанна и Никиты Новгородских, Макария Калязинского, Сергия Радонежского и часть его гроба. В том же храме у южной стены лежит чугунная плита жившего в этой обители на покое и здесь же скончавшегося (1 января 1842 года) Августина (Сахарова), епископа Оренбургского. При монастыре школа, а с 1893 года, в память 500-летия кончины преподобного Сергия, — странноприимный дом и богадельня для заштатных церковно-служителей с их вдовами и сиротами. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995). Название происходит от соляных варниц, в XV-XVII вв. находившихся близ мон-ря на р. Ишне. По преданию, В. м. основан на месте дома преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского. В Житии прп. Сергия название имения его родителей отсутствует, в Пространной редакции жития сказано, что оно «бе в пределех Ростовьскаго княжения, не зело близ града Ростова» (ПЛДР. XIV - сер. XV в. С. 288). В примечаниях А. А. Титова к «Летописцу о Ростовских архиереях» свт. Димитрия (Туптало) сказано, что В. м. был заложен 5 июля 1427 г. Ростовским еп. Ефремом на месте, где прежде стоял дом отца прп. Сергия, однако источник этого утверждения неизвестен. Е. Е. Голубинский считал предание об основании В. м. на родине прп. Сергия «совсем новым» и не могущим претендовать «на особую достоверность». Косвенным образом предание подтверждается существованием в обители по крайней мере с XVII в. престола во имя прп. Сергия; в собрании ГМЗ «Ростовский Кремль» сохранился Синодик В. м. кон. XIX в., в к-ром перечислены родственники прп. Сергия (Р-1135. Л. 2).

http://sobory.ru/article/?object=00602

А. В. Кузьмин Иконография Наиболее ранние образцы иконографии М. встречаются в подробном цикле иллюстраций к лицевому Житию прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21). Однако среди многочисленных изображений братии Троицкого монастыря имя «Макареи» подписано только на неск. миниатюрах, сопровождающих рассказ «о видении ангела, служаща со блаженным Сергием» (Л. 238 об.- 241). М. написан в группе иноков, молящихся в храме во время богослужения, одет так же, как и другие монахи, в рясу, мантию и клобук с воскрилиями, борода довольно длинная, более узкая на конце, вокруг головы обозначен нимб. Старец беседует с прп. Исаакием Молчальником, указывающим ему на священнодействие в алтаре, потом вместе они вопрошают прп. Сергия и получают его признание. В кон. XVII - нач. XVIII в. троицкая рукопись была скопирована и дошла в составе б-ки имп. Петра I (БАН. П I. А 38). В клеймах житийных икон, на литографиях с изображением сослужения ангела прп. Сергию Радонежскому свидетелем чуда представлен, очевидно, прп. Исаакий (см.: ПЭ. Т. 27. С. 21-22). Краткое описание облика М. содержится в иконописном подлиннике кон. XVIII в., в отдельном перечне учеников прп. Сергия Радонежского без указания дня памяти: «Надсед, брада Василия Кесарийского, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 155 об.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 161). Изредка образ М. помещали в композиции «Собор Радонежских чудотворцев». Так, он представлен вполоборота влево 1-м справа от центра в среднем ряду, напротив прп. Сергия Обнорского и перед прп. Онисимом Радонежским, на наиболее ранней известной иконе этого сюжета «Прп. Сергий с учениками в молении Св. Троице» (посл. четв. XVII в., СПГИАХМЗ; вклад в ТСЛ кнг. А. Шереметевой). Святой одет в оливковую рясу и коричневую мантию, синюю схиму, голова не покрыта, руки подняты в молении. Он не стар, с шапкой русых волос и окладистой бородой средней величины, на конце слегка раздвоенной; на серебряной пластине оклада выгравирована надпись: «Прп(д)бны(и) Макари(и)».

http://pravenc.ru/text/2561306.html

И. упомянут в стихире на стиховне 5-го гласа в службе прп. Михею Радонежскому: «Радуйся, славная обитель Сергиева, память творящи ученик его: Илии пречуднаго и Иоанникия, Симона екклисиарха» (Служба прп. отцу нашему Михею Радонежскому, ученику прп. Сергия. Мая 6-го дня. М., 1913. Л. 8 об.). По наблюдениям архим. Леонида (Кавелина) , в кон. XIX в. в Троице-Сергиевой лавре И. почитался местно ( Леонид (Кавелин). С. 144-145). Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому было установлено 10 июля 1981 г. Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 144-145; Барсуков. Источники агиографии. С. 243; Троицкий патерик. Серг. П., 1896, 1992р. С. 365; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 560; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание прп. Сергия и путеводитель по лавре. М., 19092. Серг. П.; СПб., 2007р. С. 93; Евлогий (Смирнов), архим. Собор Радонежских святых - престольный праздник Сергиевой лавры//ЖМП. 1981. 10. С. 17-19; Макарий (Булгаков). История РЦ. Кн. 3. С. 635. А. В. Кузьмин Иконография Преподобные Иоанникий и Елисей Радонежские. Роспись ц. прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры. 1883 г. Преподобные Иоанникий и Елисей Радонежские. Роспись ц. прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры. 1883 г. В составе композиции Собора Радонежских святых И. представлен в центре нижнего ряда (5-м слева, напротив прп. Павла Обнорского) на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Святой Троице» кон. XVII в., написанной в мастерской Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ; см.: Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. [М.], 1992. С. 97. Кат. 14. Ил. 18). Он изображен в рост, вполоборота вправо, в монашеском одеянии (розовой рясе и коричневой мантии с золотопробельными разделками, с куколем на плечах), у него шапка волнистых волос и округлая борода с обильной сединой, десница воздета вверх; на окладе гравированная надпись: «Npn(д)бhыi I w ahikui».B нек-рых храмах Троице-Сергиевой лавры образ И., трактованный в живописной светотеневой манере, введен в монументальный ряд изображений Радонежских чудотворцев.

http://pravenc.ru/text/577944.html

После 2-го обращения прп. Сергия к М. за благословением игумен ответил ему цитатой из св. ап. Павла. Удостоверившись в твердости намерений молодого инока, М. побеседовал с ним «мало нечто от духовных». Затем игумен решил уйти, но прп. Сергий «поклонися ему до земли» и снова просил молиться за него. После 3-го обращения к нему прп. Сергия М. вновь дал ему советы, а затем, «створив молитву», благословил прп. Сергия и вернулся домой («отъиде от него, изыде, отнуду же и прииде»). При этом, как отмечает прп. Епифаний Премудрый, М. оставил инока «в пустыни единого безмлъствовати и единьствовати», и тот «с коликым трудом духовным и с многым попечением начинаше начало еже житии наедине» ( Клосс. 1998. Т. 1. С. 311-312). Из этого рассказа выясняется, что свидетели пострижения прп. Сергия приходили в Троицкую ц. вместе с М., а затем вернулись в свои дома. Т. о., можно предполагать, что М. был местным игуменом-старцем, хорошо знакомым жителям Радонежской волости, у к-рых он пользовался заслуженным авторитетом. Им вполне мог быть и выходец из Хотьковского мон-ря. Спустя неск. лет, когда вокруг прп. Сергия собралась братия, началось общее богослужение в Троицкой ц. Прп. Епифаний Премудрый отмечает, что с этой целью «на обедню» монахи призывали «некоего чюжаго, попа суща саном или игумена сътарца, и того приимаше и повелеваше ему творити святую литургию» (Там же. С. 320). Согласно обоснованному предположению исследователей, этим приходящим игуменом был М. ( Никон (Рождественский), архим. 1904. С. 63; Kovalevsky. P. 80; Бурейченко. 1960. С. 33; Борисов. 2001. С. 59-60). Через нек-рое время этот священник окончательно поселился в Троицком мон-ре. Будучи наиболее опытным из 12 монашествующих, М. среди них почитался как старший. Став игуменом обители, он прожил в ней всего год. М. тяжело заболел и, «неколико время поболев», скончался ( Клосс. 1988. Т. 1. С. 322). Почитание Прп. Сергий с благодарностью вспоминал М., «печяловашеся зело», и молился «дабы Бог дал игумена, месту тому наставника, отца же и правителя», «просящу игумена и истиннаго строителя месту тому» (Там же. Т. 1. С. 322). По-видимому, в этих характеристиках раскрывается та роль, к-рую М. играл в Троицком мон-ре. Еще во 2-й пол. XIV - 1-й четв. XV в. значение игумена в духовном становлении прп. Сергия и его роль в организации («строении») Троицкой обители были хорошо известны его современникам. Все это было зафиксировано в Житии ее основателя.

http://pravenc.ru/text/2563406.html

С нач. 1919 г. В. м. происходило повсеместно. 28 янв. 1919 г. состоялось В. м. свт. Тихона Задонского , 3 февр.- свт. Митрофана , еп. Воронежского и Елецкого. В февр. 1919 г. состоялось 25 публичных В. м., в основном в храмах Владимирской и Тверской губерний: св. блгв. кн. владимирского Георгия (Юрия) Всеволодовича , св. блгв. кн. Глеба Андреевича , св. блгв. кн. владимиро-суздальского Андрея Юрьевича Боголюбского , св. блгв. кн. муромского Петра (Давида) и св. кнг. муромской Февронии , прп. Нила Столобенского и прп. Макария Калязинского и др. В апр. 1919 г. вскрытию подверглись 11 гробниц святых в Новгороде и Ярославле. Опасаясь паломничества, в ряде случаев вскрытые мощи перевозили в местные музеи. Так, в 1919 г. мощи прп. Феодосия Тотемского из Суморина в честь Преображения Господня муж. мон-ря перевезены в Вологодский музей. В ответ на В. м. верующие направляли протесты и ходатайства на имя председателя ВЦИК: из Тверского епархиального совета - против В. м. прп. Нила Столобенского и передачи мощей в Музей религ. старины; из с. Б. Троицкое - об отмене постановления о передаче мощей в Музей церковной старины; от прот. Успенского собора Николая Любимова ходатайство об оставлении мощей группе верующих. На эти просьбы органы власти отвечали отказами и «разъяснениями», что мощи не признаются богослужебными предметами и, следов., не могут быть оставлены у «частных лиц для эксплуатации народных предрассудков». Надругательство над религ. чувствами верующих вызвало волну антиправительственных выступлений по всей России. Столкновения произошли, напр., в марте 1919 г. во время В. м. прп. Саввы Сторожевского в Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре близ Звенигорода и в др. местах. Возмущение и негодование верующих вызвало В. м. прп. Сергия Радонежского в г. Сергиеве (ныне Сергиев Посад) в апр. 1919 г. Кощунственный акт властей привлек к мощам прп. Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского большое число верующих. С целью воспрепятствовать осквернению святынь свт. Тихон , Патриарх Московский и всея Руси, неоднократно направлял письма руководителям Советской России. В письме от 10 мая 1920 г. Председателю Совнаркома В. И. Ленину (Ульянову) Патриарх настойчиво просил оставить мощи прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре и «возвратить верующим свободу почитания священных останков Преподобного Сергия...». Но власть продолжала разворачивать кампанию по В. м., к-рая сопровождалась закрытием мон-рей. Весной 1920 г. вскрытию подверглись мощи святых Ростова. Летом 1920 г. была национализирована Троице-Сергиева лавра.

http://pravenc.ru/text/155572.html

Что же касается житийной версии о причине переселения прп. Стефана, то она, вероятно, возникла под впечатлением от трудной межконфессиональной ситуации, сложившейся в Литве ко времени составления «Жития» (тем не менее, слова церковной службы, касающейся ухода подвижника из Киева – «Якоже Лот Содома древле, латынскаго зловерия избежав, аки в Сигор, в Московскую землю, крепко соблюдающую истинное правоверие, пришел еси», – остаются верными в богословском смысле: прп. Стефан покинул Южную Русь, над которой в годы его земной жизни нависла угроза окатоличивания, и немало потрудился на духовной ниве в Северной Руси). Иоанн Иоаннович предложил прп. Стефану выбрать для проживания любой монастырь города, но тот предпочел отшельничество и уединился в урочище Махрище в 85 км к северо-востоку от Москвы и 33 км к востоку от обители прп. Сергия, уже ставшей знаменитой. (Здесь вновь впору вспомнить еще одно замечание Г.Федотова о Радонежском святом: «Большинство святых XIV и начала XV века являются его учениками или «собеседниками», то есть, испытавшими его духовное влияние… Справедливость требует указать, что новое аскетическое движение пробуждается одновременно в разных местах, и преподобный Сергий как бы возглавляет его»). Позже к пустыннику стали стекаться искатели иноческой жизни. Поначалу он не позволял им селиться возле него – дорожил безмолвием. А затем уступил их просьбам. Так возник Махрищский монастырь, посвященный, как и Сергиева обитель, Святой Троице. По примеру прп. Сергия, прп. Стефан ввел у себя общежительный устав. Трогательна была встреча прп. Сергия и прп. Стефана у ворот Махрищского монастыря: взаимно кланяясь до земли, оба подвижника долго не вставали, – каждый ожидал благословения от другого, пока, наконец, Радонежский игумен, как гость, не решил уступить и подняться первым. По просьбе прп. Сергия прп. Стефан дал ему одного из своих иноков, чтобы тот помог найти уединенное место в окрестных лесах. При этом Махрищский игумен сказал другу: «Ничтоже есть в монастыре сем, еже возбранено тебе».

http://pravoslavie.ru/54938.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010