Пров отвечал: ни огонь, ни пытки, ни, как я несколько раз говорил, отец твой сатана — ничто не заставит служителя Божия отказаться от исповедания истинного Бога. Правитель Максим сказал: смотри, у тебя не осталось на теле ни одного здорового места, а ты все еще упорствуешь в своем безрассудстве, несчастный! Пров отвечал: я отдал на твой произвол свое тело, для того, чтобы сохранить здравие и чистоту своей души. Правитель Максим сказал: раскалите острые гвозди и пронзите его руки. Пров сказал: слава Тебе, Господи Иисусе Христе, что Ты и руки мои сподобил страдать за Имя Твое. Правитель Максим сказал: чем больше, Пров, я мучу тебя, тем безрассуднее ты делаешься. Пров отвечал: твое полновластие и непомерная злость делают тебя, Максим, не только безумным, но и решительно слепым: потому что ты сам не знаешь, что делаешь. Правитель Максим сказал; нечестивец, ты осмеливаешься называть безумным и слепым человека, который прилагает столько попечения о делах благочестия? Пров отвечал: о, если бы ты был слеп очами, а не сердцем! Но, считая себя видящим и имея глаза ты остаешься во тьме. Правитель Максим сказал: имея раны на всем теле, ты, несчастный, не ставишь ли мне в вину того, что я доселе оставил невредимыми твои глаза? Пров отвечал: пусть, по твоей жестокости, у меня не станет телесных очей, но никакая сила человеческая не может ослепить очей моего сердца. Правитель Максим сказал: я выколю тебе глаза и после того еще буду мучить тебя, безрассудный. Пров отвечал: не грози мне одними словами, этим не устрашить тебе раба Господня; но если исполнишь даже на самом деле свою угрозу — и тогда не опечалишь меня, потому что не можешь этим повредить моего невидимого ока. Правитель Максим сказал: выколите ему глаза, чтобы еще при жизни он лишился этого света. Пров отвечал: смотри, ты отнял у меня телесное зрение, но, жестокий мучитель, худо было бы тебе, если бы ты мог лишить меня живого (духовного) ока. Правитель Максим сказал: ничего не видя, что ты еще пустословишь, несчастный? Пров отвечал: если бы ты мог видеть мрак внутри себя, то почел бы меня счастливым, нечестивец! Правитель Максим сказал: смертельные язвы покрывают все тело твое и не смотря на то, ты не перестаешь пустословить, презренный! Пров отвечал: пока у меня будет оставаться душа в теле, я не перестану говорить, укрепляемый Богом чрез Христа.

http://azbyka.ru/muchenicheskie-akty

В начальный период своей деятельности в К. протестант. миссионеры, стремясь избежать фракционных трений и конкуренции между различными церквами, развернули движение за объединение миссионерских усилий, подписав соглашение о разделе территории страны на «сферы влияния». В 1905 г. был создан Объединенный совет протестант. евангелических миссий в К. 4 миссионерских отдела Пресвитерианской церкви и 2 филиала методистов организовали совместный консультативный орган в целях «сотрудничества в проповеднической работе» и «создания единой евангелической церкви в Корее». В качестве первоочередных задач была определена совместная работа в сфере образования и медицины. Перевод Библии на корейский язык сыграл важную роль в успехе распространения протестантизма в К. Впервые НЗ был опубликован на корейском языке в 1887 г. шотл. миссионерами Дж. Россом (1842-1915) и Дж. Макинтайром, к-рым при переводе помогали корейцы Пэк Хон Джун и Со Сан Юн. Переводчики использовали оригинальную корейскую национальную письменность хангыль, созданную в 1444 г. и понятную широким слоям населения. Различные богословские термины были переданы при помощи оригинальных корейских понятий. Первый перевод НЗ получил широкое распространение. В ежегодном докладе Британского и иностранного библейского об-ва отмечалось, что за десятилетие (90-е гг. XIX в.) в К. было распространено Библии больше, чем в Китае за 50 лет. В 1886 г. в К. было издано 15,69 тыс. экз. Библии, к 1892 г.- 578 тыс., в 1895-1936 гг.- свыше 18 млн. Ключевую роль в популяризации сыграли т. н. квонсо - распространители Библии; среди них были сотрудники библейского об-ва, книготорговцы книжных лавок или пунктов распространения лит-ры библейских обществ. Квонсо также разъясняли Свящ. Писание, открывали храмы. Напр., 1-я корейская протестант. церковь была открыта в Сорэ (пров. Хванхе) переводчиком Библии и квонсо Со Сан Юнем. В 1894-1901 гг. усилиями квонсо были основаны 8 церквей в пров. Кёнгидо и одна в пров. Хванхэ, в 1902-1906 гг.- одна в пров. Кёнгидо, 2 в пров. Канвондо, 2 в пров. Чхунчхон, одна в пров. Кёнсан и одна в пров. Чолла. Квонсо добирались до глухих горных мест, учили людей грамоте. По мнению южнокорейских исследователей, квонсо стали главной силой, обеспечившей народный характер Корейской Церкви в первые годы ее существования.

http://pravenc.ru/text/2057272.html

В апсиде может быть помещена также композиция «Maiestas Mariae» (Богоматерь во Славе), к-рая является вариацией на тему визант. образов Богоматери с Младенцем на троне, причем в Каталонии этот сюжет объединяли с «Поклонением волхвов» (Санта-Мария-де-Кап-д " Аран в Тредосе, пров. Льейда; Санта-Мария-д " Анеу, пров. Льейда; боковая апсида Сан-Кирзе-де-Педрет близ Берги, пров. Барселона; Санта-Мария в Тауле, пров. Льейда). В основном «Maiestas Mariae» встречается в ансамблях ранней романики, что может быть связано с итал. влиянием и заимствованием ломбардских иконографических схем. В частности, расположение персонажей вокруг Богоматери в этих памятниках очень похоже на то, что можно видеть в апсиде базилики Сан-Винченцо-ин-Галлиано (ок. 1007) на окраине Канту близ Комо. Важной иконографической особенностью испан. фресок является изображение Чаши Грааля, к-рую держит Богоматерь. Самое раннее изображение Грааля можно видеть в ц. Сан-Пере-дел-Бургал близ Эскало (пров. Льейда; кон. XI - нач. XII в., Музей Каталонии), а более поздние - в ц. Сан-Климен в Тауле (пров. Льейда; 1123, Музей Каталонии), в ц. Санта-Эулалия в Эстаоне (пров. Льейда; сер. XII в., Музей Каталонии) и ц. Сан-Рома в Лес-Бонс (Андорра; 1164, Музей Каталонии). Стены нефов украшались циклами на сюжеты из ВЗ и НЗ, а на западной стене располагалась композиция «Страшный Суд». На ее иконографию оказали влияние иллюстрации к «Толкованию на Откровение Иоанна Богослова» мон. Беата Лиебанского. Христос во Славе. Роспись центральной апсиды ц. Сан-Климен в Тауле. 1123 г. (Музей Каталонии) Христос во Славе. Роспись центральной апсиды ц. Сан-Климен в Тауле. 1123 г. (Музей Каталонии) Все фрески раннего этапа романики находятся на территории Каталонии. Фрески, приписываемые мастеру из Педрета,- свидетельство ломбардского влияния на рубеже XI и XII вв. и работы приезжей артели в Каталонии в это время. Под именем «мастер из Педрета» следует понимать скорее целую школу, нежели одного мастера; разные произведения этой школы при различии в качестве исполнения обнаруживают иконографическое и стилистическое сходство с памятниками Ломбардии, в особенности с фресками ц.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

В продолжение всего времени существования Аргентинской епархии число ее приходов росло, как за счет общин, возвращавшихся из расколов, так и за счет строительства новых храмов. В 1948 г. община храма в честь Воскресения Христова в колонии Жапежу (пров. Мисьонес, Аргентина) вернулась в лоно Матери-Церкви из «Русской православной общины». В 1947 г. свящ. Феодор Русин организовал приход в Парагвае, но из-за сложной политической ситуации о. Феодор был вскоре выслан из страны, после чего приход вышел из юрисдикции Московской Патриархии. В 1954 г. прот. Терентий Лыс создал приход во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, в колонии Лопес (пров. Мисьонес); в 1955 г. в этой же провинции в колонии Бахо-Трончо появился приход в честь Успения Пресв. Богородицы. В обоих приходах были построены храмы. В 1970 г. в колонии Амегино (пров. Мисьонес) возведена и освящена ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. В том же году основан приход в Чили во имя св. Иоанна Богослова. Все названные храмы долго не имели своих священников и окормлялись духовенством Благовещенского храма, в 1972 г. архиеп. Харьковский, и. о. экзарха Центр. и Юж. Америки Никодим (Руснак) рукоположил во священника для окормления храмов пров. Мисьонес первого аргентинца - диак. Георгия Санчеса. В 1985 г. сооружен храм в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Ланусе (пров. Буэнос-Айрес). В честь 1000-летия Крещения Руси одна из площадей на ул. Чаркас в Буэнос-Айресе в 1988 г. была переименована в честь равноап. кн. Владимира, на площади установлен привезенный из России бронзовый памятник святому. В 80-90-х гг. XX в. в юрисдикцию Московского Патриархата были приняты: в 1989 г.- храмы во имя апостолов Петра и Павла в Санта-Росе (Бразилия) и ап. Иоанна Богослова в Кампинья-даш-Мишионесе (Бразилия), в 1997-м - ц. во имя прп. Сергия Радонежского в г. Порту-Алегри (Бразилия), в 1998-м - ц. во имя св. Иоанна Богослова в Рио-де-Жанейро вместе с существующим при нем одноименным братством и храм в честь Покрова Пресв. Богородицы в Панаме, в 1999 г.- ц. во имя мц. Зинаиды в Рио-де-Жанейро. В 1993 г. закончена постройка храма во имя прп. Иова Почаевского (Сан-Мартин, пров. Буэнос-Айрес, Аргентина). В 1994 г. юридически оформлен земельный участок под буд. храм во имя свт. Николая в г. Ванда (пров. Мисьонес). 21 янв. 2001 г. епархия безвозмездно получила от муниципалитета г. Леандро-Алем в этой же провинции участок земли, была учреждена община и освящен крест на месте буд. храма во имя свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России, и всех новомучеников Российских.

http://pravenc.ru/text/75858.html

– ГА. Х. Кабинет II 47, лл. 15–16], прислан указ, что ему, Прову, в том Дом быть по приказу бывшего в губернии Архангелогородской виц-губернатора Курбатова, для того что из духовного чина, как из монахов, так и из священников, таковых ко управления которые б могли оные дела управить, нет. И в том же 712 году, в ноябре месяце, по прибытии на Холмогоры Варнава архиепископ по его, Провову, прошению в 713 году, в августе месяце, отпустил его в Соловецкий Монастырь и прибыл он в этот Монастырь в сентябре месяце того же года, и по приезде жил в том Монастыре. В ответе Варнавы архиепископа написано: в том 712 году, по прибытии его, Варнавы, на Холмогоры, когда после смерти Рафаила архиепископа между архиерейством и при нем, Варнаве, в Доме оной Пров судией был и ведал домовное всякое отправление до августа месяца 713 году, а в том августе месяце по прошению его отпущен в Соловецкой Монастырь. А в ответах из того Монастыря написано оной Пров в тот Монастырь прибыл в том же 713 году в сентябрь месяце. А в 714 году октября в последних числах, по присланной от него, Варнавы архиепископа, в Соловецкой Монастырь к архимандриту Фирсу с братией грамоте, взят он, Пров, из того Монастыря к нему, архиерею, для ответу, по оным между архиерейством делам, и был при нем, архиерее, с декабря месяца 714 году сентября по 28 число 715 году, и отпущен по-прежнему во оный же Монастырь его с грамотою. В ответе Варнавы архиепископа написано: в 714 году для оного ответу он, Пров, из оного Монастыря на Холмогоры призыван был и жил сентября по 9 число 715 года, и по ответствовании отпущен по-прежнему в тот Монастырь к архимандриту Фирсу с грамотою, и велено всех Поморских волостей священникам с причетники его, Прова, до Соловецкого Монастыря провожать от волости до волости. А в данной ему, Прову, подорожной написано, что отпущен он, Пров, от города Архангельского в Соловецкой Монастырь сентября с 20-го 1715 года. И по том отпуске поехал он, Пров, в Никольской Монастырь Корельского и жил декабря по 7 число того ж 715 года, опасаясь морского страху и ожидая зимнего пути и исполняя свое обещание ехать в Тихвинский Монастырь, и из Никольского Монастыря, по данной архиерейской подорожной, ехал в Сумской острог до Сороцкой волости на подводах церковных причетников. В грамоте Варнавы архиепископа написано: в бытность его в том Никольском Монастыре на праздник Николая Чудотворца он, Пров, ему явился, а за каким случаем зажился он, архимандрит, не известен, и из того ж Монастыря оного декабря 7 дня в Соловецкой Монастырь с грамотой и отпущен.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В XVII в. небольшая ее частица была передана папе Урбану VIII по его личной просьбе, к-рый впосл. передал ее конгрегации ораториан в Вилличели. Церковь Сан-Григорио Маньо аль Челио в Риме. 1626–1633 гг. Архит. Дж.-Б. Сория Церковь Сан-Григорио Маньо аль Челио в Риме. 1626–1633 гг. Архит. Дж.-Б. Сория Известна др. традиция почитания главы Г. В., основанная на источниках, совр. хроникам аббатства Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе,- сказании из Жития (XII в.) Гебхарда II , еп. Констанца, поздней Констанцской хронике (рубеж XV и XVI вв.) и актах (начиная с XIII в.) аббатства Петерсхаузен близ Констанца. Согласно этим источникам, в ходе паломничества в Рим в 989 г. еп. Гебхард получил от папы Иоанна XV главу Г. В., к-рую поместил в освященную им во имя святителя церковь аббатства Петерсхаузен (ActaSS. Aug. T. 6. P. 110). Отсюда в XIV в. имп. Свящ. Римской империи Карлом IV вместе с др. реликвиями она была перенесена в Прагу, где в честь этого события было установлено особое празднество 2 янв. Если эта версия почитания главы Г. В. достоверна, то следует признать, что в Сансе хранилась только ее часть, а указания в сансских документах на ее целостность следует понимать не в том смысле, что глава находилась там целиком, а в том, что ее часть оставалась невредимой со времени принесения из Рима. Пребывание частицы главы Г. В. фиксируется с XVI в. в ц. святых Иоанна и Кордулы в Кёльне, куда она могла попасть из Петерсхаузена. В Болонье, в ц. во имя Г. В. и св. Сатира, хранятся частицы мощей папы, а в ц. во имя первомч. Стефана - его далматик. Частицы мощей Г. В. имелись в кёльнских храмах: вмч. Пантелеимона - палец, картузианского мон-ря - зуб и кость; в ц. св. Аутберта в Камбре (совр. Франция); в картузианском Рутильском мон-ре в диоцезе Льеж (совр. Бельгия). Однако еще болландисты высказали сомнение относительно подлинности мощей в Рутильском мон-ре, равно как и мощей, почитавшихся с XIV в. в кармелитском мон-ре в Лиссабоне (ActaSS. Mart. T. 2. P. 130). Покровительство, храмы Соч.: CPL, N 1708-1714; Expositio in librum Iob sive Moralia//PL.

http://pravenc.ru/text/166740.html

Если, с одной стороны, превосходство Израиля обусловливалось землею и если с другой, превосходство земли зависело от присутствия на ней Израиля, то раввинская жалоба насчет того, что «границы стали узкими», была хорошо обоснована. Едва ли можно ожидать точного проведения пограничной линии земли, так как вопрос о том, что именно принадлежало ей, определялся не географическими, а обрядовыми и богословскими соображениями. В состав Палестины могли входить не только непосредственное соседство (как напр. Аскалон), но и стены города (как Акко и Кесарии), тогда как самый город мог рассматриваться, как «внешний» относительно священных границ. Все зависело здесь от того, кто первоначально владел тем или иным местом и кто удерживал его за собою в настоящее время и какие вследствие этого лежали на нем обязательства. Можно сказать, что в идеале «земля обетования» включала в себе все те земли, которые Бог по завету своему обещал даровать израильтянам, хотя бы в действительности они никогда не владели ими. Таким образом, в более ограниченном смысле «земля» обнимала собою все то, чем «завладели вышедшие из Египта, от Chezib (на три часа севернее Акры) и до реки Евфрата и до Amanah». Сюда, без сомнения, входили Давидовы завоевания в самые цветущие времена иудейского государства, простиравшиеся на Месопотамию, Сирию, Сараа, Achlah и т. д. Всем этим округам придавалось впоследствии имя Сория, или Сирия. В то время, о котором мы пишем, она составляла нечто вроде внутреннего пояса вокруг «земли», в ее узком и единственно-действительном значении, также как страны, в которых израильтяне по преимуществу были заинтересованы, как Египет, Вавилон, Аммон и Моав, составляли пояс внешний. Страны эти были языческие и, тем не менее, не вполне языческие, так как посвящение так называемого Terumoth, или первых плодов в заготовленном виде, ожидалось от них, тогда как Сория несла на себе почти все обязательства Палестины, за исключением обязательств «второй десятины» и растительных продуктов четвертого года. 367 Но освященный сноп в пасхальный праздник и два хлеба в Пятидесятницу могли быть приносимы только от того, что произросло на самой святой почве. Это последнее обязательство в грубой форме определялось, как «все, чем пришедшие из Вавилона завладели в земле Израиля и в Chezib». В виду всего этого, тот факт, что Антиохия, где именем «христианская» в первый раз была названа новая «секта», которая получила свое начало в Палестине, 368 и где образовалась первая языческая церковь , 369 лежала как раз за северною границею «земли», имел особливое значение. Мы понимаем также и то, почему иудейские изуверы, которые пытались возложить на новую церковь ярмо закона, 370 сосредоточили свои первые усилия на Сории, которая считалась как бы внешнею Палестиной.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prig...

кор. Филиппа II апостольские визитаторы для К. поддерживали реформированное направление в ордене. Визитатор Кастильской пров. доминиканец пресв. П. Фернандес назначил неск. босых К. настоятелями ряда мон-рей ордена. Согласно его указанию, 15 окт. 1571 г. Тереза Авильская стала приориссой мон-ря Воплощения Господня в Авиле. Визитатор Андалусской пров. доминиканец пресв. Ф. де Варгас вопреки воле генерального приора, ограничившего распространение реформированных мон-рей территорией Кастильской пров., сделал неск. босых К. приорами мон-рей в Андалусии и разрешил создать мон-ри босых К. в Сан-Хуан-дель-Пуэрто, Гранаде и Пеньюэласе. В 1574 г. Ф. де Варгас назначил принадлежавшего к босым К. пресв. Херонимо Грасиана провинциальным викарием, затем инспектором Андалусии, передав ему свои полномочия. Это вызвало недовольство значительной части К. в Андалусской пров. и противодействие генерального приора, который добился от папы Римского Григория XIII отмены полномочий доминиканских инспекторов (бреве от 3 авг. 1574). Но в сент. 1574 г. папский нунций в Испании еп. Николо Ормането, пользуясь предоставленными ему полномочиями, вновь назначил Х. Грасиана инспектором Андалусской пров. ордена К. В янв. 1575 г. Х. Грасиан открыл в Севилье еще один мон-рь босых К., в мае того же года Тереза Авильская основала в Севилье жен. мон-рь Воплощения Господня. В мае 1575 г. в Пьяченце был созван генеральный капитул К., на к-ром в отсутствие представителей босых К. рассматривались жалобы на них. Письмо Терезы Авильской генеральному приору, где она оправдывала действия Х. Грасиана и просила не ликвидировать обители босых К., не дошло до адресата. В этих условиях деятельность босых К. была расценена крайне негативно, а открытие реформированных мон-рей вне Кастилии сочтено непослушанием орденскому начальству. Босым К. предписывалось в 3-дневный срок покинуть мон-ри Андалусской пров. Капитул наделил испан. провинциалов ордена полномочиями по контролю над босыми К. Избираемых в реформированных мон-рях приоров должен был утверждать провинциал ордена.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

В XVI - нач. XVII в. в Вятской земле появились города: Слободской городок (1505), Шестаков (ныне с. Шестаково) (1546), Кайгород (ныне с. Кай) (1558), Уржум, Санчурск (ныне пос. Санчурск) (1584), Яранск, Малмыж (1591), Лальск (1606). Также по документам известны дер. Вятская Поляна (ныне г. Вятские Поляны (кон. XVI в.), слобода Кукарка (ныне г. Советск) (1609). С 1708 г. основная территория совр. К. о. находилась в составе Сибирской губ., юж. часть - в составе Казанской губ. В 1719 г. губернии были разделены на провинции. В Сибирской губ. появились провинции Вятская, Соль-Камская и Тобольская. Вятская пров. состояла из 7 дистриктов (уездов): Хлыновского, Слободского, Котельничского, Орловского, Шестаковского, Кайгородского и Кунгурского. Юж. вятские земли вошли в Казанскую пров. Казанской губ. В 1721 г. Кунгурский дистрикт был передан из Вятской пров. в Соль-Камскую. В 1727 г. Вятская пров. перешла из Сибирской губ. в Казанскую губ. 11 сент. 1780 г. из Вятской пров. и юж. вятских уездов Казанской пров. было образовано Вятское наместничество (состояло из 13 округов), Хлынов 18 дек. 1780 г. был переименован в Вятку. В 1796 г. Вятское наместничество преобразовали в Вятскую губ. 14 янв. 1929 г. Вятская губ. присоединилась к Нижегородской губ. В дек. 1934 г. учрежден Кировский край в составе заволжской части Горьковского края, Удмуртской АССР и 2 прикамских р-нов Свердловской обл. (Сарапульского и Воткинского). В 1936 г. образована К. о. В 1937 г. из К. о. в Удмуртскую АССР перешли Воткинский, Сарапульский, Каракулинский и Киясовский р-ны. В 1941 г. в К. о. из Архангельской обл. переданы Опаринский, Лальский и Подосиновский р-ны. Религия Большинство верующих в К. о.- православные. Возрождение религ. жизни в К. о. после репрессий 20-30-х гг. XX в. произошло в период Великой Отечественной войны, когда были открыты 74 правосл. храма, гос. регистрацию также получили 3 мусульманские, 4 старообрядческие беспоповские (см. Беспоповцы ) общины и 2 старообрядческие общины Белокриницкой иерархии . До 30 религ. групп в 1945 г. действовали в области без регистрации (15 старообрядческих, 6 мусульманских, 4 группы евангельских христиан-баптистов, 2 группы евангельских христиан-меннонитов и католическая). Рост числа зарегистрированных общин в К. о. наметился в 1990 г. К 1 янв. 2014 г. в области действовало 211 зарегистрированных религ. орг-ций: 156 православных, 7 старообрядческих, католич. община, 23 протестантские, иудейская, 22 мусульманские, община Армянской Апостольской Церкви. Русская Православная Церковь

http://pravenc.ru/text/1841115.html

Церковь Сан-Педро-де-ла-Наве в Эль-Кампильо. IX–X вв. Наиболее ранние храмы, отразившие арабские формы, были сооружены мосарабами. Ц. Санта-Мария-де-Мельке близ Сан-Мартин-де-Монтальбан (пров. Толедо) сейчас относят к сер. VIII в. (археологический материал между 680 и 770 - Caballero Zoreda, Fern á ndez Mier. 1999). Этот небольшой крестообразный в плане храм имеет подковообразную апсиду, фланкированную прямоугольными помещениями. Сходный план имеет ц. Сан-Педро-де-ла-Мата близ Сонсеки (пров. Толедо, в руинах), построенная на основаниях храма вестгот. времени в кон. IX - нач. X в. ( Caballero Zoreda, Latorre Macarr ó n. 1980. P. 501-503). Уникальную композицию имеет ц. Санта-Лусия-дель-Трампаль близ Алькуэскара (пров. Касерес; IX-X вв.- Caballero Zoreda, S á ez Lara. 1999): узкая 3-нефная базилика с очень узким вытянутым трансептом, в который открываются 3 отдельные квадратные апсиды. Сходный план до перестройки имела ц. Сан-Хуан в Баньос-де-Серрато (после 711 - Caballero Zoreda, Feijoo Mart í nez. 1998. P. 237): археологически реконструированы сильно выступавшие за линию боковых стен обособленные прямоугольные пастофории. На уже отвоеванных землях была построена ц. Санта-Мария в Кинтанилья-де-лас-Виньяс (пров. Бургос; кон. IX - нач. X в.- Caballero Zoreda, Arce S á inz. 1997. P. 262-264), от к-рой уцелел трансепт с прямоугольной апсидой. Лучше сохранилась ц. Сан-Педро-де-ла-Наве, перенесенная в 1930 г. в Эль-Кампильо (пров. Самора; IX-X вв.- Ibid. P. 270). Ее можно описать как 3-нефную базилику с четко выделенной центральной крестообразной зоной либо как получивший базиликальную трактовку храм типа вписанного креста; к основному объему примыкают кубическая апсида и открытые притворы с севера и юга. Лучше всего сохранившийся дороманский храм Каталонии - ц. Сан-Микел в группе храмов Сан-Пере в Террасе (пров. Барселона; рубеж IX и X вв.) - отражает арабское влияние в подковообразной форме апсиды. Этот квадратный в плане храм, ранее считавшийся баптистерием, а ныне скорее мартирием, имеет уникальную конструкцию башни над средокрестием на 8 стоящих по квадрату опорах.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010