...В видимом воздержании плоти нет полноты совершен ства; его могут иметь и неверные или по необходимости, или по лицемерию... (прп. авва Феона, 57, 565). Источник. ...Чтобы не взыграть нам невоздержанием, которое подвергает нас опасности забыть Бога, обуздаем виновницу всего этого – пресыщение, тщательно наблюдая, чтобы вкушать только по необходимости и в меру. . и не усилится брань чревоугодного упоения (прп. Исидор Пелусиот , 61,219). Источник. Кто избрал для себя самую воздержную и довольствующуюся малым жизнь, тот славен и велик душою, но недорог в жизни... (прп. Исидор Пелусиот , 62, 364). Источник. Любителю добродетели надлежит отсекать все излишнее, ибо не в пище только, но и в одежде, и в месте жительства, и в домашней утвари, и в ином надобно уважать необходимую потребность и не нарушать довольства малым. Что пользы, если постишься, но копишь деньги; или не копишь, но ищешь помещения, которое превышало бы потребность? Что приобретешь, если пользуешься скромным жилищем, но украшаешься изысканной одеждой? (прп. Исидор Пелусиот , 63, 346). Курение... фимиама благоуханием наполняет воздух, а молитва воздержного – Божие обоняние (при. Нил Синайский , 71, 2–3). Источник. Прекрасно воздержание – это начало и основание всех прочих добродетелей (прп. Нил Синайский , 71, 7). ...Прекрасно воздержание, оно подавляет до чрезмерности надмевающую воспалительность страстей, сколько надлежит, смиряет и успокаивает их волнение... (прп. Нил Синайский , 71, 11). Источник. бурю порывистых ветров среди жизни роскошной (прп. Нил Синайский , 71, 11). Совершенная цель воздержания та, чтобы иметь в виде не злострадание, расслабление и совершенную ко всему негодность тела, но удобство душевных движений (прп. Нил Синайский , 73, 260). Источник. Воздержание порождает целомудрие; чревоугодие же есть матерь блудной похотливости (прп. Нил Синайский , 90, 250). Воздержание есть принадлежность всех добродетелей, почему подвивающийся должен от всего воздерживаться (ср.: 1Кор. 9, 25 ). Как, когда отнят будет какой-нибудь наималейший член человеческого тела, весь вид человека делается безобразным, как ни будь мало то, чего в нем не достает, так и когда кто об одной лишь какой вознерадит добродетели, расстраивает все благолепие воздержания, хотя и не видит того. Почему должно не только телесные люботрудно проходить добродетели, но и те, которые имеют силу внутреннего нашего очищать человека. Ибо какая польза тело соблюдать девственным, когда душа блудодействует с бесом непослушания? Или как увенчается тот, кто от чревоугодия и всякой другой похоти телесной блюдет себя, а о кичении и славолюбии небрежет, не стерпевая даже и малейшего оскорбления; тогда как ведает, что свет правды имеет уравновесить чашу (воздаяния) с делами правды только тех, кои совершали их в духе смирения? (блж. Диадох, 91, 29–30). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Священнический возглас 3 часа (после молитвы «Иже на всякое время»), как и 6-го, «Молитвами св. отец», – более радостного тона, чем на 1 и 9 часах, ввиду соединяемого с часом воспоминания и близости литургии. Заключительная молитва часа, тоже ввиду этого воспоминания, обращена раздельно ко всем трем Лицам Св. Троицы, Коих просит о спасении. Молитва приписывается св. Мардарию, армянскому мученику при Диоклетиане, и произнесена им на пытке, окончившейся смертью и состоявшей в том, что его, повешенного вниз головой, жгли раскаленным железом; его сомученику – св. Евстратию – принадлежит молитва субботней полунощницы «Величая величаю Тя». 2738 История часа В чине песненных часов 3-й час имел, по-видимому, псалом 16 2739 . Во всех древних Часословах, начиная с известного Часослова Синайск. библ. VIII в. 863), для 3 часа указываются нынешние псалмы. Также и тропари по псалмах; только Часосл. СПб. Публ. б. 57 и Соф. 1052 XIII в. в «субботу, коли не будет тропаря (дневного), указывают для 3 часа тропари «Страстотерпцы Господни» (ныне седален 2 гл.) и «Страшна смерть тайная». По Трисвятом Синайск. Часосл. 865 XII в. имеет тропари: «Царю Небесный», «Яко посреде учеников», «Многая множества моих, Богородице, прегрешений»; Часосл. Афоно-Пантелеим. библ. 71 XII-XIII в. 2-й тропарь «Егда снишед», 3-й «Взбранной воеводе»; Синайск. 866 XII в. 2-й тропарь «Егда снишед», Типогр. б. 46 и 48 XV в. 2-го не имеет, а 3-й «Тя град и станище имамы». Заключительная молитва отсутствует в Синайск. Часосл. 863 VIII в., 867 XII-XIV в. и Моск. Типогр. б. 47 XV в. В Ватопедск. Часосл. 350 XII в. краткая, похожая на нынешний тропарь, «Иже в третий час»; Синайск. 870 XII в. – нынешняя молитва междочасия; Софийск. (СПб. Ак.) 1052 «Боже Щедрый, утешая нас на всяк час» (кроме того, в начале часа «молитва начинающе всяко пенье» «Владыко, Господи Вседержителю, приемля от Небесных Сил Тресвятую песнь» (та же молитва на этом месте в Типогр. 47); Синайск. 865 XII в. две молитвы – нынешняя междочасия и «Господи Спасе мой, вскую оставил мя еси»; Типогр. 46 и 48 та, что в Соф. 1052 и «Боже Праведный Прехвальный»; Хлудовск. 123 X в. эта и нынешняя; Синайск. 12 и СПб. Публ. б. 57 XIII в. три молитвы: эта же, «Боже Святый, Утешителю Душе истинный», «Боже Вседержителю и Отче Иисусе Христе» 2740 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Афоно-Пантелеим. библ. XII–XIII b. 2-й тропарь «Егда снишед», 3-й «Взбранной воеводе»; Синайск. XII b. 2-й тропарь «Егда снишед», Типогр. б. и 48 XV b. 2-го не имеет, а 3-й «Тя град и станище имамы». Заключительная молитва отсутствует в Синайск. Часосл. VIII b., 867 XII-XIV b. и Моск. Типогр. б. XV b. В Ватопедск. Часосл. XII b. краткая, похожая на нынешний тропарь, «Иже в третий час»; Синайск. XII b. — нынешняя молитва междочасия; Софийск. (СПб. Ак.) «Боже Щедрый, утешая нас на всяк час» (кроме того, в начале часа «молитва начинающе всяко пенье» «Владыко, Господи Вседержителю, приемля от Небесных Сил Тресвятую песнь» (та же молитва на этом месте в Типогр. 47); Синайск. XII b. две молитвы — нынешняя междочасия и «Господи Спасе мой, вскую оставил мя еси»; Типогр. и 48 та, что в Соф. 1052 и «Боже Праведный Прехвальный»; Хлудовск. Х в. эта и нынешняя; Синайск. и СПб. Публ. б. XIII b. три молитвы: эта же, «Боже Святый, Утешителю Душе истинный», «Боже Вседержителю и Отче Иисусе Христе» [ 899 ]. ШЕСТОЙ ЧАС Содержание часа 6-й час посвящен воспоминанию самого распятия Христова (по «Учительному известию» Служебника — обстоятельств его от несения Креста до помрачения солнца). Все псалмы часа изображают преследование праведника врагами, ищущими его гибели. Первый псалом часа 53 «Боже, во имя Твое спаси мя», носящий нечастое надписание «учение», просит Бога, ради самого имени Его (охранения святости его), о спасении в правом деле от страшных, забывающих Бога врагов, выражает уверенность в этом и дает благодарственный обет. Второй псалом часа 54 «Внуши, Боже, молитву мою» — возбужденная молитва Богу в большой скорби [ 900 ], доходящей до желания совершенно покинуть наполненный (охраняемый как злой стражей на стенах) насилиями и злодеяниями город, особенно в виду друга, ставшего врагом [ 901 ], молитва об уничтожении врагов, переплетаемая выражением полной уверенности в спасении. Третий псалом часа — 90-й «Живый в помощи Вышняго» рисует в форме наставления все выгоды полной надежды на Бога (называемого здесь самыми возвышенными именами), Который уповающего на Него как крыльями (может быть, намек на Херувимов) защищает от незаметно подстерегающей смерти (сети птицелова), от всех опасностей ночи и дня, губящих тысячи [ 902 ], от вредоносных животных посредством Ангелов, не позволяющих и оступиться о камень, во всем чем нам дается и от Самого Бога торжественное уверение, обещающее, кроме того, уповающему все земные блага и спасение [ 903 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Если хочешь быть выше всякого греха, то не старайся дознавать чужие дела; и в тебе много того же, в чем подозреваешь другого (прп. Нил Синайский , 71, 243). Источник. Ничто не сокрыто от Судии; поэтому напрасно стараемся грешить скрытно (прп. Нил Синайский , 71, 247). Источник. Кто не возненавидит греха, тот, если и не делает греха, причисляется к грешникам (прп. Нил Синайский , 71, 253). Источник. Всякий худой поступок вооружает диавола, но вооруженный жестоко обходится с вооружившими (прп. Нил Синайский , 71, 254). Источник. Греховные дела называть должно не только зловонными и бесплодными, но и мертвыми (прп. Нил Синайский , 71, 341). Источник. ...Грех справедливо может быть назван железом, рассекающим и убивающим душу (прп. Нил Синайский , 71, 359). Источник. ...Познание грехов есть утро души, а осуждение их – начало спасения (прп. Нил Синайский , 72, 20). Источник. ...Грех обыкновенно и начинается, и снова прекращается в человеческом произволении (прп. Нил Синайский , 72, 165–166). Источник. Поблажать греху и возбуждать себя к оному – почитай собственноручным самоубийством и самым горьким умерщвлением... (прп. Нил Синайский , 72, 262). Источник. ...Грех, как ядовитый змий, вкрадывается весьма тихо, а когда усилится, угрызает и с укоризною взывает сердцу: «Прекрасно! прекрасно! я достиг своего!» (прп. Нил Синайский , 72, 263). Источник. Многовидно и многообразно к жизни человеческой примешивается грех. Причиною же сему то, что люди не пользуются Божиим содействием в труде рук своих (прп. Нил Синайский , 72, 356). Источник. Если и по крещении бываем мы подвержены греху, то это не потому, что не совершенно было крещение, но потому, что мы нерадим о заповеди и пребываем в самоугодии по собственному нашему произволению (прп. Марк Подвижник , 88, 504). От своей похоти рождается грех мысленный; а от этого происходит совершение сообразного тому действия. Лишь только кто отступит (от обязательства крещения), тотчас бывает содержим грехом (прп. Марк Подвижник , 88, 507). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

НИКОСТРАТ мч. (пам. зап. 8 нояб.) - см. в ст. Клавдий, Никострат, Семпрониан (Симпрониан, Симфориан), Касторий (Кастор) и Симплиций, мученики «НИКТОЖЕ ДОСТОИН» обозначение одной из молитв визант. чина Божественной литургии к-рая читается предстоятелем до великого входа НИКУЛИЦЕЛ археологический комплекс римского, византийского и славянского происхождения в одноименной коммуне, расположенной в 11 км от придунайского порта Исакча (рим. Noviodunum - Новиодун; ныне в жудеце Тулча), в сев. части Добруджи (Румыния) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов 80-101 НИЛ (кон. XV в. - 1554), Столобенский, прп. (пам. 7 дек., 27 мая, 26 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) 101-111 НИЛ сщмч. Египетский (пам. 17 сент.) - см. в ст. Пелий и Нил, священномученики и др. мученики Египетские НИЛ Михайлович Смирнов (1881-1938), протоиерей, священномученик (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 111-112 НИЛ (Тютюкин Николай Федорович; 1871-1938), иером., прмч. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 112-115 115-117 116-117 117-125 НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, автор посланий, книгописец 125-128 НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни 128-136 НИЛ (Сычёв Андрей Николаевич; род. 19.04.1964), еп. Муромский и Вязниковский, викарий Владимирской епархии 136-137 НИЛ АНКИРСКИЙ [Нил аскет, Нил монах; в слав. традиции - Нил Постник, Нил Черноризец, Нил Чернец] (сер. IV - после 430), прп. (пам. 12 нояб., под именем прп.Нила Синайского), автор корпуса аскетических и экзегетических сочинений, отождествляемый в Византии (примерно с IX в.) с прп. Нилом Синайским, автором «Сказания об избиении монахов на горе Синайской»

http://pravenc.ru/vol/LI.html

Возглас священника: «Молитвами св. отец». Молитва часа, надписанная, как и в 9 часе, именем св. Василия Великого , «Боже и Господи сил», просит Бога Отца, Крестом Его Сына разорвавшего рукописание грехов наших (ср. постный тропарь), и победившего начала и власти тьмы (ср. Пс. 90:6 ), принять наши благодарственные и просительные молитвы, избавить от грехов и врагов, «пригвоздить Своему страху плоть нашу» (из Пс. 118:120 ) до воздержания и от мыслей лукавых, уязвить любовью к Себе души, чтобы, озаряемые светом Его (намек на полдень), мы приносили Ему непрестанное (не по часам только) исповедание и благодарение. История часа Псалмы 6-го часа уже в древнейших рукописных Часословах совпадают с нынешними. Точно так же и постные тропари по псалмах. Только в самом древн. Синайск. Часосл. 863 VIII-IX в. тропарь этот хотя близок по тексту к нынешнему, но обширнее; на Славу полагается другой тропарь по дню недели. Часосл. Имп. Публ. б. 57 и Софийск. при СПб. Ак. 1052 XIII в. указывают для субботы тропари: «Апостоли, пророцы, мученицы», и «Помяни, Господи, яко благ». Тропарей по Трисвятом в нек. Часосл. нет (в тех, что и для других часов). Часосл. Моск. Типогр. б. 46 XIV в. и 48 XV в. не имеют второго тропаря; Синайск. 865 XII в. не указывает для среды и пятницы особого Богородична «Препрославлена еси». Заключительной молитвы некоторые не имеют (те, что и для других часов); Афоно-Ватопедск. 350 XV в. имеет краткую, близкую к постному тропарю, как и на других часах; Типогр. 46 и 48 – две молитвы «Господи Боже наш, Иже в пол дне сподобивый прейти» и «Христе Боже наш, Иже нашего ради осужения»; Синайск. 12 XII-XIII и Публ. 57 XIII в. тоже две: вторую из указанных и «Господи вышьи всех и всех ради»; в Соф. 1052 одна первая из Типогр.; Синайск. 870 XIII в. – нынешняя; Хлудовск. 123 XV в. о молитвах междочасия замечает, что если междочасия нет, они читаются на часе (так и для других часов) 2746 . Изменяемые части Литургии (воскресной) Литургия настолько священная, «божественная» служба, что Православная Церковь не решается менять ее и для таких великих праздников, как Пасха. Она достаточно радостна и в своем обыкновенном виде для всех праздников, почему в пост совершенно отменяется. В этих отношениях она отражает на себе неизменность и всеблаженство Божии. Но все это имеет силу только для важнейшей части литургии, для «канона» ее, где она становится таинством Евхаристии. Только здесь Православная Церковь , в противоположность Римско-католической, не решается ни для какого праздника изменить хотя бы одно слово. В окружающих же эту священнейшую часть молитвословиях, в подготовительной и заключительной части литургии, приспособление к памятям дня допускается и, можно сказать, растет по мере отдаления этих частей от «канона». Ввиду этого начало литургии совершенно различно, не считая ектений, одинаковых у нее и с другими службами, для будней, для праздников средних и великих. Изобразительные

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Сравнение триоди уставов в отношении празднования святым. Неделя сыропустная. Память свв. архиепископов константинопольских Флавиана и Леонта, память благоверн. царей Маркиана и Пульхерии. Так в типограф. Студ. уставе XII века. В Констант. типиконе IX-X века совершаем память св. отец архиепископов Флавиана константинопольского и Льва римского. В Синайск. тоже. В Евергетид. Синод. Студ. XII века, в славянском и уставе настоящем Великой Конст. церкви нет этой памяти. Первая неделя В. поста. Лист вырван в типограф. рукописи. В синод. уставе: в субботу первую поста (на вечерне) память творим свв. пророк Моисея, Аарона, Давида и прочих и о иконах (т. е. неделя православия). В Кт. и Синайск тоже, судя по апостолу и евангелию. В Синайск. фта неделя называется неделею купелей ( κολυμβητρν), в Евергет. неделею православия. В Слав. и настоящ. уст. Великой Конст. церкви также православию и пророкам. (Кт. значит: Констант. типикон IX-X века). Неделя вторая поста, в нюже творим память пр. Поликарпа. Есть ему особые апостол и евангелие. В Синод. и Евергет. нет. В Кт. память св. Поликарпа, еп. Смирнского. В Славян. и настоящем Великие церкви память Григория, архиеп. Фессалоннтского. В Типогр. во вторник третия недели бывает утешение и едят мниси рыбы, яко да не како мало препочивше на прочее сильнейше будут. Во всю же 4-ю неделю пост держат, якоже и в 1 неделю заповедахом. Сего нет в студийском Синод. Описание чина поклонения св. кресту в 3 неделю согласно со студийским, но короче и с вариантами: на утрени по двух кафизмах сносится крест (по студ. из сосудохранительница) и полагается на святой трапезе, по 9 песни поставляется стол пред алтарем и паволоце простерте полагается крест на нем и по Святой Боже 515 поют тропарь: кресту Твоему и, поклонению бывшу, посем ектения и поминается игумен и братия и рекут: Господи помилуй 12 и отпущение. По сих оболкыйся поп и диакон в ризы и попови несущу крест на главе и диакону кадящу и свещи единой предыдущи обиходят келлия, поюще: кресту Твоему. В Кт. и Синайск. о поклонении кресту не говорится, но евангелие о кресте. В Евергет. и других говорится.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Чин пасхальной утрени, совершаемый ныне в Великой церкви в Царьграде: «Во время 4 песни (т. е. полунощницы, которой нет по вышеприведенным студийским уставам) входит патриарх в олтарь и облачается во все архиерейские одежды со св. архиереями. По 9 песни в олтаре Трисвятое, тропарь: егда снисшел еси, ектения и отпуст. Потом исходят из олтаря поюще: Воскресение Твое Христе Спасе , и сие поется, доколе достигнем до определенного места; тогда великий архидиакон возглашает: и осподобитися нам слышанию... и патриарх читает св. евангелие от Матфея: в вечер субботный свитающи ; потом: Слава святей и единосущней и Христос воскресе со стихами и эктениявеликая и поется канон от св. архиереев и входим в храм, потом катавасия» и прочая по иерусалимскому уставу, как теперь у нас, без чтения, без Слава в вышних. Поскольку многие из христиан не исходят из храма, то остающийся внутри храма один архиерей совершает ту же службу в храме 529 . Обратимся к типографскому уставу. Литургия в Пасху. Вся божественная литургия в великую неделю без антифон внутрь божественного алтаря от попов стваряется: прокимен и апостол и аллилуия; евангелие чтется от игумена, близ престола стоя, двема диаконама обе полы поддержащема... По миновении великие недели не внутрь алтаря к тому прокимен и апостол и аллилуия и евангелие глаголется. Тоже и в студийском синод. Понедельник св. недели. В сноксари (синаксаре) блюсти же подобает, яко аще хотят нецыи от братии украситися схимою, поются в понедельник Пасхи по стихирах Пасхи стихиры 3 о схиме. Есть о сем и в студ. синод. В Типогр. в понедельник творим память св. апостолов. Тоже в Кт. и Синайск. В Синод. и других нет. Во вторник собор творим святей Богородице 530 . В Кт. Собор Богородицы в Халкопратиях. В Синайск. только собор Богородицы. В Синод. и других нет. В среду Бт. Богородицы во Влахернах. В Синайск. только Госпожи. В обоих Студ. и проч. нет. В Кт. еще св. Стефана в св. Лаврентии и св. Андрея в Третьем. В других нет. В четверг на Пасх. неделе в Синайск. память Иоанна Богослова и брата его Иакова. В других нет во всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

(прп. Нил Синайский , 74, 149). Источник. За предшествующими человекоугодием и тщеславием, конечно, следуют гордость, высокомерие и всякая срамная демонская страсть (прп. Нил Синайский , 74, 225). Источник. ...Бдение, и пост, и милостыню, и возлежание на голой земле, и прочие блага губит он ради ненавистного тщеславия и высокомерия... (прп. Нил Синайский , 74, 333). Гели кто из болезнующих злым недугом тщеславия хочет избежать рук зловреднейшего и злейшего полчища демонов, пусть наложит узду на собственные свои уста... (прп. Нил Синайский , 74, 334). Источник. ...Уловляемый тщеславием человек не может уже быть в мире ни с самим собой, ни с ближним... (прп. Нил Синайский , 74, 334). Источник. Смотри же, сын, чтобы, ища славы человеческой, не лишиться тебе славы Божией... (прп. Нил Синайский , 74, 396). Источник. Тщеславие есть неразумная страсть и удобно примешивается ко всякому делу добродетели (прп. Нил Синайский , 91, 277). Источник. ...Тщеславие прививается (прирастает) к добродетелям и не отстает от них, пока не отнимет от них всего значения (прп. Нил Синайский , 91, 277). ...Гроздь винограда, до земли спустившаяся или прилегшая к земле, легко загнивает; гибнет и добродетель, ко тщеславию прильнувшая (прп. Нил Синайский , 91, 277). Тщеславный монах – бесплатный работник – несет труд, а награды не получит (прп. Нил Синайский , 91, 277). Источник. Воздержание тщеславного – дым из печи; и то и другое рассеивается в воздухе (прп. Нил Синайский , 91, 277). Источник. Уныние расслабляет душевную силу, а тщеславие болезненного делает здоровым, старика более сильным, чем юноша, если только много свидетелей того, что делается: тогда легки и пост, и бдение, и молитва, потому что похвала многих возбуждает усердие (прп. Нил Синайский , 91, 278). Тщеславие есть подводный камень; если об него ударишься, погубишь груз (прп. Нил Синайский , 91, 278). Источник. На стогнах молиться советует тщеславие, но воюющий с тщеславием молится в клети своей (прп. Нил Синайский , 91, 278). Истинная добродетель не ищет людской похвалы и не услаждается почестию – этой матерью зол (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Гордость надмевает мысли до напыщенности, научает пренебрегать всякого человека... (прп. Нил Синайский , 71, 184). Источник. ... думает, что на все имеет силы, будучи вовсе бессильною (прп. Нил Синайский , 71, 184). ...До безумия доводит высокопарный помысл, внушает мечтать о равнобожии, не признает Промысла и попечительности Всесовершеннейшего... (прп. Нил Синайский , 71, 184). Источник. – водяной пузырь, надутый суетным о себе мнением; если только дунуть, обращается в ничтожество (прп. Нил Синайский , 71, 184). Бегай гордости, человек... чтобы со временем не иметь тебе противником своим Бога (прп. Нил Синайский , 71, 243). Источник. ...Из всех грехов больший грех есть гордость; за нее изобретатель всего худого диавол низвержен с неба... (прп. Нил Синайский , 71, 399). Источник. Блистание молнии предуказывает громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия (прп. Нил Синайский , 89, 284). Источник. Как тяжесть плода ломит ветвь, так гордость низлагает добродетельную душу (прп. Нил Синайский , 89, 284). Источник. Горе высокомерному! Когда ляжет во гроб, узнает, кто он (прп. Нил Синайский , 89, 303). Источник. ...Кто сам себя почитает премудрым, тот отпадает от Божией премудрости (прп. Исаак Сирин , 58, 47). Источник. Когда же человек пребывает в гордости, тогда удаляется от него промыслительный Ангел, который близ него и возбуждает в нем попечение о праведности (прп. Исаак Сирин , 58, 155–156). Источник. ...Когда человек возлюбил гордыню, не знает уже сокрушения (прп. Исаак Сирин , 58, 156). Источник. Бойся гордости, и будешь возвеличен (прп. Исаак Сирин , 58, 302). Источник. ...Гордость не понимает, что ходит во тьме, и не имеет понятия о мудрости (прп. Исаак Сирин , 58, 351). ...Две гордости: первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его, как ничего незначащего, а себя считает выше его. Таковый, если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то мало-помалу будет приходить и во вторую гордость, так что возгордится и против Самого Бога, и подвиги и добродетели свои станет приписывать себе, а не Богу, как будто сам собою совершил их, своим разумом и тщанием, а не помощью Божиею (прп. авва Дорофей , 29, 41–42). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010