прор. Илии



  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025

ДАВИД СОЛУНСКИЙ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... части парекклисиона мон-ря Хора ( Кахрие-джами ) в К-поле ( 1316-1321 ) : полуфигура Д. С. в светлой рясе с синим параманом помещена, словно в чашу, в крону дерева. В «древесных» изображениях борода святого намного короче, чем в традиц. варианте иконографии. Аналогичные полуфигурные изображения представлены на иконе «Святые Симеон Столпник и Давид Солунский» ( сер. XV в., мон-рь Ватопед ) , в ц. Панагии Кумбелидики в Касторье в слое живописи XVI в. (с поздней ошибочной надписью: «Св. Онуфрий») . Фигура Д. С. в кроне дерева изображена в ряде памятников XIV-XVI вв. : в нартексе ц. прор. Илии в Фессалонике ( 1360-1370 ) , в старом кафоликоне мон-ря Преображения Господня в Метеорах (1484) , на иконе критской школы «Святые Давид Солунский и царь Давид» ( XVI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае ) . Совр. изображение (1981) той же иконографии выполнено над мощами святого в храме св. Феодоры в Фессалонике. Наряду с образами этой иконографии встречаются традиц. изображения Д. С. как преподобного, в рост (напр., в росписи кафоликона мон-ря прп. Дионисия на Афоне) 1546 (Д. С. представлен с длинной бородой, в желтой рясе и коричневой мантии, с развернутым свитком в ... далее ...
ГРЕБНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИИскать в Источникеpravenc.ru
... чернолощеной черепицей (найдена в 1928 Н. А. Пустохановым, образец хранится в собр. ГНИМА) . Остается неизвестным характер завершения стен. Видимо, неоднозначность полученных при натурных исследованиях данных заставила Сухова выполнить 2 варианта реконструкции: с трифолием ( опубл. : Давид. 2001. С. 15. Ил. 10 ) и с однорядными кокошниками. Среди бесстолпных храмов с крещатым сводом эта церковь занимает особое место: по характеру плана (удлиненный алтарь и дополнительное прясло на стенках боковых апсид) она ближе к московским постройкам 1-й трети XVI в. (церкви Ивановского мон-ря, прор. Илии в Ильинском, Благовещения в Погосте, прор. Илии в Ветошном ряду, Благовещения на Ваганькове) . Кроме того, здесь применен вариант крещатого свода, наиболее типичный для ранних сооружений (шелыга сводиков распалубки строго горизонтальная) . Однако размер кирпича характерен для московского строительства 50-60-х гг. XVI в. (4, 5×11×22 см) . Это определяет место храма между постройками времени вел. кн. Василия III и бесстолпными храмами, возведенными в Москве в 60-х гг. XVI в. Т. о., судя по характеру кирпича, черепицы и конструкции свода, каменный храм могли построить в 40-50-х ... далее ...
ВРЕМЯ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... еще прежде В. (ante tempus) сотворил мир, так что ни желание не предшествовало действию, ни действие не предшествовало желанию (Ambros. Mediol. Eхаm. I 16) . «Начало» - это грань между вечностью и В., точка соприкосновения Божественной воли с тем, что отныне возникает и длится (Лосский В. С. 232) . Моментальность творения, перехода из небытия к бытию присутствует в истории первого человека, Адама, у к-рого нет родословия, к-рый не претерпевал биологического становления, не был ребенком ( Быт 1. 26-28; 2. 7-8 ) ; моментальность перехода из временного состояния в вечное - в истории прор. Илии, к-рый не умирал, но живым был взят на небо (4 Цар 2. 11) . В судьбах этих людей имеют место временные разрывы, к-рые таинственно свидетельствуют о начале и конце мира, когда отсутствует деление В. на прошлое и будущее - прошлое и будущее оказываются свернутыми, - а также о том, что творцом и держателем В. является всемогущий Бог. За мгновенным вневременным началом последовал «необходимый некий ряд» творения, уже разворачивающийся вместе со В., «не по самослучайному какому-либо столкновению и не вследствие беспорядочного и никуда не направленного движения», а как «необходимый ... далее ...
ЕФРЕМ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... монастыре» 28 дек. 1890 г. В соборе Св. Троицы («Белая Троица») в Твери в юж. приделе во имя Е. и прп. Аркадия находится храмовый образ, прописанный в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. Изображения преподобных включены в роспись главного алтаря ( 40-е гг. XX в., поновление в кон. XX в. ) , в стенопись свода летней части церкви ( сер. XIX в., поновление в кон. XX в. ) , юж. придела над ракой прп. Макария Калязинского ( 50-60-е гг. XX в., поновление в 2007 ) , написаны в древнерус. стилистике на внешней стене собора со стороны апсиды придела. Иконы Е. и прп. Аркадия имеются в ц. прор. Илии в Старице, в кладбищенском храме Спаса Нерукотворного в Бежецке (с частицей мощей) и др. Существует акварельный рисунок 1865 г. П. Вавулина (ТКГ) с видом Новоторжской обители и образами 2 ее св. покровителей. Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. арх. Михаила в Торжке) Кроме того, был разработан извод с изображением 4 местных Новоторжских святых: Е., прп. Аркадия, блгв. кн. Георгия Угрина и блгв. кнг. Иулиании (1797, ТКГ) . На нек-рых иконах Новоторжские преподобные (Е. с храмом в руке) представлены вместе с блгв. князьями Борисом и Глебом ( 1-я ... далее ...
ИМЯСЛАВИЕ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Никона на Афоне (События на Афоне Рус. слово. 1913. № 175, 2 авг.) . Нек-рые архиереи выступили с открытой критикой в адрес Синода: в частности, еп. Ермоген (Долганёв) обвинил Синод в формально-бюрократическом отношении к проблеме (Дело афонских монахов Там же. № 194, 23 авг.) , а экзарх Грузии архиеп. Алексий (Молчанов) возложил вину за разгром имяславцев на обер-прокурора Саблера, «внука лютеранского пастора», и присоединил свой голос к хору голосов, требовавших его отставки (Слухи об отставке В. К. Саблера Утро России. 1913. № 260, 10 нояб. ; 1913. № 262, 13 нояб.) . Скит во имя прор. Илии при мон-ре Пантократор на Афоне Разгром имяславцев на Афоне получил широкую огласку в прессе. На афонские события откликнулись практически все российские издания, - как правые, так и левые, как лояльно, так и критически настроенные по отношению к церковной власти, - причем почти все они, за исключением офиц. органов Синода, осудили насильственное выдворение имяславцев с Афона, осуществленное при помощи военных. В негативной оценке действий российской светской и церковной властей на Афоне сходились такие полярные по своей направленности издания, как «Гражданин», редактируемый кн. В. ... далее ...
ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть IИскать в Источникеpravenc.ru
... et Saule homiliae 1-3; CPG, N 4412; PG. 54. Col. 675-708; рус. пер. : Творения. Т. 4. Кн. 2. С. 831-870) , относятся к 387 г. (Bonsdorff. 1922. P. 4; Mayer. 2005. P. 91) , являются продолжением комментариев на Первую книгу Царств. И. З. приводит в качестве примера любви к врагам Давида, к-рый не держал зла на Саула и за это был щедро награжден Богом. Гомилия «Об Илии и вдовице, а также и о милостыне» (Εἰς τὸν ᾿Ηλίαν; In Heliam et viduam; CPG, N 4387; PG. 51. Col. 337-348; рус. пер. : Творения. Т. 3. Кн. 1. C. 348-358) , время и место произнесения неизвестны. И. З. истолковывает рассказ о прор. Илии и о вдове из Сарепты Сидонской, оказавшей ему милость (3 Цар 17) . «Толкование на псалмы» (῾Ερμηνεῖα εἰς τοὺς ψαλμούς; Expositio in psalmos; CPG, N 4413; PG. 55. Col. 35-532; Malingrey.) 1987. P. 351-378; рус. пер. : Творения. Т. 5. Кн. 1. С. 5-412; Кн. 2. С. 419-574 (, написано предположительно в 394 5-397 гг.) ActaSS. Sept. T. 4. P. 499-500 (; хотя была выдвинута гипотеза о том, что изначально оно охватывало всю Псалтирь) см. : Montfaucon. 1718-1738. T. 5. Praef. P. 1-4; ActaSS. Sept. T. 4. P. 497-498 (, в наст. время имеются толкования лишь 58 псалмов: 4-12, 43-49, 108-117, ... далее ...
В ВЗ группа слов, связанная со словом «А. », ...Искать в Источникеpravenc.ru
... ( 3Цар 18. 4; 22. 6 ) . Следующая форма подвижничества у евреев - это нищета, хотя и проявившаяся более внешним образом - в виде нестяжательности. Типическими носителями и выразителями этого подвига являются Ионадав и его потомки, упоминаемые в Книге пророка иеремии ( 35. 6-10 ) ; как пример нищеты имя Ионадава часто встречается в аскетических творениях святых отцов и учителей Церкви. Свт. Григорий Богослов отмечает наставление в нестяжании, какое преподал детям Ионадав (см., напр. : Greg. Nazianz. Carmina I 2. 10) . Прор. Илия в пустыне. Клеймо иконы " Огненное восхождение прор. Илии " . 1-я пол. XVII в. (АМИИ) Прор. Илия в пустыне. Клеймо иконы " Огненное восхождение прор. Илии " . 1-я пол. XVII в. (АМИИ) Формой подвижничества было отшельничество в пустыню. Представителями такого образа жизни являлись ветхозаветный пророк Илия и Иоанн Креститель. Прп. Антоний Великий, напр., проводя мысль, что для истинно духовного подвижника лучше жить в пустыне, чем «в шумном многолюдстве», ссылается на то, что и Иоанн Предтеча был в пустыне до дня явления своего Израилю, также и «Илия пророк сподобился получать пищу от ангелов, а это было не среди толпы ... далее ...
КАНОНИЗАЦИЯ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Валашской митрополией. Долгое время почитание свт. Нифонта ограничивалось Валахией и Св. Горой Афон. 20 июня 1992 г. Свящ. Синод РумПЦ распространил его почитание на все епархии Румынской Церкви. После признания автокефалии РумПЦ в 1885 г. мн. румынские общественные деятели, среди которых особо выделялись юрист Иоанн Калиндеру († 1913) , историк и богослов Константин Ербичяну († 1913) , канонист Ливиу Стан († 1973) , выступили с предложением официально канонизировать ряд румынских национальных святых, пользовавшихся народным почитанием. Прп. Паисий (Величковский) . Портрет ( скит прор. Илии, Афон ) 28 февр. 1950 г. Свящ. Синод РумПЦ под председательством патриарха Юстиниана (Марины) постановил ввести общецерковное почитание мч. Иоанна Влаха († 1662) , признать местное почитание Румынских мучеников и исповедников Трансильвании: свт. Иосифа Нового, митр. Тимишоарского († 1656) ; исп. Иореста (ок. † 1657) и Саввы (Бранковича) († 1683) , митр. Трансильвании; мон. Виссариона Сарая († после 1744) ; иером. Софрония Чоарского († 1774) ; Опри Миклэуша († после 1752) ; свт. Каллиника Черникского, еп. Рымникского и Новосеверинского († 1868) . Торжественное прославление ... далее ...
ИЕРОНИМ • Православная Энциклопедия под редакцией ...Искать в Источникеpravenc.ru
... (Валединского) и др. представителей варшавского духовенства возглавил заупокойную литургию и чин отпевания в Троицком соборе. На церемонии присутствовали варшавский ген. -губернатор Г. А. Скалон и градоначальник Варшавы ген. Н. В. Бибиков. Погребен под престолом в нижнем храме построенной им ц. прп. Иоанна Лествичника в Варшаве. После похорон в одну из карет процессии местными террористами была брошена бомба. 1 нояб. 1906 г. над местом упокоения И., в нижней церкви-памятнике, обустроенной по проекту архит. П. А. Феддерса, кафедральным прот. Павлом Каллистовым был освящен престол во имя прор. Илии и прп. Иеронима Стридонского - небесных покровителей И. в миру и в монашестве. В храме в эти дни молились архиеп. Никандр, еп. Евлогий и архим. Дионисий. Свято-Троицкое братство, попечителем и жертвователем к-рого был И., издало подробную иллюстрированную биографию владыки, дополненную его проповедями и воспоминаниями современников. Книга бесплатно раздавалась членам братства, преимущественно священнослужителям. В том же году в Киеве вышла фундаментальная биография с многочисленными приложениями, вероятно составленная смотрителем Варшавского духовного училища В. Щегловым. И. был ... далее ...
ЕВХАИТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ • Православная ...Искать в Источникеpravenc.ru
... в Юго-Зап. Македонии во время военного похода на Серры (1345) . Город был сильно укреплен, и серб. войско приступило к его осаде. Осажденные вынесли на городские стены кресты и иконы. Благочестивый царь приказал прекратить осаду и направил к городу крестный ход во главе с Е. и., когда же греки начали стрелять со стен по процессии, царь Стефан Душан повелел ее участникам вернуться. В это время греч. вельможа, по имени Каваларь ( вероятно, от франц. cavalier - рыцарь ) , итальянец или француз («фрязин») родом (судя по всему, католик) , прицелился, выстрелил из лука и попал в изображение прор. Илии на обороте иконы, из которой чудесным образом потекла кровь. Чудотворный образ развернул несших его в обратном направлении, устремился к городским воротам и с силой ударил в них. Ворота рухнули, а икона «мало пощепися». Серб. войско ворвалось в крепость, и царь Стефан Душан приказал «предать греков острию меча», за исключением женщин и детей. Виновник штурма Каваларь умолил царя сохранить ему жизнь и дать возможность креститься в Православие. Позднее он принял постриг в Хиландаре, «бысть инок искусен» и на свои средства построил башню-пирг (столп) близ монастырских виноградников ... далее ...

  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025

Постоянная ссылка на эту страницу: прор. Илии
Справочник - ПОИСКОВ.РФ