Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Исаии Введение Автор Исаия принадлежал к иудейской аристократии, был высокообразованным человеком и призванным пророком Божиим. По преданию, пророк Исаия умер мученической смертью во время правления царя Манассии, сменившего на престоле царя Езекию (ср. Евр. 11,37 ). Время и обстоятельства написания Исаия был призван к своему служению в год смерти иудейского царя Озии, который царствовал с 780 по 740 г. до Р.Х. Служение пророка приходится на период правления четырех иудейских царей: Озии (ум. в 740 г. до Р.Х.), Иоафама (750–735 гг. до Р.Х.), Ахаза (735–715 гг. до Р.Х.) и Езекии (729–686 гг. до Р.Х.). Он был свидетелем нашествия сирийских войск в союзе с ефремлянами (израильтянами) (734–732 гг. до Р.Х. гл. 7–9); восстания против ассирийского владычества (713–711 гг. до Р.Х. гл. 10–23); ассирийского нашествия и осады Иерусалима (705–701 гг. до Р.Х. гл. 28–32, 36–39). Исаия видел отступничество царей и нечестие народа, и в гневных пророчествах, обличая язвы Иудеи и Израиля, предупреждал о бедах, которые постигнут народ Божий. На протяжении второй половины VIII в. до Р.Х. пророк обличал лицемерных (1,10–15), алчных (5,18), потакающих своим прихотям (5,11), циничных (5,19) правителей, которые своей развращенностью привели народ в состояние нравственного упадка. Пророк предсказал Божий суд, который окончательно решит как судьбу недостойных правителей (6,1–10), так и судьбу всего народа (5,26–30). В 722 г. до Р.Х. Израиль был изгнан со своей земли, а царь Езекия едва избежал ассирийского плена (36,1 37,37). Трагическое предсказание пророка о том, что израильский народ со всеми его богатствами в назначенное Богом время будет уведен в Вавилон (39,6–7), стало основой дальнейшего служения Исаии, который был призван утешить и воодушевить скорбящих в плену (40,1). В серии пророчеств, всеобъемлющих и одновременно конкретных, Исаия предсказал падение языческого Вавилона (46,1 47,15) и спасение остатка Израиля. Более чем за сто лет до воцарения Кира он возвестил о том, что этот персидский царь будет Божиим помазанником и посланником, который возвратит остаток Израиля в обетованную землю (44,26 45,13). Исаия предсказывал пришествие Слуги-Спасителя, более великого, нежели Кир. Этот безымянный Раб принесет народам праведный суд (42,1–4), установит новый завет с Господом (42,5–7), станет светом для язычников (49,1–7), возьмет на Себя грехи всего мира и воскреснет из мертвых (52,13 53,12). Новый Завет отождествляет Слугу-Спасителя с Господом Иисусом Христом, Который есть Сам Господь во плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Некогда пророк Исаия увидел Господа Саваофа «на Престоле высоком и превознесенном, и вокруг Него стояли Серафимы», и слышал, как Он говорил: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» Дерзнул святой Исаия и сказал: «Вот я, пошли меня. И сказал Он (Господь): «Пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите», – и прочее ( Ис. 6:1–2, 8–9 ). Пошел святой Исаия, посланный Богом к людям израильским. Смотрю на него и вижу, что он в своей руке несет чашу с каким-то питьем. Мне кажется, что это Бог пожаловал людям Своим израильским и послал им от обеда Своего чашу какого-то прекрасного питья в знак Своей милости. Пришел Исаия с той чашей сначала в страну Завулонскую и Неффалимскую и воззвал, говоря: «Испей ты прежде это вскоре, страна Завулонская и земля Неффалимская» ( Ис. 9:1 ). Любопытство меня влечет, и я хочу знать, какое это питье, которым пророк Божий потчует от Бога людей Божиих. Смотрю я на конец восьмой главы, как на верх чаши, и жду, что это будет или мед сладкий, или рейнское прекрасное, или «ссект», или «петерцамент», или что-либо иное драгоценное. Но вот я вижу противоположное, вижу некую самую ужасную полынную горечь, ибо пишется так: «Вот – горе и мрак, густая тьма» ( Ис. 8:22 ). Это прежде вскоре испей, страна Завулонская и земля Неффалимская! Благодарю тебя, святой пророк, за то, чем ты жалуешь, ты велишь пить горе и мрак, густую тьму. Какая же сила этого питья? В чем тайна этих слов? Посмотрим на дно и внемлем тому, что после сего говорит пророк: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи» ( Ис. 9:2–3 ). Посмотрим на силу горького полынного питья. «Будете пить, – говорит, – тьму, а увидите свет. Будете пить печаль, а найдете веселье. Будете пить горе, а получите радость. Будете пить тесноту, а окажетесь на просторе. Будете пить горечь, а наполнитесь сладостью. «Со слезами посеете, но с радостью пожнете» ( Пс. 125:5 ) плоды рук своих». Нет времени исторически истолковать эти пророческие слова, духовно же они вкратце изъясняются так: чаша бедствий и скорбей, которую Божиим попущением наполняют нам наши недруги и велят ее пить, – горька, но если мы выпьем ее ради любви к Богу терпеливо и любя наших врагов, то она превратится для нас в вечную сладость и принесет нашим душам вечное здравие. Итак, будем любить наших врагов и терпеть от них (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Глава 13 1–5. Господь собирает войска для исполнения Его приговора над землей. 6–13. День Господень. 14–18. Взятие Вавилона мидянами. 19–22. Запустение Вавилона. Предварительное замечание. С 13-й гл. и по 23-ю у Исаии идут речи, возвещающие будущую судьбу некоторых, известных в то время евреям, иноплеменных народов (исключая гл. 22-ю, посвященную изображению судьбы Иерусалима). В этих пророческих речах главным образом изображаются те бедствия, какие, волею Всевышнего, разразятся над враждебными избранному народу государствами. Но по местам пророк раскрывает и то радостное будущее, какое ожидает язычников после того, как они испытают на себе праведный суд Божий. Спрашивают: для чего пророк, живший в Иудее, столь внимательно изображал будущую судьбу тех народов, которые, по дальности, не могли и знать о его пророчествах? Ответом на это могут служить следующие соображения: а) те иноплеменные народы, которых будущую судьбу изображает Исаия, стояли в тех или иных отношениях к народу еврейскому и то, что совершалось важного в Иудейском государстве, должно было доходить и до их слуха. Между тем речи вдохновенных пророков представляли собою явление поразительное и для язычников, которые не могли вовсе не признавать значения за посылавшим этих пророков Господом. Следовательно, и речи о судьбе языческих государств, произнесенные таким великим пророком, как Исаия, могли доходить до слуха язычников и внушать им более скромные понятия о своих силах и значении в мире; б) самим иудеям чрезвычайно важно было знать судьбу, какая ожидала языческие государства, потому что на эти государства евреи смотрели или как на врагов своих, или же как на друзей. Пророк Исаия и показывает в своих речах о судьбе языческих народов, что их власть и сила – недолговечны и что евреям, с одной стороны, не следует очень горевать при мысли о том, что эти народы подчинят себе Израиля и что, с другой стороны, Израилю нет надобности искать опоры у этих ненадежных государств. Ис.13:1–5 . Пророк, то говоря от своего лица, то изображая говорящим Самого Господа, описывает собрание армий, идущих из отдаленных стран, чтобы, в исполнение воли Вышнего, поразить Вавилон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Пророк Исайя – Алексей Сергеевич, вы ведь тоже придерживаетесь этой точки зрения? Почему? Заодно – что можно сказать об эпохе, в которой жил и действовал пророк Исаия и о нем самом и его возможных последователях? – Пророк Исаия или, если мы примем концепцию нескольких авторов, Протоисаия жил во второй половине восьмого века до Р.Х.; годы его пророческой миссии – примерно с 740-го года по 690-й: однозначно датировать события ветхозаветной истории мы вообще не можем – по той причине, что годы правления иудейских царей исследователями датируются по-разному. Но, если примерно, год смерти царя Озии и год призвания Исаии – 740-й до Р.Х. Служение пророка совпало с годами правления четырех иудейских царей: Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии. 690-й – это один из последних уже годов правления Езекии. Здесь есть некая историческая символика: Озия считается одним из наиболее успешных царей разделенной монархии 1 , а с его смертью наступает эпоха испытаний, на смену процветанию Иудейского царства приходят бедствия. Религиозная ситуация периодически меняется: Ахаз – один из самых нечестивых царей из иерусалимской Давидовой династии, а Езекия – один из самых праведных и благочестивых. Исаия равно несет свою миссию, исполняет свой долг перед Богом и при плохом, и при хорошем царе; и в благополучии, и в скорби. Это очень сложный период для Иудейского царства: усиливается ассирийская держава (Ассур), она начинает активную экспансию. Для многих государств Востока встает вопрос о выживании. Северное еврейское царство – Израиль – с политической карты тогдашнего мира исчезает (см.: 4Цар. 17, 23 – уведен из земли своей в Ассирию, где он и до сего дня). Южное – Иудея со столицей в Иерусалиме – попадает под власть Ассура, но ей удается сохранить формальную автономию. Что известно о самом Исаие? Он жил в Иерусалиме; есть предположение, что он мог быть родственником иудейских царей, во всяком случае, был к ним вхож; в 8-й главе книги он общается с первосвященником Урией. У Исаии была жена, которая в книге именуется пророчицей, и как минимум два сына. Имена сыновей символические: Шеар-Ясув («Остаток спасется», см.: Ис. 7, 3 ) и Магер-шелал-хаш-баз – это предупреждение о том разорении, которому подвергнется Израиль от ассирийцев: ибо пре­жде, нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя,– богатства Дамаска и добычи Самарийские по­несут перед­ царем Ассирийским ( Ис. 8, 4 )

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Пророк, пророчица (Prophet, prophetess) Пророк – видная фигура в Ветхом Завете. Между личностями и служениями конкретных пророков существуют значительные различия: неистовый и несколько замкнутый Илия ( 3Цар.17–19 ), по-пастырски чувствительный Елисей ( 4Цар.4 ), Амос с развитым чувством социальной справедливости, мудрая правительница Девора ( Суд.4–5 ), известная пророчица-богослов Олдама ( 4Цар.22 ), выдающийся придворный Исаия, печальный провидец Иеремия, уведенный в плен священник Иезекииль – это имена лишь некоторых из них. Но несмотря на все различия, этих людей объединяет четкое осознание роли пророка. Такие пророки как Илия и Елисей предстают смелыми личностями в посвященных им рассказах. Безликими не выглядят даже пророки, оставившие «классическое» литературное наследие, и хотя нам почти не известны подробности их жизни, их индивидуальность так или иначе проявляется. Любопытно отметить, что, хотя среди пророков намного больше мужчин, чем женщин, вопрос о половой принадлежности никогда не поднимается. К статусу пророчицы не относятся как к чему-то неприемлемому или низшему по положению, наоборот, присутствие женщин рассматривается как само собой разумеющееся, как и их способность внимать Богу и говорить от Его имени. Пророк – это человек, близкий к Богу. От него ожидается, что он способен различать мысли Бога о конкретной ситуации, Его отношение к поведению людей в прошлом, Его требования к ним в настоящем и Его действия в будущем. Пророк – это живой пример проницательности, посвящения, святости и преданности ( Втор.18:15–22 ; 4Цар.4:9 ). Пророк – это человек, обладающий особым призванием видеть или слышать, что говорит Бог, переживать это и провозглашать окружающим его людям. Пророк отделяется, призывается и посылается Самим Богом ( Иер.1:5; 7:25 ; Евр.1:1 ). Пророков можно охарактеризовать как помазанных, и в их посланиях часто присутствует элемент крайней настоятельности; они настолько остро воспринимают свое послание или свою миссию, что не могут сдерживать себя. Поэтому пророк служит напоминанием, что у Бога есть определенные намерения в отношении людей, что Бог предъявляет людям определенные требования, что Бога заботят их дела и главное, пожалуй, что Бог действительно хочет общаться с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 22. Осада и разорение Иерусалима. Низвержение царедворца Сомнана и поставление на его место Елиакима Пророчество о долине видения. Долина, называемая Сионской, пролегала среди Иерусалима, с северо-запада на юго-восток; с одной стороны, юго-восточной, она ограничивалась склоном горы Сион, по имени которой и называлась, а с другой, северо-западной, определялась склоном горы Акры. В еврейском тексте она называется «долиной видений», вероятно, потому, что в этой долине жили прозорливцы – пророки, и, между прочим, сам пророк Исаия (на что в его книге есть, по-видимому, косвенное указание, гл.7:3). Эта долина была средоточием общественной городской жизни Иерусалима; здесь, при всех будущих событиях имели быть народные собрания; здесь имели быть и всяческие приготовления средств защиты города на время осады (запасы хлеба и воды, ср.ст.11); здесь же, в случае несчастного исхода обстоятельств, имело быть и самое страшное кровопролитие. Посему сюда именно, как в средоточие Иерусалима, и обращается пророк Исаия со своею проповедью. 1. Что с тобою, что ты весь взошел на кровли? (Что бысть тебе, яко ныне возлезосте вси на храмины тщетныя?) Когда происходил пожар в городе или приближалось враждебное войско, или вообще совершалось какое-либо неожиданное событие; то жители восточных городов всходили на плоские кровли своих домов, чтобы видеть, откуда грозит и какая именно опасность: и чем больше была эта опасность, тем больше было и зрителей. Пророк Исаия, созерцая скоро будущее приближение Ассирийского войска к Иерусалиму и осаду города, со всеми её ужасными обстоятельствами, видит, как жители взбежали на кровли своих домов, смотрят вдаль, желают усмотреть, с какой стороны наступает опасность, чтобы отвратить ее. Но тщетны храмины (кровли) Иерусалима: находясь на них, граждане только увидят опасность города, а предупредить, предотвратить и отразить ее не смогут, потому что сильнейшее войско неприятелей совершенно беспрепятственно окружит Городские стены. 2. Город шумный, волнующийся, город ликующий! Пораженные твои не мечом убиты и не в битве умерли. (Наполнися град вопиющих, уязвленнии твои не мечьми уязвлени, ниже мертвецы твои умерщвлени ратию).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава 15 1–9. Бедственная судьба моавитян. Ис.15:1 . Пророче­с­т­во о Моаве. – Так! ночью будет разо­рен Ар-Моав и уничтожен; так! ночью будет разо­рен Кир-Моав и уничтожен! Исаия видит в своем пророческом созерцании так высоко о себе думавших моавитян в самом жалком положении. С севера на Моавитскую землю напали враги, опустошающие моавитские города и тучные моавитские пажити и повсюду разносящие смерть. Слышатся громкие жалобные крики моавитян от одного конца их земли до другого. Даже воины моавитские пришли в отчаяние и толпы моавитян бегут к югу, надеясь найти себе убежище в южных крепостях, а другие прямо переходят за границу своих владений, в страну Едома. Города моавитские при этом пророк перечисляет в порядке их важности. Моавитяне были в родстве с Израилем ( Быт.19:30–38 ), но и внутренне и внешне – были чужды ему и даже всегда враждебны, к чему, конечно, подавала повод смежность владений моавитских с владениями колен Гадова (к северу) и Рувимова (к югу). Моавитяне долгое время после поселения Израиля в Палестине сохраняли свою самостоятельность и даже после смерти судии Израильского Гофониила в течение 18-ти лет угнетали Израиля ( Суд.3:11–14 ), и только Давид сделал их своими данниками ( 2Цар.8:2 ). Царь моавитский Меша, за 900 л. до Р. Х. снова завоевал для своего народа самостоятельность ( 4Цар.1:1 ; 4Цар.3:4 и сл. ср. надпись на памятнике царя Меши – Христ. Чтение 1870, ст. проф. Хвольсона: новооткрытый памятник царя Меши) и даже завладел некоторыми участками Гадова колена. В последующее время моавитяне еще более расширили свою область, как это видно из того, что Исаия изображает их обладателями г. г. Есевона и Елеалы, еще не принадлежавших царю Меше. На некоторое время царь израильский Иеровоам II восстановил власть Израиля над Моавом ( 4Цар.14:25 ), но при наступившем быстро по смерти этого царя ослаблении Израильского царства моавитяне снова окрепли. На пользу им послужили и те переселения, какие имели место по отношению к подданным Израильского царя при царе ассирийском Тиглат-Пилезере (734 г.), когда выведено было в Ассирию и много израильтян из-за иорданской области ( 4Цар.15 и 1Пар.5:6, 26 ) – и при Саргоне (в 722 г.). Моавитяне тогда возгордились, и Исаия вполне благовременно обратился к ним с грозными предвещаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Предисловие на Номоканон Преосвященным архиепископом, и митрополитом, Боголюбезным епископом, преподобнейшим архимандритом, благоговейным игуменом, и преподобным священноиноком. Пречестным протопопом и честным иереом, православным святыя апостольския восточныя церкве сущим поклонником и чистителем, душ человеческих истинным пастырем, и тайнам строителем, о всем всегда достоит хранити, яко же Исаия пророк вопиет к нам глаголя. Возопи крепостию, и не пощади, яко и трубу вознеси глас свой, и возвести людем Моим грехи их, и дому Ияковлю беззакония их [Исаия 58]. Уклонивыи ухо свое, еже не послушати закона, и сей молитву свою омерзил есть [ Притч. 28 ]. Предисловие В лепоту убо судихом в книгу Номоканона сего сотворити предисловие о преосвященнии, и боголюбезнии, преподобнии, и пречестнии священнаго духовнаго сословия, им же строение Церкве, и паства кровию Христовою снабденых овец вручена есть. Понеже бо преумножися всякии грех паче песка морскаго, и беззакония превзыдоша главу, привниде же и дерзновение безмерное, а студ и богобоязние далече отбеже, яко многим противу каноном и совести дерзнути на степень священьства воскочити, ради корысти и тщеславия, но по апостолу [на поле: филиписеом, 3], сицевых и слава в студ их. К сему же и злата и мамоны ради по своей воли и невеждьстве разрешати грехи не удоб решимыя. еже в погибель им яко же и Симону волхву. тем же годе есть не точию словесы от устен, но и писмены грехи и беззакония обличати и запрещати. да грешницы покаяние воспримут, а бес посрамится. не явленныи ибо грех множае растет, язву же и падежь наводит. добре Дух Божии царствующим пророком глаголет, яко же свыше есть зрети. обличю тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя. Той же пророком Исаием трубогласне, грехи и беззакония возвещати повелевает. отнюду же Исаия наг и бос хождаше по граду и обличаше грехи, и проповедаше за сия пленение. Той же Адонай Господь, и усты пророка Езекииля, жителей Иеросалимских, о всех студных и срамных обличаше, хотя привести в покаяние блудящих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/nomoka...

Скачать epub pdf С нами Бог: разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог ( Ис. 8, 9 ). Во время нашествия Мадианитян на землю Израильскую Ангел Господень, явившись Гедеону на гумне и побуждая его к ополчению против врагов, сказал ему: Господь с тобою, сильный крепостию ( Суд. 6, 12 ). Гедеон, присутствием с ним Бога воодушевленный, созвал воинов, и, избравши из них триста мужей безоружных, напал на Мадианитян, уподоблявшихся пругам по множеству, и поразил их как-бы одного человека. Какою же силою победил он врагов отечества? – Силою Бога Израилева, который был с Гедеоном. Пророк Исаия, предвидя рождение от Девы Бога Еммануила и предвещая в Нем подобную победу над языками, воскликнул: с нами Бог , разумейте языцы и покаряйтеся. Подобную, сказал я, предвещал Пророк победу, потому-что и сия победа над языками должна была совершиться тою-же силою, то есть, присутствием Бога с нами, человеками. Что же касается до свойства сей победы, она несравненно славнее, нежели победа Гедеонова, так-как и самое присутствие Божие в предсказываемой Пророком победе, должно было открыться другим, непостижимым для разума образом – явлением Бога во плоти: се Дева зачнет и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил ( Ис. 7, 14 ). Мы празднуем ныне исполнение сего пророчества Исаиина, рождение от Преблагословенной Девы Марии Сына Еммануила, Иисуса Христа, и вместе торжествуем приобретенную в Нем победу над врагами, восклицая с Пророком: с нами Бог , разумейте языцы и покаряйтеся. Раскроем подробнее разум сей пророческой песни. С нами Бог. Присутствие Божие различно. Присутствует Бог существом своим с верными и неверными, и не только с людьми, но и со всеми прочими тварями, не только на небе и земле, но и в самом аде, как говорит о сем Давид: аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во ад, тамо еси ( Псал. 138, 8 ). Присутствие Божие открывается еще в обыкновенных действиях Его промысла: о Нем бо, говорит Ап. Павел, живем, движемся и есмы ( Деян. 17, 28 ). Но не такое всеобщее присутствие Божие разумеет пророк Исаия, когда говорит: с нами Бог. Ибо он представляет Бога присутствующим только с нами, не относя сего к языкам, враждующим с нами, которым повелевает, чтобы покарялись нам, потому-что с нами Бог , а с ними нет Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Gorodk...

1. Этот псалом такого же содержания (как и предыду­щий). В нем пророк изображает победы и трофеи над вра­гами и призывает всю вселенную к прославлению совершив­шегося. Но, может быть, некоторым кажется недостойным начало увещания божественного Духа, и это повеление, – рукопле­скания, клики, шумные возгласы. Может быть, скажет кто-ни­будь: не собирающимся в это почтенное училище, а действую­щим на зрелищах и пиршествах свойственно рукоплескать и производить шум руками; людям, наставляемым благодатью Духа, прилично спокойствие и благочиние. Что же означают эти слова? О каком восклицании и рукоплескании говорит пророк? Действительно, на войне и в сражении есть такой обычай, т.е. восклицать и рукоплескать, чтобы устрашить неприятелей; а мир­ной душе это не свойственно. Между тем псалом призывает к тому и другому – к рукоплесканию и восклицанию. Что же означает сказанное? Означает не что иное, как радость и победу. Так и в другом месте пророк представляет реки рукоплещущими: «да рукоплещут вместе и реки» ( Пс.97:8 ). Также Исаия представляет дерева делающими тоже ( Ис.55:12 ), и Псалмопевец еще в другом месте представляет горы и холмы скачущими ( Пс.113:4 ), не для того, чтобы мы буквально ра­зумели, будто горы и холмы скачут и реки рукоплещут, как бы имея руки, – это было бы крайне безрассудно, – но чтобы ви­дели высшую степень радости. То же самое можно видеть и у людей. Почему же пророк не сказал: радуйтесь и веселитесь, но: «восплещите» и «воскликните»? Чтобы показать нам величайшую радость. Как Христос, когда говорит: «ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» ( Мф.6:17 ), повелевает не на самом деле помазываться, – никто из нас не делает этого, – но показывать радость и веселое расположение духа (ведь Он заповедует поститься с радостью, а не с унынием), – так и здесь заповедуется нам не рукоплескать, но веселиться и радоваться, воспевая псалом. Впрочем справедливо можно ра­зуметь этот псалом более в переносном смысле, возвышаясь над историческими событиями. Хотя пророк начинает речь с чувственных изображений, но он руководит слушателя к духовным предметам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010