...Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если он сердцем своим сперва не вознесется над ним, если не уничижит его, и не сочтет себя высшим его (прп. авва Дорофей , 29, 190). Источник. ...Кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигает (цели). Имеющий смирение с самоуничижением также достигнет, ибо уничижение заменяет труд (прп. авва Дорофей , 29, 234). Источник. Уничижение же бывает двоякого рода. Одно сердечное, а другое происходит от поношений, принимаемых отвне. Уничижение, принимаемое отвне, более сердечного, ибо легче самому себя уничижить, нежели перенести уничижение от других, потому что последнее производит гораздо большую болезнь в сердце. Сокрушение же сердца состоит в том, чтобы хранить его и не допускать увлекаться неполезными помышлениями (прп. авва Дорофей , 29, 236). Источник. Блажен, кто, будучи ежедневно укоряем и уничижаем Бога ради, понуждает себя к терпению; он будет ликовать с мучениками, дерзновенно беседовать и с Ангелами (прп. Иоанн Лествичник , 57, 39). Источник. Когда тяжко тебе от укоризны или бесчестия, то знай, что ты великую получил от того пользу, ибо через уничижение промыслительно изгнано из тебя тщеславие (прп. Максим Исповедник , 91, 167). ...Уничижение внешнее через тягостные телесные положения имеет свойство сохранять в душе божественные сокровища... (прп. Максим Исповедник , 91, 262). ...Кто смирен, тот не может видеть, чтобы кто-либо относился к нему ниже его достоинства; ибо он так низким себя считает, что никто не может отнестись к нему ниже того, как бы ни ухитрялся (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 206). Смирение паче всего блюдите, и молитесь о нем, да подано будет, и сами себя почаще теребите, наклоняя на самоуничижение. Как только проснетесь, поскорее позаботьтесь восчувствовать себя негожею, а там и весь день такою же быть старайтесь. На молитву становясь и к Господу приступая, паче уничижайтесь. Кто и к Кому дерзает обращаться и беседовать человеческою речью?! – Радуйтесь, когда встретится уничижение внешнее, невольное. Принимайте его как особую милость Божию. Мерою себе поставьте, что, когда вы стоите в полном недовольстве собою, то вы в добром чине; коль же скоро хоть малое чувство самодовольства придет, и начнете вы цену себе давать, знайте, что вы не в своем виде, и начинайте тогда теребить себя. Господа ради не забывайте сего пунктика. Все другое ничто, когда сего нет (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 169). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Бесы часто возбраняют нам делать легчайшее и полезное, а между тем побуждают предпринять труднейшее (прп. Иоанн Лествичник , 57, 206). Источник. Рассмотрим и заметим... какие бесы приводят нас в гордость, какие нас смиряют, какие ожесточают, какие нас утешают, какие наводят мрак, какие обольщают нас лицемерным просвещением, какие делают нас медлительными, какие коварными, какие радостными и какие печальными (прп. Иоанн Лествичник , 57, 209). Источник. Печалями и утехами, желаниями и страхами привязывают демоны ум к чувственному (авва Фалассий, 90, 321). Непрестанно ищущие души нашей ищут посредством страстных помыслов ввергнуть ее в мысленный или действительный грех. Но когда сретят ум, не приемлющий их, тогда постыдятся и посрамятся, когда же найдут, что ум занят духовным созерцанием, тогда возвратятся вспять и устыдятся зело вскоре (ср.: Пс. 34, 4; 6, 11 ) (прп. Максим Исповедник , 90, 180). Изнемогают демоны, когда чрез исполнение заповедей уменьшаются в нас страсти, погибают, когда в силу бесстрастия души совершенно исчезают из нее, не находя в ней того, чем держались в ней и чем воевали против нее. Сие-то значит: изнемогут и погибнут от лица Твоего ( Пс. 9, 4 ) (прп. Максим Исповедник , 90, 181). Пяти ради причин, говорят, от Бога попускается нам быть боримыми от демонов: первая причина сего та, чтобы мы, будучи боримы и противоборствуя, дошли до умения различать добродетель от греха; вторая та, чтобы мы борьбою и трудом снискав добродетель, имели ее твердою и неизменною; третья, чтобы, преуспевая в добродетели, мы не высоко о себе мудрствовали, но научились смиренномудрию; четвертая, чтобы, испытав делом, сколь зол грех, – совершенною возненавидели его ненавистью; наконец, пятая и важнейшая та, чтобы, сделавшись бесстрастными, не забывали мы своей немощи и силы Помогшего нам (прп. Максим Исповедник , 90, 189). На высоких молитвенников нападают демоны, ввергая в их ум простые помышления о вещах чувственных и тем отвлекая их от молитвы; на прилежащих познаниям, на дольжайшее время задерживая в них страстные помыслы; на подвизающихся в деятельной жизни – склоняя их грешить делом. Всяким способом со всеми борются окаянные, чтобы отдалить людей от Бога (прп. Максим Исповедник , 90, 194).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

55 Игнатий (Брянчанинов), свт. Правила наружного поведения для новоначальных иноков//Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 5. М.: Паломник, 2003. С. 18. 56 Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев: в 2 т. Введенская Оптина пустынь, 2000. Т. 1. С. 334. 57 Феодор Студит, прп. Малое оглашение. Оглашение 125//Творения: в 3 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 227. 58 Игнатий Брянчанинов, свт. Правила наружного поведения для новоначальных иноков//Полн. собр. творений: в 8 т. Т. 5. М.: Паломник, 2003. С. 9. 59 Нил Синайский , прп. Аскетические наставления преподобного Нила Синайского 1. 153 главы о молитве. 165//Добротолюбие. Т. 2. М., 1895. С. 227–228. 60 Василий Великий, свт. Правила, пространно изложенные. Правило 38. Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 206. 61 К таким трудам могут быть отнесены, например, подготовка к престольным праздникам обители, общая уборка территории, некоторые сельскохозяйственные работы, которые выполняются всей братией сообща. 62 Василий Великий, свт. Подвижнические уставы. Глава 23//Творения: в 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 367. 63 Правила для Троицкого Одигитриевского женского общежития. Глава 29//Душеполезное чтение: год двенадцатый. М., 1871. С. 103. 64 Феодор Студит, прп. Великое оглашение. Ч. 2. Оглашение 21//Творения: в 3 т. М.: Сибирская благозвонница, 2010. Т. 1. С. 475. 65 Амвросий Оптинский, прп. Письма к монашествующим. Письмо 291//Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М.: Паломник, 1995. С. 45. 66 Феодор Студит, прп. Подвижнические монахам наставления. Слово 49//Добротолюбие: в 5 т. Репр. воспр. изд. 1889 г. М.: Паломник, 1998. Т. 4. С. 121. 67 Амвросий Оптинский, прп. Письма к мирянам. Письмо 38//Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М.: Паломник, 1995. С. 47. 68 Устав преподобного Пахомия Великого//Древние иноческие уставы. Репр. воспр. изд. 1892. Рига: Паломник — Благовест, 1995. С. 131. 69 Иоанн Лествичник, прп. Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец//Лествица. М.: Правило веры, 2001. С. 483.

http://azbyka.ru/polozhenie-o-monastyrya...

Сергиев И., прот. Моя жизнь во Христе. Полное собрание сочинений. Т. 4. С П б., 1893. С. 26-27. См. подробнее: Дьяченко Г., прот. Уроки и примеры христианской веры. СПб., 1902. С. 349-351.//Ср.: Иоанн Лествичник, прп. О памяти смерти. Слово 6 (9). Лествица. Сергиев Посад, 1908. С. 72-73. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Марка (гл. 14). Благовестник. Толкование на святые Евангелия. С П Б., б.г. С. 250. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 50 (451). Творения. Т. 4. Книга первая. СПб., 1898. С. 548. О делении памяти смертной на две духовные силы см.: Василиадис Н. Таинство смерти. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 268 – 275. Житие преподобного Антония Великого. Жития святых. Книга пятая. Январь. М., 1904. С. 536.//Ср. так же: Ефрем Сирин, прп. Молитва 38. О памятовании смерти. Творения. Часть 4. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. С. 454//Ефрем Сирин. Писания духовно-нравственные. 88. О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве. Творения. Часть третья. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1897. С. 116-117.//Древний патерик, изложенный по главам. Глава 5 (33). Разные повести к управлению против восстающих на нас браней. М., 1899. С. 81. Иоанн Лествичник, прп. Указ соч. С. 75.//Древний Патерик, изложенный по главам. Глава 11 (19). О том, что должно всегда бодрствовать. М., 1899. С. 209. Тихон Задонский, свт. Об истинном христианстве. Беседа LXXXVIII. Творения. Т. 2. Книга первая. М., 1889. С. 48.//Тихон Задонский, свт. БeceдaLXXXXIX. Указ. соч. С. 48-49. Феофан Затворник, свт. Урок при гробе ближнего. Размышление и созерцание. М., 1998. С. 206-207.//Примеры памяти смертной из житийной литературы см.: Житие Иоанна Милостивого. Жития святых. Книга третья. Ноябрь. М., 1902. С. 291. Об Иоанне Милостивом: см: Дестунис С. Жития святых. Составлены по Четь-Минеям и другим книгам. Ноябрь. С П б., 1892. С. 63-70).//Житие прп. Мартирия Зеленецкого (Великолуцкого) . Жития святых. Книга восьмая. Апрель. Приложение. М., 1906. С. 362.//Словарь исторический о святых, проставленных в Российской Церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. С П Б., 1862. С. 159-160.//Ильин В. Н. Преподобный Серафим Саровский. Нью – Йорк, 1971. С. 57-58.

http://bogoslov.ru/article/2698699

...Мы не знаем (путей) Промысла Божия, и потому должны предоставлять Ему устроять все, касающееся до нас... (прп. авва Дорофей , 29, 205). Источник. Промысл Божий делает многое сверх нашего соображения и надежды. И иногда предполагаемое нами на опыте бывает иначе; и одним словом: во время искушения нужно иметь долготерпение и молиться, а не желать, как я сказал, и не полагать, что можно человеческими помыслами преодолеть помыслы бесовские (прп. авва Дорофей , 29, 206). Источник. Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих; ибо любопытствующие плывут в корабле гордости (прп. Иоанн Лествичник , 57, 199). Источник. Как врачи, тело врачующие, не одно и то же для всех предлагают лекарство, так и Бог, врачуя душевные болезни, не один, для всех пригодный, знает способ врачевания, но каждой душе подавая благопотребное, совершает исцеления. Возблагодарим же Его, будучи врачуемы, хотя бы бывающее с нами и муку имело: ибо конец блажен (прп. Максим Исповедник , 91, 250–251). Божественный, яко воистину, предел и закон промышления в течении событий есть наказывать так, чтобы несчастиями научить благодарности тех, которые в лучшем состоянии оказались неблагодарными, испытание настоящих прискорбностей соделывая путем к признанию Божественной силы, действовавшей в предыдущем благобытии: дабы иначе, если бы Провидением попущено было нам беспрепятственно надмеваться тем, что в нас есть хорошего, совсем не впасть нам в богопротивную гордыню, возмечтав, что стяжание добродетели и ведения достигается собственными нашими естественными силами, а не благодатию (прп. Максим Исповедник , 91, 272–273). ...Поскольку все другие твари, кроме существ разумных, т. е. Ангелов и людей, не имеют разума, как неразумные, то Бог промышление о них творит просто, без того, чтобы они знали о сем, так как они не имеют разума. И об Ангелах и людях, существах разумных, Он тоже имеет всегда промышление, но так как они суть твари разумные и естественно имеют разум, то Он хочет, чтобы они знали и сами Творца и Промыслителя своего Бога. Для того и созданы они разумными, с естественным разумом, чтобы, познавая Творца своего и Промыслителя, всегда прославляли Его и благодарили, не только за себя самих, но и за все прочие твари. Почему Бог, будучи Царем всех тварей, над одними людьми хочет царствовать по воле их, как и над Ангелами царствует по воле их. И если люди не хотят, чтобы Бог царствовал над ними, то Он не делает им в этом насилия, чтобы не отнять у них через то самовластного произволения; ибо как возможно быть твари разумною, если она не имеет своей воли? (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 365). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Т. II. С. 206    Сорок глав о трезвении.//Добротолюбие. Т. 3. С. 413    Аскетические опыты. Т. I. С. 207    Приношение современному монашеству. С. 265—266    Слово о смерти. С. 52    Аскетические опыты. Т. I. С. 290, 345. Приношение современному монашеству. С. 148. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 208—209, 523    Приношение современному монашеству. С. 331    Сорок глав о трезвении.//Добротолюбие. Т. 3. С. 403    Духовные беседы. С. 61. 124    Слова подвижнические. С. 387    Аскетические опыты. Т. I. С. 160. Приношение современному монашеству. С. 149. Отечник. С. 7    Подвижническое слово.//Добротолюбие. Т. 3. С. 55    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 239    Об осьми духах зла.//Добротолюбие. Т. 2. С. 236    Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 32; О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 167, 188    Слова подвижнические. С. 135    Приношение современному монашеству. С. 333    Леслвица. С. 113, 144—145, 152    Слова подвижнические. С. 389—391    Цветы прекрасные. С. 59—62    Духовные беседы. С. 275    Подвижническое слово.//Добротолюбие. Т. 3. С. 56, 57    Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 582    Приношение современному монашеству. С. 334—335    Аскетические опыты. Т. I. С. 159, 290—291, 304. Приношение современному монашеству. С. 337. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 198—199, 466—467, 523—524, 535—537, 823    Аскетические опыты. Т. II. С. 231—232. Приношение современному монашеству. С. 355—356    Лествица. С. 242    Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 284    Слова подвижнические. С. 313—314    Наставления.//Добротолюбие. Т. 1. С. 535    Исаия, авва. О хранении ума.//Добротолюбие. Т. 1. С. 456; Исихий Иерусалимский, прп. О трезвении и молитве.//Добротолюбие. Т. 2. С. 164, 184, 197; Нил Синайский, прп. Об осьми духах зла.//Добротолюбие. Т. 2. С. 253; Диадох Фотикийский, блж. Подвижническое слово.//Добротолюбие. Т. 3. С. 12, 40; Филофей Синайский, прп. Сорок глав о трезвении.//Добротолюбие. Т. 3. С. 413; Иоанн Лествичник, прп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

114 Аскетические опыты. Т. I. С. 446—447 115 Аскетические опыты. Т. I. С. 117 116 Аскетические опыты. Т. I. С. 115 117 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 322. Прпп. Иоанн Лествичник и Исаак Сирин предостерегают до принятия духовной силы читать книги, чуждые правоверия, так как это помрачает ум немощных и наиболее вооружает на нас духа хулы (Лествица. С. 233; Слова подвижнические. С. 282—283). 118 Аскетические опыты. Т. I. С. 121—122, 244. Приношение современному монашеству. С. 69. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 396, 642 119 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 206 120 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 423 121 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 324—325 122 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 324 123 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 556—558 124 «Не все разумные в слове, — учит пресв. Илия Екдик, — разумны и в духовных деланиях; но все разумные в духовном разумны и во внешнем» (Цветособрание//Добротолюбие. Т. 3. С. 424—425). О том же говорит прп. Исаак Сирин: «Иное слово действенное, и иное слово красивое. И без познания вещей мудрость умеет украшать слова свои, говорить истину, не зная ее, и толковать о добродетели, хотя сам человек не изведал опытно дела ее. Но слово от деятельности — сокровищница надежды; а мудрость, не оправданная деятельность, залог стыда (Слова подвижнические. С. 7). Свв. Макарий Великий и Исаак Сирин уподобляют человека, ведущего речь о духовном без опытного усвоения добродетели, тому, кто, находясь в пустыни и томясь жаждой, придумывает источник воды и воображает себя пьющим, тогда как не имеет этого в действительности (Духовные беседы. С. 154, 415; Слова подвижнические. С. 7—8). 125 Аскетические опыты. Т. I. С. 155 126 Аскетические опыты. Т. I. С. 268 127 Аскетические опыты. Т. I. С. 279. «Кто ходит в своей воле, — предостерегает прп. Антоний Великий, — тому Бог ни в чем не подаст помощи, но оставит его демонам, которые будут витать в сердце его день и ночь, и не дадут ему возыметь ни в чем никакого покоя… Кто повинуется отцам своим, тот господу повинуется, и кто Господу повинуется, тот и отцам своим повинуется» (Наставления//Добротолюбие. Т. 1. С. 56—57, также с. 49, 123, 124). Едва ли не все святые отцы говорят о крайней необходимости руководителя в духовной жизни, о том, что жизнь по своей воле — путь к прелести, что невозможно нисколько преуспеть без поминовения отцам. «Ложное знание, — учит прп. Иоанн Пророк, — состоит в веровании своему помыслу, что дело точно таково, как кажется. Кто желает избавиться сего, пусть не верит ни в чем своему помыслу. но вопрошает обо всем своего Старца» (Руководство к духовной жизни. С. 251. О том же смотри Лествицу. С. 16—17, 34, 217).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

1 Светицховлоба: воспоминание о принесении в Грузию Хитона Господня, празднование Столпа Животворящего, Крещения Грузии и воздвижения патриаршего кафедрального собора Светицховели Абиатар (Авиафар), прп. и Сидония, прав., IV в. Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Мелхиседек I, свт. , католикос-патриарх Грузии, + 1033 2 Давид и Константин, князья Аргветские, великомученики, + 740 4 Евдемон I (Диасамидзе), сщмч., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1642 5 Григорий Ханцтели (Хандзтийский), прп., основатель Кларджетской пустыни и мон-рей Хандзта и Шатберди, + 861 Собор Кларджетских святителей, мучеников и преподобных отцов и жен, учеников и сподвижников прп. Григория Ханцтели (Хандзтийского), VIII-IX вв.: Амона (прп.), Андрей (прп.), Анастасия (прп.), Арсений (прп.), другой Арсений (прп.), Василий III Кларджетский, Гавриил (прп.), Георгий Зарзмский (Зарзмели), Георгий Мерчуле (прп.), Георгий Опизели (прп., 3-й настоятель мон-ря Опиза), Григорий Шатбердели (прп.), Давид (прп.), Димитрий (прп.), Епифаний Чудотворец (прп., настоятель мон-ря Хандзта), Езра (прп.), Захария (прп.), Захария Анчели (свт., еп. Анчийский, чудотворец), Зинон (прп.), Иаков (прп.), Иларион (свт., католикос Картли (Мцхетский)), Иларион Парехели (прп.), Иларион Убисели (прп.), Иоанн (мч.), Иоанн (прп.), Макарий (свт.), Макарий Опизели (прп.), Маркел (Маркелаос) (прп.), Матой (прп.), Михаил Зарзмели (прп.), Михаил Парехели (прп.), Нерсе Ишхнели (прп.), Павел (прп.), Петр (прп.), Савва Ишхнели (свт., еп. Ишханский), Самуил (прп.), Софроний Шатбердели (прп., возобновитель мон-ря Шатберди), Стефан Мтбевари (свт., еп. Тбетский), Теместия (Феместия) (прп.), Феврония (прп.), Феодор (прп.), Феодор Недзвели (прп.), Хведиос (Хведий) (прп.), Христофор (прп.), Шио (прп.) 7 Иосиф Мохеве (Хевский), прп., + 1763 13 Антоний Чкондидели, свт., митр. Чкондидский,+ 1815 г., и его ученик Иаков Чкондидели, иером., прп. 16 Зенон Икалтоели (Икалтойский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 17 Иосиф Чудотворец, свт., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1764/70 19 Николай Двали, мч., пострадавший в Иерусалиме + 1314 26 Александр (Окропиридзе), свт, еп. Гурийско-Мингрельский, 1907 28 Неофит Урбнели, еп. Урбнисский, свт. VII в. 29 Серапион Зарзмели, прп., + 900 30 Иоатам (Иотам) (Зедгенидзе, Зидгинидзе), мч., + 1465 31 Собор Тбилисских мучеников (100 тыс.), + 1227/1240

http://pravoslavie.ru/41585.html

1 мая – нового прмч.Акакия. 4 мая – прп.Никифора. 11 мая – прп. Никодима, архиеп.Сербского. 13 мая – прп. Иоанна Иверского. Прп. Евфимия нового (Иверского). Прп.Георгия Иверского. Прп. Гавриила Иверского. 21 мая – прмч. Пахомия. 28 мая – прп. Иоанникия, архиеп.Сербского. 2 июня – новомуч. Константина. 11 июня - Память неизвестного по имени инока, удостоившегося явления Архангела Гавриила. 12 июня – прп. Петра. Прп. Арсения Коневского. 14 июня – прп.Нифонта. 15 июня – свт. Ефрема, патриарха Сербского. 18 июня – прп.Леонтия Прозорливого. 20 июня – свт. Каллиста I-ro патриарха Константинопольского. 25 июня – прп.Дионисия, ктитора обители в честь Крестителя Иоанна, что на святой Горе Афонской. Прмч. Прокопия. Первая неделя по неделе всех святых - прп. Феолипта, епископа Филадельфийского. 5 июля – прп.Афанасия. Прмч.Киприана Нового. 8 июля – прп. Феофила Мироточивого. 10 июля – прп. Антония Печерского. 11 июля – прп.Никодима. Прмч.Никодима. Прмч.Нектария. 28 июля – прп. Павла Ксиропотамского. 4 августа – сщмч. Космы равноапостольного. 7 августа – прп. Дометия Филофеевского. 11 августа – прп. Нифонта II-ro патриарха Константинопольского. 15 августа – прп.Грасима нового Ватопедского (НОТАРАС). 19 августа – прп.Феофана. 30 августа - Общая память святых сербских святителей и учителей. 13 сентября – прп.Иерофея. 14 сентября – прмч.Макария. 16 сентября – прп.Киприана, митроп. Киевского и всея России. 20 сентября – прмч. Иллариона. 22 сентября – прп.Космы, отшельника Зографского. Память двадцати шести святых прмчч. Зографских. 1 октября – прп. Иоанна Кукузеля. Прп. Григория, доместика Великой церкви. 2 октября – мч.Георгия. 5 октября - Обретение святых мощей прп.Евдокима Ватопедского. 6 октября – прмч.Макария Нового. 7 октября – прп.Сергия Вологодского, или Нуромского. 11 октября - двадцати шести святых прмчч. Зографских – игумена Фомы и с ним 21 инока и 4 мирян. 14 октября – прп.Евфимия, Нового Фессалоникийского. 20 октября – прп.Герасима Нового. Нового прмч.Игнатия. 21 октября – прп.Филофея.

http://pravicon.com/info-1865

Будь как царь в сердце твоем, сидя на высоком престоле смирения... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 81). Некоторые для получения крайнего бесстрастия и богатства дарований... всуе изнуряют тело свое, но сии бедные не знают того, что не труды, но более всего смирение есть матерь этих благ (прп. Иоанн Лествичник , 57, 147). Источник. ...Смиренномудрие есть безыменная благодать души, имя которой тем только известно, кои познали ее собственным опытом; оно есть несказанное богатство... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 163). ...Смирение есть такое хранилище сокровищ, которое для хищников неприступно (прп. Иоанн Лествичник , 57, 163–164). Источник. ...Одна только добродетель смиренномудрия такова, что бесы подражать ей не могут (прп. Иоанн Лествичник , 57, 166). Где нет света, там все мрачно; и где нет смиренномудрия, там все наши дела суетны (прп. Иоанн Лествичник , 57, 166). Источник. ...Мы не можем сказать, в чем собственно состоит сила и существо сего солнца (смиренномудрия); однако по его свойствам и действиям можем постигать его существо (прп. Иоанн Лествичник , 57, 167). Источник. Священная двоица – любовь и смирение; первая возносит, а последнее вознесенных поддерживает и не дает им падать (прп. Иоанн Лествичник , 57, 169). Источник. Смирение есть духовное учение Христово, мысленно приемлемое достойными в душевную клеть. Словами чувственными его невозможно изъяснить (прп. Иоанн Лествичник , 57, 170). Источник. Многие получили спасение без прорицаний и осияний, без знамений и чудес; но без смирения никто не внидет в Небесный чертог (прп. Иоанн Лествичник , 57, 171). Источник. Хотя сила Господня и в немощи совершается, однако отринет Господь несмиренномудрого делателя (прп. Иоанн Лествичник , 57, 184). Источник. ...Велик божественный дар смиренномудрия! И нет никого из святых, который бы угодил Богу не этим достоинством (прп. Феодор Студит , 92, 88). Это всеобъемлющая добродетель, коею... отгоняется гордость, попирается славолюбие, поражается своенравие, умерщвляется сластолюбие, – вводится... кротость, мир, любовь, сострадание, терпение, любомудрие... (прп. Феодор Студит , 92, 317).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010