Дело Духа Святаго в нас есть – души наши при всяком случае возводить к единению с Богом, возгревая в них сладчайшую к Нему любовь, и благую уверенность в Нем, и крепкое на Него упование; противное же сему есть дело врага. Источник. Он все способы и средства, какие только может изобрести, употребляет на то, чтоб расстраивать душу: наводит излишние страхования на сердце, увеличивает разнемогание души, не дает душе сохранить должные расположения и усладиться как следует ни на исповеди, ни при Святом Причастии, ни в молитве, но делает то, что она все сие проходит без смиренного дерзновения и любви, страшливо и со смущением, делает, что душа оскудение религиозных чувств и лишение внутренней сладости, какие нередко случаются во время молитвы и других духовных упражнений, принимает с безнадежною скорбью, внушая ей, что такое оскудение не для блага ее Богом попущено, но что, значит, все ее дела и труды ни к чему не ведут и что потому лучше бросить все это, – и чрез это доводит ее наконец до столь великого смущения и безнадежия, что она и в самом деле думать начинает, будто все, что ни делает, бесполезно и бесплодно и что Бог забыл ее совершенно и оставил. Но тут явная ложь. Пусть испытывает душа сухость и оскудение религиозных чувств и сладости духовной, но она, несмотря на то, может делать всякого рода добрые дела, следуя простой вере и вооружаясь святым терпением и постоянством (прп. Никодим Святогорец , 69, 274–277). Источник. Демоны поражают инока, пребывающего в молитве, болезнями телесными, угнетают нищетою, недостатком внимания и помощи человеческих... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 158). Источник. Как демоны признают весьма важным для себя скрыть себя от человека, так для человека очень важно понять, что они – начальные делатели греха, источник наших искушений... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 159). Искушая нас извне, демоны злодействуют и внутри нас. Когда удалимся в уединение, начнем заниматься молитвою, они возбуждают в нас разнообразные греховные пожелания... делают они это с тою целью, чтобы мы, приведенные в недоумение и уныние, как не видящие никакой пользы от молитвенного подвига и уединения, оставили их (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 159). Источник. Демоны, принося мнимодуховные и высокие разумения, отвлекают ими от молитвы, производят тщеславную радость, услаждение, самодовольство, как бы от открытия таинственнейшего христианского учения (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 213). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Деятельность Иоанникия в Пензе была, однако, тоже недолговечной: после появления в Пензе живоцерковников Иоанникий, не признанный обеими сторонами, которые не могли ему простить его неблагодарности Владимиру, оказывается банкротом. После того как Пензенское епархиальное управление “добровольно” постановило отдать местный собор на культурно-просветительные нужды (Безбожник, 1923, 7 марта), Иоанникий потерял свою главную базу в Пензе. Впрочем, еще раньше он перенес свою деятельность в Москву, где началось его сближение со Святогором. Алексей Святогор был также носителем бурной и запутанной биографии. Сын священника, он еще семинаристом увлекся анархизмом, вступил в подпольный кружок, принимая участие в экспроприациях, и неоднократно сидел в тюрьме. Святогор был талантливым поэтом в футуристическом духе. После революции, сблизившись на короткое время с Мамонтом Даль-ским, Святогор примыкает затем к более мирной фракции анархистов – к так называемым биокосмистам, которые считали главным путем к анархии культурно-просветительную работу. В то же время Святогор является основоположником нового литературного направления – “вулканизма” (увы! он, кажется, так и остался единственным сторонником этого “течения”). Святогор был всегда богоискателем. Увлечение Ф.Сологубом, Д.С.Мережковским и другими мистическими литераторами сочеталось у него, как и у самого Сологуба, с анархической идеологией. Наш анархист никогда не переставал быть религиозным человеком и вызывал всеобщее изумление своих товарищей тем, что тщательно соблюдал все православные обряды и говел несколько раз в год. В 1922 году Святогор решил коренным образом реформировать церковь . Безработный “епископ” Иоанникий Смирнов, встретившийся с ним в то время, оказался подходящим компаньоном. Старый “искатель по верам” Жилкин, полусектант, полустарообрядец, с наружностью эфиопа (как их рисовали в древней Руси), присоединился к этим двум. Затем Святогор написал радикальную программу, провозгласив главной целью новой “Церкви” примирение религии с наукой (колокольни должны были быть обращены в обсерватории), борьбу с суевериями и предрассудками и примирение религии с социализмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, в 1922 г. появилось ещё несколько обновленческих группировок разных оттенков, например: «Пуританская партия революционного духовенства и мирян», «Свободная трудовая Церковь ». Последняя являла собой довольно любопытную картину. Она возникла в Москве в конце 1922 года. Ее основателем был поэт-анархист Алексей Святогор. Сын священника, он ещё семинаристом вступил в подпольную анархическую организацию, принимал участие в ограблениях («экспроприациях»), неоднократно сидел в тюрьме. После революции А. Святогор примкнул к более умеренной партии анархистов-бионасмистов, которые считали главным путём к созданию анархического общества просветительную работу. Святогор написал радикальную программу, провозгласив главной целью новой церкви «примирение религии и науки, борьбу с суевериями и предрассудками, примирение религии с социализмом». Он считал, что колокольни должны быть превращены в обсерватории. В его «церкви» все, кто желал, выходили на кафедру: поэты-футуристы, сектанты, рабочие, анархисты, актёры. Затем Святогор выступал с речью, читал свои стихи. 361 Последующий, до весны 1923 года, «предсоборный» период прошёл у обновленцев во фракционной борьбе, что явилось естественным результатом извращённого понимания духовной свободы. На второй сессии ВЦУ «Живая Церковь » оказалась в меньшинстве, сохранив в указанном органе лишь треть мест. «Но и будучи в оппозиции, группа удержала революционное направление церковной жизни», – хвастался весной 1923 года В. Красницкий. 362 Действительно, происшедший затем обновленческий «собор» имел во многом «живоцерковную» программу. Впрочем, и его противник А. Введенский своими «реформаторскими тезисами» немногим отличался от Красницкого. В своей антицерковности и умении улавливать «дух времени» или попросту приспосабливаться к внешним условиям они вполне сходились. Это обеспечило им доверие начальника Церковного отдела ГПУ Е.А. Тучкова и соответственно, как увидим, успех в проведении на «соборе» «революционной программы». 4. Видные деятели обновленчества

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 января 1929 г. Антирелигиозная комиссия при ЦК ВКП(б), рассмотрев «вопрос о препятствиях, чинимых Моссоветом при закрытии церквей г. Москвы, в частности церкви “Красный звон”, служащей трибуной для политической агитации мистиков всех видов», приняла постановление «провести вопрос о закрытии церквей на Моссовете… в присутствии т[оварища] Тучкова» . Примерно через полгода Комиссия вновь вернулась к судьбе церкви «т[ак] н[азываемая] “Красный звон”», подтвердив свое предыдущее решение . Продолжало ли на этот момент указанное храмовое помещение оставаться штаб-квартирой «Свободной трудовой церкви», в протоколах не уточнялось.     ЦА ФСБ России, ф. Р-33149, л. 49 об. (то же: л. 57 об., л. 64 об.). В 1919 г. (?) Иоанникий сочетался законным браком с Анной Дмитриевной (по другим сведениям – Ивановной) Тюрморезовой, учительницей одной из школ Пензы. По свидетельству очевидцев, поставляемый именовался в ходе процедуры не архимандритом, а протоиереем. Впоследствии, в письме на имя митрополита Сергия (Страгородского), Путята заявлял, что пошел на этот шаг в целях оказания противодействия обновленцам ( Иванов Н. П. История путятинской смуты//Пензенские епархиальные ведомости. 1999. 2. С. 103). «Обновленческий» раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики/Сост. И. В. Соловьев . М., 2002. С. 783; История иерархии Русской православной церкви… С. 367; Дворжанский А. И.История Пензенской епархии: Исторический очерк. Пенза, 1999. С. 290; Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996. С. 238–242; Иванов Н. П. Указ. соч. 1999. 2. С. 102–103. Иванов Н. П. Указ. соч. 1999. 3. С. 83. Дворжанский А. И. Указ. соч. С. 293–294; «Обновленческий» раскол… С. 783; Иванов Н. П. Указ. соч. 1999. 2. С. 105–107; 1999. 3. С. 80–81. Дворжанский А. И. Указ. соч. С. 295. Святогор, Александр (Александр Федорович Агеенко; + 1937 г.). Святогор Александр. Стихеты и вертикали. М., 1914; Святогор Александр. Петух революции. Изд. 2. М., 1917. Иваницкий П. Пролетарская этика// Святогор А., Иваницкий П. Биокосмизм. Материалы 1. М., 1921.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

Сказано – сделано. Святогор облюбовал один из московских храмов – Никола Красный Звон в Юшковом переулке, – водворился там со Смирновым, власти санкционировали этот захват. Затем начала свою деятельность Свободная Трудовая Церковь . Литургия служилась здесь лишь изредка, 2–3 раза в неделю. Основным же было вечернее воскресное “богослужение”. “Епископ” Иоанникий служил краткий молебен, а затем читал сочиненную им самим молитву за Советскую власть. Затем, сняв с себя облачение и рясу, он садился у свечного ящика. Святогор открывал собрание – и здесь начиналось нечто действительно любопытное, или, во всяком случае, необычное. Всякий, кто пожелает, мог войти на кафедру и произнести речь – и кто-кто здесь ни высказывался: поэты-футуристы, студенты, рабочие-самоучки, сектанты, анархисты, актеры, газетчики... “Прения” затягивались до полуночи. После этого выступал Святогор с очередной сумбурной речью и в заключение читал свои последние стихи. Изредка Святогор выступал со своими декларациями на столбцах столичной прессы. Эти документы представляют собой поразительную смесь экстравагантности, приспособленчества с довольно интересными и глубокими мыслями. “Массовый голод ликвидирован, – писал он в статье “Свободная Трудовая Церковь ”, – но тяжкие последствия голода – массовое обнищание, хозяйственная разруха и пр. стоят перед нами и требуют длительной борьбы. Свободная Трудовая церковь в этой борьбе усматривает одну из важнейших задач, вставших перед революционной страной. Начало коллективной борьбы с враждебными силами природы отвечает, по мысли СТЦ, трезвому евангельскому идеалу в смысле освобождения человека от власти природы. Эти средства частично можно получить изъятием всех золотых, серебряных и ценных предметов культа и передачей их в соответствующие учреждения. Необходимо помнить, что эти ценности образовались путем принесений, как результат проявления мещанского благополучия... Эти ценности представляют собой не собственность церковников, а достояние трудового народа и поэтому должны быть употреблены на народное дело. Кроме того, наличие ценностей в домах молитвы означает фетишизм, способствует эксплуатации темного религиозного сознания, утверждает и впредь мещанское благополучие лавочников. Во имя освобождения сознания от пут фетишизма и магии, во имя правильного понимания разума и совести Свободная Трудовая Церковь обращается к мирянам и духовенству церкви православной и других вероисповеданий с горячим призывом реально проявить поддержку Советской власти в ее борьбе с последствиями голода, путем передачи всех церковных ценностей, до колоколов включительно, в соответствующие учреждения. Для осуществления этой задачи СТЦ постановила:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этих условиях Иоанникий обратился к обновленческому ВЦУ с просьбой утвердить состав возглавлявшегося им временного епархиального совета. В свою очередь ВЦУ постановило: «Предложить группе пензенского духовенства, рукоположение коих не вызывает сомнение в хиротонии, избрать себе епископа и представить его на утверждение ВЦУ». Тем самым ВЦУ не признало Иоанникия законным архиереем. А поскольку от него другой кандидатуры не поступило, то в Пензу был направлен обновленческий «архиепископ» Леонид (Скобеев). Прибывший на место в июле 1922 г. Леонид, войдя в общение с Иоанникием, настаивал на «полной капитуляции» путятинцев, подразумевая под этим, среди прочего, чтобы все «духовенство», поставленное Путятой за годы его пребывания в расколе, сложило свои полномочия (в обмен на обещание, что позднее все будут восстановлены на своих местах и без куска хлеба не останутся). В результате вся иоанникиевская группировка («путятинская церковь») практически растворилась в обновленчестве. Вслед за этим Леонид и Иоанникий, предприняв неудачную попытку подчинить себе городское духовенство, решили организовать «епархиальное управление» из числа членов бывшего епархиального совета при Путяте (председатель «архиепископ» Леонид, секретарь Иоанникий Смирнов) В разгар описываемых событий, 24 июля 1922 г., И. С. Смирнов был арестован пензенскими чекистами по обвинению в «злоупотреблении именем советской власти и дискредитирование таковой» и 11 августа 1922 г. этапирован в Москву в распоряжение ГПУ Позднее, судя по всему, Иоанникий был из-под ареста освобожден и получил возможность остаться в столице, где и произошла (ближе к концу 1922 г.) его встреча с А. Святогором талантливым поэтом, относившим себя к кругу футуристов А. Святогор родился в семье священника. Будучи семинаристом, он увлекся анархизмом, вступил в подпольный кружок, принимал участие в экспроприациях, за что неоднократно сидел в тюрьме. После революции Святогор примкнул к так называемым биокосмистам, считавшим культурно-просветительную работу главным средством достижения анархии в обществе Увлечение анархистской идеологией сочеталось у него с последовательным богоискательством, с планами коренного реформирования Церкви. Осенью 1922 г. Святогор создал в столице обновленческую группировку под названием «Свободная трудовая церковь» (СТЦ). Среди прочих, примкнул к СТЦ проживавший на тот момент в Москве безработный «епископ» Иоанникий Смирнов, формально новую «церковь» и возглавивший Еще одним незаурядным членом вновь образованного псевдоцерковного сообщества стал старый «искатель по верам» Ф. И. Жилкин в недавнем прошлом руководитель «Христианско-социалистической рабоче-крестьянской партии» В состав «церковной коллегии» СТЦ кроме трех вышеназванных входил И. Лебедев, отвечавший за вокально-музыкальную часть богослужений

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

Известия ВЦИК. 1922. 278, 8 декабря. Там же. 2 декабря. Святогор А. Бездельная вера и реальное дело//Там же. 1923. 5, 10 января. С. 5. Известия ВЦИК. 1922. 278, 8 декабря. Там же. 1923. 31, 11 февраля. С. 3. Иванов Н. П. Указ. соч. 1999. 3. С. 84–85. Левитин А., Шавров В. Указ. соч. С. 238–242. Политбюро и церковь… Т. 1. С. 352–353. РГАСПИ, ф. 17, оп. 112, д. 443а, л. 30. ГА РФ, ф. 393, оп. 43а, д. 1825, л. 369. Там же, л. 380–381. В тексте устава оговаривалась возможность направления «соответствующего числа своих представителей на Поместные соборы Русской Церкви, а также на съезды, созываемые по общецерковным делам: непосредственное участие в ВЦУ». ГА РФ, ф. 393, оп. 43а, д. 1825, л. 382–382 об. Там же, л. 371 об. – 372, 377–378. РГАСПИ, ф. 17, оп. 112, д. 565а, л. 15. ГА РФ, ф. 393, оп. 43а, д. 1825, л. 370. Там же, л. 368. Политбюро и церковь… Т. 2. М., 1998. С. 405. См. также: ЦА ФСБ России, ф. 2, оп. 4, д. 372, л. 105–114. 29 апреля 1924 г. 6-м отделением СО ОГПУ был арестован Ф. И. Жилкин по обвинению в том, что, будучи заведующим орготделом ЦК СТЦ, он «запустил распространение» религиозного журнала «Камо грядеши» явно антисоветского содержания (72 ст. УК 1922 г.). Жилкин пробыл под стражей до середины лета, однако в конечном итоге, как явствовало из текста заключения (от 10 июня 1924 г.), подготовленного уполномоченным 6-го отделения СО ОГПУ Казанским, «обвинение в вышеназванном преступлении установлено не было», и Коллегия ОГПУ на своем судебном заседании 19 июня 1924 г. приняла решение арестованного освободить. По последним имеющимся в нашем распоряжении сведениям, с 1 сентября 1930 г. Жилкин работал на столичной льноткацкой фабрике «Непрерывка» Москвы. Умер в Москве в 1958 г.(?). Пересвет-Пересветов А. (Святогор А.). Тезисы к докладу «Кризис религии»//Камо грядеши. 1924. 1. С. 7. Пересвет-Пересветов А. (Святогор А.). О задачах и целях «Свободной трудовой церкви»//Там же. С. 3–5. Научно-исторический архив Государственного музея истории религии, ф. 1, оп. 3, д. 10, л. 55.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

3350 «Архиепископ». Вскоре после того, как Леонид (Скобеев) был использован обновленческими авантюристами в деле захвата высшей церковной власти (за что почтен был титулом «Крутицкого»), фигура его стала мешать их дальнейшим начинаниям, ввиду чего они поспешили спроводить старца из Москвы, направив его на Пензенскую кафедру. 3351 По ММЛ Каталог... «...ушел на покой, раскаивается в своем переходе в обновленчество, но публичного покаяния не приносил. Жил в сторожке обновленческой церкви, где и скончался после болезни и был похоронен обновленцами...» По др., скончался в 1927 г. 3357 «Митрополит». Назначен после вторичного уклонения в раскол. В 1929 г. покаялся, был принят в пресвитерском достоинстве (женат). В 1931 г. состоял настоятелем собора в Орехово-Зуеве, арестован и вскоре вновь перешел к обновленцам. 3358 После нескольких лет пребывания на священнических должностях. «Архиепископ». Вторая дата – дата ареста. Расстрелян 01(14)12.1937. 3359 (Прим. M. Е. Губонина. – «Идейный» руководитель и глава Пензенской «Свободной Трудовой Церкви». Образовалась тщанием лишенного сана Владимира (Путяты) и бывшего его келейника, оженившегося иеродиакона Иоанникия (Смирнова), посвященного Путятою во «епископа» Инсарского, викария Пензенской епархии. С появлением обновленческого раскола Владимир (Путята) в течение длительного времени принимал в нем активное участие, а впоследствии перешел в григорианство («ВВЦС»). Оставшийся «главою» Пензенской СТЦ Иоанникий (Смирнов) перебрался в Москву, обосновался в Зарядье, в Юшковом переулке, в бывшем приходском храме Никола Красный Звон, ставший с тех пор центром пензенских церковных самочинников. Здесь к Иоанникию (Смирнову) присоединяется некий «поэт-анархист» Алексей Святогор и, известный тогда в церковной Москве, «рабочий Жилкин». Здесь начинается их «церковная» работа, заключающаяся в ежедневных вечерних «богослужениях»-собраниях, представлявших собою не что иное, как церковные митинги самого базарного уровня. «...И кто, кто здесь не высказывался: поэты-футуристы, студенты, рабочие-самоучки, сектанты, анархисты, актеры, газетчики...» Прения затягивались до полуночи; Святогор выступал с чтением своих стихов (Краснов-Левитин А. Очерки истории обновленчества. Т. 1–3. Цюрих, 1960. Т. 2. С. 69–78). Спустя некоторое время СТЦ «сошла на нет» и о дальнейшей судьбе ее деятелей сведений не сохранилось.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Юродивые, обличая лицемерие и фарисейство современников, часто совершали на глазах у людей поступки оскорбительные, выходящие за рамки приличия. Этим они пытались пробудить у своих осуетившихся сограждан ревность о Боге, о защите «оскорбляемых» православных святынь, о подвижнической, благочестивой жизни. Буйство юродивого – это его напоминание нам о страшном определении Божием равнодушному и боязливому христианину: «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр. 3:1; 15–16 ). Юродствует и прп. Илия. В одной из былин, недовольный равнодушием князя к своему богатырскому служению, он уходит из дворца, собирает по всему Киеву «голи кабацкие», сшибает стрелами золоченые маковки киевских церквей и на выручку от них поит «зеленым вином» собранную им по кабакам толпу. В сюжете об исцелении преподобного несомненно присутствует мотив преемственной передачи благодатного дарования – «харизмы». Дар получен для служения «Святой Руси» и народу «святорусскому», для сохранения в стране православной государственности и чистой веры. И если в «Слове о Законе и Благодати» митр. Илариона особенно отчетливо отражено начинающееся осознание православной соборности как народного русского качества, то в былинах об Илье Муромце отражается начавшееся осмысление второго драгоценного качества народа «святорусского» – его державности. Державности, отлившейся в XIX в. в чеканную формулу московского митр. Филарета: «Любите врагов своих, сокрушайте врагов Отечества, гнушайтесь врагами Божиими». То есть осмысление религиозной ответственности каждого за здоровье общества и крепость православной государственности. Не принудительной ответственности «за страх», а добровольного служения «за совесть». 2. Вторым сюжетом, в котором явственно отражена мысль о харизматической преемственности богатырства, является сюжет былины об Илье и Святогоре, которая называется еще «Смерть Святогора». Происхождение образа Святогора очень сложно и вряд ли может быть однозначно определено. Любопытно, однако, что в нем есть черты сходства со святым великомучеником и победоносцем Георгием. Содержание былины следующее: Святогор и Илья находят гроб. Для Ильи гроб велик, а Святогору как раз. Он ложится в гроб, крышка закрывается, и открыть ее Илья не может, как ни старается. Святогор остается в гробу, а силу свою передает Илье.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Запись в члены СТЦ производилась по адресу: Москва, Арбат, Большой Афанасьевский переулок, дом 5, кв. 4. Культовым целям служили помещения ранее пустовавшего бывшего приходского храма Св. Николая Чудотворца, именуемого «Красный звон» (в Зарядье, в Юшковом переулке) Литургия служилась здесь лишь 2–3 раза в неделю. Основным же было воскресное вечернее «богослужение». После краткого молебна в исполнении «епископа» Иоанникия читалась им же сочиненная молитва за советскую власть. Затем, сняв с себя облачение и рясу, Иоанникий садился у свечного ящика. Святогор открывал собрание: всякий, кто имел на то желание, мог войти на кафедру и высказаться. «Прения» затягивались до полуночи. После этого Святогор выступал с заключительным словом и на прощание читал свои последние стихи. Молящихся было немного. Большинство верующих настороженно воспринимало то обстоятельство, что тексты руководителей СТЦ печатались на страницах центральных советских газет. Еще больше их отталкивала содержательная часть программы новой церкви, авторы которой, по словам современников, «совершенно вычеркивают из христианства благодатно-мистическую стихию, отчего оно… превращается в простой придаток к коммунизму» Отношение властей к деятельности СТЦ тоже было сдержанным. В отчетном докладе Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК о проделанной работе от 1 января 1923 г. подчеркивалось, что «группа “Свободной трудовой церкви” провозглашает лозунг “вон буржуев из церкви” и решительно отвергает не только таинства и обряды, но также догматы и каноны… Она считает что старое христианство себя совершенно изжило, что роль религии должна взять на себя наука (тем более что скоро научными методами можно будет даже осуществлять личное бессмертие)… Выступление “Свободной трудовой церкви” на страницах печати вызвало отклик во всех эмигрантских газетах. Руководители получили массу бранных и приветственных писем… Отдано распоряжение через отдел управления Московского совета о предоставлении ей пустующего храма» Однако уже 27 февраля 1923 г. «Комиссия по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП» заслушав доклад начальника 6-го отделения СО ГПУ Е. А. Тучкова «О предсоборной работе» постановила: «Заключенный договор “Свободно-трудовой церкви” с Моссоветом на церковь расторгнуть, ввиду того, что эта группа с занятием таковой может принести вред нашей церковной политике и замедлить ход развития обновленческого движения»

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010