Случается иной раз, что тогда как душа томится в... охлаждении... безвкусии ко всему духовному, враг нападает сильнее, воздвигая дурные помыслы, срамные движения и прельстительные сновидения. Цель у него та, чтоб, вдавшись в нечаяние от чувства оставления Божия, человек опустил руки и склонился на что-либо страстное, ибо после сего ему уже легко увлечь его опять в водоворот греховной жизни. Зная сие, стой твердо. Пусть бушуют волны греховные окрест сердца, но пока есть у тебя нехотение греха и желание пребыть верным Богу, кораблик твой цел. Благодать Божия отняла у тебя свои утешения, но она близ есть и назирает и не оставит тебя без помощи, пока произволение твое стоит на стороне добра. Стой же твердо, воодушевляясь уверенностью, что буря эта скоро пройдет, а вместе с нею прекратится и сухость твоя. Верь, что сие попущено тебе на добро тебе, ибо перетерпев это время искушения, выйдешь из него с большим узнанием своей немощи, с большим смирением и большею уверенностью во всегда готовой тебе помощи Божией (прп. Никодим Святогорец , 69, 241–242). Источник. Враг наш диавол радуется, когда смущается душа и сердце бывает в тревоге. Почему всячески ухищряется он возмущать души наши. Первым делом его в сих покушениях бывает возбуждение самолюбия, чтоб по причине его отступила благодать, созидающая и хранящая внутренний мир. Для сего внушает мнение, будто все, что есть и кажется нам добрым в нас, стяжано собственным нашим тщанием и трудом, и отогнав смирение и простоту, располагает придавать себе большую цену и вес и чувствовать себя чем-то важным, покрывая забвением действие благодати Божией, без коей никто не может даже имени Господа назвать, как свидетельствует святой Павел, говоря: никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым ( 1Кор. 12, 3 ). Сия благодать всем верующим подается, и присутствие ее служит признаком того, что кто-нибудь есть истинно верующий. Прияв же ее, верующий не делает уже и не может делать ничего истинно доброго без ее помощи, и она всегда с ним есть по обетованию Господа, и враг ничего не может сделать с ним, пока она есть в нем и осеняет его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

— У меня два желания. — сказал Святогор. — Хочу землю поднять, хочу жену себе найти. — Тогда бросай две деньги. Святогор бросил в горн две золотые деньги. И как раскалились они добела, кузнец стол ковать. Долго ковал — и вынес два золотых волоса: одни длинный, другой короткий. — Деньги были одинаковые. — удивился Святогор, — а волосы получились разные! Уж не взял ли ты себе золото? — Ни крошки нс взял. — сказал кузнец. — Длинный волос получился потому, что не надо спешить исполнять первое желание, а короткий потому, что второе желание надо скорее исполнить. Святогор запутал золотые волосы в бороде и поехал. Доехал до деревеньки. Только поравнялся с крайней избой, как упал на землю короткий волос. Святогор слез с коня, заглянул в окошко. И увидел — на лавке возле окошка лежит больная девица. Вот-вот умрёт. А смотреть на неё страшно. Вся обросла еловой корой, вся в рубцах и трещинах. — И это моя жена? Да лучше я убью её… Стал Святогор вытаскивать меч, а девица в это время говорит: — И правда, убей меня, Святогор. Устала я от болезни. Но раз я твоя жена, прежде поцелуй меня. На прощание… Поцеловал Святогор. И как поцеловал, так случилось диво: облетела еловая кора с жены, перед ним красавица — щёки румяные, губы алые, под чёрными бровями карие глаза, шея белая, а коса до самых пят. — Как зовут тебя, жена? — Марьей меня зовут. — Я тебя ещё раз поцелую. — сказал Святогор. — Может быть. Марья, ты большой станешь, как я. Ещё раз поцеловал жену Святогор. Стала жена ещё красивее. Но не выросла. Тогда Святогор взял Марью в ладони, полюбовался на неё, посадил в карман и поехал дальше. Богатырский конь вёз Святогора беретом озера. В озере рыбаки тянули невод. Тянут невод, никак не могут вытянуть. Уж очень много в нём рыбы. — Эй. Святогор! — крикнули рыбаки. — Помоги! Что нам невмоготу, тебе в потеху. Попало в невод столько рыбы, что все мы — и наши жёны, и наши дета, и наши старики — целый год сыты будем. — Тяните сами, — ответил Святогор. — Я коплю силу. Я теперь хочу землю поднять.

http://azbyka.ru/fiction/bogatyri-anatol...

Схватил Илья свою палицу, подбежал к Святогору и ударил его — Святогор только бровью повел. Другой раз ударил — Святогор только почесался. Третий раз ударил — Святогор чихнул. — Прячься скорее! — сказала Марья. — Полезай к нему в карман. Залез Илья Муромец в карман. Тут Святогор проснулся и говорит: — Место высокое, а комариное. Спать комары не дали. Собирайся. Марья. Дальше поедем. И поехал Святогор дальше. Не так уж много проехал, начал его конь спотыкаться. — Ах ты, волчий корм! Травяной мешок! — рассердился Святогор на коня. — За кочки цепляешься, на каждом шагу спотыкаешься. А конь и говорит человеческим голосом: — Как же не спотыкаться? Тяжело троих везти. Святогор сунул руку в карман — Марью нашел. Сунул в другой — вытащил за кудри Илью Муромца. — Так это ты меня разбудил? Ну спасибо тебе. Не то я долго спал бы. А мне надо землю поднять. Поедем со мной. Поглядишь, потом обо мне будешь рассказывать. Илья Муромец свистнул три раза, и прибежал его конь. На своем коне поехал Илья за Святогором. Приехали они на пустошь. И тут упал золотой волос из бороды Святогора. Звон раздался. Золотой волос ударился обо что-то… Святогор от этого звона очнулся. Смотрит — торчит из земли медное кольцо. Обрадовался богатырь, слез с коня. Марью из кармана выпустил и говорит ей и Илье: — Сейчас землю подниму! — Не поднимай! — стал просить Илья Муромец. — Из озер вода выльется. Пашня с каменьями перемешается. Людей с земли стряхнешь… И Марья стала просить: — Волос-то длинный. Святогор! Не спеши с этим делом. Вспомни, что кузнец говорил… Святогор не послушался. Ухватился обеими руками за КОЛЬЦО. Потянул. Земля не стронулась, а богатырь в землю по колено ушел. Еще сильнее потянул Святогор — ушел в землю по пояс. Третий раз потянул изо всей мочи — ушел в землю по грудь. — Брось кольцо. — просит Марья. — Вылезай. Святогор бросил кольцо, да уж вылезти не может. Попросил Илью подвести коня. Святогор узду на руки намотал. Пятится его конь — не может богатыря вытащить. Хуже того — уходит богатырь глубже, вместе с конем уходит: у коня ноги в земле, будто не твердь под ним, а зыбучее болото.

http://azbyka.ru/fiction/bogatyri-anatol...

— Землю поднять! — испугались рыбаки. — Если ты землю поднимешь, вода из озера выльется… А Святогор уже ничего не слышит. Веки у него опустились, задремал богатырь. К тому же шаг у богатырского коня — целая верста. Раз шагнул — отошёл на версту, два — на две. Едет Святогор мимо поля. В поле пахари. Лошадёнки у них тощие, соху еле волокут. — Эй, Святогор! Дай своего коня на час. Мы бы запрягли его в тридцать три сохи. Сразу тридцать три борозды провели… — Пашите сами, — ответил Святогор. — некогда мне с вами. Я хочу землю поднять. — Землю поднять! — испугались пахари. — Так ведь пашня с каменьями перемешается.. А Святогор ничего не слышит. Везёт его конь — что ни шаг, то верста. Конь словно знает, что богатырь дремлет, шагает мерно, головой не тряхнёт, жилкой не дрогнет. А у Святогора сила всё прибывает. Он дохнёт — придорожные кусты, как под бурей, пригибаются, кашлянет будто гром в небе. И уж земля стала качаться под ним — до того богатырь потяжелел. В ту пору по той же дороге навстречу Святогору ехал богатырь Илья Муромец. Видит Илья — за лесом возвышается огромный человек. Волосы на голове копной, брови густые, борода полгруди закрывает. Что на уме у Святогора? Того не знает Илья. Решил до поры на дубу спрятаться, приглядеться к незнакомому богатырю. Залез Илья на ветки, а коня подальше отогнал. Скоро подъехал к дубу Святогор. Спешился около дуба. Отвязал от седла дорожный мешок. Из кармана Марью вынул. Принялась тут красавица хлопотать: белую скатерть на траве расстелила, кушанья всякие из мешка вынула. Начали богатырь и его жена обедать. После обеда захотел Святогор спать. Лег он и уснул. Тут Марья тихонько говорит: — Я тебя, богатырь, сразу на дубу приметила. Слезай, поешь, пока я скатерть не у брала. Слез Илья Муромец. Спрашивает, какой нрав у Святогора. — Нрав у него тихий. — ответила Марья. — Он плохого никому не сделал. Вот только забота у него плохая. Все ищет место, где землю ухватить можно. Хочет поднять землю. — Землю поднять! — испугался Илья Муромец. — Так ведь он с нее людей стряхнёт…

http://azbyka.ru/fiction/bogatyri-anatol...

Ездит старый по Святым горам. Тут колеблется мать сыра земля, Осыпаются камни в пропасти, Выливаются быстры реченьки. Ростом богатырь Святогор выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам - горы под ним шатаются, в реку заедет - вся вода из реки выплеснется. Ездит он сутки, другие, третьи ,- остановится, раскинет шатёр - ляжет, выспится, и снова по горам его конь бредёт. Скучно Святогору-богатырю, тоскливо старому: в горах не с кем слова перемолвить, не с кем силой помериться. Поехать бы ему на Русь, погулять бы с другими богатырями, побиться с врагами, растрясти бы силу, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы святогорские под его тяжестью не рушатся, не падают, только их хребты не трещат под копытами его коня богатырского. Тяжко Святогору от своей силы, носит он ее как трудное бремя. Рад бы половину силы отдать, да некому. Рад бы самый тяжкий труд справить, да труда по плечу не находится. За что рукой ни возьмётся - всё в крошки рассыплется, в блин расплющится. Стал бы он леса корчевать, да для него леса - что луговая трава Стал бы он горы ворочать, да это никому не надобно... Так и ездит он один по Святым горам, голову от тоски ниже гнёт... - Эх, найти бы мне земную тягу, я бы в небо кольцо вбил, привязал к кольцу цепь железную; притянул бы небо к земле, повернул бы землю краем вверх, небо с землёй смешал - поистратил бы немного силушки! Да где её - тягу - найти! Едет раз Святогор по долине между утёсов, и вдруг-впереди живой человек идёт! Идёт невзрачный мужичок, лаптями притоптывает, на плече несёт перемётную суму. Обрадовался Святогор: будет с кем словом перемолвиться, - стал мужичка догонять. Тот идёт себе, не спешит, а Святогоров конь во всю силу скачет, да догнать мужика не может. Идёт мужичок, не торопится, сумочку с плеча на плечо перебрасывает. Скачет Святогор во всю прыть-всё прохожий впереди! Едет шагом - всё не догнать! Закричал ему Святогор: - Эй, прохожий молодец, подожди меня! Остановился мужичок, сложил свою сумочку наземь. Подскакал Святогор, поздоровался и спрашивает:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Мы хотим воспитать воинов-христолюбцев…» Интервью с руководителем военно-патриотического клуба «Святогор» диаконом Геннадием Липатовым Диакон Геннадий Липатов среди воспитанников клуба «Святогор» – Отец Геннадий, расскажите немного об истории клуба. – Детско-юношеский военно-патриотический клуб «Святогор» существует с апреля 2006 года. Он создан при Борисоглебском отделении Фонда славянской письменности и культуры. Мы хотели бы не только воспитывать молодежь в патриотическом духе, увлекая молодых людей военно-прикладной тематикой, приобщая к некоторым видам спорта, но и воцерковлять их, развивать их духовные и душевные качества, чтобы их любовь к Отечеству была осознанной. Само название клуба символично. Наш клуб носит имя древнерусского богатыря Святогора. Непобедимый Святогор учил бранной науке своего названного брата Илью Муромца, ставшего христолюбивым воином: духом-то Илья был крепок, а силой, искусством военным не владел. И еще одна идея заложена в названии клуба: дети воспитываются на примерах непобедимых богатырей духа Святой Горы Афонской, то есть иноков. Ведь название «Святогор» перекликается с именованием «Святая Гора». А в организации нашего клуба нам много помог клуб «Пересвет» из Сергиева Посада и протоиерей Димитрий Бултрукевич. – Кто может прийти в клуб? – Мы принимаем всех. Потому что отбор по каким-то критериям противоречит воспитательным задачам клуба. Но, конечно же, прежде всего мы ориентированы на трудных детей. А сложные дети, оказывается, есть даже в церковных семьях. Впрочем, меня это не очень удивляет: ведь многие воцерковились недавно. – Какова программа занятий клуба? – В программу занятий клуба включены девять предметов. Поскольку мы клуб военно-патриотический, то, конечно же, мы занимаемся с ребятами строевой подготовкой, а также огневой и тактической. В программу входит и горная подготовка, и водная, вождение транспортных средств, основы верховой езды и еще некоторые виды подготовки. Занимаемся и единоборством, это у нас главный предмет. Мы воспитываем детей в духе традиций именно святорусского воинства. Не советской армии или российской. У российской армии ведь своих традиций нет, она берет все из прошлого, в основном, конечно, из советского периода. А ведь какие богатейшие вековые традиции у русской армии! Какая богатейшая многовековая история! Какие герои! Невские, донские… Мы берем лучшие примеры. И, конечно же, главный пример для нас – Суворов. Потому что он нам дал неповторимый образец комплексного подхода, масштабного, системного подхода воспитания воинов в духе Православия. И об этом свидетельствуют его победы. А ведь он дал около двухсот сражений и не проиграл ни одного! Его жизнь – это и образец веры тоже. Мы стараемся воспитывать нашу молодежь по заветам и, если можно так сказать, методике Суворова.

http://pravoslavie.ru/guest/4756.htm

— Правду ли сказали слуги? Прямая дорога вот уж тридцать лет закрыта. Как ты докажешь, что ехал по ней? — Докажу, князь, если не побоишься! Тут пошел Илья Муромец к коню, отвязал от стремени Соловья-разбойника и подвел его к князю. Посмотреть на чудище собралось много народу, все бояре пришли, богатыри тоже. — Ну-ка. — сказал князь, — засвищи по-соловьиному, закричи по-звериному, зашипи по-змеиному. Хочу я тебя послушать. — Не ты меня с гнезда сбил, — ответил Соловей-разбойник, — не тебе и приказывать. Тогда сказал Илья Муромец: — Свисти в полсвиста, кричи в полкрика, шипи в полшипа. А Соловей-разбойник засвистел, закричал, зашипел в полную силу. Что тут началось! Зашатались терема, посыпались из окон стекла, попадали башенки, на церквах купола покосились… Все люди — кроме Ильи Муромца — и князь, и княгиня, и бояре, и даже богатыри на землю повалились. Как же ты посмел меня ослушаться? — разгневался Илья Муромец. — Погубить всех захотел? Город захотел разрушить? Мало еще зла сотворил? И убил он Соловья-разбойника. С тех пор люди из Киева в Муром стали ездить прямой дорогой. А богатыри назвали Илью своим старшим братом и, как старшего брата, всегда его слушались. Святогор Богатырь Святогор был огромного роста. У него в пригоршне, как в лодке, умещался человек. Сила у Святогора была такая великая, что все людские дела казались ему пустячными. Богатырь искал себе дело по своей силе, но дела такого не было. «А что, если землю поднять? — подумал Святогор. — Земля тяжелее всего. Вот будет мне слава». Начал богатырь копить силу. На коне ли едет, на своих ногах вдет — ни на что не смотрит, веки опущены, словно в дреме. Однажды Святогоров конь остановился в поле возле кузницы. Богатырь вынул ногу из стремени и оперся ею на что-то. Оказалось, он закрыл сапогом трубу. Дым пошёл в дверь, тут с дымом вышел из кузницы кузнец. — Открой. Святогор, трубу, — попросил он, — у меня работа встала. — Открою. — очнулся Святогор. — А что ты куёшь? Мечи или сошники? — Не мечи, не сошники. — ответил кузнец. — а золотые волосы. Если у тебя есть какое-нибудь желание, брось в горн золотую деньгу. Я откую из ней волос. Где волос упадёт, там сбудется желание.

http://azbyka.ru/fiction/bogatyri-anatol...

Русское интеллигентское миросозерцание есть доведенное до конца отвлеченное построение жизни. В основах русского социализма и в значительной мере либерализма лежит отрицание истории, полное отрицание и отвержение действительности совершающегося. Интеллигентская мысль есть мысль о человеке, о мире, о государстве вообще, а не об этом человеке, об этом мире, об этом государстве. Все современное человечество заражено теоретическими заблуждениями. Но в нашей интеллигенции они достигли небывалой степени. Они нашли благоприятную почву в условиях развития русской интеллигенции, оторванной от народа и власти, вынужденной работать в атмосфере подполья. Характер этой работы, отделенной от действия и лишенной возможности проверять свои выкладки осуществлением, воспитал целые поколения людей в безответственной мысли. Судьба интеллигенции имеет свой поэтический прообраз в гибели одного из старших богатырей русского эпоса – Святогора. Святогор обладал чудовищной силой, но силой, лишенной опоры: его земля не выносила. В великом своем нечестии Святогор похвалялся, если только можно будет вдеть в небо кольцо, перевернуть небо и землю. Но тут же обнаруживается слабость сильнейшего из богатырей. Святогор не в силах сдвинуть с места суму переметную, поднимаемую без усилия Микулой Селяниновичем. Микула Селянинович –«русский народ, сила коего неотделима от силы земли. Конец Святогора – его добровольное приятие гроба, из которого уже выйти он не может, как бы предсказывает идейный тупик, созданный интеллигентской мыслью в итоге ее материалистических исканий. Последние привели ее к «последней черте», и, кроме проповеди самоубийства, возобновленной от времени Гегезия 201 , русскому подвигу ничего не осталось. И так же как Святогор, лежа в гробу, дышал на приближающихся к нему «мертвым духом», в течение десятилетий веяло от русской передовой мысли смертью духовной. От мысли этой ожидали обновления мира, но она могла родить лишь страшный выкидыш – революцию. Революция произошла тогда, когда народ пошел за интеллигенцией. Конечно, народ по совершенно не зависевшим от последней причинам должен был куда-то идти. Великое народное движение, во всяком случае, должно было произойти в результате кризиса русской жизни, усугубленного войной. Но путь, по которому пошел народ, был указан ему интеллигенцией. И в том, что революция приняла такой вид, виновны не одни большевики, но вся интеллигенция, их подготовившая и вдохновившая.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/iz-...

Мощь пространств Руси, ее раздолье, богатырская поступь ее сыновей слышатся в каждой былине об Илье Муромце. Важно заметить, что почти все действия былин происходят в Южной Руси, в стольном граде Киеве и окрестностях. А сохранились и записаны были былины в XIX — первой половине XX века, на Русском Севере: там русичи не знали нашествия Орды, не было крепостного права, здесь было хранилище исконной Руси, ее языка, ее отношения к прошлому. На службу князю и Руси В былинах богатырского цикла много мудрого и нужного и нам в нашей жизни. Например, преемственность поколений и незыблемость Родины. «Святая Русь», и никак иначе, называется наше Отечество в былинах. Приходят и уходят сменяющие друг друга поколения, но Русь только молодеет, крепнет, обновляется. Сказители былин искренне и с любовью пели об Илье Муромце как о святом: «Прилетела невидимая сила ангельска и взимала то его с добра коня и заносила в пещеры во Киевски, и тут старый преставился, и поныне там его мощи нетленные». До Ильи Муромца на страже Руси стоял Святогор-богатырь. Вначале меж ними вспыхивает ссора, они меряются силою. Святогор сильнее. Но приходит и к нему старость, чует он свою кончину и хочет передать остатки своих сил брату названому, Илье. «Приехали они ко святым горам, наехали на гробницу великую, выложена гробница красным золотом. Лег в тую гробницу Святогор-бога-тырь — как по нем устроена. „Покрой меня сверху досками, брат названый“. Как покрыл его Илья досками, те и приросли. Илья Муромец и открыть не мог. Стал рубить доски саблей. Где ударит саблей — там станет железный обруч. „Возьми, брат названый, мою саблю“. Илья сабли Святогоровой и поднять не смог. Припал Илья ко гробнице, и дунул на него Святогор духом богатырским». Взявши у Святогора силы, Илья берет от него и обязанности — служить стольному князю Владимиру, оберегать рубежи Руси. А подошла к ее рубежам силушка «черным-черная, черным-черна, как ворона, никто тут не проезживает, никто тут не прохаживает, птица не пролетывает, серый зверь да не прорыскивает».

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

— Не вылезти! — говорит Святогор. — Прощай. Марья! Прощай и ты. Илья Муромец! Подойди ко мне, я дохну на тебя — отдам тебе половину моей силы. Подошел Илья. Святогор дохнул и отдал ему половину своей силы. — Подойди еще раз. — позвал Святогор. — я тебе, Илья, еще силы дам. — Не надо больше, — ответил Илья Муромец, — земле тяжело будет. Прощай! Тут ушёл Святогор вместе с конём в землю. И медное кольцо ушло. Стало в поле ровное место. — Поедем. — сказал Илья Муромец Марье. — довезу тебя до какого-нибудь города. — Нет, — сказала Марья. — Я тут останусь. Спасибо тебе на добром слове. Поезжай, богатырь, один. Илья Муромец уехал. А Марья заплакала. Плакала она, плакала и не заметила, как превратилась в ракиту. У ракиты ветки тонкие, листья узкие. Возле самых корней родник. Вот уж тысяча лет прошла, может, больше, — течет из-под земли чистая вода. Будто Марья все плачет над неразумным богатырём — сила у него была огромная, да не сумел ею хорошо распорядиться. Сухман богатырь Однажды киевский князь созвал на пир всех своих бояр, всех воевод, всех богатырей, всех дружинников. Об этом узнал бусурманский царь. Он подумал: «Пока пируют, моё войско подберётся к Киеву. Захвачу город, возьму много добра, уведу пленников, дворцы и дома сожгу». Тут же бусурманское войско пошло в поход. Вперёд поскакали конные. Они хватали каждого, кто встречался на дороге, и некому было предупредить киевлян о близкой беде. Как туча, движется но чистому полю вражеское войско. А у князя во дворце пир идёт. Не один день пируют. Уж скоморохи устали играть на дудках. Песенники устали песни петь. Плясунов ноги не держат. Тогда гости стали рассказывать, кто в каких походах бывал, о чём слыхал, что видал. Князь всех слушает, хвалит. Самых удалых одаривает подарками: кому даст кафтан, кому серебряную чашу, кому горсть золотых денег. На особой лавке, покрытой бархатом, сидели богатыри. Среди них богатырь Сухман. Один он молчал. Князь его спрашивает: — Чем тебя наградить? Ты о себе не говоришь. Да мы и так знаем: много ты побил врагов, землю Русскую защищал храбро. Хочешь, возьми у меня деревню. Хочешь, целый город бери.

http://azbyka.ru/fiction/bogatyri-anatol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010