10. Прор. Даниил 11. Равноап. Царь Константин 12. Ев. Матфей 13. Ап. Андрей Первозванный 14. Св. Иоанн Предтеча 15. Ап. Павел 16. Неизвестный святой 17. Ап. Иаков Персский 18. Вмч. Феодор Стратилат 19. Свт. Иона, митр. Московский 20. Сщмч. Еферий, еп. Херсонесский 21. Сщмч. Антипа, еп. Пергамский 22. Прп. Алексий, человек Божий 23. Свт. Петр, митр. Московский 24. Сщмч. Афиноген 25. Свт. Нектарий, Патр. Костантинопольский 26. Сщмч. Климент, еп. Анкирский 27. Сщмч. Петр, архиеп. Александрийский 28. Свт. Григорий, еп. Нисский 29. Свт. Спиридон, еп. Тримифунтский 30. Свт. Василий Великий 31. Свт. Иоанн Златоуст 32. Ап. Тит 33. Первомч. архидиакон Стефан 34. Ап. Варнава 35. Ап. Фома 36. Ев. Марк 37. Ап. Иаков, брат Господень 38. Ев. Лука 39. Ап. Тимофей 40. Св. Лазарь Четверодневный 41. Ап. Иаков Зеведеев 42. Свт. Григорий Богослов 43. Свт. Игнатий Богоносец 44. Свт. Иоанн Милостивый 45. Сщмч. Василий, пресвит. Анкирский 46. Свт. Епифаний, еп. Кипрский 47. Сщмч. Акепсим 48. Сщмч. Ермолай 49. Свт. Григорий Солунский 50. Свт. Андрей, архиеп. Критский 51. Сщмч. Афиноген 52. Свт. Филипп, митр. Московский 53. Свт. Алексий, митр. Московский 54. Свт. Гурий, архиеп. Казанский 55. Вмч. Феодор Тирон 56. Мч. Евфрасий 57. Неизвестный святой 58. Мч. Каллиник 59 Мч. Кирик 60. Мч. Каллистрат 61. Мч. Мамант 62. Мч. бесср. Косма 63. Мч. диакон Авив 64. Мч. архидиакон Евпл 65. Мч. Лукиан 66. Мч. Неофит 67. Мч. бесср. Дамиан 68. Мч. Авксентий 69. Вмц. Варвара 69. Вмц. Варвара 70. Прп. Антоний Великий 71. Прп. Евфимий Великий 72. Мч. Евфимия 73. Прп. Иоанн, еп. Дамасский 74. Прп. Ефрем Сирин 75. Прмч. и исп. Стефан Новый 76. Прп. Григорий Декаполит 77. Прп. Пимен постник Печерский 77. Прп. Пимен Многоболезненный, Печерский Прп. Пимен Великий, Египетский Прп. Пимен Палестинский 78. Прп. Феодосий Печерский 78. Прп. Феодосий Антиохийский 78. Прп. Феодосий Тотемский 79. Бесср. Кир 80. Прп. Георгий Хозевит 81. Прп. Михаил Малеин 82. Свт. Никита исповедник Свт. Никита исповедник, епископ Халкидонский

http://e-vestnik.ru/news/v_krestopoklonn...

Смирение Смирение – великая добродетель Святое смирение превыше естества, и неверный не может его иметь, и считает противоестественным... (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 110). ...Как гордость и возношение ума низвергли диавола с высоты небесной в бездну, так смирение и кротость возвышают человека от земли на небо (прп. Антоний Великий , 89, 135). Источник. Без смирения, хотя бы кто много постился, или удручал себя тяжкими подвигами, или старался исполнить заповеди – все труды такого тщетны (прп. авва Исаия , 59, 56). Смиренномудрие – сокровище-хранительница добродетелей (свт. Василий Великий , 9, 355). Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая нестяжательность, всякая многоученость (прп. Ефрем Сирин , 30, 43). ...Как начало и конец доброго – смиренномудрие, так начало и конец худого – высокоумие (прп. Ефрем Сирин , 30, 43). Источник. ...Великий дар – смиренномудрие; велика слава, велик успех и велика честь приобретших оное. С ним непреткновенное течение, в нем всесовершенная мудрость (прп. Ефрем Сирин , 30, 52–53). Источник. Велико преспеяние и велика слава – смиренномудрие, и нет в нем падения (прп. Ефрем Сирин , 30, 175). Источник. ...Как тело имеет нужду в одежде и когда тепло, и когда настает стужа, так и душа имеет всегдашнюю нужду в облечении себя смиренномудрием (прп. Ефрем Сирин , 30, 515). Источник. Прекрасное и превосходное приобретение – смиренномудрие; об этом знают все, непостыдно носившие на себе иго его. Предпочти лучше ходить нагим и необутым, нежели быть обнаженным смиренномудрия; потому что любящих оное покрывает Господь (прп. Ефрем Сирин , 30, 515–516). Источник. Все сокровища заключены в смирении; все блага, все духовные богатства можно найти в нем. Сочти и перечисли их, если можешь, потому что в смирении есть все (прп. Ефрем Сирин , 33, 119). Источник. Смирение – стезя к Царству, дверь небесная, сад райский, трапеза сладостей, начало благ, источник благословений, упование, не посрамляющее никого из притекающих к нему (прп. Ефрем Сирин , 33, 119). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Василий Великий , 5, 337). Источник. Как человек, в которого вонзены вещественные гвозди, будучи удерживаем болью, остается бездейственным, так и пригвожденный страхом Божиим, ожиданием угрожающих наказаний пронзаемый как бы некоторою болью, не может и глаз употреблять, на что не должно, и рук простирать на дела непозволенные, и вообще, ни в малом, ни в великом поступать вопреки своему долгу (свт. Василий Великий , 8, 171). Где обитает страх, там пребывает всякая душевная чистота; потому что оттуда бежит всякий порок и всякий нечестивый поступок... (свт. Василий Великий , 8, 171). Источник. ...Страх Божий преодолевает всякого рода душевные недостатки... (свт. Василий Великий , 9, 106). Источник. ...В ком ясно напечатлено ожидание угрожающего, тому живущий в нем страх не дает времени впадать в поступки или помышления необдуманные (свт. Василий Великий , 10, 303). Блажен тот человек, который имеет в себе страх Божий. Он явно ублажается и Святым Духом. Блажен муж бояйся Господа ( Пс. 111, 1 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 5). Источник. Кто не имеет в себе страха Божия, тот открыт нападениям диавольским (прп. Ефрем Сирин , 31, 6). Источник. В ком есть страх Божий, тот не бывает беспечен, потому что всегда трезвится (прп. Ефрем Сирин , 31, 6). Источник. Кто боится, тот не парит умом туда и сюда, потому что ждет своего Владыку, да не приидет внезапу и обрящет его ленивым, и растешет его полма (ср.: Лк. 12, 46 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 6). Источник. В ком есть страх Божий, тот удобно спасается от умыслов злокозненного врага. Враг ни в чем не уловляет его; потому что он из страха не допускает до себя плотских удовольствий (прп. Ефрем Сирин , 31, 6). Источник. Кто не имеет у себя страха Божия, тот парит умом и равнодушен к добру, спит без меры и нерадит о делах своих... (прп. Ефрем Сирин , 31, 6–7). Источник. ...Кто всегда в себе имеет страх Божий, и у кого сердце чистое, тот не любит злословить других, не услаждается чужими тайнами, не ищет себе отрады в падении других (прп. Ефрем Сирин , 31, 27).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сребролюбие ...Не думай, что только имение золота или серебра есть сребролюбие, но если и к чему-либо привязан помысл (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 59). Не должно быть сребролюбивым и на ненужное собирать сокровища, каких не надобно (свт. Василий Великий , 10, 57). ...Что моль в одежде, то страсть сребролюбия в сердце человеческом (прп. Ефрем Сирин , 30, 141). Источник. Кто любит золото, тот не будет оправдан, а кто любит Господа, тот будет благословен (прп. Ефрем Сирин , 30, 154). ...Если возлюбишь сребролюбие, пойдешь отселе ни с чем; а если возлюбишь нестяжательность, не лишишься небесного богатства (прп. Ефрем Сирин , 30, 156). Источник. ...Сребролюбие есть изобретатель всякого греха (прп. Ефрем Сирин , 32, 269). Источник. Не люби золота и серебра, чтобы лукавый не преградил твоего течения (прп. Ефрем Сирин , 34, 295). Источник. Возненавидь серебро; для него князи гибли в бранях. Возлюби ходить босыми ногами, чтобы попрать главы змиев (прп. Ефрем Сирин , 34, 296). Источник. Если в какой-либо части тела бывает прилив испорченного и гнилого сока, и делается в том месте воспаление, то всего необходимее, чтобы скопившаяся влага, по устремлении ее к наружности, прорвалась в каком-либо особом месте и нарыве. Так, в ком бывает прилив недуга сребролюбия, в том страсть всего чаще склоняется к невоздержанию (свт. Григорий Нисский , 19, 268). Источник. Нет ничего столько тяжелого и неприступного во вражеском ополчении, как оружие сребролюбия, потому что, хотя наилучшим образом оградятся души стройною связью других добродетелей, но тем не менее и через них нередко проникает это стенобитное орудие. Можно видеть, что и при целомудрии вторгается любостяжание, при вере, при точном хранении таинств, при воздержании и смиренномудрии и при всем тому подобном бывает это тяжкое и непреоборимое приражение зла. Почему иные воздержные, целомудренные, пламенеющие верою люди строгого образа жизни, скромные нравами, не в состоянии бывают противостать этой только болезни (свт. Григорий Нисский , 19, 359). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Сокрушение Сокрушение... сердца есть истребление человеческих помыслов. Кто презрел настоящее, предал себя Слову Божию и владычественное в себе предоставил помышлениям превышечеловеческим и Божественным, тот будет иметь сокрушенное сердце и соделает его жертвою, не уничижаемою от Господа (свт. Василий Великий , 5, 265–266). Источник. ...Сокрушение есть дар Божий, подаваемый или для возбуждения вожделения, чтобы душа, вкусив сладость подобной скорби, старалась полюбить эту скорбь, или в доказательство того, что душа, при тщательнейшем попечении, может быть во всегдашнем сокрушении и что нимало не извинительны отвергшие его по нерадению. А если кто и принуждаемый не может прийти в сокрушение, сие служит обличением его небрежения в другое какое-нибудь время (потому что без размышления, без многого и непрерывного упражнения невозможно приступить к чему-нибудь вдруг и превозмочь сие), а вместе показывает, что душа обладает другими страстями, которые не дозволяют ей свободно действовать в том, чего она хочет... (свт. Василий Великий , 9, 188). Прекрасно сокрушение сердечное; оно врачует человеческие души (прп. Ефрем Сирин , 30, 510). Когда кто плачет, тогда никак не согрешит; и никто в сердечном сокрушении не замышляет зла. При сердечном сокрушении приходят слезы, а за слезами следуют умаление зла, удержание себя от худых дел (прп. Ефрем Сирин , 30, 510). Источник. Если хочешь, чтобы Бог даровал тебе слезы сокрушения и бесстрастие, непрестанно приводи себе на память смерть и гроб свой (прп. Ефрем Сирин , 31, 593). ...Где сокрушение, слезы и смиренномудрие, там нет нестроения и чего-либо худого, напротив же того, там благоустройство и все доброе (прп. Ефрем Сирин , 32, 232). Источник. Оплачьте наготу мою, возлюбленные братия мои; прогневал я Христа порочною своею жизнию. Как Благий, сотворил Он меня и дал мне свободу, а я, как достойный ненависти, воздал Ему злом, нечестивыми делами своими (прп. Ефрем Сирин , 33, 203). Источник. ...Дверь Божия отверста еще, и если кто ударяет в нее с сокрушением, то готовы для него щедроты; избавится он от мучения и не осужден будет в тот день, в который всякий приемлет мзду свою (прп. Ефрем Сирин , 33, 274–275). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Источник. От множества дров увеличивается пламень; и в сердце человека страх Божий умножает ведение, а деятельность усиливает оное (прп. Ефрем Сирин , 31, 130). Источник. Пещь искушает серебро и золото (ср.: Притч. 17, 3 ), а страх Господень – помыслы любящих Господа (прп. Ефрем Сирин , 31, 130). Источник. Как художник, сидя у наковальни, отделывает благопотребные сосуды, так страх Божий истребляет в сердце всякую лукавую мысль и заменяет ее разумным словом (прп. Ефрем Сирин , 31, 130–131). Источник. Бойся Господа, и обретешь благодать, ибо страх Господень производит такие нравы и обычаи, которыми образуются в нас добродетели, а бесстрашие порождает горькое соперничество, происки и тому подобное. Страх Господень – источник жизни. Страх Господень – твердыня души. Страх Господень приводит в порядок духовную мысль. Страх Господень – хранилище души. Страх Господень во всяком занятии подает благодать боящемуся Господа. Страх Господень – кормчий души. Страх Господень просвещает душу. Страх Господень истребляет лукавство. Страх Господень ослабляет страсти. Страх Господень возращает любовь. Страх Господень умерщвляет всякое худое пожелание. Страх Господень отсекает сластолюбие. Страх Господень – училище души, и возвещает ей благие надежды. Страх Господень вознаграждает миром. Страх Господень наполняет душу святыми мыслями и вручает ей скипетр Небесного Царства. Никто из людей так не высок, как боящийся Господа. Кто боится Господа, тот подобен свету, указывающему многим путь спасения. Кто боится Господа, тот подобен укрепленному граду, стоящему на горе, и перед лицом его трепещут лукавые бесы. Весьма блаженна душа, боящаяся Господа, потому что всегда перед собою видит Праведного Судию (прп. Ефрем Сирин , 31, 132–133). Источник. Бесстрашие рождает юношеский помысл, а страх Господень и юных делает старцами (прп. Ефрем Сирин , 31, 140). Источник. Приобрети страх Божий, чтобы и бесы боялись тебя; одно наружное всегда суетно (прп. Ефрем Сирин , 31, 142). Источник. Боящемуся Господа достаточно свидетельства совести...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Из всех толкований преп. Ефрема выделяется толкование на книгу Бытия, особенно на ее первые главы. Оно представляет собой тщательно обработанный последовательный комментарий на эту книгу. Остальные толкования — это краткие и разнообразные по содержанию заметки на тот или другой стих толкуемой книги. Многие стихи и иногда даже главы остаются без объяснения, отчего толкование носит отрывочный характер. Толкование некоторых книг преп. Ефрем начинает с сообщения общих сведений о книге, ее содержании или о личности пророка. Глубина экзегетических трудов Ефрема Сирина во многом объясняется хорошим знанием еврейского языка и восточных обычаев. Также он был знаком с трудами еврейских толкователей, с которыми он иногда соглашался, а иногда нет. Например, объясняя Втор 26:14, Ефрем Сирин пишет: «Сим указывается на обычай язычников — уготовлять трапезы мертвым» (Толкование на Втор, XXVI). В то время как аллегористы терялись в фантастических догадках, комментируя странный способ заключения Завета между Богом и Авраамом (Быт 15:9-11), Ефрем Сирин дает разъяснение, построенное на собственно опыте жизни на Востоке. «Изъяснения на сие место, — пишет он, — надобно искать в обычаях халдеев . У них было в обычае при совершении клятв проходить между рассеченными трупами со светильниками в руках». Непонятный обряд, описанный в 1 Цар 7:6 Ефрем Сирин истолковывает через известные ему иудейские обычаи. Нередко Ефрем Сирин указывал на ошибки греческих переводчиков Библии, бывшие следствием плохого знания ими еврейского языка. Следует отметить, что еврейский текст Писания, имевшийся у Ефрема Сирина, отличался от масоретского текста. Однако, несмотря на склонность к буквальному пониманию текста, Мессианские места св. Ефрем толкует прообразовательно, вплоть до отдельных мелких черт. Для преп. Ефрема вообще характерно неметодическое соединение толковательного буквализма с поэтическим символизмом, когда Библия из книги истории превращается в книгу притч. Нужно прибавить, что преп. Ефрему приходилось подчеркивать органическую цельность обоих Заветов, как «единого тела истины». Это единый глагол, «изреченный одними устами для разных родов», —слабые лучи и полный свет, —подобие и исполнение. Или еще: две арфы, на которых играет единый Художник. Единый путь домостроительства, но тройственный: от рая до Сиона, от Сиона до Церкви, от Церкви до Царства небесного.

http://bible.predanie.ru/prepodobnyj-efr...

Из всех толкований прп. Ефрема выделяется толкование на Книгу Бытия, особенно на ее первые главы. Оно представляет собой тщательно обработанный последовательный комментарий на эту книгу. Остальные толкования — это краткие и разнообразные по содержанию заметки на тот или другой стих толкуемой книги. Многие стихи и иногда даже главы остаются без объяснения, отчего толкование носит отрывочный характер. Толкование некоторых книг прп. Ефрем начинает с сообщения общих сведений о книге, ее содержании или о личности пророка. Глубина экзегетических трудов прп. Ефрема Сирина во многом объясняется хорошим знанием еврейского языка и восточных обычаев. Также он был знаком с трудами еврейских толкователей, с которыми он иногда соглашался, а иногда нет. Например, объясняя Втор 26:14, прп. Ефрем Сирин пишет: «Сим указывается на обычай язычников — уготовлять трапезы мертвым» (Толкование на Втор, XXVI). В то время как аллегористы терялись в фантастических догадках, комментируя странный способ заключения Завета между Богом и Авраамом (Быт 15:9–11), прп. Ефрем Сирин дает разъяснение, построенное на собственно опыте жизни на Востоке. «Изъяснения на сие место, — пишет он, — надобно искать в обычаях халдеев . У них было в обычае при совершении клятв проходить между рассеченными трупами со светильниками в руках». Непонятный обряд, описанный в 1 Цар 7:6, прп. Ефрем Сирин истолковывает через известные ему иудейские обычаи. Нередко прп. Ефрем Сирин указывал на ошибки греческих переводчиков Библии, бывшие следствием плохого знания ими еврейского языка. Следует отметить, что еврейский текст Писания, имевшийся у прп. Ефрема Сирина, отличался от масоретского текста. Однако, несмотря на склонность к буквальному пониманию текста, мессианские места св. Ефрем толкует прообразовательно, вплоть до отдельных мелких черт. Для прп. Ефрема вообще характерно неметодическое соединение толковательного буквализма с поэтическим символизмом, когда Библия из книги истории превращается в книгу притч. Нужно прибавить, что прп. Ефрему приходилось подчеркивать органическую цельность обоих Заветов, как «единого тела истины». Это единый глагол, «изреченный одними устами для разных родов», — слабые лучи и полный свет, — подобие и исполнение. Или еще: две арфы, на которых играет единый Художник. Единый путь домостроительства, но тройственный: от рая до Сиона, от Сиона до Церкви, от Церкви до Царства Небесного.

http://blog.predanie.ru/article/prepodob...

Статья Введение       Ефрем Сирин (ум. 373) – великий сирийский богослов, поэт, учитель и проповедник. Темой многих его произведений была полемика. Ефрем боролся с иудеями, манихеями и христианскими еретиками – последователями Маркиона (ум. 154), Бардесана (154–222), арианами. Изучению полемики в сочинениях Ефрема посвящено достаточно много исследовательских работ . Однако сирийский богослов боролся не только с врагами «ортодоксального», по его мнению, христианства. В ряде произведений Ефрема видна острая критика его собственного сообщества — духовенства, женщин-аскетов «дочерей завета», игравших важную роль в городской общине, молодежи и т. д. Эта внутренняя критика до сих пор привлекала незаслуженно мало внимания, что связано, возможно, с тем обстоятельством, что она сосредоточена прежде всего не в учительных гимнах-мадрашах, основном жанре поэта-богослова, а в его менее многочисленных и менее изученных речах-мемрах. Между тем, как мы попытаемся продемонстрировать в данной статье, полемика против «других» и критика собственной общины у Ефрема неразрывно связаны, для внутренней критики используются богословие и система образов антииудейской полемики, ярким примером чего является мемра «О Ниневии и Ионе», анализ которой является ключевым для нашего исследования. Как мы продемонстрируем, подобный процесс переноса парадигмы антииудейской полемики на критику собственной общины обусловлен особой исторической ситуацией и географическим положением региона, где жил прп. Ефрем Сирин. 1. Преподобный Ефрем Сирин и его произведения Преподобный Ефрем Сирин жил в двух городах, имеющих ключевое значение в истории сирийских христиан . Родился он и провел большую часть жизни в городе Нисибин. Это был важный в стратегическом отношении город в Северной Месопотамии на границе Византии и Персидской империи. При жизни Ефрема до 363 г. Нисибин входил в Византийскую империю. Ефрем служил дьяконом при первом епископе Нисибина Иакове. Имя Иакова перечисляется среди участников Никейского собора 325 г. За время жизни прп. Еф рема Сирина Нисибин выдержал три осады персидским шахом Шапуром II (309–380 гг.) — в 338, 346 и 350 гг. Трижды жители города одерживали победу над персами, но в результате мирного договора императора Иовиана с Шапуром II в 363 г. Нисибин с рядом других приграничных крепостей был передан Персидской империи. Ефрем, как и большая часть христианского населения города, покинул его. Богослов переселился в город Эдессу, где и провел последние десять лет жизни.

http://bogoslov.ru/article/6177829

1402 Кожевников В. А. Буддизм в сравнении с христианством. – Пг., 1916, с. 593. 1403 Синаксарь в Неделю сырную. 1404 св. Григорий Богослов. Слово 44. Творения. Ч. 1. – СПб., б. г, с. 657. 1405 преп. Ефрем Сирин. Творения. – Троице-Сергиева Лавра, 1901. Ч. 6, с. 239. 1406 Древний Патерик. – М., 1899, с. 287. 1407 Замечательно выразился о таких редукциях в проблематике происхождения христианства Карсавин, так отвечая желающим растворить христианство в египетских и вавилонских мифах: «В исторической науке давно пора заменить гинекологическое любопытство любострастного любителя медицины религиозным уважением к таинству рождения» (Карсавин Л. Апологетический этюд.//Путь. 1926. с. 32). 1408 св. Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии VI.//Творения. Т. 2, кн. 1. – СПб., 1896, с. 350. 1409 Флоровский Г. В. Тварь и тварность.//Православная мысль. Труды православного богословского института в Париже, вып. 1. – Париж, 1928, с. 211. 1410 преп. Ефрем Сирин. О рае.//Творения. Ч. 5, с. 282. 1411 преп. Ефрем Сирин. О рае. с. 282 1412 преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – СПб., 1894, с. 150. 1413 Конечно, собственно Евхаристией является лишь причастие Телу Воплощенного Бога, вобравшему в ипостасное единство с Собою телесность как природное свойство человеческого естества. Новозаветная Евхаристия поэтому вводит причастника в самые глубины Троической жизни. До Боговоплощения, вызванного «счастливой виной Адама» (блаж. Августин) невозможно было приобщение столь полное, как это открывают слова Христа о Себе, Отце и человеке: «Мы придем и обитель у него сотворим» (Ин. 14,23). Была ли тайна Эдема соотнесена с тайной Сионской горницы как образ, прообраз или как-то иначе – все же принадлежит к области молчания… 1414 Именно преп. Ефрему Сирину принадлежит наиболее разработанное в святоотеческой письменности толкование события Грехопадения. На его толкование мы и будем опираться более всего. 1415 преп. Ефрем Сирин. О рае.//Творения. Ч. 5, с. 267. 1416 преп. Ефрем Сирин. О рае. с. 266.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010