Умиление Умиление... есть уврачевание души: оно приобретает нам отпущение грехов; умиление... вселяет в нас Единородного Сына, когда вожделеваем Его. Умиление... привлекает на душу Духа Святаго... На земле нет радости сладостнее той, какая бывает от умиления (прп. Ефрем Сирин , 31, 96–97). Источник. Умиление есть нерасхищаемое сокровище; душа, имеющая умиление, ликовствует неизглаголанною радостию... (прп. Ефрем Сирин , 31, 97). Источник. Умиление есть непрестанное мучение совести, которое прохлаждает сердечный огонь мысленною исповедью перед Богом (прп. Иоанн Лествичник , 57, 76). Истинное умиление есть болезнование души, которая не возносится и не дает себе никакого утешения, но ежечасно воображает только исход свой из сего мира, и от Бога, утешающего смиренных иноков, ожидает утешения, как прохладной воды (прп. Иоанн Лествичник , 57, 80). Источник. От ложного умиления рождается возношение, а от истинного – утешение (прп. Иоанн Лествичник , 57, 80). Источник. ...Умиление есть поистине дар Господень. Нет тогда в душе бессладостной сладости, потому что Бог утешает сокрушенных сердцем сокровенным образом (прп. Иоанн Лествичник , 57, 83). ...Постраждешь, если подумаешь, что суть плод собственного твоего труда, а не благодати Божией, потому что за это они взяты будут от тебя... (старец Симеон Благоговейный , 93, 67). ... свыше находит от божественной росы Духа в утешение и прохлаждение души, тепле вступившей теперь во глубину смирения и причастившейся неприступного света созерцания... (прп. Никита Стифат , 93, 100). состоит из вкушения богоугодной печали, растворенного благодатным утешением, и отверзает перед умом доселе невиденное им зрелище. От духовного ощущения является духовное ведение, как Священное Писание говорит: вкусите и видите ( Пс. 33, 9 ) (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 55). Желающему постоянно пребывать в умилении и духовном видении должно заботиться о постоянном пребывании к смирении, изгоняя из себя самооправдание и осуждение ближних, вводя смирение самоукорением и сознанием своей греховности перед Богом и человеками (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 55–56). Умиление есть первый признак оживления сердца в отношении к Богу и к вечности. Что такое – умиление? Умиление есть ощущение человеком милости и сострадания к самому себе, к своему бедственному состоянию, состоянию падения, состоянию вечной смерти... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 154–155). Путь к достижению умиления есть внимательная жизнь (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 374). Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Самооправдание Не оправдывай себя паче другого, чтобы, оправдавшись по собственному приговору, не быть осужденным по приговору Божию (свт. Василий Великий , 8, 271). Источник. ...Никто да не дерзнет сказать: «Я не согрешил». Кто говорит это, тот слеп, смежил очи, сам себя обманывает и не знает, как окрадывает его сатана и в словах, и в делах, то через слух, то через глаза, то через осязание, то через помыслы. Ибо кто похвалится, что у него невинно сердце и все чувства чисты? Никто не безгрешен, никто не чист от скверны, никто из человеков не свободен совершенно от вины, кроме Того единого, Кто нас ради обнищал богат сый (ср.: 2Кор. 8, 9 ). Безгрешен Он один – вземлющий грех мира, желающий спастись всем человекам, не хотящий смерти грешников... (прп. Ефрем Сирин , 31, 346–347). Источник. ...Подлинно когда оправдание соединится с волею, то это есть совершенная смерть, великая опасность, великий страх; тогда окончательно падает несчастный. Ибо кто заставит такого верить, что другой человек более его знает, что ему полезно? Тогда он совершенно предается своей воле, своему помыслу, а, наконец, враг, как хочет, устраивает его падение. Поэтому сказано: лукавый злодействует, егда сочетавается с праведным, ненавидит же гласа утверждения ( Притч. 11, 15 ). Ибо не только самое наставление ненавидит лукавый, но даже и самого голоса, произносящего оное, не может слышать, даже ненавидит и самый голос наставления, т. е. то самое, когда говорят что-либо, служащее к наставлению (прп. авва Дорофей , 29, 72). Источник. Пока не состоится решение над подсудимым, ему дается слово самооправдания – говорить судье о том, что наделал; по раскрытии же дел его и произнесения над ним решения судии, он уже ни мало, ни много не противоречит тем, кои наказывают его (во исполнении приговора) (прп. Симеон Новый Богослов , 93, 15–16). Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Любовь Божия Если человек желает стяжать любовь Божию, то он должен возыметь страх Божий; страх же рождает и плач, а плач рождает мужество. Когда все сие созревает в душе, то она начнет плод приносить во всем. И Бог, узрев в душе эти прекрасные плоды, привлекает ее к Себе, как благовоние фимиама избранного; радуется о ней с Ангелами во всякое время, преисполняя и ее радостью, и хранит ее на всех путях ее, да безопасно достигнет она в место упокоения своего. Тогда диавол не нападает на нее, видя Высочайшего Стража, ее окружающего; даже совсем и приступить боится он к ней, по причине сей великой силы. Стяжите себе силу сию, да страшатся вас демоны, да облегчатся вам труды, вами подъемлемые, и да усладится (сладко да будет) вам Божественное. Сия сладость любви Божественной далеко слаще сота медового (прп. Антоний Великий , 89, 34). Ничего нет в мире такого, что бы могло отлучить от любви Божией того, в ком оная обитает (прп. авва Исаия , 59, 80). Источник. ...Любовь не может быть в нас, когда душа так разделена, что, по-видимому, и Бога ищет, и любит мир (прп. авва Исаия , 59, 157). Любовь , желая нашего спасения, сама преклоняется к нам, чтобы мы, прославляя ее, в ней же спаслись... (прп. Ефрем Сирин , 30, 381). Любовь Божия есть бессмертный огонь, который подъемлется с земли и ненавидит земное (прп. Ефрем Сирин , 31, 93). Источник. О сладости... любви Божией кто в состоянии будет сказать достойным образом? Апостол Павел, вкусивший ее и насытившийся ею, сам вопиет и говорит: ни высота горе, ни глубина долу, ни живот, ни смерть, ни Ангелы, ни Начала и Власти, ни ина тварь кая, ни все в совокупности не могут разлучити от любве Божия душу, вкусившую ее сладости (ср.: Рим. 8, 38–39 ) (прп. Ефрем Сирин , 31, 93). ...Святые мученики, вкусившие и насытившиеся ею, научают нас, что любовь Божия – нежные узы, но что рассечь ее не может и меч обоюдоострый (прп. Ефрем Сирин , 31, 93). По... любви душа стала невестою Бессмертного Жениха, чтобы, как в зеркале, отражать в себе Его благолепие (прп. Ефрем Сирин , 31, 94).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Духовное Господа причащение не должно смешивать с мысленным воспоминанием о причащении Его в Таинствах Тела и Крови, хотя бы это сопровождалось сильными какими ощущениями духовными и жаждущими порывами к действительному причастию Его в Тайнах Святых. Не должно также смешивать и того, что дастся присущим в храме при совершении Таинства Евхаристии. Они сподобляются освящения Божия и Божия благоволения, как участвующие в принесении Бескровной Жертвы верою, сокрушением и готовностью жертвовать собою во славу Божию, и по мере сих расположений; но это не то, что причастие, хотя оно тут же может совершиться (прп. Никодим Святогорец , 70, 226–228). Если найдете возможным почаще причащаться, не будет худо (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 78). Источник. Говеть можно непрестанно и причащаться почасту, как дух потребует (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 93). Источник. Почаще причащаться хорошо. Но исполнение; .этою подлежит рассмотрению. И рассматривайте всякий раз, удобно ли и пригодно ли? (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 216). Источник. Недостойное причащение Приступающий к приобщению без разумения намерения, для которого дается причащение Тела и Крови Христовых, не получает от сего пользы; а причащающийся недостойно – осуждается (свт. Василий Великий , 7, 331). Источник. ...Кто с недостойною душою приступает к Божественным Тайнам, тот сам себя осуждает, не очистив себя к принятию Царя в Брачный Чертог свой (прп. Ефрем Сирин , 31, 91). Источник. Уста, вкушавшие Плоть Твою, да не рыдают вместе с устами, заплевавшими Тебя в лице (при. Ефрем Сирин , 33, 392). Источник. Ту руку, которая принимала часть Святого Тела Твоего, не ввергай в огонь вместе с рукой, которая Тебя, Творца своего, ударила по ланите (прп. Ефрем Сирин , 33, 392). Источник. Кто приемлет Его только телесно, тот приемлет безрассудно и без пользы (прп. Ефрем Сирин , 34, 166). ...На тех, которые недостойно причащаются Божественных Тайн, особенно нападает и постоянно входит диавол, как и тогда в Иуду (свт. Иоанн Златоуст , 45, 423).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

21 Преподобный Ефрем Сирин . Творения. Молдавская митрополия, 2002. Т.1. О страхе Божием и о последнем Суде. С.267. 22 Святитель Василий Великий . Творения. М., 1845. Ч.1. Беседа на псалом 33:12. С.302. 23 Святитель Василий Великий . Творения. Троице-Сергиева Лавра, 1901. Т.6. Письмо к падшей деве. С.11О. 24 Святитель Василий Великий . Творения. М., 1845. Ч.4. Беседа на псалом 33:6. С.293. 25 Святитель Димитрий Ростовский . Творения Т.2. Ч.1. Поучение в неделю о Страшном Суде. 26 Святитель Иоанн Златоуст . Творения. СПб., 1898. Т.Кн.1. Слово 1 к Феодору падшему. С.13–14. 27 Преподобный Ефрем Сирин . Творения. Молдавская митрополия, 2002. Т. 1. Слово 37, на Второе пришествие Господа. С.463; Слово 40, на честный Крест и на второе пришествие Господа. С.497. 28 Святитель Василий Великий . Творения. СПб., 1911. Т.2. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 209. С.147–148. 29 Святитель Иоанн Златоуст . Беседы на Послание к римлянам. М, 1994. Беседа 5. С.528. 30 Святитель Иоанн Златоуст . Творения. Т.1. Кн.1. Слово 1 к Феодору падшему. 31 Блж. Иероним Стридонский . Комментарий на Евангелие от Матфея, на 11:24. Киев, 1901. С.93. 32 Блж. Августин. О крещении. Кн.4.//Patrologiae cursus compietus (Series latina). 33 Евсевий Памфил . Церковная история. М., 1993. Кн.4. Гл. 15. С.139. 34 Святитель Кирилл Иерусалимский . Поучения огласительные. М, 1991. Поучение 18. С.305. 35 Святитель Василий Великий . Творения. СПб., 1911. Т.2. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 207. С.147. 36 Святитель Иоанн Златоуст . СПб., 1898. Творения. Т.1. Кн.1. Слово к Феодору падшему. С.14. 37 Христианское чтение. Ч.3. 1846. 38 Прп. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. СПб., 1894. 39 Святитель Иоанн Златоуст . Беседы на Евангелие от Иоанна. М., 1993. Беседа 38. С.241. 40 Преподобный Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. СПб. 1894. 41 Цитата по: Библиотека патриарха Фотия, § 377. 42 О конечных причинах. Удалить Меню Вернуться к оригиналу статьи

http://azbyka.ru/apokalipsis/navechno-vo...

21 Преподобный Ефрем Сирин . Творения. Молдавская митрополия, 2002. Т.1. О страхе Божием и о последнем Суде. С.267. 22 Святитель Василий Великий . Творения. М., 1845. Ч.1. Беседа на псалом 33:12. С.302. 23 Святитель Василий Великий . Творения. Троице-Сергиева Лавра, 1901. Т.6. Письмо к падшей деве. С.11О. 24 Святитель Василий Великий . Творения. М., 1845. Ч.4. Беседа на псалом 33:6. С.293. 25 Святитель Димитрий Ростовский . Творения Т.2. Ч.1. Поучение в неделю о Страшном Суде. 26 Святитель Иоанн Златоуст . Творения. СПб., 1898. Т.Кн.1. Слово 1 к Феодору падшему. С.13–14. 27 Преподобный Ефрем Сирин . Творения. Молдавская митрополия, 2002. Т. 1. Слово 37, на Второе пришествие Господа. С.463; Слово 40, на честный Крест и на второе пришествие Господа. С.497. 28 Святитель Василий Великий . Творения. СПб., 1911. Т.2. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 209. С.147–148. 29 Святитель Иоанн Златоуст . Беседы на Послание к римлянам. М, 1994. Беседа 5. С.528. 30 Святитель Иоанн Златоуст . Творения. Т.1. Кн.1. Слово 1 к Феодору падшему. 31 Блж. Иероним Стридонский . Комментарий на Евангелие от Матфея, на 11:24. Киев, 1901. С.93. 32 Блж. Августин. О крещении. Кн.4.//Patrologiae cursus compietus (Series latina). 33 Евсевий Памфил . Церковная история. М., 1993. Кн.4. Гл. 15. С.139. 34 Святитель Кирилл Иерусалимский . Поучения огласительные. М, 1991. Поучение 18. С.305. 35 Святитель Василий Великий . Творения. СПб., 1911. Т.2. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 207. С.147. 36 Святитель Иоанн Златоуст . СПб., 1898. Творения. Т.1. Кн.1. Слово к Феодору падшему. С.14. 37 Христианское чтение. Ч.3. 1846. 38 Прп. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. СПб., 1894. 39 Святитель Иоанн Златоуст . Беседы на Евангелие от Иоанна. М., 1993. Беседа 38. С.241. 40 Преподобный Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. СПб. 1894. 41 Цитата по: Библиотека патриарха Фотия, § 377. 42 О конечных причинах. Сейчас в разделе 15  чел. Всего просмотров 1.4 млн.

http://azbyka.ru/apokalipsis/navechno-vo...

В катенах, составленных в IX в. яковитским мон. Севиром Эдесским, сохранились большие комментарии на И. п. к. прп. Ефрема Сирина. Вопрос о принадлежности этих текстов Ефрему окончательно не решен ( Burkitt F. C. S. Ephraim " s Quotations from the Gospel. Camb., 1901, 1967 r . P. 87; Beck E. Ephraem Syrus//RAC. 1962. Bd. 5. S. 521). Толкования составлены на отдельные стихи из Иер 1-25; 30-32; 34-35; 43; 45-51 ( Kannengiesser. 1974), в ряде случаев в тексте усматривается христологический смысл (Иер 23. 4-5; 31. 2-6). В комментарии на И. п. к. блж. Феодорита, еп. Кирского (самом большом в ранней Церкви - Theodoret. In Jerem.//PG. 81. Col. 495-807), преобладает исторический подход, что, однако, не мешает автору интерпретировать ряд образов аллегорически. Так, по его мысли, в Иер 5. 6 («...поразит их лев из леса, волк пустынный опустошит их, барс будет подстерегать у городов их: кто выйдет из них, будет растерзан...») Иеремия предрекает завоевание и разорение Иудеи Навуходоносором, Навузардамом и Антиохом IV Епифаном, а «пастухи со своими стадами», к-рые придут на разоренную землю Иудеи (Иер 6. 3),- это военачальники Навуходоносора и его воины (ср.: Ashby G. W. Theodoret of Cyrrhus as Exeget of the OT. Grahamstown, 1972. P. 92). Довольно часто встречаются христологические толкования: «путь добрый», к-рым Иеремия призывает идти иудеев (Иер 6. 16),- это Христос ( Theodoret. In Jerem. 2//PG. 81. Col. 544-545); эпитет «кроткий агнец» является эпитетом Христа (Ibid. 3. Col. 576 (Иер 11. 19)). Как и Ефрем Сирин, Феодорит истолковывает мессианское предсказание о восстановлении Отрасли Давидовой (Иер 23. 5) прежде всего как указание на Зоровавеля и в конечном счете - на Христа. Феодорит видит в книге множество пророчеств, нашедших исполнение во времена НЗ в жизни Церкви. Предреченное в И. п. к. отпущение грехов - это прощение, даруемое в таинстве Крещения ( Ashby. 1972. P. 93). Диак. Олимпиодор Александрийский (VI в.) составил обширный комментарий, охватывающий И. п. к., Плач и Послание Иеремии (неопубл. ркп. Vat. Barber. gr. 549; IX-X вв.; CPG, N 7455-7458; Olympiod. Alex. Kommentar zu Hiob/Hrsg. U. und D. Hagedorn. B.; N. Y., 1984). Несмотря на несомненное оригеновское влияние, для комментария Олимпиодора характерно стремление понять пророчества буквально. Так, хотя в Иер 11. 19 непорочный агнец в согласии с традицией и со ссылкой на песни Раба Господня Ис 42. 2 и Ис 53. 7 - это образ Христа, но «древо в хлебе» в LXX, понимаемое большинством авторов как прообраз креста распятия, Олимпиодор считает ядовитой травой, к-рая принесет пророку страдания. Далее следует примечание о христологическом содержании данного пророчества: на кресте был пригвожден Хлеб жизни ( Olympiod. Alex. In Jerem. 11//PG. 93. Col. 650-652).

http://sedmitza.ru/text/1151953.html

24 Chrysippus. Fragmenta moralia 391:1–3. «Самых главных страстей четыре – печаль, страх, пожелание, удовольствие». τ δ γενικτερα πθη τσσαρα· λπη, φβος, πιθυμα, δον. 28 Philo Judaeus. Quod deterius potiori insidiari soleat 119:4–6//Les Œuvres de Philon d’Alexandrie/éd. I. Feuer. Vol. 5. Lyon, 1965. P. 92:13–15. 29 Philo Judaeus. De Abrahamo 236:3–5//Les Œuvres de Philon d’Alexandrie/éd. J. Gorez. Vol. 20. Lyon, 1966). P. 118:4–14. 31 Plutarchus. De libidine et aegritudine 7:15–16. «Поэтому печаль и страх по необходимо сти являются страстями человека, а не души…». 32 Galenus. Ars medica//Claudii Galeni Opera omnia/ed. C. G. Kühn. Vol. 1. Leipzig, 1821 (Hildesheim, r 1964). Vol. 1. P. 371:10–12. 34 См.: Дионисий (Шлёнов), игум. Учение о четырех родовых добродетелях добродетелях в трактате De virtutibus et passionibus, приписывающемуся прп. Ефрему Сирину , в контексте греческой патристической традиции//Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие. Материалы Четвертой международной патристической конферен ции Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия. Москва, 27–29 апреля 2017 года/под общей редакцией митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) . М., 2019. С. 352–364; Он же. Учение прп. Никиты Стифата о «четырех главных добродетелях». 36 Nemesius. De natura hominis 17//Nemesii Emeseni De natura hominis/ed. M. Morani. Leipzig, 1987. P. 75:15–18. 38 См.: Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium 1:2–4//CCSG. 7. P. 47. См. также учение прп. Максима Исповедника о четырех «родовых добродетелях»: Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium 55:143–145//CCSG. 7. P. 489. 39 См., в частности: Μπετσκος Β. Tα πθη της φσης και του προσπου στον Αριστοτλη και τον Μξιμο Ομολογητ//Σναξη. 2005. Τεχος 93. Παιδεας Παιδματα. Φεβρουριος. Σ. 16–29. 41 См.: 4Макк. 1:3, 4. Ср. рус. пер. еп. Порфирия (Успенского) : «Итак, оная рассудительность сдерживает ли страсти, кои препятствуют воздержанию, как то чревоугодие и похотливость; и овладевает ли страстями, воспрещающими справедливость, например злонравием, и страстями, кои запинают мужество, как то гневом и огорчением и страхом» (4-я Маккавейская книга в переводе еп. Порфирия (Успенского) //Труды КДА. 1873. 11. С. 69).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Григорий Сардский, митр. 207 174 Григорий Синаит , прп. 5 2 , 28 93 , 112, 498 Д авид Псалмопевец, пророк (библ.) 17, 33, 141, 147, 148, 150, 318, 330, 338, 349, 373, 374, 383, 387, 402, 406, 407, 411, 413−417 Даниил, пророк 20 51 , 23, 26 Даниил Столпник, прп. 122 (17) Дарий, царь (библ.) 174 Демокрит, философ 169 Диадох, еп. Фотикийский, свт. 44, 49 (27) , 50 сн. , 52 Димитрий Кидонис, еретик 309, 462 21 Дионисий Ареопагит (Пс.) 447, 134 12 , 146 45 , 151 75 , 176 (24, 29, 31) , 181 64 , 182 65, 67 , 189 (98) , 190 105 , 194 (119, 120) , 197 129 , 201 148, 149 , 209 180 , 227 (259) , 231 270 , 240 313 , 245 337 , 247 351 , 249 (367, 368) , 250 (373) , 251 375 , 252 378 , 257 (396) , 258 398 , 273 476 , 278 518 , 284 (547) , 295 (604) , 296 605 , 300 12, 13 , 314, 316 6 , 326 (41) , 331 56 , 350 93 , 355 95 , 382 (206) , 383 (210) , 384 (217, 218, 221) , 398 264 , 450 5 , 461 19 , 462 (22, 24) , 474 77 , 498, 499, 505 Дионисий монах 5, 6, 133−138, 140, 143 24 , 149 62 Дионисий, ктитор 136 Диоскор I, патр. Александрийский, еретик 69 (10) , 70 12 , 73, 209, 219, 452 Дорофей, иеромон. 82 (20) Дорофей Газский, прп. авва 20 49 , 125 40 , 500 Е ва (библ.) 269 Евагрий Понтийский , еретик (см. также Нил Анкирский) 14 10 , 18 32 , 36 136 , 45, 50 (28) , 51 36 , 53, 88 53 , 100 126 , 150 71 , 329 сн ., 500, 509 Евлогия см. Ирина Хумнена Евномий Кизический, еп., еретик 169, 188, 191, 192, 204, 216, 218, 230, 243 (325, 326) , 274 486 , 279, 280, 283 (545) , 285 556 , 287, 290, 300, 301, 464; см. также ПУ (евномианство) Евсевий Кесарийский , еп. 235 288 , 491, 500, 513 Евстафий, врач, адресат Василия Великого 289 Евтихий, архим., еретик 69 (10) , 70 12 , 73, 209, 212, 219, 452 (18) Екклесиаст (библ.) 21, 98 Епифаний Кипрский (Саламинский), свт. 24 72 , 197 132 , 328 сн. , 500 Евфимий Зигабен (Зигадин), монах 47, 302 22 , 500 Ефрем Сирин (Пс.; Ephraem Graecus) 24 71 , 118 3 , 135, 410 60 , 501 З ахария, пророк (библ.) 147 (53) Зинон, имп. 230 Зоровавель (библ.) 174 И аков, еп. Иерусалимский, сщмч., ап. 17, 19

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Предел смиренномудрия – решительное забвение своих добрых дел (блж. Диадох, 91, 7). Как душа непознаваема и невидима телесными очами, так и смиренномудрый не познается среди людей (прп. Исаак Сирин , 58, 214). Источник. Не всякий безмолвник смиренномудр, но всякий смиренномудрый – безмолвник (прп. Исаак Сирин , 58, 215). Источник. ...Истинно смиренномудр, кто имеет в сокровенности нечто достойное гордости, но не гордится, и в помысле своем вменяет это в прах (прп. Исаак Сирин , 58, 237). Источник. Совершенство смирения в том, чтобы с радостью сносить ложные обвинения (прп. Исаак Сирин , 58, 307). Источник. Если хочешь узнать, смиренномудр ли ты, то испытай себя... не приходишь ли ты в смятение, когда тебя обвиняют (прп. Исаак Сирин , 58, 308). Источник. Истинное смирение есть порождение ведения, а истинное ведение есть порождение искушений (прп. Исаак Сирин , 58, 367). Источник. Человек, достигший того, чтобы познать меру своей немощи, достиг совершенства смирения (прп. Исаак Сирин , 58, 396). Источник. Кто в сердце своем приобрел смирение, тот мертв стал для мира и, омертвевший для мира, омертвел для страстей (прп. Исаак Сирин , 58, 412). Источник. Кто несмыслен, тот не имеет смирения. И кто не имеет смирения, тот не будет смыслен. Не смиренномудр, кто не мирен; и немирный не смиренномудр... (прп. Исаак Сирин , 58, 416). Источник. ...Не презирать даяния ближнего есть (дело) смиренномудрия; и должно принимать оное (даяние) с благодарностью, хотя бы оно и было мало и незначительно (прп. авва Дорофей , 29, 189). Источник. ...Кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигает (цели). Имеющий смирение с самоуничижением также достигнет, ибо самоуничижение заменяет труд. А кто имеет одно только смирение, тот хотя и успевает, но не так скоро. Желающий приобрести истинное смирение отнюдь ни в каком случае не должен почитать себя чем-нибудь. В сем состоит истинное смирение (прп. Варсануфий, 29, 234). Смирение состоит в том, чтобы ни в каком случае не почитать себя за нечто, во всем отсекать свою волю, повиноваться всем и без смущения переносить то, что постигает нас отвне. Таково истинное смирение, в котором не находит себе места тщеславие. Смиренномудрый не должен стараться выказывать свое смирение на словах, но довольно для него говорить: «прости меня» или «помолись о мне». Не должно также самому собою вызываться на исполнение низких дел, ибо и то и другое ведет к тщеславию, препятствует преуспеянию и более делает вреда, нежели пользы; но когда повелят что-либо, не противоречить, а исполнять с послушанием – вот что приводит к преуспеянию (прп. Варсануфий, 29, 235–236). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010