109–110 . «Знающий человек, вкушая виноград, берёт только зрелые ягоды, а кислые оставляет: так и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие видит в ком-либо; безумный же человек отыскивает пороки и недостатки… Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, не осуждай; ибо часто и они обманываются» (прп. Иоанн Лествичник . Лествица, 10.16–17). 111 . «Если у тебя грешная привычка осуждать ближнего, то, когда осудишь кого-либо, положи в этот день три земных поклона с такой молитвой: “Спаси, Господи, и помилуй такого-то (кого осудил) и его молитвами помилуй мя грешного”. И так делай всегда, когда кого осудишь. Если исполнишь это, Господь увидит твоё усердие и избавит тебя навсегда от этой греховной привычки. А если ты не будешь осуждать никого, то и Бог тебя никогда не осудит – вот ты и получишь спасение» (свщисп. Сергий (Правдолюбов)). Как относиться к обижающим 112 . «Кто молится о людях, обижающих его, тот низлагает демонов, а сопротивляющийся первым, уязвляется последними» (прп. Марк Подвижник . Слова, 1.45). 113 . «Кто, будучи презираем кем-либо, ни словом, ни мыслью не ссорится с презирающим его; тот приобрел истинное знание и показывает твердое доверие Богу (прп. Марк Подвижник . Слова, 2.119). О прощении обид 114 . «Такой у нас закон: если ты прощаешь, это значит, что и тебе Господь простил; а если не прощаешь брату, то значит и твой грех остается с тобою» (прп. Силуан Афонский . Писания, VII.9). 115 . «Всем нам, любезные братия мои, предстоит умереть, и тяжко нам будет, если друг друга, живя на этом свете, не любим, если не примиримся с нашими противниками, на которых имеем обиду, и если, один другого оскорбляя, не простим, – то не будем иметь в том мире вечного покоя и блаженства, и не простит нам Отец Небесный наши согрешения» (свт. Петр Цетинский. Послание Радуловичам, 1805 г.). 116 . «Прощение обид – знак истинной любви, свободной от лицемерия. Ибо так и Господь возлюбил сей мир» (прп. Марк Подвижник . Слова, 2.48). Когда нас ругают 117 . «Укоряющего нас нужно принимать как посланного Богом обличителя скрытых в нас злых мыслей, чтобы мы, с точностью рассмотрев наши мысли, исправили себя… [ведь] мы не знаем многого скрывающегося в нас зла; только совершенному человеку свойственно помнить все свои недостатки» (прп. Марк Подвижник . Слова, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

С. 267    Приношение современному монашеству. С. 120    Аскетическая проповедь. С. 47—48    Там же.    Лествица. С. 82—83    Слово о смерти. С. 174    Слово о смерти. С. 174—180    Наставления//Добротолюбие. Т. 2. С. 19    Слова//Добротолюбие. Т. 1. С. 281, 348; Отечник. С. 168    Нравственно-подвижнические слова. Издание Оптинской пустыни. С. 190    О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 160, 163, 192, 199    Об осьми духах зла//Добротолюбие. Т. 2. С. 246, 271    Сказание//Добротолюбие. Т. 3. С. 371    Сорок глав о трезвении//Добротолюбие. Т. 3. С. 401, 412    Лествица. С. 29, 82—83    Слова подвижнические. С. 368, 413    Цветы прекрасные. С. 4    Там же.    Приношение современному монашеству. С. 121    Аскетические опыты. Т. I. С. 383    Лествица. С. 129, 89    Отечник. С. 97    Деятельные главы//Добротолюбие. Т. 3. С. 331—332    Лествица. С. 88    Слово о смерти. С. 181    Устав скитской жизни. С. 53—54    Слово о смерти. С. 179—180    Приношение современному монашеству. С. 121    Лествица. С. 241, также с. 82—83, 129    Аскетические опыты. Т. I. С. 385    Слово о смерти. С. 180    Слово о смерти. С. 181    Там же.    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 453    Приношение современному монашеству. С. 118    Там же.    Там же. С. 119; Лествица. С. 221. Также Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы//Добторолюбие. Т. 3. С. 269    Там же.    Приношение современному монашеству. С. 118    Слово о человеке. С. 43    Слово о человеке. С. 7. Аскетическая проповедь. С. 289—290. Аскетические опыты. Т. I. С. 404—405    Игнатий Брянчанинов, свт. Христианский пастырь и христианин — художник.//Богословские труды. 32. М.: Изд. МП, 1996. С. 278.    Смотри: Антоний Великий, прп. Наставления//Добротолюбие. Т. 1. С. 72, 73, 86, 92; Марк Подвижник, прп. Нравственно-подвижнические слова. Издание Оптинской пустыни. С. 187; Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы//Добротолюбие. Т. 3. С. 271; Фалассий, авва. Сотни о любви//Добротолюбие. Т.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Свт. Фотий высказывает сомнения в чистоте православия автора трактата ( Phot. Bibl. 200. T. 3. P. 99), хотя и не называет крайность, в к-рую, по его мнению, впадает М. П. при опровержении ереси мелхиседекитов. Высказывались предположения об апполинаристской и монархианистской терминологии трактата ( Durand G.-M., de. Analyse// Marc le Moine. 2000. Т. 2. P. 179-181). Действительно, терминология трактата сохраняет нек-рые архаичные черты, характерные для христологических сочинений кон. IV в., в частности, о Воплощении М. П. говорит как о единении Бога Слова и тела (σμα); в тексте трактата отсутствует выражение «Сын Божий» (Ibid. P. 180); упоминается, но не цитируется Вселенский I Собор 325 г. ( Marc. Erem. De Melch. 8. 5-7). Сохранился древний сир. перевод (не издан, см. список рукописей: Durand. La tradition. 1999. P. 17-21). Имеются неизданные переводы на рус. язык (Преподобного отца нашего Марка Подвижника Слово о Мелхиседеке//НИОР РГБ. Ф. 172 К. 486. Ед. хр. 8. 1850-е - 1860-е. гг.- 14 л.; Марк Подвижник, прп. Слово о Мелхиседеке// Ашмарин А. А. Богословие прп. Марка Подвижника: Канд. дис./МДА. Серг. П., 2013. С. 204-244. Прил. 2). «Против несториан» («О Воплощении») (Λγος δογματικς πρς τος λγοντας μ νσθαι τν γαν σρκα μετ το Λγου, λλ ς μτιον μονομερς περικεσθαι κα δι τοτο λλως μν χειν περ τν φοροντα, λλως δ περ τν φορομενον; De incarnatione; CPG, N 6101), догматический трактат, в к-ром М. П. излагает христологическое учение в рамках антинесторианской полемики. Для богословской терминологии сочинения характерна определенная архаичность. В нем присутствуют элементы малоазийской христологии, напр. употребление термина σρξ (плоть) для обозначения человеческой природы Христа. В трактате используются элементы вероучительной формулы Халкидонского Собора: «...неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» (συγχτως, неслитно - Marc. Erem. Adv. Nest. 51. 5; τρπτως, неизменно - Ibid. 48. 17). М. П. избегает употребления термина «Богородица» ( Durand G.-M., de.

http://pravenc.ru/text/2562270.html

   См. об этом: св. Исаак Сирин, Слова подвижнические, 48. С. 205—208.    Это сравнение встречается у многих Отцов, начиная уже со св. Григория Богослова. Наиболее ярко выражено у прп. Максима Исповедника: Quaestiones et dubia, 1, 67. TLG 2892002.    Этос с греч. характер, определяющий состояние личности или явления, внутренний строй; часто употребляется как θος το τρπоυ «настрой» характера, духовное состояние. Старец Иосиф подчеркивает православное понимание этоса, чтобы отделить его от новоевропейского понимания нравственности, которое основано на гуманистических ценностях. Об этосе см. также: Предисловие, с. 50.    Таково общее убеждение Святых Отцов. Ср.: св. Ириней Лионский: «[Иисус Христос] сделался тем, что и мы, чтобы нас сделать тем, что есть Он» (Пять книг против ересей, 5, предисловие. Творения, с. 446). Ср. также прп. Максим Исповедник: «Они по усыновлению в Благодати и в меру возможности становятся тем, чем Бог является, согласно вере (нашей), по природе и по причине» (Мистагогия, 24: заключение. TLG 2892049. Творения, кн. I, с. 181).    Св. Григорий Богослов, " Слова " , 38, 11. PG 36,321. Творения, т. 1, с. 527. То же: Слово 45,7. PG 36, 632. Творения, т. 1, с. 665.    Св. Кирилл Александрийский, Толкование на Евангелие от Иоанна, 5, 2. Творения, Книга III, с. 157; Толкование на Евангелие от Иоанна, 10, 2. Творения, Книга III, с. 666.    Св. Иоанн Златоуст, Толкование на первое послание к Тимофею, Беседа 11, 1. PG 62, 555; рус.: Творения, т. 11, с. 693. Слово на Рождество Христово. PG 56, 385; рус: Творения, т. 6, с. 692.    Св. Афанасий Великий, Слово о воплощении Бога Слова, 54. Творения, т. 1, с. 260.    Прп. Максим Исповедник, Главы о любви, 2, 52. См. с. 295.    О значении понятия этос см. прим. на с. 50, 336.    См. об этом: наст, изд., с. 231 (примечание).    Прп. Марк Подвижник, 200 глав о духовном законе, 34/Добротолюбие, т. 1, с. 523.    Св. Афанасий Великий, На ариан слово третье, 33. PG 26, 393—396. Ср. рус. пер.: Творения, т. 2, с. 411—412.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Предел смиренномудрия – решительное забвение своих добрых дел (блж. Диадох, 91, 7). Как душа непознаваема и невидима телесными очами, так и смиренномудрый не познается среди людей (прп. Исаак Сирин , 58, 214). Источник. Не всякий безмолвник смиренномудр, но всякий смиренномудрый – безмолвник (прп. Исаак Сирин , 58, 215). Источник. ...Истинно смиренномудр, кто имеет в сокровенности нечто достойное гордости, но не гордится, и в помысле своем вменяет это в прах (прп. Исаак Сирин , 58, 237). Источник. Совершенство смирения в том, чтобы с радостью сносить ложные обвинения (прп. Исаак Сирин , 58, 307). Источник. Если хочешь узнать, смиренномудр ли ты, то испытай себя... не приходишь ли ты в смятение, когда тебя обвиняют (прп. Исаак Сирин , 58, 308). Источник. Истинное смирение есть порождение ведения, а истинное ведение есть порождение искушений (прп. Исаак Сирин , 58, 367). Источник. Человек, достигший того, чтобы познать меру своей немощи, достиг совершенства смирения (прп. Исаак Сирин , 58, 396). Источник. Кто в сердце своем приобрел смирение, тот мертв стал для мира и, омертвевший для мира, омертвел для страстей (прп. Исаак Сирин , 58, 412). Источник. Кто несмыслен, тот не имеет смирения. И кто не имеет смирения, тот не будет смыслен. Не смиренномудр, кто не мирен; и немирный не смиренномудр... (прп. Исаак Сирин , 58, 416). Источник. ...Не презирать даяния ближнего есть (дело) смиренномудрия; и должно принимать оное (даяние) с благодарностью, хотя бы оно и было мало и незначительно (прп. авва Дорофей , 29, 189). Источник. ...Кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигает (цели). Имеющий смирение с самоуничижением также достигнет, ибо самоуничижение заменяет труд. А кто имеет одно только смирение, тот хотя и успевает, но не так скоро. Желающий приобрести истинное смирение отнюдь ни в каком случае не должен почитать себя чем-нибудь. В сем состоит истинное смирение (прп. Варсануфий, 29, 234). Смирение состоит в том, чтобы ни в каком случае не почитать себя за нечто, во всем отсекать свою волю, повиноваться всем и без смущения переносить то, что постигает нас отвне. Таково истинное смирение, в котором не находит себе места тщеславие. Смиренномудрый не должен стараться выказывать свое смирение на словах, но довольно для него говорить: «прости меня» или «помолись о мне». Не должно также самому собою вызываться на исполнение низких дел, ибо и то и другое ведет к тщеславию, препятствует преуспеянию и более делает вреда, нежели пользы; но когда повелят что-либо, не противоречить, а исполнять с послушанием – вот что приводит к преуспеянию (прп. Варсануфий, 29, 235–236). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Поскольку соблюдающим степенность в нравах не надлежит сквернить языка своего, то пусть будет сказано, что всего короче и благоприличнее, а именно, что причина великих зол – чревоугодие... (прп. Исидор Пелусиот , 62, 447–448). Око чревоугодника высматривает, где пиршество, а око воздержного – где собрания мудрых (прп. Нил Синайский , 71, 202). Источник. Отощавшее чрево приуготовляет к тому, чтобы бодрствовать в молитве, а пресыщенное наводит глубокий сон (прп. Нил Синайский , 71, 202). Источник. ...Сребролюбие, гнев, печаль суть порождения и отростки чревоугодия (прп. Нил Синайский , 72, 73). Источник. Когда оно наполнено, тогда сильны пожелания и других удовольствий... (прп. Нил Синайский , 72, 74–75). С воспламенением утробы от многоценности снедей расслабевают и духовные силы... (прп. Нил Синайский , 72, 76). Источник. Оно истребляет в человеке все доброе (прп. Нил Синайский , 72, 76–77). ...Чревоугодие все приводит в движение, служа удовольствию гортани; и разнообразие снедей низлагает и истребляет твердость добродетелей (прп. Нил Синайский , 72, 77). Источник. Конец употребления пищи сверх меры явен, сие доводит тело до мучительного состояния, а часто и до болезни (прп. Нил Синайский , 72, 381). Источник. Матерь сластолюбия (похотного) – чревоугодие: ибо оно порождает сластолюбивую похотливость и многие другие страсти. От него, как от корня стебельки, дают побеги прочие страсти и в скором времени, став деревьями наравне с ним, породившим их, разветвляются в пороки, до небес досязающие. Так сребролюбие, гнев, печаль суть порождения и произрастения чревоугодия. Чревоугоднику прежде всего нужны деньги на удовлетворение пламенеющего всегда своего вожделения, хотя оно никогда не удовлетворяется; затем на препятствующих приобретению денег необходимо возбуждаться гневу; когда же гнев бессилен бывает перейти в дело, за сим по необходимости следует печаль... (прп. Нил Синайский , 90, 249). Источник. Чревоугодию паче всего сродственно сладострастное движение. И сама природа, желая показать сродство сих страстей, орудиям соития назначило место под чревом, сею близостью означая телесную их связь. Почему если ослабевает сия страсть (похоть), то ослабевает от оскудения того, что выше, – т. е. чрева; и если усиливается и приходит в движение, то оттуда подается ей сила. Но не сей только страсти питательницею и воздоительницею бывает чревоугодие; оно истребляет в человеке все доброе. Коль скоро оно берет верх, обыкновенно падают и вземлются от среды воздержание, целомудрие, мужество, терпение и все прочие добродетели (прп. Нил Синайский , 90, 249–250). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Прискорбный случай разумному напоминает о Боге, и равномерно огорчает забывающего о Боге (прп. Марк Подвижник , 69, 13). Источник. Скорби, постигающие людей, суть порождения их собственных худых дел... Если же мы перенесем их в молитве, то опять обретем приращение в добрых делах наших (прп. Марк Подвижник , 69, 28). Источник. Скорби находят за прежде бывшие грехи, принося с собою сродное каждому прегрешению (прп. Марк Подвижник , 69, 45). Источник. Кто противится постигающим его скорбям, тот сам, того не зная, противится повелению Божию (прп. Марк Подвижник , 69, 50). Источник. Из случающегося с нами печального ничто не постигает нас несправедливо, но все бывает по праведному суду Божию. Иные терпят за свои злые дела, а иные за ближнего (прп. Марк Подвижник , 89, 508). Источник. Нечистотою сластей, как ржавчиною, покрытую душу очищает болезненный труд, и совсем истребляет в ней всякую склонность к вещественному, когда она делом познает вред от любления его; чего ради Бог попускает диаволу, по праведному суду, угнетать людей мучительными скорбями (прп. Максим Исповедник , 91, 258). Благ сущи Бог и, желая совершенно исторгнуть из нас семя зла, т. е. похотение сластолюбное, лишающее ум Божественной любви, попускает диаволу наводить на нас прискорбности и страдания, чтобы через прискорбности и очистить душу от яда предшествовавших похотений и внедрить в нее ненависть и совершенное отвращение от настоящих, льстящих одной чувственности, – как ничего полезного (кроме мучительных последствий) не доставивших при прежнем удовлетворении их, и чтобы таким образом самую мучительную и человеконенавистную силу врага сделать обстоятельною причиною возвращения к добродетели тех, которые произвольно погрешили против нее (прп. Максим Исповедник , 91, 261). ...Отчего подверглись мы всем скорбям сим? Не от гордости ли нашей? Не от безумия ли нашего? Не от того ли, что мы не обуздываем злого произволения нашего? Не от того ли, что мы держимся горького своеволия нашего? Да и от чего же более? Не был ли человек по сотворении своем во всяком наслаждении, во всякой радости, во всяком покое, во всякой славе? Не был ли он в раю? Ему было повелено не делать сего, а он сделал. Видишь ли гордость? Видишь ли упрямство? Видишь ли непокорность? (прп. авва Дорофей , 29, 25). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Соделываемся грешниками не тогда, как сделаем грех, но когда не возненавидим его, и не раскаемся в нем (прп. Исаак Сирин , 58, 246). Источник. Стопы боящегося грехов охраняет Господь, и во время поползновения предваряет его милость Божия (прп. Исаак Сирин , 58, 291). Источник. Кто боится грехов, тот беспреткновенно совершит страшное шествие, и во время сумрака пред собою и внутри себя обретет свет (прп. Исаак Сирин , 58, 291). Источник. Пока не возненавидит кто причины греха от сердца, не освобождается он от ощущения, производимого действенностию греха (прп. Исаак Сирин , 58, 356). Кто ненавидит свои грехи, тот перестанет грешить; и кто исповедует их, тот получит отпущение (прп. Исаак Сирин , 58, 358). Источник. Ибо вражда бывает причиною истинного смирения; исповедь – причиною сокрушения, последующего в сердце от стыда (прп. Исаак Сирин , 58, 358–359). ...Иное суть страсти, и иное грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т. е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти, ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним (прп. авва Дорофей , 29, 23). Источник. ... освободил нас святым крещением, подав нам свободу делать добро, если пожелаем, и не увлекаться уже... насильственно ко злу, ибо того, кто порабощен грехами, они отягощают и увлекают, как и сказано, что каждый связывается узами своих грехов (см.: Притч. 5, 22 ) (прп. авва Дорофей , 29, 24). ...Кто столько ненавидит грех, как святые? Однако они не ненавидят согрешающего и не осуждают его, не отвращаются от него, но сострадают ему, скорбят о нем, вразумляют, утешают, врачуют его, как больной член, и делают все для того, чтобы спасти его. Как рыбаки, когда закинут уду в море и, поймав большую рыбу, чувствуют, что она мечется и бьется, то не вдруг сильно влекут ее, ибо иначе прорвется вервь и они совсем потеряют рыбу, но пускают вервь свободно и послабляют ей идти, как хочет; когда же увидят, что рыба утомилась и перестала биться, тогда мало помалу притягивают ее, так и святые долготерпением и любовью привлекают брата, а не отвращаются от него и не гнушаются им. Как мать, имеющая безобразного сына, не только не гнушается им и не отвращается от него, но и украшает его с любовью, и все, что ни делает, делает для его утешения, так и святые всегда покрывают, украшают, помогают, чтобы и согрешающего со временем исправить... (прп. авва Дорофей , 29, 85–86). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

«Ангелы – не телесные сущности, и их нельзя узреть, как они есть, без изменения, вне душевного зрения, которое есть истинное созерцание (, teoriya); при таком видении они не становятся ниже своей истинной природы. Никто не может получить такое видение без двойного очищения разума (, hawn)» 37 . Прп. Исаак подробно обсуждает вопрос, каким образом можно узреть ангелов и родственные им души. Он также рассматривает состояние, называемое «teoriya ангелов», которое возможно достичь человеческому разуму 38 . Однако главный интерес прп. Исаака и его наиболее оригинальный вклад состоит в его описаниях внутренней жизни ангелов – а ангельские сущности, будучи бестелесными, не имеют другой жизни, кроме внутренней! Эти описания на самом деле косвенно раскрывают «двойное очищение», которого прп. Исаак, согласно собственному критерию, должен был достичь, чтобы иметь такое постижение. Основное различие между человеческим и ангельским умом, по прп. Исааку, состоит в том, что ангелы, будучи устойчивыми и неизменными, не опускаются до преходящих дел, как это делают люди. Это включает не только материальные цели, но также духовные интересы – например, раздумья о Божием суде и борьбе за спасение, которые являются естественной и разумной заботой для человека и при этом не подразумевают духовного ведения 39 . В случае ангелов знание более совершенно, оно другого характера и направлено на истины более высокие, чем стремление к своему личному спасению 40 . Низкая оценка прп. Исааком борьбы за собственное спасение объясняется тем, что критерием сравнения у него выступают не земные люди, а ангельские сущности. В этом смысле реакция прп. Исаака на современную критику религии за эгоистичную устремленность к небесному блаженству была бы положительной: борьба за спасение эгоистична почти по определению, но она не является ни конечной целью религии, ни высшим внутренним состоянием. Внутренний характер ангелов – важный вопрос для прп. Исаака, ибо это также определяет идеальное внутреннее расположение и состояние ума для подвижников. Ключевым моментом в этом отношении является то, что мышление и сознание ангелов устойчиво, цельно и бесстрастно; однако это означает не безразличную сухость внутренних движений, но скорее «полноту любви». Так, ангельские сущности могут быть глубоко взволнованы в положительном смысле слова (т. е., исступление в Боге), но не в смысле эгоизма или колебания 41 . Недостатки ангелов

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/an...

С большой долей вероятности можно говорить о том, что Себастьяну Броку действительно посчастливилось найти Второй том творений прп. Исаака Сирина . Однако отсутствие должного критического исследования данной находки привело к тому, что прп. Исааку стали усваивать те сочинения, которые практически ему не принадлежат. Текстологический и тематический обзор Второго тома с точки зрения композиции, стиля и грамматики позволил обнаружить в его составе трактаты, которые вступают в противоречие с другими и разрывают тематическое единство повествования. Это – явные признаки подложного сочинения и позднейшей вставки 109 . Стилистический и грамматический анализ позволил выявить неуклюжие вставки переписчиков. Переписчики – оригенисты (так условно их назовем), используя особенность, присущую творениям прп. Исаака, в которых очень заметно выражена так называемая «осуществившаяся эсхатология», решили сделать его своим «патроном» и стали вкраплять в его писания собственные домыслы. Под именем Преподобного они вставили в текст свои сочинения с еретической эсхатологией. Критический обзор трактатов Второго тома позволяет выявить подлинный блок писаний прп. Исаака и в то же время отказаться от превратного направления, заданного западными исследователями наследия прп. Исаака, склонных приписывать ему сочинения, которые на самом деле ему не принадлежат. За последние десятилетия западная богословская наука приобрела заметно выраженный либерально-экуменический вектор и стала утрачивать патристический метод работы со святоотеческим наследием. Поэтому мы глубоко убеждены, что по данной проблематике нужно использовать незыблемые методы, оставленные нам выдающимися отечественными патрологами, такими как С. Епифанович , И. Попов и другие, авторитет которых и по сей день остается непререкаемым, а труды сохраняют свою актуальность. Итак, во Втором томе сочинений, приписываемых прп. Исааку Сирину , нами был выявлен ряд трактатов, которые его перу не принадлежат. Это трактаты 11, 14 и 38–41. Трактат 3-й, возможно, содержит в себе несколько сентенций, действительно написанных прп. Исааком, а именно те, которые отражены в рукописной традиции. Но по своему жанру, объему и стилю он никак не может являться одним из трактатов Второго тома. Тематика этих сентенций во многом дублируется другими трактатами Второго тома. Сверка 3-го трактата с сирийской рукописью S2 во многом может прояснить его происхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010