Иконография К. и. имеет разные варианты. В летописях нач. XVI в. приведено пространное для средневек. источников описание явленной иконы: «Св. Б(огороди)ца, держащи на руце младенец Господа нашего И(ису)са Х(ри)с(т)а, с едину же страну иконы тоя на затворце Никола чюдотворец, а з другую Илия Пророк» (ПСРЛ. Т. 18. С. 161; в «Степенной книге» сначала упоминается «затворец» с образом прор. Илии, а затем - с образом свт. Николая Чудотворца). Упоминание «затворцев» с изображениями святых позволяет предполагать, что К. и. изначально была складнем (полиптихом), на к-ром в центре размещалось изображение Богоматери с Младенцем, видимо, поясное, на одной створке был свт. Николай Чудотворец, на другой - прор. Илия. О явленной К. и. в Колоцком мон-ре как об иконе со створками упоминает Е. Поселянин. Именно в виде складня К. и. изображена на нескольких миниатюрах, иллюстрирующих ее явление и историю с крестьянином Лукой, во 2-м Остермановском томе Лицевого летописного свода (70-е гг. XVI в., БАН. 31.7. 30. Л. 807 об.- 810, 814, 815 об.) Складень имеет килевидные очертания, изображение Пресв. Богородицы на центральной створке по изводу близко к Владимирской иконе Божией Матери в сокращенном, поясном варианте: Мать держит Младенца на правой руке, Он обнимает Ее, протягивая ручки и приникая щекой к Ее склоненной голове. На створках по сторонам представлены поясные и прямоличные образы свт. Николая Чудотворца в фелони с омофором и прор. Илии в коричневой милоти. Среди сохранившихся повторений известны такие, к-рые воспроизводят схему К. и. в качестве складня: напр., на иконе мстерского письма (сер. XIX в., Музей иконы на Рогожском кладбище в Москве) свт. Николай Чудотворец и прор. Илия изображены в рост, стоят с 2 сторон от Богородицы с Младенцем (в центре). Пресв. Богородица изображена по пояс, Она склоняет голову к Младенцу, который сидит на Ее коленях, а Его ножки покрыты мафорием. Под драпировкой мафория в особой рамке на белом фоне размещена подпись, в к-рой икона названа «копией с явленной и чудотворной иконы Пресв. Бдцы Колочския» и упоминается о ее явлении и чудотворениях в «уделе Можайска» некоему земледельцу во время правления кн. Андрея.

http://pravenc.ru/text/1841796.html

Жизнь прихода Ильинской церкви в письменных источниках и свидетельствах старожилов В «Росписании городских и сельских приходов и причтов Нижегородской Епархии», составленном в 1870-х годах о состоящей в Федосьинском приходе Балахнинского уезда церкви, записано: «Ильинская. 587 душ в селе и 33 дер. до 5 верст. Состав причтов: Настоятель 1. Псаломщик 1». В Адрес-календаре Нижегородской епархии: В память исполнившегося в 1888 году 900-летия крещения Руси, составленном в Нижнем Новгороде диаконом А. Снежницким, записано: «Приходы Нижегородской Епархии. Балахнинский уезд. V Благочиннический округ. Село Федосьино, церковь каменная, во имя св. Пророка Божия Илии, построена в 1850 году, трехпрестольная. Священник В.А. Кенарский, 47 л., из сред. отд. семинарии, на службе с 1860 года, законоучитель, имеет скуфью. Псаломщик Ф.И. Сергиевский, 38 л., из средн. отд. дух. Училища, на службе с 1862 года. Штатное количество причта: 1 св.; 1 пс. Прихожан, общее число: муж. 598; жен. 701, в том числе раскольников: М. 25; Ж. 30. Беглоп. Церковной земли: 40 д. Капиталы: 300 руб. кап. цер. и прч. 100 р., Церковные домы: соб. Училища и школы. Министерские и земские: одно, М. 20; Ж. 8. Часовни, молитвенные домы, деревни; расстояние от приходских церквей и удобство сообщения. Дер.: Трегубово, Смольково, Кляфино, Медведка, Стрелка, Верещагино, Елево, Бестусино, Короваево, Прозориха в 1 в., Рыловка, Лашкино, Колываново, Луговое, Дрястуново, Векшино, Оскардино, Ковригино 2 в., Тренино, Угрюмиха, Абрамиха 2 ½ в., Копрево, Никольское, Поросятево, Збоиха, Ломляево 3 в., Шкапино 3 ½ в., Малинка, Пшенисное 4 в., Тесовое, Ягодное, Оголихино 5 в., Кузнечиха 6 в., пр. нет». В книге Архимандрита Макария (Миролюбов Н.К.) «Памятники церковной древностей: История нижегородской иерархии. Нижегородская ярмарка. 1999 г.» на 1888 год значится: «Село Федосьино, (с. Смольки), церковь каменная, во имя св. пророка Божиего Илии, построена в 1850 году, трехпрестольная». В «Адрес-календаре Нижегородской епархии на 1904 год», составленном Н.И. Драницыным записано: «г. Балахна, V-й благочиннический округ (центр с. Городец). С. Федосьино. Храм камен. (1850); престолы: гл. хол. прор. Илии, и прав. Иоакима и Анны, прд. тепл., пр. ик. Б. М. «Неопалимыя Купины», лв. св. Николая Чуд. и влмч. Екатерины, и св. Петра и Февронии, кн. Муром. Земли 107 д.; дом общ.; в прих. 32 д., прв. 637 м, 685 ж., раскол 21 м. 17 ж.; зем. шк. Иерей Ал. Ястребцев, 42 л., из 5 кл. сем., в прих. С 1903 г. И. д. псаломщ. К.А. Сергиевский, 41 г., ок. нач. уч., в прих. С 1903 г. Ц. ст. С.Н. Половинкин (1902)».

http://sobory.ru/article/?object=41215

Илии. Открывается дверь в дом (по нек-рым толкованиям, для прор. Илии, а по другим - как демонстрация открытости ритуала для неевреев), причем читаются Пс 78. 6-7; 68. 25 с прибавлением пожелания «стереть врагов из-под небес», а также Мал 4. 5-6. Поется: «Илия пророк, Илия Фесвитянин, Илия, Илия, Илия Галаадитянин, скоро, во дни наши, да придет к нам с Мессией, сыном Давидовым». Читаются Пс 114-117, 135. В следующей молитве говорится: «Кроме Тебя, нет у нас царя и искупителя» (ср.: Ис 63. 16). По осушении 4-й чаши читается стихотворение «Нирца» (Пожелание) - чтобы через год также совершить седер - с заключительным возгласом: «На следующий год в Иерусалиме!» Кроме того, в 1-ю ночь седера поется песнь-воспоминание о том, что было в полночь исхода; во 2-ю - гимн пасхального жертвоприношения, трактуемого как причина поражения грешников и врагов Израиля. Продолжение обоих гимнов одинаковое: хвала Богу Царю с пожеланием скорого восстановления храма и усиленной просьбой об этом. Также загадывается ритуальная загадка о числах (от 1 до 13), каждое со своим символическим значением: 1 обозначает Господа, 2 - скрижали, 3 - праотца, 4 - матерь патриархов, 5 - книги Торы, 6 - части Мишны, 7 - дни недели, 8 - дни жизни до обрезания, 9 - месяцы от зачатия до рождения, 10 - заповеди, 11 - «звезды без Иосифа» (в Быт 37. 9), 12 - колена Израиля, 13 - «атрибуты» Бога (в Исх 34. 6-7). Во 2-ю ночь символически отделяется сноп ячменя («омер») для возношения в храме (ср.: Лев 23. 9-16) и начинается отсчет дней до праздника Шавуот. По завершении седера принято читать Соломона Песнь Песней . Черты пасхального седера в его совр. виде не позволяют отождествить с ним ветхозаветную ритуальную сторону Тайной вечери ( Moyaert. 2016. Р. 152-153). Обычаи I в., связанные с подготовкой к П., тоже нельзя соотносить с современным иудаизмом, хотя их общая основа - установления кн. Исход, соблюдается. Ист.: В этом году в Иерусалиме: Пасхальная агада/Пер., подбор и сост. коммент.: Пинхас Полонский. Иерус., 1996; Haggadah/Ed. J. S. Foer. L., 2012. Лит.: Bokser B. M. The Origins of the Seder: The Passover Rite and Early Rabbinic Judaism. Berkeley, 1984; Ки-Тов Э. Книга нашего наследия. М., 2014. Кн. 2; Moyaert M. Christianizing Judaism? On the Problem of Christian Seder Meals//Is There a Judeo-Christian Tradition? A European Perspective/Ed. E. Nathan, A. Topolski. B., 2016. P. 137-164. И. С. Вевюрко Рубрики: Ключевые слова: ГАЛАХА часть Талмуда, содержащая историю библейского законодательства и регламентирующая религ., семейную и гражданскую жизнь ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ религиозно-нравственные предписания, данные Богом народу Израилеву через прор. Моисея на горе Синай ЖЕРТВЕННИК возвышение, стол или иное устройство для принесения жертвы; в рус. литургической терминологии - стол для совершения проскомидии

http://pravenc.ru/text/Песах.html

С именем Е. С. связаны мн. чудеса. Во время посещения Е. С. Фессалоники местный архиепископ попросил преподобного вступить в диспут с ученым иудеем, с к-рым епископ сам часто беседовал и к-рого не мог обратить в христианство. Когда «оказался в затруднении и бессилен был иудей тот… начал он хулить христиан непорочную веру», Е. С. приказал ему замкнуть уста. Онемев, иудей уверовал и бросился святому в ноги. По молитве святого к иудею вернулся дар речи, и с тех пор он «весьма верующим явился человеком». По просьбе своего отца, прп. Иоанна Святогорца, Е. С. вступил в прения с др. иудеем, однако для этого спорщика, также онемевшего по приказу Е. С., финал был иным. На следующий день он «испустил дух». В один из наиболее засушливых годов на Афоне, когда 4 месяца не было дождя, Е. С. в день прор. Илии совершил в афонской ц. во имя прор. Илии всенощное бдение и литургию. В Житии указано, что во время 1-го чтения Евангелия над «горой Эрисиони» появились облака, до начала причащения пошел проливной дождь, утихший лишь к «вечернему клепанию». Др. чудо связано с праздником Преображения Господня. Во время литургии, к-рую преподобный совершал на вершине Афонской горы, случилось землетрясение, высокое пламя окружило святого, его образ просветлел и стало слышно пение мн. голосов. В Житии описано 2 случая покушения на Е. С. Один раз убийца, вооружившись мечом, вошел в башню, где была келья святого. В схватке с 2 келейниками он тяжело ранил обоих. На шум сбежалась братия, убийца, «произнося хулы своими нечистыми устами... ударился о землю и испустил дух». Е. С. причастил келейников, после чего они скончались. В др. раз «труженик огорода», решив убить Е. С., занес на него руку, и она тут же одеревенела и высохла. Признавшись преподобному в своих помыслах, он получил от него исцеление. В 20-х гг. XI в. в Великой Лавре начались волнения и визант. имп. Константин VIII пригласил Е. С. на беседу в К-поль. Е. С. обладал даром прозорливости. Предчувствуя близкую кончину, он «в обители Феофана собрал братию Иверского монастыря, утешил монахов и заповедал твердо и неизменно хранить обеты свои и повиноваться настоятелю». Император встретил преподобного с большими почестями. После литургии, совершенной в день памяти ап. Иоанна Богослова, Е. С. верхом на муле повез иконописцу образ ап. Иоанна для поновления. Встретив нищего, Е. С. остановился, чтобы подать милостыню. Мул, испугавшийся лохмотьев, сбросил седока. Падение с мула явилось причиной болезни и смерти Е. С. Тело новопреставленного «с честью и пением псалмов» было перенесено в Ивирон и погребено в храме во имя св. Иоанна Предтечи; мощи получили силу исцеления. Позже прп. Георгий Святогорец перенес мощи в соборный храм в честь Успения Пресв. Богородицы, где они и покоятся в наст. время. Над ракой была установлена неугасимая лампада, введен обычай ежегодно в день памяти святого отпускать ключарю масло на год. Спустя год после кончины Е. С. был причислен к лику святых. Переводческая деятельность Е. С.

http://pravenc.ru/text/187800.html

Согласно делопроизводственным документам XVIII-XIX вв. К. и. представляла собой сложное произведение с большим количеством фигур. Видимо, древний складень был дополнен рамой с изображениями, или фигуры святых были написаны на его полях. К. и. имела богатый оклад, наиболее древними частями которого были золотые чеканные венцы с драгоценными камнями на образах Пресв. Богородицы и Младенца, а также на святых. Кроме того, икона была покрыта серебряной вызолоченной ризой с драгоценными и полудрагоценными камнями и привесами, поверх нее - золотой сеткой («кружевом») с камнями, к-рая была снята в 1841 г., вес ее составил 51 золотник (чуть более 2 кг). К. и. упоминается как складень, в центральной части находится образ Божией Матери с Младенцем, над ним - изображение Св. Троицы, образы святых прор. Иоанна, Симеона Богоприимца, в подножии - прп. Авраамия Смоленского, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и прп. Пафнутия Боровского; на створке слева - арх. Гавриила и свт. Николая Чудотворца, справа - арх. Михаила и прор. Илии. Появление дополнительных образов, в т. ч. святых, среди которых 3 К-польских святителя и рус. преподобные, прославленные на церковных Соборах 1547 и 1549 гг., отражает распространение почитания К. и., а также могло быть связано с личным обетом; не исключено, что святые были покровителями тех, кто участвовал в поновлении К. и. в 1611 г. Мон-рь, где пребывала К. и., во 2-й пол. XVII в. посещал патриарх Иоаким (1674-1690), который по рождению происходил из Можайска, напр. он приезжал в Можайск в 1684 г. на освящение ц. во имя свт. Николая Чудотворца «на градских вратех»; в мон-ре был похоронен его дед, в миру носивший имя Иван Савёлов ( Холмогоровы. 1901. С. 6, 8, 10; Волкова. 2003. С. 588). Вкладами патриарха Иоакима могли быть наиболее старые богослужебные книги: Требник 1680 г., Евангелие воскресное с толкованиями 1681 г., 4 Ирмология и 2 Октоиха 1683 г., Апостол 1684 г., Евангелие малого формата 1685 г. и Минея месячная 1687 г. ( Трофимовский. 1864. С. 363; То же. 2013. С. 251). Вероятнее всего, что богатое убранство К. и. могло быть создано при патриархе Иоакиме в 3-й четв. XVII в. В 1727 г. еще совершались крестные ходы с К. и. в Можайск и Верею, судя по ходатайству, направленному в Крутицкую епархию от вкладчиков Колоцкого мон-ря бригадира Петра, стольника Афанасия, подполковника Тимофея Тимофеевича, детей Савёловых вместе с капитаном-лейтенантом гр. П. И. Мусиным-Пушкиным, с просьбой разрешить, как и в прошлые годы, провести крестный ход в день Сошествия Св. Духа ( Волкова. 2003. С. 588). После отнесения мон-ря к территории Гжатского у. и Смоленской епархии чудотворную икону носили на неск. недель в мае или июне в Гжатск (ныне Гагарин Смоленской обл.; Трофимовский. 1864. С. 357; То же. 2013. С. 247).

http://pravenc.ru/text/1841796.html

Иконописные работы художника стилистически вписываются в направление, разрабатывавшееся мастерами Оружейной палаты, но обладают рядом особенностей, характерных для его индивидуальной манеры и костромской художественной традиции в целом. Н., очевидно, было выполнено 2-е поновление костромской чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в 1673 г., им же разработана иконография клейм сказания о ней, воплощенная в произведениях 80-х гг. XVII в. В 1689 г. Н. поновил образ Богоматери «Одигитрия» в Игрицком мон-ре. В 1677-1678 гг. среди 20 иконописцев Оружейной палаты Н. принимал участие в создании 1200 миниатюр лицевого Евангелия (ГММК) для дворцовой ц. Спаса Нерукотворного. Тогда же, во время пребывания в Москве, он был представлен Ушаковым в качестве одного из кандидатов на освободившееся место жалованного иконописца, но выбран не был и с тех пор в Москву не вызывался. Индивидуальная творческая манера мастера оказала большое влияние на художественную традицию Костромы. Лит.: Забелин И. Е. Мат-лы для истории рус. иконописи//ВОИДР. 1850. Кн. 7. С. 23, 33, 53, 63, 66, 67, 70, 88, 92, 93-96, 99, 101, 115-121, 128; он же. Перечень иконописных и живописных работ моск. дворцовых и городовых мастеров XVII ст.//Рус. худож. архив. СПб., 1894. Вып. 2. С. 108-111, 114, 124, 126; Серебреников С. А. Церковь св. прор. Илии в Ярославле//Ярославские ГВ. 1850. 42. Ч. неофиц. С. 407-411; Повесть о начале зачатия и поставлении первыя деревянныя ц. св. Николая Чудотворца, что на Пенье… Ярославль, 1873; Лествицын В. И. Записки изографа Василия Никитина 1745 г.//Ярославские ЕВ. 1882. 29. Ч. неофиц. С. 229; Покровский Н. В. Стенные росписи в древних храмах греч. и рус.//Тр. VII Археол. съезда в Ярославле. М., 1890. Т. 1. С. 1-128 (3-я паг.); он же. Памятники церк. старины в Костроме//ВАИ. 1909. Вып. 19. С. 57; Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасьинский мон-рь. Кострома, 1895; он же. Воскресенская, что на Дебре, церковь в Костроме. Кострома, 1902; Вахрамеев И. А. Церковь во имя св. и славного прор.

http://pravenc.ru/text/2565430.html

Церкви принадлежит сторожка; у ограды церковной есть деревянные лавки, приносящие в Троицу и в Михаилов день от 2 до 3 р. доходу. Причт помещается в собственных домах. Дом священника куплен церк. старостою крестьянином дер. Острова Васильем Мартыновым, у прежнего священника Димитрия Хованского. Соседние приходы: Гостинопольский, Михаило-Архангельский, Глажевский, Прусынский, Хотовский и Черенцовский. Его составляют деревни: Помялово у церкви, Болотово — в 2 верстах от церкви, Бережки и Вындин остров — в 3 верстах, Замошье, Чажишня, Моршагины и Любыни — в 5 верстах. Всех прихожан муж. пола 696, женск. 740; раскольников муж. пола 180; женск. — 127. Моленная их находится в Моршагинах; другие ходят в дер. Наволок, Прусынского прихода. Жители занимаются извозом и хлебопашеством; некоторые служат лоцманами на волховских порогах. Знающих читать в приходе до 200 человек; знающих писать гораздо меньше. Сельское училище основано было в 1840 г. палатою государственных имуществ. Учил диакон Николай Малоземов получая 100 р. с. в год. Ныне дети крестьян учатся в земских училищах, находящихся в Гостинополье и в Прусыни. Церковь посещается не особенно усердно. В воскресные и праздничные дни бывает до 100 человек. Летом - хоть запирай церковь. Кроме общих и храмового праздника, крестьяне празднуют: в деревне Острове - Введению во храм, в Бережках -Воздвижению, в Любынях, Моршагинах и Болотове - Флору и Лавру, в Чажишне и Замошье - пророку Илии, в Моршагинах - св. патриарху Модесту. Крестные ходы бывают: 28-го июля — в Остров, в первое воскресенье после Ильина дня — в Замошье. Православное кладбище одно, при церкви. Раскольников хоронят по окраинам деревень. Часовни находятся: в Чажишне и Замошье - во имя прор. Илии, в Острове - Введения, в Болотове - Флора и Лавра. Все они старые, кроме часовни в Замошье, выстроенной в 1857 году. На берегу Волхова у Вындина Острова есть курган, вышиною в 5 саж. Попечительство открыто в 1872 году. Оно заботится главным образом о постройке храма. Деревенские святыни северо-запада России , Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=38830

В 1914 г., после кончины игум. Валентины, сестры единогласно избрали настоятельницей игум. Смарагду (Онищенко; 1858-1945). В 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, игум. Смарагда была арестована, обвинена в «противодействии изъятию церковных ценностей» и 17 мая того же года Ревтрибуналом приговорена к 3 годам лишения свободы. В 1925 г. игумения вернулась в обитель. Но в 1927 г. Н. В. м. был закрыт, 80 сестер во главе с игум. Смарагдой поселились в Георгия Победоносца великомученика монастыре с. Даневка (ныне Козелецкий р-н Черниговской обл. (Украина)), храмы и др. постройки переданы под артиллерийский склад. В 1930 г. игумения была вторично арестована «за антисоветскую агитацию», отбывала заключение в тюрьме г. Нежина, после освобождения вместе с 4 сестрами поселилась в г. Козельце на частной квартире. В 1941 г. игум. Смарагда с сестрами вернулась в обитель. Осенью того ж