...Тот получает помощь от скорби, кто человеческую помощь презирает, как суетную, и утверждается в надежде на могущего спасти нас, утверждается же о Христе Иисусе, Господе нашем... (свт. Василий Великий , 5, 327). Источник. Всего более уповай на руку Великого Царя, которая, едва только покажется, приводит в страх и обращает в бегство сопротивных... (свт. Василий Великий , 9, 33–34). Источник. Кто хочет иметь помощь от Бога, тот не изменяет долгу; а кто не изменяет долгу, тому никогда не изменяет Божие содействие (свт. Василий Великий , 9, 323). ...Не надобно доводить себя до того, чтобы осуждала в чем-либо собственная совесть, и в таком состоянии призывать Божию помощь; призывать же ее должно не с нерадением, не скитаясь умом туда и сюда. Такой не только не получит просимого, но еще более преогорчит Владыку (свт. Василий Великий , 9, 323–324). Источник. ...Получаем ли скорее или медленнее, пребудем благодарными Господу, потому что все, что ни делает Владыка, домостроительствует ради нашего спасения; только мы да не будем из малодушия прекращать прошения (свт. Василий Великий , 9, 327). Источник. Никогда не спотыкнется, кому Ты бываешь опорой, никогда не падет, кто утверждается в Тебе (прп. Ефрем Сирин , 31, 148). ...Без Божия покровительства человек ничто. Велика злокозненность врагов наших, но преимущественнее ограждающая человека помощь Божия; только мы не даем видеть сего очам своим (прп. Ефрем Сирин , 31, 300). ...Божественная сила не без причины приходит не ко всем, но оставляя тех, которые по нерадению изменяют собственному своему спасению, уделяет помощь свою решившимся делать что надлежит (прп. Ефрем Сирин , 32, 346). ...Спаситель наш отвсюду подает и надежду, и помощь всякому, кто хочет приблизиться к Нему и исповедать Его Сыном Божиим (прп. Ефрем Сирин , 33, 166). Источник. Как скоро взор Твой, Господи всяческих, обращается на мглу грехов моих, она исчезает передо мною, и беспрепятственно, со всею ревностию, начинаю ходить путем заповедей Твоих, укрепляясь надеждою на Тебя и освободясь от мрака заблуждений (прп. Ефрем Сирин , 33, 204). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Поэтому и мог быть такой жесткий запрет для женщин находиться в храме в дни месячных. Однако сейчас ситуация изменилась: доступны средства гигиены. Так что же мешает приобщиться к Таинствам? Что запрещает молиться в храме? При этом нужно понимать, что нельзя саму женщину заставлять или, наоборот, отвращать от хождения в храм и от участия в церковных Таинствах в дни месячных. Почему бы не оставить решение данного вопроса ее совести, согласно повелению ее души? Пастырям и благочестивым мирянам следует понимать, что данная проблема не является догматической, потому здесь могут существовать полярные мнения и каждый может иметь свою точку зрения, при этом не навязывая ее другому. В заключение хочется отметить, что, конечно же, споры о том, можно ли женщине в дни менструации ходить в храм и участвовать в церковных Таинствах, продолжаются. Но мне хочет задать лишь один вопрос, на который должен честно ответить каждый читатель: принимает ли женщину, у которой наступили месячные, Сам Христос, если она хочет быть с Ним, кается в своих грехах и жаждет участия в Таинствах церковных? И можем ли мы такого человека останавливать на пути к Богу?  Библиографический список Глава седьмая//Ефрем Сирин, прп. Толкование на Четвероевангелие. Книга III. М.: Новое небо, 2018. С. 104-105. Книга первая//Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов./пер. с лат., статья, прим., библиография и указатели В.В. Эрлихмана, отв. ред. С.Е. Федоров. СПб.: Алетейя, 2003. С. 34-35. Книга первая//Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. С. 35. Каноническое послание иже во святых отца нашего Дионисия, архиепископа Александрийского и исповедника, к епископу Василиду//Каноны, или Книга правил святых апостол, святых соборов, Вселенских и Поместных, и святых отец. Минск: Братство в честь святого Архистратига Михаила, 2016. С. 148. Глава XXVI//Прокошев П.А. Дидаскалия, т.е. Кафолическое учение двенадцати апостолов и святых учеников нашего Спасителя. Томск: Типо-литография Сибирского Товарищества Печатного Дела, 1913.

http://bogoslov.ru/article/6166284

Бодрствование ...Христианин должен бодрствовать сердцем и тогда, когда спит (сщмч. Киприан Карфагенский , 65, 222). Без внимания и бдительности ума невозможно нам спастись и избавиться... от диавола, яка льва, рыкающа и ищуща кого поглотити (ср.: 1 Пет, 5, 8) (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 55). ... , потому что добрый нрав образуется в нас многим временем и трудом, и то, что приобретено многим трудом и временем, можно потерять в одну минуту (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 100 101). Блажен, кто бодрствует в молитвах, чтении и добрых делах; он просветится и не уснет в смерть (прп. Ефрем Сирин , 30, 529). Источник. ...Каждый час надобно быть нам в готовности, чтобы позванным внезапно не оказаться не готовыми (прп. Ефрем Сирин , 32, 365). Будем бодрствовать, будем прилежны к святым молитвам, чтобы в день Воскресения с мудрыми девами встретить Жениха (прп. Ефрем Сирин , 33, 297). Источник. Бодрствует и невоздержанный, потому что обременен и мучается от многоядения. Ему бдение служит наказанием за неумеренное принятие пищи. Бодрствует и купец, ночью утомляя свои руки над счислением денег... Бодрствует и богатый, потому что и у него достояние его прочь гонит сон; спят его псы, а он стережет свои сокровища от татей. Бодрствует и многозаботный; многопопечительностью поглощен его сон (прп. Ефрем Сирин , 34, 148). Источник. Благоразумно бодрствующий избирает для себя одно из двух: или спать приятно, или бодрствовать как должно (прп. Ефрем Сирин , 34, 149). Источник. Кто бодрствует не в чистоте, тому бодрствование даже вредно (прп. Ефрем Сирин , 34, 149). Источник. Если бодрствует гневливый, то бдение его возмущено гневом, бодрствование его исполнено ярости и проклятий (прп. Ефрем Сирин , 34, 149). Источник. Если бодрствует говорливый, то уста его – мост, по которому все проходит, потому что скор он на грех и ленив на молитву (прп. Ефрем Сирин , 34, 149). Источник. ...Должно бодрствовать, всюду наблюдать за врагом, чтобы, если употребит какую бесстыдную хитрость, отразить его прежде, нежели коснется души (прп. Макарий Египетский , 67, 336). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Наставления Без вопрошения братии отцы не говорили (наставления) служащего ко спасению души, но считали это за празднословие. И поистине так, ибо когда мы думаем, что больше знаем нежели другой, тогда мы сами по себе произносим слово... (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 190). Если ты и сведущ, не отвергай наставления мужей святых, потому что и это есть плод знания (прп. Ефрем Сирин , 30, 184). Источник. Ничто не приводит так душу ко спасению и не делает ее столько бодрою к трудам, как если найдется учитель, который проповедует добродетель самим делом, по слову Сказавшего: Мене смотрите, и такожде творите ( Суд. 7, 17 ) (прп. Ефрем Сирин , 30, 329). Когда заметишь в себе, что скучно для тебя чтение Божественных Писаний, и неохотно слушаешь духовные наставления; тогда знай, что душа твоя впала в тяжкую болезнь. Ибо это – начало зломудрия, которым болевшие пожали плод смерти (прп. Ефрем Сирин , 30, 340). Источник. Кто хочет для других служить зеркалом, тому предварительно надобно рассмотреть себя самого (прп. Ефрем Сирин , 34, 299). Источник. Больной врач не стыдится лечиться собственными своими врачевствами; да не стыдится и наставник принимать спасительное вразумление (прп. Ефрем Сирин , 34, 300). Источник. ...Кто делает наставление, да не оскорбляет наставляемого, да вразумляет же и научая, и умоляя (прп. Ефрем Сирин , 34, 300). Источник. Если не умеешь читать, не отходи оттуда, где можно слушать и получать пользу; ибо написано: аще узриши мужа разумна, утренюй к нему, и степени дверий его да трет нога твоя (ср.: Сир. 6, 36 ). Сие полезно не только не умеющим читать, но и умеющим; потому что многие читают и не знают, что читают (прп. Ефрем Сирин , 90, 467). Источник. ...Наставление к прекрасному не бывает без Божиего совета (свт. Григорий Нисский , 19, 26). ...Непрерывное наставление внимательным полезно и спасительно, а нерадивым вредно и опасно (свт. Иоанн Златоуст , 45, 148). Источник. Кто пользовался большим наставлением, тот, нарушив закон, должен подвергнуться и большему наказанию (свт. Иоанн Златоуст , 52, 328). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Нищета Нищета есть не что иное, как умеренность во всем, или такое состояние, в котором довольствуются малым (прп. Антоний Великий , 89, 98). Источник. Не всегда нищета похвальна, а только когда она с Евангельскою целью принята произвольно. Ибо многие по достатку нищи, а по произволению весьма любостяжательны. Их бедность не спасает, а произволение осуждает. Посему блажен не тот, кто беден, но кто сокровищам мира предпочитает заповедь Христову (свт. Василий Великий , 5, 253). Источник. Нищета – наставница благочестию... (свт. Василий Великий , 6, 93). Источник. Укоризненно – не нищим быть, а не иметь мужества в перенесении нищеты (свт. Василий Великий , 8, 148). Источник. Не потому, что Сам не в силах пропитать нищих, оставил их нам; но нам же в благодеяние требует от нас правды и человеколюбивого плодоношения (свт. Василий Великий , 8, 338). Возлюби вретище; им праведники одержали победу во бранях своих (прп. Ефрем Сирин , 34, 296). Источник. Убогая одежда, в какую облекался ты, устроит тебе светлую ризу (прп. Ефрем Сирин , 34, 297). Источник. Нищета лучше неправедного приобретения, равно как и болезнь лучше худого здоровья (свт. Григорий Богослов , 16, 205). Источник. Не презирай лежащих, как ничего не стоящих. Подумай, кто они, и найдешь их цену. Они носят на себе образ Спасителя нашего. Ибо Человеколюбец дал им собственный образ, чтобы им устыдить несострадательных и нищененавистников; они подобны тем, кои указывают насилующим их на царские изображения, чтобы образом владычествующего устыдить презрителя. Они – сокровищехранители ожидаемых благ, привратники Царствия, отверзающие двери для добрых и заключающие для жестоких и человеконенавистников. Они – и сильные обвинители, и добрые защитники. Защищают же и обвиняют не словом, но видом своим пред Судией. Ибо делаемое для них взывает к Сердцеведцу внятнее всякого глашатая. Источник. Ради них начертан нам и сей Страшный Суд вестниками Божиими, о котором вы часто слышали (свт. Григорий Нисский , 24, 401–402). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

21 Преподобный Ефрем Сирин . Творения. Молдавская митрополия, 2002. Т.1. О страхе Божием и о последнем Суде. С.267. 22 Святитель Василий Великий . Творения. М., 1845. Ч.1. Беседа на псалом 33:12. С.302. 23 Святитель Василий Великий . Творения. Троице-Сергиева Лавра, 1901. Т.6. Письмо к падшей деве. С.11О. 24 Святитель Василий Великий . Творения. М., 1845. Ч.4. Беседа на псалом 33:6. С.293. 25 Святитель Димитрий Ростовский . Творения Т.2. Ч.1. Поучение в неделю о Страшном Суде. 26 Святитель Иоанн Златоуст . Творения. СПб., 1898. Т.Кн.1. Слово 1 к Феодору падшему. С.13–14. 27 Преподобный Ефрем Сирин . Творения. Молдавская митрополия, 2002. Т. 1. Слово 37, на Второе пришествие Господа. С.463; Слово 40, на честный Крест и на второе пришествие Господа. С.497. 28 Святитель Василий Великий . Творения. СПб., 1911. Т.2. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 209. С.147–148. 29 Святитель Иоанн Златоуст . Беседы на Послание к римлянам. М, 1994. Беседа 5. С.528. 30 Святитель Иоанн Златоуст . Творения. Т.1. Кн.1. Слово 1 к Феодору падшему. 31 Блж. Иероним Стридонский . Комментарий на Евангелие от Матфея, на 11:24. Киев, 1901. С.93. 32 Блж. Августин. О крещении. Кн.4.//Patrologiae cursus compietus (Series latina). 33 Евсевий Памфил . Церковная история. М., 1993. Кн.4. Гл. 15. С.139. 34 Святитель Кирилл Иерусалимский . Поучения огласительные. М, 1991. Поучение 18. С.305. 35 Святитель Василий Великий . Творения. СПб., 1911. Т.2. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 207. С.147. 36 Святитель Иоанн Златоуст . СПб., 1898. Творения. Т.1. Кн.1. Слово к Феодору падшему. С.14. 37 Христианское чтение. Ч.3. 1846. 38 Прп. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. СПб., 1894. 39 Святитель Иоанн Златоуст . Беседы на Евангелие от Иоанна. М., 1993. Беседа 38. С.241. 40 Преподобный Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. СПб. 1894. 41 Цитата по: Библиотека патриарха Фотия, § 377. 42 О конечных причинах. Рекомендуемые статьи Самое популярное

http://azbyka.ru/apokalipsis/navechno-vo...

Лукавый не видит во мне зла, которое бы не от него было, ибо от него стал я зол, впрочем, побежден им по собственной своей воле; опутал меня лукавый, потому что сам я научил его тому (прп. Ефрем Сирин , 33, 232). Источник. Разбойник, похититель душ, злокозненно отнял у меня свободу мою, обольстил меня и наругался надо мною. Взором очей прельстил и пленил он меня, и вложил греховные мысли. Взглянул я, и пожелал; посмотрел с любопытством, и согрешил (прп. Ефрем Сирин , 33. 233). Источник. Поскольку вожделел я мира и нечистот его, то возобладал мною князь мира, поверг и низложил меня, наругался надо мною, как над Адамом в раю (прп. Ефрем Сирин , 33, 300). Источник. Отрекся я губителя, и козней его, и губительных дел его, потому что неутомимо трудится он уловить меня коварством своим. Если сила Твоя не подкрепит меня, и крест Твой не спасет меня, то, конечно, впаду в одну из сетей его; потому что весьма много у него козней. Да не одолевает он меня в брани, после того как побежден в брани с Тобою, Господи, ибо великий стыд тому, кто бывает побежден побежденным (прп. Ефрем Сирин , 33, 309). Вместо одной бдительности... сатана учит нас другой, чтобы спали мы для добрых дел, были же бдительны и бодрственны для дел мерзких (прп. Ефрем Сирин , 34, 148). Источник. ...Демоны, хотя и нечисты, ничем не пользуются от жертв. Они не чувствуют голода и не имеют нужды в пище; потому что природа их – выше алкания пищи. Алчут же они того, чтобы человека – владыку своего – соделать рабом своим (прп. Ефрем Сирин , 34, 247). Если не знаешь всего бесстыдства сатаны, то заключай о сем по бесстыдству его служителей (прп. Ефрем Сирин , 34, 304). Источник. Влагает в нас дерзость, чтобы без стыда продолжая грешить, тем больше потерпели мы вреда. Ожесточает он сердце наше, чтобы чрез это все худое сделалось нашим приобретением. поселяет в нас леность, чтобы терпеливо дали мы ему окончить в нас дело свое (прп. Ефрем Сирин , 34, 306). дерзкого грешника учит укорять других, а обличителя – бояться, чтобы, по боязливости его, был не уврачеван порочный.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иисус три дня был пришельцем смерти, и освободил плен ее, расхитил стаи ее, восстановил род наш (прп. Ефрем Сирин , 33, 464). Источник. ...Славный Воитель вторгся внезапно в царство смерти; как расхититель, проник туда глас Его и положил конец ее славе (прп. Ефрем Сирин , 33, 465). Источник. Христос видел, как страшна смерть для человеческого рода; поэтому Сам снисшел, по милосердию Своему вкусил смерть, чтобы и мы смелее встречали смерть (прп. Ефрем Сирин , 33, 487). Источник. Хвала Всевышнему, Который срастворил соль Свою с духом нашим, и закваску Свою с душами нашими, и Тело Свое соделал Хлебом, чтобы оживотворить нашу мертвенность! (прп. Ефрем Сирин , 34, 154). Источник. Хвала Тому, Кто всеял свет во тьму и обличил ее тайны, но прикрыл Свою сокровенность, и с нас совлек и снял одежду скверн! (прп. Ефрем Сирин , 34, 154). Источник. Благословен Пастырь, соделавшийся Агнцем, чтобы нас соделать чистыми! (прп. Ефрем Сирин , 34, 155). Источник. На уничижение пришел Ты, , чтобы всем даровать жизнь; хвала Тебе от всех, оживотворенных Твоею рукою! (прп. Ефрем Сирин , 34, 173). ...Умерщвляет Он смерть, низлагает Он сатану; Он – радость горних; Он – упование дольних! (прп. Ефрем Сирин , 34, 284). Источник. ...Как Адам был началом смерти всех живых, так Господь наш стал началом жизни всех мертвых (прп. Ефрем Сирин , 36, 102). Врачевство... жизни состоит в том, что Господь сделал Тело Свое сосцами нашей невинности и Кровь Свою источником, который, напояя, уничтожает жажду нашу, и весь всецело стал для нас трапезой всех благ (прп. Ефрем Сирин , 37, 350). Сколько торжеств доставляет мне каждая тайна Христова! Во всех же в них главное одно – мое совершение, воссоздание и возвращение к первому Адаму! (свт. Григорий Богослов , 14, 249). есть Ипостасная и Сущая Истина, и без сей Истины невозможно как познать истину, так и улучить спасение (прп. Макарий Египетский , 67, 417). Когда слышишь, что Христос, сошедши во ад, избавил содержавшиеся там души, – не почитай сего далеким и от того, что совершается ныне (прп. Макарий Египетский , 67, 442). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Видимое тело стало зеркалом заключенной в нем невидимой души. Растлением тела введена в познание, как растлевается сердце, которое любит злословие, и по внешнему человеку поняла внутреннего человека (прп. Ефрем Сирин , 32, 450). Тело твое, брат, есть храм Святаго Духа, обитающего в тебе; поэтому имей радение о храме, чтобы не оскорбить Обитающего в нем (прп. Ефрем Сирин , 33, 85). Великий будет тогда стыд и строгий суд растлившему храм Господень , если не улучил он прощения покаянием и слезами своими не омыл нечистот (прп. Ефрем Сирин , 33, 86). ...Не делает Он принуждения сложной человеческой природе, а только побуждает силою привлекать к нетлению плоть, как рабу, растленную грехом. Как в огненном горниле и медь принимает вид огня, так и тело одухотворяется, если срастворено нетлением (прп. Ефрем Сирин , 33, 255). Тело наше есть брение; приидет час, день страшный, лютый и не предусмотренный, и земля пойдет в землю, персть опять сделается перстию (прп. Ефрем Сирин , 33, 307). Источник. Великое для нас и для всей твари новое чудо совершил Бог в нашем человечестве. Ибо тело наше соделал храмом, чтобы наполнить тем, что досточтимо всеми (прп. Ефрем Сирин , 34, 279). Источник. Будем возбуждать тело наше псалмами и духовными песнями, чтобы нам приобщиться к мудрым девам, которых похвалил Господь наш, и бодрственно узреть Сына в ту ночь, которая в трепет приведет миры (прп. Ефрем Сирин , 34, 317). Тело, которое утруждало себя в молитвах, в день воскресения воспарит по воздуху, без посрамления будет взирать на Господа Своего, с Ним войдет в Чертог Света и будет там любезно Ангелам и человекам, которые здесь утруждали себя бдениями и молитвами (прп. Ефрем Сирин , 34, 317). Источник. Бдение и труд, переносимый телами нашими, да соделают Тебя милосердым ко грехам нашим! (прп. Ефрем Сирин , 34, 320). ...Тела наши соделаны достойными быть жилищем Духа Его... (прп. Ефрем Сирин , 37, 125). ...Должен сказать вам, братия, что мы обязаны заботиться и о теле – сем сроднике и сослужителе души (ибо хотя я и винил его как врага за то, что терплю от него, но я же и люблю его как друга ради Того, Кто соединил меня с ним), и притом заботиться о теле наших ближних не меньше, как и каждый о собственном, остаемся ли мы сами здоровыми, или изнуряемся таким же недугом (свт. Григорий Богослов , 13, 8). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Источник. Он – премудрый Раздаятель; рассмотрению подвергает и просьбу, и время. Как скоро признает просьбу вредною, медлит и не исполняет, отлагая до лучшего времени. И хотя прискорбно это просителю, который желает исполнения просьбы в такое даже время, когда это не было бы для него полезно, однако же Бог делает свое, чтобы в большей мере исполнить просьбу впоследствии, в такое именно время, когда это будет для него полезнее (прп. Ефрем Сирин , 33, 226–227). Источник. Будем просить величайшего богатства; тогда не откажет нам и в пропитании. Будем просить, чтобы сподобиться нам великой трапезы; тогда даст и насущный хлеб (прп. Ефрем Сирин , 33, 335–336). Будем домогаться вечного; тогда не откажет и во временном (прп. Ефрем Сирин , 33, 336). Унизительно было бы, Господи, просить у Тебя одного хлеба, когда дал Ты нам в снедь Святое Тело Твое. Посему и без прошения нашего дай нам хлеб – эту пищу животных (прп. Ефрем Сирин , 33, 336). Источник. Всякое неразумное прошение приносит огорчение просящим... дверь Его заключена для просящих лукаво (прп. Ефрем Сирин , 34, 240–241). ...Намереваясь просить, прежде нежели прибегнешь к Подателю, рассмотри прошение свое, чисто ли оно, внимательно вникни в причину, побуждающую к прошению. Если побуждение, по которому просим, влечет за собою вред, то , уврачевавший сынов Зеведеевых, да заградит источники наших прошений (прп. Ефрем Сирин , 34, 242). ... может дать нам все, но не дает того, что пагубно (прп. Ефрем Сирин , 34, 242). Уста могут просить всего, но Бог исполняет только то, что полезно (прп. Ефрем Сирин , 34, 243). Источник. ... никогда не отказывает в дарах. Если же и отказывает иногда до времени, отказывает для того, чтобы дар стал драгоценнее для приемлющих и чтобы приемлющий был прилежнее в молитве. Если бы дар подаваем был тотчас, то прекратилась бы молитва (прп. Ефрем Сирин , 34, 245). Господь жаждет, чтобы Его жаждали, напоевает желающих пить; приемлет за благодеяние, если просят у Него благодеяния, доступен, великодаровит; с большею приятностию дает, нежели иные приемлют сами.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010