К пастырско-назидательным работам относятся: 1 . «Великий пост» протопресвитера Александра Шмемана . 2 . «Пасха. Светлое Христово Воскресение» митрополита Вениамина (Федченкова). 3 . «Великий пост» протоиерея Григория Дьяченко . Протопресвитер Александр Шмеман (1921–1982) – доктор богословия, декан Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. В 1981 г. в Париже вышла книга прот. Александра «Великий пост». Она состоит из введения «Великий Пост и путь к Пасхе» и пяти глав: «Приготовление к Посту»; «Великопостные богослужения»; «Литургия Преждеосвященных Даров»; «Постное странствие»; «Великий Пост в нашей жизни». Объяснение смысла поста прот. Александром основано главным образом на великопостных службах. Исследованию Постной Триоди в книге «Великий пост» посвящено 6 страниц. Основным принципом изложения является порядок и характер богослужения в Великий пост , последовательное описание его неделя за неделей. Прот. Александр Шмеман говорит о посте как о странствовании, путешествии, паломничестве, пути, ведущем к Пасхе, которая и является конечной целью поста. Митрополит Вениамин (Федченков) (1880–1961) – в эмиграции – архиепископ Алеутский и Северо-Американский. Заявленная книга, вышедшая отдельным изданием в 2007 году, представляет собой раздел с таким же названием из сборника «Царство Святой Троицы». Великому посту посвящена одна глава (11 страниц). Сам митрополит Вениамин говорит, что он не писал «сочинение на соискание ученой степени», но прежде всего, его интересовало живое отношение «к переживаниям праздника» 2 . В его книге отсутствует строгая систематичность в исследовании Постной Триоди, а песнопения, которые он использует, только иллюстрируют его мысли о цели и характере Поста и его связи с Пасхой. Протоиерей Григорий Дьяченко (1850–1903) – церковный писатель, магистр богословия. Книга «Великий пост» представляет собой десятый отдел из труда «Общедоступные беседы о богослужении Православной Церк- ви». Объем книги – 406 страниц. Она рассказывает о богослужении Великого поста, его порядке, содержании, об особенностях церковных служб каждой великопостной седмицы и Недели, о смысле песнопений Святой четыредесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

То же самое во время поста! Ведь пост — это не время «можно — нельзя». Если пост низводится до этого понимания, то нет никакого поста, нет никакого пути, нет никакой встречи с Богом, нет никакой радости от поста, нет никакого переживания того, что ты сейчас в этот момент можешь… Как написано в Евангелии, которое читается перед постом: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16–18). Если спрашиваете, как поститься, то прочтите эти несколько строчек. Если это не слышит человек, то нет никакого смысла, какими иконами ни обложись, как строго ни постись, как ни пытайся вычленять, когда можно масло, когда не можно… Сколько могу я выпить вина в такой день, а сколько не могу? Сколько мне можно выпить пива? Люди до безумия доходят иногда, действительно, всерьез воспринимают «масло и без масла». А если я в этот день масло-то поел, что теперь случится? Изысканный пост? Простите меня, но лучше есть сосиски и курицу Великим постом , чем все-таки дорогие изящные морепродукты — устрицы, лобстеры, королевские креветки, понимаете? Как хорошо в последнее время поститься стало! Зашел в дорогой супермаркет, — и все, нет проблем! Иоанн Златоуст пишет: «Те деньги, которые ты сэкономил во время поста, отдай бедным — вот это будет пост». А то, что ты перешел с одного типа еды на другой тип еды — разве это пост? Разве это пост? Может быть, и пост, конечно, если это правильный переход, если ты, действительно, знаешь, что ты делаешь, если это дает тебе духовную пользу, и ты от этого становишься лучше, добрее, умнее. Ты ел котлетки, стал есть картошку, сэкономил деньги — отдай их нищим: тогда это пост! Не знаю, что сказать еще, мне кажется, что столько всего сказано на эту тему. Но мало кто хочет об этом думать, потому что всех заботит один и тот же вопрос: «Что, батюшка, можно? Чего, батюшка, нельзя?» Читайте также: Протопресвитер Александр Шмеман: Простить=не сердиться? (+АУДИО)

http://pravmir.ru/velikij-post-kak-posti...

И действительно, тексты наших служб содержат в себе все, что необходимо знать церковному человеку – там и догматика, и правила аскетики, и выверенная агиография, и блестящая эортология, и история Церкви, и сектоведение, и многое другое. Просто для современного верующего предельно сжатый, сконцентрированный язык православной гимнографии необходимо перевести, раскрыть по смыслу. А вот для этого неизбежно придется проявить интерес к церковным богослужебным книгам. Октоих. Триодь Постная и Триодь Цветная. Минеи. Часослов. Высочайшие достижения православной богословской поезии, незаменимая школа церковной мысли. Есть ложное мнение, что эти книги написаны только для духовенства или для клироса, и обычным мирянам их читать не положено. Однако, предназначенность богослужебных книг для всей Церкви без труда доказывается тем, что эти тексты читаются и поются вслух всей общины. Они созданы именно для общецерковного богослужебного использования, и что важно – общецерковного понимания! Чрезвычайно полезно было бы вникнуть в эти книги, медленно и осмысленно изучая их, углубляясь в каждую мысль. Хорошо было бы даже иметь эти книги дома, для возможности работы с ними в свободное время. Вряд ли правы те, кто думает, что там, в этих гимнах и песнях, нет ничего для духовной практики. Напротив, эти книги содержат в себе правильное осмысление всей нашей церковной практики как таковой. Например, вот Триодь Постная. Книга уникальна тем, что в ней (и только в ней более всего) Церковь показывает нам подлинное искусство покаяния, открывает верные мысли, при которых только и возможно истинное покаяние. А ведь покаяние лежит в основе православной духовности, и наполняет всю церковную жизнь. Более конкретный пример касательно Триоди. Скоро Великий Пост, и вот-вот на церковных порталах появятся традиционные публикации о том, что-де нельзя Постом есть друг друга, и что колбаса – не главное, и проч. Почему Церковь вынуждена ежегодно обсуждать одно и то же, как будто перед Постом не о чем больше поговорить? Да потому, что мы плохо знаем (или совсем не знаем) текстов Триоди Постной, которые поются и читаются Великим Постом в храме, и предназначены именно для раскрытия церковного понимания Поста и покаяния в целом. Отсюда и неправильное отношение к Посту, распространяющееся на множество деталей, не только на пищевой вопрос. Об этом, кстати, давным-давно еще Шмеман рассуждал: «Незнание Триоди — главная причина, почему в христианском сознании постепенно иначе стали пониматься смысл и значение Поста, что мало-помалу обратило Пост в соблюдение чисто формальных «предписаний» и ограничений в пище. Подлинное вдохновение и призыв Великого Поста в настоящее время почти утеряны, и единственная возможность их вновь приобрести — это внимательное слушание всех песнопений Триоди» (прот.А.Шмеман, «Великий Пост»).

http://radonezh.ru/analytics/veliky-prop...

Посты премудро установлены Церковью в определенном ритме, а ведь наша жизнь вся ритмизована, все подчинено определенной периодике. Для нас полезно состояние духовного напряжения, внутреннего делания, но ведь человек не может быть все время натянутым, как струна, находиться в состоянии предельно нажатой педали, как говорил отец Александр Шмеман. Он может в какие-то моменты жизни именно так жить, а в какие-то моменты необходимо ослабить вожжи. Ритм постов как раз рассчитан на то, что человек может на некоторое время усилить свою духовную жизнь, но постоянно жить в таком напряжении не свойственно нашей падшей природе. Расслабленные состояния бывают, на них надо смотреть как на некую данность, хотя мы не должны с этим мириться. Встает вопрос, когда нам становиться на молитву: когда у нас есть силы и желание или мы должны понуждать себя к этому. Опытные в молитвенном деле отцы Церкви говорят, что понуждать себя совершенно необходимо, нельзя все оставлять так. Да, эта молитва может получиться очень сухой, но не надо судить свою молитву. Понятно, что мы должны пропустить через себя смысл тех слов, которые мы произносим. Если мы это делаем, то, как правило, наше сердце тоже начинает отзываться на эти слова. Иногда получается, что плохо отзываются и даже сознание наше отключается. М. Михайлова: Но, может быть, это наше усилие зачтется? Прот. А. Степанов: Совершенно верно. Господь не хочет взять от нас того, что мы не можем дать. Но мы можем зажечь лампадку, встать перед иконой и прочитать сколько-то молитв. Это, как лепта бедной вдовы из Евангелия, будет принято Господом Богом. М. Михайлова: Великий пост - это как солдат на посту: хочешь или не хочешь, но если твоя очередь, то ты должен. И в то же время период поста - это не только большое напряжение. Для меня пост - это благоприятное время, я его жду. Может быть, пост - это не только напряженность и собранность, но еще и территория радости и тишины, которая нужна для подготовки к Пасхе? Прот. А. Степанов: Конечно, я полностью с Вами согласен, что пост - это не время лишений, хотя его зачастую воспринимают именно так. Вот мы насупимся и ходим «постимся». Сам Христос говорил, что этого делать не надо, что это время радости. Когда вы чувствуете, что вы живете так, как вам естественно жить, становитесь самим собой, - это и есть правильное ощущение поста. В нашем храме святой великомученицы Анастасии Узорешительницы на первой неделе Великого поста мы стараемся служить все службы суточного круга без сокращения. Когда еще, как не в пост, ты можешь себе позволить погрузиться в эти замечательные тексты? И действительно: душа пробуждается. Это совершенно иное качество жизни. Это постный образ жизни, и что-то сладостнее этого придумать даже трудно.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/3/44...

Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется. Оно не дается просто тем, кто беспечно, лениво ждет его прихода. Для тех, кто ждет его таким образом, оно, разумеется, придет: придет в глухую полночь, при дет, как Суд Божий, как вор, которого никто не ждет, как жених, который грядет, пока неразумные девы предаются сну. Не так должны мы ожидать Царствие и Суд. Мы должны вернуться к такому состоянию, которого обычно не можем вызвать даже из своих глубин, настолько оно нам чуждо, — состоянию радостного ожидания Дня Господня, хотя мы знаем, что этот День будет днем Суда. Поразительно слышать в церкви, что мы провозглашаем Евангелие, благовестие о Суде, и провозглашаем, что День Господень — не страх, а надежда, и вместе с Духом Святым Церковь можем сказать: Гряди, Господи, и гряди скоро!.. Пока мы неспособны говорить в таких категориях, нашему христианскому сознанию не хватает чего-то очень важного. Что бы мы ни говорили, в таком случае мы все еще язычники, вырядившиеся в евангельские одежды. Бог для нас еще Бог вдали, и приход Его — мрак и ужас для нас; и суд Его — не искупление, но осуждение наше; и встреча лицом к лицу с Ним — страшное событие, а не час, к которому мы устремлены и ради которого живем» Митрополит Антоний Сурожский. Вы прочитали статью «Как правильно поститься в Великий пост». Читайте и другие материалы о Великом посте: Как подготовиться и провести Великий Пост Диакон Андрей Кураев: О Великом посте Прот. Александр Шмеман Великий пост в нашей жизни Рецепты постных блюд Великий Покаянный Канон Св. Андрея Критского Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/kak-pravilno-postitsya...

Вот в ответ на это я и хочу засвидетельствовать моим братьям и сестрам, что никогда, ни на одну минуту не усомнился я в силе и глубине Русского Православия, и это несмотря на всю печальную, поистине трагическую видимость. Мне довелось, по милости Божией, учиться православному богословию в Парижском богословском институте у последних представителей, участников и вдохновителей религиозного возрождения начала века (ХХ-го – Прим. пер.), быть свидетелем их огня, их веры, их верности Христу и Его Царству. И я твердо верю, что во тьме уходящего от Бога мира восторжествует их свет, их свидетельство, их видение. Я не могу, конечно, посвятить перевод моей книги ее переводчице. Но я могу уверить ее и всех вместе с нею алчущих и жаждущих правды и истины в нашем единстве, в радости и силе его, радости, которой, по словам Самого Господа, «никто не отнимет» от нас. Прот. Александр Шмеман февраль 1983 г. Введение В далеком прошлом, во времена «золотого века» христианского богослужения, таинство крещения совершалось в пасхальную ночь и составляло органическую часть ежегодного торжественного празднования Пасхи 2 . Даже теперь, когда между этими двумя торжественными актами давным-давно уже не существует никакой внешней связи, чинопоследование крещения и пасхальное богослужение все еще несут на себе следы первоначальной взаимозависимости 3 . Однако немногие христиане сознают это. Мало кто из них знает, что пасхальное богослужение, развилось из богослужения крещального, что, слушая в канун Пасхи ветхозаветные чтения о переходе через Чермное море, или о трех отроках в печи, или об Ионе во чреве кита, они внимают наиболее древним парадигмам (прообразованиям) крещения и присутствуют на великом предкрещальном молитвенном бдении. Они не знают, что радость, освещающая Святую Ночь, с ее ликующим возгласом «Христос Воскресе!» – это радость тех, что «крестились во Христа и во Христа облеклись», что «погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца», так и им «ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:4 ). Мало кого из христиан учили, что Пасха – как литургический праздник, и Великий Пост – как литургическое приготовление к Пасхе, первоначально возникли из чинопоследования крещения, что Пасха, этот «праздников праздник», есть, таким образом, исполнение крещения, а крещение есть истинно пасхальное таинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Размышляя над днями Великой Четыредесятницы, над смыслом каждого шага на пути восхождения ко дню великого Воскресения Христова, мы призываемся к тому, чтобы размышление это приносило плод. Жизнь святителя Григория Паламы не содержит указаний на чудеса или сверхъестественные дарования. Но последние слова, сказанные им при отшествии ко Господу, объясняют все. Они указывают на то, что та слава, о которой он проповедовал, слава фаворского света Преображения, которой он жил, вошла в его сердце, проникла собой его бытие и зовет его к себе. Последними словами святителя Григория были слова «В Горняя, к Свету!» Будем стремиться к свету и мы. Будем стараться помнить о свете, уже данном нам, – тихом свете святыя славы великого и славного Преображения Христова, приводящем на Крест, но заканчивающемся славным Воскресением. Аминь. Проповедь произнесена в Академическом храме Киево-Печерской Лавры. Комментарии ( 11): игумен Арсений (Соколов) 12 марта 2012г. 02:44 " Исследователи Литургии говорят нам, что некогда праздник Преображения приходился на Великий пост... " Было бы интересно узнать об этом поподробней. Дунаев А.Г. 12 марта 2012г. 03:09 +Исследователи Литургии говорят нам, что некогда праздник Преображения приходился на Великий пост.+ +Значение сегодняшнего дня, как Великопостного Преображения, нисколько не умаляется от того, что Церковь перенесла празднование Преображения и заменила его торжеством в честь великого святителя Григория Паламы.+ Что за ерунда? Откуда г. диакон взял это? Какие такие, позвольте узнать, " исследователи Литургии " -- нельзя ли поименно и с конкретными ссылками? священник Вадим Татусь 12 марта 2012г. 16:41 Думаю, что автор под " исследователями Литургии " подразумевает Шмемана А. прот. (Шмеман Александр, протоиерей. Введение в литургическое богословие. СПб., 2006. С. 151.) и может быть Константинова К. прот. но, к сожалению, не учитывает работу Карабинова Ивана Алексеевича (И. Карабинов. Постная Триодь.Исторический обзор ея плана, состава, редакций и славянских переводов.- СПб., 1910.

http://bogoslov.ru/article/2485297

Этим богословом на конференции в Athens, Ohio, в декабре 1963 г. оказался я. Каждому участнику конференции (а их было свыше 2000) была послана моя книга, как своего рода программа ее. По всей вероятности, с Божьей помощью мне что-то удалось разъяснить, ибо книга получила широкое распространение и за истекшие двадцать лет вышла в переводе на французский, немец кий, итальянский, сербский, греческий, финский и японский языки. Но в течение последующих лет я неизменно отказывался от издания ее на моем родном — русском — языке и вот по какой причине. Написанная по-английски и для читателей, религиозный и церковный опыт которых глубоко отличен от опыта русского, книга всегда ощущалась мной как написанная не в русской тональности, которая может быть понята как «поучение» тем, живущим в условиях гонений на религию, от которых нам надобно поучаться верности Церкви, жажде узнать ее веру и жить по ней, искать, превыше всего, Христа и Им и в Нем даруемого Царства Божия. Но участившиеся просьбы — главное из России — издать книгу по-русски пересилили мое сопротивление и я сдался. Кое-что, относящееся исключительно к западной, или даже к американской религиозной ситуации, я опустил, многое переписал. Не знаю — помогло это или повредило книге, написанной в оригинале одним «порывом». Об этом да судит читатель. Но даже если немногие найдут для себя в этой книге нечто полезное я буду благодарен Богу. Для меня же обращаться к русскому верующему или ищущему веры - большая радость.   Прот. Александр Шмеман Великий Пост, 1983 г. Жизнь мира «... так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Ин. 3:16 1. «Человек есть то, что он ест» — провозгласив это, немецкий философ-материалист Фейербах был убежден, что этим утверждением он положил конец всем «идеалистическим» рассуждениям о природе человека. На самом деле, однако, сам того не подозревая, он выразил самую что ни на есть религиозную идею человека. Ибо задолго до Фейербаха такое же определение человека было дано в Библии. В библейском рассказе о сотворении мира человек представлен, прежде всего, как существо алчущее, а весь мир — как его пища. Согласно автору первой книги Бытия, сразу же за приказом плодиться и владычествовать над землею, человеку предписывается есть от плодов земли: «... вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя... И всякое древо, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу» (Быт. 1, 29). Для того, чтобы жить, человек должен есть; он должен принять мир в свое тело и превратить его в себя, в свои плоть и кровь. Человек, действительно, есть то, что он ест, а весь мир явлен как праздничная трапеза. Этот образ праздничного пира, пронизывающий всю Библию, и есть центральный образ жизни. Образ жизни при ее сотворении, а также образ жизни в ее конце и исполнении: «... да ядите и пиете за трапезою Моею, в царствии Моем» (Лук. 22, 30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Простейшая же мысль! А ведь как часто мы стоим на Великом повечерии , смотрим в книжку и даже не пытаемся вспомнить, кто такой «Зан оный». Во многом неожиданным будет разговор о великопостных субботах. Мы так часто слышим, что у христиан праздничный день — не суббота, а воскресенье, что совершенно забываем: Христос пришел не нарушить Закон — и в первую очередь субботу, в чем Его часто обвиняли, — а исполнить. Субботний покой никуда не делся. Но теперь он вселенский: «Место субботы — 7-го дня — в богослужебном предании: ее двойной смысл, как праздника и как дня смерти. Это праздник, потому что в «мире сем», в его времени, Христос победил смерть и открыл вход в Свое Царство, потому что Его Воплощение, Смерть и Воскресение являются завершением Творения, которому Бог радовался вначале. Но это и день Смерти, потому что в Смерти Христовой мир умер, и его спасение, завершение, преображение уже за пределами Смерти». Протопресвитер Александр Шмеман Последняя, пятая глава книги, «Великий пост в нашей жизни», может показаться каким-то фарисейством: зачем опять заострять внимание на пищевой стороне поста? Почему автор считает, что она совершенно необходима? Почему он дает жесткую отповедь телевидению или печатным СМИ (страшно подумать, что бы он сказал про Интернет)? Потому что, отвечает нам русский американец протопресвитер Александр Шмеман, Великий пост — время обретения смысла. Ради этого мы лишаем себя пищи, выстаиваем долгие службы, отказываемся от развлечений. «В конечном счете пост состоит в одном: в том, чтобы испытать голод, алкать, и это значит — достичь предела той жизни в нас, что зависит всецело от пищи, и, взалкав, открыть, что эта зависимость не есть последняя истина о человеке, что сам голод есть, прежде всего, духовное состояние и что на последней глубине своей он есть алкание Бога». Это ведь не только про физический голод. Это про вообще все в мире, что может так легко в поврежденной грехом человеческой воле из благодатного дара превратиться в «похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую»: пища, общение, знания.

http://blog.predanie.ru/article/velikij-...

Что же тогда означает пост для нас, христиан? Это участие в постном опыте Самого Христа, которым он освободил нас от совершенной зависимости от пищи, материи и мира» ( прот. А. Шмеман, «Великий пост» ). Если сатана искушал Христа, постившегося в пустыне, то тем более гораздо легче ему донимать каждого из нас через наши собственные уязвимые места, отнимая у нас внутреннюю свободу. И вот тут встаёт важный вопрос об аскетическом покаянии. Искушение Христа. Илья Репин В первые четыре дня великопостного пути нам предлагается прослушать Великий канон преподобного Андрея, архиепископа Критского , в котором иногда можно встретить не очень понятные по своей тональности фразы. Не бысть в житии греха, ни деяния, ни злобы,/еяже аз, Спасе, не согреших/умом и словом, и произволением/и предложением, и мыслию, и деянием согрешив,/яко ин никтоже когда (из покаянного канона прп. Андрея Критского, понедельник, песнь 4-я) (Рус. перевод: «Нет в жизни ни греха, ни деяния, ни зла, в которых бы я, Спаситель, не погрешил умом, и словом, и произволением, и намерением, и мыслью, и делом согрешил, как никто иной никогда»). А как вообще это понимать?.. Похоже, именно отсюда и появляются, пусть карикатурно, среди наших бабушек заявления на исповедях типа: «Ой, батюшка, во всем грешна»! Ключевой момент этой покаянной поэзии, как думается, в личной судьбе архиепископа Критского Андрея . Как можно прочесть в одной из статей «Православной энциклопедии», «По свидетельству св. Феофана Исповедника, на Соборе, созванном имп. Филиппиком для возобновления монофелитства (712), А. вместе с еп. Кизическим свт. Германом, будущим. Патриархом Константинопольским, был в числе подписавших анафему VI Всел. Собору. Впоследствии А. раскаивался в том, что подписал еретическое определение; традиция связывает с этим событием составление его знаменитого Великого канона». Как пастырь многих душ, ответственный за них, кому больше вручено, чем всем остальным, он и мог из глубины сердца написать именно так. И в этом плане он действительно согрешил, как никто другой, хотя и до него, и после него случались аналогичные проявления человеческой слабости, проявлявшейся в компромиссах с сильными мира сего.

http://pravmir.ru/proryv-k-svobode/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010