Господь, в ответ на слова Богоматери, сказал: «Прииди, Ближняя Моя, прииди, Прекрасная Моя. Прииди, Матерь Моя, в Божественную радость и Царство там, где споклоняемы Отец, Сын и Дух Святый» (Похвалы, 3-я статия, стихи 162, 167, 168 и 169). Исходившую из тела Богоматернюю душу Спаситель принял на Свои живоначальные длани. Как Дева-Матерь не оставила Его на Кресте, так Он, исполняя Сыновний долг, не оставил Свою Матерь в час Ее преставления (Похвалы, 1-я статия, стихи 36–37, Акафист, 2-й икос; 3-я стихира на литии, утреня, 1-й канон, 3-й тропарь, 4 песни, 1-й тропарь 8-й песни, 1-й тропарь 9-й песни, 2-й канон, 2-й тропарь 8-й песни). Бездыханное Богоприятное тело Богоматери, молниеносно сиявшее Божественным светом, явно для апостольского взора, трепетно покрыли священными крыльями Херувимы. Тогда пришло в исполнение прообразовательное осенение Ковчега Завета литыми из золота Херувимами. Вместо того здесь, в Сионской горнице, живые Херувимы приосенили Ковчег Бога Слова – Пре­святую Богородицу (Похвалы, 2-й статия, стих 98; утреня, 2-й канон, 3-й тропарь, 4-й песни, Акафист, 5-й икос). Святые апостолы при виде преставления Богоматери и радовались и плакали, и с любовью лобызали Ее пречистое тело, благоухавшее небесным миром. Всесвятой лик Пречистой дышал благодатью и жизнью, как у мирно спящей, и озарял боголепным сиянием прощавшихся с Нею (Утреня, 1-й канон, 1-й тропарь, 3-й песни, седален по 2-й кафизме л 10, Похвалы, 1-я статия, стихи 13 и 45). Из сердца прочих апостолов невольно вырывались подобные же восклицания у одра Божией Матери, сопровождаемые обильными слезами. Апостольский сонм такими и подобными многими словесными обращениями, излив свои чувства и оплакав разлучение свое с Богоматерью, затем приготовил Ее тело к погребению. Погребальный одр апостолы приняли на свои рамена и торжественно понесли в Гефсиманскую гробницу. Это была высеченная из камня пещера, вход в которую закрывался большим камнем. На пути к пещере апостолы воспевали священные погребальные псалмы и другие песнопения, предначинаемые апостолами Петром и Иаковом, первым Иерусалимским епископом. В них прославлялось Божие промышление в Богоматернем Успении. Апостольскому пению явно для слуха участников погребальной процессии вторил невидимый Ангельский хор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

В Успенском соборе был устроен высокий резной золоченый иконостас. Местный ряд включал в себя следующие изображения. Справа от царских врат находились иконы: 1) Спаса на престоле; 2) Успения Богоматери; 3) Нерукотворного Спаса со святыми и южные двери с изображением архангела Рафаила. Слева располагались иконы: 1) Богоматери с младенцем; 2) Воскресения, северные врата, изображающие архидиакона Стефана, затем иконы; 3) Знамения Богоматери в житии и 4) преп. Кассиана Угличского Чудотворца. Три из семи икон местного ряда посвящались прославлению Богоматери, что вполне соответствовало программе посвящения главного храмового престола. Три иконы изображали Спасителя На последней, седьмой иконе местного ряда был запечатлен образ основателя пустыни. Четыре следующих яруса иконостаса были традиционными: праздничный, деисус, пророческий и праотеческий. Особенностью иконостаса Успенской церкви являлось наличие шестого яруса, помимо распятия, заключавшего в себе три иконы в круглых рамах с изображением Страстей Господних. Несколько икон в окладах располагалось по стенам храма. Клиросы и игуменское место были украшены резьбой и росписью. Посреди храма находился амвон, обитый красным сукном. Для освещения церкви использовалось медное паникадило с 14-ю подсвечниками. Такое же паникадило находилось в приделе Московских святителей. В алтаре святительского придела на престоле имелась «кумачная» одежда красного цвета, на жертвеннике — «крашанинная выбойчатая». Иконостас придела состоял из четырех ярусов: местного, апостольского, пророческого и праотеческого. Место захоронения преп. Кассиана обозначала, сменившая деревянную гробницу, медная кованная чеканная позолоченная рака, покрытая черным атласом и возвышавшаяся на деревянном трехступенчатом постаменте. На раке находился деревянный крест-мощевик в серебряном позолоченном окладе, по преданию, принадлежавший преп. Кассиану. В комплекс гробницы входили две иконы преп. Кассиана Угличского. Одна была положена на раку, вторая, большого размера, располагалась рядом на стене. Гробницу окружала железная решетка Медная позолоченная рака преп. Кассиана, судя по надписи, которая процитирована в работе А.А.Титова, была изготовлена в 1721 г. при игумене Киприане «тщанием тоя ж пустыни иеродиаконом Стефаном с братиею». Эта гробница стояла над местом погребения преп. Кассиана до времени устроения новой раки во второй половине XIX в.

http://sedmitza.ru/text/400779.html

На налоях пред алтарным иконостасом хранятся в ковчеге: 1) Древо животворящего креста Господня, длиною 3½ вершка, шириною около вершка, с частицею св. мощей Пантелеймона целителя, доставленное в благословение Русской Гефсиманской обители от Иерусалимского Патриарха; 2) Камень, взятый в Палестинской Гефсимании от гроба Божией Матери; 3) Часть от того, по преданию, масличного древа, под которым молился Спаситель; 4) Крест на мраморе одной из 132 колонн базилики Св. Апост. Павла, основанной Константином великим и разрушенной пожаром 1823 г. Крест этот достопамятен еще и тем, что мрамор его взят с того места, где погребены сто семьдесят тысяч Христовых мучеников, и где несколько времени пребывали св. мощи Первоверховных Апостол Петра и Павла. Внизу самого креста начертано: «1844 года, Октября 25 дня устроен крест сей со вложением св. мощей, из дски, бывшей на святом престоле 227 лет в храме Успения Богоматери, в селе Подсосенье, построенном в 1617 году Преподобным Дионисием, Архимандритом лавры». Священные сии памятники принесены из Палестины в дар скиту нашим паломником А. Н. Муравьевым. Самый алтарь представляет нам воспроизведение древней церковной постройки, достойное внимания и участия любителей церковной древности. Издревле принятое православною Церковью тройственное разделение алтаря означено здесь тремя нишами в восточной его стороне. Внутренние его стены одеты досками из трех крестных дерев: кедра, певга и кипариса, которым писатели духовные дают символическое знаменование 15 . Престол здесь из дубового дерева, а жертвенник из кипариса. Пред святою трапезой висят двенадцать хрустальных лампад, знаменующих двенадцать Апостолов. По обе стороны горнего места запрестольный крест с изображением Господских праздников, страстей Господних и разных Святых и образ Божией Матери, а на обороте Св. Григория Богослова . Образа сии из Подсосенской церкви отличаются искусством древнего письма. На самом горнем месте полагается на стоянце 16 , во время обедни, между двумя деревянными рипидами деревянный панагиар 17 с частию Богородичного хлеба, возносимого за трапезой с молитвословием в честь и память явления Богоматери Апостолам. Такой священный обряд имеет отношение к гефсиманскому дому Пресвятой Богородицы. По сошествии Св. Духа на Апостолов за трапезою оставлялось праздное место, и в возглавии полагаема была часть хлеба, как бы для присутствовавшего среди них Спасителя. Часть эта именовалась Господнею. По окончании трапезы, они с прославлением великого имени Пресвятой Троицы возносили сию часть, при молитвенном возглашении: «Господи Иисусе Христе, помогай нам»! За такою же трапезой на третий день по преставлении Приснодевы, Которой пречистого тела не нашли во гробе, когда возносили часть Господню, увидали на воздухе самую Богоматерь, вещавшую им: «Радуйтеся, яко с вами есмь вся дни!» Обрадованные воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Такая трапеза, как бы заупокойная, и в последствии повторялась.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Св. Софии в Мистре, Греция (ок. 1350), ц. вмч. Димитрия Маркова монастыря, Македония (ок. 1376-1381). Др. изображение служащего Христа Архиерея в богато украшенном, расшитом жемчугом саккосе, благословляющего правой рукой и держащего в левой закрытое Евангелие, находится в нише диаконника. На боковых стенах алтаря изображены св. архидиаконы Стефан и Лаврентий. В зоне алтаря и на прилегающих к нему поверхностях стен и столбах представлены св. отцы Церкви, архиепископы К-польской и местной Церкви. Росписи наоса составляют несколько циклов: двунадесятые праздники (от Благовещения до Успения Богоматери), Страсти Христовы (18 сцен в верхнем регистре, от Омовения ног до Погребения; это самый обширный из всех циклов в росписи Л.), Явление Христа по Воскресении, притчи и чудеса (в среднем регистре), Деяния и чудеса арх. Михаила (12 сцен в нижнем регистре; начинается со сцены «Собор архангелов», которая в византийском искусстве включается в цикл деяний только с сер. XIII в.), Житие прп. Гавриила Лесновского, основателя общины и монастыря, погребенного в храме (на юж. стене алтаря 2 иконных образа этого святого; на сев. стене - в плоской нише сцена «Преставление прп. Гавриила»). В нижнем ярусе стен и на столбах - единичные образы избранных святых и портрет донатора (на сев. стене центрального нефа Йован Оливер в роскошных одеждах севастократора, предстоит с моделью храма перед небесным патроном церкви арх. Михаилом). Ктитор Йован Оливер. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Ктитор Йован Оливер. Роспись ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Св. арх. Михаил поражает сарацинов. Роспись наоса ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Св. арх. Михаил поражает сарацинов. Роспись наоса ц. архангелов Михаила и Гавриила. Лесново. 1346–1348 гг. Роспись основного пространства храма выполнена 4 греч. мастерами; частично сохранилась подпись одного из них (Георгий ?). По мнению В. Джурича и С. Габелич, 1-й мастер выполнил изображение Христа Пантократора, Небесной литургии и пророков в куполе, 2-й - фигуры 40 Севастийских мучеников, евангелистов и цикл Великих праздников (за исключением сцены «Успение Богоматери»), часть сцен в цикле Страстей Христовых.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

Страшная тайна смерти, когда душа отделяется от тела, от условий земного существования, переходит в иное бытие, неизвестное и непостижимое для ума, непонятное и для чувства, объясняется смертью Богочеловека, изменившего смерть в переход (преставление) от тленного к нетленному, от временного сна к жизни в общении с Источником жизни и бессмертия – к жизни вечной. Крестная смерть Спасителя и погребение Его живоносного тела в новом гробе были животворящими потому, что за смертью последовало Его трехдневное славное Воскресение. После Воскресения Христова люди умирают, погребаются, но погребаются, подобно Спасителю, в новом гробе, в котором тленое переходит в нетленное и совоскресают со Христом. „Воскрес Христос, и жизнь жительствует“, восклицает богопросвещенный проповедник Христова Воскресения. „Воскрес Христос, и мертвый ни един во гробе: Христос бо востал из мертвых, начаток усопших бысть“. В сознании значительной части современного образованного общества великая крестная премудрость и сила Христова слабо мерцает как неугасимая лампада. Эта неугасимая лампада горит перед иконою Божией Матери, вделанною в стену церковной ограды. Лика Богоматери не разобрать и лампада горит вне церкви, а не в церкви, где будто бы замерла всякая жизнь. Порой еле мерцающий огонь лампады разгорается на короткое время в яркое пламя. Вся Россия в пасхальную ночь. пусть только в одну ночь, озаряется нездешним потусторонним сиянием. В ночь вся спящая, омертвевшая Россия, царство теней, утверждает свое бытие, победу жизни над смертью “ 3 . Почему свет Христова Воскресения сияет только в пасхальную ночь? – ответа на этот вопрос не дается. He заключается ли эта причина не вне нас, а в нас самих? He потому ли, что современным научным образованием, преподаванием несогласованных наук, ум не образуется, не приводится к единству, но расточается, разменивается на мелочи, теряет способность во многом усматривать единое и делается неспособным к восприятию единой спасительной премудрости Божией? He потому ли, что эта премудрость усвояется холодным умом, но не сердцем, которое сообщает тонкость, проникновенность и широту уму? He потому ли, что, поставляя признаком правильной веры неизменное хранение богооткровенной истины в уме и слове, данную Владыкою премудрость не обращают к деланию благих дел, уподобляясь рабу ленивому и лукавому 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Последний урок смирения и послушания явил старец даже в своём преставлении. По откровению от Господа он ждал смерти 15 января 1960 года в день памяти преподобного Серафима Саровского. Но наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов) , навестивший больного старца, забеспокоился, что тот может умереть и сделать переполох в самый день праздника Крещения Господня , и поэтому просил старца помолиться Богу об отсрочке кончины его. " Хорошо, - ответил ему смиренный старец, - ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему " . Так и вышло: почил старец в крещенский сочельник, 18 января 1960 года, а хоронили его уже после праздника Крещения. Ко дню погребения преподобного в монастырь из разных мест прибыло много его духовных чад. Отпевали почившего наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов) и 40 священнослужителей. После отпевания гроб с честными мощами старца был поставлен в пещерах монастыря на месте, указанным им ещё при жизни. 1 апреля 2003 года состоялось прославление иеросхимонаха Симеона в лике святых Псково-Печерских. С тех пор его святые мощи покоятся в Сретенском храме монастыря. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года имя преподобного Симеона было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания . Прп. Симеон Псково-Печерский. Икона Молитвословия Тропарь, глас 1 Любовию Христовою сердце твое уязвивый,/евангельски Тому последовал еси:/яко древний подвижник преподобием украсивыйся,/славный насельник обители Богоматери у пещер Богом зданных явился еси,/и, благодать духовную свыше приемый,/подаеши верным исцеления,/Симеоне богоблаженне,//не престай молитися о чтущих тя. Кондак, глас 4 Яко Божия любве зерцало,/во обители Печерстей благодатно просветился еси,/образ иноческаго жития показуя,/трудолюбием и послушанием/на высоту добродетелей востекл еси,/темже, дары Духа Святаго от Господа почтенный,/чудеса многа щедро источаеши,/преподобне отче наш Симеоне,//помози спастися душам нашим.

http://drevo-info.ru/articles/13673025.h...

В студийских Типиконах афоно-италийской редакции, как и на другие праздники, кафизмы заменялись особыми антифонами (что со временем повлияет на формирование праздничных избранных псалмов). Так, в афонском Типиконе преподобного Георгия Мтацминдели (Святогорца) XI века на утрене вместо обычной кафизмы поются антифоны из псалмов «Хвалите имя Господне...» (Пс. 135), «Помяни, Господи, Давида...» (Пс. 131) и «Хвалите Господа с небес...» (Пс. 148). Тропарь праздника, согласно этому Типипкону, — «Блажим Тя вси роди» (ныне это ипакои праздника; песнопение содержится и в некоторых списках Типикона Великой церкви). Чин Погребения Пресвятой Богородицы В современной практике празднование Успения часто так или иначе связывается с чином Погребения, надписываемым также как «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой Субботы. Чин этот весьма поздний; в его основе лежат праздничные припевы к 17-й кафизме (такие припевы в XIV-XVI веках исполнялись на многие праздники, а позже вышли из практики); к XIX веку в Иерусалиме эти припевы были дополнены многими элементами, взятыми из службы Великой субботы и несколько видоизмененными. В Гефсимании (священном месте, где произошло событие Успения) чин Погребения служится 14 августа по старому стилю, накануне Успения, но подготовка к нему начинается задолго до этого. Описание празднеств приводятся по статьям А. А. Дмитриевского «Празднества в Гефсимании в честь Успения Богоматери» и «О чине литании и празднике Успения Матери Божией во Святой Земле»//ЖМП, На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверей храма Воскресения, хранится плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы, употребляемая на успенском богослужении. Плащаница лежит, окруженная подсвечниками. Еще с праздника Преображения перед плащаницей каждодневно служатся молебны, акафисты и вечерня — вплоть до 12 августа. 12 августа в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию. По окончании Литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед плащаницей. Затем плащаница торжественно переносится в Гефсиманию в воспоминание перенесения туда с Сиона апостолами тела Богоматери. В крестном ходе участвует множество представителей духовенства со свечами (ныне в предпраздничном каноне поется: «Сионяне, свещы возжгите»). Плащаницу несет в предшествии клира настоятель на широкой шелковой перевязи через плечо с бархатной подушкой. Крестный ход обычно сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь она пребывает до праздника для поклонения.

http://patriarchia.ru/db/text/37539.html

В студийских Типиконах афоно-италийской редакции, как и на другие праздники, кафизмы заменялись особыми антифонами (что со временем повлияет на формирование праздничных избранных псалмов). Так, в афонском Типиконе преподобного Георгия Мтацминдели (Святогорца) XI века на утрене вместо обычной кафизмы поются антифоны из псалмов «Хвалите имя Господне…» (Пс. 135), «Помяни, Господи, Давида…» (Пс. 131) и «Хвалите Господа с небес…» (Пс. 148). Тропарь праздника, согласно этому Типипкону, — «Блажим Тя вси роди» (ныне это ипакои праздника; песнопение содержится и в некоторых списках Типикона Великой церкви). Чин Погребения Пресвятой Богородицы В современной практике празднование Успения часто так или иначе связывается с чином Погребения, надписываемым также как «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой Субботы. Чин этот весьма поздний; в его основе лежат праздничные припевы к 17-й кафизме (такие припевы в XIV-XVI веках исполнялись на многие праздники, а позже вышли из практики); к XIX веку в Иерусалиме эти припевы были дополнены многими элементами, взятыми из службы Великой субботы и несколько видоизмененными. В Гефсимании (священном месте, где произошло событие Успения) чин Погребения служится 14 августа по старому стилю, накануне Успения, но подготовка к нему начинается задолго до этого. Описание празднеств приводятся по статьям А. А. Дмитриевского «Празднества в Гефсимании в честь Успения Богоматери» и «О чине литании и празднике Успения Матери Божией во Святой Земле»//ЖМП, 1979, На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверей храма Воскресения, хранится плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы, употребляемая на успенском богослужении. Плащаница лежит, окруженная подсвечниками. Еще с праздника Преображения перед плащаницей каждодневно служатся молебны, акафисты и вечерня — вплоть до 12 августа. 12 августа в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию. По окончании Литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед плащаницей. Затем плащаница торжественно переносится в Гефсиманию в воспоминание перенесения туда с Сиона апостолами тела Богоматери. В крестном ходе участвует множество представителей духовенства со свечами (ныне в предпраздничном каноне поется: «Сионяне, свещы возжгите»). Плащаницу несет в предшествии клира настоятель на широкой шелковой перевязи через плечо с бархатной подушкой. Крестный ход обычно сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь она пребывает до праздника для поклонения.

http://pravmir.ru/istoriya-chinoposledov...

В студийских Типиконах афоно-италийской редакции, как и на другие праздники, кафизмы заменялись особыми антифонами (что со временем повлияет на формирование праздничных избранных псалмов). Так, в афонском Типиконе прп. Георгия Мтацминдели XI в. на утрене вместо обычной кафизмы поются антифоны из псалмов «Хвалите имя Господне...» (Пс 135), «Помяни Господи Давида...» (Пс 131) и «Хвалите Господа с небес...» (Пс 148). Тропарь праздника, согласно этому Типипкону, —«Блажим тя вси роди» (ныне это ипакои праздника; песнопение содержится и в некоторых списках Типикона Великой церкви). Чин Погребения Пресвятой Богородицы В современной практике празднование Успения часто так или иначе связывается с чином Погребения, надписываемым также как «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычице нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой субботы. Чин этот весьма поздний; в его основе лежат праздничные припевы к 17 кафизме (такие припевы в XIV-XVI вв. исполнялись на многие праздники, а позже вышли из практики); к XIX в. в Иерусалиме эти припевы были дополнены многими элементами, взятыми из службы Великой субботы и несколько видоизмененными. В Гефсимании (священном месте, где произошло событие Успения) чин Погребения служится 14 августа по старому стилю, накануне Успения, но подготовка к нему начинается задолго до этого. (Описание празднеств мы приводим по статьям: А. А. Дмитриевский «Празднества в Гефсимании в честь Успения Богоматери» и «О чине литании и празднике Успения Матери Божией во Святой Земле»//ЖМП. 1979.) На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверей храма Воскресения, хранится плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы, употребляемая на успенском богослужении. Плащаница лежит, окруженная подсвечниками. Еще с праздника Преображения пред этою плащаницею каждодневно служатся молебны, акафисты и вечерня, вплоть до 12 августа. 12 августа в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию. По окончании литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед плащаницей. Затем плащаница торжественно переносится в Гефсиманию в воспоминание перенесения туда с Сиона апостолами тела Богоматери. В крестном ходе участвует множество представителей духовенства со свечами (ныне в предпраздничном каноне поется: «Сионяне свещы возжгите»). Плащаницу несет в предшествии клира настоятель на широкой шелковой перевязи через плечо с бархатной подушкой. Крестный ход обычно сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь она пребывает до праздника для поклонения.

http://sedmitza.ru/text/774755.html

На иконах, изображающих Успение Богоматери, рядом с Ее ложем всегда возвышается величественный Христос, держащий на руках запеленутую младенческую фигурку: она символизирует душу умершей Богородицы, душу, которую в миг Успения пришел принять на Свои Божественные руки Ее Сын. Эта детская фигурка и являет нам образ того духовного " рождения в смерти " , что вводит человека в вечное бытие. Как говорит о значении события Успения Пресвятой Богородицы преподобный Иоанн Дамаскин, " не смертью назову священное Твое Успение, но преставлением или отшествием или, точнее сказать, водворением. Ведь выходя из тела, Ты водворяешься у Господа... Ты сотворила смерть светлой, освободив ее от уныния и наполнив ее радостью " . 4) История возникновения праздника. В источниках, содержащих те или иные сведения о литургической практике древней греческой Церкви, первые достоверные сведения о празднике Успения встречаются с конца VI века. Во всяком случае именно правивший тогда император Маврикий (592-602) сделал это торжество общецерковным. В ряде поместных церквей Успение поначалу праздновалось 18 января. Возможно, что именно император Маврикий приурочил его впервые к 15 августа - дню своей победы над персами. 5) Характерные особенности праздничного богослужения в различные исторические периоды. Авторы богослужебных текстов. Первый канон праздника Успения был составлен святым Андреем Критским. Однако затем он оказался вытеснен из богослужебного употребления канонами преподобных Косьмы Маюмского (первый канон) и Иоанна Дамаскина (второй канон; ему же принадлежит одна из стихир на литии). Кроме того, отдельные стихиры службы принадлежат перу святителя Германа, патриарха Константинопольского (IX век) (стихира на литии), Феофана Начертанного (IX век) (стихира на литии), Императора Льва VI Мудрого (IX век) (стихира после Евангелия на утрени). Начиная с XV столетия, на третий день праздника - в отдельных поместных церквах - совершается особая служба погребения Божией Матери. В XVI веке она уже была широко распространена и на Руси.

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/27/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010