См: Qu. Thal. 59 (PG 90, 609 B14–C12). Ср.: «Любовь своею силою действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой» (Прп. Исаак Сирин . Слова подвижнические, 18.//Преподобный Исаак Сирин . Слова подвижнические. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2008. С. 106). Подчеркнем также, что, согласно прп. Максиму, изменение свойств естества (природы) «показывает силу чуда, являя, то есть, естество подвергающимся воздействию и действующим превыше положенного для нее закона» (Амбигвы к Иоанну, 109.//Цит. изд. С. 310). Таким образом, попущение тления и смерти в Себе Спасителем можно уподобить подпадению тлению и смерти Адама: как Христос попускает проявлению в Себе естественных тления и смерти, хотя сверхъестественно плоть Его была нетленна и бессмертна (вследствие ипостасного соединения с божеством), так и плоть Адам лишается сверхъестественных нетленности и бессмертия, как «действовавших превыше положенного для нее закона». Возможно, таким же образом следует понимать и нетление грешников после воскресения: как следствие чудесного сверхъестественного изменения свойств. 148 Ср.: «Разумеется, наши природные страсти были во Христе и сообразно с природой, и сверхъестественно. Сообразно с природой они возбуждались в Нем тогда, когда Он позволял плоти претерпевать то, что ей свойственно, а сверхъестественно потому, что в Господе то, что было природно, не предшествовало Его воле, ибо, в Нем не усматривается ничего вынужденного, но все – добровольное. Ибо волею Он алкал, волею жаждал, добровольно боялся, волею умер» (прп. Иоанн Дамаскин . ТИПВ, 64.//Источник знания. С. 277). 150 Уточнение немаловажное, дающее нам понять, что нетленной, на взгляд Лосского, воспринятая в природном усвоении человеческая природа была бы и без обожения. В сочинении Догматическое богословие Лосский пишет: «Можно ли сказать, что Адам в своем райском состоянии был истинно бессмертен? “Бог не создавал смерти», – говорит книга Премудрости. В древнем богословии, например, в понимании святого Иринея, Адам не был ни необходимо смертным, ни необходимо бессмертным; его восприимчивая, богатая возможностями природа могла непрестанно питаться благодатью и настолько преображаться ею, чтобы оказаться в состоянии преодолеть все опасности старости и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

1 Светицховлоба: воспоминание о принесении в Грузию Хитона Господня, празднование Столпа Животворящего, Крещения Грузии и воздвижения патриаршего кафедрального собора Светицховели Абиатар (Авиафар), прп. и Сидония, прав., IV в. Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Мелхиседек I, свт. , католикос-патриарх Грузии, + 1033 2 Давид и Константин, князья Аргветские, великомученики, + 740 4 Евдемон I (Диасамидзе), сщмч., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1642 5 Григорий Ханцтели (Хандзтийский), прп., основатель Кларджетской пустыни и мон-рей Хандзта и Шатберди, + 861 Собор Кларджетских святителей, мучеников и преподобных отцов и жен, учеников и сподвижников прп. Григория Ханцтели (Хандзтийского), VIII-IX вв.: Амона (прп.), Андрей (прп.), Анастасия (прп.), Арсений (прп.), другой Арсений (прп.), Василий III Кларджетский, Гавриил (прп.), Георгий Зарзмский (Зарзмели), Георгий Мерчуле (прп.), Георгий Опизели (прп., 3-й настоятель мон-ря Опиза), Григорий Шатбердели (прп.), Давид (прп.), Димитрий (прп.), Епифаний Чудотворец (прп., настоятель мон-ря Хандзта), Езра (прп.), Захария (прп.), Захария Анчели (свт., еп. Анчийский, чудотворец), Зинон (прп.), Иаков (прп.), Иларион (свт., католикос Картли (Мцхетский)), Иларион Парехели (прп.), Иларион Убисели (прп.), Иоанн (мч.), Иоанн (прп.), Макарий (свт.), Макарий Опизели (прп.), Маркел (Маркелаос) (прп.), Матой (прп.), Михаил Зарзмели (прп.), Михаил Парехели (прп.), Нерсе Ишхнели (прп.), Павел (прп.), Петр (прп.), Савва Ишхнели (свт., еп. Ишханский), Самуил (прп.), Софроний Шатбердели (прп., возобновитель мон-ря Шатберди), Стефан Мтбевари (свт., еп. Тбетский), Теместия (Феместия) (прп.), Феврония (прп.), Феодор (прп.), Феодор Недзвели (прп.), Хведиос (Хведий) (прп.), Христофор (прп.), Шио (прп.) 7 Иосиф Мохеве (Хевский), прп., + 1763 13 Антоний Чкондидели, свт., митр. Чкондидский,+ 1815 г., и его ученик Иаков Чкондидели, иером., прп. 16 Зенон Икалтоели (Икалтойский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 17 Иосиф Чудотворец, свт., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1764/70 19 Николай Двали, мч., пострадавший в Иерусалиме + 1314 26 Александр (Окропиридзе), свт, еп. Гурийско-Мингрельский, 1907 28 Неофит Урбнели, еп. Урбнисский, свт. VII в. 29 Серапион Зарзмели, прп., + 900 30 Иоатам (Иотам) (Зедгенидзе, Зидгинидзе), мч., + 1465 31 Собор Тбилисских мучеников (100 тыс.), + 1227/1240

http://pravoslavie.ru/41585.html

Дамаск (Эль-Шам – солнце) – один из древнейших городов в мире, существующих в настоящее время. Он существовал, как город, в течение четырех тысячелетий и доселе еще находится в цветущем состоянии, с народонаселением из 40,000 человек. Дамаск своим процветанием, главным образом, обязан своему положению у подножия гор, образующих восточную оконечность Антиливана и в углу обширной песчаной пустыни, простирающейся на 8 дней пути до р. Ефрата. Это рай и, поистине, сад Господень среди далеко раскинувшейся бесплодной и дикой пустыни. Своим плодородием и цветущей зеленью, Дамаск обязан реке Аване, которая бурно бежит с гор, прокладывая себе путь через известковые скалы и разливает свои воды на обширном пустынном пространстве. Дамаск, некогда, посещал Авраам на пути в Ханаанскую землю; до этого города он преследовал четырех князей, опустошавших Содом. Распорядитель в доме его, Элиезер, был родом из Дамаска ( Быт. 15:2 ). Дамаск был покорен Давидом ( 2Цар. 8:6 ), после чего, под династией Ходадов, его политика, преимущественно, состояла в том, чтобы поддерживать междоусобную войну между соперничествовавшими царствами Израиля и Иуды, придерживаясь то того, то другого союзника, и, оттого, он, или был побеждаем, или оставался победителем, пока Ассирияне окончательно не восторжествовали над всей Сирией и Израилем ( 4Цар. 17:9 ). В книге пр. Исаии, Дамаск называется главою Сирии ( Ис. 7:8 ). На некоторое время город оказался менее значительным и сильным, чем Антиохия. После битвы при Иссе, он перешел в руки Римлян. Во времена апостола Павла им владел Арета, царь Аравийский ( 2Кор. 11:32 ). Дамаск продолжал процветать и славиться и в то время, когда был взят арабами в 634 г. по Р. X. Декаполис (десятиградие) ( Мф. 4:25 ) – область, лежавшая на восток от Иордана и простиравшаяся к северу, до Дамаска и на юг до Филадельфии, и населенная ветеранами из войска Александра Великого (отчего и произошло Греческое название оной). Важнейшими городами оной были: Дамаск, Гадара, Иппос, Пелла, Филадельфия и Скифополь. Последний из городов был единственный город Декаполиса, лежавший на запад от Иордана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

1 мая – нового прмч.Акакия. 4 мая – прп.Никифора. 11 мая – прп. Никодима, архиеп.Сербского. 13 мая – прп. Иоанна Иверского. Прп. Евфимия нового (Иверского). Прп.Георгия Иверского. Прп. Гавриила Иверского. 21 мая – прмч. Пахомия. 28 мая – прп. Иоанникия, архиеп.Сербского. 2 июня – новомуч. Константина. 11 июня - Память неизвестного по имени инока, удостоившегося явления Архангела Гавриила. 12 июня – прп. Петра. Прп. Арсения Коневского. 14 июня – прп.Нифонта. 15 июня – свт. Ефрема, патриарха Сербского. 18 июня – прп.Леонтия Прозорливого. 20 июня – свт. Каллиста I-ro патриарха Константинопольского. 25 июня – прп.Дионисия, ктитора обители в честь Крестителя Иоанна, что на святой Горе Афонской. Прмч. Прокопия. Первая неделя по неделе всех святых - прп. Феолипта, епископа Филадельфийского. 5 июля – прп.Афанасия. Прмч.Киприана Нового. 8 июля – прп. Феофила Мироточивого. 10 июля – прп. Антония Печерского. 11 июля – прп.Никодима. Прмч.Никодима. Прмч.Нектария. 28 июля – прп. Павла Ксиропотамского. 4 августа – сщмч. Космы равноапостольного. 7 августа – прп. Дометия Филофеевского. 11 августа – прп. Нифонта II-ro патриарха Константинопольского. 15 августа – прп.Грасима нового Ватопедского (НОТАРАС). 19 августа – прп.Феофана. 30 августа - Общая память святых сербских святителей и учителей. 13 сентября – прп.Иерофея. 14 сентября – прмч.Макария. 16 сентября – прп.Киприана, митроп. Киевского и всея России. 20 сентября – прмч. Иллариона. 22 сентября – прп.Космы, отшельника Зографского. Память двадцати шести святых прмчч. Зографских. 1 октября – прп. Иоанна Кукузеля. Прп. Григория, доместика Великой церкви. 2 октября – мч.Георгия. 5 октября - Обретение святых мощей прп.Евдокима Ватопедского. 6 октября – прмч.Макария Нового. 7 октября – прп.Сергия Вологодского, или Нуромского. 11 октября - двадцати шести святых прмчч. Зографских – игумена Фомы и с ним 21 инока и 4 мирян. 14 октября – прп.Евфимия, Нового Фессалоникийского. 20 октября – прп.Герасима Нового. Нового прмч.Игнатия. 21 октября – прп.Филофея.

http://pravicon.com/info-1865

Ученики прп. Александра Свирского , канонизированные Святой Православной Церковью Прмч. Адриан Ондрусовский Прп. Геннадий Важеозерский Прп. Никифор Важеозерский Прп. Афанасий Сяндемский Прп. Макарий Оредежский Прп. Игнатий Островский, Свирский Прп. Леонид Островский, Свирский Прп. Корнилий Островский, Свирский Прп. Дионисий Островский, Свирский Прп. Феодор Островский, Свирский Прп. Ферапонт Островский, Свирский Прп. Афанасий Островский, Свирский СВИРСКИЙ МЕСЯЦЕСЛОВ 18/31 января – прп. Афанасий Сяндемский, Вологодский. 9/22 февраля – прп. Геннадий Важеозерский, прп. Никифор Важеозерский (день преставления в 1557 г.). 17/30 апреля – прп. Александр Свирский (первое обретение мощей в 1641 г.). 2/15 мая – прп. Афанасий Островский, Свирский (тезоименитство). Неделя 3-я по Пятидесятнице – Собор Санкт-Петербургских и Ладожских святых; Собор Новгородских святых и 21 мая/3 июня – Собор Карельских святых: прп. Александр Свирский ; прмч. Адриан Ондрусовский; прп. Киприан Стороженский; прпп. Геннадий и Никифор Важеозерские; прп. Макарий Оредежский; прп. Афанасий Сяндемский, Вологодский; прпп. Игнатий, Леонид, Корнилий, Дионисий, Феодор, Ферапонт и Афанасий Островские, Свирские; прпп. Сергий и Варвара Островские, Свирские. 17/30 июля – прп. Александр Свирский (второе обретение мощей в 1998 г.). 9/22 августа – прп. Макарий Оредежский (день преставления в 1532 г.). 26 августа/8 сентября – прмч. Адриан Ондрусовский (тезоименитство). 30 августа/12 сентября – прп. Александр Свирский (день преставления в 1533 г.), преподобные Сергий и Варвара Островские, Свирские. В народе почитаются и другие памятные дни: 8/21 января – прп. Геннадий Важеозерский (день преставления в 1516 г.). 9/22 февраля – преподобные Игнатий, Леонид, Корнилий, Дионисий, Феодор, Ферапонт и Афанасий Островские, Свирские. 2/15 мая – прп. Афанасий Сяндемский, Вологодский (день обретения мощей в 1720 г.). 15/28 мая – прмч. Адриан Ондрусовский (день преставления в 1550 г.). 17/30 мая – прмч. Адриан Ондрусовский (день обретения и перенесения мощей в 1552 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Так души человеческие пребывают нетленными, так ангелы остаются бессмертными не потому, чтобы они в самом деле, как мы прежде сказали, имели естество нетленное или существо в собственном смысле безсмертное, но потому, что получили в удел от Бога благодать, обильно подающую безсмертие и пекущуюся о доставлении им безсмертия» (Деяния... Т. 4. С. 155). То же говорит и прп. Иоанн Дамаскин (ТИПВ, 17, 26). Но он же утверждает: «Итак, Бог сотворил человека непричастным злу, правым, добродетельным, беспечальным, свободным от забот, украшенным всякою добродетелью, изобилующим всеми благами, как бы некоторый второй мир; малый в великом, – другого ангела, смешанного почитателя, зрителя видимого творения, посвященного в таинства умопостигаемого творения ... земного и небесного, преходящего и бессмертного, видимого и умопостигаемого» (ТИПВ, 26.//Источник знания. С. 209. Ср: Свт. Григорий Богослов . Слово 38, На Богоявление или на Рождество Спасителя//Творения. Т. 1. С. 526), то есть, что бессмертие Адама по благодати иного рода, нежели бессмертие его души. 146 В этом прп. Максим следует общей святоотеческой традиции, утверждающей (как мы показали уже прежде) причину нетления Адама до грехопадения не в его природных свойствах, но в причастности благодати Божией, которой он лишился после грехопадения. Заметим, что, утверждая изменение природных свойств, мы вынуждены будем утверждать неединосущие Адама до грехопадения самому себе, равно как и неединосущие сотворенному Богом Адаму нас самих как потомков Адама, уже впавшего в грех . Впору будет говорить о двух Адамах : Адаме до грехопадения и Адаме после грехопадения, что, может быть, уместно для какого-нибудь гностического представления, но не для православного. 147 Следует обратить внимание, что здесь прп. Максим говорит о том исцелении, которое не исчерпывается физическим нетлением и бессмертием, наследуемым всеми людьми по воскресении. Одними – для жизни в славе, другими – для вечных мук, когда нетление и бессмертие тоже будут следствием не природных человеческих свойств, а соединения с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Подлинный средневековый Дамаск - это обнесенная хорошо сохранившейся крепостной стеной часть города. Главная его улица, - Прямая, она упоминается в Деяниях апостолов. Именно здесь расположен дом священномученик Анании - апостола от 70-ти и первого епископа Дамаска, - в подземной части которого был крещен будущий апостол Павел. Церковь Святого Анании - древнейший подземный храм, являющийся единственным христианским религиозным сооружением в мире, сохранившимся с I века нашей эры. И вот мы здесь! По крутой выбитой в камне лестнице спускаемся в подземелье. Два небольших помещения. Намоленные... Очень... На стенах небольшие иконы, на которых изображен путь Савла в Дамаск. Под каждым изображением на нескольких языках текст из Деяний, повествующий о явлении Господа Павлу. Читаю стихи из Библии, которые уже знаю наизусть, по телу пробегает холодок: «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 3-4). «Тогда я сказал: «Господи! Что мне делать?» Господь же сказал мне: " встань и иди в Дамаск " » (Деян. 22:10). Когда я читала эти строки, мне было так радостно, что я не удержалась и сказала вслух: «Господи, неужели я пришла? Неужели я пришла в Дамаск?!»... И вот теперь о главном. Полтора года назад, когда я вернулась из первой поездки в Сирию, долгое время мне не удавалось войти в привычный ритм жизни. Я слушала свое сердце и не могла понять, что же произошло? Сирия настойчиво напоминала о себе, звала. Нужно было понять, что с этим чувством делать и как вообще дальше жить. Крайне редко, в моменты сугубой необходимости, я поступаю так же, как делал Федор Достоевский. Задумав что-то или сомневаясь в чем-то, с абсолютной верой и решимостью следовать воле Божией, он наугад открывал Евангелие и прочитывал то, что было напечатано на левой странице разворота. Так, помолившись и попросив о беспокоящем меня вопросе воли Божией, я открыла свою келейную Библию объемом почти в две тысячи страниц... Открылось возможное только у Бога, и я прочитала заветные строки: «встань и иди в Дамаск и там тебе сказано будет всё, что назначено тебе делать» (Деян. 22:10).

http://pravoslavie.ru/100276.html

«И не пошел я в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам; а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск». Это новое доказательство того, что Павел, сверх – естественно просвещенный познанием Сына Божия, не имел нужды в помощи старейших Апостолов, не имел нужды советоваться с ними; а потому, не пошел в Иерусалим к тем Апостолам, которые избраны были Иисусом Христом во время земной Его жизни и долго слушали Его беседы; а пошел в Аравию, и потом опять возвратился в Дамаск. Если Павел, только что просвещенный познанием Сына Божия, тотчас стал про поведывать в синагогах Дамаска об Иисусе, что Он есть Сын Божий: то неудивительно, что и в Аравию понес он свет евангельского учения, чтобы там просвещать сим благодатным светом сидящих во тьме неведения. По возвращении в Дамаск, он продолжал проповедывать его жителям. В то время Дамаск был под властью аравийского царя Ареты, и к этому времени пребывания Павла в Дамаске можно отнести тот замысел на погубление Павла, о котором говорит он во втором послании к Коринфянам ( 2Кор.11:32 ). «Смотри, какая пламенная душа! замечает Златоустый. Он старается занять страны еще невозделанные и остававшияся в диком состоянии. Если бы он замедлил у Апостолов, не имея ничего, чему бы от них научиться; то остановилось бы дело проповеди. А им должно было везде преподавать слово. Поэтому сей блаженный, пламенея духом, тотчас пошел учить людей ненаученных, еще диких, избрав жизнь многотрудную и опасную. И смотри, какое его смиренномудрие! Сказав, идохл в Аравию, прибавил: и паки возвратился в Дамаск. Не говорит ни слова о своих подвигах, ни о том, кого научил и сколько» 83 . Потом те по триех летех взыдох во Иерусалим соглядати Петра, и пребых у Него дней пят на – десять. «Потом спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром, и пробыл у Него дней пятнадцать». «Потом спустя три года, ходил я во Иерусалим». Спустя три года, или со времени возвращения Павла из Аравии в Дамаск, или со времени призвания его к вере в Иисуса Христа, он ходил в Иерусалим. В продолжение трех лет Павел совершил много подвигов, много посеял добрых семян слова Божия, много разлил света спасительного учения Христова, ко спасению многих; но во все это время он не встречался ни с кем из Апостолов, прежде Него призванных к апостольскому служению. Он столько получил света ведения чрез откровение Господа Иисуса Христа, что не имел нужды в человеческой помощи, и потому не искал ее ни у кого. Это – очевидное обличение тех противников Павла, которые хотели унижать его тем, что он не учился у Иисуса Христа, а свое ведение о Спасителе и спасении получил будто бы чрез одного из Апостолов или учеников апостольских. Уже спустя три года, говорит Павел, ходил я в Иерусалим видеться с Петром. Так после долгого времени служения проповеди Павел пошел в Иерусалим. И зачем же? Только за тем, чтобы посетить Петра, видеться с Петром, а со всем не для того, чтобы советоваться с ним или получить от Него какое – нибудь наставление.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Царь мч. Ашот I Великий подносит мон-рь Опиза Христу. Ктиторский фриз кафоликона мон-ря Опиза. XI в. (ГМИГ) Царь мч. Ашот I Великий подносит мон-рь Опиза Христу. Ктиторский фриз кафоликона мон-ря Опиза. XI в. (ГМИГ) Помимо основателя монашества в Кларджетской пуст. прп. Григория Ханцтели в число К. п. входят: св. Амона, «искуснейший строитель» новой церкви в Хандзте, возведенной при игум. прп. Арсении; отшельник Анатолий (Антоний), который удостоился вместе с деканиссой прп. Феместией (Теместией) видения о кончине чудотворца прп. Матоя; прп. Андрей, 2-й настоятель мон-ря Опиза; прп. Анастасия (в миру Бюрила), дочь местного властителя Баграта Шароели, которая монашеским подвигом «совершенно осрамила дьявола» и исцеляла страждущих; свт. Арсений I Великий, сын властителя Мириана, католикоса Картли, сподвижника свт. Ефрема Великого, митр. Ацкурского; прп. Арсений, настоятель Хандзты; прп. Василий III Кларджетский, настоятель Хандзты, сын служанки матери прп. Григория Ханцтели, в Житии описано его чудесное исцеление прп. Григорием; св. Гавриил (Габриел) Дапанчули, азнаур царя св. Ашота I, сделавший значительные пожертвования на монастырское строительство прп. Григория, благодаря ему в т. ч. был основан жен. мон-рь Гунатле; прп. Гавриил, «учитель, большой подвижник, блаженный святой отец», насельник Хандзты, рассказавший составителям Жития прп. Григория о прп. Василии III; свт. Георгий, еп. Ацкурский; прп. Георгий Мерчуле , один из составителей Жития прп. Григория; прп. Георгий Опизели , 3-й настоятель мон-ря Опиза (после преподобных Самуила и Андрея), при нем прп. Григорий пришел в Кларджети и поселился в Опизе; свт. Георгий, еп. Ацкурский; прп. Григорий Хандзтийский , сын Липарита, настоятель монастыря Шатберди; прп. Давид, игум. монастыря Мидзнадзори (Миджнадзори), «строитель монастырей»; прп. Димитрий, ученик прп. Февронии, один из первых учеников прп. Григория, назван в Житии «Христоносцем»: его ученики неоднократно видели над ним столп света, поскольку «на нем постоянно покоился Святой Дух»; прп.

http://pravenc.ru/text/1841257.html

Перевод несколько уточнен. – Авт.) с. 250–251]. На первый взгляд может показаться, что сказанное близко сказанному Филопоном и митрополитом Зизиуласом. Но это не так. Невозможно, исходя из слов прп. Иоанна, заключить, будто природа как абстрактное понятие (усматриваемое только умозрением и не существующее само по себе) усматривается в ипостасях одного вида. Не существующее само по себе абстрактное понятие не следует мыслить существующим в ипостасях. Усматривается в ипостасях не понятие, а нечто общее, усматриваемое и в отдельной ипостаси (индивиде), и во всех ипостасях (индивидах) вместе, как связующее их в единый вид. Что же это? Указание на ответ мы можем обнаружить в той же главе «Точного изложения»: «Бог принимает форму (μορφοται), то есть чужую сущность, а именно такую как наша (καθ» μς) » (ТИПВ, 55. Перевод несколько уточнен. – Авт.) с. 250–251]. В другом месте он прямо отсылает нас к Писанию: «Блаженный Павел говорит: Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи в образе Божием, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек ( Фил. 2:5–7 ). Скажите, кто есть “сущий в образе Божием”, который не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба? Человек не есть в облике Божием – ибо человек не в природе Божией. Ибо весь сонм святых знает, что образ (μορφ) есть природа » (Слово против несториан, 10. Перевод несколько уточнен. – Авт.) с. 121–122]. Итак, прп. Иоанн отождествляет термины «сущность» и «природа» с термином «форма» (μορφ). С этими терминами он отождествляет и термин «вид»: «Вид (εδος) у святых отцов называется природою (φσις), и сущностью (ουσα), и формою (μορφ)» (ФГ, 5) с. 61]. Усматривается в ипостасях (индивидах) и виде не абстрактное понятие, неким образом получающее в ипостасях бытие, но существующее в них общее как полное сходство (неотличимость, παραλλαξα) между собою: «единство человека по виду показывает сходство , имеющееся во всех людях» (ТИПВ, 60) с. 270].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010