умер вскоре после создания иконы «Прп. Димитрий Прилуцкий с житием», поскольку не позднее 1504 г. Феодосий, а не Д. вложил в Иосифов Волоколамский мон-рь иконы «Андреева (прп. Андрея Рублёва.- Ред.) писма» высокой стоимости («промена им дватцать рублев»). О них известно по упоминанию в послании (ок. 1511) прп. Иосифа великокняжескому окольничему Борису Васильевичу Кутузову, где автор жалуется на удельного волоколамского кн. Федора Борисовича, к-рый «сам приехал в монастырь да не поехал с монастыря, доколе икон не взял» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 213, 267-268; Казакова. 1958; Меняйло. 1996; Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря (1479-1510-е гг.). 2004. С. 26, 162-163, 197, 204-205). «Взятие» икон кн. Федором относится к периоду до перехода мон-ря под великокняжеский патронат в 1507 г. Вероятно, после смерти Д. управление значительным имуществом семьи перешло к сыновьям, однако нельзя исключать, что ок. 1503-1506 гг. Д. с помощниками, игравшими ведущую роль в исполнении заказа, написал иконы для трапезной Богоявленской ц. Иосифова Волоколамского мон-ря (точные сведения о строительстве отсутствуют, см.: Топоров, Щепетов. 1946. С. 7; Зимин. 1950. С. 3-39). Т. о., верхняя допустимая граница жизни Д.- 1507-1508 гг., нижняя - 1503 г. Д.- первый известный по документам рус. иконописец светского сословия (ранние сведения по большей части не сообщают о статусе либо указывают на иноческий чин художников). Он имел 2 или 3 сыновей и, следов., был женат. Его дети Владимир и Феодосий унаследовали ремесло отца. О «детях Денисьевых» неоднократно сообщается в прижизненных и позднейших документах (послание прп. Иосифа Волоцкого, опись Иосифова Волоколамского мон-ря 1545 г. и др.). Единственное упоминание о 3-м сыне, сделанное в межевой грамоте (между 1506 и 1511) Симонова мон-ря, недостаточно отчетливо: в качестве «послухов» в ней названы «Феодосий и Андрей Денисьевы дети Иконниковы», однако грамота подписана только Феодосием. Неясной остается и связь «детей» (и, следов., самого Д.) с родом «боярских детей» Квашниных, фигурирующих в этой грамоте ( Дергачёв.

http://pravenc.ru/text/178357.html

Подготовку кн. «История византийской живописи» Л. вел с 1925 по 1932 г. Текст был подготовлен для зарубежного издания, но не был напечатан. Расширенная редакция была создана к 1943 г. (изд. в 1947-1948), она включила не только новый пласт историографии, но и материал публикаций Л. в амер. научной периодике 30-х гг. XX в., посвященных мозаикам Сицилии и иконографии Божией Матери. Новая редакция труда была подготовлена к итал. изданию в переводе, отредактированном самим Л., и напечатана в 1967 г. Рус. вариант увидел свет в 1986 г. благодаря усилиям Г. И. Вздорнова , подготовившего к печати текст с объемным критико-библиографическим аппаратом, большим количеством иллюстраций и новыми указателями. Впервые в мировой науке визант. живопись была представлена как самостоятельное и цельное художественное и историческое явление, а не как сумма художественного воздействия Востока или Запада; как явление, изменяющееся во времени и в разных областях своего влияния по различным историческим причинам. Л. сумел показать значение К-поля как главного художественного центра для регионов, испытавших духовное и культурное влияние Византии. Это стало возможным благодаря не только анализу немногих собственно к-польских памятников, но и выявлению произведений мастеров столичной школы, созданных на Балканах, Кавказе, в Др. Руси. Также его интересовала и др. сторона взаимовлияния столицы Византии и окраин: формирование в провинциях собственных художественных центров и локальных школ, стимулом к которому послужило визант. искусство. Особую притягательность сохраняет лит. стиль исследования Л., позволяющий точно и ярко описывать и анализировать произведения изобразительного искусства. Книга получила массу благожелательных отзывов историков визант. искусства в Зап. Европе. Благодаря строго научному характеру этот труд Л. и воплощенная в нем концепция истории визант. искусства сохраняют ценность и сегодня. В предвоенные годы Л. начал работу над книгой об искусстве Вел. Новгорода (1947). Живопись Др. Руси, начиная с Киевской Руси, вплоть до XV в., в т. ч. ее самых выдающихся мастеров (Феофана Грека, прп. Андрея Рублёва) и наиболее продуктивных художественных центров, становится основной темой его исследований в 50-60-х гг. XX в. В печати мн. его труды появляются сначала за границей и спустя годы - на родине, лучшие вышли в сборниках: «Русская средневековая живопись» (1970), «Византийская живопись» (1971) и «Византийское и древнерусское искусство» (1978, под ред. Э. С. Смирновой).

http://pravenc.ru/text/2462503.html

Д. изображен в рост на иконе «Преподобные Даниил Чёрный и Андрей Рублёв» 2002 г. работы В. А. Сидельникова в местном ряду иконостаса Спасского собора Андроникова мон-ря. Его образ присутствует на клеймах иконы письма мон. Иулиании (Соколовой) «Прп. Никон Радонежский с житием» (нач. 50-х гг. XX в., над ракой святого в приделе прп. Никона Радонежского Троицкого собора ТСЛ), иконописного триптиха «Житие прп. Андрея Рублёва» работы художника-реставратора В. О. Кирикова (1972, ЦМиАР), а также на иконах «Прп. Андрей Рублёв с житием» работы И. В. Ватагиной (1981, ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах, Москва) и Е. В. Князевой (2003, фонд Иконописного центра «Русская икона», Москва). Ист.: Карамзин. ИГР. Т. 5. Примеч. 254; Житие преподобного и богоносного отца нашего игум. Сергия Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 1853. Л. 226-227 об., 287 об.- 290; ПСРЛ. Т. 6. С. 138-139; Т. 21. Ч. 2. С. 422; Т. 29. С. 51-52; ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 557-558; дни 25-30. Стб. 1434, 1451, 1546-1547; Нояб. дни 16-22. Стб. 2905-2906; Описание о российских святых. С. 71. 185; Древние жития прп. Сергия Радонежского/Изд.: Н. С. Тихонравов. М., 1892. Отд. 2. С. 65, 82; Успенский А. И. Переводы с древних икон, собр. и исполненные иконописцем и реставратором В. П. Гурьяновым. М., 1902. 93; Яблонский В. М. Пахомий Серб и его агиогр. писания: Биогр. и библиогр.-лит. очерк. СПб., 1908. Прил. С. LXXV-LXXVI; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 459, 466; Мастера искусства об искусстве/Под ред. А. А. Грубера. М., 1969. Т. 6. С. 15; ПЛДР. XIV - сер. XV в. М., 1981. С. 380-381; Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 401-402. Лит.: Калайдович К. Ф. Предложение с росписью книгам и монетам, принесенным в дар Об-ву купцом К. И. Авериным//Тр. и летописи ОИДР. 1827. Ч. 3. Кн. 2. С. 23. Примеч.; Иванчин-Писарев Н. Д. Спасо-Андроников: [Очерк]. М., 1842. С. 14, 19, 21, 42-46, 84, 85, 103; [Сергий (Спасский), архиеп. ] Ист. описание моск.

http://pravenc.ru/text/171187.html

XVIII - нач. XIX в. (ГЭ), нач. XIX в. (ЦМиАР, см.: Чугреева Н. Н. Группа поморских икон в собр. Музея им. Андрея Рублёва//Мир старообрядчества: Сб. науч. тр. М., 1998. Вып. 4: Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исслед. рус. старообрядчества: Мат-лы междунар. науч. конф./Отв. ред: И. В. Поздеева. С. 393, 395. Ил.). Имя «Саватий», или «Саватей», писали, как правило, с одной буквой «в», что также было принято в XVII в. У старообрядцев Поморья получил распространение и др. образ - «Седмица, с припадающими Зосимой и Савватием» ( Бусева-Давыдова И. Л. Припадающие Соловецкие святые: генезис и смысл иконографии//Наследие Соловецкого мон-ря. 2007. С. 124-137), один из ранних примеров извода - на прориси с иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 274-275). Известен поморский вариант Печерской иконы Божией Матери, с предстоящими З. и С. (результат поновления иконы?), XVIII в., З. слева в куколе (Древности и духовные святыни старообрядчества. 2005. С. 138. Кат. 91). Старообрядцы Выговской пуст. создали новые формы в меднолитой мелкой пластике: З. и С. были включены в состав ряда литых изделий - икон, складней, образков (ГИМ, ЦМиАР, МИИРК). В число иллюстраций к московскому варианту издания книги Семена Денисова «История об отцех и страдальцех Соловецких» (1914) включены «Построение монастыря прп. Зосимою», «Некий старец виде прп. Германа, вошедша в церковь, и преподобных отец Зосимы и Саватия, воставших в раках». В XVIII-XIX вв. по заказам обители и частных лиц холмогорские мастера создавали иконы с изображением Соловецких чудотворцев из кости (ГЭ, ГИМ, ЦАК МДА, Елецкий краеведческий музей, КИАМЗ, см.: Наследие Соловецкого мон-ря. 2006. С. 69. Кат. 108, 109). В документах упоминается и более сложная икона З. и С.: «10,5 вершков, резная из перламутра, а вокруг чудеса их из белой кости» (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 41. Л. 281 об.). З. и С. представлены в левом нижнем клейме костяного образа с 14 храмовыми праздниками Соловецкой обители 70-х гг. XVIII в., изготовленного в С.-Петербурге предположительно мастером О.

http://pravenc.ru/text/200051.html

Н. Андрей Рублёв и его эпоха//ВИ. 1961. 1. С. 3-17; Лебедева Ю. А. Andrei Rubljow und seine Zeitgenossen. Dresden, 1962; она же. Андрей Рублёв и живопись XV в.//Троице-Сергиева Лавра: Худож. памятники/Общ. ред.: Н. Н. Воронин, В. В. Косточкин. М., 1968. С. 77-93; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 264-305, 345. Кат. 223-245, 283; Чураков С. С. Андрей Рублёв и Даниил Черный: [Ч. 1]//Искусство. 1964. 9. С. 61-69; он же. Андрей Рублёв и Даниил Черный: [Ч. 2]//Сов. Арх. 1966. 1. С. 92-107; он же. Отражение рублевского плана росписи в стенописи XVII в. Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры//Андрей Рублёв и его эпоха: Сб. ст./Ред.: М. В. Алпатов. М., 1971. С. 194-212; Ivanova I. , Demina N. Andrej Rubljov: Album. Mil., 1966; Плугин В. А. Об иконографии единоличных изображений в стенописи Андрея Рублёва и Даниила Черного в Успенском соборе во Владимире//Культура Др. Руси: Сб. ст. М., 1966. С. 198-203; он же. Мировоззрение Андрея Рублёва: (Нек-рые проблемы): Древнерус. живопись как ист. источник. М., 1974; он же. Мастер «Святой Троицы»: Труды и дни Андрея Рублёва. М., 2001; Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублёва//ВИ. 1969. 1. С. 35-48; она же. Андрей Рублёв. М., 1995; Вздорнов Г. И. Живопись//Очерки рус. культуры XIII-XV вв. М., 1970. Ч. 2. С. 254-377; он же. Искусство книги в Др. Руси: Рукоп. книга Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980. С. 108-109; Андрей Рублёв и его эпоха: Сб. ст./Ред.: М. В. Алпатов. М., 1971; Гусева Э. К. Иконы «Васильевского» чина и фрески 1408 г. Успенского собора во Владимире: (К вопр. о манере письма Андрея Рублёва)//Вопр. рус. и сов. искусства: Мат-лы науч. конф. (янв.-март 1971 г.)/ГТГ. М., 1971. Вып. 1. С. 25-32; она же. А. Рублёв: Из собр. ГТГ: Альбом. М., 1990; Ильин М. А. Загорск. Л., 1971. С. 21-46; он же. Искусство моск. Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублёва: Проблемы. Гипотезы. Исслед. М., 1976. С. 69-101; Кузьмина В. Д. Древнерус. письменные источники об Андрее Рублёве//Андрей Рублёв и его эпоха: Сб. ст./Ред.: М. В.

http://pravenc.ru/text/171187.html

В этой научной отписке, что ни слово – то фальшь. Где находятся те до-Рублёвские иконы, характеризующиеся монотонностью пошиба, какие иконы Рублёва могут соприкасаться с художественностью икон «строгановского» письма? Всё это одни фразы. 25. Св. Анастасия, иконопись Новгородской области, предшествовавшая «письмам», описанным Д.А. Ровинским (деталь иконы, находящейся в собрании автора). Вохрение с розоватым оттенком Гораздо интереснее попытка старообрядцев дать точные признаки, по которым можно было бы узнать письмо Андрея Рублёва. И старообрядцами приписывается Рублёву немалое число икон. В.П. Успенский перечисляет – иконы в Киевском Музее (из коллекции Сорокина – «Спаситель поясной»), у Андрея Михайловича Постникова (например, Божия Матерь – «Умиление», св. Иоанн Предтеча), у Николая Михайловича Постникова (например, известный Деисус, что в Третьяковском собрании, и Царские двери – 919:920) и упоминает показание Д.А. Ровинского об иконе Софии Премудрости Божьей, бывшей у старца Семена Кузьмича на Преображенском кладбище. Указания В.И. Успенского можно дополнить сведениями ещё о некоторых и при том наиболее знаменитых в старообрядчестве иконах. На Рогожском кладбище большая местная икона Смоленской Божией Матери (31х23 в.) предполагается письма Андрея Рублёва. Как выразился в описании альбома покойный И.Л. Силин – «по отличительно-художественному рисунку и мягким тонам красок есть основание предполагать, что эта икона, если не письма самого Андрея Рублёва, то его учеников». 26. Св. Георгий, русская иконопись, имеющая связь с южно-славянской миниатюрой (яркое вохрение). Киноварный фон (икона в собрании автора) На Преображенском кладбище показывают большого от Деисуса Архангела в рост, как наиболее соответственного мастерству Андрея Рублёва, в Преображенском Единоверческом монастыре приписывается Рублёву – большой (неполный) пояс или Деисус. В моленной Матвеевых славится небольшой поясной Спаситель с благословляющей ручкой. Самые же наиболее прославленные иконы находились у К.Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

Ср.: 1 Тим. 2, 4.— Ред. 46 См.: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 326–328.— Ред 47 Левый придел Введенского собора монастыря, освященный в 1989 году в честь преподобного Амвросия Оптинского. — Ред. 48 См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 237–240.— Ред. 49 Жизнеописания почивших скитян//Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 497–514.— Ред. 50 Пс. 131, 14.— Ред. 51 Вениамин (Федченков), митрополит. Божьи люди: Мои духовные встречи. М., 1997. С. 113.— Ред. 52 См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 212–216.— Ред. 53 См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 230–232.— Ред. 54 См.: Жизнеописания почивших скитян//Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 426–432; см также: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Октябрь. М., 1909. С. 16–17.— Ред. 55 См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 224–230; см. также: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Ноябрь. М., 1910. С. 77–82.— Ред. 56 Страшный Суд и адские мучения обычно изображаюся на западной стене храма. — Ред. 57 См.: 4 Цар. 2, 11–15.— Ред. 58 Вениамин (Федченков), митрополит. Божьи люди: Мои духовные встречи. М., 1997. С. 118–120.— Ред. 59 Там же. С. 114–115.— Ред. 60 Там же. С. 118.— Ред. 61 См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 242–244.— Ред. 62 См.: Архив УФСБ по Курской обл. Д.П-11015; Архив УФСБ по Тверской обл. Д.24937-С. Цит. по: http://www.pstbi.ru. — Ред. 63 Информация нуждается в уточнении, т. к. в расстрельных списках Тверской епархии в его личном деле об Оптиной пустыни не упоминается. См.: http://www.memo.ru/memory/tver/tv-20.htm. — Ред. 64 См.: Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века/Сост. прот. Н. Стремский. Кн. 1. Саракташ, 1998. С. 197–226; Кн. 3. Оренбург, 2000. С. 229–262.— Ред. 65

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Дорофей, авва. Душеполезные поучения и послания. Поучение второе: О смиренномудрии. Изд. Оптиной пустыни, С. 43–44.— Ред. 12 Слова из тропаря общего священномученику. — Ред. 13 Из жизни святого Нифонта Цареградского. Ответ 4//Варсануфий Великий, Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. М., 1855. С. 654.— Ред. 14 Крилос, крылос — устар.: клирос. — Ред. 15 Есенция (эссенция — от лат. essential) — здесь: крепкий напиток, настойка. — Ред. 16 Игнатий Брянчанинов, епископ. О монашестве разговор между православными христианами, мирянином и монахом//Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: [В 6 т.]. Т. 1: Аскетические опыты. СПб., 1886. С. 482, 487.— Ред. 17 Ишурия (от тат. ischuria) — задержка моче, или мочеиспускания. — Ред. 18 Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца Макария. М., 1862–1863.— Ред. 19 О нем см. ниже, на с. 370–371 настоящего издания. — Ред. 20 Череда, или чреда — порядок (расписание) служения священников. Чередной (чредной) иеромонах — служащий в свою чреду. — Ред. 21 Артос — хлеб, который особой молитвой освящается в день Святой Пасхи, затем в течение Светлой седмицы находится перед иконостасом, а в светлую субботу раздробляется и как святыня раздается верующим. Артос напоминает о пребывании с нами воскресшего Спасителя. — Ред. 22 Публ. по изд.: Преподобный Никон Оптинский: Жизнеописание и духовные наставления. М., 1998. С. 7–19.— Ред. 23 Ср.: Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Слово 26-е: О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей. Гл. 236.— Ред. 24 Презорство — презрение, пренебрежение, непослушание, строптивость, надменность. — Ред. 25 О нем см. ниже, на с. 436 настоящего издания. — Ред. 26 Рухлядная, или рухольная (от устар. рухло, рухрядь — добро, пожитки, скарб) — помещение, где шьют, ремонтируют и хранят (на складе) монашескую одежду и обувь. — Ред. 27 Экклесиарх — церковноначальник, ключарь церковный. Здесь: благочинный Успенского собора Киево-Печерской Лавры. — Ред. 28 Во время тяжелой болезни инок Павел (Плиханков) был пострижен в мантию тайно, келейно. Его постриг был открыт с благословения священноначалия только в декабре 1902 года. — Ред. 29

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

23). — Ред. 44 См. Ис. 40, 28. Цитируемый прп. Иосифом текст несколько отличается от всех доступных нам списков славянской Библии. — Ред. 45 Ср.: Иов. 9, 6. Цитируемый прп. Иосифом текст отличается от других списков и изданий славянской Библии, в которых читаем: “Столпы же ее колеблются”. — Ред. 46 См. Иов. 26, 6–8, 12, 11, 13. Цитата близка к редакции Острожской Библии. Различия с редакцией славянской Елизаветинской Библии 1751яг. — в ст. я12; отличие от русского Синодального перевода достаточно велико. — Ред. 47 Ср.: Иов. 17, 13–14. Цитата-пересказ следует за славянским переводом Библии, отличающимся от Синодального русского перевода. — Ред. 48 Ср.: Сир. 23, 25–28. Цитата-пересказ следует за славянским переводом Библии, отличающимся от Синодального русского перевода. — Ред. 49 Ср.: Иов. 11, 8, 9. Цитата имеет текстуальные различия с доступными нам славянскими редакциями Библии, но близка к ним по смыслу; различие с Синодальным русским переводом значительнее. — Ред. 50 См. Дан. 7, 13, 14. Небольшое текстуальное отличие цитаты от доступных нам списков славянской Библии. — Ред. 51 См. Евр. 10, 25. Цитата близка к редакции Острожской Библии. — Ред. 52 См. 1 Кор. 7, 28–29; по славянской Библии. — Ред. 53 См. Ис. 31, 9. Этот отрывок в Синодальном русском переводе резко расходится со славянскими редакциями Библии. Список Библии, которым пользуется прп. Иосиф, здесь близок к редакции Острожской Библии. — Ред. 54 Здесь прп. Иосиф близко к тексту пересказывает 21-е правило Гангрского собора. — Ред. 55 См. Ис. 31, 9. О расхождении отрывка с Синодальным переводом см. примечание на с. 300. — Ред. 56 См. Ис. 26, 18. Славянская Библия здесь также резко расходится с Синодальным русским переводом. — Ред. 57 Ошибка в тексте “Просветителя”: Диоскор был патриархом Александрии. — Ред. 58 Ср.: Быт. 12, 3. В славянской Библии: “проклинающих тебя прокляну”. —Ред. 59 Житие ап. Петра., память 29 июня. Далее при ссылке на житие указываем только число месяца. — Ред. 60 Имеется в виду Иоанн VII (Грамматик), патриарх Константинопольский (836–842 гг.), иконоборец, прозванный Ианнием по имени одного из противников прор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Здесь же речь идет только о состоянии богословской науки. - Ред. 3. Имеется в виду Погодин М.П. Простая речь о мудреных вещах. - Ред. 4. Написано за несколько лет до образования государства Израиль. - Ред. 5. В настоящее время образована Патриаршая и Синодальная Библейская комиссия. - Ред. 6. То есть надписание книги не соответствует реальному авторству. - Ред. 7. С новыми исследованиями библеистики относительно состава и датировки Пятикнижия читатель может ознакомиться по опубликованному в " Альфе и Омеге " переводу вступительных статей к так называемой Иерусалимской Библии: Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие//Альфа и Омега. 1995. С.52-66. О составе и происхождении книги Исход см. также Протоиерей Алексий Князев. Господь, Муж Брани//Альфа и Омега. 1999. С.35-58. - Ред. 8. С результатами более новых исследований датировки, атрибуции и состава книги пророка Исаии читатель может ознакомиться, например, по работе: Введение в Ветхий Завет. Книги пророков//Альфа и Омега. 1996. С.41-45. - Ред. 9. Глоссолалия - выкликание бессмысленных последовательностей звуков, подчас выдаваемое за " говорение языками " . - Ред. 10. С этим утверждением невозможно согласиться, так об утешении Израилевом (Лк.2:25) праведный старец Симеон мечтал; встретивши же Богомладенца, он говорит уже о спасении [...] пред лицем всех народов (Лк.2:30-31), о свете ко просвещению язычников и славе [...] Израиля (Лк.2:32). - Ред. 11. Раздел IV, посвященный относительной датировке Пятикнижия, мы опускаем, так как полная его оценка требует и дополнительных данных, и дополнительного обсуждения. - Ред. 12. Данная глава прочитана была в актовом собрании с значительными сокращениями. 13. См. вышедшую после издания статьи А.В. Карташева работу: Протоиерей Алексий Князев. О боговдохновенности Священного Писания//Альфа и Омега. 1999. С.10-27. - Ред. 14. Имеется в виду I Ватиканский собор 1869-1879 гг. - Ред. 15. Dictionnaire de la Bible. T.I/Ed. L. Pirot. Paris, 1928. P.1030. 16. См. его замечательную Записку Святейшему Синоду 1845 г.: " О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников славянского перевода Священного Писания " . 17. Comment. in Isaiam//PG 30,121,124-125. 18. Епископ Сильвестр. Опыт православного догматического богословия. T.I. Киев, 1884. С.286-287. 19. Очевидно, имеется в виду персонаж из " Братьев Карамазовых " иеромонах Ферапонт - антагонист старца Зосимы. - Ред. 20. В Евангелии эти слова впервые относятся к Иоанну Крестителю (см. Лк.1:80). - Ред. 21. Proces verbaux du I Congres de theologie ortxodoxe a Athenes. Athenes. 1939. P.157-159. 22. Там же. С.113-117,134. 23. Третий тропарь 4-й песни Пасхального канона. - Ред. 24. Девятая песнь канона празднику Сретения Господня. - Ред. 25. Догматик, гл. 5-й. - Ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/287/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010