Марк Подвижник , 88, 534). Источник. Отврати мысль от всякого любоимания, и тогда возможешь увидеть козни диавола (прп. Марк Подвижник , 88, 534). Источник. Враг знает требование духовного закона и ищет только мысленного сосложения (с внушаемым помыслом, а не дела у тех, кто проводит духовную жизнь). Не успеет ли таким образом или сделать подручника своего (когда кто согласится на внушение) повинным трудам покаяния (если сознает он свою вину), или, если не покается (не сознавши вины), обременить его невольными болезненными скорбями... Бывает, что иногда он подущает восставать против таких наведений... дабы таким образом и здесь умножить болезненные прискорбности... и во время исхода показать его неверным (обличить неверие Промыслу)... (прп. Марк Подвижник , 88, 549). Когда диавол увидит, что ум начал молиться из сердца, тогда наводит великие и злохитрые искушения. А малым добродетелям не станет он мешать большими нападками (прп. Марк Подвижник , 88, 568). Когда ум начнет ощущать благодатное утешение Святаго Духа, тогда и сатана свое влагает в душу утешение в кажущемся сладким чувстве, во время нощных успокоений, в момент тончайшего некоего сна (или засыпания). Источник. Если в это время ум окажется держащим в теплейшей памяти святое имя Господа Иисуса и, как верным оружием против прелести, воспользуется сим пресвятым и преславным именем, то лукавый обольститель оный тотчас удаляется, но зато возгорается наконец бранью против души своим лицом (а не помыслами). Так ум, точно распознавая обманчивые прелести лукавого, более и более преуспевает в различении духовных вещей (блж. Диадох, 90, 23). Источник. ...Духи злые на чувства телесные нападают и в них гнездятся, удобно действуя чрез подручную им плоть, на тех, кои младенчествуют еще душою (блж. Диадох, 90, 53). Источник. ...Есть два рода злых духов: одни более тонки, другие более грубовещественные. Тончайшие воюют на душу, а грубейшие плоть обыкновенно пленяют посредством срамных некиих сластных движений; почему всегда друг другу противятся духи, на душу нападающие, и духи, нападающие на тело, хотя к тому, чтобы вредить людям, равное имеют рвение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

гл. 1 – 6 ср. Матф. с 3 по 13), иногда повествует подробнее и нагляднее, чем Матфей (напр. Марк.2:2–13 . ср. Матф.9:2–9 ; Марк.5:1–20 с Матф.8:28–34 ; Марк.6:14–30 с Матф.14:6–13 ); в других местах Марк сокращает Матфея (напр. Марк.6:10 . ср. Матф.20:11 и д.) и наконец он говорит о таких происшествиях, о которых Матфей не упоминает (именно Марк.1:23–28, 12:41–44 , – оба эти места находятся у Луки, – и Марк.7:32–37, 8:22–26 , которых у Луки нет. Но прибавления, которые Марк сделал к Матфею, и то, что Марка имеет отличного от Матфея, совсем не так значительны, чтобы можно было предположить, будто Марк думал составить по нему особенное исправленное Евангелие; далее не видно, почему Марк не удержал особенно важных отделений, которые находятся у Матфея, именно двух первых глав, которые и Hug признает подлинными потом у Марка встречаются места, в которые он не только уклоняется от Матфея, но даже, по-видимому, разногласят с ним (ср. напр. Марк.4:23 с Матф.9:18 . Марк.1:13 с Матф.4:2 . Марк.6:8 с Матф.10:10 , Мар.10:46 с Матф.20:30 ), и это он делает без всякого объяснения; наконец Марк по местам более темен и неопределенен, чем Матфей (сюда принадлежит напр. опущены места из Матф.28:16 в конце Евангелия Марка, не смотря на Марк.14:28, 16:7 ). Умалчиваем уже о том, как произвольно обосновал свое мнение Гуг, когда он признал Евангелие от Луки последним из трех Евангелие (по Гугу из трех синоптиков Лука писал последний, зная оба прежние Евангелия и пользуясь ими, особенно же полагая в основу Марка, а если при этом всех почти повествований Марка 6:45–8:28 у Луки нет, то для объяснения сего Гуг говорит, будто Лука перестал следовать Марку с повествования о насыщении 5.000, а потом опять следовал ему с повествования о насыщении 4.000; следовательно такой пропуск Луки основывается только на его недосмотре! О многих разностях, даже кажущихся разногласиях между Лукою и Марком нечего и говорить. Ср. Berthold Einleit. 111, 1170 ff.). Не счастливее и Гризбахово предположение о заимствовании Марком из Матфея и Луки вместе, потому что в таком случае Марк совершенно не освобождается: от нарекания в отсутствии плана.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

88 Милости Твои. Псалмопевец воздает хвалу чудесной верности Бога Своему народу, явленной в милостях завета. 88 клялся Давиду. Псалмопевец повторяет слова завета, заключенного Господом с Давидом (см. 2 Цар., гл. 7 и 1 Пар., гл. 17). 88 навек утвержу семя твое. В этих словах заключена центральная идея псалма (см. Введение: Характерные особенности и темы). 88 небеса прославят чудные дела Твои. В данном стихе небеса персонифицируются, подразумевая всех обитателей неба (ангелов, херувимов). 88 кто на небесах сравнится с Господом? Упомянув о других обитателях неба, псалмопевец незамедлительно отмечает исключительность Господа. Все они, наравне с людьми, Его творения. Утверждение исключительности Бога Израиля важно тем, что опровергает религиозные представления соседних с израильтянами народов. В письменных памятниках Ханаана и Месопотамии также встречается понятие «собрание святых», однако язычники понимали под ним сонм богов, из которых одни более могущественны, чем другие. Утверждая неповторимость божественного естества Господа, псалмопевец тем самым обособляется от упомянутых языческих представлений. 88 Ты владычествуешь над яростью моря. Т.е. над бездной и хаосом. 88 Ты низложил Раава. Имеется в виду мифологическое морское чудовище (наподобие левиафана), символизирующее силы зла и разрушения ( Иов 9,13 ). Кроме того, именем Раав иногда называется Египет (см. Пс. 86,4 и ком.). 88 вселенную... Ты основал. В отличие от языческих богов, Бог является Создателем вселенной. 88 Фавор и Ермон. Гора Ермон, находящаяся на самом севере Израиля, по высоте превосходит все другие горы страны. Фавор, известный необычной формой своей вершины, возвышается в долине Меггиддо и служит вехой, на которой сходятся границы владений трех колен. 88 Правосудие и правота. Праведность, справедливость и святость сущность Господа, которую Он открывает Своему творению. предходят пред лицем Твоим. Милость Божия опережает, предваряет непогрешимую истинность Его суда. 88 Блажен. См. ком. к Пс. 1,1 . 88 рог наш. Т.е. царь. Мысль о том, что Господь есть Тот, Кто вооружает царя его властью, раскрывается в следующем стихе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Гл. 4-й. Где есть мирское пристрастие... 898, 54, Аа 193, 88 и в старопечатных. Приидет смерть, яко хищник... В тех же требниках. Воистину страшно таинство смерти. В требн. 898, Аа 193, 88 и старопечатных. Сон является верующим смерть... Ныне бездушна тя видяще рыдаем... Слава: Ты правда и освящение нам был еси... И ныне: Словесем Ти последующе, чистая... В 898, 54, Аа 193, 88 и староп.: Слава и ныне... Избави нас от бед наших... Гл. 5-й. Помянух пророка вопиюща... В 898, 88, Аа 193 и старопечатных: Несть в житии сем красно ничтоже... Ты, создавый мя, Господи и положив на мне руку Твою... В 83 и Аа 193, а так же в старопечатных: Исцелил еси сокрушение мое, Спасе... Светом лица Твоего, Христе... В 88, Аа 193 – Разрушил еси смертную гордыню смертию, безгрешне... Пети всесоставными гласы... Слава: Идеже пророком лик, апостолов и мучеников чинове... И ныне: Законом греховным нас порабощенных... В 898, 88, 54 в Аа 193, а также в старопечатных: Тебе ся молим, яко Божию Матерь... Гл. 6-й. Начаток ми и состав зиждительное ти бысть повеление... В 898, 54, Аа 193 и старопеч.: Болезнь Адаму бысть древа вкушение.. Болезнь Адаму бысть древа вкушение... Имея непостижимое, еже о нас благоутробие... В 898, 54, Аа 193, 88 и староп.: Слово Божие существенное Младенец быти изволи... Умерщвление претерпел еси... В 88 и Аа 193 – Род человеческий вопиет правоверно... Слава: Живыми обладающе богоначальною властию... И ныне: Христово пребывалище, чистая... В 88 и Аа 193 – Никтоже притекаяй к Тебе посрамлен от Тебе исходит... В 898 и староп. – Бога из Тебе воплощшогося уразумехом... Гл. 7-й. Покой, Спасе наш, Жизнодавче, его же преставил еси... Та же в 898 и старопечатных; в 88 и Аа 193 этой стихиры нет. В стране праведных Твоих, Милостиве, упокой раба сего... В 898, 54 и старопечатных – По образу Своему и по подобию создавый… Та же в 88 и Аа 193. Умерщвлен узреся на кресте... В 898 и староп. – Безчисленно будет блудно живущим мучение..., а в 88, 54 и Аа193 – Разрушается прочее смерть... Неизменною Твоею добротою...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Ответ они могли получить не раньше как через полтора-два месяца. Тем временем Марк и Мартин из последних сил старались устроить свой участок, расчищая его и готовя для посева. Как ни плохо они хозяйничали, все же дело у них шло лучше, чем у соседей, потому что Марк кое-что смыслил в земледелии, а Мартин учился у него; другие же поселенцы, еще остававшиеся на этом гнилом болоте (какая-то горсточка людей, изнуренных болезнями), по-видимому, явились сюда в убеждении, что искусство пахать землю — это природный дар, которым владеет всякий. Поселенцы помогали друг другу в этой работе, как и во всем остальном, но работали угрюмо, без всякой надежды, словно партия арестантов. По вечерам, когда Марк с Мартином оставались одни, они часто говорили перед сном о родине, о знакомых местах, домах, дорогах и людях, которых они прежде знали: иногда с живой надеждой увидеть их вновь, иногда — с тихой грустью, словно эта надежда погибла. Во время этих разговоров Марк, к великому своему изумлению, стал замечать в Мартине странную перемену. «Не знаю, что и думать, — рассуждал Марк про себя однажды вечером, — он совсем не то, что я полагал. Гораздо меньше занят собой. Ну-ка, попробую еще». — Спите, сэр? — Нет, Марк. — Думаете о родине, сэр? — Да, Марк. — Вот и я тоже, сэр. Я думал, сэр: что-то поделывают теперь мистер Пинч и мистер Пексниф. — Бедняга Том! — произнес Мартин задумчиво. — Недальнего ума человек, сэр — заметил мистер Тэпли. — На органе играет задаром. О себе не умеет позаботиться! — Да, хотелось бы, чтобы он немножко больше о себе думал, — сказал Мартин. — Хотя, может быть, я вздор говорю. Пожалуй, мы бы тогда не так его любили. — Все им помыкают, — намекнул Марк. — Да, — сказал Мартин, помолчав немного. — Я это знаю, Марк. В голосе Мартина звучало такое сожаление, что его компаньон оставил этот разговор и перешел на другое. — Ах, сэр! — вздохнул Марк. — Боже ты мой! Многим же вы рискнули из любви к молодой леди! — Знаете, что я вам скажу, Марк, я в этом не уверен, — ответил Мартин быстро и решительно, он даже приподнялся и сел в постели. — Я начинаю сомневаться; мне это далеко не так ясно, как раньше. Вот она так в самом деле очень несчастна. Ведь она жертвует душевным спокойствием, жертвует кровными интересами, она не может убежать оттуда, где ей завидуют и мешают жить, как убежал я. Она должна терпеть, Марк, терпеть со связанными руками, бедная девушка! Я начинаю думать, что ей приходится выносить гораздо больше, чем мне, честное слово!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

88 говорил Ты в видении. Несмотря на то, что Писание не содержит слов, в точности совпадающих с приводимыми ниже, в данном стихе можно видеть либо неточный пересказ откровения Господа Нафану (2 Цар., гл. 7), либо слова, которыми Господь впервые возвестил Самуилу об избрании Им на царствование Давида (1 Цар., гл. 16). 88 мышца Моя укрепит его. На царя возложены священные обязанности, как общественные, так и религиозные. Господь обещает даровать Давиду силы, чтобы он мог с честью эти обязанности исполнять. 88 истина Моя и милость Моя. Эти ключевые для данного псалма слова повторяются на всем его протяжении (см. ком. к ст. 1). 88 Ты отец мой. Данные слова свидетельствуют о тесных узах, связывающих Давида с Богом ( 2Цар. 7,14 ). 88 сделаю его первенцем. Данный стих говорит о Давиде не просто как об одном из чад Божиих, а как о первом и достойнейшем из них. Тесные узы, связывающие Давида с Богом прообраз отношений Всевышнего со Своим Единородным Сыном, Иисусом Христом. 88 продолжу вовек семя его. Это обетование исполнилось в Иисусе Христе потомке царя Давида во плоти. 88 уставы Мои. Т.е. волю Господа, запечатленную в книгах Закона. 88 посещу жезлом беззаконие их. Завет Господа с Давидом предусматривал жестокую кару царю в случае его отступничества ( 2Цар. 7,14 ). В соответствии с этим заветом Господь нередко карал царей Израиля руками их врагов, как внутренних (Иеровоам в 3Цар. 11,9–40 ), так и внешних (египтяне, ассирийцы, вавилоняне). 88 Не нарушу завета Моего. Обетования Божий пребывают вовек. Завет, который Бог заключил с Давидом, нес в себе элемент условности (ст. 33), т.е. предусматривал исполнение царями определенных обязательств. В то же время окончательное исполнение этого завета в Иисусе Христе является безусловным. 88 Ты отринул. Первая часть псалма исполнена торжества и восхваления чудесных уз, связывавших Бога и царя в прошлом. В данном же стихе псалмопевец обращается к настоящему, когда узы эти распались: Господь расторг их, прогневавшись на царя за его грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Пс.88:9. Силен еси Господи, и истина Твоя окрест Тебе. Пс.88:10. Ты владычествуеши державою морскою.   Слово это показывает, что Тот, Кто в рабием зраке, вначале привел в бытие влажную сущность, что Он положил пределом морю песок, и рек ему: «до этого дойдеши, и не прейдеши» (Иов. 38:11). А что это истинно, доказал, запретив морю и ветрам, когда плыл с учениками. Возмущение же волн его Ты укрощаеши. Пс.88:11. Ты смирил еси, яко язвена, гордаго.    Ибо Он связал крепкого и гордого, и ученикам Своим дал «власть наступати на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию» (Лк. 10:19). Пс.88:12. Твоя суть небеса, и Твоя есть земля.    Он как Владыка моря, так и Создатель небес и всей земли. Вселенную и исполнение ея Ты основал еси. Пс.88:13. Север и море Ты создал еси: Фавор и Ермон.   Этим означает четыре страны вселенной: севером — страну полунощную, морем — западную (потому что Писание морем именует запад), горою Ермон — страну полуденную, а горою Фавор — восток. Пс.88:14. Твоя мышца с силою.    Мышца Твоя, Владыко, всем явлена с силою. Хотя и соделался Он человеком и был подобен нам, однако же превосходство величия Его было явственно. А это и значить сказанное: да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя. Пс.88:16. Блажени людие ведущии воскликновение.    Проповедав воплощение Единородного, справедливо ублажает научившихся тайне Его. Это же значить воспевать Ему победную песнь. Ибо воскликновение есть песнь над падшими врагами. Ополчился же Он за нас, и победил сопротивные силы. Господи, во свете лица Твоего пойдут, Пс.88:17. и о имени Твоем возрадуются.   Ублажает святых Его Апостолов, потому что Его именем и Его силою творили они все, что ни сотворено ими дивного. Пс.88:18. И во благоволении Твоем вознесется рог наш.    «Рогом» именует славу. Поэтому, как бы обращаясь к Отцу, говорит: поскольку благоволил Ты послать Единородного, то восставлена этим слава наша, потому что стали прославлены мы, «воскреснув со Христом» (Кол. 3:1) и с Ним воцарившись. Пс.88:20. Тогда глаголал еси в видении сыновом, Твоим.    «Тогда», то есть древле в пророческих видениях, «глаголал еси сыновом Твоим», — разумеет призванных к тому, чтобы сподобиться им сыноположения. Что же глаголал, как не это: «положих помощь на сильнаго» ? А это значило сказать: Я дал сильную помощь, чтобы немощные и преобладаемые сатаною могли прибегнуть к Сильному. И Сильный, Которого дал нам в помощь Отец, без сомнения, есть Христос; потому что Он Господь сил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

   Пселл, см. Михаил Пселл    Пти П. 601    Пулхас, см. Бульдаги    Пунтес 165, 505    Пуссин П. 447, 621    Пухей (Абу-Хайан?) 406, 407, 414, 415, 617    Радин 116, 474    Радойчич Н. 548    Радомир 234, 297, 298    Радульф Каэнский 572, 574, 585, 586    Раймунд Ажильский 569, 572, 574, 575, 579    Раймунд Антиохийский 606    Раймунд Беранже II, граф Барселоны 81, 467    Раймунд Тулузский, Сен-Жилль, Исангел 292—295, 306, 308—311, 317, 377, 380, 564, 569, 570, 577— 584, 586, 607    Райффершайд А. 46, 47, 443, 459, 487, 505, 520, 555, 562, 565—568, 576, 586, 589—591, 595, 600, 601, 603—605, 607, 609, 615, 616    Рамсей В. 603, 615, 617    Рапсомат 24, 248—250    Рауль, крестоносец 287—289, 567    Рауль, отец Умберта 372    Рауль, посол Роберта Гвискара 85, 86, 461, 504    Рауль Понтуас 461, 504    Рей Е. 587    Ректор, Лжемихаил 28, 79, 80, 86, 87, 133, 455    Ренальд 165    Ренальд Муска 505    Ренар 372    Рено Е. 45    Рено де Брей 561, 562    Рено из Туля 567    Риан 558    Ридван 573, 582    Ричард, крестоносец 349, 353, 599    Ричард Принчита (см. также Принципат?) 372, 599    Ричард Сенешаль 372    Роберт Гвискар, Гвискар 7, 13, 20, 28, 30, 38, 41, 42, 44, 74— 90, 126, 133—135, 140—151, 153—162, 165, 171, 181—189, 319, 365, 455—462, 466, 486— 495, 497—500, 502—504, 507, 517—520, 527, 568, 599    Роберт, сын Роберта Гвискара 518    Роберт Лорителло, Боритил 85, 460    Роберт Монах 565    Роберт Норманнский 572    Роберт Парижский 567    Роберт II Фландрский 307, 570, 577    Роберт I Фризский, Фландрский граф 214, 217, 232, 535, 542, 543, 557, 558    Рожер, брат Рауля 86, 87, 461    Рожер, сын Дагоберта 372, 461    Рожер, Франк 349, 359, 361    Рожер Борса, Рожер 84, 88, 138, 160, 161, 182, 460, 490, 503, 517—520, 568    Рожер Сицилийский 568    Роланд 458    Роман, «манихей» 342    Роман III, император 488, 516    Роман IV Диоген, Диоген, император 7, 54, 56, 57, 79, 90, 108, 148, 190, 205, 209, 255, 266, 269, 413, 425, 439—441, 444, 455, 465, 476, 477, 479, 488, 496, 522, 549, 553, 625

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Кроме того, в переводе я предположил, что субъектом обоих этих действий – «мог припомнить» и «извлекал из памяти» – может быть Петр. Однако это спорно: многие исследователи полагают, что припоминающий – Марк. Грамматически возможно и то, и другое. Эти две фразы очень похожи, так что логично предположить, что в обеих имеется в виду одно и то же действующее лицо. В первом случае порядок слов в предположении помогает отождествить это лицо с Петром. Однако, что еще более важно, если это не Петр, то фраза теряет желательный для Папия смысл – она больше не означает, что Марк записал учение Петра. Более того: как мы уже видели, все предложение имеет целью подчеркнуть, что Марк записал именно то, что говорил Петр. Фраза «Марк записал то, что помнил Петр» передает эту мысль намного лучше, чем «Марк записал то, что запомнил из слов Петра» 521 . Как показывает последняя фраза отрывка, задача Марка состояла в том, чтобы записать все, что он слышал. Через весь отрывок проходят взаимодополняющие роли Петра и Марка: Петр вспоминал – Марк слушал и записывал. Далее, стоит отметить, что Папий использует две формы глагола «вспоминать»: в первом случае – mnèmoneuô, во втором – намного более редкую форму с приставкой аро: apomnêmoneuô. Вполне возможно, что они используются как взаимозаменяемые и оба относятся к тому, что вспоминал Марк; однако значение второго ближе к «рассказывать по памяти». Бессмысленно говорить, что Марк «записал отдельные рассказы в точности так, как он, Марк, рассказывал их по памяти» 522 – однако фраза становится вполне осмысленной, если предположить, что «Марк записал отдельные рассказы в точности так, как Петр рассказывал их по памяти» 523 . В этом случае аористные формы как глаголов письма (egrapsen, grapsas), так и глаголов воспоминания (етпêтопешеп, аретêзтопеиъеп) указывают на неоднократные случаи, когда Петр припоминал и рассказывал о том, что помнил, а Марк слушал, переводил и записывал. Эти аористы контрастируют с имперфектом epoieito ( " Петр преподавал свое учение в форме хрий»), указывающим на обычную методику проповеди Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Спастись ему помогал и незнакомец. Трудно сказать, что они беседовали. Каждый из них говорил, но получалась не беседа, а что-то другое. Незнакомец изъяснялся так туманно и питал такую склонность к пантомиме, что более простые способы общения на него не действовали. Когда Марк объяснил, что табачка у него нет, он шесть раз кряду высыпал на колено воображаемый табак, чиркал невидимой спичкой и изображал на своем лице такое наслаждение, какого Марку встречать не доводилось. Тогда Марк сказал, что «они» — не иностранцы, но люди чрезвычайно опасные, и лучше всего не вступать с ними в общение. — Ну!.. — отвечал незнакомец. — Э?.. — и, не прикладывая пальца к губам, разыграл сплошную пантомиму, означавшую то же самое. Отвлечь его от этой темы было нелегко. Он то и дело повторял: «Чтоб я, да им?.. Не-е! Это уж спасибо… мы-то с вами… а?» — и взгляд его говорил о таком тайном единении, что у Марка теплело на сердце. Решив, наконец, что тема исчерпана, Марк начал было: — Значит, нам надо… — но незнакомец снова принялся за свою пантомиму, повторяя то «э?», то «э!» — Конечно, — прервал наконец Марк. — Мы с вами в опасности. Поэтому… — Э!.. — сказал незнакомец. — Иностранцы, да? — Нет, нет, — зашептал Марк. — Они англичане. Они думают, что вы иностранец. Поэтому они… — Ну! — прервал его в свою очередь незнакомец. — Я и говорю — иностранцы! Уж я-то их знаю! Чтоб я им… да мы с вами… э! — Я все думаю, что бы нам предпринять, — попытался снова завладеть инициативой Марк. — Ну, — подбодрил его незнакомец. — И вот… — начал Марк, но незнакомец с силой воскликнул: — То-то и оно! — Простите? — не понял Марк. — А! — махнул рукой незнакомец и выразительно похлопал себя по животу. — Что вы имеете в виду? — спросил Марк. Незнакомец ударил одним указательным пальцем по другому, словно отсчитал первый довод в философском споре. — Сырку поджарим, — пояснил он. — Я сказал «предпринять» в смысле побега, — несколько удивился Марк. — Ну, — кивнул незнакомец. — Папаша мой, понимаешь. В жизнь свою не болел. Э? Сколько жил, не болел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010