Разделы портала «Азбука веры» Михаил Зеленый Некоторое время назад мне довелось вести занятия в приходской воскресной школе для взрослых, на которых разбирался пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина . К этим занятиям был подготовлен содержащий краткий комментарий на каждый ирмос и тропарь конспект-презентация. Он был составлен на основе трех комментариев — «Толкования на канон Пасхи» преподобного Никодима Святогорца , «Объяснения Пасхального канона» священника Михаила Асмуса и «Краткого комментария к канону Пасхи» священника Михаила Желтова. В своём конспекте я постарался по возможности кратко изложить и суммировать то, что почерпнул в трех этих трудах. Должен отметить, что в процессе подготовки конспекта я и сам узнал много для себя нового в, казалось бы, столь знакомом и вроде бы понятном тексте. По завершении цикла занятий у меня возникло желание поделиться своим трудом с более широким кругом тех, кого он мог бы заинтересовать. Выступая в роли популяризатора, я ни в коей мере не претендую на оригинальность или новизну дела рук своих и осознаю его сугубо компилятивный характер, но, как мне представляется, для популярной или учебной литературы это ни в коей мере не является недостатком. Объёмные труды наподобие «Толкования» преподобного Никодима осилят, скажем честно, далеко не все, а вот краткий дайджест, в котором сжато, простым современным языком, но одновременно и без излишнего упрощенчества изложены важнейшие их мысли, имеют шансы быть куда более востребованным. Объяснение Пасхального канона Слово святителя Григория, написанное в IV веке, и Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина , созданный примерно через три с половиной столетия, тесно связаны между собой. Канон содержит несколько буквальных цитат из святителя Григория, так что подлинное осмысление канона невозможно без знакомства с Пасхальными Словами Великого Каппадокийца (1ми 45м), а также с рядом других его праздничных Слов (в частности, на Рождество Христово и на Пятидесятницу), По Типикону положено читать разбитое на части 45е Слово святителя Григория после каждой песни, а в случае совпадения Пасхи с Благовещением (Кириопасха) – ещё и 1 е слово, аллюзии на которое есть и в каноне, и в стихирах Пасхи («и ненавидящим нас простим вся воскресением»). Песнь 1, ирмос

http://azbyka.ru/molitvoslov/objasnenie-...

Названы лучшие приходские СМИ Санкт-Петербургской митрополии мая 2013 Церемония их награждения состоялась в рамках выставки " Пасхальный праздник " .  В рамках Х Всероссийской выставки " Пасхальный праздник " 25 мая состоялось подведение итогов конкурса приходских СМИ Санкт-Петербургской митрополии. Он проходил по инициативе  информационно-издательского отдела  в сотрудничестве с отделом религиозного образования и катехизации. В нем приняли участие приходы, выпускающие собственные печатные СМИ (газеты, бюллетени, листки и т.д.). В экспертный совет конкурса вошли журналисты, редакторы, художники и мастера информационных технологий - представители православных СМИ и сотрудники светских издательств. Церемонию награждения провели авторы журнала " Вода живая " - сотрудники Санкт-Петербургского епархиального управления  иереи Алексий Волчков  и  Димитрий Симонов . " Нет более важной вещи, чем просвещение, - сказал в приветственной речи отец Димитрий. - Для каждого человека важно быть осведомленным. Неведение - это очень тяжело. Непросвещенность в Церкви - еще хуже. Основная деятельность церковно-приходских СМИ - осведомление и просвещение. Это важное служение, но исполняют его подчас немногие. Насколько тяжело издавать приходскую газету или журнал, знает только тот, кто этим занимается " . Священник Алексий Волчков подчеркнул важность каждого приходского СМИ. " Приход - это место, где люди общаются, узнают беды и радости своих братьев и сестер. Для этого и нужно приходское СМИ. Большое спасибо за то великое дело, которое вы делаете " , - сказал отец Алексий.  Участники конкурса соревновались в номинациях " Дебют " , " Творчество " и " Знак качества " . Лучшим дебютантом стал альманах " Линтула " , выходящий в  Констанино-Еленинском монастыре . Его появление фактически инициирвоали сами прихожане, которые приходили к настоятельнице с просьбой помочь в издании той или иной статьи. Выпускать книгу монастырю было не под силу. Так появился альманах с интересными и живыми текстами. 

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=319...

Как встретить Святую Пасху Почему Пасха — главный праздник года? Что такое пасхальный канон? Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца? 1 мая, 2016 Почему Пасха — главный праздник года? Что такое пасхальный канон? Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца? Пасха — главный праздник года. Как встретить Святую Пасху? Какие существуют русские традиции этого православного праздника? Ответы Вы найдёте в статье. Как встретить Святую Пасху? Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха , — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово « Пасха » пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово — это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы. Как происходит Богослужение в Пасху О приветствиях и Лобзании в День Пасхи При конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу «целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй — « Христос воскресе «. Оному же отвещавшу — «Воистину воскресе» . Так же должно совершаться христосование и с мирянами. По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением « Христос воскресе !» с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь.

http://pravmir.ru/kak-vstretit-svyatuyu-...

На Пасхальную службу приходит, как правило, много людей «с улицы», «чужих». После службы бывает трапеза для всех, и может получиться так, что «своим» мест может не хватить. И тогда некоторые наши прихожане решили «забить» себе место за праздничным столом, они разложили за столом листочки со словами «занято». Проблема возрождения приходской жизни – это проблема Церкви постсоветского периода: нет больше общин, все быстрее общество распадается на атомы, все яснее оказывается, что человек человеку бревно. Добрая улыбка и участливое отношение прихожан к новому прихожанину, возможно, поможет ему навсегда остаться в лоне Церкви, грубо сказанное слово, напротив, может закрыть дорогу к храму на долгие годы. Сложно бывает войти новому человеку в сложившуюся общину, сложно найти столь чаемое избавление от одиночества. И напротив, влившись в приходскую жизнь, сложно бывает вспомнить, что храм – это все же не клуб по интересам. Мы попросили рассказать о проблемах построения прихода и приходской жизни известного московского протоиерея Алексия Уминского, создавшего в храме Святой Троицы в Хохлах дружную общину. Отец Алексий, расскажите пожалуйста, такая дружная община, которая сложилась у Вас в приходе — это получилось само собой или потребовались большие усилия? — Конечно, потребовалось множество усилий, это была моя цель – как настоятеля храма – создать такую общину. В своё время, я   получил разрушенную церковь с очень немногочисленным приходом. И это понятно – наш храм находится в таком районе Москвы, где через каждые   тридцать метров есть храмы, а население очень малочисленное. Поэтому надо было употребить все усилия на то, чтобы людям захотелось быть вместе. Чтобы их объединяла Евхаристическая жизнь и жизнь после службы. У нас регулярно проходит трапеза после службы для всех прихожан; мы начали не с воскресной школы, а с бесед для взрослых,   потом   постепенно люди сами стали изыскивать для себя возможность служения ближним. Проблемы, конечно, были и есть. Когда проблем нет – это означает, что община умерла.

http://pravmir.ru/esli-v-obshhine-net-pr...

Страстная седмица, Пасха, Радоница: как встретить и прожить — советует епископ Климент (Вечеря) В духовной жизни всегда нужно руководствоваться своей совестью. 7 апреля, 2015 В духовной жизни всегда нужно руководствоваться своей совестью. Нужно ли причащаться на Пасху, поститься на Светлой и как регламентировать своё питание на Страстной седмице — делится опытом епископ Ирпенский Климент (Вечеря). — Как Вы относитесь к тому явлению, что некоторые люди не причащаются на Пасху? Часто это бывает потому, что причащаться на Пасху не советует приходской священник. —  Не очень хорошая традиция, соблюдаемая на некоторых приходах, не причащать на Пасху уходит корнями в наше тоталитарное прошлое. Советская власть прикладывала много усилий для того, чтобы люди на Пасху не приходили в храм, не причащались и т.д.  Организовывались специальные группы, которые оцепляли церкви (открытых храмов тогда было не так много) и старались не пропустить людей в храм на праздник. Особое внимание уделялось максимальному предупреждению посещения храмов молодежью. Среди священников тоже проводилась активная разъяснительная работа касательно запрета причащать людей на Пасху. Сегодня зачастую можно услышать “благочестивые причины” отказа от причащения в Пасхальную ночь. Одна из них: поскольку после Пасхального богослужения и Причастия люди слишком бурно празднуют окончание поста и саму Пасху, ведут себя не благочестиво – то и причащаться в этот день не стоит. Если же мы углубимся в церковное предание, в глубокий смысл праздника Пасхи Христовой в частности и Божественной Литургии вообще, то поймем, что каждый церковный праздник является таковым только в контексте его Евхаристического осмысления. Потому Пасха Христова — Праздник Праздников — может быть пережита христианином, только если он отпразднует Ее, приступив к причастию Святых Христовых Таин. Участники пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, состоявшегося в феврале  этого года, обратили особое внимание священнослужителей на то, что никакими благочестивыми предлогами не может быть оправдан запрет на причащение христиан  в Святую Пасхальную ночь.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmitsa-pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пасха - основа веры человека 12.04.2012 524 Время на чтение 5 минут Близится Пасха. Для тех, кто не сможет пойти ночью в храм, будет организована прямая трансляция пасхального богослужения из храма Христа Спасителя. Клирик храма, протодиакон Александр Агейкин, рассказывает о том, каково служить под прицелом камер и как прошла его самая первая Пасха в священном сане. Пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя. Протодиакон Александр Агейкин - крайний справа. Фото www.patriarchia.ru - Отец Александр, что такое для Вас в первую очередь Праздник Пасхи? - Основа веры человека. Можно смириться с тем, что существует смерть, привыкнуть к этому и просто ждать всеобщего воскресения. Как, например, ожидали его сестры умершего Лазаря Марфа и Мария. Когда Иисус Христос говорит Марфе: «Воскреснет брат твой», Марфа отвечает ему: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день».Но Христос говорит не об этом. Следующие Его слова такие: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек». Он говорит о реальном воскресении человека и всего человечества, о полной победе над смертью, о том, что человек после Его Воскресения будет иметь вечную жизнь. Воскресение Христово - победа над смертью, и факт этой победы мы празднуем каждый год. То, что она преодолена, что после смерти и Воскресения Христова человечество получило совершенно новые возможности для вечной жизни, что людям было открыто Царство Небесное, недоступное ранее, - основа нашей веры. И апостол Павел пишет в Первом послании к коринфянам: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». - Помните Вашу первую Пасху в сане диакона? - Как не помнить! Она была очень сложной. Меня рукоположили 7 апреля, в Праздник Благовещения, который в тот год совпал с Вербным Воскресением. Богослужебная практика в кафедральном Елоховском соборе длилась вместо положенных сорока только три дня. В Великие Понедельник, Вторник и Среду я как практикант сослужил на литургиях Преждеосвященных даров, а про Великий Четверг мне сказали, что я уже должен быть на своем приходе, в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине. Храм был в руинах, приходская жизнь восстанавливалась с нуля, а кроме того, на приходе было всего два клирика - мой настоятель, который сам был недавно рукоположен, и новорукоположенный диакон - я. Оба мы не знали в полной мере церковную традицию, я понимал богослужение теоретически, но практического опыта не было никакого. И вот я был «брошен», можно сказать, в открытое море, и должен был как-то сам выплыть, это при том, что на нашем приходе я «отвечал» не только за организацию богослужения, но и за пение хора, и за подготовку облачений. Милостью Божией, та Пасха была очень запоминающейся, радостной, хотя и - от отсутствия опыта - сложной.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «У этого праздника нет никакой внутренней идеологии» Священник Георгий Белодуров о Первомае 30.04.2011 935 Поскольку я простой приходской священник и общаюсь с большим количеством народа, то знаю, чем живет народ, в том числе и во время первомайских праздников. А живет он одним: пора выезжать на дачу. Весна пришла, начался труд на даче и ничего более. Конечно, сейчас прихожане празднуют Пасху, сегодня все собрались радостные, получают артос, настроение у всех пасхальное. Но все уже реально думают, что пора ехать чистить дачные участки и домики. Больше никаких мыслей относительно 1 мая у людей нет. Скорее, можно назвать этот день дополнительным выходным днем, чем праздником. Я даже как-то не знаю, будут ли у нас в городе какие-то мероприятия по этому случаю. У этого праздника нет никакой внутренней идеологии, кроме того, что пришла весна, и пора на дачу ехать. Ну а у кого нет дачи, те просто отдохнут. Кто побогаче, тот, может быть, на недельку в южные страны съездит. Даже больше и добавить тут нечего. Праздник, конечно, должен быть наполнен содержанием, идеями. Вот, например, мы перестали отмечать день свершения революции, но учредили государственный праздничный день, в который вспоминаем о роли Богородицы и Ее Казанской иконы в деле освобождения народа. Это праздник выхода из смуты, выхода, которого мы и сейчас желаем. Хорошо, если бы такой выход из сегодняшней ситуации в стране состоялся. Ну а для 1 мая ничего пока не находится. По поводу труда есть, с одной стороны, святоотеческое мнение, а, с другой стороны, есть мнение социологов, с которым я тоже знаком. И, могу сказать, в Православной Церкви отношение к труду таково: труд сам по себе полезен, но не является спасительным. Потому что, когда человек трудится со смирением и любовью, потому что это есть послушание Богу, то это хорошо, это спасительный труд. А если он делает все из-под палки и при этом злится на своего руководителя, то это ему не на пользу, а только во вред. На мой взгляд, карьерный рост - это не главное, важнее стремиться исполнить достойно всё, что человеку благословляет Господь. Это как в притче о талантах, когда человек зарыл таланты в землю и ничего с этого не получил, что было, то и вернул. Как родился человек с определенными способностями и не стал их развивать, это и есть зарытые в землю наши таланты. Если у человека есть способность, и ему оказывается доверие руководить, а это так сложно и не всегда спасительно, тут надо с разумением решать этот вопрос. Карьера полна опасностей. А в современной социологии понятие труда полностью исчезает. Его заменяет понятие «зарабатывание денег». То есть человек не воспринимает труд как обязанность и как самореализацию, не получает радость от труда, а воспринимает его как необходимость, обязанность заработать деньги. А потом в свободное время он эти деньги тратит или копит - кто что.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/30/u_...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 80. Причащение в пост Хорошо ли причащаться в посты? Появление и смысл литургии Преждеосвященных Даров. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Продолжаем наши исследования в области поста и воздержания. У нас (в России) сложилась давняя традиция чаще причащаться в Пост, чем в праздники и воскресенья (особенно это заметно в дни пасхальной радости). Эту традицию отражает, а может и порождает известное вам теперь «Учительное известие», в котором помещается вот такая инструкция: «Приходские иереи должны поучать своих прихожан, чтобы с чистой совестью всякий пол, если возможно во все праздники, если же нет, то хотя бы в каждый из четырех постов, приготовлялись к Причащению». Пришло время сказать прямо, что это НЕНОРМАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ! Потому что пост – это воздержание от пищи, в том числе и ЕВХАРИСТИЧЕСКОЙ! Об этом нам говорят каноны! Читаем 51 правило Лаодикийского Собора: «Не подобает в Четыредесятницу дни рождения мучеников праздновать, но совершать память их в субботы и в дни воскресные». Под празднованием здесь разумеется совершение Литургии, которую Церковь считает неприличным совершать в период покаяния, ибо Литургия сама по себе – это радость богообщения, а в будние дни Великого поста мы призываемся к сокрушению о своих грехах. Это же подтверждает правило из «Апостольских постановлений», говорящее, что «во всякую субботу, исключая одной Великой, и во всякий день Господень, составляя собрания, радуйтесь, ибо постящийся в день Господень,.. повинен будет греху, потому что в эти дни должно веселиться, а не сетовать». Кстати, это еще одно доказательство того, что все субботы и воскресения (включая и период Великого поста), не являются постными днями! Вы скажете, так в Вел. Субботу Литургия же совершается! Верно. Но когда она совершается? По Уставу – вечером, т.е. в конце пощения, ибо Литургия является признаком отмены поста, а в дни Святой Четыредесятницы разрешение от поста бывает не ранее вечернего времени.

http://azbyka.ru/video/80-prichashhenie-...

23. Понедельник Светлой седмицы. Вмч. Георгия Победоносца. Сплошная седмица. Иверской иконы Божией Матери (службу зри 12 февраля и 13 октября) . Мц. царицы Александры. Пасхальная служба Триоди совершается в соединении со службой вмч. Георгия Победоносца (по 2-й Марковой главе Типикона под 23 апреля: «Аще ли случится великомученика Георгия во един от дней Светлыя недели») . Примечание. Всенощного бдения накануне празднования памяти вмч. Георгия Победоносца на Светлой седмице не полагается. Утреню и вечерню во все дни Пасхальной седмицы в монастырях иерей совершает в мантии, епитрахили (и, по традиции, в поручах), а в приходских храмах – в фелони, епитрахили (и, по традиции, в поручах) . Перед утреней последование пасхальных часов совершается за полунощницу. Утреня. Предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом полагает начало утрени возгласом: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице...». Далее – пасхальное начало. Иерей: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), певцы – тот же тропарь (трижды). Стихи пасхального начала в следующем порядке: 1-й стих: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...». 2-й стих: «Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...». 3-й стих: «Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...». 4-й стих: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся во-нь» – тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых...». 5-й стих: «Слава» – тропарь великомученика, глас 4-й: «Яко пленных свободитель...». 6-й стих: «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся паче смысла...» (но не по гласу «Славы») . В завершение иерей или все священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы заканчивают: «И сущим во гробех живот даровав». Ектения великая. (Шестопсалмие не глаголется, «Бог Господь» не поется, кафизм и седальнов нет.)

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-06/

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НОВОСТИ ИЗ СВЕТСКИХ ИСТОЧНИКОВ Светлое Христово Воскресение 1655 года 14.04.2001 [См. также: Страстная Седмица Пасха - Светлое Христово Воскресение ] В полночь на 15 апреля 1655 года " раздался по городу колокольный звон во всех церквах так, что земля задрожала и поколебалась. Народ, по обыкновению, шел в свои приходские храмы на пасхальную службу, которая была окончена задолго до рассвета " . За три часа до восхода солнца началась служба в Успенском соборе. Патриархи и духовенство облачились в алтаре. Патриарх Никон раздал сослужащим с ним свечи, и все пошли крестным ходом вокруг престола. Через северные двери алтаря вышли в северные двери храма и, дойдя до западных, совершили " чин Воскресения " . Патриарх отворил двери, и все вошли в храм. Патриарх Никон стоял на кафедре посреди храма, а духовенство разместилось по чину по обе стороны от него. Затем, с крестом в руке, патриарх Никон кадил иконы на аналое, престол, алтарь, иконостас, предстоящий народ и обходил с каждением весь храм. То же сделал патриарх Макарий, а за ним попарно архиереи. Ексапостиларий пели хором все анагосты торжественным напевом. Вошли все в алтарь. Патриарх Никон снял свой праздничный саккос, который не мог долго носить из-за его необыкновенной тяжести. Это был великолепный саккос из очень дорогой материи, расшитый золотом и украшенный множеством драгоценных камней. Говорили, что в нем было около пуда одного только жемчуга. Патриарх Никон дал его подержать антиохийским гостям, и те не смогли удержать его в руках... Патриарх Никон облачился в саккос полегче, и все начали христосоваться. Сначала патриарх обошел все духовенство, приветствуя каждого словами " Христос Воскресе! " и лобызаясь с каждым. Затем все вышли на середину храма. Патриарху Никону подали короб с красными яйцами. Он подарил три яйца патриарху Макарию, по два яйца - архиереям и архимандритам и по одному - иереям, обходя каждого и с каждым христосуясь.

http://zavet.ru/news/news-s010414.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010