Отзыв о сочинении проф. Н.П. Лихачева «Историческое значение итало-греческой иконописи: Изображения Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых прославленных русских икон» Источник По поводу представления этого труда Редакционным Комитетом И. М. А. О. на золотую медаль имени гр. А. С Уварова, каковая и была присуждена 29 декабря 1912 года. В предисловии к своему новому ученому труду Н. П. Лихачев говорит: «Настоящая книга, результат весьма продолжительных наблюдений в области иконописи, с одной стороны, и византийской сфрагистики – с другой, представляет иллюстрированное издание сообщения, сделанного в Императорском Обществе Любителей Древней Письменности 15 января 1910 года. Реферат этот под заглавием: «Критские иконописцы в Отранто и историческое значение итало-греческого иконописания», был прочитан по взаимному соглашению с Н. П. Кондаковым в один день с его докладом, составившим исследование: «Иконография богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего возрождения. С.П.б., 1910. 8°». Оба названные сочинения двух авторов, таким образом, близко сходны между собой как по предмету, так и по основным задачам, а потому мы должны рассмотреть их вместе, начав с книги академика Н. П. Кондакова , ранее напечатанной. Книга эта, или статья, как называет ее сам автор, является кратким и вполне предварительным очерком исторических отношений русской иконографии Богоматери к греческой иконописи и итальянской живописи, и полное изложение всех этих отделов и их связей последует в общем сочинении: «Иконография Богоматери». Автор начинает с установки связей итальянской живописи начала XIV века с греческой иконописью. В самом начале своей речи он ставит несколько общих замечаний о церковной живописи в России и почему-то добавляет, что «с первой половины XIV в. открывается деятельность греческих мастеров в Новгороде, а также и в Москве, и устанавливается «Новгородское иконописание», хотя всем хорошо известно, что деятельность греческих мастеров в Новгороде начинается уже в XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

1. В отношении вещей, превосходящих человеческие силы, будь то понадобилось бы взвалить груз или же вести речь, те люди, которые превосходят физической силой или владением слова, в сравнении с немощными в том или в другом, все же в одинаковой мере пришли бы к тому же результату, не совершив ровно ничего и не достигнув цели. И точно также, как если кто предпринимает коснуться звезд, рукою, хотя бы он и был рослым, хотя бы и мог протянуть руку выше, чем другие, в сравнении с необладающими высоким ростом, все же настолько малого достигнет, что это и в расчет не берется, и в равной степени как и другие, отстоит от оных эфирных (космических) высот; так и в отношении предметов, превосходящих слово, прославленные ораторы не преимуществуют над теми, которые не таковые как они, так чтобы суметь в достойной мере сказать о сем. Потому что какое предпринятое слово потерпит полную неудачу? – Не то ли, которое окажется гораздо ниже своего предмета? – наподобие богов, умоляющих самих себя уравновесить вес всего мира 344 , или наподобие повестей в баснях о богах, убеждающих самих себя продолжить путь по небу 345 , настолько отступивших от истины, насколько предлежащая тема является недоступной для человеческих рассуждений и слов, как взявшая своим предметом нечто премирное и недоступное для земных и приверженных земле, и возможное и приписываемое только богам и подобным им. В отношении же высочайшей Вершины всех святых, то есть Божией Матери, переходящей ныне – сказать словами Псалма: – «в место селения дивна» и входящей во Святая Святых «во гласе радования и исповедания» ( Пс.41:5 ), воодушевленных голосов сопровождавших Ее тогда, а ныне нас, празднующих... Итак, в отношении Ее, Сущей высшей и святых, сущих на небе, не то что кто-нибудь взятый в отдельности отнюдь не мог бы по достоинству чего-нибудь достичь (в своей речи), но в равной мере (не могли бы достойно достичь сего) ни все в целокупности, если возможно было бы всем сойтись в одно, став едиными устами: потому что вся тварь была бы бессильна выразить славу, которая соразмерна была бы Ей, ставшей Матерью Создателя всего; ЧТО для Нее, довольствующейся величиями, оказанными Ей Ее Сыном, были бы наши восхваления, хотя бы и от всех в целокупности? не было ли б это словно малейшей каплей в сравнении с пучиной? Таким образом это дело превосходит мои силы, и я не в силах составить похвальное слово дивному и истинному блаженству и превосходству Богоматери 346 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Глава V. Влахерны Никифорово Ж. Феофана Сигрианского. – Ж. царицы Феофании. Знаменитейшим, после св. Софии, храмом в Константинополе был Влахернский, в северо-западном углу столицы, воздвигнутый в V веке и прославленный своею чудотворною иконою Богоматери. Уже в VII в. Влахернский храм соперничал по богатству украшений со св. Софией. В иконоборческий период он был лишен благолепия, иконы были или убраны, или заштукатурены и вместо их появились изображения птиц, растений и т. д. С половины IX в. храм снова приведен был в прежний вид и установлена ежегодная церковная процессия из св. Софии во Влахерны в воспоминание торжества православия. Надобно думать, что и здесь находилась хорошая школа для образования духовенства, ибо из неё вышло несколько литературно образованных лиц, известных своею агиографическою деятельностью. «Житие с похвалою Феофана-Исаакия» Сигрианского, написанное Никифором, скевофилаксом Влахернской церкви, 321 составляет следующий пересказ Мефодиева сочинения. Биограф, по-видимому, не имел ничего общего ни со святым, ни с его монастырем, но вот его постигло какое-то несчастие, и Никифор по чьему-то поручению решился написать житие с похвалою этому скорому помощнику в бедах, о чем он говорит в начале и в конце своего труда. Архиеп. Сергий полагал, что до сего времени не существовало еще житий Феофана, что Никифор первый взялся за его биографию, но уже Крумбахер отверг это заключение. 322 Блестящий язык с несколькими излюбленными оборотами, риторическая, описательная речь, доходящая иногда до темноты, и сравнительная скудость биографических данных, – таковы особенности разбираемого жития. Крумбахер, довольно строго отнесшийся к этому сочинению, замечает, что Никифор пишет как юноша, обрабатывающий школьную тему по определенным правилам. Но ученик не мог бы быть скевофилаксом знаменитейшего после св. Софии храма (не дворца, как полагает немецкий ученый); ясно, что здесь мы имеем дело с хорошо образованным человеком, к которому люди более высокого положения обращаются с литературным заказом. Отожествлять его с тем философом и монахом Никифором, с которым до 867 года переписывался патр. Фотий по вопросам литературным, однако нет достаточно оснований. Подобно Анне Комниной и Киннаму, Никифор не охотно вносить в сочинение имена прозаические, как бы боясь, что появление этих имен внесет разлад в его поэтическую прозу. Болландисты восстают против двуименности автора, полагая, что вместо το κα σαακου следует почему-то читать υο σαακου. В общем, этот пересказ все-таки прибавляет кое-что такое, чего мы не находим в текстах Мефодиевской группы. 323

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Наслаждаясь трапезою ведения от Божественного ведения, изнесем – подобно источнику – глас радования в гимнах хваления, прославим благостное могущество Божественного Слова! Вместе с радостным ликованием исповедания, достойно восхвалим Божественную благость! Ибо и земля, и море, и вся тварь (ср. Псал. 95:11 ), видимая и невидимая, благословляют и прославляют любовь Бога к человеку, поскольку слава Его была среди нас (ср. Ин. 1:14 ). Будучи Богом, Он явился во плоти и, приняв крайнее уничижение, родился от Пресвятой Девы, дабы опять обновить омертвевшего непослушанием. Обратитесь, братие, и приступите! Будем хвалить Рожденного от Девы! Ибо, будучи славою и образом Божества (ср. Евр. 1:3 ) прежде век, Он сделался сострастным немощи нашей; будучи безмерно великою силой и образом Божиим, Он принял зрак раба ( Флп. 2:6, 7 ). Одеяйся светом, яко ризою ( Псал. 103:2 ), сожительствует с людьми, как уничиженный. Воспеваемый херувимами и тьмами ангелов, на земле пришельствует. Прежде всех воззвавший к жизни всякую тварь, от Пресвятой Девы рождается, дабы паки оживить первозданного. Христос, Бог наш, начинает жить, как человек, хотя соучаствует в безначальной жизни Бога Отца, дабы вознести падшего человека к безначальному началу Божества. От Пресвятой Девы Он воспринимает зрак раба, дабы призвать нас к прославленному Владычнему образу. Он облекается во образ перстного, дабы соделать нас участниками небесного зрака. Он возлежит на лоне Пресвятой Девы, дабы нас приискренне посадить одесную Отца Своего. Он – в бренном теле и в нем полагается во гроб, дабы провозгласить нас наследниками вечной жизни. Необъятный, Он вмещается во чреве Пресвятой Девы, дабы обновить Адама, поврежденного грехом. Сила Отчая и Источник жизни, Христос, Бог наш, Он есть живоносное таинство, в которое мы веруем по Его животворному гласу. Бесконечная жизнь, – Он добровольно награждает надеющихся на Него и Духом Благим просвещает все племена. От сего Источника, живого, приснотекущего и сладостного, напаяется и насыщается всякий, кто жаждет с верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице в честь иконы Ея, нарицаемыя Феодоровская, иже во граде Костроме НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 1: Подобен: Небесных чинов: Ныне священных лицы,/благоговеющии к Божией Матери,/к веселию град Кострому/и все верных сословие созывают,/возвещающе Царицы/пречуднаго образа пришествие. Иже чудеснаго образа/Пресвятыя Владычицы пришествие/благоговейно приемше костромстии жителие,/радости вси исполнишася,/призывающе всех днесь/на преславное торжество Божия Матере. С чинми священных днесь/вси роди верных,/духовно возвеселимся,/празднующе торжество Божия Матере,/явившия нам источник приснотекущий,/независтныя дары исцелений всем подающий. Феодоре, мучениче Христов, радуйся и ликуй,/присный рабе Всепетыя Богоматере,/яко сподобился еси Тоя всечестную икону/руками твоими подъяти и носити,/и граду Костроме преподати,/якоже царскую утварь, во спасение душ наших. Слава, и ныне, глас 5: Собравшеся, вернии,/на священное торжество Девы днесь,/предочистим себе воздержанием страстей,/да Чистую нескверными устнами/и чистыми душами воспоим, глаголюще:/радуйся, преизящная красото и похвало граду Твоему,/емуже присно благотвориши,/ходатайствующи полезная всем,/с любовию к Тебе притекающим. На стиховне стихиры, глас 2: Подобен: Егда от Древа: Якоже пришествием иногда ко Елисавети Твоим/подвигла еси со устнами утробу ея/к благохвалению Твоего величия,/сице и ныне пришествие Твоего чудеснаго образа празднующим/молитвами Твоими исходатайствуй благодать,/по достоянию воспевати Тебе, Благословенная в женах,/и благословенный Плод чрева Твоего. Стих: Слыши, Дщи, и виждь,/и приклони ухо Твое. Несть красна песнь во устех грешника,/якоже рече Писание,/сего ради мы, повиннии многим грехом,/не можем достойне пети Тя,/прославленную от Самаго святых Святейшаго./Темже, припадающе, вопием Ти:/Богоблаженная Отроковице,/Твоим предстательством соделай,/да чистыми душами и нескверными устнами/блажим Тя, Всепетая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Почитание Богоматери и святых в православии Православная Церковь чтит Деву Марию как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим», превысшую всей твари. Она видит в Ней Матерь Божию и Ходатаицу пред Сыном за весь человеческий род и непрестанно молится Ей об этом предстательстве. Любовь и почитание Богоматери есть душа православного благочестия, сердце его, согревающее и оживляющее все тело. Православное христианство есть жизнь во Христе и в общении с Его Пречистой Матерью, вера во Христа как Сына Божия и Богоматери, любовь ко Христу, которая нераздельна от любви Богоматери. Православная Церковь одним дыханием призывает святейшее Имя Иисус вместе со сладчайшим именем Мария (как и на иконах Богоматери, Она изображается вместе с Предвечным Младенцем) и не разделяет Их в любви своей. Кто не почитает Марию, тот не знает и Иисуса, и вера во Христа, не включающая в себя почитание Богоматери, есть иная вера, иное христианство в сравнении с церковным. Таким иным христианством и является протестантизм, который в глубочайшем существе своем связан с загадочным и непонятным нечувствием Богоматери, которое обнаружилось начиная с Реформации, и более всего он отходит от церковного христианства (одинаково как православия, так и католичества) в этом догматическом и жизненном Ее неведении. Поэтому и разумение боговоплощения здесь теряет свою полноту и силу. Совершенное бого-человечество связано с освящением и прославлением человеческого естества, т.е. прежде всего Богоматери. Без этого оно сводится к внешнему, кенотическому лишь ради уничижения, восприятию человеческого естества в качестве oboedientia activa и passiva с тем, чтобы ценою этого уничижения и этой oboedientia оправдать человека пред Богом без нарушения справедливости in actu forensi. Здесь боговоплощение есть только средство искупления, ставшее горькой необходимостью вследствие греха, почему и Дева Мария есть только орудие для боговоплощения, неизбежное, но внешнее, которое отлагается в сторону и забывается по миновании нужды.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Скачать epub pdf УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (15/28 августа) Тропарь (глас 1) В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. Кондак (глас 2) В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста, яко бо Живота Мати к Животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную. Величание Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего и всеславное славим Успение Твое. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима , блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке Успение повсеместно праздновалось в Константинополе. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами в 15 день августа, день Успения Богоматери с 595 года сделался общецерковным праздником. Первоначально праздник совершался в разное время: в одних местах – в январе месяце, в других – в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась «кончина (depositio) Девы Марии», а 14 августа – «взятие (assumptio) на небо». Такое разделение знаменательно тем, что показывает, как древняя Западно-Римская Церковь в согласии с Восточной Церковью смотрела на кончину Богоматери: не отрицая телесной смерти Богоматери, к чему склонна нынешняя Римо-католическая Церковь , Древнеримская Церковь верила, что за этой смертью последовало воскрешение Богоматери. Общее празднование Успения 15 августа в большинстве Восточных и Западных Церквей было установлено в VIII-IXbb. Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. К этой цели с IV-V вв. присоединяется и другая: обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан (еретиков IV века), отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы и, соответственно, отрицавших и Ее телесную кончину.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Наша святая Русь особенно чтит этот великий праздник. Сколько храмов, даже соборных по городам посвящено Успению Приснодевы Богоматери! В великой церкви Киево-­Печерской Лавры с благоговением чтится икона Ее Успения, по преданию, Ею Самою вру­ченная созидателям храма при их отправлении в Россию из Царьграда. Есть и другие иконы Богоматери, Ее Успения, прославленные чудесами, в числе коих есть в Московском Успен­ском соборе благоговейно чтимая икона, написанная чудотворцем Петром, митрополитом Всероссийским. Все это свидетельствует о глубоком уважении к древнему церковному пре­данию об обстоятельствах сего события в жизни Богоматери, – о том, что православная Церковь приемлет это предание с такою же уверенностью в его истинности, как например, приемлет и предание об обстоятельствах Ее рождения, об Ее родителях и под. Вот почему с тяжелым чувством прочитал я, да, вероятно, и не я один, статью о. протоиерея Стефана Остроумова в “Отдыхе Христианина” за минувший год “О мнениях в области богословия”, в которой он, полемизируя со мною, сводит древнее предание, послужившее канвою для праздника Успения Богоматери, к простому “частному мнению” – не больше того. Как “част­ное мнение”, это предание, по его, о. Остроумова, мнению, вовсе не обязательно для всех православно верующих: хочешь – верь преданию, не хочешь – не верь; это ни мало не повре­дит твоему православию. Но, позвольте, Церковь есть союз любви: не больно ли будет мне, если мой брат, мой ближний, в праздник Успения Владычицы нашей Богородицы, скажет мне: да ведь это только “частное мнение”, будто Она так преселилась к Своему Сыну и Богу, как говорят Четьи-Минеи и песни церковные, а может быть дело было и вовсе не так – умерла просто, как и все праведники, и конец. Вот почему, когда в “Отдыхе” появилась первая статья о. Остроумова, с недоверием коснувшаяся предания об успении Богоматери, я поставил ему прямой вопрос: “Правда ли, что он не считает фактом церковное предание о вознесении с телом Богоматери? Ужели он думает, что это только “благочестивое мнение?” Как же нам быть с праздником Успения Ее? И где же мощи Ее? Если о. протоиерей верует вместе с Церковью, что “в молитвах Неусыпающую гроб и смерть не удержали”, то пусть скажет это открыто: иначе мы вправе думать, что он не верит сему церковному преданию. Ведь это сугубый соблазн со стороны о. протоиерея”. Что я был вправе поставить ему такой вопрос, это подтвердили и мои читатели: я получил несколько скорбных писем по этому поводу и лично слышал одобрение моему запросу, обращенному к о. Остроумову.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Всякого, приникающего умом и сердцем к чтению Св. Евангелия, не может не поражать скудость сведений о Богоматери, которые в нем содержатся. Эта скудость прямо противоположна богатству, сюда относящихся литургических, а также иконографических данных, которые Церковь имеет для восхваления Богоматери. Это несоответствие побуждает многих в протестантском мире вовсе отрицать изначальность почитания Богоматери в Церкви, которое и признается поэтому позднейшим как бы приращением и замутнением чистоты Евангелия. Факт этот во всяком случае настолько разителен, что требует для себя нарочитого истолкования. Как могло статься, что Матерь Христа сосредоточивает на Себе у евангелистов даже меньше внимания, нежели некоторые другие евангельские лица: Предтеча, апостолы, – не только Петр и Иоанн, но даже Иуда, – как и иные? Это представляется несообразным и непонятным даже с точки зрения полноты евангельского повествования, в котором, казалось бы, Матери Христа должно было быть отдано соответствующее внимание просто даже в силу особого Её отношения к Сыну. Однако, этого нет, и как будто не случайной, но преднамеренной является эта скудость сведений о Богоматери, Которая остается в глубокой тени, выходя из нее лишь в краткие и исключительные моменты, как бы против воли уступая необходимости, причем, однако, все эти исключения отмечены особыми чертами (последние будут указаны ниже). Обяснения этому поразительному факту приходится искать как бы в некоем запрете молчания, наложенном смирением Рабы Господней. Господь призрел на Ее смирение, так что Ее, хотя по слову Ее же самой, ублажат все роды, однако, это как бы вопреки Ее собственной воле. Ее смирение таится в этом Евангельском молчании: любящим и верующим сердцем, а не расчетливым и холодным умом надлежит постигать тайну Богоматернего служения. Но Церковь , как бы в ответ на это Евангельское молчание, развертывает ткань своего художества в прославлении Богоматери, настойчивом, многообразном и непрерывном, нераздельном от прославления самого Христа. Но еще с тем большей силой привлекает наше внимание то, что поведано нам о Матери Господа в Евангелии, и притом не только прямыми глаголами, но – и что даже не менее важно – своим умолчанием, которое порою вещает громовым голосом, властно заставляя к себе прислушаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Слава Богоматери» — компиляция разных творений святителя Филарета Московского (Дроздова), посвященная Деве Марии. Составители раздели книгу на два раздела: «О благодатном совершенстве и добродетелях Богоматери» (о самой Богородице, Ее жизни) и «О подражании добродетелям Богоматери. О благоговейном почитании и прославлении Ея» (о значении Богоматери в духовной жизни христианина и Церкви). «Радостно с праведною Елисаветою можем сказать и мы: откуду нам сие, да приидет Мати Господа нашего к нам? (Лк., 1:43). Какой это незаслуженный и по недостоинству нашему неожиданный дар, что мы имеем сродную нам по естеству Матерь Господа нашего, и что Сам Господь дивно приблизился к нам, преискренне приобщившись нашего естества, наших немощей и наших болезней, кроме греха, даже нашей смерти, чтобы, приняв оные на Себя, взамен того подать нам жизнь и силу, чтоб нашей вере не далеко и не трудно было искать Господа нашего и обретать Его благодать, — при предстательстве Матери Его, Матери света, любви и милосердия?!» Группа Вконтакте Facebook группа Глава девятнадацатая О СМЕРТИ § 1. Смерть - сон § 2. Памятование или помышление о смерти, приготовление к смерти - к жизни вечной § 3. Урок от гроба Богоматери Глава двадцатая О БЛАГОДАТИ БОЖЬЕЙ, ВОЗРОЖДАЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕКА В ЖИЗНЬ СВЯТУЮ, БОГОУГОДНУЮ Глава двадцать первая ДОЛГ ХРИСТИАН УБЛАЖАТЬ И ПРОСЛАВЛЯТЬ БОГОМАТЕРЬ Предисловие Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам спасительное слово Божие Евр. 13, 7. Предосудительно было бы для нас, если бы мы не только сами не подвизалися, но и готовых чужих, а нам полезных трудов ленилися бы возвестить словом или писанием. Сочинения Платона Митрополита Московского; издан. 1782 г., том десятый, с. 288. Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам спасительное слово Божие Евр. 13, 7. Предосудительно было бы для нас, если бы мы не только сами не подвизалися, но и готовых чужих, а нам полезных трудов ленилися бы возвестить словом или писанием. Сочинения Платона Митрополита Московского; издан. 1782 г., том десятый, с. 288.

http://predanie.ru/book/75183-slava-bogo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010