оставль их, изыде вон из града в Вифанию и водворися ту.И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь. чтобы ослабить силу их страсти и потушить огонь их зависти. же возвращься во град, взалка: и узрев смоковницу едину при пути, прииде к ней, и ничтоже обрете на ней, токмо листвие едино, и глагола ей: да николиже от тебе плода будет во веки. И абие изсше смоковница.Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. как Христос часто обнаруживал Свое могущество в различных благодеяниях, а в наказании — ни разу, то желает теперь обнаружить и его, чтобы ученики были уверены, что Он может отмстить злоумышляющим иудеям и что не страдал бы против воли. Но показывает Свою силу и в наказании не на человеке, будучи человеколюбивым, а на растении. Поэтому показывает вид, что хочет есть, и идет к смоковнице, не найдет ли чего-либо на ней, как сказал Марк (Мк.11:12, 13). Но Он знал, что ничего не найдет, как об этом сказал тот же Марк, присоединив, что еще не время было собирания смокв (Мк. 11:13). И все это премудро устраивается, чтобы был удобный случай перейти к совершению чуда. От одного слова засыхает смоковница и обнаруживается сила Христа при наказании, что и было при этом целью. Засыхает более сочное из других растений, чтобы совершилось большее чудо. Поэтому не исследуй, почему наказано растение совершенно невинное, но смотри только на чудо и удивляйся Чудотворцу. Наказано оно не потому, что было виновно, но для того, чтобы последователи узнали, что Христос имеет власть и наказывать. Смоковница, украшенная одними листьями, — это иудейская синагога, не имеющая плодов правды, а прикрывающаяся, как листьями, измышленными обрядами, или иначе — Богослужение под законом в сени и телесных образах и иудейские предания. видевше ученицы дивишася, глаголюще: како абие изсше смоковница…Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?: не сейчас, а на следующий день, так как Марк (11, 19—21) сказал: «и яко позде бысть, исхождаше вон из града. И утро мимоходяще, видеша смоковницу изсохшу из корения. И воспомянув Петр глагола Ему: Равви, виждь, смоковница, юже проклял еси, усше». Вспомнив о проклятии, указал Ему на смоковницу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Увидев необычное чудо, удивились Его ученики: Господи, посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла (Мк. 11: 21). На это Иисус сказал: Имейте веру Божию; кто не усомнится в сердце своем и скажет горе: «Ввергнись в море», – сбудется по словам его (Мк. 11: 23). В этом «передвижении горы» – пример, что для веры, свободной от сомнения, нет ничего невозможного. Поэтому и в молитве надо обо всем просить с верой, чтобы получить. Но, как подмечает евангелист Марк, условием действенности молитвы является прощение согрешений своим ближним: если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11: 26). У Господа слова с делами не расходились, поэтому можно предположить, что Он проклял смоковницу «не со зла». Он простил распинающим Его иудеям. И, значит, иссушение смоковницы было делом исключительно символическим – как знак Божественного могущества Христа, Сына Божия. Можно задать и еще один вопрос: почему же древом проклятия стала смоковница, инжир? По Ветхому Завету, смоквам приписывалась целебная сила, в частности считалось, что «пласт смокв» заживляет нарывы (см.: Ис. 38: 21). Смоковница принадлежала к числу семи растений и продуктов, символизирующих богатство земли обетованной (см.: Втор. 8: 8). Смоковницы сажали в виноградниках (см.: Лк. 13: 6), чтобы виноградная лоза обвивала ствол дерева. Выражение «жить под виноградником и смоковницей» иносказательно означало мир и благосостояние (см.: 3 Цар. 4: 25; 4 Цар. 18: 31; Мих. 4: 4; Зах. 3: 10). Но помимо природных свойств, смоковница имела еще и символическое значение. Для учителей Израиля, раввинов, она стала символом мудрости. В одном из трактатов Талмуда зафиксировалось такое высказывание рабби Йоханана: «Как смоковница – во всякое время, когда человек прикасается к ней, находится на ней плод; так и слова Торы – во всякое время, когда человек произносит их, находится в них смысл» (Эрувин 54 а, б). Иудейский мудрец обещает плоды от закона Моисеева – «во всякое время». В этом видится некий максимализм, ведь зимой смоковница плодов не дает. Когда же Христос в апреле пришел к некоей подающей надежды смоковнице искать плодов, Он не нашел ничего. Символически – Он не нашел того доброго плода, который обещали раввины «во всякое время». И в противовес их претензиям на максимальную мудрость Господь заявил: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21: 19).

http://pravicon.com/info-1575

Глава 16 Проклял смоковницу» (ср. Мф.21:19 ), потому что написано так: «когда будешь собирать жатву с поля твоего, оставляй то, что останется, ...и когда будешь обивать маслины твои, делай так же; так делай и во всем, чем владеешь» (ср. Втор.24:19–21 ). Но владелец той смоковницы презрел этот закон непослушанием, и когда Господь пришел и никаких оставленных плодов не нашел на ней, то проклял ее, чтобы владелец (смоковницы) не съедал более от плодов ее, так как ничего не оставлял сиротам и вдовам. Подобным образом Гергесеяне решились не выходить (навстречу) Господу; посему потопил свиней их, чтобы побудить их, даже против воли, выйти к Нему. Так и владелец этой смоковницы решил не приходить к Христу, а Он (Христос) иссушил смоковницу, чтобы он против воли пришел к Нему, потому что Господь во всех случаях желал спасения людей. Затем, когда сказал: «разрушьте храм сей, и Я в третий день воздвигну его» (ср. Ин.2:19 ), – то ответили Ему: «сорок шесть лет... строился... храм... сей,.. Ты ли в третий день воздвигнешь его?» (ср. Ин.2:20 ), – откуда явствует, что они не верили в Него. А когда показали Ему на украшение храма, сказал: «придут дни, когда (храм) будет разрушен и Иерусалим низвергнут» (ср. Лк.21:6 ). Итак, чтобы показать власть Божества Своего, проклял смоковницу, и она засохла, дабы посредством настоящего, которое видели, они поверили и тому, что предстояло увидеть. И (еще) проклял ее, чтобы впредь не рождалось на ней плода по закону (естественному), так как она не исполнила закона (Моисеева) 238 . Несвоевременно же 239 искал плода на этой смоковнице для того, чтобы она сделалась образом Того, Который в свое время ослабил и разрешил закон. Ведь если бы в надлежащее время искал плода на смоковнице, то никто бы не подумал, что она служила образом и символом. В смоковнице явно обличил город Иерусалим, где искал любви, но он (Иерусалим) обнаружил ненависть к сотворившим плод покаяния 240 . Взалкал и поспешно пришел к смоковнице, которую и проклял, не найдя на ней ничего. Голод, конечно, принадлежал телу, когда именно естественная необходимость вызвала его, но то, что Он искал плода не в надлежащее время, как могло сие случиться с Тем, Кто знал даже сокровенное сердца? Итак, пойми: Господь проклял смоковницу не ради Своего голода, так как, хотя (тогда) и было бы время (созревания) плодов, все-таки Ему не надлежало иссушать и уничтожать смоковницу (только) потому, что для Него не оставлены были плоды, каких искал.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Я тоже не понимаю, почему ее проклял Господь. Какие может принести если еще не время? - Я понимаю. Смотрите. Смоковница - дерево, которое плодоносит всегда. То есть примерно 11 месяцев в году на смоковнице есть плоды. Один зеленый, другой уже чуть-чуть набирается фиолетового цвета. Третий уже такой зрелый, даже лопается от сока и падает там, отделяется. То есть смоковница это мистическое растение. Мы не знаем, какие растения были в раю, но мы точно знаем, что там были Потому что когда Адам и Ева согрешили, нарушили Божью заповедь - устыдились и опоясались смоковничьими листьями. Смоковница имеет жесткие большие Такие, как кленовый лист по форме, но тверже и больше. И смоковница Иакова постоянно приносит плоды. То есть ты приходишь к ней - почти что не бывает, чтобы на ней не было спелого плода. Один завязывается, другой развивается, третий синеет, четвертый уже лопается от сока. Поэтому есть здесь некий символ. Смоковница бесплодная - символ еврейской синагоги, которая должна была быть верной Христу и узнать Его. И познать Его. Но она была неспособна к этому, и поэтому они Христа не познали. И в этом смысле они, евреи - смоковница, которая бесплодна и проклята. «Да не будет тебе плода во веки». То есть ты была плодовита раньше, а теперь все. Здесь есть несколько действий. Одно из действий - Христос показывает власть умершвлять. До сих пор Он всех исцелял, Он открывал слепым глаза, Он выпрямлял горбатых, Он бесов изгонял и кормил людей, по водам ходил, поднимал мертвых. А здесь Он показывает власть не исцелять, проклинать. У Него есть такая власть тоже. Божья власть это двоякая власть: Я исцелю, и Я наведу болезнь. Я дам жизнь, и Я тебя умерщвлю - так пишут книги Христос за всю Свою жизнь на земле показал, что Он умеет не только исцелять, но так же и умерщвлять.

http://radonezh.ru/analytics/o-starosti-...

Некоторые же говорят, что дерево смоковницы обозначает Иерусалим, так как он не дал плода, и (потому), говорят, в (образе) смоковницы проклял Иерусалим, и Кто, утверждают, алкал, Тот алкал покаяния и пришел, чтобы найти его у Иерусалимлян – и не нашел. К этому присоединяют другое изречение: «у одного человека была смоковница ...в винограднике своем» (ср. Лк.13:6 ), – и то и другое относят к городу Иерусалиму. Но если Он искал плода именно от Иерусалима, то почему проклял его, чтобы низвергся, под образом смоковницы, для которой не настало еще время, чтобы дать плод? А если не настало время его, то как понять слова апостола: «в конце времен послал... Бог Сына Своего» (ср. Гал.4:4 )? И так как пришествие Единородного произошло в надлежащее время, то почему смоковница в непригодную для плодов пору сравнивается с городом Иерусалимом, для которого настало время плодам? Приложим же большее старание к этому месту Писания, чтобы найти в нем решение нашего вопроса. Вот о Господе, входящем в город Иерусалим, написано: «увидел Господь его и заплакал о нем, и сказал ему: о, если бы... ты... узнал... сей... день твой» (ср. Лк.19:41–42 ). Итак, если настал день его, то насколько более (настало) и время его? Однако для смоковницы не (настало) время свое, откуда явствует, что иное – смоковница, и иное – Иерусалим. Из сего исследования о смоковнице уразумеваем, что она не означает города Иерусалима, как говорят некоторые. Таким образом, вероятным становится, что в то время апостолы по обычной своей простоте были заняты какой-либо мыслью и находились в сомнении. Чтобы посредством чуда отклонить их сомнения, (для сего) на виду у них и иссушил смоковничное дерево. «Когда возвратились, говоря т Ему: вот смоковница, которую Ты проклял, как это тотчас засохла!.. Говорит им: и вы, если будете иметь веру... и не сомневаться в сердце вашем, ...скажете этой горе, и передвинется» (ср. Мк.11:20–23 ). Если бы смоковница эта была символом и образом, то не приличествовало бы говорить: «если будете иметь веру», но: «если есть у вас разумение». Итак, на этой смоковнице было (явлено) чудо, а не символ.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

откуда явствует, что они не верили в Него. А когда показали Ему на украшение храма, сказал: «придут дни, когда (храм) будет разрушен и Иерусалим низвергнут» (ср.: Лк. 21:6). Итак, чтобы показать власть Божества Своего, проклял смоковницу, и она засохла, дабы посредством настоящего, которое видели, они поверили и тому, что предстояло увидеть. И (еще) проклял ее, чтобы впредь не рождалось на ней плода по закону (естественному), так как она не исполнила закона (Моисеева) хозяин ее не исполнил повеления о том, чтобы оставлять плоды для сирот и бедных]. Несвоевременно же [не в то время, когда созрели плоды] искал плода на этой смоковнице для того, чтобы она сделалась образом Того, Который в свое время ослабил и разрешил закон. Ведь если бы в надлежащее время искал плода на смоковнице, то никто бы не подумал, что она служила образом и символом. В смоковнице явно обличил город Иерусалим, где искал любви, но он (Иерусалим) обнаружил ненависть к сотворившим плод покаяния [буквально: «к плоду кающихся» или «покаяния»]. Взалкал и поспешно пришел к смоковнице, которую и проклял, не найдя на ней ничего. Голод, конечно, принадлежал телу, когда именно естественная необходимость вызвала его, но то, что Он искал плода не в надлежащее время, как могло сие случиться с Тем, Кто знал даже сокровенное сердца? Итак, пойми: Господь проклял смоковницу не ради Своего голода, так как, хотя (тогда) и было бы время (созревания) плодов, все-таки Ему не надлежало иссушать и уничтожать смоковницу (только) потому, что для Него не оставлены были плоды, каких искал. Некоторые же говорят, что дерево смоковницы обозначает Иерусалим, так как он не дал плода, и (потому), говорят, в (образе) смоковницы проклял Иерусалим, и Кто, утверждают, алкал, Тот алкал покаяния и пришел, чтобы найти его у и не нашел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Так и владелец этой смоковницы решил не приходить к Христу, а Он (Христос) иссушил смоковницу, чтобы он против воли пришёл к Нему, потому что Господь во всех случаях желал спасения людей. Затем, когда сказал: храм сей, и Я в третий день воздвигну его ( Ин.2:19 то ответили Ему: шесть лет строился храм сей, Ты ли в третий день воздвигнешь его ( Ин.2:20 ), – откуда явствует, что они не верили в Него. А когда показали Ему на украшение храма, сказал: дни когда (храм) будет разрушен и Иерусалим низвергнут ( Лк.22:5 Итак, чтобы показать власть Божества Своего, проклял смоковницу, и она засохла, дабы посред- —235— ством настоящего, которое видели, они поверили и тому, что имело быть. И (ещё) проклял её, чтобы впредь не рождалось на ней плода по закону (естественному), так как она не исполнила закона (Моисеева). 1045 Несвоевременно же 1046 искал плода на этой смоковнице для того, чтобы она сделалась образом Того, Который в своё время ослабил и разрешил закон. Ведь, если бы в надлежащее время искал плода на смоковнице, то никто бы не подумал, что она служила образом и символом. В смоковнице явно обличил город Иерусалим, в коем искал любви, но он (Иерусалим) обнаружил ненависть к сотворившим плод покаяния 1047 . Взалкал и поспешно пришёл к смоковнице, которую и проклял, не найдя на ней ничего. Голод, конечно, принадлежал телу, когда именно естественная необходимость вызвала его, но то, что Он искал плода не в надлежащее время, как могло сие случиться с Тем, Кто знал даже сокровенное сердца? Итак, пойми, что Господь проклял смоковницу не ради своего голода, так как, хотя (тогда) и было бы время (созревания) плодов, всё-таки Ему не надлежало иссушать и уничтожать смоковницу (только) потому, что для Него не оставлены были плоды, каких искал. Некоторые же говорят, что дерево смоковницы обозначает Иерусалим, так как он не дал плода, и (потому), – говорят, – в (образе) смоковницы проклял Иерусалим, и Кто, – утверждают, – алкал, Тот алкал покаяния и пришёл, чтобы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—236— найти его у Иерусалимлян, и не нашёл. К этому присоединяют другое изречение: у одного человека была смоковница в винограднике своём ( Лк.13:6 и то и другое относят к городу Иерусалиму. Но если Он искал плода именно от Иерусалима, то почему проклял его, чтобы низвергся, под образом смоковницы, для которой не настало ещё время, чтобы дать плод? А если не настало время его, то как понять слово Апостола: конце времён послал Бог Сына Своего ( Гал.4:4 И так как пришествие Единородного произошло в надлежащее время, то почему смоковница в непригодную для плодов пору сравнивается с городом Иерусалимом, для которого настало время плодам? Приложим же большее старание к этому месту Писания, чтобы найти в нём решение нашего вопроса. Вот о Господе, входящем в город Иерусалим, написано: видел Господь ею и заплакал о нём, и сказал ему: о если бы ты узнал сей день твой ( Лк.19:41:42 Итак, если настал день его, то насколько более (настало) и время его? Однако, для смоковницы не (настало) время своё, – откуда явствует, что иное – смоковница и иное – Иерусалим. Из сего исследования о смоковнице уразумеваем, что она не означает города Иерусалима, как говорят некоторые. Таким образом, вероятным (становится), что в то время апостолы по обычной своей простоте были заняты какой-либо мыслью и находились в сомнении. Чтобы посредством чуда отклонить их от сомнения, (для сего) на виду у них и иссушил смоковничное дерево. возвратились, говорят Ему: вот смоковница, которую Ты проклял, как это тотчас засохла! Говорит им: и вы если будете иметь веру и —237— не сомневаться в сердце вашем, скажете этой горе, и передвинется ( Мр.11:20–33 ). Если бы смоковница эта была символом и образом, то не приличествовало бы говорить: будете иметь но: есть у вас Итак, на этой смоковнице было (явлено) чудо, а не символ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К этому присоединяют другое изречение: «у одного человека была смоковница в винограднике своем» (ср.: Лк. и то и другое относят к городу Иерусалиму. Но если Он искал плода именно от Иерусалима, то почему проклял его, чтобы низвергся, под образом смоковницы, для которой не настало еще время, чтобы дать плод? А если не настало время его, то как понять слова апостола: «в конце времен послал Бог Сына Своего» (ср.: Гал. 4:4)? И так как пришествие Единородного произошло в надлежащее время, то почему смоковница в непригодную для плодов пору сравнивается с городом Иерусалимом, для которого настало время плодам? Приложим же большее старание к этому месту Писания, чтобы найти в нем решение нашего вопроса. Вот о Господе, входящем в город Иерусалим, написано: «увидел Господь его и заплакал о нем, и сказал ему: о, если бы ты узнал сей день твой» (ср.: Лк. 19:41–42). Итак, если настал день его, то насколько более (настало) и время его? Однако для смоковницы не (настало) время свое, откуда явствует, что смоковница, и Иерусалим. Из сего исследования о смоковнице уразумеваем, что она не означает города Иерусалима, как говорят некоторые. Таким образом, вероятным становится, что в то время апостолы по обычной своей простоте были заняты какой-либо мыслью и находились в сомнении. Чтобы посредством чуда отклонить их сомнения, (для сего) на виду у них и иссушил смоковничное дерево. «Когда возвратились, говорят Ему: вот смоковница, которую Ты проклял, как это тотчас засохла! Говорит им: и вы, если будете иметь веру и не сомневаться в сердце вашем, скажете этой горе, и передвинется» (ср.: Мк. 11:20–23). Если бы смоковница эта была символом и образом, то не приличествовало бы говорить: «если будете иметь веру», но: «если есть у вас разумение».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Эта смоковница была образом народа иудейского и проклятие ее – образом отвержения иудеев. Смоковница имела листья и вид, как будто на ней были плоды, и народ иудейский имел вид религиозности, держался обрядов и предании религиозных; но плодов на смоковнице не было, и плодов веры и религиозности у народа иудейского не было; и та и другой подверглись проклятию: смоковница иссохла, народ иудейский отвергнут Богом. Мф.21:20 . Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Мф.21:21–22 . Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, «Сказал им в ответ» и пр.: не отвечая прямо на вопрос учеников о том, как это засохла смоковница, т.е. как Он сделал, что засохло дерево (Он сделал сие своею божественною силою, как Сын Божий), Господь указывает ученикам своим, как и они сами могут творить не только такие чудеса, но еще и большие (ср. Ин.14:12 ), – именно силою несумнительной веры в Него (ср. Мф.17:20 ), каковая вера дарует им все, чего бы они ни попросили в молитвах своих. – «Если горе сей скажете» и пр.: в примере горы представляется, что несумнительная вера может делать все, преодолевать самые великие, невероятные препятствия. Конечно, нет нужды, чтобы гора подвиглась и вверглась в море; но это тоже возможно для них, как возможно исцелять неизлечимо больных, изгонять бесов и пр. (см. прим. к Мф.17:20 ). – «В молитве с верою»: необходимое условие получения просимого. – «Все»: конечно, все то, что сообразно с волею Божиею (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010