Патриаршее богослужение в московском Сретенском монастыре, 8 сентября 2015 г. Фото: Анатолий Горяинов/Православие.Ru      Однажды преподобный Макарий Александрийский сподобился видения во время приобщения братии Святых Таин. Когда некоторые простирали руки для принятия Святых Даров, бесы, как бы опередив священника, клали им в руки уголья, между тем как Тело Христово возносилось обратно к алтарю. Когда же более достойные из причастников простирали руки к принятию Причастия, злые духи отступали от них и далеко убегали с великим ужасом. Преподобный Макарий также увидел, что Ангел Господень предстоял алтарю и вместе с рукой священника простирал свою руку и участвовал в преподании Святых Таин. Подобные видения давались святым угодникам неоднократно. Таковым даром обладал преподобный Евфимий Великий. Он прозревал внутренние движения души другого человека – добрые и злые. Когда братия его обители причащались Святых Таин Христовых, он видел, кто с какой душой причащается. Одних, которые приступали достойно, он видел просвещающимися, с сияющими лицами, а других – так как они дерзали приступать недостойно – помрачившимися, с лицами как бы умерших. Конечно, кто-то, читая такие повествования, скажет, что ведь мы сами не видим ничего подобного в храме. Это так. Однако наш подлинный лик открыт перед Богом и небожителями, и потому нет нам большой пользы от того, что на земле другие люди не видят нашего безобразия. Что же значит достойно или недостойно причаститься Святых Таин? Как вообще относиться к этому? И способны ли мы хоть что-то делать в этом отношении? Достоинство или недостоинство причастника определяется вовсе не мерой его “святости”, а мерой раскаяния в своих грехах Самое первое, что нужно сказать: достоинство или недостоинство причастника определяется вовсе не мерой, так сказать, его святости, а мерой раскаяния в своих грехах и мерой видения себя как недостойного грешника. «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9: 13), – говорил Христос. Поэтому к Чаше пусть идет тот, кто сознает себя грешником. А кто считает себя праведным, тот пусть скромно постоит в стороне.

http://pravoslavie.ru/87158.html

На сайте фонда " Предание " используются cookie и аналогичные технологии для отслеживания действий пользователей.  Подробнее Продолжая пользоваться нашим сайтом, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных. Я согласен «Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин» — так начинается один из важнейших документов, созданных Церковью за последние годы. Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2–3 февраля 2015 г. в храме Христа Спасителя в Москве. Группа Вконтакте Facebook группа Об участии верных в Евхаристии «Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин» — так начинается один из важнейших документов, созданных Церковью за последние годы. Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве. Предание.ру - самый крупный православный мультимедийный архив в Рунете: лекции, выступления, фильмы, аудиокниги и книги для чтения на электронных устройствах; в свободном доступе, для всех. Из вступительного слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии пленума Межсоборного Присутствия ОБ УЧАСТИИ ВЕРНЫХ В ЕВХАРИСТИИ I II III IV V VI Из вступительного слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии пленума Межсоборного Присутствия Причастие — основа церковной жизни, жизни каждой ее епархии, каждого ее прихода. И от того, как каждый переживает Таинство Евхаристии, зависит духовное здоровье личности и всего православного сообщества. Соединяясь во Христе в общины, все мы — архиереи, священники, диаконы, монашествующие и миряне свидетельствуем свое намерение стать сынами и дщерями Божиими, наследниками Вечного Царства. Значимость величайшего Таинства таинств обусловила и особую судьбу документа, описывающего порядок приобщения членов Церкви Тела и Крови Христовым, дисциплину подготовки к Причастию. Документ был трижды практически переписан разным составом авторов. Большое значение имело общецерковное обсуждение в епархиях и в интернете. Нынешний вариант проекта вобрал в себя многообразие существующих сегодня в Русской Церкви практик. В 30 тысячах приходах, в почти трехстах епархиях Московского Патриархата сформировались различные традиции подготовки к Причастию, различные подходы к решению вопроса о частоте принятия Святых Христовых Тайн, и мы не можем игнорировать одни традиции, отдавая предпочтение другим.

http://predanie.ru/book/216892-ob-uchast...

ЦВ 13-14 (458) июль 2011 /  18 июля 2011 г. Непотерянное поколение: XII Всезарубежный съезд православной молодежи в Париже Съезды православной молодежи — традиция Русской Православной Церкви Заграницей с 1973 года. Но в этот раз форум имел особое значение: он проводился впервые после восстановления канонического общения — молодежь Русской и Зарубежной Православных Церквей причащалась Святых Таин из одной чаши. «То, что в прежние времена для нас было несбыточным и нереальным, сегодня мы с вами можем наблюдать, быть тому свидетелями. То, чего долго чаяли наши предшественники, наши доблестные иерархи, то воплотили их потомки, а именно вместе «едиными усты и единым сердцем» славить и воспевать Бога», — говорится в обращении к участникам форума митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей. В съезде приняли участие более 120 человек, среди которых были представители Америки, Австралии, Германии, Австрии, Бельгии, Франции, России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Польши, Молдавии. По сложившейся давней традиции встречу освящала своим присутствием главная реликвия русского зарубежья — Курская Коренная икона Божией Матери. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также направил свое приветствие XII Всезарубежному съезду. В нем Святейший владыка отметил, что «общие принципы православной миссии не зависят от того, в какое время и на каком континенте она осуществляется. Следует помнить о том, что немалое значение для дальнейшего развития молодежного служения среди людей, принадлежащих к русскому миру, имеет приобщение юношества к богатому наследию нашей культуры. Но это приобщение необходимо осуществлять с учетом местных особенностей, традиций и национального колорита каждой конкретной страны». «Церковь должна говорить с молодыми людьми на понятном и доступном им языке, используя для этого, в том числе, и последние достижения в области информационных технологий», — заключил Первосвятитель. Главная идея съезда была выражена в девизе: «Новые формы молодежного служения Святой Церкви, сохраняя чистоту православия». Открывая форум, епископ Сиэтлийский Феодосий, викарий Западно-Американской епархии, который представлял на съезде митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, особо подчеркнул: «Нынешний съезд даст возможность участникам сказать свое слово всей Церкви, свое «вонмем». Этим следует воспользоваться и к этому следует относиться со всей ответственностью. Если молодежь объединится и будет работать, служа Богу и людям вместе, то мы, православные христиане, будем способны на великие дела ради Церкви и православия».

http://e-vestnik.ru/reports/nepoteryanno...

Несколько слов о «евхаристическом возрождении» Явление, обозначенное в заголовке статьи, получило свое название от возникшей в последнее время в нашей Церкви тенденции как можно более частого причащения святых Христовых таин. В ответ на вопрос: «Как часто нужно причащаться?» – наши прихожане слышат: «Чем чаще, тем лучше». Православная общественность с горячим интересом следит за развитием этой тенденции, которая, в силу своей неоднозначности, вызывает и постоянные дискуссии как в православных средствах массовой информации, так и в более узком кругу священников и богословов. Автор статьи не ставит перед собой задачи полемизировать с авторами уже вышедших публикаций на эту тему, а хочет предложить на рассмотрение читателя свои рассуждения, которые, быть может, позволят посмотреть на данное явление еще с одной точки зрения. В 2006 году в Москве, в Даниловом монастыре, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, прошел круглый стол на тему «Подготовка ко святому причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса», на котором видные пастыри и богословы нашей Церкви обсуждали вопросы, связанные с возможной для современных прихожан частотой причащения святых Христовых таин и с возможными в связи с этим изменениями сложившейся практики подготовки к причастию. Основным условием к как можно более частому приобщению было признано стремление к тому самого верующего, и с этих позиций рассматривались возможные изменения в чине подготовки к нему . В самом Евангелии, как мы знаем, нет указания на необходимость подготовки к принятию Тела и Крови Господних. На Тайной вечере Господь единственный раз причастил верных Своих учеников, которые до вечери даже не догадывались о том, что им предстоит вкусить. От них требовалась лишь любовь и верность Своему Учителю. И это было возможно именно благодаря соприсутствию им Божественного Христа, когда они могли сказать друг другу: «Не сердце ли наше горит в нас любовью к Спасителю?» Кроме того, само учение Христа о необходимости принятия внутрь Его Плоти и Крови вызывало у многих Его последователей сильное недоумение и даже возмущение, и по этой причине «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин.

http://pravoslavie.ru/5779.html

Сортировать по Исключить новости Митрополит Иларион: Литургия – Дар Божий, который мы получили не по нашим заслугам 13 марта, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) По своему образу жизни и своим грехам мы недостойны Божественной литургии Вечером 12 марта 2014 года, в среду второй седмицы Великого поста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Иерарху сослужили клирики храма. По окончании богослужения владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Великий пост – особое время в жизни каждого из нас и в жизни Церкви: меняется весь строй церковного богослужения; меняется цвет облачений – священнослужители облачаются в темные ризы; меняются напевы, которые звучат в храме, – вместо торжественных и праздничных песнопений мы слышим песнопения скорбные и покаянные. Все это делается для того, чтобы каждый из нас осознал, что судьба всего человечества – это наша судьба, в которой, как в капле воды, отражается и судьба Адама и Евы, и всех их потомков от самого начала до настоящего времени. Церковь напоминает нам об этом всем строем великопостных богослужений: начиная Великий пост с воспоминания Адамова изгнания из рая, она в течение всего поста ведет нас путем покаяния, который должен привести к Страстной седмице и Святой Пасхе. В эти великопостные дни Церковь добровольно отказывается от самого главного, чем обладает, – от Божественной и Святой Евхаристии, которую установил Сам Господь Иисус Христос для того, чтобы мы могли духовно и телесно через приобщение Святых Христовых Таин соединяться с Ним во все дни года, кроме некоторых дней Великого поста. Почему по будням Великого поста не совершается полная Литургия? Для нас является понятным и не вызывает сомнений, почему Церковь в дни Великого поста благословляет воздерживаться от тех или иных родов пищи: мяса, молока, алкоголя. Но для чего мы должны также воздерживаться и от Божественной литургии? Наверное, это происходит потому, что Церковь желает напомнить нам, что Литургия – Дар Божий, который мы получили не по своим заслугам и не по нашему достоинству, что по своему образу жизни и своим грехам мы недостойны Божественной литургии, не заслуживаем причащения Святых Христовых Таин и потому наш жизненный путь должен был бы стать постоянным постом и ежедневным путем покаяния.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-lit...

Сортировать по Исключить новости Если мы внимательно присмотримся к Божественной и святой Литургии, то увидим, что с начала до конца вся она имеет целью и указывает на Причащение собравшихся верующих христиан, ибо это обнаруживают и молитвы, которые читает священник тайно, и возгласы, и все слова и священнодействия, и чин, которые происходят на ней. Содержание   ГЛАВА 1 О том, что необходимо православным христианам часто причащаться Божественного Тела и Крови нашего Господа ГЛАВА 2 О том, что полезно и спасительно частое Причащение Святых Тайн ГЛАВА 3 О том, что если кто медлит причащаться, то доставляет себе этим большой вред ОТВЕТЫ НА ВОЗРАЖЕНИЯ против непрестанного Причащения Святых Христовых Тайн ВОЗРАЖЕНИЕ 1 Существуют некоторые благоговейные люди, которые, не ведая Писаний, когда увидят какого-нибудь христианина причащающимся часто, препятствуют ему и упрекают, говоря, что так делать можно только священникам. И если ты хочешь причащаться часто, говорят, тогда становись и ты священником ВОЗРАЖЕНИЕ 2 Некоторые возражают, говоря, что нужно причащаться раз в сорок дней и не чаще ВОЗРАЖЕНИЕ 3 Некоторые возражающие говорят, что цель, с которой святые отцы учат о непрестанном Причащении, состоит в том, чтобы мы совершенно не удалились от Приобщения Божественных Тайн. Если же некоторые по большому страху и благоговению приобщаются редко и с большим благоговением приступают к Таинству, то они причащаются достойно ВОЗРАЖЕНИЕ 4 Некоторые говорят, что преподобная Мария и многие другие пустынники и подвижники только один раз во всю свою жизнь причастились и это им не воспрепятствовало освятиться ВОЗРАЖЕНИЕ 5 Некоторые возражают, говоря, что Святое Причащение — дело страшное, и поэтому от тех, кто причащается, требуется жизнь святая, совершенная и ангельская ВОЗРАЖЕНИЕ 6 Некоторые приводят по отношению к Божественному Причащению изречение Притчи: «Нашел ты мед — ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его» (Притч.25,16) ВОЗРАЖЕНИЕ 7 Некоторые, опасаясь атеизма, называют ересью то, когда кто-нибудь постоянно причащается. Они говорят, что как те, кто принимает Крещение вне предания Церкви, являются еретиками, так являются еретиками и те, кто постоянно причащается

http://pravmir.ru/kniga-dushepoleznejsha...

Дневник. 1907–1910 Дневник послушника Николая (Беляева), будущего оптинского старца и исповедника преподобного Никона — уникальный документ. Дневник Никона Оптинского открывает нам сокровенные страницы начального этапа духовного становления старца, великого святого — действительно редкий случай. На страницах этого Дневника читатель встретит прежде всего две фигуры — самого послушника и его наставника — Варсонофия Оптинского (Дневник содержит много наставлений этого старца). Этот Дневник писался в первые три года пребывания будущего старца Никона в Оптине — 1907-1910 гг. Дневник состоял из трех тетрадей: последние две и начальные страницы первой утеряны. Ко всему прочему, издатели Дневника Никона Оптинского сочли уместным не публиковать «второстепенные подробности», записи «сугубо личного характера», «некоторые суждения преп. Варсонофия, которые […] не вполне согласуются с опытом большинства православных святых» и «те места, в которых мысль автора выражена недостаточно внятно». Послушник Николай Беляев, будущий оптинский старец Никон в своем Дневнике в частности писал: «Знаю по себе: хочу и не могу сделать добро, делаю зло. Я даже не могу отличить белого от черного — зла от добра. Жалкое, ужасное состояние, в котором только и может помочь молитва, молитва покаянная. Да, я вижу единый исход из моего положения — это покаяние и приобщение Святых Таин. Прежде должен очистить себя покаянием, а затем принять в себя Тело и Кровь Христа. […] Я не имею в себе жизни, теперь это мне вполне понятно. Я ни разу не говел, не исповедовался, не приобщался. Ни разу. Это ужасно. Что толку, что я каждый год ходил говеть? Какой смысл в таком говении? Еще в прошлом году я, пожалуй, молился, когда приступал к Чаше, но этого далеко недостаточно. Я помню, мне жалко было расстаться с миром, с плотскими наслаждениями, да я и не хотел вовсе с ними расставаться. А это разве покаяние? Нет, тут только одна форма, внешняя сторона. Так не должно быть!Теперь я решил исправиться, хочу переменить жизнь и, кажется, хочу искренно. Если так, то для меня теперь имеет смысл говеть, ибо я намерен говеть по–настоящему, как следует. Я даже надеюсь, что это послужит основанием в моей дальнейшей жизни и деятельности. Я еще хотел в Рождественский пост говеть, но прозевал; да и мои теперешние мысли тогда едва нарождались. Завтра (впрочем, это будет сегодня), если даст Бог, я пойду к батюшке [Варснофию Оптинскому], поговорю, авось разъяснит хоть немного, да, как человек уже пожилой и, по–видимому, искренно верующий, даст, может быть, добрый совет.»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=792...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Праздник богословия Слово в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого  11.02.2023 661 Время на чтение 6 минут Фото: czerkovnyj.ru Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого — праздник богословия, в песнопениях которого мы непрестанно слышим, как трое святителей призывают в своих молитвах Пресвятую Троицу. Это та неизреченная тайна Бога и Церкви, которая говорит о том, что, подобно тому, как три ипостаси во Едином естестве — Бог наш, так и тайной Воплощения Сына Божия Церковь становится единою природой со множеством ипостасей: как единство в истине и любви, которое совершается даром Божиим роду человеческому. Этой тайне учат нас церковные учители, имеющие особое, как говорит апостол Павел, призвание в служении Церкви — учительское. Все мы призываемся в этот день к тому, чтобы осознать важность для нашей духовной жизни истинного исповедания веры. Как говорит святитель Кирилл Иерусалимский, дела добрые без догматов ничто. И исповедание догматов без наших дел тоже не имеет значения. Каждый из нас крещен во имя Пресвятой Троицы — «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». За Божественной Литургией мы исповедуем Символ нашей веры прежде, чем вступить во Святое Святых — в Божественную Евхаристию. И прежде чем приобщиться Святых Христовых Таин, мы вместе с апостолом Петром исповедуем Иисуса Христа Сыном Божиим — тайну, которую не плоть и кровь открывает человеку, а Отец Небесный, сущий на небесах. Это ключ к пониманию того, что являют своей святостью святые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Их учительство сопряжено именно с их святостью, с приобщенностью Тому, Кто Един свят, — к Богу нашему, и без этого, хотя бы малого прикосновения к новой жизни, без видения Бога человек не может богословствовать. «Тайна богословия заключается в том, — учит преподобный Силуан, — что человек совершенный никогда и ничего не говорит от себя, а только то, что говорит через него Бог». Тайна богословия в том, что человек говорит не то, что он слышал от других людей, а то, что, по милости Божией, он познал в своем личном духовном опыте. В конце концов, только именно такое богословие приемлется истинным. Но путь к нему — вся наша жизнь в послушании Церкви, в устремленности к богооткровенным тайнам, которые Духом Святым даны людям, больше нас молившимися Богу.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/11/pr...

Как часто надо причащаться? Каждый христианин задумывается над вопросом о том, как часто необходимо причащаться. Советуясь с разными священниками, можно услышать мнение, не приветствующее частое причащение мирян, или наоборот, получить благословение как можно чаще приступать к Святой Чаше, особенно в святые дни. В некоторых храмах осталась практика советских времен не причащать прихожан на Пасху и Светлую седмицу. Что же говорит об этом Церковь? Какие существуют каноны и правила, определяющие частоту участия верующих в Таинстве святого Причащения? Данная брошюра объясняет необходимость частого причащения, предлагая читателю подробное обоснование из творений Святых отцов и канонов Церкви. О частом причащении Святых Христовых Таин Могущественная Десница Божия навела на Русскую Церковь огненный бич гонений в отмщение за массовое богоотступничество. И наказание не осталось без плода. Если в Синодальный период среди людей царила теплохладность к делу спасения, жестко обличаемая великими святыми — Игнатием (Брянчаниновым), Феофаном Затворником, Иоанном Кронштадтским, то очистительные страдания привели к оздоровлению духовной жизни, проявлением чего стало усиление желания соединяться со Христом в Таинстве святого Причастия. Если до революции только единицы стремились к частому приобщению, и ежемесячное причащение считалось чуть ли не каким-то подвигом, а в основном люди приступали к святой Чаше раз в год, то с начала гонений нормой стало еженедельное приобщение. Так Сам Дух Святой оживотворил сердца детей Божиих. Новомученики Российские понимали, что никогда не смогут перенести вал гонений, не будучи укрепленными Телом и Кровью Христовыми. 1. Некоторые злоупотребления частым Причастием Евхаристическое возрождение было настолько сильным, что даже возникли некоторые перегибы. Так в 1931 году в Патриарший Синод было подано прошение, с пожеланием разрешить служение Божественную Литургию в будние дни Великого Поста с целью ежедневного причащения. Синод постановил: «Пожелание касательно возможно частого причащения православных христиан, а для преуспевающих из них — и ежевоскресного признать приемлемым; мысль же о непременно ежедневном причащении как часто не отвечающей духовной пользе причастников и не согласную с вековой практикой Святой Церкви, а вследствие сего, в частности, и ходатайство гр. Л.Е. Ивановой и прочих о восстановлении совершения Литургии Преждеосвященных Даров во все без исключения седмичные дни Святой Четыредесятницы и в Великий Пяток — отклонить» (от 13.05.1931 указ Журнал Московской Патриархии 1931.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский Содержание О семи святых Таинствах О заповедях Божиих Прибавление «К должности священнической». О Таинстве святого покаяния Как поступать при исповеди и приобщении Св. Таин болящего Увещание апостола к пастырям Окружное послание к воронежскому духовенству Наставление или образец, как увещевать и преклонять подсудимых к раскаянию и признанию Наставление, как должно быть предлагаемо народу катехизическое учение Инструкция о совершении браков Инструкция учителям, как им в должности звания своего поступать Информация о первоисточнике О семи святых Таинствах     Краткое известие, которое каждый священник должен всю свою жизнь на память знать и разуметь    Вопрос. Что такое Таинство?    Ответ. Таинство — это служение, которое под неким зримым видом приносит в душу верного незримую благодать Божию.    В. Сколько есть Таинств?    О. Семь.    1. Крещение.    2. Миропомазание.    3. Покаяние.    4. Евхаристия.    5. Брак.    6. Священство.    7. Елеосвящение.    В. Кто установил Таинства?    О. Христос Господь установил, иные Сам, иные же через апостолов.    В. Для чего установил Христос Господь Таинства?    О. Во свидетельство любви Своей к нам и ко врачеванию во спасение наше.    В. Как действует Таинство ко спасению человеческому?    О. Изображает благодать Божию и печать Святого Духа в душе принимающего Таинство.    В. Могут ли Таинства повторяться?    О. Иные могут, а иные не могут повторяться.    В. Какие не могут, а какие могут повторяться?    О. Не могут повторяться следующие три:    1. Крещение.    2. Миропомазание.    3. Священство.    А последние четыре, то есть: Покаяние, Евхаристия, Браки Елеосвящение — могут повторяться.    В. Из чего состоит Таинство?    О. Из двух вещей, без которых не может быть Таинства.    1. Из материи, то есть из вещей, приличных Таинству.    2. Из формы, то есть из совершения, или слов священнических, которыми совершают Таинство.    В. Что надо соблюдать во всяком Таинстве?    О. Четыре вещи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4021...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010