За храмом был построен 5-этажный флигель для жилых помещений, соединенный с церковью особым крытым переходом и декорированный аналогично. В подвале находились комнаты прислужников, а также кухня, просфорная и кладовые, на 1-м этаже - комнаты настоятеля, трапезная, приемный зал; на др. этажах - братские кельи на 60 чел. В линию с алтарями на красную линию улицы были сооружены 2-этажные пристройки с проходными воротами, с привратницкими, часовней, книжной лавкой и кельями. Подворская церковь считалась одним из лучших произведений Никонова, за к-рое 6 мая 1900 г. он был награжден орденом св. Анны 3-й степени. Из положенных ему за работу 5,5 тыс. р. он получил только 2 тыс. р., а остальное пожертвовал подворью (ЦГИА. СПб. Ф. 19. Оп. 115. Д. 1289. Л. 41). Сам комплекс представляет собой одно из самых больших по площади в С.-Петербурге монастырских подворий. Среди храмовых святынь выделялись доставленная со Св. Горы Афон икона Пресв. Богородицы «Достойно есть» и древний образ преподобных Геннадия и Никифора Важеозерских, переданный в обитель иером. Геннадием (Борисовым). На подворье находилась также посеребренная «литийница Александровской эпохи». Каждый год 20 июня с подворья в Троице-Сергиеву Приморскую пуст. отправлялся крестный ход. Через подворье поступала большая часть пожертвований на мон-рь. С янв. 1896 г. на подворье проводились внебогослужебные беседы. В 1896-1897 гг. их вел студент СПбДА иером. Вениамин (Казанский) ( Бовкало А., Галкин А. К. Студенческие годы св. митр. Вениамина//ХЧ. 1997. 14. С. 84). В июле 1920 г. подворье упразднено, но до 1929 г. храм существовал как приходский. Вероятно, в 1921 г. настоятелем подворья являлся архим. Пантелеимон (Мемохин), с 1922 г.- архим. Паисий (Мемохин). С 12 апр. 1923 до 12 апр. 1928 г. на подворье служил сщмч. архидиак. Серафим (Вавилов) , позже вернувшийся в Александро-Невскую лавру. 6 июня 1929 г. из Административного отдела Леноблисполкома и Ленсовета в президиум Ленсовета было направлено письмо с просьбой о закрытии церкви на «Никифоровском подворье».

http://pravenc.ru/text/2565546.html

Поэтому 1-й вселенский собор счел нужным указать диаконам настоящее их место в иерархии. «Проводниками епископской власти в сельских и деревенских церквах (приходах) были, так называемые, хорепископы (сельские епископы). Это были лица, имевшие пресвитерскую и иногда даже епископскую степень, и особо уполномоченные от епископа города. Имея в своем заведовании известный округ сельских церквей, они управляли ими, подобно епископу города, при пособии клира и мирян. Особенным преимуществом их было то, что они избирали для подведомых им церквей низших клириков, причисляя их к клиру, а те, которые имели рукоположение по чину епископства, с соизволения епископа, даже рукополагали пресвитеров и диаконов. Но в то же время хорепископы должны были доставлять епископу города сведения о тех лицах, которых они принимали в клир. Вообще же, хорепископы находились в подчинении у епископа города, так как и самое назначение их на должность зависало от него». Церковные должности Потребность должного благочиния в Церкви вызвала установление во 2 и 3 вв. новых должностных лиц, которые, не принадлежа к иерархии, составляли низший разряд его. Чтение священных книг входило в обязанность епископов, пресвитеров и диаконов. Во втором же веке для чтения священных книг, кроме Евангелия, стали назначаться чтецы. В 3 в. учреждены были должности иподиаконов (прислужников). Они, состоя в распоряжении диаконов, наблюдали за тем, чтобы верующие, входящие в молитвенное собрание, занимали должные места. В 3 в. в некоторых церквах, особенно восточных, составившихся из евреев, установлены были певцы . Должность парамонарей (привратников) учреждена была для наблюдения за внешностью места богослужебных собраний и недопущения в собрания отлученных от Церкви, еретиков, иудеев и язычников. Они же обязаны были извещать собрание об опасности, возникавшей со стороны властей или языческой толпы. Во времена апостольские в церквах, составившихся из язычников, создана была, в соответствии с диаконской, должность диаконисс . Избираться могли только девственницы или вдовицы. Они наблюдали за порядком во время богослужений в женских отделениях, наставляли женщин, желавших креститься, прислуживали при их крещении, исполняли поручения епископов, касающиеся женщин. Избрание и посвящение духовных лиц

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Сергия и Вакха. Дворник Франтишек – известный словацкий византинист второй трети ХХ в., занимался историей Византии и славяно-балканского мира эпохи раннего средневековья. Учитель Д. Д. Оболенского. Двунадесятые праздники – греч. Dodeka orton, двенадцать основных православных праздников (с датировкой по григорианскому календарю): Рождество Христово (7 января), Богоявление (Епифания) или Крещение Господне (19 января), Сретение Господне – принесение младенца Иисуса в Иерусалимский храм (15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), Вход Господень в Иерусалим (16 апреля), Вознесение Господне (1 июня), Троица или Пятидесятница, Преображение Господне (19 августа), Успение Пресвятой Богородицы (28 августа), Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста Господня (27 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). См.: Праздники православные великие и двунадесятые. Деисеон – церковная должность, начальник прошений. Деисус – иконное изображение Богородицы и Иоанна Крестителя (Предтечи Христа) в молитвенных позах с Христом в центре – символ прошения (deisis), воплощает идею заступничества двух самых почитаемых святых за людей перед лицом Бога. Декадарх – командир декады («десятки»), подразделения из десяти бойцов. Ср.: лохаг, хилиарх. Декан – 1) прислужник, привратник; 2) могильщик; 3) невысокая должность в некоторых ромейских государственных ведомствах (см.: протоасикрит). Декарх – младший командир византийского войска, под началом которого находилось 10 воинов – декархия. Размещался в передней (лицевой) шеренге боевого построения; за ним в затылок друг другу стояли его солдаты. См.: ванда. Декархия – «десяток», небольшое подразделение византийской армии во главе с декархом. Декреталии – с конца IV в. – постановления Римских пап в виде посланий, составляющие главное содержание «Корпуса канонического права» – свода законов Католической Церкви. Дексипп Публий Эрений (ок. 210–270 гг.) – греческий историк из Афин, автор «Исторической хроники» в 12-и книгах (охватывает события с древнейших времен до 270 г.), «Событий после Александра» в 4-х книгах и «Скифской истории», в которой повествуется о борьбе Римской империи с придунайскими племенами в III в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

III в.) в след. порядке: „иподиаконы, аколуфы, заклинатели, чтецы и привратники“. Каким образом возникли должности иподиаконов, аколуфов и привратников? Что касается иподиаконов, то ответ, кажется, очень нетруден. Самое имя указывает на их происхождение. Иподиаконы и в самом деле развились из диаконата. В первое время думали, что число диаконов в каждой церкви не должно было быть больше числа диаконов, какое было в Иерусалимской церкви, т. е. больше семи, а между тем в больших городах явилась нужда в большем количестве диаконов. С другой стороны диаконы мало-помалу так возвысились в своем церковном положении, что считали для себя унизительными низшие роды прислужничества. Вот две причины, вызвавшие появление иподиаконов. Иподиаконы таким образом явились сначала как сверхштатные диаконы (больше семи), и потому они первоначально назывались „служителями диаконов“ (в Постан. Апост.). Каким образом произошли аколуфы и привратники? Автор находит, что корень этих должностей нужно искать не в церковном, а языческо-римском предании. В числе лиц, прислуживавших при римских языческих храмах и жрецах, было два рода служителей: 1) Aedituus minister; это был прислужник храма, он отворял, запирал и содержал в чистоте святилище, показывал путешественникам достопримечательности храма и т. д.; 2) Calator это был прислужник жреца, он был писцом при нем, помогал ему в жертвоприношении, служил разносчиком его писем. – Aedituus minister, по Гарнаку, соответствует привратнику, a calator – аколуфу. Что обязанности привратника и аколуфа очень походят на вышеупомянутые обязанности римских храмовых прислужников, – это автор доказывает и правилами соборов (карфагенского) и письмами Киприана. Автор кроме того находит, что аколуфы и привратники вначале появились на Западе (в Риме и Карфагене), а потом распространились и в восточной половине церкви. Эти замечания Гарнака новы и любопытны. 2 Речь идет, очевидно, о такой маленькой христианской общине, где нет двенадцати мужчин, могущих подать голос при избрании епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

2. Получив это письмо, Ездра очень обрадовался и тотчас же вознес молитву к Предвечному, приписывая только Ему причину расположения к себе царя и желая поэтому одному Ему быть всецело благодарным. Когда же он прочитал это письмо всем жившим в Вавилоне иудеям, то оставил его у себя, а копию с него разослал ко всем единоплеменникам своим в Мидии. Последние, узнав таким путем о благочестии царя и о его расположении к Ездре, все очень обрадовались, а многие из них, собрав свои пожитки, отправились в Вавилон, желая оттуда перебраться в Иерусалим. Большинство израильтян, однако, осталось на месте. Вот чем и объясняется то обстоятельство, что в пределах Азии и Европы лишь два [иудейских] колена подчинены римлянам, тогда как остальные десять колен до сих пор живут по ту сторону Евфрата, представляя из себя многотысячную и прямо неподдающуюся точному подсчету массу народа. К Ездре примкнуло значительное количество священников, левитов, привратников, певчих и прислужников храмовых. Затем Ездра, переведя всех собравшихся к нему бывших пленных на ту сторону Евфрата, установил там для них трехдневный пост, дабы они предварительно помолились Господу Богу о своем спасении и о том, чтобы им не подвергаться в пути никаким бедствиям и опасностям ни от врагов, ни от каких-либо превратностей. Дело в том, что перед своим выступлением Ездра сказал царю, что Господь Бог охранит их, и поэтому отказался просить у царя конной охраны. И вот, по совершении молитвенных обрядов, евреи двинулись от Евфрата на двенадцатый день первого месяца седьмого года правления Ксеркса и прибыли в Иерусалим на пятый месяц того же года. Тут Ездра немедленно вручил казначеям, принадлежавшим к священническому роду, предназначенные для святилища средства, именно шестьсот пятьдесят талантов серебра, серебряных сосудов на сто талантов, золотых на двадцать и на двенадцать талантов сосудов из такого металла, который дороже золота. Эти средства были подарены царем, его советниками и всеми оставшимися в Вавилоне израильтянами. Передав все это священникам, Ездра повелел принести Господу Богу в виде установленных жертв всесожжения двенадцать волов за здравие всего народа, девяносто баранов, семьдесят две овцы и двенадцать козлов в виде жертв отпущения грехов. Потом он вручил царским чиновникам и эпархам Келесирии и Финикии царское послание. Последние были принуждены исполнить заключавшиеся в письме предписания, выражая при этом полное уважение к народу и снабжая его всем ему необходимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О ангелы благие, осените Высокую особу короля На миг благословенными крылами!   Король Генрих По взгляду твоему я догадался… Ужели королева разрешилась? Скажи, что да! И мальчиком, конечно?   Пожилая леди Да, государь, мальчишкой превосходным, Благослови ее господь навек! Хоть это и девчонка, но она Мальчишек вам в дальнейшем обещает. Вас очень хочет видеть королева И познакомить с новым существом, На вас похожим — ну точь-в-точь две вишни!   Король Генрих Эй, Томас Ловел!   Входит Ловел.   Ловел Сэр, что вам угодно?   Король Генрих Дай ей сто марок. Я иду к жене.   (Уходит.)   Пожилая леди Сто марок! Черт возьми, мне маловато, Ведь это же подачка для лакея. Я вытяну побольше из него: Что дочь похожа на него — он слышал, Пусть больше даст, не то узнает сразу, Что на него и вовсе не похожа. Железо куй, покуда горячо!   Уходят. СЦЕНА 2 Передняя перед залом совета. Слуги. Привратник и прочие ждут у дверей. Входит Кранмер, архиепископ Кентерберийский.   Кранмер Я полагаю, я не опоздал. Ведь джентльмен, посыльный из совета, Меня упрашивал поторопиться. Что? Заперто? Гм, что же это значит? Эй! Кто там? Ты ведь знаешь же меня?   Привратник Да, знаю, но помочь-то не могу.   Кранмер   Привратник Подождите — вызовут.   Кранмер Ах, вот что!   Входит доктор Бетс. (в сторону) Они ведь издеваются над ним. Как хорошо, что здесь я очутился. Король мгновенно это все поймет. (Уходит.)   Кранмер (в сторону) Вот это королевский доктор Бетс, Прошел и на меня взглянул так странно… Вдруг разгласит о том, что я в опале? Конечно, все измышлено врагами, Бог им судья! Я зла от них не ждал. И вот теперь они не постыдились Заставить ждать здесь, у дверей, меня, Им равного советника, вельможу, Среди пажей, прислужников, лакеев… Пусть будет так — придется потерпеть!   Наверху, у окна, появляются король Генрих и Бетс, Вот, не угодно ль, зрелище…   Король Генрих Какое? Таких уж видеть много вам пришлось.   Король Генрих Да где же, черт возьми? Вот, государь: Архиепископ, в новом, высшем чине, За дверью ждет — среди пажей, лакеев,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...