#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Он обладал чистотой сердца Слово на память обретения мощей прп. Серафима Саровского Священник Евгений Хованский   10:44 01.08.2022 509 Фото: zzoss-zlatoust.ru Сегодня совершаем память обретения мощей одного из самых любимых на Руси святых – прп. Серафима Саровского. Преподобный Серафим был простой иеромонах, но высотой святости он превзошёл многих. Превзошел смирением, кротостью своей. Имел мир в сердце. Почему мы такие беспокойные. доверчивые и часто бываем злыми, потому что не имеем мира в сердце. «Стяжи мир в сердце своем», — знаменитые слова преподобного Серафима, — «спасёшься сам, и вокруг тебя тысячи спасутся». Вот об этом постоянно размышлять надо, об этом постоянно думать и учиться этому. Хранить от блуда, от всего скверного, плохого свое сердце, постоянно помнить: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Именно чистоту сердца мирно хранил преподобный Серафим. Почему все страсти отходили от него? Почему светел лик его был, глаза его светились пасхальной радостью? Почему для него всегда была Пасха Божия – круглый год? Почему ему являлась Пресвятая Богородица? Потому что он обладал чистотой сердца. И он нам оставил замечательное духовное творение – «О Цели христианской жизни», в котором указывает нам главную цель нашей христианской жизни – в стяжании благодати Святаго Духа.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/01/on...

Закрыть itemscope itemtype="" > Читая поэта Мизгулина О сборнике «Русского сердца таинственный сад» 14.06.2022 509 Время на чтение 6 минут Фото: М.В.Михайловой            Разговор о сборнике «Русского сердца таинственный сад» можно начинать с любой страницы, где открылось. На том берегу и на этом Сирень беспощадно цветет. Каждая строка таинственного сада, поместившегося в русском сердце Дмитрия Мизгулина, -  строк в сборнике чуть более тысячи – поэтически приемлема и с печатью самобытности. Суть беспощадности цветения поэт раскрывает уже в следующем четверостишии, без какого-либо мудрствования. О хлебе насущном, о хлебе Все думы – ведь жизнь не легка. Вот только куда денешься от сердца. И является именно из сердца строка по-детски наивная. Но все же сегодня – цветенье,             Тот час следует столь же наивное признание: И помыслы грешной души, Преодолевая смятенье, Плывут в предрассветной тиши. Оказывается, естественно для человека дела, живущего под тяжестью чрезвычайных обязанностей, окунувшись в цветенье, - преображаться. И кажется легкою ноша, И радость веселая в нас. О самом простом, о хорошем Подумалось… тотчас. Я опустил слово «мне». Эти стихи, еще не дочитанные, уже стали нашими. И передо мною чередой картины моей жизни… Когда мы жили в Крыму, 9-го мая всей семьей ездили из Евпатории в Бахчисарай. На сирень. Бахчисарай укрылся в земной трещине, по берегам Чурюк-Су – в  переводе с крымско-татарского «гнилая вода». Оба края ущелья над столицей Крымского ханства 9-го мая объяты цветущей сиренью. Может, и беспощадно цветущей, как у Мизгулина. Цветенье вот оно: дотронулся губами до цветов, и оно в тебе. А у ног, в пропасти – татрский город. Нынешний, но в нем как лепестки в твоих губах, Бахчисарай ханов-Гиреев. И каменные столбы вдоль ущелья: то ли создание океана, то ли высечены идолопоклонниками неведомых времен. Нечаянно открыл я сборник на «Сирени» - на программном для поэта стихотворении. Беспощадно цветущая сирень, цветущая сегодня, вопреки омерзительно загаженному миру человеческими пристрастиями и ненавистью – именно цветенье обыкновенной сирени одарило поэта мыслями о простом, о хорошем, и – невыносимая глыба его ноши стала легкой. А мне, читателю, ни с того, ни с сего подумалось о  майском Бахчисарае, омываемом гнилой водой. Случайно ли? Город-сказка, поэзия фонтана слез, величие природы, да в памяти – русские рабы. Преподобный Никон Сухой объявил хозяину, что скоро он будет в родном Киево-Печерском монастыре. Татарин подрезал монаху сухожилия на ногах – уж теперь не сбежит. Только в тот же день Никон Сухой, неведомо каким образом, оказался в храме монастыря, на службе.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/14/...

поиск:   разделы   рассылка Н. В. Масленникова На память архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Источник:  Радонеж Мы, возлюбленные, в эти дни радостно приветствуем друг друга, произнося: " Христос воскресе! " – и будем так приветствовать в течение 40 дней, до дня Вознесения Господня. Всего два слова! Но это – дивные слова, выражающие неколебимую веру в отраднейшую для сердца человеческого истину о нашем бессмертии. Христос есть Жизнь! Христос воскресе! – и да возрадуется душа наша о Господе. Христос воскресе! – и исчезает страх перед смертью. Христос воскресе! – и наши сердца наполняются радостной верой, что вслед за Ним воскреснем и мы. Праздновать Пасху – это значит всем сердцем познать силу и величие Воскресения Христова. Праздновать Пасху – это значит всем сердцем и помышлением благодарить и прославлять Бога за неизреченный дар Его – дар воскресения и любви. Христос воскресе!!! Распахнем же сердца наши навстречу Страдавшему и Умершему и Воскресшему нас ради. И Он войдет и наполнит Собой и Светом Своим жизнь нашу, преобразив наши души. А мы, в ответ на это, с любовию устремимся за Ним по нашему крестному пути, ибо в конце его, несомненно, сияет и наше воскресение в жизнь вечную. Праздновать Пасху – это значит стать новым человеком. Вот этого спасительного состояния наших душ, возлюбленные, я от всего сердца всем нам желаю! Из Пасхальной проповеди о. Иоанна (1993 г.) 11 апреля (29 марта ст. ст.) исполнилось 100 лет со дня рождения архимандрита Иоанна (Крестьянкина, 1910-2006). Он родился в Орле в скромной, простой семье и с детства впитал дух молитвы и христианского благочестия, впитал дары любви и добра, так свойственные русскому человеку. Следы Промысла Божия незримо присутствуют в жизни каждого из нас. Ребенок явился на свет в день памяти преп. Иоанна пустынника, имя которого он получил в святом крещении. Но в этот же день Церковь вспоминает и преп. Марка и Иону Псково-Печерских. А крестили младенца в храме Пророка Илии, который в обиходе называли Николо-Песковским, было то 13 апреля – на сей день в тот год приходилось стояние Марии Египетской... Так вступил на свою жизненную стезю будущий подвижник, так в этих первых событиях его земного бытия словно бы прочертился путь избранника Божия. И ещё одна святая промыслительно, по молитвам матери, сопровождала его всю жизнь – великомученица Варвара: младенец Иоанн тяжело заболел, был на краю гибели, мать же, измученная горем, непрестанно молилась над ним; в какой-то миг она забылась и в тонком сне увидала св. Варвару, которая спросила, отдаст ли Елизавета (так звали мать о. Иоанна) ей сына. Та потянулась к святой и проснулась; а после этого чудесного видения ребенок стал быстро поправляться.

http://religare.ru/2_74616.html

Краткая исповедь Исповедь — это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе.Исповедь — это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости. Раскаяние — первая степень святости, а бесчувственность — это пребывание вне святости, вне Бога. 28 мая, 2010 Исповедь — это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе.Исповедь — это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости. Раскаяние — первая степень святости, а бесчувственность — это пребывание вне святости, вне Бога. Исповедь — это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе.Исповедь — это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости. Раскаяние — первая степень святости, а бесчувственность — это пребывание вне святости, вне Бога. Ответы на частые вопросы об исповеди Часто вместо исповеди своих грехов происходит самовосхваление, обличение близких и жалобы на трудности жизни. Как подготовиться к первой исповеди? Некоторые исповедующиеся стремятся безболезненно для себя пройти через исповедь — говорят общие фразы: «во всем грешна» или распространяются о мелочах, умалчивая о том, что действительно должно тяготить совесть. Причиной тому является и ложный стыд перед духовником, и нерешительность, но особенно — малодушный страх всерьез начать разбираться в своей жизни, полней мелких, ставших привычными слабостей и грехов. Грех — это нарушение христианского нравственного закона. Поэтому святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и дает такое определение греха: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие» (1 Ин. 3, 4).

http://pravmir.ru/kratkaya-ispoved/

Человек, который имеет совесть, различает добро и зло везде, чувствует каждое слово — доброе или злое. Он чувствует каждый свой поступок, каждое движение своего сердца, какое оно, это движение — доброе или злое, или пустое, никакое. Все мы с вами знаем: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» — слова из покаянного псалма царя Давида. Эти слова стали для нас образом покаяния. Они были написаны Давидом, когда он тяжко согрешил, когда он был обличен пророком, когда сам всем сердцем понял всю глубину своего падения. Когда он, избранник Божий, одаренный Богом совершенным образом увидел, что не просто отступил от своего призвания, не просто не исполнил его, а вдруг скатился удивительно низко, поступил удивительно скверно, стал преступником, сделал беззаконие, зло, которое не достойно и обычного человека, не только того, кто призван Богом на особенное служение, на особенную миссию, ему стало горько. И тогда он стал молиться Богу от всего сердца, взывая: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Эти слова мы повторяем много тысяч лет с тех пор, потому что они являются воплем сердца грешного, которое желает быть чистым, которое тоскует об этой чистоте, плачет о том, что оно потеряло благодать Божию, потеряло чистоту свою и желает снова обрести эту чистоту. И тут же, в этой молитве, уже свидетельствует о том, что «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», у него есть такой опыт, он знает, что если у человека есть сокрушение о содеянном, то Бог Милостивый не унизит этого человека отказом в Своей милости, не откажет в помиловании. Мы с вами видим, что все это так вроде бы просто, так известно и так удивительно редко, так трудно достигается, и редко воплощается в нашу жизнь, в наше сердце. Потому что мы согрешаем не всегда так страшно, как он, но мы и не имеем такого покаяния, не имеем такого горячего желания вновь обрести утраченный дар. Мы не тоскуем о чистоте сердечной, не тоскуем о благодати Божией. У нас нет сердечного сокрушения, поэтому наше сердце остается безблагодатным. Даже величайший дар Божий, нашу церковную жизнь, нашу жизнь христианскую, мы совершенно перестаем ценить. Мы входим в церковь через исповедь, через причастие. Мы имеем Божественную Литургию. Мы имеем здесь море любви Божией, море благодати Божией, но сердце наше остается невходным для нее. Оно стало нечувствительным, неспособным удерживать в себе благодать Божию, не способным по-настоящему молиться, по-настоящему любить, оно не тоскует о Боге, не страдает от своей нечистоты, от своей грязи, от своих беззаконий, не страдает, потому что оно стало безчувственным, совесть уснула. Человек потерял различение добра и зла. Может, не во всем, не в самом большом и крупном…

http://pravmir.ru/zhertva-bogu-dux-sokru...

Первые диакониссы, свидетельницы Воскресения Первыми свидетельницами Воскресения Христова стали не ближайшие ученики Иисуса, а именно женщины. Они не были искушенными в тайнах духовной жизни и в богословской проблематике, но веровали и оставались верными в простоте своего сердца… 28 апреля, 2012 Первыми свидетельницами Воскресения Христова стали не ближайшие ученики Иисуса, а именно женщины. Они не были искушенными в тайнах духовной жизни и в богословской проблематике, но веровали и оставались верными в простоте своего сердца… Апостол Петр рекомендует женщинам-христианкам следующее: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом » (1 Петра 3, 2-4). Такой красотой духа явно обладали те женщины, кто следовали за Христом и служили Ему в течение последних лет земной жизни Иисуса. Мы почти не слышим их голоса на страницах Евангелий , за исключением Марфы, заботившейся об угощении и упрекавшей свою сестру, что она ей не помогает (Лк. 10, 40), но после смерти брата Лазаря проявившей удивительное самообладание и высоту веры, и Марии Магдалины , в первые часы по воскресении Христа принявшей Его за садовника (Ин. 20, 11-18). Прямая речь апостолов Христа, впрочем, тоже нечасто передаётся в евангельских повествованиях, но производит, тем не менее, более заметное впечатление. Пётр исповедует Христа сыном Бога Живого (Мф. 16, 16), на Тайной Вечере обещает душу положить за Него, а вскоре отрекается трижды, говоря, что не знает Иисуса. Апостолы между собой нередко спорили, кто из них больше. А Иаков с Иоанном, предвкушая грядущую силу и славу Иисуса, мечтали сесть один по правую сторону от Него, другой по левую (Мк. 10, 37). Они же желали истребить огнем одно самарянское селение, через которое проходили как-то раз, и где Иисуса не приняли (Лк. 9, 54). Но все ученики, кроме Иоанна , в конечном итоге разбежались в страхе, когда их Учитель был взят под стражу.

http://pravmir.ru/pervye-diakonissy/

Господь воздвигает Своих людей, когда приходит их время. Разве это не удивительно? Еще накануне своего избрания он был неизвестен России, он был скрыт в тени, ожидая предназначенного времени. И когда патриарший престол был восстановлен, сердца многих тревожились вопросом: кто достоин занять его? Последние годы монархии были трудным временем для епископата. Многие, оглядываясь кругом, спрашивали себя: если у нас будет патриарх, кто же им будет? Но когда из трех кандидатов, намеченных Московским Собором, жребий, брошенный пред иконой Владимирской Божией Матери, указал одного, – все с радостным облегчением увидели перед собой ясного и кроткого, благостного и смиренного Тихона. И все, вне зависимости от того, желали они восстановления патриаршества или боролись против него, приняли и полюбили Святейшего Тихона. И это наименование «Святейший», столь долго не бывшее в употреблении, стало привычным и дорогим, как бы собственным именем нового Патриарха. Личность Патриарха Тихона, казалось, заключала в себе все те черты, которые особенно присущи православию и русскому старчеству в особенности: смирение духа с полным отсутствием личных претензий или гордости, кротость, голубиная чистота вместе с детской ясностью и радостью о Господе. Святейший тотчас же стал для всего Собора любимым «старцем», прекрасным олицетворением русского старчества на престоле патриархов. Смирение и кротость – это величайшая сила в мире, так как они – сила Христова. В этом причина, почему Тихон был почти не замечен людьми, как он и сам не замечал себя, – пока он не был призван и возведен на свещник. Как день являл все более, что его простая скромность есть то подлинное смирение сердца, которое поддерживается непостыдной верой в Бога и полным доверием к Его путям, и что эта кротость была не только даром природы, но духовным плодом мира и радости о Духе Святе, так же, как и его удивительная способность защищать себя веселой шуткой или добродушным смехом, в то время, как большинство людей были бы полны обиды и негодования, есть та детская простота, обладание которой необходимо, чтобы войти в Царство Небесное. Здесь мы имеем высшую мудрость любви, которая не ищет своего и не радуется неправде, но сорадуется Истине, которая все переносит, всему верит, на все надеется. И этот дар дарован был Божиею Матерью Своему избраннику, посланному на великие испытания. Вот почему одно существование патриарха уже исполняло людей радостью и утешением; сердца смягчались и улыбка появлялась на губах в то время, когда людям вообще не легко было быть радостными. С самого начала Собор и народ любили своего отца. Здесь осуществилось то отношение между пастырем и пасомыми, которое характерно для Православной церкви, отношение не страха или строгой дисциплины, но отношение любви – любви в послушании и послушания в любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Наша жизнь исполнена горестей и скорбей, душу угнетают бесчисленные печали житейские, тело нередко удручают болезни, словно напоминая, что недалек и тот день, когда мы пойдем дать ответ Праведному Судии Богу о всех делах своих, в которых - кто не погрешал? Поэтому может ли не возвеселиться наше сердце, когда услышим мы - или , точнее, вспомним - о том, что есть у нас милостивая и любвеобильная Заступница, утешающая скорбящих, исцеляющая недужных, укрепляющая малодушных, а главное - непрестанно ходатайствующая пред Господом о вечном нашем спасении. Заступница и Ходатаица эта - Матерь Божия и Матерь всех христиан, Пречистая Дева Мария. И от того эта небольшая книга, сборник проповедей, посвященных прославлению Богоматери и памяти неисчислимых милостей Ее,- целительное врачевство для каждого скорбящего сердца, способное утешить, умягчить боль, исполнить благого упования, наставить на спасительный путь делания Господних заповедей. Одна из причин такой живительной и дивной силы проповедей этих - в том, кому они принадлежат. Их автор - архимандрит Кирилл (Павлов), духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и немного, наверное, найдется сегодня в нашей стране верующих людей, которым имя его ничего бы не сказало, для которых бы само оно не было дорого. Некоторые из проповедей, вошедших в сборник, произнесены в дни Богородичных праздников, другие - в дни чествования икон Царицы Небесной, большая же часть из них - поучения и слова, прозвучавшие на параклисисах (молебных канонах) Божией Матери, которые совершались и совершаются в Лавре каждую пятницу. Слова о. Кирилла просты и безыскусны, но вера и любовь, которыми напитаны они, заставляют их звучать для человеческого сердца с неожиданной силой, обнаруживая сокрытую за простотой и безыскусностью Божественную тайну. О. Кирилл действительно известен очень многим, однако мало что знают люди о нем, мало что говорит он о себе самом. Но вот какая удивительная вещь - человек раскрывается в слове своем: от избытка сердца глаголют уста и износят сокровенное в нем. Так и здесь. Не о себе говорит проповедник с амвона, но раскрывается сердце его. И в нем - безграничная любовь к Богу, к Пречистой Матери Его, ко всем святым небожителям, к каждому человеку. Слово в день празднования иконе Божией Матери " Всех скорбящих Радость "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1461...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Слово в прощеное воскресение 08.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Прощеное воскресенье Завтра мы начнем Великий Пост. Надо чтобы постом углубились в нас голод и жажда. Не просто какой-то голод или какая-то жажда, но жажда Того, Кто наше все. Иначе наш пост не имеет смысла. Мы должны очистить наши сердца, испрашивая Духа Святого, чтобы Он очистил их. Великое время Великого поста — время сосредоточения. Мы слышали в прошлое воскресение от Самого Господа, что высший суд, критерий всего — это любовь, но любовь, которая есть Он Сам. Мы должны стремиться к тому, чтобы центром нашей жизни стала эта любовь, Христос, наше сокровище. В течение Поста святая Церковь призывает нас к более углубленному чтению Ветхого и Нового Завета. Постараемся увидеть в Писании, особенно в Евангелии, не только драгоценные нравственные и духовные предписания. Это необходимо. Но мы должны понять, что во всем Писании, особенно в Евангелии, речь всегда идет о Христе. Евангелие это Христос. Во всех Его словах и делах присутствует Он, Превечное Слово Отчее, Самое человеческое, какое только может быть. Слово, открывающее нам и Отца, и нас, чтобы мы могли вступить в общение с Отцом и друг с другом. Как заканчивается сегодняшнее воскресное Евангелие за литургией, которым мы вступаем в Великий пост? «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Как узнать, там ли мое сердце, где мое сокровище, что я должен для этого делать? Для этого даже необязательно великое испытание совести. Мы очень усложняем себя, а Господь прост. Достаточно посмотреть на то, что мы называем «невниманием». Она проявляется прежде всего в молитве. Но это невнимание на самом деле иного рода внимание. Оно влечет меня, но куда? Туда, где мое сокровище. Иначе бы все это меня не интересовало. Запомним эти слова Господа. Это и есть тайна нашей молитвы и наших добрых дел, которые должны быть по слову Христову «втайне». Все, что совершается не на уровне сердца, не имеет тайны. Это только внешнее исполнение нами некоей роли, то, что «кажется» глазам других или даже взору нашей совести. Глубина нашего «я», наша личная тайна — это наше сердце, и в него мы должны войти как мытарь. Здесь ничего не «кажется», здесь Бог, и мы — лицом к лицу с Ним. Эта заповедь о вхождении в сердце не относится только к немногим святым. Все чада Божии, прежде всего оттого что они — Его чада, живут непосредственно лицом к лицу с Богом в молчании сердца.

http://moral.ru/слово-в-прощеное-воскрес...

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Сурожский Антоний Слово в день памяти святителя Николая Источник:  Татьянин день Митрополит Антоний Сурожский: Мы празднуем сегодня день смерти святителя Николая Чудотворца. Какое это странное совмещение слов: праздник о смерти... Обычно, когда кого-нибудь застигнет смерть, мы тоскуем и плачем об этом; а когда умрет святой – мы об этом ликуем. Как же это возможно? Проповедь, произнесенная на всенощной под праздник 18 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва). Мы празднуем сегодня день смерти святителя Николая Чудотворца. Какое это странное совмещение слов: праздник о смерти... Обычно, когда кого-нибудь застигнет смерть, мы тоскуем и плачем об этом; а когда умрет святой – мы об этом ликуем. Как же это возможно? Возможно это только потому, что когда умирает грешник, у остающихся тяжело лежит на сердце чувство, что настало время разлуки, хотя бы временной. Как бы ни была крепка наша вера, как бы надежда нас ни окрыляла, как бы мы ни были уверены в том, что Бог любви никогда окончательно не отделит друг от друга тех, которые любят друг друга хоть несовершенной, земной любовью – все-таки остается грусть и тоска о том, что мы не увидим в течение долгих лет лица, выражения глаз, светящихся на пас лаской, не прикоснемся к дорогому человеку благоговейной рукой, не услышим его голоса, доводящего до нашего сердца его ласку и любовь... Но наше отношение к святому не совсем таково. Даже те, кто был современником святых, уже при их жизни успели осознать, что, живя полнотой небесной жизни, святой не отделился от земли при жизни, и что когда он телом почиет, он все равно останется в этой тайне Церкви, соединяющей живых и усопших в едино тело, в един дух, в едину тайну вечной, Божественной, победившей все жизни. Умирая, святые могли сказать, как Павел говорил: я подвигом добрым подвизался, веру сохранил; теперь готовится мне награда вечная, теперь я делаюсь сам жертвоприношением... И вот это сознание – не головное, а сознание сердца, живое чувство сердца о том, что святой не может от нас отлучиться (так же как от нас не отлучается ставший для нас невидимым Христос воскресший, так же как не отсутствует невидимый нам Бог), вот это сознание позволяет нам радоваться в день, когда, как говорили древние христиане, человек родился в вечную жизнь. Он не умер – а родился, вошел в вечность, во весь простор, во всю полноту жизни. Он – в ожидании новой победы жизни, которой мы все чаем: воскресения мертвых в последний день, когда уже все преграды разделения падут, и когда мы возликуем не только о победе вечности, но о том, что Бог и временное вернул к жизни – но во славе, новой сияющей славе.

http://religare.ru/2_81794.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010