Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД РЕДЕСТСКИЙ [αβδ Ραιδεστινς], мон. и доместик мон-ря Пантократор на Афоне, визант. мелург и писец (1-я пол. XV в.). Происходил из г. Редеста в Вост. Фракии (ныне Текирдаг, Турция). Хрисанф из Мадита , еп. Диррахия (Θεωρητικν. Σ. 354. § 54), упоминает его как «Давида монаха», без к.-л. уточнений, а Г. Пападопулос (Συμβολα. Πρλοϒος. Σ. 20) говорит о Д. Р. как о мелурге, имя к-рого встречается в Стихираре. Митр. Софроний (Евстратиадис) в работе «Фракийские музыканты» (ΕΕΒΣ. 1936. Σ. 54-62) отождествлял Д. Р. с афонским мон. Даниилом, исходя из надписания в рукописи Ath. Laur. Κ. 188: ««Ныне силы», Даниила Агиорита. Другое, того же Даниила монаха, в великой схиме Давида». Тот же исследователь считал, что родовым именем Д. Р. было Гавала, поскольку надписанный в той же рукописи именем мон. Даниила Гавалы причастен «Вкусите и видите» Д. Р. в автографе (Ath. Laur. Ε. 173 (635), 1436 г.) обозначил как собственное произведение, в рукописи Ath. Laur. Θ. 154 это произведение надписано: «Давида монаха Агиорита», а в рукописи Ath. Xeropot. 317 - «Давида монаха» (Fol. 242v - 266, нач. XVIII в.). Известно 3 др. мелурга с прозвищем Гавала: Герасим и священники Константин и Филипп. Творения Герасима (причастны «Вкусите и видите» и «Тело Христово») и Константина (непорочны) Д. Р. включил в свой певч. сборник (Ath. Laur. Ε. 173 (635)), что может свидетельствовать о родственной связи между ними. Под именем Филиппа Гавалы известны седмичные причастны (Ath. Laur. Κ. 188). То, что Д. Р. избегал называть себя родовым именем, митр. Софроний объяснял этосом, приличествующим великосхимнику. Д. Р. не следует смешивать с Давидом Скопелитом , или Бернардисом (1-я пол. XVIII в.), одаренным мелургом, более известным в качестве писца певч. кодексов (см.: Καραϒκονης. Σ. 140-142). Кроме того, Д. Р. под именем «Даниил монах» следует отличать как от более древнего мелурга иером. Даниила Ахрадиса (Αχρδης, кон. XIII - нач. XIV в.), так и от позднейшего Даниила , протопсалта Великой ц.

http://pravenc.ru/text/168574.html

[греч. ανιλ Αϒιορετης Θεσσαλονικαος], мон., греческий мелург (2-я пол. XVII - 1-я четв. XVIII в.). В греч. певч. источниках содержится большое число упоминаний о мелургах и др. деятелях певч. искусства, носящих имя Даниил. Кроме того, это имя достаточно распространено в монашеской среде. Эти обстоятельства породили значительные трудности для исследователей в отождествлении мелургов и их творений. В визант. певч. источниках сообщается о святогорском мон. Данииле, которого митр. Софроний (Евстратиадис) в работе «Фракийские музыканты» отождествил с Давидом Редестским , считая, что речь идет о мон. Данииле Гавале, мелурге, получившем имя Давид при постриге в великую схиму. Этот же Даниил в поствизант. муз. источниках называется «древним» (παλαις). Во 2-й пол. XVII в. (исключительно в афинских певч. рукописях) упоминается Даниил Дусикиот (ουσικιτης, т. е. насельник мон-ря Дусику в Фессалии; о нем см.: Καραϒκονης. 2003. Σ. 392). На период 3-й четв. XVII в.- 1-й четв. XVIII в. приходится творчество мелурга Даниила, к-рого источники называют «архиерей Митилинский» или «бывший (πρην) Митилинский» (см.: Ibid. Σ. 408). Создатель Анфологии Lesb. Mitilyn. Gymn. Arren. 39 (XVIII в.) подписался как «Даниил, иеромонах из Мандамадоса [на о-ве Лесбос.- К. К.]». Тождество его с вышеупомянутым архиереем является весьма вероятным, но произвольным предположением (см.: Παπαδπουλος-Κεραμες. 1884-1888. Τ. 1. Σ. 157-158). В 1718 г. некий ватопедский иером. Даниил завершил написание Стихираря Doch. 330 (см.: Χατζηϒιακουμς. 1980. Σ. 221). Др. информация об этом писце, в т. ч. о его деятельности в качестве мелурга, отсутствует. Известен также протопсалт Великой ц. Даниил из Тирнавоса (Фессалия; сер. 1-й четв. XVIII в.- 1789), к-рый в источниках именуется также «Новым (νος) Даниилом» (см. собрание «экзегесисов» в ркп. антиохийского архидиак. Никифора Кандуниариса Хиосского (Ath. Xeropot. 318. Fol. 140, нач. XIX в.), где содержится «Каталог тех, кто в разное время работал на ниве церковной музыки, и некоторые сведения об их творениях»).

http://pravenc.ru/text/171278.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [греч. Ικωβος] (прибл. 1740-1745, п-ов Пелопоннес - 23.04.1800, К-поль), протопсалт Великой ц., мелург. Жил и работал в К-поле. Образование получил у протопсалтов Иоанна Трапезундского († 1769) и Даниила († 1789). И. нес церковное служение весьма долго. Известно, что он был доместиком уже в 1764 г., но лампадарием стал не после смерти протопсалта Иоанна (1770), а только в 1778 г., когда умер Петр Пелопоннесский . Последний, нарушая установленный порядок, продолжал занимать место лампадария вместо И. После смерти Даниила (1789) И. стал протопсалтом Великой ц. и служил в этой должности до кончины. В 1776 г., когда в К-поле была организована вторая патриаршая школа, И. стал преподавать в ней пение по Стихирарю. Наиболее значительное сочинение И.- Доксастарий (Αρϒν οξαστριον, 1794-1795) медленного стихирарического стиля (см. подробное описание: Χρσανθος κ Μαδτων. 1832. Σ. LI-LIII). Доксастарий был записан под диктовку учеником И. Георгием Критским ; в подзаголовке содержится перечень песнопений и изложены особенности характера сочинителя, благочестивого и трудолюбивого христианина. Добрый и простой нрав И. нередко был причиной несправедливых суждений о нем. Митр. Хрисанф из Мадита в печатном издании «Теоретикона» писал о проблеме размера и ритма в сочинениях И., к-рый «не зная правил стихосложения (τος καννας τς ρυθμικς κα ποιητικς), сохранял, возможно, основную мысль тропаря, но не соблюдал размера подобнов, поэтому Петр Византийский, бывший лампадарием, весьма негодовал» (Ibid. Σ. XXVI). Однако в рукописи он изложил свое мнение (Dimits. 18, 1816 г.) в более резкой форме: «Превосходный в грамматике, он мог бы быть и совершенным певчим, если бы не три недостатка. Не сохранял размер, не упражнялся в писании, был зависим от пьянства...» (см.: Κωνσταντνου. 2007. Σ. 119. Σημ. 1). Наиболее значительным для последующего развития певч. культуры (и симиографии в частности) является протест И. против новой и чужеродной традиц. церковному пению системы Агапия Палиерма . Агапий получил европ. муз. образование и в 1797 г. добился разрешения патриарха и Синода провести реформы в церковном пении и преподавать новую муз. грамоту (см.: Χρσανθος κ Μαδτων. 1832. Σ. LI-LIII). Твердая позиция И. в возникшем конфликте свидетельствует не только о его сильном характере и широких познаниях в музыке, но и о почтении и доверии, которыми он пользовался не только в муз. кругах К-поля.

http://pravenc.ru/text/200267.html

Румынская Церковь канонизировала «отца румынского церковного пения» и рассматривает возможность прославления подвижника XX века Бухарест, 8 ноября 2023 г. Святой протопсалт Макарий. Фото: Ziarullumina.ro      Под председательством Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила Священный Синод Румынской православной церкви на заседании 25-26 октября в Бухаресте причислил к лику святых преподобного протопсалта Макария (ок. 1770-1836) с установлением дня его памяти 31 августа, сообщает информационное агентство Basilica. Синодом были утверждены написанные тексты его жития, службы и акафиста, а также его икона. Святой Макарий особенно знаменит как «отец румынской церковной музыки». Синод также одобрил предложение Бессарабской митрополии начать процесс канонизации архимандрита, старца и исповедника веры Ираклия (Флоча; 1893-1964), служение которого проходило на территории Молдавии, прошедшего через ГУЛАГ. Биографические справки Святой Макарий, протопсалт Бухарестской митрополии, был самым известным учителем музыки своего времени и великим композитором церковной музыки. Он родился в селе Периеци (жудец Яломица) около 1770 года. С детства отличался любовью к Церкви и научился петь с раннего возраста. Со временем Макарий и его сестра Иустина решили принять монашество, и святой Макарий поступил в монастырь Кэлдэрушани. Услышав о его певческом таланте, митрополит Досифей привез его в Бухарест и отправил в колледж святого Саввы. Затем он рукоположил его во иеромонаха. В 1820 году, видя мастерство святого Макария как в «старой, так и в «новой» системе пения византийской традиции, его назначили директором церковной певческой школы, где он помогал готовить кандидатов в священный сан. Преподобный Макарий был смиренным и высокодуховным монахом, добрым служителем Церкви Христовой и выдающимся оратором. И пение, и проповеди иеромонаха Макария были вдохновлены Святым Духом, исполнялись и произносились со всем благочестием и праведностью. Позже преподобный Макарий начал переводить греческие песнопения на румынский язык, приспосабливая их к духу и стилю румынского народа. Он выпустил несколько книг, которые были напечатаны в Вене, а по возвращении оттуда в Румынию трудился над распространением практики новых песнопений повсюду, посещая города и деревни, храмы и монастыри. К 1829 году во всех городах Валахии уже были музыкальные школы, где пение было на языке народа и преподавание велось по методу святого Макария. Его книги также появились во всех семинариях и монастырях.

http://pravoslavie.ru/157211.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР ВИЗАНТИЙСКИЙ Петр Византийский, греч. мелург. Миниатюра из рукописи. 1815 г. (Ath. Laur. Q. 178) Петр Византийский, греч. мелург. Миниатюра из рукописи. 1815 г. (Ath. Laur. Q. 178) [Греч. Πτρος Βυζντιος] (ок. 1740-1745, Неохорий (ныне Еникёй) на Босфоре - 1808, Яссы), протопсалт Великой ц. К-поля, греч. мелург. По сообщению Георгия Хурмузия , П. В. «был из Катастена (κ το Καταστνου) Константинополя, Неохорит». Обучался у протопсалта Иоанна Трапезундского , лампадария (впосл. протопсалта) Даниила из Тирнавоса и гл. обр.- у лампадария Петра Пелопоннесского , с к-рым еще до 1770 г. установил особо тесные отношения, поэтому П. В. называли «малый Петр», «ученик и слуга» Петра Пелопоннесского. П. В. служил в Великой ц. в качестве доместика (ок. 1771-1789), лампадария (1789-1800) и протопсалта (с 23 апр. 1800 до 1805). В 1805 г. он был отстранен от служения «за ошибки» (возможно, по причине второбрачия) патриархом К-польским Каллиником V . В поисках средств к существованию он переехал сначала в Херсон, а затем в Яссы, где у него были ученики, за что получил прозвище Беглец (Θυγς). П. В. занимался кодификацией и распространением творчества своих учителей, особенно Петра Пелопоннесского, из произведений к-рого он составил краткие сборники: Анастасиматарий, Ирмологий, Стихирарь (изв. как Доксастарий), а также многочисленные песнопения Пападики. До 45 рукописей П. В. хранится в собраниях Афин, Фессалоники, Афона, Закинфа, Андроса, Иерусалима, Хиоса, Франции, Турции, Румынии и США. Самая ранняя датированная рукопись П. В.- 1773 г., самая поздняя - авг. 1806 г. (см. список в конце статьи). Его рукописи являются образцовыми по точности изложения, изяществу и мастерству. Атрибуция П. В. нек-рых рукописей подвергается сомнению. Среди многих, кому П. В. преподавал певч. искусство, были двое из т. н. Трех учителей - лампадарий и протопсалт Григорий и Хрисанф из Мадита (впосл. митрополит Диррахия, Смирны и Прусы), к-рые на основе полученных знаний окончательно сформулировали Новый метод . Третий, Хурмузий, был знаком с П. В. в течение мн. лет и испытал его влияние, хотя и не был его непосредственным учеником. У П. В. также учились Апостол Констас Хиосский, благодаря к-рому сохранилось много информации о произведениях его наставника, Георгий Критский (П. В. называет его учеником - Athen. K. Psachou. Fakelos 4. Tetr. 114. Fol. 144, 1794 г.), иером. Иоанникий (впосл. учитель иером. Матфея Ватопедского ), Акакий Мегаспилеот, афонский иером. Хрисанф из мон-ря прп. Дионисия (см.: Athen. S. Karas. 93; Chios. A. Korais. 38(181)), Кирилл, митр. Ганоса и Хоры (впосл. Дристры), и др. В 1805-1807 гг. в Яссах у П. В. учился румын. иером. (впосл. протопсалт) Макарий , к-рый позднее обучался Новому методу под рук. Петра Эфесского и издавал певческие книги в Вене в 1822-1823 гг.

http://pravenc.ru/text/2580376.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ ХАНЕНДЕС [греч. Ζαχαρας Χανεντς] (нач. XVIII в., К-поль - кон. XVIII в. (?)), певец, мелург (ханендес в переводе с турецкого означает «мелод»). По сведениям Хрисанфа из Мадита , З. Х., современник и ученик Даниила, протопсалта , занимался церковной и народной музыкой ( Χρσανθος κ Μαδτων. Σ. XXXV). Архидиак. Никифор Кандуниарис Хиосский в «каталоге всех тех, которые процвели в музыке церковной, различных эпох» (Ath. Xeropot. 318, нач. XIX в., автограф) пишет: «Захария Ханендес в начале [XVIII] века, ученик многих, не достигший успеха в церковной музыке, чрезмерно преуспел в светской» (Fol. 140). Он - автор более 100 сочинений, написанных в жанрах тур. музыки, из которых сохранилось (как опубликованных, так и бытующих в устной традиции) только 21 (13 бесте, 3 аыр семаи, 1 аксак семаи, 2 йюрюкь семаи, 1 сяз семаи, 1 пешрев). З. Х. был редактором сборника светских песен, который был опубликован в 1830 г. в К-поле под названием «Евтерпа». З. Х. был и остается одним из популярных авторов среди тур. музыкантов и теоретиков музыки. Кириакос Филоксенис первым отметил З. Х. как автора церковных сочинений ( Θιλοξνης . 1868. Σ. 97-98). Хотя их у З. Х. меньше, чем светских произведений, они совершенны по мастерству композиции. Это цикл гласовых богородичных догматиков, пространное (ργ) великое славословие на глас βαρς τετρφωνος и 3 калофонических ирмоса: «Страшно судище Твое» (Θρικτν τ βμα σου) на 2-й плагальный глас, «Небо многосветлое» (Ορανς πολφωτος) на глас βαρς и «Халдейския пещи» (Ο τς Χαλδαας καμνου) на 1-й глас. Как отмечает Хрисанф, З. Х. в свою очередь был одним из лучших учеников протопсалта Даниила. Их связывала не только дружба, но и творческое взаимообогащение ( Χρσανθος κ Μαδτων. Σ. XLIX-L). Т. о., Даниил, обладавший смиренным характером и побуждаемый жаждой постоянного совершенствования, не стыдился учиться у собственного ученика. Созданные ими произведения дают материал для исследования влияния церковной музыки на светскую и для «светского измерения» церковнопевч. искусства протопсалта Даниила. Лит.: Χρσανθος κ Μαδτων. Θεωρητικν Μγα τς Μουσικς. Τερϒστη, 1832; Θιλοξνης Κ. Λεξικν τς Ελληνικς Εκκλησιαστικς Μουσικς. Κωνσταντινοπολις, 1868; Παπαδπουλος Γ. Συμβολα ες τν στοραν τς παρ μν κκλησιαστικς μουσικς. Αθναι, 1977r. Σ. 314-315; Καλατζδης Κ. Ζαχαρας Χανεντς// I dem. Εν χορδας (Μουσικ σχμα) Ψηφιακς δσκος. Θεσσαλονκη, 2001 (аннотация к компакт-диску). А. Халдеакис Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/182713.html

Как указано в рукописи «Большого теоретикона» Хрисанфа из Мадита, каталог был составлен «при Иоанне протопсалте» (Dimits. 18. P. XXIX). Во мн. пунктах каталога Иоанн представлен как «нынешний протопсалт», а перечисленные мелурги - Захария, протопсалт Кизика, Иоанн, протопсалт Редестский, Николай Андрианопольский, Хрисанф, иером. Кипрский, и др.- названы его учениками (Athen. Soc. Hist. Ethn. 350. Fol. 86-87v). Учителями К. М. названы тот же Иоанн и Панайотис Халацоглу (учеником которого в свою очередь назван Иоанн); Даниил упоминается в каталоге как «нынешний лампадарий и ученик Панайотиса Халацоглу» (о периоде служения Даниила в чине лампадария см.: Πατρινλης. 1969. Σ. 84-85 (англ. пер.: P. 161-162)). Поскольку наиболее раннее известное упоминание Иоанна в качестве протопсалта содержится в его автографе Пападики, датированном мартом 1743 г. (Meteor. S. Stephan. 5. Fol. 486; описание рукописи см.: Σοφιανς. 1986. Σ. 134-141; см. также: Πατρινλης. 1969. Σ. 76-78 (англ. пер.: P. 153-154)), а самый ранний датированный список его каталога восходит к 1749 г., К. М. составил каталог между 1743 и 1749 гг. Особую ценность имеют содержащиеся в каталоге К. М. дополнительные сведения об упоминаемых в нем лицах: родственные связи (напр., «Агафон, брат Ксена Корониса»), отношения «учитель - ученик», места рождений, жизни и творчества перечисленных музыкантов. Изд.: Ψχος Κ. Α. Δημοσευσις ρχαων νεκδτων χειρογρφων περ τς κκλησιαστικς μν μουσικς//Θρμιγξ. Αθναι, 1905. Ν 1. Σ. 4; Ν 3/4. Σ. 6-7; Ν 6. Σ. 3; Δυοβουνιτης Κ. Ι. Κατλογος τν κωδκων τς ν Αθναις Ιστορικς κα Εθνολογικς Εταιρεας//Νος Ελληνομνμων. Αθναι, 1926. Τ. 20. Σ. 276-281; Moisescu T. A Catalog of those Engaged in the Art of Byzantine Music along Time (Ms. 923 BAR)//Revue Roumaine d " Histoire de l " Art. Ser.: Théâtre, musique, cinéma. Bucur., 1985. T. 22. P. 67-75; Герцман Е. В. Петербургский Теоретикон. Од., 1994. С. 697-779. Табл. XCV-XCVIII; Popescu-Judetz E., Ababi-Sirli A. Sources of 18th Cent. Music: Panayiotes Chalathzoglou and Kyrillos Marmarinos " Comparative Treatises on Secular Music. Istanbul, 2000; Καρακατσνης Χ. Βυζαντιν Ποταμης. Αθναι, Τ. 11: Θεωρητικν Κυρλλου το Μαρμαρινο το Τηνου, χειργραφον 305 Ι. Ε. Ε. Α. 1749.

http://pravenc.ru/text/1840441.html

В греч. певч. рукописях Д. встречаются по крайней мере с XIII в. (Ath. Pantel. 49. Fol. 187-213, XIII в.; Lesb. Leim. 289. Fol. 11-23, 1500-1550 гг., и др.). В серии MMB опубликованы нотолинейные расшифровки Д., записанных в средневизант. нотации, представляющие напевы в невматическом стиле (ркп.: Cardiff. Tillyard. Cod. Peribleptos, 1280 г., Athen. Bibl. Nat. 974, 1300 г., и 884, 1341 г.; см.: The Hymns of the Oktoechus/Transl. H. J. W. Tillyard. Copenhague, 1949. Pt. 2. (MMB. Transcr.; 5)). Среди Д. присутствуют как известные по ныне принятому уставу тексты Д., так и не вошедшие в совр. Октоих. Существуют «авторские» редакции распевов Д.: Мануила Хрисафа (Ath. Pantel. 919. Fol. 1-32r, 1687 г.), Германа , митр. Нов. Патр (Ath. Xeropot. 360, 2-я пол. XVIII в.), Кириакоса Кулидаса Нафплиотиса (Ath. Pantel. 942, нач. XVIII в.), протопсалта Даниила (Ath. Xeropot. 374, 2-я пол. XVIII в.), Кирилла Ивирита (Lesb. Leim. 351. Fol. 345v - 351v, 1700-1750 гг.), Петра Пелопоннесского (Lesb. Leim. 255, 1790-1800 гг.), протопсалта Иакова (Lesb. Leim. 234. Fol. 121-131, 1803 г.) (см. также: Χατζηγιακουμς. Μουσικ χειργραφα Τουρκοκρατας. Σ. 425). В современной греч. традиции обычно поется кратким стихирарическим распевом, хотя в Анастасиматарии зафиксирован и краткий ирмологический распев (в нотации нового метода см.: Αναστασιματριον το Ιωννου Προτοψλτου. Αθναι, 2002). Лит.: Στθης. Χειργραφα; Χατζηγιακουμς. Μουσικ χειργραφα Τουρκοκρατας; Захарьина Н. Б. Рус. богослужебные певч. книги XVIII-XIX вв.: Синод. традиция. СПб., 2003. И. В. Старикова Рубрики: Ключевые слова: ВОСКРЕСЕН 1) любое песнопение, посвященное событию Воскресения Господа Иисуса Христа; 2) обозначение неск. стихир воскресных последований Октоиха ВХОД в правосл. богослужении торжественная процессия священнослужителей, центральным моментом к-рой является вход через св. врата в алтарь АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии

http://pravenc.ru/text/178709.html

Согласно новейшим исследованиям, самым ранним списком (но не автографом, как считалось ранее; см.: Χατξηγιακουμς. 1980. Σ. 94; Герцман. 1994. С. 704) каталога К. М. является кодекс Athen. Soc. Hist. Ethn. 305 (Fol. 86-87v); текст руководства найден и в др., более поздних муз. рукописях, в к-рых нет существенных отличий в содержании каталога: Bucur. Acad. Romana. 923. Fol. 21v - 23, ок. 1780 г. (изд.: Moisescu. 1985; см. также: Georghi. 2010. P. 144-149), Athen. Univ. K. Psachou. 270. Fol. 16-18v, кон. XVIII в. (см.: Ψχος. 1978. Σ. 113-114. Υποσημ. 60; см. также электр. ресурс: pergamos.lib.uoa.gr/dl/read?pid=uoadl:126538); БАН. РАИК 63. Fol. 19-20v, кон. XVIII - нач. XIX в. (см. описание: Герцман. 1999; изд.: Он же. 1994, в т. ч. факсимиле каталога: С. XCV-XCVII). Каталог представляет собой перечисление в алфавитном порядке (к-рый, однако, не всегда соблюдается) имен учителей муз. искусства кон. XIII - сер. XVIII в. В рукописи Athen. Soc. Hist. Ethn. 305 указано 118 имен (Fol. 86-87v), на последнем листе более поздней рукой добавлено еще 4 имени: «Петр Пелопоннесский, лампадарий Великой церкви, ученик Иоанна протопсалта, Петр Византийский, ныне лампадарий и ученик Петра Пелопоннесского, Иаков, ныне протопсалт и ученик Даниила протопсалта, Лазарь, наш учитель, протопсалт Мега-Ревмы» ( Δυοβουνιτης. 1926. Σ. 280-281; Герцман. 1994. С. 717-718; Καρακατσνης. 2004. Σ. 9-10). Имя Петра Пелопоннесского вписано, а затем зачеркнуто той же рукой в 2 строках после имен Панарета Патзады Прасина и Петра Берекета , откуда с помощью особого знака отсылки «перенесено» после имени Панайотиса Халацоглу (последнего, указанного на букву Π). Очевидно, личность последующего владельца и пользователя этого кодекса, дополнившего его, может быть определена по указанию его учителя - Лазаря, протопсалта Мега-Ревмы (ныне Арнавуткёй в черте Стамбула). Певчий (ψλτης) по имени Лазарь засвидетельствован в ц. Архангелов с. Мега-Ревма в 1792 г. Так, митр. Илиупольский Геннадий (Арамбацоглу) называет его то певцом левого клироса ( Γεννδιος (Αραμπαζγλου). 1949. Σ. 52), то протопсалтом (Ibid. Σ. 57); с 1806 г. в той же церкви служил Никифор Кантуниарис (см.: Πλεμμνου. 2003. Σ. 215-225), очевидно в качестве протопсалта (см.: Γεννδιος (Αραμπαζγλου). 1949. Σ. 51-52).

http://pravenc.ru/text/1840441.html

Им также созданы песнопения для литургии Преждеосвященных Даров: «Да исправится» на 2-й плагальный глас (Ath. Xeropot. 330. Fol. 327v - «краткое» и еще одно «кратчайшее» (συνοπτικτερον); Ath. Xeropot. 305. Fol. 270; Ath. Paul. 132. Fol. 765), цикл «кратких» «Ныне силы небесныя» по гласам и отдельно на гласы 1-й τετρφωνος, 4-й и 4-й плагальный (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 283v - 285; Ath. Xeropot. 330. Fol. 328v, 329; 305. Fol. 272; Ath. Doch. 341. Fol. 347, 1822 г.), «Вкусите и видите» на 4-й и 4-й плагальный гласы (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 286v - 287v; Ath. Xeropot. 330. Fol. 331, 381-381v; 305. Fol. 273v, 275; Ath. Doch. 341. Fol. 348). Д. Л. Х. также делал обработки распевов др. мелургов: причастна преподобным женам «Терпя потерпех» на 4-й глас Петра Пелопоннесского (Ath. Xeropot. 330. Fol. 326v), калофонического ирмоса вмч. Георгию «Звезда воссияла» (Αστρον νατταλκε) на 4-й глас протопсалтов Иоанна и Даниила (Ath. Xeropot. Fol. 376v; 305. Fol. 309v - 310), перевел в аналитическую нотацию аллилуиарий Великого понедельника на 4-й плагальный глас Петра Пелопоннесского (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 35v - 36). Сохранилась обширная переписка Д. Л. Х. с ученым А. Кораисом. Лит.: Στθης Π. Γ. Ο φλος το Κορα . Λτος κα τ μουσικ χειρϒραφα το//Ερανιστς. Αθναι, 1973. Ετος 3. Τεχος 59. Σ. 157-190; idem. Η δεκαπεντασλλαβος μνοϒραφα ν τ βυζαντιν μελοποι. Αθναι, 1977. Σ. 121-122. (Ιδρυμα Βυζαντινς Μουσικολοϒας - Μελται; 1); idem. Χειρϒραφα; Χατζηϒιακουμς. Χειρϒραφα Τουρκοκρατας. Σ. 202-206, 334-335; idem. Χειρϒραφα κκλησιαστικς μουσικς, 1453-1820: Συμβολ στν ρευνα το νου Ελληνισμο. Αθναι, 1980. Σ. 50, 97, 279-280; Καραϒκονης Κ. Χ. Η παρδοση κα ξϒηση το μλους τν χερουβικν τς βυζαντινς κα μεταβυζαντινς μελοποιας. Αθναι, 2003. Σ. 535-544; Χαλδαικης Α. Ο πολυελος στν βυζαντιν κα μεταβυζαντιν μελοποια. Αθναι, 2003. Σ. 456-457; Κρητικο Θ. Ο Ακθιστος Υμνος στν βυζαντιν κα μεταβυζαντιν μελοποια. Αθναι, 2004. Σ. 206-208; Αναστασου Γ. Α. Τ Κρατματα στν Ψαλτικ Τχνη. Αθναι, 2005. Σ. 378-379.

http://pravenc.ru/text/178215.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010