Кто со всем рачением хранит чистоту сердца, тот наставником в ней будет иметь законоположителя ее – Христа, Который таинственно будет изрекать ему волю Свою (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 208). Источник. ...Спаситель говорит: всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы своем ( Мф. 5, 28 ). Указывая на невоздержные глаза, Он осуждает не столько их, сколько внутреннее чувство, которое худо пользуется их служением для видения. Ибо сердце бывает больно, уязвлено стрелою похоти и смотрит с вожделением, – благодеяние зрения, дарованное ему Творцом, по своей порочности обращает к служению худым делам и скрытую в нем самом болезнь похоти обнаруживает по поводу смотрения. Потому и предписывается спасительная заповедь тому, по чьей порочности происходит злокачественная болезнь по случаю видения. Ибо не говорится: всяким хранением блюди свои глаза, которые и должно бы главно хранить, если бы из них происходило действие похоти, ибо глаза исполняют для души простую должность видения, а больше ничего; но говорится: всяким хранением блюди свое сердце (ср.: Притч. 4, 23 ); к нему преимущественно должно быть приложено врачевство, потому что оно везде может злоупотреблять служением глаз (прп. Иоанн Кассиан , 56, 79). Сердце называется сокровенною клетию души, в нем бывает много таких беззаконий, которые видит одно недремлющее Око (прп. Нил Синайский , 73, 246). Источник. Широта сердца есть упование на Бога, а теснота его – забота житейская (прп. Марк Подвижник , 89, 548). Источник. ...Требуется великий подвиг и много потребно времени провести в молитвах, чтобы достигнуть начатков безмятежного устроения сердца... (прп. Иоанн Карпафский , 91, 90). Преспеяние сердца – помышление о своем уповании (прп. Исаак Сирин , 58, 178). Источник. Сердце жестокое и немилосердое никогда не очистится (прп. Исаак Сирин , 58, 178). Источник. ...Будучи страстными, мы отнюдь не должны веровать своему сердцу; ибо кривое правило и прямое кривит (прп. авва Дорофей , 29, 188). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если ты приходишь в отчаяние, то дьявол , как достигший того, чего хотел, становится возле тебя; а Бог, как оскорбленный хулою, оставляет тебя и увеличивает [тем] твое бедствие (свт. Иоанн Златоуст , 54, 426). ...Никто из людей, хотя бы дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться; хотя бы ты... приобрел навык и даже вошел в природу самого зла, не бойся (свт. Иоанн Златоуст , 55, 117). Душа, раз отчаившаяся в своем спасении, никогда не отстанет от безумия, но, отдав бразды своего спасения безрассудным страстям, носится всюду, внушая ужас встречным, так что все ее избегают и никто не осмеливается удержать, она бежит чрез все места нечестия, пока наконец, увлекаемая в самую бездну погибели, не низвергнет своего спасения (свт. Иоанн Златоуст , 55, 535). Источник. Потому-то и Христос, обращаясь среди людей, даровал отпущение величайших грехов: разбойника ввел в рай... мытаря сделал евангелистом, гонителя и хулителя Павла обратил в Апостола всей вселенной, – чтобы и ты, согрешив, не впадал в отчаяние, но исповеданием грехов достиг исцеления (свт. Иоанн Златоуст , 55, 893–894). Источник. Впадши в прискорбности, отчаянности и безнадежности (п крайности безвыходные, из которых выпутаться нет надежды) надобно нам и себе то же делать, что делал Давид, – изливать сердце свое, и моление свое пред Богом и печаль свою, как есть, возвещать Господу (см.: Пс. 141, 3 ). Ибо мы исповедуемся Богу, яко могущему премудро устроить все, нас касающееся, и беду нашу, если полезно, сделать легкою (удобоносною и удобоисходною), и избавить нас от пагубной и разрушительной печали (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 196). Источник. ...Согрешить – дело человеческое; отчаяться же – сатанинское и всегубительное; почему и сам дьявол отчаянием низринут в таковую погибель, не захотев покаяться (прп. Нил Синайский , 73, 91). Источник. ...Отчаившиеся в себе причисляются к нечестивым (прп. Нил Синайский , 73, 245). Отчаиваться бедственнее, чем согрешать. Иуда предатель был малодушен и неискусен в брани, почему впал в отчаяние; и враг, набежав, набросил на него петлю (прп. Иоанн Карпафский , 91, 99). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если после сего, расслабев от самомнения, дадим место и тщеславию, то врагам нашим не много уже будет труда совсем забрать нас в плен (прп. Иоанн Карпафский , 90, 79). Большею частью во время празднеств и святых собраний, особенно же когда кто намеревается приступить к таинственной Трапезе, демоны стараются осквернить подвижника срамными мечтаниями и истечением семени. Но и этим не успевают они сокрушить или расслабить навыкшего все переносить терпеливо и мужественно. И пусть не хвастают на наш счет эти в дугу сгибающиеся (подобно змиям), будто прямые (прп. Иоанн Карпафский , 90, 80). За постоянство и ревность враги отмщают, заушая душу различными и несказанными искушениями. Но мужайся! Этими скорбями великими и неисчетными сплетается тебе венец (прп. Иоанн Карпафский , 90, 81). Не возможешь ты на аспида и василиска наступить и попрать льва и змия (ср.: Пс. 90, 13 ), если, долгим молением умолив Бога, не получишь в споборники себе Ангелов, чтобы они, подъяв тебя на своих руках, соделали тебя высшим всякого веществолюбивого мудрования (прп. Иоанн Карпафский , 90, 83). Приседит в ловитве, яко лев во ограде своей (ср.: Пс. 9, 30 ), скрывая для нас сети и мрежи помыслов нечистых и нечестивых. Но и мы, если не спим, можем еще большие и опаснейшие для него поставить сети, тенета и засады. Ибо молитва и псалом, бдение и смиренномудрие, послужение ближним и милость, благодарение и Божественных словес слушание – вот засада врагу: и сеть, и яма, и бичи, и тенета, и удавление (прп. Иоанн Карпафский , 90, 90). ...Злые бесы против тех, кои избрали безмолвное пребывание, во всю жизнь их точат мечи искушений и на тех, кои более благоговейны и богобоязненны, с большим неистовством нападают, увлекая их на грех по поводу самых дел благочестия бранями неизреченными, чтоб хоть таким образом отклонить их от веры во Христа, от молитвы и благоупования, препобедив их (прп. Иоанн Карпафский , 90, 93). ...Не одним воздержанием от яств, но и воплем к Богу из сердца можете вы истреблять и прогонять недобрые движения, и тех, кои возбуждают их (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иоанн Карпафский , 90, 94). Как железо делается неприкосновенным от проникновения его огнем, так частые молитвы мощнейшим делают ум на брань с врагом; почему бесы всеми силами и стараются леностью расслаблять нас на терпеливое пребывание в молитве, зная, что она к ним враждебна, и уму споборительна в брани (прп. Иоанн Карпафский , 90, 96). Удары, какие наносит нам враг, явно и не явно, мы часто замечаем и видим, мучения же и досаждения, какие он от нас терпит, когда мы или преуспеваем в добродетели, или каемся в прегрешениях, или переносим оскорбления, или благодушествуем в несчастиях, или пребываем в молитвах, или другие какие совершаем дела благочестия, от которых он раздирается, мучается, плачет и расседается, – этого всего мы, по смотрению Божиею, не видим, чтоб не надмиться (прп. Иоанн Карпафский , 90, 97). Как Господь хочет, чтоб человек чрез человека спасаем был, так диавол усиливается, чтоб человек чрез человека погубляем был (прп. Иоанн Карпафский , 90, 106). У кого помышление всегда о Боге, тот прогоняет от себя демонов и искореняет семя их злобы (прп. Исаак Сирин , 58, 44). Источник. Демоны принимают на себя подобие и показывают душе мечтания, приводящие ее в ужас, а более посредствующие к тому дневным памятованием (прп. Исаак Сирин , 58, 141). Источник. Сам диавол умышляет сделать человеку вред и понуждает его взыскать желаемого, когда не достиг еще он соответствующего тому жития (прп. Исаак Сирин , 58, 153). Источник. ...Диавол всяким способом, как бы под личиною доброго дела, или смущает человека, или наносит вред его телу, или скрывает сети в уме его (прп. Исаак Сирин , 58, 153). Источник. ...Враг днем и ночью стоит у нас перед глазами, примечает, выжидает и высматривает, каким отверстым входом чувств наших войти ему (прп. Исаак Сирин , 58, 373). Источник. Смиренномудрием... сокрушаются все оружия врага и противника. Ибо поистине велико смиренномудрие, и каждый из святых шествовал его путем и трудом сокращал путь свой... (прп. авва Дорофей , 29, 40). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не приходи в малодушие, но мужайся, храня твердый образ мыслей, ибо мужественный, хотя и в ранах будет, несомненно победит, сражаясь и раненный (прп. Нил Синайский , 90, 333). Когда всякий произвольный порок отвергнем от мысли, тогда опять вступим в брань с давно укоренившимися в нас страстями (прп. Марк Подвижник , 69, 21). Источник. Ни злых помыслов отдельно от причин их, ни причин отдельно от помыслов нельзя победить ведущему с ними брань. Ибо если одно что-нибудь отдельно отвергнем, то спустя немного посредством другого обоими будем обладаемы (при. Марк Подвижник , 69, 46). Источник. Кто с послушанием и молитвою борется со своими хотениями – тот искусный борец... (прп. Марк Подвижник , 89, 554). Страх Божий понуждает нас бороться со грехом, и когда боремся, благодать Божия истребляет их (прп. Марк Подвижник , 89, 558), Когда душа гневом подвигается против страстей, ведать надлежит, что тогда время молчать, ибо то есть час брани (блж. Диадох, 91, 15). Источник. Не возможешь ты на аспида и василиска наступить и попрать льва и змия (ср.: Пс. 90, 13 ), если, долгим молением умолив Бога, не получишь в споборники себе Ангелов... (прп. Иоанн Карпафский , 91, 90). Источник. Преследуй сам себя, и враг твой прогнан будет приближением твоим (прп. Исаак Сирин , 59, 17). Источник. Лучше быть нам осужденными за некоторые дела, а не за оставление (прп. Исаак Сирин , 59, 42). да не прекращает брани до самой смерти, пока есть в нем дыхание, да не предает души своей на одоление, даже и во время самого поражения (прп. Исаак Сирин , 59, 42). Не бойтесь, что жестокость брани непрерывна и продолжительна; и не приходите в колебание от долговременности борьбы... (прп. Исаак Сирин , 59, 43). Источник. ...Не ослабевайте и не трепещите от вражеских ополчений, не впадайте в бездну безнадежности, если, может быть, и приключится вам на время поползнуться и согрешить (прп. Исаак Сирин , 59, 43). Источник. ...Когда удалены от человека причины расслабляющие, нет ему опасности в двоякой брани, внутренней и внешней (прп. Исаак Сирин , 59, 93). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ибо таким образом удобно бывает обличаем разумный (прп. Марк Подвижник , 70, 22). Источник. Некоторые, будучи похвалены за добродетель, усладились сим, и сласть тщеславия своего приняли за утешение (прп. Марк Подвижник , 70, 28). Источник. Кто в одно и то же время за одно похваляет, а за другое укоряет ближнего, тот одержим тщеславием и завистью; похвалами покушается он прикрыть зависть, а укорами выставляет себя лучшим его (прп. Марк Подвижник , 90, 502). Если увидишь, что кто-либо но поводу бесчестия крайне болезнует сердцем, то знай, что он наполнен помыслами тщеславия и теперь пожинает с неудовольствием рукояти семян, которые сам посеял в сердце (прп. Марк Подвижник , 90, 550). Источник. Высокомудрый (гордый) и тщеславный удобно примиряются друг с другом; ибо тот хвалит тщеславного, который рабски перед ним преклоняется, а этот величает высоко мудрого, который часто его похвал лет (прп. Марк Подвижник , 90, 554). Источник. Бывает иногда, что... прорывается тщеславный помысл сказать что-либо не вовремя; ангельские же помыслы внушают тебе прогнать этот болтливый безвременный помысл. Итак, если ты не прогонишь его добрым молчанием, и позволишь ему пройти наружу, напыщен быв кичением, то должен будешь понести худые от того последствия, – праведно предан будучи или большему еще греху, или внешним каким прискорбностям, или тяжелым неприятностям со стороны братий, или мучению в будущем веке; ибо и о праздном и тщеславном слове, произнесенном по необученности языка, отдадим мы отчет; почему тщательно должно блюсти язык свой (прп. Иоанн Карпафский , 92, 92). ...Тщеславие, по причине непрестанного мятежа и смущения помышлений своих, из всего встречающегося собирает нечистые сокровища и оскверняет сердце (прп. Исаак Сирин , 59, 280). Источник. Пес враждует против зайца; а бес тщеславия есть враг сонливости (прп. Иоанн Лествичник , 58, 140). Источник. Между сими страстями такое же различие, какое между отроком и мужем, между пшеницею и хлебом; ибо тщеславие есть начало, а гордость – конец (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Антоний Великий , 90, 25). Четыре страсти с трудом допускают уврачевание, и это суть: самолюбие, сребролюбие, тщеславие и любоначалие; ибо не говорят: довлеет ( Притч. 30, 10 ). Однако же не невозможно Богу и от них уврачевать (прп. Ефрем Сирин , 31, 168). Источник. ... ... именуется врачом, потому что подает небесное и божественное врачевство и исцеляет душевные страсти, в некоторой мере господствующие над человеком (прп. Макарий Египетский , 68, 204). ...Всякая душа, носящая в себе греховную проказу страстей, если не приступит к истинному Архиерею и еще ныне не будет Им уврачевана, не войдет в стан святых... (прп. Макарий Египетский , 68, 284). Источник. ...Когда за терпением последует в великая вера и, сверх того, присоединится Божие мановение, возможет он освободиться от оных внутренних уз и преград и от тьмы духов злобы, т. е. от действий сокровенных страстей (прп. Макарий Египетский , 68, 463). Когда не текут потоки страстей, тогда реки вод Божиих веселят душу (свт. Иоанн Златоуст , 49, 9). Тем, у кого нет недостатка в исполнении всего, что требуется добродетелию (ибо многие, почитая добродетель величайшим благом, какова она и в действительности, не очень заботятся о ней), сказываю: если они не будут полагаться на собственные свои силы, но свои преспеяния станут приписывать Божественной помощи, то и страсти преодолеют, и, без сомнения, достигнут полноты добродетели. Хотя и согласятся, что выше человеческой силы – взять верх над сопротивниками, так чтобы ничто не служило препятствием усердию подвижника, однако же для того, кому поможет Бог, а именно для того, кто победу приписывает Богу, ничто не непреодолимо, если и встретится препятствующее победе (прп. Исидор Пелусиот , 62, 13). Источник. В священную брань со страстями плоти надлежит вступать, не на себя самих полагаясь, но предоставляя победу Божиему содействию. Ибо если так поведем брань, если и сами всем запасемся, все приведем в порядок, употребим труды и бдительность и возложим упование на помощь свыше, то удобно преодолеем противника и воздвигнем славные победные памятники, вновь одерживаемыми победами постепенно взращивая благие надежды (прп. Исидор Пелусиот , 62, 32–33). Источник. ...Когда долго призываешь и умоляешь человеколюбивого Господа, тогда, если снизойдут на тебя Божия благодать и Божия сила, преобладающие ныне тобою страсти исчезнут (прп. Нил Синайский , 74, 357). Источник. Страсти плотские и душевные, как увидишь, временем и Божиим мановением истребятся, хотя бы их и много было; милость же Христова никогда не пресечется (прп. Иоанн Карпафский , 92, 84). Пока душа не придет в упоение верою в Бога, приятием в себя силы ее ощущения, до тех пор не уврачует немощи чувств... (прп. Исаак Сирин , 59, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Стяжать же эти добродетели можешь ты не одним своим произволением, но силою Божиею и содействием Святаго Духа, при многом внимании и молитве, и, стяжав их таким образом, можешь через них избавиться от сказанных трех крепких исполинов лукавого (прп. Марк Подвижник , 90, 484–485). Когда, строго относясь к страстям, сильнее от бесов бываем стужаемы срамными помышлениями, тогда наипаче да утверждаемся в вере Господу, и крепчайшее да восставляем в себе упование обетованных вечных благ, которых лишить и от которых отчуждить нас стараются враги наши по зависти. Ибо если бы блага сии не были крайне велики, то бесы не горели бы такою к нам завистью и не устреляли бы нас так часто скверными помыслами, чая хоть этим удовлетворить злобе своей и думая вогнать нас в отчаяние многократным этим и несносным стужанием (прп. Иоанн Карпафский , 92, 80). ...От человека требуется не это одно – усыпить свои страсти, а и то, чтобы искоренить их, то есть преодолеть их, когда будут против нас упорствовать. Страсти же усыпленные пробуждаются, как скоро встречается причина прийти им в деятельность (прп. Исаак Сирин , 59, 248). Источник. Кто не удалится добровольно от причин страстей, тот невольно увлекается в грех (прп. Исаак Сирии, 59, 290). Источник. Никто не может победить страсти, разве только добродетелями ощутительными и видимыми... (прп. Исаак Сирин , 59, 362). Источник. ...Всегда отсекайте страсти, пока они еще молоды, прежде нежели они вкоренятся и укрепятся в вас и станут удручать вас, ибо тогда придется вам много пострадать от Них; потому что иное дело вырвать малую былинку и иное – искоренить большое дерево (прп. авва Дорофей , 30, 101). Источник. ...Без труда и сердечного сокрушения никто не может избавиться от страстей и угодить Богу (прп. авва Дорофей , 30, 214). Источник. Как одержимому долговременного болезнью невозможно в одно мгновение получить здравие, так невозможно и в короткое время победить страсти, или хотя одну из них (прп. Иоанн Лествичник , 58, 214). Источник. Кто во время восстания страстей мужественно... изгонит мечтание и память о чувственных вещах... тот победоносно посрамит, с помощью Божественной благодати, восставшее на него злое и тиранское насилование страсти и диавола (прп. Максим Исповедник , 92, 287–288).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если Бог и Спаситель наш, вочеловечившись, предал нам, что Всесвятый Дух восполняет собою Божественную Троицу, в призывании во время Крещения сопричисляется к Отцу и Сыну, как освобождающий от грехов, и на таинственной трапезе простой хлеб делает собственным Его воплощения Телом, то как же ты, поврежденный в уме, учишь, будто бы Дух Святый создан, или есть тварь и естества рабского, а не сродствен Владычней зиждительной и царственной сущности и не единосущен с Нею? Ибо если Он – раб, то да не сопричисляется ко Владыке, и если тварь, то да не поставляется наряду с Творцом. Но Он присоединяется и сопричисляется; потому что надлежит верить точному Учителю таковых догматов Христу, преподающему несомненное учение о Своей сущности, хотя и не так это представляется тебе, мудрецу, величающемуся, что знаешь небесное даже паче Бога, или, лучше сказать, дерзко витийствующему против Бога (прп. Исидор Пелусиот , 60, 74). Святый Дух, снисходя к нашей немощи, приходит к нам и когда бываем мы еще не чисты; и если только найдет ум наш искренно Ему молящимся, находит на него и разгоняет всю окружающую его толпу помыслов и представлений (делает, что она исчезает), располагая его чрез то к вожделению духовной молитвы (прп. Нил Синайский , 90, 230). Как солнце, будучи совершенно, изливает от себя всем совершенную, простую и равную благодать; но каждый насколько имеет очищенное око, настолько и принимает солнечный свет; так и Дух Святый верующих Ему соделал от крещения способными к принятию всех Своих действий и даров, однако дары Его действуют не во всех в одной мере, но каждому даются по мере делания заповедей, поколику он засвидетельствует благими делами и покажет меру веры во Христа (прп. Марк Подвижник , 89, 509–510). Источник. ...Где присущ Дух Святый, там не ищи закона естества и обычного последования причин и действий. Ибо всемогущ поклоняемый Святый Дух, и не могущее сбыться по естеству произведет в тебе силою Своею, так что ты изумишься. Кроме того, еще и победителем явит Он теперь ум твой, который прежде был побеждаем. Ибо свыше нисходящий на нас Утешитель выше всего есть, и тебя поставит выше всех естественных движений и бесовских страстей (прп. Иоанн Карпафский , 91, 98).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Нил Синайский , 72, 247). Много раз, молясь, просил я, да будет мне, что казалось благом для меня, и настаивал на прошении, неразумно нудя волю Божию, а не Богу предавая устроить лучше то, что Он ведает полезным для меня. Но, получив (просимое), бывал потом в великой скорби, и именно за то, что не просил, – да будет лучше по воле Божией; ибо дело оказывалось для меня не таким, как я думал (прп. Нил Синайский , 90, 226–227). ...Проси неотступно и с несомненным расположением, хотя несовершенен ты в добродетельной жизни, немощен и ничего недостоин, – и получишь великое (прп. Иоанн Карпафский , 91, 87). ...Кто просит чего, руководствуясь страхом Божиим; такой смело да надеется, что прошение его исполнится. Но, послушай, брат, если просишь семени для своего поля, то удобри прежде поле к принятию семени (прп. Варсануфий, 29, 224). Источник. ...Кто испрашивает что либо, тот должен знать, что испрашивает, и ясно то представлять, чтобы, когда получит, возблагодарить Подателя и всегда пребыть ему благодарным. Если же кто, молясь, сам не знает, чего испрашивает, то как узнает он, что получил просимое, и, следовательно, как станет благодарить Бога, Который подал ему то? А не возблагодарив, повинен будет осуждению, как неблагодарный... (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 143–144). Источник. ...Когда умоляешь о чем Бога и Он медлит услышать тебя, ты все продолжай молиться, держа в сердце твердое и живое упование на помощь Его. Ибо за Ним никогда не остается усердная молитва, и на нее всегда готовы от Него излиться богатые милости, превышающие самое чаяние молящихся, если к тому нет нравственных препятствий с их стороны и если они не находятся в таком состоянии, что для них лучше, чтобы неисполненным осталось прошение их, – в каковом случае Он, вместо просимого, посылает иное какое благо, благопотребное для них, ведомо ли для них или неведомо. В сем разуме справедливо иметь убеждение, что молитва никогда не бывает не услышанною, а бывает только то, что посылаемое вследствие ее есть не то, о чем просят, не зная, что то неполезно для них и что оно невидимым оставляется, потому что увидеть то небезвредно для получающих.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010