Документы, собранные Н. Скворцовым, свидетельствуют об особой роли надвратного храма при моровом поветрии, постигшем Москву: «В 1771 году, когда карантин находился в Симоновом монастыре, священнослужение и всякие требы для содержавшихся в нем зараженных людей исправляемы были в церкви Происхождения честных древ над воротами. По снятии карантина, Исполнительная Комиссия во всем монастыре покои настоятельские и братские очистила и выкурила в 1772 году, а церковь Происхождения честных древ только 18 января 1774 года». Больше двух лет храм не действовал, поэтому неизвестно, производились ли в это время какие-либо ремонтные работы и на его фасадах, в том числе на крышах, о которых упоминается в тексте Н. Скворцова. Только 3 октября 1774 года Синодальная контора разрешила выдать антиминс в Симонов монастырь, наряду с двумя другими храмами, в «церковь Происхождения честных древ над монастырскими от Москвы-реки воротами». Сведения о храме до временного упразднения монастыря в 1788 года можно извлечь из описи монастырских церквей и церковного имущества, произведённой в 1783 году: «Церковь каменная над монастырскими воротами от Москвы-реки во имя происхождения честного креста господня. В ней царские двери столбцы ясень, обложены акладом серебряным золоченым. На дверях написано благовещение пресвятыя богородицы со архангелом и четыре евангелиста, на столбцах осьмнадцать святых, па сени написано раздаяпие господом Иисусом Христом святым апостолам таинства». Далее в описи представлен перечень икон, окладов и камней в иконостасе. В описи монастырского имущества за 1804 год сказано: «Над западными монастырскими вратами церковь происхождения честных древ животворящего креста Господня каменная на оной одна глава. На главе крест железной. Как церковь так и глава крыты железом листовым». В «Описании достопамятных происшествий в Московских монастырях во время нашествия неприятелей в 1812 г.» не уточняется, через какие именно ворота войско ворвалось в монастырь. В донесении архимандрита Герасима сказано только: «Неприятели... 5-го Сентября, вырубив ворота монастырский, вбежали в церковь во время утрснняго молитвословия». Сохранившееся письмо другого очевидца, иеромонаха Илариона, позволяет точнее представить событие: «... в обитель нашу Симоновскую, хотя во вторник и среду в монастырские ворота восточные и западные стучались много раз, но еще не ломали их, а в четверток т.е. 5-е число по утру, во время всенощного бдения бывшаго без звону, ворота западные прорубили и взошли прямо в собор...».

http://sobory.ru/article/?object=39880

7 декабря 2010 года храм был передан в лоно Русской Православной Церкви. Впервые за 80 лет в 2011 году в храме Всемилостивого Спаса в Кускове епископом Александром (Агриковым) была совершена Литургия Преждеосвященных Даров. Согласно архивным справкам, приходу храма Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня также принадлежали: храм в честь Чуда Архистратига Божьего Михаила в Хонех (святитель Филарет Дроздов утвердил статус храма как приходской), храм св. Первоверховных апп. Петра и Павла, колокольня и церковный флигель. В настоящее время Приходом проводится работа по передаче вышеперечисленных храмов и церковных зданий в лоно Русской Православной Церкви. http://hram-kuskovo.ru/o-hrame/letopis Храм Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса) в Кускове является уникальным памятником церковной архитектуры города Москвы XVIII века (1737–1739 г.г.). В 1930 году храм был закрыт и предан в ведение музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», которым до 1991 года использовался как подсобное помещение. К сожалению, безбожное время не прошло даром для храма. Результатом такого кощунственного управления зданием храма стало его плачевное состояние: музеем была нарушена водоотводная система, из-за этого стал разрушаться фундамент, надкупольный крест и железная крыша требуют замены, деревянные заполнения окон обветшали, частично утрачена настенная роспись. Для сохранения святыни крайне необходимо проведение квалифицированными специалистами реставрационно-восстановительных работ. Кроме того, после закрытия храма бесследно исчез уникальный золоченый иконостас с драгоценными камнями и жемчугом, утрачено прежнее богатое внутреннее убранство храма, включая церковную утварь, двухъярусное трехметровое паникадило, украшенное фигурами херувимов и историческая реликвия - воздухи, расшитые золотом и жемчугами, руками самой императрицы Елизаветы Петровны. В декабре 2010 года храм был передан в лоно Русской Православной Церкви, оставаясь под охраной государства. Безотлагательно началась работа по сбору и согласованию разрешительной документации на проведение проектно-изыскательских и реставрационно-восстановительных работ. В 2013 году были завершены работы по разработке научно-проектной документации для реставрации храма.

http://sobory.ru/article/?object=03361

Работы ведет компания " Поморские плотники " из г. Архангельска. В июле 2017 г. в молельном зале установлена точная копия " небес " . Реставрация алтарного " неба " церкви также завершена, теперь предстоит изготовление его копии и установка ее в алтаре церкви в 2018 г. После окончания реставрации в церкви намечено создать экспозицию «Почезерский погост: история, архитектура, приход», которая разместится в колокольне и трапезной ансамбля – «тройника». В нее войдут история и реставрация всего комплекса. Летняя церковь будет готова для богослужений. До последнего времени в церкви сохранялся каркас иконостаса. Одиннадцать икон из этого иконостаса находятся в музее им. Андрея Рублева в Москве. В августе 2017 года в обеих церквях Почезерского ансамбля установлены новые рамы для иконостасов, изготовленные после тщательного изучения материалов, применявшихся в старых иконостасах. Посмотреть их можно на нижних фотографиях из пресс-релиза КНП. " В январе 2017 г. на колокольню поднят комплект колоколов, которые уже к марту были смонтированы и готовы к работе. Автором проекта звонницы выступил действительный член Ассоциации колокольного искусства, мастер колокольного звона из Архангельска Владимир Петровский. Исторической основой для воссоздания колокольни стали фотографии Ивана Яковлевича Билибина, сделанные в 1903 году. Для восстановления звонницы в Воронеже в 2017 году на колоколитейном заводе " Вера " по заказу Кенозерского национального парка были отлиты восемь колоколов — три зазвонных (трельных), четыре средних (альтовых) и один басовый (благовестный). На самом большом колоколе (290 кг) размещены храмовые образы Почезерских церквей — образ Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня и образ пророка Иоанна Предтечи, а также Казанский образ Божией Матери в память об утраченной одноименной часовне в деревне Коковиченская. Опоясывает самый большой колокол надпись-посвящение «Трудами Кенозерского Национального парка в церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня Почезерского погоста Плесецкого района Архангельской области. Лит лета 2017 от Р. Х.». Новая звонница состоит из подиума для звонаря с педалью для управления басовым колоколом и балок для размещения средних и малых колоколов " .

http://sobory.ru/article/?object=10114

В приходе Спасской церкви действовали учебные заведения: земская школа в селе Кулаево, открытая в 1891 г. При самой Спасской церкви существовала библиотека, ежегодно пополнявшаяся выписываемыми за счет церкви журналами и книгами. В Спасской церкви имелись археологические древности - кресло, сделанное из беспробного серебра и именовавшееся " креслом Петра Великого " , и изображение сидящего в оковах Спасителя в терновом венце, вырезанное из дерева (сейчас находится в селе Кабаны). В 1888 г. все имение купил богатый помещик Осип Яковлевич Молотков. В 1890 г. Молотковым был построен двухэтажный особняк с балконом в 300 м от берега реки Меша. Приезжал Молотков в Кулаево редко, дела вел управляющий Александр Гаврилович Криневский. Умер помещик в 1915 г. в Сорочьих горах. Отпевали в Спасской церкви. После него помещиком стал его сын Яков Осипович, который нередко приезжал на машине в село (это было в диковину) и ребятишкам бегущим за машиной бросал конфеты и медяки. Узнав, что власть перешла к Советам, управляющий и прислуга бежали, захватив то, что смоги увезти. Состояние храма на 1909 г. было прочным, с такой же колокольней. Вокруг церкви существовала каменная ограда с железной решеткой. Престолов в церкви имелось три. В главной холодной церкви находился престол во имя происхождения Честных древ Честного и Животворящего Креста Господня, в холодном приделе с правой стороны - во имя Смоленской Божией Матери; в теплом приделе с левой стороны - во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского. В главной церкви иконостас был пятиярусный, в боковых храмах-двухъярусный. Икон, особенно чтимых не имелось, за исключением копий с икон Божией Матери Скоропослушница и святого великомученика Пантелеймона с Афона. В послеоктябрьский период церковь открывали 5 раз. В последний раз закрыли в 1939 г. В этом же году сбросили 8 колоколов, одни из них 125 пудовый. На колоколах были выбиты фамилии мастеров, вес, в каком году отлили и для какой церкви. С 1940-1958 гг. в здании церкви были классы. Все фрески и росписи были уничтожены. C 1998 г. богослужения возобновлены, сначала в доме священника, где был смонтирован небольшой иконостас, затем, после посильного ремонта придела Смоленской иконы Богородицы, в храме.

http://sobory.ru/article/?object=20983

Чин малого освящения воды («водосвятного молебна») генетически связан с праздником Происхождения честных Древ Честного и Животворящего Креста Господня первого августа: в жаркие августовские дни в Константинополе вода часто портилась, что приводило к распространению болезней; погружение же Креста освящало и оздоровляло ее. До сих пор по церковному Уставу первое августа является преимущественным днем совершения чина малого водоосвящения 27 . Другой традицией, повлиявшей на установление чина, является обычай императорского омовения в цельбоносном источнике во Влахернах, описанный у Константина Багрянородного (De cerimoniis aulae byzantinae II. 12) и выписанный в Евхологии Paris. Coislin. 213, 1027 г. 28 Важно отметить, что первоначально, судя по всему, считалось, что вода при малом водоосвящении освящается в первую очередь благодаря погружению в нее Истинного Древа. В частности, главная молитва малого водоосвящения не содержит прошения об освящении воды; подразумевается, что вода осветится через контакт со Св. Древом Креста. Это – типичная для восточной интуиции практика освящения через прикосновение; 29 характерный ее пример – чин «егда Крест творит священник на страсть недуга со св. копием» современного Требника, где вода освящается только через погружение в нее св. копия, без особой молитвы. После XII в. чин сделался очень распространен, и физическое соприкосновение воды с Истинным Древом было de facto заменено символическим погружением в нее напрестольного Креста, содержащего частицу Истинного Древа лишь в редких случаях (ее содержат, например, водосвятные кресты в афонских обителях). Время возникновения чина неизвестно, но в Евхологиях, отражающих доиконоборческую практику, его нет 30 . Чин состоит из двух частей – шествия на источники, включающего в себя, в частности, набор из 24 тропарей с алфавитным акростихом, и собственно освящения воды. Ниже приводится русский перевод греческого текста чина по одной из ранних его рукописей – Евхологию XII в. Афинской Национальной библиотеки 31 Этот текст несколько отличается от текста современных печатных книг 32 , а главопреклонная молитва происходит из альтернативного варианта чина великого водоосвящения 33 и не совпадает с главопреклонной молитвой чина малого водоосвящения по современному Требнику. 1-ю часть чина, относящуюся к шествию на источники, мы опускаем. Последование освящения [воды]

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

10 июня 2002г. Историческая дата- начало ремонта храма после его закрытия в 30-годы. Бригада из Воронежа приступила к изготовлению и установке главного купола. 12 августа 2002г. Михаил Тихонович Пшеничников (он был завхозом, нанимал строителей, доставлял стройматериалы) привёз из Воронежа 2 креста на главный купол и колокольню. 13 августа 2002г. Один из крестов был установлен на главном куполе. 14 августа 2002г. После литургии в 15 часов дня из Бутурлиновки приехали священнослужители протоиерей Николай Чибисов и иерей Александр Беляев. Они отслужили чин освящения крестов. Отец Николай вместе с завхозом Покровского храма Николаем Ивутиным забрались по лесам на купол храма, и отец Николай освятил крест и купол. Это был праздничный день – Происхождение Честных древ Животворящего Креста Господня. Медовый Спас. К сожалению, после смерти М.Т. Пшеничникова, стараниями которого двигались дела ремонтные, после развала колхоза и ухода А.Н.Клишина с председательского поста, восстановление храма приостановилось до 2009г. С октября 2009г. в Вознесенском храме вновь затеплилась лампада надежды. И зажег её своей верой, энтузиазмом, духовным горением доброго делания настоятель Никольской церкви села Козловка иерей Александр Пальчиков. Его благословили окормлять наш Вознесенский храм. Он начал с того, что на свои деньги закупил доски, брусья, нанял рабочих и к июню 2010 года уже были сделаны полы в алтаре и в летнем приделе храма. Этим самым он показал пример и воодушевил озёрцев на сбор средств для ремонта храма. Первой внесла свою лепту, 50 тысяч рублей, Раиса Петровна Державина, живущая очень скромно, если ни сказать – бедно. Её приглашают читать Псалтирь по покойникам. Деньги, которые ей дают за чтение и пение, она собирает, откладывает копеечки со своей нищенской пенсии и всё жертвует на храм. Она горячая молитвенница и постница. Постоянно читает акафисты и с плачем молится о возрождении храма в селе. Мария Павловна Ермолова тоже много жертвует на храм. Раиса Петровна и Мария Павловна со своих пенсий купили красивый семисвечник в алтарь за 15 тысяч рублей. Правда, 3 тысячи рублей были добавлены из общих церковных денег. Увидев какие-то подвижки в делах ремонтных, озёрцы стали понемногу жертвовать. Р.П.Державина и М.П.Ермолова обошли всё село, собирая лепту на ремонт храма.

http://sobory.ru/article/?object=09151

Прежний благородный облик собору вернула реставрация 1962 года Особого упоминания заслуживает храм «иже под колоколы» во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, служивший колокольней Покровскому собору. Он расположен к югу от собора, что довольно необычно для того времени. Чаще отдельно стоящие колокольни и звонницы располагались «за алтарями», то есть с восточной стороны. О дате его строительства нет единого мнения. Предполагают, что его возвели сразу после собора (около 1515-1516 года) 12]. В его архитектуре много общего с храмом Рождества Иоанна Предтечи в Спасо-Евфимиевом монастыре (первая треть XVI века). В обоих случаях, это столп, только на этот раз с восемью, а не с девятью гранями. Грани эти практически лишены декора. Своеобразную суровую и выразительную пластику им придают окна и печуры – в таких же «глубоких» обрамлениях, что и окна апсид Покровского собора. О первоначальной форме завершения и яруса звона сейчас не представляется возможным судить, так как в конце XVII века церковь была надстроена глухим восьмериком с резным фризом в верхней части и новым ярусом для колоколов, увенчанным довольно тяжеловесным шатром. Некоторые ученые предполагают, что и в начале XVI века ее венчал шатер но это предположение вряд ли соответствует действительности. Кроме того факта, что ни один столпообразный храм «иже под колоколы» не имел шатрового верха следует отметить еще один момент. Шатровые колокольни впервые появляются в русском каменном зодчестве в конце XVI века (колокольня над юго-восточным приделом во имя Димитрия Солунского церкви Гребневской иконы Божией Матери в Москве), а колокольни под шатром, стоящие отдельно от храма, и вовсе в конце XVII столетия. Самые ранние упоминания о шатровой колокольне в Покровском монастыре встречаются в Описи 1697 года В Описях 1597 и 1628 годов никаких указаний на ее облик не содержится: «…да под колоколы [церковь] происхожденья честнаго креста…» На плане 1696 или 1697 годов отчетливо виден шатер и деревянный переход к собору (тот, что позднее заменили каменным) но год появления нового завершения пока не известен.

http://sobory.ru/article/?object=05097

Спасская церковь была построена на средства прихожан. Богослужения проводились по полному годовому кругу храмовых празднеств. Центральный престол усманской церкви — во имя Спаса Всемилостивого и Пресвятой Богородицы. Этот престольный праздник отмечается по церковному календарю 1 августа (14 августа по новому стилю). Празднуется он в первый день Успенского поста и называется " Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня " . С XI века в Константинополе в первый день августа выносили чистое древо креста и освящали дороги, улицы, воду, отвращали болезни. В Русской Церкви в этот день празднуется и крещение Руси в 988 году. Сохранилась летописная фраза: " Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1 " . Православные называют Первый Спас медовым и с 14 августа пробуют новый мед. Спасская церковь названа во славу Всемилостиваго Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери. " Указатель храмовых празднеств " за 1885 год подчеркивает, что именно этот праздник лежит в основе названия Спасской церкви. Кроме центрального престола во имя Спаса были еще два — по правую сторону престол святого Николая Чудотворца, а по левую — святых великомучеников Димитрия и Никиты. О Николае и Димитрии говорилось раньше в статье о деревянных церквах, им посвященных. Святой великомученик Никита, как и Димитрий, был воином. Место его страданий Молдавия. Будучи брошенным в огонь за веру Христову, он скончался в 372 году. Мощи мученика остались нетленными и находились в Константинополе. Православная вера усманцев укреплялась не только посещением своей-церкви. Они бывали и в воронежских храмах, а некоторые учились в духовной семинарии, новое здание которой было построено в 1813—1822 годах. Здесь учился и воронежский поэт И. С. Никитин, о чем и книга его " Дневник семинариста " . О жизни и вере усманцев подробно пишет священник из Тамлыка Николай Скрябин. Рукопись его очерка " Продолжение этнографии... по Воронежскому уезду с левой стороны р. Воронежа за 1851 год " ныне хранится в музее Новой Усмани.

http://sobory.ru/article/?object=05243

Вторая группа многошатровых звонниц несколько ближе к типу интересующей нас звонницы. Это звонницы палатного типа, увенчанные двумя или тремя шатрами, над проездными вратами. Таких звонниц мы знаем три: одну в Саввино-Сторожевском монастыре и две в Ярославле. Все они были весьма сложными многофункциональными сооружениями. Скорее их можно считать даже не звонницами как таковыми, а надвратными храмами «иже под колоколы». Так, в Спасо-Преображенском монастыре Ярославля въездные ворота пристроили с юга к уже существовавшему храму во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня. Примерно в середине XVII столетия над ними возвели звонницу под двумя невысокими шатрами, облицованными зеленой черепицей. Подобная композиция, скорее всего, восходила к надвратным храмам «о дву шатрах», наподобие Благовещенской церкви в Спасо-Евфимиевом суздальском монастыре (см. выше) или храма Богоявления Господня и преп. Ферапонта (ок. 1649 года) в Ферапонтовом монастыре. На месте второй из названных ярославских церквей изначально находился трехпролетный въезд на двор церкви Рождества Христова (1644 год). Затем над ним построили объем храма во имя свв. Гурия, Самона и Авива (1650-е годы), над которым устроили небольшую звонницу, увенчанную шатром. С восточной стороны к ней примыкала часозвоня, также под небольшим шатриком. С запада эту композицию уравновешивала еще одна декоративная башня под таким же шатром. Аналогов этому сооружению в русском зодчестве пока не найдено. Наконец, третий пример – звонница Саввино-Сторожевского монастыря. В 1652-1654 годы зодчий из города Кашина (Тверская область) Иван Маркович Шарутин возвел над монастырскими вратами Троицкую церковь (с 1825 года – во имя преп. Сергия Радонежского). Над ней он «поставил» массивную палатную звонницу, состоящую из трех пролетов разной высоты (центральный – наиболее высокий). Над каждым из пролетов возвышается еще один. Они не сообщаются между собой и составляют как бы второй ярус звонницы. Каждый объем второго яруса венчает небольшой шатер, декорированный поясом фронтонов. Еще более усложняет композицию часовая башня на переднем плане. В силуэте этого очень своеобразного сооружения заметны переклички с трехшатровой церковью Святой Троицы в Троицком-Голенищеве (1644-1646 годы) и двухшатрового (по некоторым сведениям, трехшатрового) Спасо-Преображенского собора в Алексеевском монастыре в Москве Их проектировал известный зодчий Антипа Константинов. При возведении собора в его артели работал мастер Трефил Шарутин – один из родственников Ивана Марковича Шарутина.

http://sobory.ru/article/?object=32615

Преполовение Пятидесятницы также отмечается в грузинском переводе иерусалимского Лекционария (Tarchnischvili. T. 1. [Pt. 1.] P. 161; [Pt. 2.] P. 128). Установление праздника Происхождения (Изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня 1 авг. связано с местным константинопольским обычаем 31 июля переносить крест из царского дворца в Великую ц. и с 1 по 14 авг. носить его по городу. Как объясняется в некоторых позднейших источниках, т. о. старались предупредить опасность возникновения эпидемий. В этот день традиционно освящали воду (см. ст. Водоосвящение). До перехода на Иерусалимский устав 1 авг. оставался местным праздником Константинополя, с распространением Иерусалимского устава на Востоке стал праздноваться повсеместно (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 294–296). Перенесение Нерукотворного образа Спасителя из Эдессы в Константинополь, отмечаемое 16 авг., имело место в 944 г. (при имп. Константине Багрянородном), после чего и был установлен праздник. Он отмечается в памятниках Студийского и Иерусалимского уставов. На Руси были установлены несколько новых Господские праздники – например, как торжество в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. Этот праздник 1 авг. впервые отмечался в XII в. Исторические источники связывают его с 2 близкими по времени событиями: победами кн. Андрея Боголюбского над болгарами в 1164 г. и византийского имп. Мануила над сарацинами. Несмотря на то что в некоторых позднейших источниках говорится об установлении праздника греками, в греч. памятниках его нет, а в русских он упоминается уже в Кондакаре кон. XII – нач. XIII в. (РГБ. Троицк. 24). Полное гимнографическое последование помещается в богослужебных книгах с XV в., составленных по Иерусалимскому уставу (Сергий (Спасский). Т. 3. С. 296–297). В 1625 г. в Москву в качестве дара от персидского шаха Аббаса I был принесен Хитон Спасителя. 10 июля он был торжественно положен в ковчег в Московском Успенском соборе. Вскоре после этого была составлена и напечатана отдельной книгой служба этому празднику, которую необходимо было распространять и переписывать (Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI–XVII вв: Сводный кат. М., 1958. С. 33; Дебольский. Т. 1. С. 99–101).

http://sedmitza.ru/text/412943.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010