Кажется, на этот раз он более занят был собственною славою, чем думал о прославлении Творца чудес, явившего Свое могущество во всей подсолнечной: по крайней мере, он с некоторым тщеславием показывал послам Меродаховым свои богатства, собранные в кладовых, и оружейный дом. Тогда пришел к нему пророк Исаия и опросил: «откуда эти люди пришли к тебе?» Езекия отвечал: «из далекой страны – из Вавилона». Исаия опять спросил: «что они видели у тебя на дому?» Царь отвечал: «они видели все, что только есть в моем доме; нет вещи в моих сокровищницах, которой бы я не показал им». Исаия сказал: «выслушай, что говорит Господь: вот наступят дни, когда все, что ни есть в доме твоем и что по сию пору скопили твои отцы в сокровищах своих, унесено будет в Вавилон. Даже сыновей твоих, которые произойдут от тебя, возьмут и сделают слугами во дворце царя Вавилонского». Езекия выслушал пророчество со смирением и только присовокупил: «о, если бы мир и благосостояние были во дни мои!» И действительно, последние пятнадцать лет своего двадцатидевятилетнего царствования Езекия наслаждался невозмутимым спокойствием. Дворцы его наполнены были золотом, серебром и множеством драгоценностей; в кладовых его были огромные запасы всякого хлеба, вина и елея; скотоводство при нем было в самом цветущем состоянии. До конца жизни он твердо стоял на путях Давида, своего предка, как заповедал Исаия пророк. Ис. гл. 9 и 53 Исаия, одаренный великим духом пророчества, хотя в своих богодухновенных речах обличал нечестие, но вместе с тем доставлял и великое утешение как самому царю, так и благочестивым современникам, обещая после бедственных времен плена благоденствие Сиону и наступление царства Мессии Богочеловека. Он описал важнейшие события земной жизни имеющего явиться Мессии такими ясными чертами, что как будто бы их изобразил не пророк, а современник. Назвавши Того, Кто рожден будет Пресвятою Девою, Вестником великого совета Божия, Богом крепким, Отцем вечности, Исаия предвозвестил, что «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни; был изъязвлен за наши преступления, чтобы доставить нам спасение; как овца веден был на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих, в уничижении Его совершился суд Его, и род Его останется неизъяснимым, хотя и взяли с земли жизнь Его, порешили было со злодеями дать гроб Ему, но довелось у богатого быть могиле Его; и после того как Он предал жизнь Свою на очистительную жертву, он увидел новое племя, которое будет существовать вечно». 2. Манассия, сын Езекии

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Исаии Введение Автор Исаия принадлежал к иудейской аристократии, был высокообразованным человеком и призванным пророком Божиим. По преданию, пророк Исаия умер мученической смертью во время правления царя Манассии, сменившего на престоле царя Езекию (ср. ). Время и обстоятельства написания Исаия был призван к своему служению в год смерти иудейского царя Озии, который царствовал с 780 по 740 г. до Р.Х. Служение пророка приходится на период правления четырех иудейских царей: Озии (ум. в 740 г. до Р.Х.), Иоафама (750–735 гг. до Р.Х.), Ахаза (735–715 гг. до Р.Х.) и Езекии (729–686 гг. до Р.Х.). Он был свидетелем нашествия сирийских войск в союзе с ефремлянами (израильтянами) (734–732 гг. до Р.Х. гл. 7–9); восстания против ассирийского владычества (713–711 гг. до Р.Х. гл. 10–23); ассирийского нашествия и осады Иерусалима (705–701 гг. до Р.Х. гл. 28–32, 36–39). Исаия видел отступничество царей и нечестие народа, и в гневных пророчествах, обличая язвы Иудеи и Израиля, предупреждал о бедах, которые постигнут народ Божий. На протяжении второй половины VIII в. до Р.Х. пророк обличал лицемерных (1,10–15), алчных (5,18), потакающих своим прихотям (5,11), циничных (5,19) правителей, которые своей развращенностью привели народ в состояние нравственного упадка. Пророк предсказал Божий суд, который окончательно решит как судьбу недостойных правителей (6,1–10), так и судьбу всего народа (5,26–30). В 722 г. до Р.Х. Израиль был изгнан со своей земли, а царь Езекия едва избежал ассирийского плена (36,1 37,37). Трагическое предсказание пророка о том, что израильский народ со всеми его богатствами в назначенное Богом время будет уведен в Вавилон (39,6–7), стало основой дальнейшего служения Исаии, который был призван утешить и воодушевить скорбящих в плену (40,1). В серии пророчеств, всеобъемлющих и одновременно конкретных, Исаия предсказал падение языческого Вавилона (46,1 47,15) и спасение остатка Израиля. Более чем за сто лет до воцарения Кира он возвестил о том, что этот персидский царь будет Божиим помазанником и посланником, который возвратит остаток Израиля в обетованную землю (44,26 45,13). Исаия предсказывал пришествие Слуги-Спасителя, более великого, нежели Кир. Этот безымянный Раб принесет народам праведный суд (42,1–4), установит новый завет с Господом (42,5–7), станет светом для язычников (49,1–7), возьмет на Себя грехи всего мира и воскреснет из мертвых (52,13 53,12). Новый Завет отождествляет Слугу-Спасителя с Господом Иисусом Христом, Который есть Сам Господь во плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули…» (Ис. 6:7–10). Исаия спросил: «Надолго ли, Господи?» Господь ответил ему: «Доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и дома без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет» (Ис. 6. 11). Видение окончилось, и на святом пророке почил Дух Божий, Который звал его на борьбу с пороками и религиозным заблуждением еврейского народа. Исаия громко и пламенно призывал еврейский народ к покаянию, обличал его нечестие. В словах, полных апокалипсического ужаса, он призывал жителей Иудеи отказаться от чужих богов и обратиться к Истинному Богу. Пророк клеймил ханжество богачей, которые строго постились, совершали жертвоприношения в Иерусалиме и одновременно угнетали бедняков, обижали вдов, сирот и маленьких детей. Впервые в истории Израиля и Иудеи он проповедовал, что религиозные обряды не имеют никакого значения, если их не совершать с чистой и справедливой совестью. Но духовно оглохший и ослепший народ не мог слышать спасительных призывов Божьего избранника. Видя окаменение сердец еврейского народа, пророк Исаия возвещает своим соотечественникам наказание Божие через ассирийцев и халдеев. Он говорит о грядущей гибели Самарии, о разрушении Иерусалима и храма вавилонянами и о плене вавилонском. Возвещая наказание Божие нечестивому народу, пророк Исаия вместе с тем говорит, что Господь простит иудеев и освободит их из плена, если они искренне раскаются в своих грехах. Но особенно много пророчествовал Исаия о грядущем Спасителе Мессии. В своих пророчествах он называет Мессию Богом и человеком, Учителем всех народов, Основателем царства мира и любви. Пророк предсказывает, что Мессия родится от Девы, приимет Дух Божий, будет совершать чудеса, пострадает и умрет за грехи людей, воскреснет на небо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Вот каким рядом исторических свидетельств подтверждается подлинность последнего спорного отдела книги пророка Исаии. Наконец подлинность 40–66 гл. решительно подтверждается сходством их по содержанию и языку с неоспоримо-подлинными речами Исаии. Так в 40–66 главах иудейский народ представляется разоренным и разграбленным, связанным по темницам и подземельям и не имеющим избавителя ( 42:22). Отрицательная критика видит здесь прямое указание на вавилонские тюрьмы, душившие Иудеев своею тьмою. Но и пророк Исаия в своих неоспоримо-подлинных речах скорбел о том, что иудейские вожди связаны вместе (22:3) . Исаия желал, чтобы современный грабитель и опустошитель иудейского народа был разграблен и опустошен (33:1); он желал, чтобы народ с «невнятною речью и языком странным», сбиравший дань с Иудеев, более не существовал и не раздавал своих приказаний Иудеям (33:11–12). Таким образом, если пророк Исаия не говорит определенно о Халдеях и вавилонском плене, то представляет состояние своих соотечественников близких к этой печальной эпохе (особенно, по объяснению Ис.33:1 у Авв.2:7–8 ). 42:22, 24 – 42:22 – 42:7 – – связанный=10:4. Более в Библии это слово не употребляется. Если в 40–66 главах говорится о том, что Иерусалим и города иудейской святыни сожжены (64:10), и Исаия считает Иерусалим сторожевой одинокой палаткой в саду с обобранными плодами. Он уподобляет Иерусалим осажденному городу, одиноко оставшемуся после падения других городов. Иудею Исаия считает опустошенною врагами, города – сожженными (1:7–8). Таким образом, состояние его современников очень близко к описываемому в 64:10. 64:10 – 9:4. 62:4 – = 1:7, 7:16, 17:9, 32:14 . Но несравненно больше сходства в описании духовного, религиозно-нравственного, состояния еврейского народа в 40–66 главах и в неоспоримо-подлинных речах Исаии. Писатель 40–66 гл. преимущественно останавливается на идолопоклонстве, распространенном среди его соотечественников. Обличая и описывая различные виды его, пророк упоминает о священных рощах и дубравах, о высотах и пещерах с идолами, о разных золотых, серебряных и деревянных идолах, пред которыми израильский народ совершал мерзости богоотступничества (41:22–23, 57:5–7, 65:3–4). Чтобы отвлечь современников от глупого идолопоклонства, пророк подробно описывает процесс изготовления идолов металлических и деревянных и говорит о бессилии идолов пред могуществом Иеговы (40:18–20, 41:22–23, 44:11–17, 46:6–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Но один ли Моисей сказал это? Никак, но и после него то же подтвердил Исаия. Потому Павел и сказал: «первый Моисей», показывая, что есть и второй, говорящий о том же самом яснее и внятнее. И как выше сказал: «вопиет… Исаия» ( Рим.9:27 ), так и здесь: Рим.10:20 Исаия же дерзает и глаголет. Это значит, что Исаия старался и употреблял все меры к тому, чтобы не выразиться темно, а представить дело пред взорами нашими во всей наготе, предпочитая лучше подвергнуться опасности за то, что сказал ясно, нежели, заботясь о собственном спасении, оставить вам какой-нибудь предлог к извинению; и хотя пророк и не обязан был говорить об этом так ясно, однако же он, чтобы совершенно заградить вам уста, обо всем предсказывает вполне ясно и определенно. О чем же – обо всем? И о вашем падении, и о введении язычников, говоря так: обретохся не ищущым Мене, явлен бых не вопрошающым о Мне. Кто же эти не искавшие и не вопрошавшие? Очевидно, что не иудеи, а язычники, которые никогда не знали Бога. Как Моисей отличительный их признак выразил словами: «о не языце», и: «о языце неразумне» ( Рим.10:19 ), так и Исаия изображает здесь то же их свойство – незнание в крайней степени. Это и было самым важным обвинением для иудеев, что не искавшие нашли, а искавшие потеряли. Рим.10:21 Ко Израилю же глаголет: весь день воздех руце Мои к людем непокоривым и пререкающым. Замечаешь ли, что то, что затрудняло и о чем многие недоумевали, было известно и раньше и ясно разрешено было еще в пророческих писаниях? Что же это такое? Ты слышал, что Павел говорил выше: «что убо речем? Яко не гонящии правду постигоша правду: …Израиль же, гоня закон правды, в закон правды не постиже» ( Рим.9:30–31 ). То же говорит здесь и Исаия, – слова: «обретохся не ищущым Мене, явлен бых не вопрошающым о Мне» ( Рим.10:20 ) – значат то же, что и сказанное апостолом: «языцы, не гонящии правду постигоша правду».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Трудно выяснить, какое именно из пророчеств Исаии относится к этому времени. Отклик о восстании в Азоте виден лишь в гл. 20. Там рассказывается о символическом действии, с помощью которого пророк возвещает поражение филистимлян, высмеивая их напрасные надежды на помощь Египта. И действительно, египтяне даже не приняли участия в сражении. Сарагон II быстро одержал победу над Азотом, Иудея не была завоевана, но попала в зависимость. Несколько лет проходит довольно спокойно, но в 705 году смерть Сарагона II вызывает новое восстание с гораздо более тяжелыми последствиями. Начинается подготовка к восстанию, от которого Исаия также старается отвратить, поскольку все эти приготовления принимаются без учета Божественной воли, без обращения к Богу. В период открытой подготовки к восстанию иудеи посылали гонцов в Египет за помощью. Исаия осуждает такие действия. «Союз с Египтом, – говорит он, – равносилен отсутствию доверия к Богу». Таким образом, происходит обожествление могущественных держав, поклонение им вместо Бога. Иудеи, проводя такую абсурдную политику, впадают в грех идолопоклонства. Исаия это о том, что народ заслуживает наказания. Видимо, Исаия после этого на некоторое время замолчал, но это продолжалось недолго. События заставили пророка вновь заговорить. Сеннахирим вторгается в Иудею в 701 46 крепостей, в том Лахис, откуда он посылает в Иерусалим сдаться. Кстати говоря, недавно делали раскопки в о чем повествует Исаия, было обнаружено. Требование о сдаче Иерусалима приводит к глубокому изменению позиции Исаии. Он ставит подпись под призванием о неподчинении также, чтобы не обольщались бы потому что не Езекия спасают, а Господь спасет. «Спасли ли боги народов каждый свою землю от руки царя Ассирийского», – говорит он. Перемену в позиции Исаии можно рассматривать так, что раньше он видел Ассирию, как орудие в руках Бога, теперь же он осуждает ее за Прервав молчание, Исаия вновь нападает на Великую империю в целом ряде пророчеств, которые можно отнести к его раннему периоду – это гл.10, Но, однако, в этих же главах он возвещает о спасении Иерусалима (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Смерть ассирийского царя вскоре после этого (727) пробудила надежду у самарийского владыки, и он попытался восстать. На протяжении всего этого времени Исаия не переставал порицать безумную политику, основанную на лживой поддержке Египта, политику, которая должна была вести к окончательному разрушению Израильского царства: Ногами попирается венок гордости пьяных Ефремлян ( ). Его свергнет Ассур, как град внезапно опустошает урожай и как летняя гроза опрокидывает дома. В самом деле, после трехлетней осады (см.: ) гордая Самария была разрушена ассирийцами (721). Но Исаия провозгласил, что после того как ассирийцы временно послужат орудием Божией ярости, они в конце концов будут сокрушены Еммануилом (см.: ). После падения Северного царства Исаия перестал пророчествовать до первых времен царства Езекии (ок. 713). Соседние с Израилем народы по наущению Египта предложили Иудее снова войти в союз против ассирийского угнетателя. В течение трех лет Исаия ходил по улицам Иерусалима нагой и босой в знак и предзнаменование того, что пустые надежды на помощь Египта приведут только к разрухе, изгнанию и нищете (см.: ). Предсказание скоро подтвердилось, когда в Филистии был взят Ашдод (711), попытавшийся восстать против Ассирии с помощью Египта. Затем также были разорены Моав, Едом и Вавилония. После смерти ассирийского царя Саргона II (705) престол занял его сын Сеннахериб. Многие народы восстали по инициативе филистимлян и финикийцев. Езекия отказался довериться Богу и вошел в союз, несмотря на свое чудесное исцеление и на знамение, посланное Богом, когда по указанию Исаии солнечная тень отошла на десять ступеней (см.: ). Он приказал Иерусалиму готовиться к осаде, отремонтировал крепостные стены, удвоил укрепления и вырыл подземный канал для подачи воды в город. Как неподкупный защитник Божиих прав, Исаия вышел из забвения и стал укорять иудеев, что они столько сил тратят на приготовления, вместо того чтобы плакать, печалиться и каяться. Пророк изо всех сил разоблачал их ложные надежды, которые они возлагали на колесницы и коней египетских, тогда как этот народ им не приносит ни помощи, ни пользы, а только стыд и смятение. При этом они не надеялись на Бога Израиля, хотя Он никогда не нарушает Своего слова и, как огненный поток, опрокидывает все надменные власти мира сего (см.: ). Исаия тогда произнес страшный приговор: Не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрете ( ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В эти годы пророк Исаия заботится не только о душе еврейского народа, но призывает и к национальной независимости. Он говорит, что иудеи не должны забывать о грядущем Мессии, Спасителе, Который родится от Девы ( ), указывает на опасность потерять истинную веру от неправедного союза с языческим народом. Всю надежду следует возлагать только на грядущего Эммануила (нечестие Ахаза описано в 2 кн. Парал. гл.28). Большое значение имело служение пророка Исаии при следующем благочестивом царе Езекии (716–687). Исаия был другом и советником этого царя, и вместе с ним призывал народ поклоняться истинному Богу, уничтожал языческие капища, предметы идольского служения. Но, к сожаление народ слишком был привязан к идолослужению и благой пример царя не имел большого успеха. Официально народ исповедовал истинную религию, а дома, тайно, продолжал чтить идолов. Потому то после смерти Езекии идолопоклонство при нечестивом Манассии вспыхнуло с небывалой силой. Господь наказывает Иудею нашествием ассирийских войск. Иудея была опустошена и лишь Иерусалим чудесным образом был спасен от разграбления. В эти дни Исаия ревностно призывает к покаянию и надежде на Бога Израилева. В одну ночь Ангел поразил 185 тысяч лучших ассирийских воинов, окружавших Иерусалим. Исаия – свидетель продления жизни царя Езекии на 15 лет. Позже он обличает Езекию за неразумное хвастовство своими богатствами перед вавилонскими послами. Предсказывает вавилонский плен. В эти годы Исаия произносит большую часть утешительных пророчеств, изложенных в последних 27 главах книги (40–66). Последние годы служения пророка Исаии совпали с началом правления нечестивого царя Манассии (687–642). Религиозно-нравственное состояние иудеев было в эти годы крайне низким. Манассия превзошел всех идолопоклонников. Идолопоклонство он вводил насильственным путем и «довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых» ( ). Пророк грозно обличал нечестие царя и народа, за что, по преданию, претерпел мученическую кончину (=680 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

В те дни заболел Езекия смертельно 458 . Пророк Исаия сказал ему, чтобы он готовился к смерти, и вышел от него. Езекия со слезами стал молиться Богу, чтобы Он продолжил его жизнь. Тогда Исаие было слово Господне, он воротился и сказал Езекии, что он исцелится, на третий день пойдет в дом Господень и проживет еще 15 лет. Езекия попросил знамения. Исаия сказал ему: «Вот тебе знамение: хочешь ли, чтобы солнечная тень прошла вперед или воротилась назад на 10 ступеней?» Езекия сказал: «Пусть тень воротится назад на 10 ступеней». Исаия помолился, и солнечная тень воротилась назад на 10 ступеней на солнечных часах Ахавовых 459 . Потом Исаия приказал приложить к нарыву, которым страдал Езекия, пласт смокв 460 , и царь выздоровел. Знамение, произведенное молитвой Исаии, было замечено в Вавилоне, и чудесное выздоровление Езекии стало там известно. Царь вавилонский Беродах-Баладан послал к Езекии послов с письмом и дарами поздравить его с выздоровлением и спросить о знамении 461 . Езекия, вместо того, чтобы перед послами прославить Бога, Бога как заступника и Спасителя своего, показал им все богатства свои. Тогда пришел к нему пророк Исаия и сказал, что все это взято будет вавилонянами, и даже дети его будут отведены в Вавилон. Последние 15 лет царствования Езекии были самым благополучным временем для Иудейского царства (Езекия царствовал 29 лет; Парал. 29–32; ). Манассия. Амон Манассия, сын Езекии, вступивший на престол в 12 лет и, вероятно, развращенный своими воспитателями, восстановил поклонение Ваалу, Астарте, Молоху и всему воинству небесному (небесным светилам), поставил идола Астарты в храме Господнем, проводил сыновей своих через огонь в долине Енномовой, предался волхвованию и совратил своих подданных до того, что они поступали хуже хананеев. Пророков и почитателей истинного Бога он предавал смерти. За это Бог привел на него военачальников царя ассирийского, которые захватили его, заковали в кандалы, оковали цепями и отвели в Вавилон 462 . В плену Манассия покаялся 463 , и Бог возвратил его в Иерусалим на царство. После этого он очистил Иерусалим от идолов и восстановил служение истинному Богу. (Царствовал 55 лет.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Благоговея перед памятью великого нашего митрополита Филарета, мы тем не менее удерживаем взгляд наш на Ахаза. 13 . Тогда сказал Исаия: слушайте же дом Давидов: разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Прежде всего следует обратить внимание на то, что Исаия отворачивается от Ахаза; он перестает говорить ему и начинает произносить следующее таинственное пророчество не для него, а для дома Давидова, к которому он и обращается. При этом он называет Бога т. е. Богом Исаии, намекая, что для неверующих нет счастья познавать и любить Бога и уповать на Него. Исаия обращается к дому Давидову, потому что Господь глаголал Давиду: будет непоколебим дом твой и царство твое навеки пред лицом Моим, и престол твой устоит во ( ). Мы должны напомнить, что и Пресвятая Дева Мария и нареченный на земле отец Господа нашего Иисуса Христа были оба из дома Давидова 478 . Итак, Исаия говорит, обращаясь к роду Давидову, к многочисленным родственникам царя, среди которых конечно стоит наследник престола Езекия, которому должно было быть по рассчету (ср. 4Цар. 18с ) лет одиннадцать. Пророк хочет вдохнуть в них веру в обетования Божии и упование на милосердие Его. Несомненно, что слово его пало на хорошую землю в сердце Езекии: что он помнил слова Исаии, видно из слов его в по поводу нашествия Сеннахерима, когда он, укрепляя народ в уповании на Бога, употребляет и слово Имману-Ель: нами которое произнесено Исаией во время нашествия Рецина и Факея, – хотя не с тем великим значением, с которым произнес его пророк 479 . Последняя часть 13 стиха представляет трудности; но кажется мысль та, что Исаия спрашивает неверующего Ахаза и советников его, что не думают ли они, что, огорчая его, смертного, они могут огорчить Предвечного? что, ослабляя своим упорством силы слабого смертного, они могут обессилить Всемогущего? Но не утомляется и не ( ) и не только всемогущество Его бесконечно, но и самое милосердие Его к кающимся неистощимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010