19. Василий Великий , свт. Беседы//Творения. Ч. IV. М.: Типография Августа Семена, 1846. Репринт: М.: Паломник, 1993. 20. Василий (Родзянко) , еп. Теория распада вселенной и вера отцов. М., 1996. 21. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление//Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 22. Вигуру Ф. Руководство к изучению Библии. Т. I. Рус. перевод. М., 1897. 23. Владимир Киевский, свщмч. Где истинное счастье: в вере или неверии? М., 1998. 24. «Вся премудростию сотворил еси…» Труды семинара ПСТГУ «Наука и вера». Выпуск 1. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 25. Григорий Богослов , свт. Творения. Т. 1–2. Троице-Сергиева Лавра, 1994. 26. Григорий Нисский , свт. Об устроении человека. СПб.: Аксиома, 1995. 27. Григорий Нисский , свт. Творения. М., 1862. 28. Григорий Палама , свт. Беседы (омилии). Ч. 1, 2. М.: Паломник, 1993. 29. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995. 30. Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. Жизнь и труды о. Серафима (Роуза) Платинского//М., 2001. 31. Данилевский Н.Я. Дарвинизм. Критическое исследование. Т. I. Ч. 1. СПб., 1885. 32. Дарвин Ч. Происхождение видов. М.: Гос. изд-во с.-х. лит., 1952. 33. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. М., 1953. 34. Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1909. 35. Димитрий Ростовский , свт. Летопись. М., 1998. 36. Дионисий Ареопагит , сщмч. Божественные имена//Мистическое богословие. Киев., 1991. 37. Дионисий Ареопагит , сщмч. О божественных именах. СПб., 1994. 38. Добротолюбие. Т. 1–5, М., 1895. 39. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. М., 1900. 40. Дорофей авва, прп. Душеполезные поучения. Изд-во СвятоУспенского Псково-Печерского монастыря, 1994. 41. Евангелие от Марка с беседами прот. Алексея Уминского. М.: Никея, 2013. 42. Ефрем Сирин , прп. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. Сергиев Посад, 1901//Репринт: М., 1995. 43. Ефрем Сирин , прп. Творения. Т. 2. Сергиев Посад, 1901//Репринт: М., 1995. 44. Ефрем Филофейский. Моя жизнь со старцем Иосифом. Москва–Ахтырка: Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, 2012.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Первое, что бросалось в глаза, это поваленная чугунная оградка и черная лужа под ней. Второе – роскошный «Лексус» со смятым рылом. За рулем, сжавшись каждой клеточкой, сидела молодая красивая девушка. Взгляд ее не выражал ничего, кроме тупого ужаса. Вадик осмотрелся и легко восстановил картину. Мощная машина с неопытным водителем – сочетание зловещее. Чего же удивляться? Удар был изрядный, судя по сваленному чугуну. И по зловещей черной луже… Стараясь не представлять человека, которого расплющили о старинную добротную оградку, Вадик еще раз внимательно взглянул на девушку. И, чувствуя, что с каждой секундой становится старше, подумал медленно: «Господи, что же это я… – прости меня! Ведь, и правда, – каждый по своей дороге. А что мне про чужие дороги известно? С чего я решил, что на них – обязательно счастье?..» Каждый по своей дороге… А что мне про чужие дороги известно? С чего я решил, что на них – обязательно счастье? Рядом на тему «буржуинов» фонтанировал эмоциями фельдшер, а из соседней машины рявкнули возмущенно: – Заткнись, гад! Девчонка в такую беду попала, как можно злорадствовать?! Вадик не стал принимать ничью сторону. В душе у него смешались печаль по чьей-то нелепо оборванной жизни, жалость к убийце и сокрушение о своем маловерии. Но над всем этим царила странная безмятежность: ему было как-то спокойно оттого, что он понимал и своего фельдшера, и незнакомого парня из соседней машины… И еще огромное облегчение дарила мысль, что там, за рулем «Лексуса», сидит не он. Рейтинг: 9.6 Голосов: 1634 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Руслан, Украина 19 ноября 2019, 20:47 Инокиня Наталья, спасибо за ответ! Андрей 16 ноября 2019, 11:32 Зная о том, что первым в рай вошёл благоразумный разбойник имеет смысл не шкодить самому и потерпеть выходки окружающих. Вопрос в точном определении собственной меры, ведь тайны мира духовного открыты далеко не каждому человеку. инокиня Наталья - Руслану, Украина 15 ноября 2019, 13:10 Аслан из " Хроник Нарнии " сказал бы Вам, что объясняет каждому только его историю. А прп.Ефрем Сирин рассказал бы, как сам был невинно оклеветан... " Гос.машина " - понятие странное - будто речь о бездушном механизме. А ведь несправедливости творят конкретные люди. По моему скромному разумению Господь попускает нам страдать от таких безобразий, чтоб мы видели, как отвратителен может быть грех, до какой низости может пасть человек. Потому что - мы не застрахованы от того же! Очень тяжело видеть не только то, как жестоко могут обойтись с простым человеком сильные мира сего, но и то, как этот же простой человек бессовестно и беспощадно обходится с тем, кто еще слабее его. И даже не замечает этого!

http://pravoslavie.ru/125483.html

10. Прор. Даниил 11. Равноап. Царь Константин 12. Ев. Матфей 13. Ап. Андрей Первозванный 14. Св. Иоанн Предтеча 15. Ап. Павел 16. Неизвестный святой 17. Ап. Иаков Персский 18. Вмч. Феодор Стратилат 19. Свт. Иона, митр. Московский 20. Сщмч. Еферий, еп. Херсонесский 21. Сщмч. Антипа, еп. Пергамский 22. Прп. Алексий, человек Божий 23. Свт. Петр, митр. Московский 24. Сщмч. Афиноген 25. Свт. Нектарий, Патр. Костантинопольский 26. Сщмч. Климент, еп. Анкирский 27. Сщмч. Петр, архиеп. Александрийский 28. Свт. Григорий, еп. Нисский 29. Свт. Спиридон, еп. Тримифунтский 30. Свт. Василий Великий 31. Свт. Иоанн Златоуст 32. Ап. Тит 33. Первомч. архидиакон Стефан 34. Ап. Варнава 35. Ап. Фома 36. Ев. Марк 37. Ап. Иаков, брат Господень 38. Ев. Лука 39. Ап. Тимофей 40. Св. Лазарь Четверодневный 41. Ап. Иаков Зеведеев 42. Свт. Григорий Богослов 43. Свт. Игнатий Богоносец 44. Свт. Иоанн Милостивый 45. Сщмч. Василий, пресвит. Анкирский 46. Свт. Епифаний, еп. Кипрский 47. Сщмч. Акепсим 48. Сщмч. Ермолай 49. Свт. Григорий Солунский 50. Свт. Андрей, архиеп. Критский 51. Сщмч. Афиноген 52. Свт. Филипп, митр. Московский 53. Свт. Алексий, митр. Московский 54. Свт. Гурий, архиеп. Казанский 55. Вмч. Феодор Тирон 56. Мч. Евфрасий 57. Неизвестный святой 58. Мч. Каллиник 59 Мч. Кирик 60. Мч. Каллистрат 61. Мч. Мамант 62. Мч. бесср. Косма 63. Мч. диакон Авив 64. Мч. архидиакон Евпл 65. Мч. Лукиан 66. Мч. Неофит 67. Мч. бесср. Дамиан 68. Мч. Авксентий 69. Вмц. Варвара 69. Вмц. Варвара 70. Прп. Антоний Великий 71. Прп. Евфимий Великий 72. Мч. Евфимия 73. Прп. Иоанн, еп. Дамасский 74. Прп. Ефрем Сирин 75. Прмч. и исп. Стефан Новый 76. Прп. Григорий Декаполит 77. Прп. Пимен постник Печерский 77. Прп. Пимен Многоболезненный, Печерский Прп. Пимен Великий, Египетский Прп. Пимен Палестинский 78. Прп. Феодосий Печерский 78. Прп. Феодосий Антиохийский 78. Прп. Феодосий Тотемский 79. Бесср. Кир 80. Прп. Георгий Хозевит 81. Прп. Михаил Малеин 82. Свт. Никита исповедник Свт. Никита исповедник, епископ Халкидонский

http://e-vestnik.ru/news/v_krestopoklonn...

Богоединение ...Много потребно борьбы и тайного, невидимого труда; должно всегда производить испытание помыслов и изнемогшие чувства души нашей непрестанно упражнять в различении доброго и худого и ослабевшие душевные члены возгревать стремлением ума к Богу и тщанием, к Нему всегда прилепляясь умом своим, чтобы при помощи Божией благодати, по апостольскому изречению, быть в единый дух с Господом ( 1Кор. 6, 17 ) (прп. Ефрем Сирин , 32, 338). Источник. ...Некоторым образом тот входит в единение с Богом, кто прилепляется к Нему упованием и делается с Ним едино (свт. Григорий Нисский , 19, 27). Источник. ...Душа, вступившая в единение с Богом, не имеет сытости в наслаждении, чем обильнее наполняется Услаждающим, тем сильнее действуют в ней пожелания (свт. Григорий Нисский , 20, 27). ...Жених водворяется не в запустевшей добродетелями душе, но разве в том, кто... соделается фиалом аромата, источающим благовонные масти; такой, став чашею премудрости, приемлет в себя божественное и чистое вино, от которого в приявшем бывает веселие (свт. Григорий Нисский , 20, 379). Источник. Душа, намеревающаяся возлететь к Божеству и прилепиться Христу, должна изгнать из себя всякий грех, – разумею кражу и хищничество, прелюбодеяние и корыстолюбие, и блуд, и болезнь языка, и все роды прегрешений, как явных, так и тайных, каковы, например: зависть, неверие, злонравие, обман и весь потаенный рой пороков, которые, как и явный род грехов, равно ненавидит Писание и гнушается ими (свт. Григорий Нисский , 24, 267). ...Душа не иначе может соединиться с нетленным Богом, как соделавшись и сама сколько возможно чистою чрез целомудрие, чтобы подобным восприять подобное, став как бы зеркалом для чистоты Божией, так чтобы чрез участие в первообразной красоте к чрез отражение ее и самой получить ее вид (свт. Григорий Нисский , 24, 339–340). ...Невозможно уму всегда быть с Единым Богом, если не стяжет он следующих трех добродетелей: любви, воздержания и молитвы. Любовь укрощает гнев, воздержание иссушает похоть, а молитва , отрешая ум от всех помышлений, нагим представляет его Самому Богу. Эти три добродетели совмещают в себе все правды, и без них ум не может пребывать с Единым Богом (прп. Максим Исповедник , 87, 143–144). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Возлюбленный мой, будь как пчела, и из Божественных Писаний собери себе богатство и некрадомое сокровище, и предпошли оное в небо (прп. Ефрем Сирин , 30, 183). Источник. Недостаток в человеке – не знать Писания; но двойной недостаток имеет тот, кто знает оное и пренебрегает им (прп. Ефрем Сирин , 30, 199). Источник. Если изучил ты все Божественное Писание, то смотри, да не надмевает тебя этим помысл, потому что все Богодухновенное Писание учит смиренномудрию (прп. Ефрем Сирин , 30, 414–415). Истолкователи несуществующей мудрости мира сего: премудрость бо мира сего буйство у Бога есть ( 1Кор. 3, 19 ) прилежно занимаются чтением; не тем ли паче должны мы вникать в словеса Божии и изучать их для спасения душ своих? (прп. Ефрем Сирин , 31, 151). ...Всегда так моли Бога, чтобы просветил ум твой и открыл тебе силу слов Своих, потому что многие, понадеявшись на разумение свое, подверглись заблуждению, глаголющеся быти мудри, объюродеша ( Рим. 1, 22 ), не уразумев написанного, впали в хулы и погибли (прп. Ефрем Сирин , 32, 99). Источник. Если кто, по Божию человеколюбию освободившись от греха, прилежно изучает словеса Божии, но при таковом занятии не преуспевает в добродетели, то надобно бояться, что этот человек снова будет пленен грехом (прп. Ефрем Сирин , 32, 405). ...Поскольку есть Владычняя заповедь... испытывать Писания (см.: Ин. 5, 39 ), то хотя бы ум наш, не постигая величия мыслей, оказался отстающим от истины, чтобы не показаться также презрителями Господней заповеди, совершенно необходимо, по мере сил, преуспевать в рачении о слове. Поэтому, сколько можем, испытаем и предлагаемое Писание. Ибо Давший заповедь испытывать, без сомнения, даст для этого и силу, как написано: Господь даст глагол благовествующым силою многою ( Пс. 67, 12 ) (свт. Григорий Нисский , 19, 205). ...Внутрь Божественного святилища тайноводствует ум Песнею Песней, в которой написанное есть некое брачное уготовление, а подразумеваемое – единение души человеческой с Божественным (свт. Григорий Нисский , 20, 18). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В поздневизантийской письменности эти слова имеют все большее отношение к монашескому постригу, см. особо у прп. Неофита Затворника: Прп. Неофит Затворник. Гомилия 5, 46:1–3. И др. 88 Акты Протата,Хрисовулл и Типикон Мануила II Палеолога (1406 г.). Вступление:18–20. «Прежде монахи должны, насколько возможно, соблюдать отречения. Ибо чин монашеского жительства не только в том, что относится к исполнению добродетелей, но и к приобретению других духовных (даров)». 89 Прп. Дорофей. Душеполезные поучения 1, 19:5–9. 90 «Отречение не только от отдельных живых существ, но и от помыслов показывает совершеннейшее любомудрие монахов, осуществляющееся в знании единотворных заповедей» ( Дионисий Ареопагит . О церковной иерархии P. 117:24). 91 Юстиниан император. Новеллы 675:1–6. 92 Прп. Симеон Столпник. Слово. 4. P. 52:24–25 περιστερ μλυντος κεραα ν στερσει τκνων, κα μοναχς δι σωφροσνην ποτκτης τν γηνων. 93 Кирилл Скифопольский . Житие Евфимия P. 18:79. 94 Прп. Ефрем Сирин. Побудительные слова египетским монахам 47. 95 Прп. Ефрем Сирин. Увещание аскетам. P. 347:1. 96 Прп. Ефрем Сирин. Увещание аскетам. P. 351:5–6. 97 Свт. Геннадий Схоларий писал монахине Софросинии (Целомудренной), что она выбрала целомудрие: Πρν μπλακναι τας καταιγσι κα τας (5) ταραχας το τν πολλν βου, ντως σωφροσν κα γνσει κεραξελξω τ κλλιστον• πσαν πρριψας τν ματαιτητα τν προσηλωμνων τ β γυναικν• τ ληθιν νυμφεθης νυμφ Χριστ. 98 Даниил Ckumckuй.Thomais Alexandrina A:33–42. 99 См. доклад иг. Дионисия (Шленова) . Добродетель послушания в греческой святоотеческой традиции (V международная богословская конференция, 2009 г.) 100 Апофтегмы (анонимное собрание). 225:1–8. 101 Апофтегмы (алфавитное собрание) 10. 102 Иоанн Мосх . Луг духовный 143. P. 3005:22–24. 103 Лествица. 23, 965:29–33. 104 Апофтегмы (систематическое собрание) (cap. 10–16). 14, 9:1–2. 105 Житие Симеона Столпника Младшего 27:8–12. 106 Св. Антоний III Студит. Поучение 3:113–117. 107 В житии св. Андрея Юродивого обличается нерадивый монах. «В этом ли состоит чин монахов и нестяжание и удаление из тщетной жизни?». (32:2064).

http://azbyka.ru/tri-monasheskih-obeta-k...

Le Crucifix des Origines au Concile de Trente, Nantes. 1959. Idem. p. 15 Idem. Assemani A.A., Acta Sanctorum S. martyrum, II, Rome, 1748, 125; на фр.: Les Actes des martires d’Orient, Paris 1852, p. 240. Святитель Василий Великий, Письмо к Неокесарийскому клиру, 63 (207). Tristan F. Les Premières Images Chrétiennes. Fayard. 1996, p. 553. Марк Диакон, Жизнь Порфирия, III, 19-20. Евсевий Памфил. Жизнь Константина, кн. 2, 12,14. Сократ Схоластик, Церковная История, кн. I, 18. Ермий Созомен. История церкви, кн. I, гл. 8. Евсевий Памфил. Жизнь Константина, кн. 2, гл. 6. Idem. 2, 8. Сократ Схоластик, Церковная История, кн. VI, 8.. Евсевий Памфил, Жизнь Константина, кн. 1, 28. Jacques de Landsberg. L’Art en Croix. Le thème de la crucifixion dans l’histoire de l’art. La Renaissance du Livre, Tournai, 2001, p. 11. Tristan F. Les Premières Images Chrétiennes. Fayard. 1996, p. 553. См. об этом: Croix et crucifixion. Tristan F. Les Premières Images Chrétiennes. Fayard. 1996, p. 552. См. Caius Silius Italicus , Punicorum, Libri II, 344. Свт. Игнатий Богоносец. Послания к Поликарпу. 6.1, TLG 1443.002,8.6.1.1-2.3. Тертуллиан. Апология 1 (В обеих версиях) Гл. XXXIX, 2. Ориген. Комментарии на евангелие от Иоанна 6. 32, TLG 2042.005,6.6.32.1-4. Свт. Лев Великий. Послания. PL 54: 611B. Прп. Ефрем Сирин. Слово на Честный и Животворящий Крест и на Второе Пришествие Господа, а также о любви и милостыне. Апокрифическое Евангелие от Никодима гл. XXIV. Прп. Ефрем Сирин. Слово на Честный и Животворящий Крест и на Второе Пришествие Господа, а также о любви и милостыне. Eucherius episcopus Lugdunensis, Passio Acaunensium Martyrium. Samuel Ball Platner. A Topographical Dictionary of Ancient Rome , London: Oxford University Press, 1929, см.: triumphus – θριαμβος. Macrobius, Saturnalia I, 15. См.: Triumph, Dictionary of Greek and Roman Antiquities. Smith W, London, 1848. См.: Triumpus (θριαμβοσ), Dictionnaire des Antiquités Romaines et Grecques, Rich Anthony, 2004. См.: Triumph, The Oxford Doctionary of Byzantium, volume 3, New-York – Oxford, 1991.

http://bogoslov.ru/article/6194948

В греческой патрологии Миня слова прп. Исаака Сирина приводятся лишь частично и на латинском языке. По предположению С.И. Соболевского (изд. 1911 г., С. IX, примеч. 3), латинский перевод сделан не с сирийского, а с греческого. В русском переводе, который содержит значительно больший объем творений св. Исаака, деление идет по «Словам» (91), а в PG по «Главам» (50). Несоответствие PG с русским переводом заключается не только в количестве слов (или глав) и их расположении, но и в самом их делении. Имеется три вида такого несоответствия: 1) одно слово в рус. пер. соответствует нескольким главам по PG; 2) одна глава по PG соответствует нескольким словам рус. пер.; 3) слово в рус. пер. начинается/оканчивается с середины главы по PG. По наблюдениям С.И. Соболевского, PG приблизительно соответствует следующим словам греч. подлинника: 2, 5, 1011, 1318, 2124, 2627, 29, 46, 56, 72, 73, 85. См. более подробную сопоставительную таблицу в CPG и в нашей росписи в конце творений прп. Исаака. 864 На томе стоит ошибочный номер 23. На одном из экземпляров тома из библиотеки МДА на титульном листе номер зачеркнут карандашом и сделана приписка: «не соответствует, по указателю (?) Т. 24». В каталоге читального зала в разделе Б 3 (Патрология) указывается, что этот том значится как 24. 865 В греч. переводе «первого тома» (с которого, в основном, и сделан русский перевод) отсутствуют сирийские слова (по изд. Беджана): 19, 20, 21, 54 (переведены еп. Иларионом (Алфеевым) , ср. далее), 46, 76, 77 (переведены С.С. Аверинцевым . См.: От берегов Босфора до берегов Евфрата/Пер., предисловие и комментарии С.С. Аверинцева. М.: Наука, 1987. С. 288294. [Переизд.: Многоценная жемчужина: Преп. Ефрем Сирин , свят. Григорий Богослов , Палладий Еленопольский , преп. Роман Сладкопевец , преп. Исаак Сирин , преп. Иоанн Дамаскин , преп. Феодор/Пер. С.С. Аверинцева. К.: Дух 2003. С. 199208]); 21, 23, 24, 26, 29, 31, 49, 56, 71, 75 (не переведены на русский). В греч. переводе добавлены вместо опущений четыре слова Иоанна Дальятского (по греч. изд. это слова 2, 7, 29 и 43, а по рус. пер. это слова 8, 9, 20 и 68). Кроме того, слово 55 (по рус. пер.) принадлежит Филоксену Маббугскому. Подробнее см.: Иеромонах Иларион (Алфеев) . Творения преподобного Исаака Сирина в греческом и русском переводах: послесловие к публикации новооткрытых текстов// Церковь и время 1998. 4 (7). С. 146178 (статья, особенно см.: С. 158165), 179187 (перевод с сир. слов 1921, отсутствовавших в греч. переводе), 187191 (перев. с сир. слова I, 55=II, 17, соотв. по рус. пер. слову 32, с указанием основных расхождений с греч. переводом). Таблица соответствий номеров сир. и греч. текстов имеется в англ. переводе (с сир.) «первого тома» (Amsterdam, 1923; подробнее см. в CPG).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

18. Гладков Б. И. Священная история Нового Завета. Изд. 6 е. СПб.: Изд. автора, 1913. 19. Гладков Б. И. Толкование Евангелия. СТСЛ, 2008. 20. Горский А. В., прот. История Евангельская и Церкви Апостольской: академические лекции: В 2 т. Т. 1. Киев: Пролог, 2007. 21. Емельянов Алексей, прот. Евангельский синопсис: учебное пособие для изучающих Священное Писание Нового Завета. М.: ПСТГУ, 2011. 22. Ефрем Сирин , прп. Творения. Т. 8. Толкование на Чет вероевангелие. М.: Отчий дом, 1995. 23. Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа, описанная точными словами Евангелистов. СТСЛ, 1899. 24. Иванов А. В. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета: обозрение Четвероевангелия и книги Деяний Апостольских. СПб., 1915. 25. Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христиан ское поколение. М.: Рус. путь: ПСТБИ, 2001. 26. Коноплев Н., свящ. Священная история Нового Завета: учеб. пособие для духовных училищ. Изд. 2 е. Сергиев Посад: Тип. СТСЛ, 1909. 27. Кохомский С. В. Объяснение важнейших мест Четвероевангелия. Ч. 1–2. Владимир на Клязьме, 1904. 28. Лебедев В., прот. Новозаветная библейская хрестоматия. Священная история Нового Завета. Пг., 1916. 29. Левитский А., свящ. Священная история Нового Завета, изложенная по евангельскому тексту с объяснениями и иллю страциями. М., 1914. 30. Лопухин А. П. Библейская история Нового Завета – Свя то Троицкая Сергиева лавра, 1998, Т. 3. – XXXII, 1057 с.//Репр. с изд. СПб., 1895. 31. Матвеевский П., прот. Евангельская история о Боге Слове Сыне Божием, Господе Иисусе Христе, изложенная в последовательном порядке и изъяснённая толкованиями святых отцев и учителей Православной Церкви. М.: Синодальная тип., 1912. 32. Рубцов С., свящ. Священная история Нового Завета, из повествований Святых Евангелистов. М., 1869. 33. Рудаков А. П., прот., проф. Священная история Нового Завета. СПб., 1912. 34. Рудинский Н., свящ. План курса Священной Истории Нового Завета по Четвероевангелию. СПб., 1909. 35. Соколов Дмитрий , прот. Священная история Нового Завета. 64 е изд. Пг., 1915.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Пещь: qûr, пещь Вавилонская из истории о Трёх Отроках ( Дан. 5:8 ) дана с целью развития темы параллелизма между Навуходоносором и Юлианом. 15.5. Коварные: намёк на ариан, прежде всего Аэтия и Евномия, состоявших с Юлианом в переписке и даже некоторой дружбе (ср. Vaggione 1987, р. 14 (E 2)). Переписка императора с этими двумя арианскими богословами сохранилась в составе корпуса писем Юлиана. 16.3. Халдей: слово kaldy в сирийском языке классической эпохи давно приобрело значение «язычник», хотя исторически этноним kald-u/kašd-u не даёт для этого достаточных оснований. Халдеи – народ, поселившийся в Нижней Месопотамии в I тысячелетии и ассимилировавший местное ассирийское население. 16.6 История этого тельца изложена в кн. Исх. 32:135 . Литой телец ( ), сделанный Аароном жестовыйному народу для отправления религиозного культа в отсутствие жертвенника и Моисея, аллегорически обозначает природную склонность людей к языческому безумию (так Моисей, спустившись с отрогов Синая, видит «пляски» народа). Как известно, Моисей расплавил тельца ( Исх. 32:20 ). В сирийском употреблено то же слово, что и в иврите: , egl. Замечание С. Лиеу, что иудеи не почитали тельцов как «стандартный религиозный объект» (Lieu 1986, р. 127 (F)), выдаёт серьёзное непонимание специфики жанра духовного стиха, мадраша. Для Ефрема библейский текст содержит универсальную модель (rza), а не исторические сведения об «объектах почитания». 17.2 Монетном лице: во время пребывания в Антиохии Юлианом чеканилась монета с изображением быка. Существует несколько разновидностей этой чеканки, но изображения быка, приносимого в жертву перед алтарём, о котором упоминали Сократ (Socr. Schol., h. е. III. 17, 5 (Е 2)) и Созомен (Soz., h. е. V. 19, 2 (Е 2)), не найдено. 17.3 Ср. Исх.32:8 . 18.2. В этом месте содержится перифраз истории Навуходоносора (ассир. Nabû kudurri-uur, досл. «бог Набу защитил потомство»), сына Набопалассара из кн. Дан. 4:22 . Навуходоносор, царь Вавилона, правил в последний период существования Вавилонской державы. При его сыне Набониде власть перешла к мидийцам, а затем и к персам. Сказание о безумии Навуходоносора, по всей вероятности, отражает критику царя в эпоху упадка Вавилонского царства при Набониде. «Исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучён он был от людей, ел траву, как вол (), и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли, как у льва, иногти, как у птицы». У прп. Ефрема Навуходоносор превращается в «дикого осла» (erd), а не «вола», вероятно, чтобы избежать повтора корня tr-.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010