1922. P. 4). В Кремлевском дворце Е. Ф. организовала работу женщин. «Это было целое министерство… разделенное на 12 отделов, каждый со своими функциями и задачами в оказании помощи фронту» (Ibid. P. 4-5). Основные направления этой работы: снабжение складов Ее Имп. Высочества в Ляояне, Мукдене (Шэньяне), Харбине и складов Красного Креста в Никольске (ныне Уссурийск) и Чите необходимыми вещами и медицинскими пособиями; снаряжение и содержание 9 летучих санитарных отрядов; снабжение необходимым инвентарем и вещами плавучих лазаретов; снаряжение 4 этапных лазаретов на 200 чел.; снаряжение и содержание отряда для борьбы с инфекционными заболеваниями и т. д. Отчеты об отправлении пожертвований на фронт публиковались в «Еженедельнике» и различных газетах. Особенно Е. Ф. заботилась о том, чтобы «помочь в духовных нуждах русскому человеку... путем отправки множества походных церквей, оборудованных всем необходимым для богослужения» (Ibid. P. 4). 25 окт. 1908 г. в московской Всехсвятской роще было освящено устроенное Е. Ф. Сергиево-Елисаветинское убежище для увечных воинов, где они могли обучаться ремеслам. Вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна. Портрет. 1917 г. Худож. И. М. Митрофанов (Гос. литературный музей И. С. Тургенева, Орёл) Вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна. Портрет. 1917 г. Худож. И. М. Митрофанов (Гос. литературный музей И. С. Тургенева, Орёл) Во время революции 1905 г. было принято решение о переезде великокняжеской семьи в Кремль. 4 февр. от взрыва, произведенного террористом И. П. Каляевым на Сенатской пл. в Кремле, погиб вел. кн. Сергей Александрович. Этот день стал для Е. Ф. последним в ее светской жизни. 7 февр. Е. Ф. ездила в тюрьму, где содержался Каляев, оставила ему Евангелие и икону, после чего обратилась к Николаю II с прошением о помиловании Каляева, однако прошение было отклонено. На месте убийства мужа Е. Ф. установила памятник-крест, сделанный по проекту В. М. Васнецова. На памятнике были начертаны слова Спасителя, сказанные Им на кресте: «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят» (ср.: Лк 23.

http://pravenc.ru/text/189843.html

Виллах Храм блгв. вел. кн. Александра Невского Am Waldrain 8 тел.: +43 (0) 662 821766 Зальцбург Собор Покрова Пресвятой Богородицы Christian-Doppler-Str. 3a Аргентина Южно-Американская епархия Буэнос Айрес Кафедральный собор Воскресения Христова Nunez 3541 тел.: +54 (0) (11) 4541 7691 епископ Иоанн (Берзинь) иерей Сергий Силва протодиакон Николай Радыш Южно-Американской епархии РПЦЗ управление Nunez 3541 тел.: +54 (0) (11) 4541 7691 епископ Иоанн (Берзинь) Храм свт. Гермогена, Патриарха Московского Velez Sarsfield y Lavalleja; Colonia Rusa 1 тел.: +54 (0) (11) 4300 0318 протоиерей Игорь Булатов Храм Покрова Пресвятой Богородицы Anchorena 665, Temperley, B-1834 Buenos Aires, Argentina тел.: +54 (0) (11) 4300 0318 протоиерей Игорь Булатов Храм прп. Сергия Радонежского San Vladimir 2045 CP, Villa Ballester, B-1653 Buenos Aires, Argentina Храм вмч. Димитрия Солунского Храм Всех святых, в земле Российской просиявших Malabia 1253, Villa Ariza Храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы San Martin 344, Villa Ballester, B-1653 Buenos Aires, Argentina Ла Болса Часовня свт. Николая Чудотворца Villa El Descanso Храм Воздвижения Креста Господня Сан-Карлос-де-Барилоче Община равноап. вел. кн. Владимира Peninsula San Pedro, San Carlos de Bariloche, Neuquen Neuquen, Argentina Трес Капоне Храм Покрова Пресвятой Богородицы Бельгия Западно-Европейская епархия Брюссель Храм прав. Иова Многострадального, в память царя-страстотерпца Николая 8, avenue du Manoir тел.: +32 (0)2 372 22 46 архиепископ Михаил (Донсков) диакон Василий Орехов Храм Вознесения Господня 42, rue des Drapiers тел.: +32 (0)2 514 23 39, +32 (0)486 10 34 91; факс: +32 (0)2 514 23 39 протоиерей Стефан Веертс Великобритания Уэстон-сьюпер-Мэр Ставропигиальная миссионерская община мч. Нектана Хартландского (западнообрядная) 72 Ashbury Drive, тел.: +44 (0) (1934) 709861 Великобританская епархия Монастырь вмч. Пантелеимона 70 Jaywick Lane; Clacton-on-Sea игумен Сергий (Армстоун) Валлейси Храм прмц. вел. кн. Елисаветы Феодоровны

http://patriarchia.ru/db/text/1434643.ht...

Порой служение совершали неск. старцев одновременно, и монашествующие определялись, к кому из них обращаться. Оптинскими старцами были преподобные Макарий, Амвросий, Иларион, Анатолий (Копьёв (Зерцалов)), Иосиф, Варсонофий, Анатолий (Потапов) , Нектарий, преподобноисп. Никон (Беляев) , а также игум. Феодосий и др. Оптинские старцы жили в И. П. с. и окормляли не только скитское, но и монастырское братство, а также принимали монахов и монахинь из др. обителей и мирян, вели с ними переписку. Монашествующие регулярно посещали старцев для откровения помыслов и получения духовных наставлений. Женщин прп. Лев принимал в своей келье на пасеке, прп. Макарий выходил к ним к скитским воротам, последующие старцы принимали в «хибарке» с отдельным входом снаружи И. П. с. Большую роль сыграли оптинские старцы в деле возрождения жен. монашества в России. По их благословению во 2-й пол. XIX в. были основаны мн. жен. общины, старцы вели обширную переписку с настоятельницами и насельницами. Благодаря старцам И. П. с. стал одним из духовных центров России. Его посещали многочисленные паломники, приезжавшие в Оптину пуст. Среди них были члены имп. фамилии: вел. кн. Константин Константинович в 1887 и 1901 (с детьми) гг., вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна в 1914 г. (во время ее посещения в И. П. с. были в виде исключения допущены женщины), вел. кн. Дмитрий Константинович, кнж. Татьяна Константиновна и кн. Константин Константинович в 1916 г.; Московский митр. Иоанникий (Руднев) в 1887 г., Вологодский еп. Никон (Рождественский) в 1908 г., свт. Макарий (Невский) , митр. Московский, в 1915 г., мн. Калужские епископы и др.; обер-прокурор Синода гр. А. П. Толстой , Н. В. Гоголь , И. В. Киреевский , А. Н. Муравьёв , Ф. М. Достоевский , К. Н. Леонтьев , Вл. С. Соловьёв , гр. Л. Н. Толстой , Е. Н. Погожев , С. А. Нилус , С. Н. Дурылин и др. В 1891 г. Леонтьев принял в скиту тайный постриг с именем Климент. Л. Н. Толстой в последний раз приехал в Оптину пуст. в 1910 г., незадолго до смерти, будучи уже отлученным от Церкви.

http://pravenc.ru/text/577926.html

Н. Муравьёв (1890), Н. В. Чарыков (1893) и др. Деятельностью братства между проводимыми раз в году Общими собраниями руководил совет, избираемый на 3 года. Делами братства фактически управлял М., занимавший формально должность сначала казначея, с 1908 г.- секретаря. М. был единогласно избран управляющим делами братства. Среди членов и почетных членов братства, к-рых к янв. 1891 г. насчитывалось 388 чел., были свт. Феофан Затворник (Говоров) , св. прав. Иоанн Кронштадтский , с которым М. состоял в переписке, равноап. Николай (Касаткин) , сщмч. митр. Владимир (Богоявленский) , прмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна , вел. князья Михаил Александрович, Алексей Александрович, Сергей Александрович, Павел Александрович, Георгий Михайлович, Михаил Михайлович, вел. кнг. Екатерина Михайловна, принц Максимилиан Баденский, кор. Вюртембергская Ольга Николаевна, принцесса Альтенбургская и герцогиня Мекленбургская Елена Георгиевна, кн. В. П. Палей, гр. Муравьёв-Виленский, гр. А. А. Голенищев-Кутузов, ген.-адъютант И. Л. Татищев, контр-адмирал Ф. В. Дубасов, К. К. Грот, В. А. Дашков. Композитор и дирижер А. Г. Рубинштейн передал в дар братству в пользу бедных 2 тыс. марок из суммы, собранной на концерте в Берлине. В задачи братства входила «помощь терпящим нужду русским гражданам всех христианских конфессий и верующим греко-православной конфессии всех национальностей». В дальнейшем братство помогало пострадавшим от неурожая (1891-1892) в Центр. России, а также инвалидам и сиротам, отправляло посылки рус. военнопленным в Японии, передало в дар икону для г. Петропавловска-Камчатского. Особенно важной была помощь русским, завербованным недобросовестными агентствами для работы в Германии на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве и оставшимся на чужбине без средств переселенцам-крестьянам, к-рые через Германию направлялись в Бразилию. После открытия возбудителя туберкулеза проф. Р. Кохом (1882) в Германию из России стали приезжать больные, надеясь получить исцеление с помощью новых препаратов; их также окормляло братство.

http://pravenc.ru/text/2561766.html

Дочь Петра I Елена (23.10(4.11). 1884, Цетине - 16.10.1962, Ницца) в 1911 г. вышла замуж за кн. Иоанна Константиновича Романова, шаферами на их свадьбе были российские имп. Николай II с супругой. После Октябрьской революции ее муж был арестован и 18 июля 1918 г. расстрелян в Алапаевске вместе с вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной и вел. князьями Константином Константиновичем и Игорем Константиновичем. Елена поехала по этапу вслед за мужем и была арестована большевиками в Перми. Но вскоре благодаря ходатайству швед. и норвеж. дипломатов освобождена и вместе с детьми, Всеволодом и Екатериной, эмигрировала. Александр I [серб. Александар] (16.12.1888, Цетине - 9.10.1934, Марсель), с 1921 г. король сербов, хорватов и словенцев, с 1929 по 1934 г. кор. Югославии. Второй сын кор. Петра I. Его крестным (через представителя) был российский имп. Николай II. Начальное образование получил в Женеве, затем окончил Пажеский корпус в С.-Петербурге. После отречения от престола старшего брата Джордже 10 апр. 1909 г. стал престолонаследником, а 24 июня 1914 г.- принцем-регентом. Командовал 1-й серб. армией во время балканских войн и был серб. главнокомандующим в период первой мировой войны. В 1922 г. женился на дочери кор. Румынии Фердинанда I Гогенцоллерн-Зигмарингена Марии (9.01.1900, Бухарест - 22.06.1962, Лондон), родной сестре румын. кор. Кароля II и жены кор. Греции Георга II Елисаветы. 6 янв. 1929 г. из-за сложившегося в Югославии острого политического кризиса король запретил деятельность всех политических партий и фактически ввел военно-монархическую диктатуру. В сент. 1931 г. издал «октроированную» конституцию, к-рая предусматривала создание 2-палатного парламента, но фактически поддерживала власть короля. Выступал за заключение конкордата между Югославией и католич. Церковью, полагая, что это позволит уравновесить положение представителей разных конфессий в стране. Вместе с франц. министром иностранных дел Л. Барту убит югослав. националистами во время офиц. визита во Францию. Похоронен в усыпальнице Опленац.

http://pravenc.ru/text/1470387.html

В 1892 г. на средства и по поручению Палестинского Православного общества (ИППО) в сев.-вост. углу Гефсиманского участка был построен т. н. дом великого князя - 2-этажное здание для паломников благородного сословия в память вел. кнг. Александры Георгиевны († 12 сент. 1891), супруги вел. кн. Павла Александровича, и вел. кн. Константина Николаевича († 13 янв. 1892). Дом был освящен архим. Антонином (Капустиным) 12 сент. 1892 г. Место для строительства было выбрано в углу сада, перед большим серым камнем, на к-рый, по преданию, Пресв. Богородица бросила Свой пояс ап. Фоме в 3-й день по Успении. В 1904 г. по инициативе секретаря ИППО В. Н. Хитрово возле храма во имя равноап. Марии Магдалины было устроено рус. кладбище. Среди погребенных - видные представители рус. эмиграции, в т. ч. последний флигель-адъютант имп. Николая II, долголетний председатель ИППО в Иерусалиме ген. М. Г. Хрипунов († 6 апр. 1983). Рус. участок отделен от расположенного ниже по склону францисканского участка узкой асфальтированной дорогой. Напротив ворот рус. обители, на месте, где, по преданию, Иуда целованием предал Господа, установлен обломок колонны. До первой мировой войны здесь начинался коридор-отросток, к-рый вел к Камню Моления о Чаше, являвшемуся тогда общим достоянием католиков и православных. Попытки францисканцев сделать священный камень своим владением каждый раз оспаривались и пресекались совместными усилиями Иерусалимской Патриархии, РДМ и рус. консульством. После перехода (в кон. 1917) Иерусалима под брит. контроль францисканцы, воспользовавшись отсутствием РДМ (эвакуированной в Александрию) и рус. консульства, добились от греков отказа от их прав и построили стену, преградив доступ к этому св. месту. По проекту архит. А. Барлуцци , приглашенного кустодом Св. земли Ф. Диа Таллеви для строительства ц. Гефсиманской молитвы («Церкви всех наций», 1919-1924), священный камень оказался внутри храма, в алтарной части. После мученической кончины вел. кнг. Елизаветы Федоровны в Алапаевской шахте 18 июля 1918 г. ее мощи, как и останки др. погибших с нею, по мере отступления Белой Армии были перевезены игум. Серафимом (Кузнецовым) через всю Сибирь в Хабаровск, Пекин, Шанхай. Затем по желанию сестры Елизаветы Федоровны принцессы Виктории Баттенбергской мощи вел. княгини и инокини Варвары (Яковлевой) были доставлены в Иерусалим и 17/30 янв. 1921 г. погребены в крипте храма Марии Магдалины. После того как 1 нояб. 1981 г. Елизавета Федоровна и Варвара (Яковлева) были прославлены РПЦЗ в лике святых, было решено перенести их мощи из крипты непосредственно в храм. Торжественное перенесение состоялось 1-2 мая 1982 г. 9-11 янв. 1990 г. мощи были переложены в новые, мраморные раки по обеим сторонам солеи (мощи, прмц. Елисаветы Феодоровны - справа, инокини прмц. Варвары - слева).

http://pravenc.ru/text/164927.html

В 1799 г. при образовании Калужской и Боровской епархии в Л. К. м. были устроены архиерейский дом и духовная консистория, обитель стала заштатной. В Л. К. м. поселился еп. Феофилакт (Русанов) . Настоятелем мон-ря стал Калужский архиерей, а управлял обителью наместник. Места для новых учреждений не хватало, и в 1800 г. в Калугу были переведены консистория и ДУ, преобразованное в семинарию. Л. К. м., приписанный к архиерейскому дому, остался летней резиденцией Калужских епископов. Паломники, возвращавшиеся из знаменитой Тихоновой Калужской в честь Успения Пресв. Богородицы пустыни , часто заезжали и в Л. К. м. В обители побывали: 17 дек. 1775 г.- имп. Екатерина II Алексеевна , 12 июля 1837 г.- вел. кн. Александр Николаевич (впосл. имп. Александр II Николаевич ) в сопровождении поэта В. А. Жуковского , в июле 1849 г.- Н. В. Гоголь , 10 мая 1887 г.- вел. кн. Константин Константинович , 16 июня того же года - Московский митр. Иоанникий (Руднев) , 30 июня 1888 г.- вел. кн. Владимир Александрович и вел. кнг. Мария Павловна, 10 июля 1889 г.- Киевский митр. Платон (Городецкий) . В 1897 г. в Л. К. м. на погребение своего брата Н. Д. Делянова приезжал министр народного просвещения гр. И. Д. Делянов. 10 авг. 1915 г. в обители широко отмечалось 400-летие со дня кончины блж. Лаврентия. Подготовкой занимался специальный комитет, учрежденный в Калужской епархии в 1914 г. по инициативе Калужского еп. Георгия (Ярошевского) . Был открыт сбор пожертвований, на собранные средства произведены работы по приведению в порядок и украшению монастырских зданий. Перед празднеством в Рождественском соборе 7 авг. совершался парастас, а 8 авг.- заупокойная литургия с поминовением по монастырскому синодику всех почивших Калужских архиереев, настоятелей и погребенных в обители. В тот же день в монастырь была принесена и установлена в верхнем храме чудотворная Калужская икона Божией Матери . 9 авг. отслужено торжественное всенощное бдение. 10 авг. в мон-рь прибыл крестный ход из всех церквей Калуги и сел, ранее принадлежавших Л. К. м., совершены торжественная литургия и молебен блж. Лаврентию. В торжествах помимо Калужского еп. Георгия приняли участие митр. Московский свт. Макарий (Невский) , викарий Тульской епархии еп. Каширский сщмч. Иувеналий (Масловский) , прмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна , настоятельницы неск. жен. монастырей и общин Калужской епархии и эвакуированных во время первой мировой войны в Калугу жен. монастырей Холмской епархии. Пели 2 хора: архиерейский и монахинь Холмской епархии.

http://pravenc.ru/text/2462415.html

В период Смутного времени , очевидно в 1610 г., Д. м. был разорен формированиями гетмана Сапеги. Богослужения в монастыре возобновились после освящения собора 31 дек. 1620 г. Грамотой от 9 марта 1652 г. Д. м. с вотчинами был пожалован царем Алексеем Михайловичем Новгородскому митр. Никону (впосл. патриарх) и приписан к новгородскому Софийскому дому в качестве подмосковной резиденции. В 1664 г. по челобитной братии, вкладчиков, посадских и дворян царю Алексею Михайловичу обители была возвращена самостоятельность в управлении и подчиненность в церковных делах Патриарху Московскому и всея Руси. В 1724-1726 гг. Д. м. был вновь приписан к Новгородскому архиерейскому дому. Указом царя Феодора Алексеевича 1682 г. Д. м. предполагалось приписать к Заиконоспасскому московскому муж. мон-рю для материальной поддержки основанной Славяно-греко-латинской академии . Однако вплоть до кончины царя 27 апр. 1682 г. указ не был подписан и скреплен печатью, а следов., утратил законную силу. После ликвидации Синодальной области Д. м. с 1744 г. находился на территории Переславской епархии, а с мая 1788 г.- Дмитровского викариатства Московской епархии. По штатам 1764 г. Д. м. был причислен к третьеклассным. 5 июля 1891 г. Д. м. посетил московский ген.-губернатор вел. кн. Сергей Александрович с супругой прмц. вел. кн. Елисаветой Феодоровной . В нач. XX в. при Д. м. существовала церковноприходская школа. Архитектура 1-й каменной постройкой в Д. м. стал собор во имя св. Бориса и Глеба. По надписи на плите на фасаде собор иногда датировали 1537 или до 1537 г. (Памятники архитектуры Московской обл. 1999. С. 124). До кон. XIX в. эта надгробная плита не упоминается и скорее всего была найдена и вделана в стену собора при его реставрации под надзором И. П. Машкова в 1901-1902 гг. С. А. Гаврилов датировал памятник в пределах 1-й пол. XVI в. ( Гаврилов. 1984. С. 53), А. В. Яганов - сер. XVI в. ( Яганов. 2003. С. 143), но в последнее время склоняется к более широкой датировке, от 20-х до 50-х гг. XVI в.

http://pravenc.ru/text/178614.html

Введенская Оптина пустынь. Литография. Кон. XIX в. В кон. XVIII в. Московский и Калужский митр. Платон (Левшин) обратил внимание на единственный в крае сохранившийся после секуляризации церковных земель мон-рь - Оптину пуст.- и решил преобразовать его на строгих общежительных принципах. В 1821 г. при Оптиной пуст. был основан Иоанна Предтечи скит , в котором зародилось оптинское старчество . В обители удалось добиться непрерывности традиции старчества: после смерти старца старшая братия выбирала ему преемника, к-рый обычно был его ближайшим учеником, иногда служение совершали неск. старцев одновременно. По благословению прп. старца Амвросия (Гренкова) в 1884 г. в Козельском у. была основана Шамординская Казанская жен. община (с 1901 мон-рь). По инициативе прп. старца Макария (Иванова) в Оптиной пуст. с 40-х гг. XIX в. велась активная просветительская деятельность. Монахи в сотрудничестве со светскими лицами переписывали и издавали творения отцов Церкви (в переводе прп. Паисия (Величковского) и в собственных переводах) и др. лит-ру. В нач. XX в. в Шамординском мон-ре была устроена типография. Обе обители к этому времени обладали значительными земельными наделами, большим, образцово организованным хозяйством, комплексом благотворительных учреждений. По числу монашествующих Оптина пуст. опережала все мужские, а Шамординский монастырь - все жен. обители Калужской епархии. В XIX - нач. XX в. Оптину пуст. посещали многочисленные паломники, в т. ч. вел. кн. Константин Константинович , вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , обер-прокурор Синода гр. А. П. Толстой , Московский митр. св. Макарий (Невский) , Н. В. Гоголь , И. В. Киреевский , Ф. М. Достоевский , К. Н. Леонтьев , Вл. С. Соловьёв , гр. Л. Н. Толстой и др. Многие из них бывали и в Шамординском мон-ре, в частности, Л. Н. Толстой навещал там свою сестру - схим. Марию (Толстую). Оптину пуст. часто называли духовным центром не только Калужской епархии, но и России. В большинстве муж. мон-рей Калужской епархии сложилась традиция подбирать настоятелей из насельников Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/1841676.html

Антонием (Храповицким ; впосл. митрополит) пострижен в мантию с именем в честь прп. Михея Радонежского. 17 окт. 1892 г. рукоположен Можайским еп. сщмч. Тихоном (Никаноровым ; впосл. архиепископ) во диакона, 16 мая 1893 г.- во иерея. По окончании академии со званием канд. богословия назначен 7 сент. 1896 г. смотрителем Жировицкого ДУ. 4 дек. того же года перемещен в Москву на должность ризничего Синодальной ризницы Московского Кремля и настоятеля кремлевского храма во имя Двенадцати апостолов. В 1897 г. возведен в сан игумена. 5 янв. 1898 г. назначен настоятелем Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря с возведением в сан архимандрита. 6 июля 1900 г. определением Синода вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения, но уже 9 авг. того же года в связи с событиями в Китае (т. н. Боксерским восстанием, сопровождавшимся нападениями на иностранцев и кит. христиан) назначен в санитарный отряд Красного Креста им. имп. Марии Феодоровны на госпитальном судне «Царица», к-рое было срочно отправлено из Одессы на Дальн. Восток. Окормлял русских раненых, эвакуируемых в Порт-Артур и Владивосток, а затем в Европейскую Россию. По возвращении из Китая назначен 2 июня 1901 г. настоятелем херсонесского во имя св. кн. Владимира мон-ря. Михей (Алексеев), еп. Уфимский, с братией Оптиной пуст. Фотография. Ок. 1915 г. 19 мая 1902 г. М. был хиротонисан во епископа Сарапульского, викария Вятской и Слободской епархии. Хиротонию в Александро-Невском соборе Вятки возглавил Вятский и Слободской еп. Никон (Софийский ; впосл. архиепископ). Резиденцией М. в Сарапуле стал Старцево-Горский Иоанно-Предтеченский мон-рь. Как викарий М. отвечал за миссионерскую деятельность среди удмуртов и марийцев. Много занимался благотворительностью, в т. ч. заботился о беспризорных детях. В связи с организацией в Вятской епархии детских приютов был близко знаком с вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной , в дальнейшем продолжал сотрудничать с ней в деле благотворительности.

http://pravenc.ru/text/2563836.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010