Закрыть Православные священники в русской императорской армии в годы Первой мировой войны 27.01.2016 956 Время на чтение 14 минут Первая мировая была встречена в российском обществе небывалым патриотическим подъемом. Уже в августе 1914 г. в публичном пространстве доминирующей стала ее интерпретация как «народной», а различные общественные группы стремились продемонстрировать собственный вклад в будущую победу. Православная церковь не осталась в стороне. В символическом пространстве того времени ей отводилась роль помощника сражающейся армии. В тылу задача приходов и монастырей заключалась в сборе средств на нужды войск (например, проводились кружечные сборы для нужд Российского общества Красного Креста ), обустройстве лазаретов, презрении раненых и увечных воинов, а также членов семей погибших. В конце июля 1914 г. Синод принял решение направить во все госпитали РОКК по одному иеромонаху . Церковь брала на себя значительные социальные обязательства, что делали одновременно и различные общественные организации. Все эти усилия активно фиксировались в публичном пространстве, каждая сторона увеличивала «символический капитал» (в терминологии социолога П. Бурдье), который мог иметь важное политическое значение после победоносного завершения войны. Это приводило к политизации благотворительной деятельности: например, в конце августа 1914 г. близкая к кадетам газета «Утро России» выдвинула обвинение, что «монастыри наши в нынешнюю войну, как и в русско-японскую, сравнительно слабо отозвались на тяжелое положение, переживаемое отечеством, и сделанное ими для помощи раненым далеко не соответствует их богатствам». [iv] В дальнейшем развернулась целая полемика, в которой церковные иерархи (и прежде всего, митрополит московский и коломенский Макарий) пытались опровергнуть обвинения [v] . Однако роль православной церкви не сводилась только к благотворительности: многие священники находились непосредственно в армии. В образе героев, сформированном в публичном пространстве, мы находим и фигуру православного священника. Как и остальные, он наделен беззаветной храбростью и готовностью к самопожертвованию. Его подвиг тоже демонстрирует превосходство человеческого духа над всеми сложностями военной действительности. Причем особенность героизма состояла именно в его добровольности. Общий же тезис, характерный для публицистики того времени, об особой духовности русского воинства делал фигуру священника неотъемлемой частью представления о фронтовой жизни.

http://ruskline.ru/analitika/2016/01/28/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовная основа русского театра Доклад на Рождественских чтениях 17.03.2009 1067 Время на чтение 12 минут Искусство театра происходит из потребности человека моделировать мир в пространстве и времени. Никакое другое искусство не обладает этим свойством. Драматический театр, будучи искусством синтетическим, вобрал в себя и изобразительное искусство, и музыку, и танец (пластику), и, главное, - слово. Слово, произнесенное вслух, то есть слово, как таковое, в первичном своем образовании. Потому как слово, зашифрованное в буквах, то есть слово написанное, - вторично по отношению к слову, произнесенному вслух. Театр пользуется словом в первичном своем значении и до кинематографа являлся единственным из искусств, обладающим этим качеством. Но и сейчас театр отличается от кино, потому как только в театре слово рождается теперь и сейчас. " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог " , - начинается Евангелие от Иоанна. Думается, неслучайно слово " Теос " переводится с греческого как Бог. Театр - это место, где рассказывают (или должны рассказывать) о Боге. В слове заложено действие, театр - это искусство действия. Действия во времени и пространстве, и пространстве духовном в том числе. Слово, заключающее в себе духовную основу, действует в мире, наполняя его духовностью. Слово, произносимое со сценических подмостков, также духовно. Недуховного театра не бывает. Пляски и заклинания языческих шаманов потому и имели такое сильное воздействие на людей, что они были порождаемы духами. Какие это духи, мы, как православные христиане, знаем. И, тем не менее, следует подчеркнуть: театр заключает в себе духовное содержание. Другое дело, какого он духа и может ли театральное действо иметь в себе и нести в зрительный зал христианскую православную духовность? Совершенно справедливо обличали современный им театр свт.Иоанн Златоуст и Тертуллиан. Но, как мы знаем, опыта христианского театра в то время еще не было. Театр был откровенно языческим, с культом похоти и разжигания низменных страстей. Не стоит задаваться вопросом, какого духа был такой театр. Он из одного источника, что и заклинания шаманов. Иоанн Златоуст пишет: " Театр - это храмина сатаны, школа безнравственности, зла, заразы, вавилонская печь. Не все ли здесь соединено для того, чтобы губить душу? И безстыдные женщины, и нецеломудренные песни, и страстная музыка " . Несомненно, такой театр ничего не имеет общего с христианской нравственностью.

http://ruskline.ru/analitika/2009/03/17/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Единое информационное пространство Церкви в интернете - уже реальность 29.10.2013 355 Время на чтение 9 минут Павел Клочков на презентации портала church.ua - Церковь присутствует в интернете с середины 1990-х годов, с того времени, когда эта технология только начинала развиваться. За годы создано множество православных сайтов: епархиальных, сайтов благочиний, приходских. Существуют каталоги православных сайтов, храмов, крупные информационные порталы. Чем уникален ваш проект, и что нового он может предложить? - Тысячи прутиков - это еще не веник. Также и большая, неупорядоченная масса сайтов - это не единое информационное поле. Мы понимаем, что надо присутствовать в интернете, и идем стандартным путем, то есть активно создаем сайты всем церковным организациям. На это тратится масса усилий, потому что сайтостроение и продвижение веб-ресурсов - профессиональная область деятельности, ею должны заниматься специалисты, иначе технический уровень ресурса будет приближаться к нулю, и такой же низкой окажется его эффективность. Вопрос в другом: мы делаем сайты для того, чтобы совершенствовать свои технологические навыки, или все-таки для того, чтобы люди получили качественную информацию о Православии в понятной форме? Конечно, появляются каталоги, помогающие хоть как-то упорядочить хаос и привести людей к цели. Но этого тоже мало. Очень важный момент - продвижение информации, чтобы люди ее легко получали. Именно на это рассчитан наш проект. Он решает две глобальные задачи. Первая: делает информационное пространство Церкви по-настоящему единым. Вторая: делает Церковь ближе и понятнее каждому человеку. Приведу простые примеры. Я приехал в другой город и хочу сходить на Литургию . Где мне добыть информацию о ближайшем храме и расписании богослужений в нем? Или родители хотят отдать ребенка в воскресную школу. Как ее найти в городе? Искать все сайты храмов? Кто из обычных мирян догадается зайти на сайт епархиального отдела религиозного образования и катехизации? Люди, может быть, таких названий даже не слышали.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Протоиерей Максим Козлов: Церковь активно формирует единое образовательное пространство РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_113685.html 03 октября 2017 Протоиерей Максим Козлов: Церковь активно формирует единое образовательное пространство Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/5022211.html Официальный сайт Московского Патриархата Нынешний год для Учебного комитета Русской Православной Церкви юбилейный: этому синодальному учреждению исполняется ровно полтора века. Первый заместитель председателя Учебного комитета протоиерей Максим Козлов в интервью " Журналу Московской Патриархии " рассказал, почему иногда духовные школы просят проинспектировать их вне очереди, когда новоиспеченные регенты превратятся в бакалавров и в каких семинариях можно претендовать на диплом государственного образца (интервью опубликовано в сентябрьском номере). Бакалаврам – новые стандарты – Ваше Высокопреподобие, 150 лет для любой общецерковной структуры – срок солидный. На его протяжении в различные исторические эпохи деятельность комитета наверняка складывалась по-разному. Обозначьте, пожалуйста, основные вехи развития вашего комитета за полтора века. – Действительно, создание Учебного комитета связано с александровскими реформами, отчасти коснувшимися и Церкви – прежде всего ее административного управления. Первый, дореволюционный, период оказался для комитета очень важным. Именно в ту эпоху впервые сложилось единое образовательное поле Русской Православной Церкви, а уровень образования в духовных академиях достиг университетского, по крайней мере в профильных дисциплинах. Выпускник любой семинарии с полным правом мог претендовать на обучение в академиях. Если же он не имел склонности к принятию священного сана, то с легкостью становился преподавателем семинарии, учительствовал в системе народного образования или поступал на другую службу в светские учреждения. В Московской, Санкт-Петербургской, Казанской и Киевскойакадемиях, в свою очередь, трудились многие видные ученые того времени (особенно это касается библеистики, патрологии, церковной истории). Именно в это время сформирован корпус переводов святоотеческого наследия на русский язык, в чем главная заслуга принадлежит именно академической профессуре.

http://religare.ru/2_113685_1_21.html

Скачать epub pdf доклад на Андреевских чтениях, Москва 11–13 декабря 2004г. К основным фигурам, символизирующим в Книге Откровения богопротивные силы на земле, относятся два неких зверя. Впервые они появляются в 13-й главе книги. Один зверь выходит из моря, а второй – из земли. Кроме этих апокалиптических зверей в 17-й главе изображена также некая жена, сидящая на звере багряном. Имя ей – «тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» ( Откр.17:5 ). Прежде краткого описания этих символических фигур Откровения дадим несколько кратких предварительных замечаний общего характера о самой книге. Тайновидец Иоанн (и вместе с ним читатель) восхищается в небо: чтобы увидеть этот мир в небесной перспективе ( Откр.4:1–2 ). Взор Иоанна очищается, и он теперь способен видеть, что в реальности происходит в его время и там, где он находится. А находится он «на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» ( Откр.1:9 ), то есть в ссылке за Евангелие, которое Апостол возвещал в римской провинции Асия при императоре Домициане в середине 90-х годов I века. Иоанн переносится в запредельный мир не только в пространстве (в небо), но и во времени, в конец истории, так что может видеть настоящее в эсхатологической перспективе. Эффект видений Иоанна – протяжение мира читателя и в пространстве (небо) и во времени (эсхатон), то есть раскрытие мира в божественную трансцендентность. Рамки и узы, наложенные римской властью и идеологией, прорываются, и мир становится открытым в великую цель его Творца и Господа. Этот мир, видимый оттуда в апокалиптическом видении – новый, символический мир, в который попадают читатели. Но реально это не другой мир, но наш мир, увиденный с неба и из эсхатона. Задача такого взгляда – противостоять ложному, иллюзорному взгляду на действительность. Создается целый символический мир, в который читатель погружается так полно, что изменяется его восприятие окружающего мира. Далее, важно сравнить ( Откр.22:10 ) с концом книги пророка Даниила, аллюзиями на которую насыщена книга Откровения. Ангел говорит Даниилу: «Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени» ( Дан.12:4,9 ). Даниил жил во времени, отдаленном от эсхатона. Его пророчество – тайная книга, которую люди поймут только в конце века сего. Иоанну же Ангел дает прямо противоположное повеление: «Не запечатывай слов пророчества книги сей, ибо время близко» ( Откр.22:10 ). То есть пророчество св. Иоанна имеет непосредственное отношение к его современникам (и к нам, его читателям). Оно относится не к отдаленному будущему, но к настоящей ситуации, в частности, к ситуации тех церквей в Асии, которым книга и была предназначена. Это их (и наша) ситуация эсхатологична.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Встреча продлится около трех часов. Большую часть этого времени Патриарх и Понтифик будут разговаривать за закрытыми дверями 12 февраля. ПРАВМИР. В пятницу, ориентировочно в 22:00 по московскому времени, в международном аэропорту Гаваны состоится первая в истории встреча Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском. Патриарх находится на Кубе в рамках своего визита в Латинскую Америку, а Папа Франциск совершит здесь остановку перед посещением Мексики. Встреча продлится около трех часов. Большую часть этого времени Патриарх и Понтифик будут разговаривать за закрытыми дверями, после чего запланирован выход к прессе. Почему Куба? «Святейший Патриарх Кирилл с самого начала не хотел, чтобы встреча проходила в Европе, поскольку именно с Европой связана тяжелая история разделений и конфликтов между христианами. Совпадение дат визита Святейшего Патриарха в страны Латинской Америки и посещения Папой Римским Мексики предоставило возможность именно в Новом Свете провести встречу, которая, как мы надеемся, откроет новую страницу в отношениях между двумя Церквами». Основная тематика встречи и ожидаемые итоги Тема гонений на христиан станет на этой встрече центральной. Помимо основной темы — положения христиан на Ближнем Востоке и в других регионах, где они подвергаются гонениям, будут также затронуты актуальные вопросы двусторонних отношений и международной политики. Встреча завершится подписанием совместной декларации. «Обозначена и главная тема и другие аспекты встречи. Чтобы не гадать, стоит дождаться итогового документа. К слову, от документов, вынесенных на Всеправославный собор, тоже ожидали всяких ужасов экуменизма. Но их не оказалось. Ни одного» – отметил в комментарии в Facebook пресс-секретарь Святейшего Патриарха Кирилла священник Александр Волков. Папа Франциск и Патриарх Кирилл молиться во время встречи не будут. «Насколько я знаю, протоколом не предусмотрены какие-либо совместные молитвы. Встреча вообще произойдет в аэропорту, то есть вне какого-то культового пространства, вне сакрального пространства и она будет состоять из беседы и подписания декларации».

http://pravmir.ru/do-pervoy-v-istorii-vs...

Закрыть Зарядье – путешествие в пространстве и времени Живописный парк в центре Москвы – живое воплощение «машины времени», где прошлое, настоящее и будущее перед глазами 30.01.2021 1170 Время на чтение 11 минут Три года назад в самом центре Москвы, по соседству с Кремлем, появилось новое место отдыха – живописный парк Зарядье, крупнейший на сегодняшний день в России. Давно хотелось посетить его, но не просто «погулять», а, как минимум, с экскурсоводом; услышать историю этого, как некоторые его называют, сакрального сердца столицы, узнать, какие развлекательные и, прежде всего, развивающие программы и мероприятия предусмотрены организаторами для детей, молодежи и т.д. и т.п. В первые два года к парку было не подступиться – со стороны он был похож на огромный муравейник, где яблоку негде было упасть. Впечатление, что войдя туда, ты попадешь не в зону комфортного отдыха, а в московское метро в час пик. Это впечатление подогревалось СМИ, ведущими свои репортажи оттуда. Потом парк опустел – грянула пандемия. И вот, наконец, мы, прихожане храма свт. Николы на Берсеневке во главе с настоятелем игуменом Кириллом (Сахаровым) осуществили свое намерение – совершили свою первую вылазку в Зарядье с исторической экскурсией по парку, которая началась от Медиацентра. И чего только ни было в этом древнейшем историческом районе, втором по древности после Кремля! Сколько разных жизней он прожил. С меняли друг друга Английское посольство и царская резиденция, военный гарнизон, еврейский квартал и городские трущобы. Первое поселение, по данным археологов, здесь возникло в 12 веке. Зарядские жители носили звучные фамилии. В одной из раскопок была найдена костяная печать с надписью «печать Ивана Коровы». Ее хозяин - князь, боярин, наместник московский Иван Юрьевич Патрикеев. Его соседями были бояре Романовы, как мы знаем, род свой ведущие от Андрея Кобылы и его сына Федора Кошки. Купцы Василий Бобер, Федор Вепрь и Юшка Урвихвост построили каменную Варваринскую церковь, давшую имя улице, с которой начинался путь из Москвы в духовную столицу тех лет – Владимир. По Варварке Дмитрий Донской въезжал в Кремль, возвращаясь с Куликовской битвы. Юшка Урвихвост на той же Варварке (или Варьской) выстроил белокаменные палаты, которые потом Иван Грозный отдал английским купцам, налаживая торговые отношения с Европой.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/30/za...

Православный храм, богослужебная утварь и одеяния духовенства ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ Глава 1. НЕБЕСНОЕ И ЗЕМНОЕ В СИМВОЛИКЕ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА «В начале сотворил Бог небо и землю», – сказано в книге Бытия (1, 1). В этом догмате – источник православного восприятия мира. Православный человек верует как в этот догмат, так и в то, что небесный мир, невидимый, духовный, и мир видимый, вещественный, земной, едины в Боге как их общем Создателе. В православном сознании гармонично единство невидимого и видимого, небесного и земного: и то, и другое суть разные образы тварного бытия, предназначенные и предрасположенные к благодатному единению с Богом и друг с другом, и Бог присутствует в каждом из них и во всем, не смешиваясь ни с чем. По православной вере и учению, есть, во-первых, область бытия Божия, в которой пребывает непосредственно Господь Бог в Своем Троическом Единстве. Эта область отлична от всего: она непостижима, как непостижим и отличен от Своего творения Бог Всемогущий Дух, не имеющий ни тварного вида, ни формы, ни вещественности; во-вторых, есть творение Божие, состоящее из двух областей: небесного и земного. В области небесного пребывают ангельские существа и праведные люди, отошедшие в потусторонний мир от земной жизни. Эта область вечна: в ней нет времени и пространства. Область земного – это окружающий человека мир, подчиненный законам пространства и времени. Небесное и земное, то есть и то, что вне времени, и то, что имеет время, сосуществуют, проникая одно в другое, восполняя друг друга, но не сливаясь, не переставая быть отличными друг от друга областями бытия. При этом области небесного принадлежит первенствующее положение, хотя обе эти области влияют друг на друга в силу теснейшей связи между ними. Бог предоставляет каждому созданию самостоятельность в рамках положенных Им законов бытия. Особое место во всем небесном и земном принадлежит человеку – венцу творения. Сотворенный по образу и подобию Божию ( Быт. 1, 26 ), человек призван осуществлять в себе и собою гармоническое единство всех трех областей сущего: Божественного, небесного и земного, ибо в его природе заключено присутствие всех этих областей бытия. Поэтому и в сознании человека возможно целостное восприятие всего сущего. Человеческая природа, в свою очередь, состоит из духа, души и тела, где, по смотрению Божию, дух должен управлять душой, душа – телом; всем человеческим естеством, при условии согласования человеком своей воли с волей Божией, – Сам Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

III. Пространство времени от собора 1549-го года до учреждения св. Синода За пространство времени от собора 1549-го года до учреждения св. Синода мы имеем два класса святых, – таких, хронология канонизации которых известна нам точным или приблизительным образом, и таких, хронология канонизации которых неизвестна нам ни точным ни приблизительным образом. Поэтому, мы дадим здесь два списка святых, – с известной и с неизвестной хронологией канонизации. Второй список мы расположим по хронологии жизни святых.  А. Список святых, время канонизации которых известно точным или приблизительным образом 1 . Ферапонт Белозерский, основатель упраздненного Рождество-Богородицкого Ферапонтова монастыря, который находился в Кирилловском уезде Новгородской губернии, в 15-ти верстах от уездного города, и Лужецкого монастыря 188 , который находится в городе Можайске Московской губернии, скончавшийся в последнем монастыре 27-го Мая 1426-го года, и 2 . Мартиниан Белозерский 189 , преемник Ферапонта на игуменстве в первом его монастыре, с 1448-го по 1455-й год игумен Троицкого Сергиева монастыря, скончавшийся в том же Ферапонтовом монастыре 12-го Января 1483-го года, канонизованные вместе или одновременно. В некоторых списках жития Мартинианова читается запись об установлении празднования Ферапонту и Мартиниану под заглавием: «О благословении Макария митрополита» 190 . В записи говорится, что много дней спустя после собора 1547-го года игумен Ферапонтова монастыря приехал в Москву с житиями обоих преподобных просить митрополита об установлении празднования им, – что митрополита, взяв жития у игумена и рассмотрев их, повелел опять быть собору («повеле паки собору быти»), на котором и установил празднование преподобным. Под другим собором, на котором было установлено празднование Ферапонту и Мартиниану, большею частью разумеют собор 1549-го года. Но в списке святых, канонизованных соборами 1547-го и 1549-го годов, который читается в житии митр. Ионы, нет Ферапонта и Мартиниана, а поэтому и канонизацию их вероятнее относить не к собору 1549-го года, а к собору одного из следующих ближайших годов, – может быть, 1553-го года, на котором, как мы знаем и о чем сейчас ниже, имели место канонизации святых 191 . Празднование обоим преподобным, как говорится в записи, было установлено митрополитом на основании представленных ему свидетельств о совершаемых ими (преподобными) чудесах. По ясному свидетельству той же записи, празднование преподобным было установлено местное в теснейшем смысле слова, имевшее совершаться только в Ферапонтовом монастыре 192 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Барятино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Существующий вид Борятино начинает приобретать в середине XIX века, после того как старая голицынская вотчина перешла по наследству от князя Н. В. Голицына к князю Д. С. Горчакову. Первой постройкой нового владельца стала каменная псевдоготическая Успенская церковь (1850). Ее композиционная основа восходит к давно разработанному архитектурой классицизма типу бесстолпного храма с купольной ротондой и приставленными к нему с четырех сторон одинаковыми прямоугольными приделами, апсидой и притвором. В плане церковь представляет равноконечный крест, и лишь примыкающая с запада трехъярусная колокольня «конкретизирует» пространственную ориентацию этого центричного сооружения. На его фасадах внешние приметы псевдоготики сведены к необходимому минимуму, а немногочисленные готические детали далеки от буйной фантастической декорации архитектуры баженовского времени. Стрельчатые окна, аркатурный фриз ротонды и угловые граненые пилоны-контрфорсы очень просты и не играют главной роли в формировании художественного образа памятника. (по материалам сайта www.oka-reka.ru) Первый Успенский храм был построен из дерева в 1765 г. Затем в 1850 году на месте ветхого построили новый на средства действительного статского советника князя Дмитрия Сергеевича Горчакова. Храм каменный с каменной колокольней и подпольной печью. Исследователи старых усадеб и храмов М.Дунаев и Ф. Разумовский в своей книге " В среднем течении Оки " писали о храме: " Ее композиционная основа восходит к давно разработанному архитектурой классицизма типу бесстолпного храма с купольной ротондой и приставленными к нему с четырех сторон одинаковыми прямоугольными приделами, апсидой и притвором. В плане церковь представляет равноконечный крест, и лишь примыкающая с запада трехярусная колокольня " конкретизирует " пространственную ориентацию этого центрического сооружения. На его фасадах внешние приметы псевдоготики сведены к необходимому минимуму, а немного численные готические детали далеки от буйной фантастической декорации архитектуры баженовского времени.

http://sobory.ru/article/?object=04781

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010