Лукавый непрестанно ставит скрытные сети душе нашей, чтобы, соблазнив ее, уловить в вечное мучение. Среди соблазнов и сетей ходим мы, возлюбленные, и должны молиться, чтобы не впасть в них. Сети смертные исполнены сладости; да не обольстит нас своею приятностью сладость сетей смертных, разумею попечение о земных вещах, об имении, о лукавых помыслах и делах. Не услаждайся, брат, сетью смертною, не расслабляйся и не истаевай, занимаясь лукавыми помыслами. Если нечистый помысл найдет себе вход в душу твою, он представляется ей сладостным и занимает ее собою, чтобы умертвить, и делается лукавый помысл как бы сетью в душе, если не будет прогнан молитвою, слезами, воздержанием и бдением. Будь всегда свободен от всех земных хлопот, чтобы избавиться тебе от сетей, от помыслов и дел лукавых; не расслабляйся и на одно мгновение, занимаясь лукавым помыслом, чтобы не остался он надолго в душе твоей, брат. Прибегай всегда к Богу в молитве, в посте и слезах, чтобы избавиться тебе от всех сетей, соблазнов и страстей. Не думай, брат, долгое время жить на земле; внезапно придет повеление Господне и найдет тебя пребывающим во грехе, не имеющим уже времени к покаянию, а также и к получению прощения... (прп. Ефрем Сирин , 33, 372–373). Источник. Увы, дни юности моей проходили в суете! Когда блуждал я, предаваясь похотям мира сего, тогда дух мой окован был обманчивой любовью юности, и не помышлял я, как страшен день, в который воскресну. Источник. Кто подкрепит мою немощь в той стране ужаса, где не уважается ни род, ни знатное происхождение, ни богатство; где брат не избавит брата от суда и где человек не даст Богу измены за ся, по написанному? (ср.: Пс. 48, 8 ) (прп. Ефрем Сирин , 34, 202). Источник. ...Трудим мы себя для временной забавы, для сонной мечты, для тени: красота, обладание которою ненадежно, обольщает нас скорогиблющею своею прелестию (прп. Ефрем Сирин , 34, 215). Любовь мира – дым; честь его – суета сует; красота его – сети для любящих мир (прп. Ефрем Сирин , 34, 337). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

По словам иером. Авеля (Ванюкова), «смиренный, подвиголюбивый старец возлюбил совершенное безмолвие. Любимое его занятие было: уединенный труд в келье, безмолвная молитва и чтение духовных книг. Лобызая пустынную жизнь, он всегда поучал и братию быть ревностными любителями пустынного безмолвия» ( Авель. С. 58). Е. скончался в день праздника Сошествия Св. Духа на апостолов, в год прибытия в Саров Прохора Мошнина, буд. прп. Серафима Саровского . Е. похоронен рядом с Успенским собором, на зап. стороне, слева от входа. После освящения собора 15 авг. 1778 г. еп. Владимирский Иероним посвятил подвижнической жизни скончавшегося строителя особую проповедь. До закрытия пустыни в 20-х гг. XX в. по Е. служились соборные панихиды. К 1951 г. собор был взорван, захоронение подвижника утрачено. Арх.: ГА Респ. Мордовия. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 1145. Л. 46-107. Соч.: Келейные записки Саровской пуст. отца строителя Ефрема//Изв. Тамбовской УАК. 1904. Вып. 49. С. 215-226. Лит.: Иероним [Фармаковский], еп. Слово, говоренное... в Саровской пуст. при освящении... построенного храма августа 15 дня, 1778 г. М., 1778; Маркеллин, игум. Краткое ист. описание Саровской пуст. М., 1819; Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853, 1996р; Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. СПб., 19032, 1996р; Записки Афанасия Илларионовича//Изв. Тамбовской УАК. 1904. Вып. 49; Степашкин В. А. Прп. Серафим Саровский: Предания и факты. Саров, 2002. С. 112; Подурец А. М. Саров: Памятник истории, культуры, православия. Саров, 2006. С. 90-97. Д. Б. Кочетов Иконография В Саровской Успенской пуст. хранился портрет Е., предположительно посл. трети XVIII в., с виршами: «Не Сирин ты, но Русский ты Ефрем; Саровской пустыни броня еси и шлем!» ( Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. М., 2002. С. 33). По-видимому, этот ранний портрет воспроизведен на гравюре И. Шелковникова с цензорским разрешением 1849 г., выполненной в качестве отдельного листа (ГИМ) и для кн.: Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся (М., 1853). Е. представлен вполоборота вправо, по пояс, опирающимся на посох, в мантии и клобуке, с четками в левой руке, с длинными волосами и окладистой, слегка раздвоенной седой бородой. Во 2-й пол. XIX в. гравюра послужила оригиналом для повторений в технике литографии, помещенных в саровских изданиях (напр., 1870 г. московской мастерской А. В. Морозова; ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/182129.html

Димитрий Кидонис 87 сн. Димитрий, митр. Ростовский, свт. 131 (5) , 132 (2) , 203 Диодор, еп. Тарсийский 33, 46, 47, 219 Дионисий Ареопагит (Пс.) (Pseudo- Dionigi l’Areopagita) 28, 43, 44, 53, 56, 63 сн., 78, 198, 208 Дионисий Младший 143 Доброхотов А. Л. 86 сн. Доментиан, иеромон. 115, 126 Доментиан, протосингел 194 Досифей, патр. Иерусалимский 99, 100 (5) Достоевский Ф. М. 137, 162 (1) , 188, 203 Дунаев А. Г. 202, 205, 212, 215 (2) , 221 Дунс Скотт 1041 Ева, библ. 22, 24, 25, 121 (4) , 141 Евгений Вулгарис, архиеп. 104, 105 (1, 5, 6) , 106, 107, 174 Евномий, еп. Кизический, еретик 41 Евсевий, еп. Кесарийский (Eusebe de Cesaree) 32, 65 сн., 220 2 Евстафий Христодул (Christodulos Pamplekes), бывший святогорский монах 107 (1) Евфимий Зигабен (Зигавин) 50, 110 (3) Евфимий, патр. Тырновский 124, 125 Ездра, библ. 128 (2) , 129 Елена (Хиловская), монахиня 202 Елеонский Ф. Г. 159 1 , 160 сн. Емельянов Т. В. 202 Енох, библ. 121 (4) , 125 Епифаний Саламинский (Кипрский) (Epiphane de Salamine), свт. 28, 220 2 Ерделян М. (Ердельан М.) 196 (1) Есфирь, библ. 128 2 , 171 Ефрон И. А. 50 2 Ефрем Сирин , прп. 120 Жгун М. А. 137 2 Жгун П. Б. 137 2 Живанович А. (Живановий А.) 194 (2) Жильсон Э. (Gilson E.) 36 4 , 53 сн., 54 1 , 56 2 , 85 2 , 86 сн., 203 Жюжи Μ. 47 2 Захария (Зaxapuj), праведный, библ. 70, 114 (1) , 194 (1) Зверев Η. 186 3 Зеньковский В., прот. 191 2 Зибен Г. (Sieben Н. J.) 219 (2) Иаков (Блонецкий), иеромон. 134 Иаков, праотец, библ. 5, 30, 35, 49 Иафет, библ. 122 Иванова М. В. 213 Ивкина Н. В. 212 Игнатий Брянчанинов , еп. Кавказский, свт. 157 (2) , 158 (1) , 203 Игнатий, еп., адресат свт. Филофея Коккина 215 3 Игнатов Влас 129 5 Иегова (искажен, библ.) 160 сн., см. Яхве Иезекииль, библ. 9, 34, 70, 128 1 Иеремия, библ. 8, 34 (11) , 128 1 , 182 Иеремия II, патр. Константинопольский 98 (2, 4) , 99 1 , 203 Иероним Стридонский , прп. 32, 36 (3) , 51, 84, 216 Иисус Навин, библ. 77, 187 Иисус, сын Сирахов, библ. 99, 114, 128 (1) , 145, 171, 183 Икумений 50 (2) Иларион, митр. Киевский, свт. 123, 201

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Блага земные ...Сну подобны житейские блага, и богатство имеет только призрачный блеск, неверный и маловременный (прп. Антоний Великий , 85, 69). Источник. Горе нам, что мы не умеем предпочитать нетленное тленному, и презираем Божественную и страшную правду (прп. авва Исаия , 60, 188). ...Невежественные люди и миролюбцы, не зная природы самого добра, часто называют блаженным то, что не имеет никакой цены: богатство, здравие, блистательную жизнь, что все по природе своей не есть добро, потому что не только удобно изменяется в противоположное, но и обладателей своих не может сделать добрыми. Ибо кого сделало справедливым – богатство, или целомудренным – здоровье! Напротив того, каждый из сих даров злоупотребляющему им часто способствует ко греху (свт. Василий Великий , 5, 159). Источник. ...Кто трудится для тленного, тот подобен винограднику, который воспитывает в себе стволы, листья и вьющиеся лозы, но не дает вина, производящего веселие и достойного царских хранилищ (свт. Василий Великий , 6, 164–165). Источник. ...Все приятности этой жизни подвержены здесь превратностям и приготовляют только вещество вечному огню, а сами скоро проходят... (свт. Василий Великий , 10, 58). Взойди на высоту и увидишь, что все земное низко и ничтожно; а если сойдешь с высоты, то подивишься и малому выбеленному дому (прп. Ефрем Сирин , 31, 112). Источник. Ничего нет постоянного в мире сем. Для чего же мучим себя служением миру? Все блага его – сонная мечта, все богатство его для нас – одна тень (прп. Ефрем Сирин , 33, 215). Источник. ...Видимые блага подвергаются и подвергают нас то тем, то другим превратностям, то возносят вверх, то упадают вниз и кружатся, как в вихре, и прежде, нежели овладеем ими, убегают и удаляются от нас и таким образом играют нами, обманывают нас. Направлено это к тому, чтобы мы, усмотрев их непостоянство и переменчивость, скорее устремились к пристанищу будущей жизни. В самом деле – что было бы с нами, если б земное наше счастье было постоянно, когда и при непостоянстве его мы столько к нему привязаны? Когда обманчивая приятность и прелесть его держит нас, как рабов, в таких узах, что мы ничего и представить себе не можем лучше и выше настоящего, и это тогда, как мы слышим и верим, что мы сотворены по образу Божию, Который, пребывая на небеси, и нас влечет к Себе ( Кол. 1, 15 ) ( Ин. 3, 13; 12, 32 ) (свт. Григорий Богослов , 13, 22). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Евагрий Понтийский . Умозритель ­­ Evagre le Pontique. Le gnostique. Ed. A. et C.Guillaumont. SC 356. 1989. Евсевий Кесарийский . О церковном богословии ­­ Eusebius Werke IV: Gegen Marcelli, Über der kirchlische Theologie. Hrsg. von E.Klostermann. GCS 14. 1972. S.60–182. Епифаний Кипрский . Якорь ­­ Epiphanias. Anchoratus und Panarion. Hrsg. von K.Holl. GCS 25. 1915. Ефрем Сирин. Гимны на Рождество Христово ­­ Der heiligen Ephraem der Syrers Hymnen de Nativitate. Hrsg. von E.Beck. CSCO 186. Scr.Syri 82. 1959. Ефрем Сирин. Гимны о вере ­­ Der heiligen Ephraem der Syrers Hymnen de iide. Hrsg. von E.Beck. CSCO 154. Scr.Syri 73–74. 1955. Ефрем Сирин. Гимны о девстве ­­ Der heiligen Ephraem der Syrers Hymnen de virginitate. Hrsg. von E.Beck. CSCO 223. Scr.Syri 94. 1962. Ефрем Сирин. Гимны о Нисивине ­­ Der heiligen Ephraem der Syrers Carmina Nisibena. Hrsg. von E.Beck. Bd.I-H. CSCO 218; 240. Scr.Syri 92; 102. 1961–1963. Ефрем Сирин. Слова о вере ­­ Der heiligen Ephraem der Syrers Sermones de fide. Hrsg. von E.Beck. CSCO 212. Scr.Syri 88. 1961. Ефрем Сирин. Сочинения ­­ Patris nostri Ephraem Syri Opera. Ed. J.Assemani. Roma, 1732–1746. Игнатий Антиохийский . Послания ­­ Ignace d " Antioche; Polycarpe de Smyrne. Lettres; Martyre de Polycarpe. Ed. P.-Th.Camelot. SC 10. 1969. Иларий Пиктавийский . О Троице ­­ Hilarius. De Trinitate. Ed. P.Smulders. CCL 62. 1979. Илия Экдик. Цветособрание ­­ Ανθολγων γνωμικον φιλοσφων σπουδαων. Φιλοκαλα 2. Σελ.289–314. Иоанн Антиохийский. О монашеской дисциплине ­­ Oratio de disciplina monastica et de monasteriis laicis non tradendis. PG 132, 1117–1150. Иоанн Дальятский. Письма ­­ La collection des lettres de Jean de Dalyatha. Ed. R.Beulay. PO 39. Fasc.3. No. 180. 1978. Иоанн Дамаскин. Беседы ­­ Die Schriften des Johannes von Damaskus V: Opera homiletica et hagiographica. Hrsg. von B.Kotter. PTS 29. 1988. Иоанн Дамаскин. Житие Варлаама и Иоасафа – Vita Barlaam et Joasaph. PG 96, 860–1240 (dubia). Иоанн Дамаскин. Против ересей ­­ Die Schriften des Johannes von Damaskus IV: Liber de haeresibus, Opera polemica. Hrsg. von B.Kotter, PTS 22. 1981.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

У кого нет долготерпения, тот далек от твердости, потому что в скором времени изменяется. Он не приобрел себе рассудительности, дружится с порочным, делит время с злоязычным, помогает обидчику, не скрывает тайны, всякое слово готов вывести наружу. И что злополучнее этого? (прп. Ефрем Сирин , 31, 11). Источник. Блажен тот... кто приобрел терпение, потому что у терпения есть упование, упование же не посрамляет (ср.: Рим. 5, 5 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 11). Подлинно блажен и трекратно блажен тот, в ком есть терпение. Ибо претерпевый до конца, той спасен будет (ср.: Мф. 10, 22 ). И что лучше сего обетования? Благ Господь терпящим Его ( Наум 1, 7 )... (прп. Ефрем Сирин , 31, 11–12). Источник. Терпение одно не бывает, но оно требуется во многих добродетелях. Терпеливый достигает всякой добродетели. В скорбях он радуется, в нуждах оказывается благоискусным, в искушениях восхищается. Он готов к послушанию, украшен долготерпением, исполнен любви. За оскорбления он благословляет, в ссорах хранит мир, в безмолвии мужествен, в псалмопении не ленив, к постам готов, в молитвах терпелив, в делах неукоризнен, в ответах прям, в исправлении поручения благопокорен, в жизни рачителен, в оказании услуг любезен, в обращении привлекателен, в общежитии с братством приятен, в совещаниях сладок, в бдениях не угрюм, в попечении о странных старателен, в хождении за немощными предупредителен; первый помощник в затруднительном положении, в мыслях трезвен, во всяком деле добр (прп. Ефрем Сирин , 31, 12). Источник. Кто приобрел терпение, тот приобрел упование. Ибо он украшен всяким добрым делом. Почему с дерзновением возопиет ко Господу, говоря: терпя потерпех Господа, и внят ми ( Пс. 39, 2 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 12). Источник. Злополучен и жалок, кто не приобрел терпения. Таковым Божественное Писание угрожает горем. Горе, говорит, погубившим терпение (ср.: Сир. 2, 14 ). И действительно, действительно горе тому, в ком нет терпения. Он возметается как лист ветром, не переносит оскорбления, в скорбях впадает в беспечность. Его легко вовлечь в ссоры. Где нужно терпеть, там он ропщет. Где требуется послушание, там прекословит. В молитвах ленив, в бдениях расслаблен, в постах угрюм, в воздержании нерадив, в ответах медлителен, в делах неисправен, в лукавстве неодолим, в занятиях самоволен, в спорах мужествен, в безмолвии бессилен. Людям, достойным одобрения, он противник, и преуспевающим – соперник (прп. Ефрем Сирин , 31, 13). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

    Преп. Ефрем Сирин    Не останавливайся на нечистых помыслах, чтобы не довели они тебя до срамного исполнения их на самом деле; но гнушайся ими и отгоняй их от себя, чтобы ум твой был в покое. Молись Господу, чтобы просветил очи сердца твоего: ибо «невозможная у человека, возможна у Бога».     «Преп. Ефрем Сирин» Если окаменело сердце твое, плачь пред Господом, чтобы источил Он на тебя озарение ведения.     Преп. Ефрем Сирин    Не расслабевай от приходящих тебе помыслов. Но когда придет тебе лукавый помысл, воззови ко Господу со слезами, говоря: «Господи, будь милостив ко мне, грешному, и прости меня, Человеколюбец! Отгони от нас лукавого, Господи!» Бог — сердцеведец и знает помышления, происходящие от злонравия; но знает также и помышления, бывающие у нас по злобе бесов. Но знай и то, что в какой мере будешь подвизаться и терпеть, работая Господу, в такой будут очищаться и ум твой, и помышления твои.     Преп. Ефрем Сирин    Вместо щита ограждай себя честным крестом, запечатлевая им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себе крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай оным всякое свое занятие: и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и одр свой, и какое ни проходишь служение, прежде всего запечатлей (крестным знамением) во имя Отца и Сына и Святого Духа.     Преп. Ефрем Сирин потребно борьбы и тайного, невидимого труда; должно всегда производить испытание помыслов, и изнемогшие чувства души нашей непрестанно упражнять в различении доброго и худого, и ослабевшие душевные члены возгревать стремлением ума к Богу и тщанием, к Нему всегда прилепляясь умом своим, чтобы при помощи Божией благодати, по апостольскому изречению, быть в единый дух с Господом. И сию тайную борьбу, помышление о Боге и труд надобно иметь всем нам, - и днем, и ночью, и при всяком исполнении заповеди, молимся ли, или служим, или бдим, или пьем, или другое что делаем.     Преп. Ефрем Сирин    Желающий постоянно пребывать в молитве должен принять обширнейший подвиг, великий труд и непрестанное старание; потому что постоянному пребыванию в молитве есть много греховных препятствий: сон, уныние, отяжеление тела, кружение помыслов, беспорядочность ума, нерадивость, нетерпение, расслабление и другие тонкие внушения злобы; за сим следуют скорби, восстания на нас лукавых духов, которые ведут брань с душою, в действительности непрестанно взыскующей Бога, противо борствуют ей до крови и возбраняют приблизиться к Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

    Преп. Исаак Сирин    Путь Божий есть ежедневный крест. Никто не восходил на небо, живя прохладно. О пути же прохладном знаешь, где он оканчивается.     Преп. Исаак Сирин    Человек, пока в нерадении, боится часа смертного; а когда приблизится к Богу, боится сретения Суда; когда же всецело поступит в предняя, тогда любовью поглощается тот и другой страх.     Преп. Исаак Сирин    Пусть у тебя всегда берет перевес милостыня. Сердце жесткое и немилосердное никогда не очистится. Человек милосердый — врач души своей; потому что как бы сильным ветром из внутренности своей разгоняет он омрачение страсти.     Преп. Исаак Сирин    Разумная душа, будучи соединена и сопряжена с чувствами и своими помыслами, естественно увлекается, если человек не будет бодрствовать в сокровенной молитве.     Преп. Исаак Сирин    Смирение и без дел многие прегрешения делает простительными; напротив того, без смирения и дела бесполезны. Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели. Для приобретения его потребно непрестанно печалиться мыслью с уничижением и рассудительной печалью.     Преп. Исаак Сирин    Должно погружаться во внутреннего своего человека и там уединенно пребывать, непрестанно возделывая виноградник сердца своего. И может быть, что сим пребыванием близ внутреннего человека придем в совершенное соединение с Живущим в нас Христом.     «Преп. Исаак Сирин» Не дела отверзают заключенную дверь сердца, но сердце сокрушенное и смирение души, когда препобедит страсти смирением.     Преп. Исаак Сирин    Одним из святых написано: кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Господом.     Преп. Исаак Сирин    Приведем в устройство область сердца делами покаяния и житием благоугодным Богу; Господне же придет само собою, если место в сердце будет чисто и неосквернено.     Преп. Исаак Сирин    Сокровенное делание и заповеди новые и духовные, которые душа хранит, имея в виду страх Божий, обновляют и освящают душу и сокровенно врачуют все члены ее.     Преп. Исаак Сирин

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля эта, и изнемогут все живущие на ней... Блуд, вино и напитки завладели сердцем их. Народ мой вопрошает свое дерево, и жезл его дает ему ответ. На вершинах гор они приносят жертвы, и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом... Как упрямая телица, упорен стал Израиль. Привязался к идолам Ефрем. Отвратительно пьянство их; совершенно предались блудодеянию; князья их любят постыдное... Дела их не допускают их обратиться к Богу своему; ибо дух блуда внутри их, и Господа они не познали... И Израиль и Ефрем падут от нечестия своего... Ефрем сделается пустыней в день наказания... Они поступают лживо; и входит вор, и разбойник грабит по улицам. Злодейством своим они увеселяют царя, и обманами своими князей... Ефрем смешался с народами, Ефрем стал как неповороченный хлеб. Чужие пожирали силу его, и он не замечал... Ефрем стал как глупый голубь, без сердца: зовут Египтян, идут в Ассирию... Ефрем насажден на прекрасной местности; но он выведет детей своих к убийце... Отвергнет их Бог мой, потому что они не послушались Его, и будут скитальцами между народами... Заключают они союз с Ассуром, и в Египет отвозится елей... Обратись к Богу твоему; наблюдай милость и суд, и уповай на Бога твоего всегда... Ефрем говорит: «однако я разбогател, накопил себе имущества, хотя во всех трудах моих не найдут ничего незаконного»... Сильно раздражил Ефрем Господа... Когда Ефрем говорил, все трепетали.. Он был высок во Израиле; но сделался виновным чрез Ваала и погиб. И ныне прибавили они ко греху, сделали для себя литых истуканов из серебра своего по понятию своему. За то они будут, как утренний туман, как роса, скоро исчезающая, как мякина, свеваемая из гумна, и как дым из трубы. Хотя Ефрем плодовит между братьями; но придет восточный ветер, поднимется ветер Господень из пустыни. и иссохнет родник его, и иссякнет источник его; он опустошит сокровищницу всех драгоценных сосудов».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Предел смиренномудрия – решительное забвение своих добрых дел (блж. Диадох, 91, 7). Как душа непознаваема и невидима телесными очами, так и смиренномудрый не познается среди людей (прп. Исаак Сирин , 58, 214). Источник. Не всякий безмолвник смиренномудр, но всякий смиренномудрый – безмолвник (прп. Исаак Сирин , 58, 215). Источник. ...Истинно смиренномудр, кто имеет в сокровенности нечто достойное гордости, но не гордится, и в помысле своем вменяет это в прах (прп. Исаак Сирин , 58, 237). Источник. Совершенство смирения в том, чтобы с радостью сносить ложные обвинения (прп. Исаак Сирин , 58, 307). Источник. Если хочешь узнать, смиренномудр ли ты, то испытай себя... не приходишь ли ты в смятение, когда тебя обвиняют (прп. Исаак Сирин , 58, 308). Источник. Истинное смирение есть порождение ведения, а истинное ведение есть порождение искушений (прп. Исаак Сирин , 58, 367). Источник. Человек, достигший того, чтобы познать меру своей немощи, достиг совершенства смирения (прп. Исаак Сирин , 58, 396). Источник. Кто в сердце своем приобрел смирение, тот мертв стал для мира и, омертвевший для мира, омертвел для страстей (прп. Исаак Сирин , 58, 412). Источник. Кто несмыслен, тот не имеет смирения. И кто не имеет смирения, тот не будет смыслен. Не смиренномудр, кто не мирен; и немирный не смиренномудр... (прп. Исаак Сирин , 58, 416). Источник. ...Не презирать даяния ближнего есть (дело) смиренномудрия; и должно принимать оное (даяние) с благодарностью, хотя бы оно и было мало и незначительно (прп. авва Дорофей , 29, 189). Источник. ...Кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигает (цели). Имеющий смирение с самоуничижением также достигнет, ибо самоуничижение заменяет труд. А кто имеет одно только смирение, тот хотя и успевает, но не так скоро. Желающий приобрести истинное смирение отнюдь ни в каком случае не должен почитать себя чем-нибудь. В сем состоит истинное смирение (прп. Варсануфий, 29, 234). Смирение состоит в том, чтобы ни в каком случае не почитать себя за нечто, во всем отсекать свою волю, повиноваться всем и без смущения переносить то, что постигает нас отвне. Таково истинное смирение, в котором не находит себе места тщеславие. Смиренномудрый не должен стараться выказывать свое смирение на словах, но довольно для него говорить: «прости меня» или «помолись о мне». Не должно также самому собою вызываться на исполнение низких дел, ибо и то и другое ведет к тщеславию, препятствует преуспеянию и более делает вреда, нежели пользы; но когда повелят что-либо, не противоречить, а исполнять с послушанием – вот что приводит к преуспеянию (прп. Варсануфий, 29, 235–236). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010