Глава 13 Евр.13:1 .  Братолюбие между вами да пребывает. «Братолюбие да пребывает». Состав сего слова выражает усиление любви, ибо Апостол из слов «любовь» и «брат» сложил одно слово. Евр.13:2 .  Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам. «Страннолюбия не забывайте: тем бо не ведяще нецыи странноприяша Ангелы». Патриарх Авраам, приступив, как к людям, обрел Ангелов и Владыку Ангелов. Так и блаженный Лот принял Ангелов, как людей, но приял благословение, как от ангелов. Евр.13:3 .  Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. «Поминайте юзники, аки с ними связани: озлобляемым, аки и сами суще в теле». Сострадательностию и приличным служением имейте общение с терпящими это за благочестие. Евр.13:4 .  Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. «Честна женитва во всех, и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог». Одно законно, а другое крайне беззаконно. И одно узаконил Бог в начале, ибо сказал: «Сотворим ему помощника по нему» ( Быт. 2, 18 ), и, создав, привел, сочетал и дал брачное благословение, говоря: «Раститеся и множитеся, и наполните землю» ( Быт. 1, 28 ). А прелюбодеяние и блуд ввел невоздержный помысл. Евр.13:5 .  Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя. «Не сребролюбцы нравом». Не приобретение собственности воспретил Апостол, но любовь к имуществу, потому что от нее рождается любостяжательность. «Доволни сущими». Никто да не старается приумножать имение, ибо похвально довольствоваться тем, что имеешь у себя. Апостол же представляет и достаточное ручательство в том, чему учит. «Той бо рече: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити». Не лжив Обетовавший; с верою примем обетование. Сие и присовокупил Апостол. Евр.13:6 .  Так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? Яко дерзающым нам глаголати: «Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек» ( Пс. 117, 6 )? По необходимости и сие наставление приложил Апостол, чтобы, возводя взор к Богу, смело смотрели на гонителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Иосиф (с евр. «приумножить») – один из сыновей еврейского патриарха Иакова, первенец его любимой жены Рахили. Родив сына, неплодствовавшая до тех пор Рахиль заметила: «снял (по евр. асаф) Бог позор неплодства моего. И нарекла ему имя: Иосиф (Иосеф), сказав: Господь даст (иосеф) мне и другого сына» ( Быт.30:23–24 ). Разрешение неплодства любимой жены, – кроткий, привязчивый, разумный Иосиф сделался любимым детищем Иакова. Одним из внешних выражений этой любви послужила сшитая ему отцом пестрая праздничная одежда. Как прошло детство и отрочество Иосифа, мы не знаем. Библейский текст застает его уже в семнадцатилетнем возрасте. Семнадцатилетний Иосиф принимает участие в надсмотре за сихемскими стадами своего отца, порученными вниманию ого старших братьев, являясь в то же время посредником между последними и отцом, жившим в окрестностях Хеврона. Сообщая отцу о здоровье и надобностях своих братьев, неиспорченный юноша не мог, конечно, не передавать ему и о тех их поступках, которые почему-либо возмущали или беспокоили его. Живя вдали от отца, перекочевывая с места на место в дебрях тогдашнего Ханаана, имея под рукой толпу рабов, послушных их велениям, – братья Иосифа лишались сдержки и получали слишком большой простор в проявлении их дурных инстинктов. С течением времени свобода обособленности от отца и его влияний сделалась для них потребностью. Неудивительно, что нравственный контроль над ними «отрока» Иосифа мог им очень не понравиться – тем более, что исключительное расположение к нему отца давно уже раздражало их самолюбие, заставляя относиться к предмету этого исключительного расположения с все большей и большей ненавистью. Пророческие сновидения о грядущем возвышении Иосифа и о преклонении пред ним отца и братьев, чистосердечно рассказанные сновидцем-Иосифом членам своего семейства, окончательно ожесточили братьев. Во время одного из обычных посещений Иосифом Сихема решено было убить его. Решение не было приведено в исполнение только потому, что с ним не согласился старший из братьев Рувим, более других ответственный за предприятие и менее других нерасположенный к Иосифу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Иосиф Иосиф ( ,=приумножит, приложит, присовокупит; ωσφ; V. и L: Ioseph; слав. сифъ): а., Быт.30,24, 37:2 и дал. гл. Быт.39–41, 42:3, 6 и дал. Быт.42:25, 46:19–20, 49:22 . Чис.26:28 . Нав.24:32 . Суд.1:22 . 1Пар.2:2, 5:1–2 . 3Цар.11:28 . Сир.49:17 . Деян.7:9, 13 . Евр.11:22 . – Сын патриарха Иакова от Рахили, любимый отцом и преданный отцу, но ненавидимый своими братьями и проданный ими в Египет, и там за свою верность и непорочность, за свои добродетели и дарованные ему от Бога откровения увенчанный первым, после царя, достоинством и сделавшийся, во время голода, не только спасителем Египта, но и питателем своего отца и всего своего рода, который весь, вместе с отцом его, переселился туда в Египет. Иосиф был первенцем Рахили после долгого ее неплодства, и был любимым сыном Иакова, как сын любимой его жены, как сын его старости, и, конечно, и по его прекрасным душевным качествам. Пася стада отца своего вместе со своими братьями, сыновьями служанок Валлы и Зельфы, и видя дурные поступки их, Иосиф доводил худые о них слухи до отца. Отец сделал ему богатую и красивую разноцветную одежду. Братья видели из этого, что отец любит Иосифа больше всех их, и стали его ненавидеть. Ненависть их еще более усилилась, когда Иосиф рассказал им виденные им сны. «Послушайте, – сказал он, – что я видел во сне. Будто мы вязали снопы посреди поля, и вот мой сноп поднялся и стал прямо, а ваши снопы стали вокруг и поклонились моему снопу». «Что ж, – сказали ему на это братья, – ужели ты будешь господствовать над нами?», и возненавидели его еще более. Но он видел другой сон, и рассказал им его в присутствии отца. «Я видел, – говорил он, – будто солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились мне». Отец при этом заметил ему: «что это за странный сон, который видел ты? Неужели я, и твоя мать, и твои братья придем покланяться тебе до земли?» Однако же сон этот произвел глубокое впечатление на Иакова, а в братьях – досаду и злость. Однажды братья пошли пасти стада отца своего в Сихеме, а Иосиф оставался при отце.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10-летие прославления родителей прп. Сергия (комментарий в свете веры) Блаженств Христовых причастницы, честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, праведнии Кирилле и Марие, плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явившии, с ним же усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную. Житие преподобных Кирилла и Марии, Радонежских чудотворцев Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные. Говоря о них, блаженный Епифаний замечает, что Господь, благоволивший воссиять в земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которое, по устроению Божию должно было в последствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного и самих родивших во славу Божию. И праведность их была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным; но особенно свято хранили они заповедь Апостола: " страннолюбия не забывайте: тем бо не видяще неции странноприяша Ангелы " (Евр. 13, 2). Тому же учили они и детей своих, строго внушая им не опускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни сей блаженной четы; за то мы можем, вместе с святителем Платоном, сказать, что " самый происшедший от них плод показал, лучше всяких красноречивых похвал, доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили, и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели! "

http://sedmitza.ru/text/394768.html

Весьма благоговейно почествует друзей Божиих святой царь и Пророк Давид: «мне же, говорит, зело честни быша друзи Твои, Боже» ( Пс.138:17–18 ). Упоминает и о владычестве их над диаволом, и плотию, и миром и стихиями: «зело утвердишася владычествия их». Исчисляя же оных, находит оных число паче песка морского: «изочту их, и паче песка умножатся». И сими словами возбуждает он нас к почитанию и любви святых. Также Божественный Апостол честь и память святых, яко пример могущий укрепить нас в отвращении мирских попечений и удобно от обстоящего нас греха, и яко поощрение к духовным терпения и мужества подвигам, представляет нам, говоря: «темже убо и мы, толик имуще облежащь нас облак свидетелей, гордость всяку отложше, и удобь обстоятельный грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг» ( Евр.12:1 ). Сим убо наставлением Божественного Писания и преданием Апостольским мы, благочествующие, руководимые, почитаем всех Божиих друзей, святых, яко хранителей заповедей Божиих, яко чистейшие добродетели примеры, яко благотворителей человечества. Мы каждого из известных святых особенно почитаем, творя особенную память. Но понеже многие из них неизвестными пред нами находятся, и число их по течению времени приумножилось и приумножается, и даже до скончания века приумножаться будет: «изочту бо их, свидетельствует Пророк, и паче песка умножатся», – того для единожды в году память всех святых празднуя, всех, и известных и неизвестных, и прежде бывших и ныне бывающих, благочестиво чествуем: сущих прежде закона праведников, под законом Пророков, по Христе Апостолов, мучеников, исповедников, пастырей, учителей, преподобных; всех, говорю, от Адама и даже до сего дне в благочестии скончавшихся и добрыми делами Бога прославивших, хвалим и блажим, жизнь их имея примером и прося их, да ходатайствуют о нас пред Богом. Ради чего и нынешнее Евангелие установлено читать, яко содержащее в себе слово, побудившее их к великим делам добродетели, к теплой в Бога вере, к совершенной в Него любви, к презрению всего мира, еще же яко заключающее в себе слова, являющие воздаяние от Бога святым: да якоже те, слыша оные и сохранив, были други Божии и наследницы Его царствия, тако и мы, с тою же ревностию слыша оные и исполнив, подобных сподобимся почестей и даров. Со всяким убо благоговением и вниманием послушайте Божественных евангельских словес Господа нашего:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Житие преподобных Кирилла и Марии Радонежских, родителей преподобного Сергия Память: 28 сентября (11 октября н. ст.), 18/31 января, 6/19 июля (Собор Радонежских святых), четверток Седмицы мытаря и фарисея Икона преподобных Кирилла и Марии с житием      Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные. Говоря о них, блаженный Епифаний замечает, что Господь, благоволивший воссиять в земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которое, по устроению Божию должно было впоследствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного и самих родивших во славу Божию. И праведность их была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным; но особенно свято хранили они заповедь Апостола: «страннолюбия не забывайте: тем бо не видяще неции странноприяша Ангелы» (Евр.13:2). Тому же учили они и детей своих, строго внушая им не опускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни сей блаженной четы; за то мы можем, вместе с святителем Платоном, сказать, что «самый происшедший от них плод показал, лучше всяких красноречивых похвал, доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили, и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!» Молитва прпп. Кирила и Марии Радонежских Кирилл и Мария имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына – будущего основателя Троицкой Лавры, красу Церкви Православной и несокрушимую опору родной земли. Задолго до рождения сего святого младенца, дивный Промысл Божий уже дал о нем знамение, что это будет великий избранник Божий и святая отрасль благословенного корня.

http://pravoslavie.ru/59126.html

Письмо седьмое I. Кончина мира Настоящее состояние мира есть состояние переходное. Цель такого состояния есть распространение в мире благодатного царства Христова. Цель эту ясно указывает Сам Основатель благодатного царства, предсказывая ученикам Своим, что конец мира приидет тогда, когда евангелие царствия проповедано будет по всей вселенной всем народам ( Мф. 24:14 ). Осуществление этой цели на земле мы видим: свет веры постоянно распространяется по лицу земли и проникает в самые отдаленные страны мира. Среди племен самых диких и невежественных Церковь приобретает себе новых чад. С самого основания христианства апостольское служение не прекращалось и не прекращается. Когда придет кончина мира, – на земле не останется ни одного народа, не слыхавшего евангельской проповеди . После того, как войдет в Церковь полное число язычников, – и Израиль, по пророческому слову Апостола, рассеянный и отверженный, будет призван и спасен ( Рим. 11:25–26 ). С распространением Церкви земной приумножается и Церковь небесная. Духи праведных скончавшихся переходят в Церковь торжествующую на небесах. Но и душам грешников, которые до разлучения с настоящею жизнью покаялись, только не успели принести плодов достойных покаяния, до последнего суда есть еще возможность освобождаться от уз ада. Путь к сему освобождению открыл и проложил Своим крестом Разрушитель ада, изведший оттуда с Собою души, уверовавшие Его проповеди. И ныне имеет Он ключи ада и смерти ( Откр. 1:18 ); следовательно, может отверзать затворы адовы и освобождать оттуда узников. Конечно, души, заключенные во ад и не ожесточенные во зле, могут глубоко раскаиваться во грехах земной жизни, чувствовать к ним отвращение, мыслью и сердцем стремиться к добру, к которому были иногда равнодушны на земле; но в аде они не имеют никакой возможности принести плоды, достойные покаяния и оправдать свое стремление к добру делами любви и милосердия. Этот недостаток плодов покаяния и добрых дел, по благому устроению Божию, заменяют для них молитвы Церкви об умерших, благотворения, совершаемые на земле по их завещанию или во имя их, особенно же принесение за них бескровной Жертвы, предстательство за них святых в Церкви небесной ( Откр. 8:3–4 ) и, наконец, всесильное ходатайство перед Отцем Самого Искупителя ( Евр. 7:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Потщися же искусна себе поставити пред Богом, делателя непостыдна, право правяща слово истины ( 2Тим.2:15 ). Для сего не неради о своем даровании, живущем в тебе, еже дано тебе бысть ныне возложением руку моею ( 1Тим.4:14 ). Се тебе данный талант трудолюбно делай, не скрывай, а приумножай его. Возгревай дар Божий ( 2Тим.1:6 ), сошедший ныне в душу твою; он опаляет неправды наши, очищает сердце от нечистых, мерзких, праздных и вредных помышлений, погашает в плоти нашей пламень страстный, исторгает плевела себялюбия, кои нередко примешиваются у нас к добрым семенам, к похвальным намерениям и хорошим поступкам. Посему забота о возгревании сего дара в себе, о внутреннем очищении и самоусовершенствовании должна быть у тебя первою и главною, так как от этого более всего будет зависеть успех твоего пастырского служения. Очищение же это и усовершенствование достигается чрез скорби и страдания, чрез самоотвержение и крест, кои заповедуются Христом в другом ныне читанном Евангелии ( Мрк.8:34 ). Как золото очищается в горниле, где изгарь отделяется от металла, так и душа наша очищается от греховного чрез скорби и страдания, в которых тлеет внешний наш человек, но зато обновляется внутренний, созданный по Богу ( 2Кор.4:16 ). Путем страданий и Креста шел Сам Святейший Пастыреначальник Христос, о чем говорит нам предлежащий ныне Крест Господень. Этим же путем должен идти и всякий, кто хочет служить Ему. Если Сам Богочеловек отметал Свою человеческую волю, ставил ее в полное подчинение воле Божественной, взывал «обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты, Отче» ( Матф.26:39 ), то тем более мы, немощные и греховные, должны отвергнуться себя, свою грехолюбивую волю подчинить воле Божией, творить не свою волю, но волю Пославшего нас. Если Он, будучи Сыном, страданиями навык к послушанию ( Евр.5:8 ), то тем паче мы не в состоянии достигнуть нравственного совершенства без спасительных скорбей. Если Он невинно терпел и обиды, и поношения, и страшные страсти, и животворящий крест, то тем более мы должны безропотно переносить страдания, которые вполне заслужили своими грехами. Словом, каждый из нас должен сораспяться Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Сортировать по Исключить новости На молебне на Соборной площади присутствовали Президент Украины Виктор Янукович и другие представители государственной власти. 25 августа. ПРАВМИР. В день 20-ой годовщины независимости Украины Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил молебен на Соборной площади Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. На молебне присутствовали Президент Украины Виктор Янукович и другие представители государственной власти, сообщает Патриархия.ру. После совместной молитвы Предстоятель и епископат Украинской Православной Церкви, Президент Украины и государственные деятели посетили торжественное собрание «Благословенная и единая Украина», состоявшееся в украинской столице на Владимирской горке у памятника святому равноапостольному князю Владимиру — Крестителю Руси. В день независимости Украины митрополит Владимир обратился к своей пастве, отметив, что Украина – «поистене «земля обетованная» (Евр. 11:9), щедро наделенная всеми земными благами. «Но главное богатство Родины, ¬ – сказал он, — душа народа, исполненная веры, любви, мудрости, вдохновения, воли к преодолению всех трудностей и невзгод». Митрополит Владимир сообщил также, что «Церковь обращается ко всем соотечественникам с наставлением приумножать любовь к родному краю, добросовестно трудиться на благо страны, быть преданными и высокосознательными гражданами». С государственным днем независимости Президента Украины Виктора Януковича поздравил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В своем поздравительном слове он отметил, что страна, двадцать лет назад получившая возможность самостоятельно творить свою историю и определять свое будущее, за минувшие годы пережила немало трудностей. «Но крепкая вера и духовная стойкость позволили народу Украины не только преодолеть испытания, но и сформировать значительный потенциал для дальнейшего развития страны», — отметил он. «Убежден: свободное, независимое от внешних факторов социально-экономическое развитие не должно мешать сохранению и укреплению многовековых связей между братскими славянскими народами, вышедшими из единой киевской купели, объединенными общей верой, общим духовным и культурным наследием и, всем сердцем уповаю, общим будущим», — говорится в тексте поздравления Патриарха Кирилла президенту Украины.

http://pravmir.ru/ukraina-otmetila-20-le...

11 октября/28 сентября – память преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Публикуем фрагмент из книги издания Сретенского монастыря « Житие преподобного Сергия Радонежского » о родителях преподобного Сергия. Верстах в четырех от славного в древности, но смиренного ныне Ростова Великого, на ровной открытой местности по пути в Ярославль, уединенно расположилась небольшая обитель во имя Пресвятой Троицы: это заштатный Варницкий монастырь. По древнему преданию, почти шестьсот лет тому назад тут была некая весь, имя которой забылось в истории, но которая всегда была и будет именита и дорога сердцу православных русских людей, потому что весь эта была благословенною родиною великого печальника и заступника Русской земли, преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России, чудотворца. Здесь было поместье его родителей, благородных и знатных бояр ростовских Кирилла и Марии; тут был их дом; тут и жили они, предпочитая уединение сельской природы суете городской жизни при княжеском дворе. Впрочем, Кирилл состоял на службе сначала у Ростовского князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича; он не раз сопровождал их в Орду как один из самых близких к ним людей; владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, он не пренебрегал и обычными сельскими трудами; мы увидим потом, что Кирилл посылал, например, своего малолетнего сына за конями так же, как и теперь посылают своих малюток простые поселяне. Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные. Говоря о них, блаженный Епифаний замечает, что Господь, благоволивший воссиять в земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которое, по устроению Божию, должно было впоследствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, — дабы взаимно умножилась похвала и рожденного, и самих родивших во славу Божию. И праведность их была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным; но особенно свято хранили они заповедь апостола: стран нолюбия не забывайте, тем бо не ведяще нецыи странноприяша Ангелы (Евр. 13, 2). Тому же учили они и детей своих, строго внушая им не упускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни сей блаженной четы; зато мы можем вместе с святителем Платоном сказать, что «самый происшедший от них плод показал, лучше всяких красноречивых похвал, работу благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили, и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!»

http://pravoslavie.ru/97749.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010