Взгляд Аввакума на учение и обряды православной церкви «Лутче, говорит он, прияти чувственнаго змия и василиска в дом, нежели никониянская вера и учение: зело бо суть пагубно и вечной муце [муке] предательно. Никонианской дух самого антихриста дух.» (Материалы для истории русского раскола VIII, 86. 85). Протопоп Юрьевца Повольского, Аввакум был выразителем самых крайних раскольнических воззрений на православную церковь , её учение и обряды. Его отзывы о православной церкви, разбросанные в его разнообразных сочинениях, доведены до абсурда и поражают своей дикой чудовищностью. Аввакум совершенно не узнал православной церкви после того, как в обряды и богослужение её были внесены некоторые исправления при патриархе Никоне . Церковь оставалась той же, с теми же догматами веры, с тем же кодексом законов и правил, какие имела она ранее, но Аввакум вообразил в ней всякое «догматное пременение» и «законом церковным разрушение». Мало того, Аввакум вообразил, что в православной церкви воцарился сам антихрист и невидимо обладает ею, действуя в её учении и таинствах. Такой взгляд на православную церковь Аввакум, по свойственной ему необузданности и крайней запальчивости, беззастенчиво развивал в самой нелепой форме, осыпая православную церковь клеветами, глумясь и кощунственно издеваясь над её установлениями. Аввакум, хотя, по своему времени, был довольно начитан, и как сам говорит о себе, прошёл, «вся священная и божественная писания», но в существе дела совершенно не понимал духа возвышенного христианского вероучения. Верная мысль о непогрешимости священного предания церкви в духе церковного учения в сознании Аввакума получила совершенно превратный смысл и значение. Аввакум думал, что «вся, яже от отец прияша, свята и непорочна суть», и что в церковных книгах, как бы они ни писались и ни переписывались, каждая буква, каждая черта священны; здесь не может быть никаких погрешностей, и, следовательно, не должно быть никаких поправок. «В церкви, – говорил он, – Христос царствует и не дает ей погрешить ей в малейшей чертице канонов и песней». Поэтому каждое отступление от буквы принятого обычая казалось Аввакуму уже отступлением от целого православия, и малейшее изменение в церковно – богослужебных книгах, вроде того, как замена слова веком на веков, заключало в себе, по его мнению, великую ересь. Аввакум разил все Никоновы исправления без разбора, называя их то «Никонианскими затейками», то «еретическими кобями», а новопечатные книги считал сводом ересей всех еретиков, от века бывших. «До насе положено: лежи оно так во веки веком»! твердил он повсюду в своё оправдание и, ничтоже сумняшись, продолжал проклинать православную церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vzgljad-...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава VIII. Протопоп Аввакум как противник церковной реформы патриарха Никона Н. Ф. Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Первоначальная деятельность Аввакума как священника в Лопатицах и протопопа в Юрьевце Повольском. Положение Аввакума в Москве после бегства из Юрьевца. Ссылка его в Сибирь, его сибирская жизнь и возвращение в Москву. Протопоп Аввакум как великий угодник Божий, как прославленный святой и чудотворец. Попытка государя, вызвавшего Аввакума из Сибири в Москву, примирить его с новым порядком церковных дел. Неуспех этих попыток. Окончательный отказ государя, ввиду упрямства Аввакума, от всяких дальнейших сношений с ним. Встречное стремление со стороны Аввакума отвлечь царя от церковной реформы Никона и его старание возвратить государя к старым до никоновским церковным порядкам. Неуспех этих стараний Аввакума и перемена в характере его отношений к царю. Отношение Аввакума к тогдашней русской церкви, к Никону, к русским иерархам и к никонианам вообще, как выражение его крайней ненависти к своим церковным противникам. Религиозная нетерпимость Аввакума. Его отрицательное отношение к науке и образованию. Несоответствие у Аввакума между его внешним подвигом и внутренним содержанием этого подвига. Аввакум принадлежал к кружку ревнителей благочестие и сначала ее был особенно видным и заметным его членом. Он находился под водительством и руководством главных вождей кружка — Стефана Вонифатьевича и Иоанна Неронова, к которым, не смотря на изменившиеся потом обстоятельства, до самой своей смерти, сохранил самую искреннюю любовь и уважение. Сделавшись священником села Лопатицы (макарьевского уезда, Нижегородской губернии) еще очень молодым человеком — всего двадцати одного года, Аввакум сразу заявил себя ревнителем благочестие: строго-истово, с соблюдением всех требований устава, совершал церковные службы, читал народу положенные поучение, восставал против безнравственности, пороков, непристойных развлечений своих пасомых, обличал неправды и злоупотребление начальствующих лиц, и в то же время, в своей частной личной жизни, проявлял строгость и суровость к самому себе, свойственную аскету.

http://sedmitza.ru/lib/text/439654/

Глава 8. Протопоп Аввакум как противник церковной реформы патриарха Никона Первоначальная деятельность Аввакума как священника в Лопатицах и протопопа в Юрьевце Повольском. Положение Аввакума в Москве после бегства из Юрьевца. Ссылка его в Сибирь, его сибирская жизнь и возвращение в Москву. Протопоп Аввакум как великий угодник Божий, как прославленный святой и чудотворец. Попытка государя, вызвавшего Аввакума из Сибири в Москву, примирить его с новым порядком церковных дел. Неуспех этих попыток. Окончательный отказ государя, ввиду упрямства Аввакума, от всяких дальнейших сношений с ним. Встречное стремление со стороны Аввакума отвлечь царя от церковной реформы Никона и его старание возвратить государя к старым дониконовским церковным порядкам. Неуспех этих стараний Аввакума и перемена в характере его отношений к царю. Отношение Аввакума к тогдашней русской церкви, к Никону, к русским иерархам и к никонианам вообще, как выражение его крайней ненависти к своим церковным противникам. Религиозная нетерпимость Аввакума. Его отрицательное отношение к науке и образованию. Несоответствие у Аввакума между его внешним подвигом и внутренним содержанием этого подвига. Аввакум принадлежал к кружку ревнителей благочестия и сначала не был особенно видным и заметным его членом. Он находился под водительством и руководством главных вождей кружка – Стефана Вонифатьевича и Иоанна Неронова, к которым, несмотря на изменившиеся потом обстоятельства, до самой своей смерти, сохранил самую искреннюю любовь и уважение. Сделавшись священником села Лопатищи (Макарьевского уезда, Нижегородской губернии) еще очень молодым человеком – всего двадцати одного года, Аввакум сразу заявил себя ревнителем благочестия: строго – истово, с соблюдением всех требований устава, совершал церковные службы, читал народу положенные поучения, восставал против безнравственности, пороков, непристойных развлечений своих пасомых, обличал неправды и злоупотребления начальствующих лиц, и в то же время, в своей частной личной жизни, проявлял строгость и суровость к самому себе, свойственную аскету.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Тихон Попов Читая сочинения протопопа Аввакума, с трудом веришь, что все это писал человек, долгое время бывший священником православной русской церкви и тогда глубоко уважавший ее догматы и постановления, убежденный в ее святости, величии и превосходстве перед всеми другими христианскими церквями: такою адскою ненавистью к ней дышат эти сочинения, столько в них бесстыднейшей циничной брани, самого дерзкого богохульства! При всяком удобном и неудобном случае Аввакум изливает на представителей нашей церкви, и ее учение и обряды целые потоки брани, истощает весь свой обширный запас площадных слов. Чем же объяснить эту резкую перемену в отношении Аввакума к православной церкви, замену благоговейного уважения к ней безграничной ненавистью и отвращением? Изменением взгляда его на учение и обряды ее. Если Аввакуму, – православному протопопу, – Русская церковь представлялась сияющею чистотою своего учения и правильностью обряда, то Аввакум-раскольник видит ее зараженную множеством страшных ересей, водимою духом антихриста. Мысль об еретичестве Русской церкви, о господстве в ней антихриста проникает все воззрения Аввакума, лежит в основе его взгляда на учение и обряды этой церкви и придает ему фанатически-мрачный характер. Чтобы представить этот взгляд Аввакума законченным и цельным нужно выяснить под какими влияниями сложилась помянутая мысль. Это тем более необходимо, что без того некоторые суждения Аввакума об учении и обрядах православной церкви останутся непонятными. До «новшеств» патриарха Никона Аввакум был проникнут глубоким уважением к чистоте учения Русской церкви и правильности ее обрядов. В этом отношении Русская церковь , по его мнению, была единственною в мире. В «послании к некоему Иоанну» Аввакум пишет: «един бысть на земли православный царь остался, да и того, невнимающаго себе, западнии еретицы, яко облаци темнии, угасили христианское солнце, и свели в тьму многия прелести и погрузили, да не возникнет на первый свой истинный свет правды» 1 . Вместе с тем Аввакум был убежден, что учение нашей церкви было выражено в старопечатных книгах точно и верно, что чин совершения таинств и обрядов изложен вполне правильно, без малейшей погрешности.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vzgljad-...

32. Учение отцов Пустозерских: протопоп Аввакум Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество Твердое стояние протопопа Аввакума за старую веру на соборах 1666—1667 годов создало ему славу наиболее верного и видного вождя среди противников никоновских новшеств. На соборе 1666 года он остался единственным не поддавшимся увещеваниям и угрозам сторонником старого обряда, а на соборе патриархов 1667 года, хотя, помимо его, также Лазарь, Епифаний и Никифор, а позже дьякон Феодор отказались принять правку книг и новые постановления русских и греческих иерархов, все же именно Аввакум подвергся наиболее продолжительным и настойчивым уговорам признать новые книги и показал себя самым резким и непреклонным спорщиком с руководителями собора. До этого роль протопопа в борьбе с обрядовыми новшествами была скорее второстепенной, так как в начале 1650-х годов он был еще молод и мало известен, а затем, во время своей сибирской ссылки, он был слишком далеко от событий в столице и центре страны, где общепризнанным вождем традиционалистов тогда был сам основатель боголюбческого движения протопоп Неронов. Возвращение Аввакума из ссылки в Москву совпало с отходом от активной борьбы Неронова, который все больше и больше сомневался в правильности своего сопротивления церкви, которое вело к открытому расколу, а на соборе 1666 года старик окончательно отказался от оппозиции и примирился с книжной правкой и церковным руководством. Поэтому ввиду отхода Неронова от борьбы против никоновских правок книг Аввакум во время своего полугодового пребывания в Москве весной и летом 1664 года смог благодаря своей бескомпромиссной позиции в церковном вопросе выдвинуться на самое видное место среди сторонников древнего благочестия. Несмотря на литературный талант и значительную недостаток богословского образования и отсутствие методологических навыков и привычки к систематической литературно-теоретической работе помешали Аввакуму занять в истории русского православия место, которое на Западе занимали Лютер или Кальвин.

http://sedmitza.ru/lib/text/439556/

Патриарх Никон ранее собора 1654 года, на котором определено исправить книги, именно – в 1653 году, распорядился о том, чтобы для крестного знамения употребляли троеперстие, а не двуперстие, и чтобы при чтении в великом посту молитвы: «Господи и Владыко живота моего», полагать только четыре великие поклона, а прочие в пояс. По поводу сего распоряжения патриарха Никона , Павел, епископ Коломенский, и протопоп Аввакум, и попы: Даниил, Логин и Иоанн Неронов, по сказанию Денисова, «в лето 7162 (1654 г.) собрашеся написаша общее прошение на многомятежного Никона и самому всежалостно Царю подаша». Мало этого. В том же году Аввакум, протопоп, не стал и в церковь ходить, стал народ уже от церкви отделять и в сушиле у Неронова открыл свое богослужение, как сам о том к Неронову пишет: «я, грешник, помянул изгнание великого светила Златоустого и собрался с братиею о Господе в дому твоем в сушиле после тебя в первое воскресение побдети». О том же и к тому же писал еще священник казанского собора Иоанн Данилов: «Мы к Аввакуму Елеазара послали, чтобы в церковь шел, и он, Аввакум, к церкви не начал ходить, а завел у тебя во дворе свое всенощное, а у нас от церкви детей твоих и иных прихожан отозвал, а иные от них приходили нарочно позывать от церкви в сушило, а иной и так говорил: в некоторое время и конюшня де иныя церкви лучше; да и Лазарь поп уже тогда не стал в церковь ходить» (Брат. Слово, 1885 г., стр. 209–210). Понятно после этого, что протопоп Аввакум, попы Лазарь, Даниил, Логин и другие обнаружили неповиновение церковной власти, подав жалобу царю на патриарха Никона за распоряжение его о крестном знамении и о поклонах в великом посту, произвели раскол в церкви, отделились с некоторыми из своих пасомых от церкви не только до большого Московского собора 1667 года, не только во время или даже до исправления книг при патриархе Никоне, но годом раньше собора 1654 года, на котором собственно определено приступить к исправлению богослужебных книг. Знаменитое стояние за веру Соловецкого монастыря началось тоже ранее собора 1667, именно в 1657 году.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sostojan...

Вступление К числу весьма многих заблуждений, которые отделяют раскольников от Церкви православной, относится учение их об антихристе. Оно состоит в том, будто сын погибели уже явился в мир и царствует везде, преимущественно же в нашей православной Церкви. По началу это ложное мнение раскольническое современно появлению самого раскола. Еще протопоп Аввакум, первый и главный расколоучитель, говорил в свое время, что «теперь настало и идет время антихриста: нынешняя Церковь несть церковь, Тайны божественные не Тайны, крещение не крещение, Архиереи не Архиереи, писания лестна, учение неправедно, и вся скверна и неблагочестива» 1 . Правда, Аввакум долго не решался прямо и открыто сказать, что уже наступило в Русской Церкви царство «человека беззакония». В первых своих сочинениях он только указывал на близость явления в мир сына погибели, говорил только, что «антихрист прииде ко вратом двора» 2 , что «антихрист не пришел еще: но скоро уже будет: все уготовали предотечи его, и печатью людей бедных, слепых перепечатали, тремя персты» 3 . Но потом, более и более негодуя на православную Церковь за ее мнимые отступления от древней, правой веры, и особенно – на Патриарха Никона , виновника этих мнимых отступлений, Аввакум, в пылу ревности за «древнее содержание», позволил себе к разным нареканиям на Русскую Церковь и Патриарха Никона присоединить новую, но самую ужасную и гибельную по своим последствиям, хулу, прямо назвав Никона антихристом 4 , а Церковь православную – царством антихриста. Если бы Аввакум понимал, какое зло принесут в будущем эти немногие его слова!.. Но семя зла было брошено, нашло свойственную себе почву, пустило корень, дало отпрыск и мало по малу разрослось в зловредное дерево, которое и прежде приносило, и доселе приносит горькие плоды по роду своему. Мысль Аввакума об антихристе нашла себе сочувствие в слепых ревнителях мнимо древнего благочестия, ее приняли за истину ученики Аввакума 5 и, в свою очередь, передали своим ученикам, которые повсюду, и в отдаленной Сибири 6 , и на Белом море 7 , и в пустынных пределах Каргополя 8 , и в Новгороде 9 , и, наконец, в самом царствующем граде Москве 10 , стали проповедовать, что настало царство антихриста и «всяк входяй в нынешние церкви осквернится и антихристу будет раб» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Совершенно естественно, что первые расколоучители священники, возбуждая в народе противление реформам патр. Никона, действовали прежде всего на духовных детей своих, начинали именно с них и имели успех. Это можно заметить на деятельности первого врага Никона протопопа Казанского собора Ивана Неронова, при самом зарождении раскола старообрядства. Когда Неронов в 1658 году был сослан в Спасо-Каменский монастырь, при Казанском соборе остался в качестве временного священника его единомышленник протопоп Аввакум, кстати сказать, бывший в то время духовным сыном Неронова 2 . Аввакум провожал Неронова в ссылку 3 . Воротившись в Москву, он стал учить народ, „лишние слова говорил, что и не подобает говорить», т. е. высказывал недовольство современными распоряжениями церковной власти. Он сделал попытку стать заместителем сосланного настоятеля в Казанском соборе, но встретил отпор со стороны соборного духовенства. Тогда Аввакум перестал ходить в церковь и завел всенощные на дворе у Ивана Неронова. Несколько позднее Неронову в Спасо-Каменский монастырь другой казанский священник Иван Данилов доносил на Аввакума: „а у нас от церкви детей твоих и иных прихожан, отозвал, а иные от них приходили нарочно позывать от церкви в сушило, а иной и так говорит: в некоторое время и конюшни де иные церкви лучше“. Аввакум, духовный сын Ивана Неронова, продолжая его протест против распоряжений патр. Никона, привлекает на свою сторону духовных детей и прихожан сосланного протопопа. Говорили тогда, что самочинное сборище Аввакума доходило до ста человек. Вместе с Даниилом Костромским он подал челобитную государю за Ивана Неронова и под ней подписались сочувствовавшие последнему лица. Между тем Иван Данилов донес на Аввакума патриарху. Стрельцы окружили его молельню во время всенощной и арестовали 33 человека вместе с ним. Их всех отлучили временно от церкви, а вместе с ними и лиц, подписавшихся под челобитной, так что всего набралось более 40 человек 4 . Сослали и Аввакума в Сибирь. Но в приходе Казанского собора и среди детей духовных Неронова высказывалось открытое недовольство этими расправами. Какая-то Анна Михайловна прямо отказалась давать кормы казанским соборянам, упрекая их за содействие ссылке Неронова: „и впредь-де не будет вам ничего, молилися-де, да вымолили Ивана Неронова вон”. Другие перестали ходить в церковь . Тот же священник Иван Данилов писал Неронову: „а прихожане овыи ходят (к службам), иные не ходят, и дети твои духовные“ 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Размышления о протопопе Аввакуме, церковной смуте и любви к Родине 325 лет со дня казни виднейшего идеолога старообрядческого раскола - протопопа Аввакума - 14 апреля 1682 года 16.04.2007 898 Время на чтение 8 минут 14 апреля 1682 года в огне закончил своё земное странствование огненный проповедник антицерковного восстания, призывавший и других к массовым самоубийствам. Его имя до сих пор с благоговением повторяется не только апологетами бесчисленных староверческих сект (бывало, число их доходило до 800!), но и многими, искренно считающими себя православными христианами, патриотами России. Даже презрительное прозвище Аввакума " неистовый " ( " буйно-помешанный " - в переводе со славянского) многие считают чуть ли не похвальным титулом. Почему-то даже совершенно хамское поведение бывшего протопопа воспринимается с трогательным пиететом. Священник во время службы кидает в лицо законному Патриарху фелонь - и раздаётся восхищённый вздох: " какой подвиг! " Пастырь покрывает матерной бранью царя и епископов - " и какой он смелый! " . Заключённый Аввакум сдаёт на избиение своего же сотоварища, с которым не сошёлся в богословском споре - " ну устал человек, с кем не бывает! " . Удивительное у нас отношение к людям и к Заповедям Божиим! Ради " линии партии " мы готовы оправдать даже явное преступление. - " Ведь Аввакум - первый русский диссидент. Ему всё прощено. Он же за Христа пострадал " . Но пострадал он не за Христа, а за оскорбление Помазанника Божия. Сейчас, по прошествии стольких лет, рассмотрим мифы, которые окружают и казнённого расстригу, и само явление староверия. Миф первый. Аввакум и другие староверы стояли за исконное православие Это представление обычно звучит так: " Преподобный Сергий Радонежский и все другие святые Древней Руси крестились двумя перстами, двоили аллилуию, Христа именовали не Иисусом, а Исусом, а патриарх Никон и Московский Собор 1666-1667 гг., осудив эти обряды, осудил и этих святых и таким образом отпал от веры. Древнее Православие отстаивали и сохранили только старообрядцы " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Аввакум. Распря» В Москве прошла презентация книги учёного и писателя Виктора Петрова 10.05.2022 608 Фото: Предоставлены автором Накануне Дня Победы в Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве состоялась презентация новой книги «Аввакум. Распря» нашего известного земляка, поэта, учёного-историка, члена Союза писателей России, бывшего проректора по науке ГГТУ Виктора Михайловича Петрова. Ведущим встречи был сам Предстоятель РПСЦ митрополит Московский и всея Руси Корнилий (почётный гражданин Орехово-Зуева). Во многом уникальную книгу нашего земляка представил известный российский книгоиздатель, историк, коллекционер, патриот России, благотворитель, меценат, строитель и председатель президиума общественного фонда «Возрождение Тобольска», экс-мэр Тобольска Аркадий Григорьевич Елфимов. Редактором издания стал известный поэт, секретарь Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ Виктор Фёдорович Кирюшин. Замечательные иллюстрации к книге создал потомственный художник известный мастер книжной графики Александр Шибанов (среди его предков — меценат Савва Мамонтов и другие представители купеческой династии Мамонтовых). По признанию автора, о подвижнической жизни легендарного старообрядческого протопопа и писателя Аввакума Петрова он думал всю свою сознательную жизнь. Не одно десятилетие, живя и работая в Томске, Орехово-Зуеве, Лобне, Погореловке, Виктор Петров писал об Аввакуме литературные произведения, упоминал в научных трудах. И вот решил создать новый труд, отображающий многоликую и революционную эпоху семнадцатого века. Когда при активном воздействии Запада, его религиозных агентов, были предприняты попытки нарушить духовное равновесие русского народа, внести смуту в православную Церковь, расколоть её и верующих людей. И им это удалось. В результате недальновидной политики Патриарха Никона и его поспешной церковной реформы вчерашние единоверцы поделились на «старообрядцев» и «новообрядцев» («никониан»).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/10/av...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010