Нил всецело одобряет. Так, например, трибуну Сосипатру, оказывавшему монахам много благодеяний, преп. Нил выказывает в письме свою любовь и благодарность. «Руководствуясь Божественным знанием, – пишет он, – ты, благороднейший, прилагаешь свои старания и делаешь все сообразно этому знанию, последуя его правилам и законам. Посему и все свое хранимое Богом богатство раздаешь ты монахам, к которым проявляешь великую любовь… Поступая так, ты и в Небесное Царство войдешь, несомненно, вкупе с монахами как их добрый спутник и служитель» . Рассматривая материальные блага лишь как средства к оказанию сострадания и любви к ближним, преп. Нил часто призывает людей к благотворительности, потому что только в ней богатство приобретает свой настоящий смысл и истинное значение. Так, опираясь на текст Священного Писания: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу» (Притч. 19: 17), преп. Нил утверждает, что каждый человек должен раздавать свое богатство, «дабы обрести его приумноженным там (на небесах)…» И далее: «Все, что не отдано на дела благотворительности, поистине тщетно и бесполезно и не сопровождает нас после смерти… Но каждый из нас должен все отнести туда, куда и мы сами переселяемся, дабы, будучи позваны, шли мы туда охотно, зная, что собрали там огромную сокровищницу нетленных благ» . Истинный христианин, по учению преп. Нила, выше всех превратностей, неразрывно связанных с обладанием вещественными благами. Его нравственная самодисциплина, сопряженная с радостью в Господе (см.: Флп. 4: 4), не нарушается ни изобилием, ни недостатком или лишением земных благ. «Христианин отличается от неверных тем, – пишет преп. Нил знаменитому чиновнику Стратиону, – что имеет иные рассуждения о вещах. Язычник, взирая на небо, вглядывается в него и дивится, потому что небо считает он Богом… Смотрит он на землю, на воду и кланяется им… Мы же так не рассуждаем. Обращая взор на небо, мы дивимся Сотворившему его, ибо знаем, что небо – не Бог, а лишь дело Божие… Смотрим мы на тварь, и она направляет нас к Творцу всех тварей.

http://pravoslavie.ru/3242.html

Нила на материальные блага. Так, убеждая монахов хранить обет нестяжания, он пишет: «По какой причине то, чем учили нас пренебрегать, считаем мы великим; для чего привязаны мы к деньгам и имению, расточая тем самым ум на многие и бесполезные заботы? Эти попечения отвращают нас от тщательного старания о самом насущном; гонящихся же за жизненым блеском и утехами увлекают они в глубокую пропасть» . В другом письме преп. Нил говорит: «Сказано: “Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф. 6: 21). Ибо каковы дела и к чему они обращены, таков, несомненно, и образ мыслей, таковы воспоминания и такого направления держится и ум. Посему надобно уделить особое внимание богатству небесному, некрадомому» . «Ничто другое не делает нас столь бодрыми, – пишет преп. Нил в письме к пресвитеру Евриклу, – как изучение истинной философии (любомудрия) о том, что надобно презирать все видимое, стремиться к вечным благам и ничто человеческое не признавать прочным: ни здоровье, ни телесную силу, ни чувственные удовольствия, ни богатства, ни имения, ни почести, ни наслаждения, ни что-либо иное тому подобное» . На основании приведенных цитат преп. Нилу можно было бы приписать пессимистическую мысль о необходимости самого решительного отречения от всего того, что связано с землей. Однако подобное заключение было бы неверным, так как оно противоречило бы общему благому духу учения этого преподобного отца. Отрицание вещественных благ преп. Нилом и его презрение ко всему земному надо понимать в смысле осуждения ненормального человеческого отношения к этим самым вещественным благам, то есть когда сии последние сами по себе делаются для человека целью жизни, а удовлетворение высших чаяний человеческого духа отодвигается на последнее место – и тем самым затушевывается истинный смысл нашей жизни. Однако если богатство и вообще материальные блага суть средства выражения милосердия и любви к ближнему, и, таким образом, они помогают человеку восходить по лествице духовного совершенствования, то такое пользование богатством преп.

http://pravoslavie.ru/3242.html

Земная жизнь – это «время снисхождения и прощения… время борьбы и подвига», а потусторонняя жизнь – «время неумытного (неподкупного) праведного суда», «время воздаяния за добрые и худые дела», «время награды за труды». Одержавший победу здесь, на земле, получит венец там, в вечности, где подвиг уже окончен и где прекратилось исправление прегрешений. Из такого воззрения на земную жизнь как на время духовного совершенствования проистекает отношение преп. Нила к богатству. Вещественные блага, как и все земные отношения, должны в человеческих руках быть лишь простым орудием или средством, помогающим нам в деле личного духовного роста. Однако если наше сердце прилепится к богатству, тогда сие последнее постепенно приобретает над нами власть, и идеальные духовные блага после этого полностью забываются. В этом случае любовь к земным благам становится в своей сущности тем же, что и идолослужение с предпочтением маммоны Богу (см.: Мф. 6: 24). «Считаю крайне неразумным, – пишет преп. Нил, – оставить заботу о небесном и вечном и заниматься тем, чтобы изнурять себя на земле попечением о бренном, придумывая тысячи способов к стяжанию временной и неразумной корысти» . «Чрезмерная забота о телесном, – говорит он в другом месте, – есть, собственно, заблуждение… потому что конец (таких) дел – бесплодие, и весь этот труд не приносит ни малейшей пользы для будущей жизни. Каждому труждающемуся надобно иметь пользу от своего собственного труда, дабы удостоиться непрестанного и непреложного наслаждения на небе» . В сочинениях преп. Нила мы встречаем отдельные места, которые, по-видимому, свидетельствуют о необходимости полного презрения к тому, что связано с жизнью на земле. Однако из других мест явствует, что это презрение и пренебрежение нужно разуметь в смысле религиозно-нравственного роста и властвования духовной личности христианина над чувственным, материальным. Другими словами, надлежит их понимать в смысле свободного, господственного обладания чувственной жизнью. Мы приведем несколько цитат, иллюстрирующих взгляд преп.

http://pravoslavie.ru/3242.html

Когда он таким образом проводил отшельническую жизнь в подвигах иночества, для испытания его любви к Господу ему было послано еще особенное искушение. На пустыню ту сделали набег варвары 7330 , кои, подобно диким зверям, внезапно напав, многих святых отцов убили, а иных взяли в плен. Вместе с другими они отвели в плен и Нилова сына Феодула. Нил горько рыдал о сыне, в особенности же, когда услыхал, что он обречен был варварами на принесение в жертву языческим богам. Но Бог сохранил Феодула целым и невредимым, потому что его выкупил у варваров епископ города Емеса 7331 , назначивший его впоследствии церковным клириком. Узнав о сем, Нил сам отправился в город Емес и с честью был там принят епископом, который, против его желания, – рукоположил его в сан пресвитера и упрашивал его жить при нем. Когда же блаженный Нил не пожелал оставаться там, но решился снова удалиться в Синай, епископ возвратил ему его сына и с миром отпустил их. Блаженный Нил, вторично придя вместе с сыном к месту своего первоначального пребывания в Синае, прожив здесь много лет, с миром преставился ко Господу 7332 . От преподобного Нила осталось много душеполезных постнических слов, исполненных премудрости, и писем к различным лицам о разных предметах веры и благочестия христианского 7333 . 7328 Синайская гора в северо-западной части Аравии, на восточном прибрежье Красного моря. Синай – почти с самого начала происхождения христианского монашества был излюбленным местом восточного подвижничества и славился подвигами своих иноков. 7331 Емес – город в Сирии, на восток от реки Оронта, впадающей на северо-западе Сирии в Средиземное море. 7333 Преп. Нил, подобно великому учителю своему, св. Иоанну Златоусту , много занимался толкованием Св. Писания, также изъяснением догматов веры и особенно известен аскетическими творениями. Лучшее подвижническое сочинение его – книга о молитве. Далее следуют: сочинение об Аскетах, о самовольной бедности, о преимуществах уединенной жизни, наставления для Евлогия с прекрасными размышлениями об уклонении от мира, о твердости в борьбе, о терпении в скорбях и борьбе со страстями и т. д., «Ручная книжка Эпиктета» с изложением правил практической мудрости, извлеченных из сочинений этого языческого писателя, измененных в некоторых местах христианскими мыслями; письма преп. Нила, посланные к разным лицам и по разным поводам, – нравственного содержания. Все сочинения преп. Нила, при высоком достоинстве содержания их, отличаются чистотою и изяществом языка, дышат искренностью чувства и исполнены силы мысли, всегда ясной, как свет Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Поиски нашли его потом в городе Елузе, епископ которого купил его у варваров вместе с другими, и готовил уже к служению Церкви, к которому был упрашиваем и отец прибывший за ним. Любовь к пустынножитию не позволила им согласиться на это; и епископ, посвятив их во священники, благословил им отойти на любимый Синай, где и пребыли они до конца жизни. Пр. Нил оставил мир в 390 г.; в пустыне Синайской прожил лет 60 и скончался около 450 г. Память его – 12 Ноября и 13 Января. Св. Мощи его при Иустине младшем были перенесены в Константинополь, и положены в храме св. Апостолов. Из писаний преп. Нила в Греческое Добротолюбие, а из него в Славянское, взяты – слово о молитве и слово аскетическое. «Слово о молитве» берем и в наше Добротолюбие; вместо же слова подвижнического предпочитаем взять слово «о восьми духах лукавствия», и «два собрания кратких изречений» и наставлений, из коих одно озаглавливается: – «главы или увещания», – а второе: – «мысли, отводящие человека от тленного и прилепляющие к нетленному». – Но как о молитве и о борьбе со страстями множество преблагопотребных советов и наставлений высказано преподобным в других его писаниях, равно как там же всюду в обилии встречаются преназидательные мысли и вообще о нравственном строе и особенно о жизни отрешенной от всего: то подумав, что было бы несправедливо лишить наше Добротолюбие сих сокровищ, положили мы позаимствовать их из сказанных писаний преподобного, помещая, что к молитве относится, под словом о молитве, – что к борьбе со страстями, – под каждою из восьми страстей, что – к общему назиданию, – под собранием изречений. Подражаем в этом древним. Ибо в Patrol. graec. Migne t. 79, где помещены все писания преп. Нила, после «мыслей, отводящих от тленного и прилепляющих к нетленному», – стр. 1249–50, – сделана заметка, что в той рукописи, с которой там печатались сии мысли, следуют еще десятка четыре мыслей, заимствованных то из слова о «нестяжательности», то из статьи о «превосходстве» пребывания на безмолвии пред жизнью в городе.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Необходимость воздержания 1 . Челнок легче плывет, когда он не обременен излишнею поклажею; так и молитва легче, удобнее совершается, когда тело не обременено излишнею, утучняющею пищею и питием или, что то же, когда человек постится (Иаков (Вечерков), архиепископ нижегородский). 2 . Потухший пламень ярко вспыхивает снова, если подложить новых сучьев, сухих; и угасшая сласть похотная снова оживает от насыщения чрева снедями (преп. Нил Синайский ; сн. «Доброта», т. 2, стр. 248). 3 . Скудно питаемое тело – хорошо объезженный конь, который никогда не сбросит всадника. Конь, уздою удерживаемый, уступает и повинуется руке седока, – и тело, укрощаемое скудноядением и бдением, не рвется из рук восседающего на нем помысла и не ржет, как делает, будучи движимо страстным порывом (там же, стр. 248). 4 . Кто наполняет чрево и обещается быть целомудренным, тот подобен утверждающему, что соломою остановить действие огня. Как невозможно соломою удержать стремительность разливающегося огня, так невозможно пресыщением остановить жгучее стремление непотребства (св. Нил Синайский ). 5 . Если царь захочет взять неприятельский город, то прежде всего пресекает подвоз в него съестных припасов: граждане, будучи утеснены голодом и чтобы не погибнуть от голода, покоряются. То же бывает с плотскими вожделениями: если человек будет проводить жительство в посте и воздержании, – вожделения изнемогают в душе его (преп. Иоанн Колов). 6 . Как огнь не может гореть без дров и другого сгораемого вещества, так и немощная злокозненная плоть наша, если не обременена пресыщением, не воспламеняется похотью, но бывает покойна и покорна воле Господней (св. Ефрем Сирин ). Увещание к воздержанию Христос истощается от голода, а ты расторгаешься от пресыщения; сугубая неумеренность! И какого зла не производит сластолюбие? Для чего ты приготовляешь червям роскошную трапезу? Для чего делаешь себя негодным ни к чему? Хочешь ли, чтобы глаз твой был исправлен? Сделай все тело благоустроенным. Из струн та, которая жирна и неочищена, бывает неспособна издавать приятные звуки, а которая совершенно очищена, то бывает стройна и благозвучна. Для чего зарываешь душу? Для чего ограду ее делаешь толще? Для чего наводишь на нее великий дым и облако, когда испарения, как бы какая мгла, поднимаются отвсюду? Не будем нерадеть о душе своей, подавлять ее телом, но соделаем взор ее более светлым, крылья ее – более легкими, узы – более сносными; будем питать ее духовными беседами при воздержной жизни, так, чтобы тело было только здорово и крепко, чтобы она радовалась и не скорбела, чтобы, таким образом благоустроив себя, мы могли достигнуть высшей степени добродетели и сподобиться вечных благ (27-я беседа св. Иоанна Златоустог о на Деян.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Все усердно оставившие житейское, без сомнения, соделали это или будущего ради Царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было неразумно. Впрочем, добрый наш Подвигоположник ожидает, каков будет конец их течения. Ср. в Оптинском переводе: Все, усердно оставившие житейское, без сомнения, сделали это, или ради будущего царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их из мира было безрассудное. Впрочем, добрый наш Подвигоположник ожидает, каков будет конец их течения (Слово 1, 5). Этот анализ показывает, что свт. Феофан создавал действительно совершенно свободный перевод-конспект, по своему усмотрению меняя структуру предложений, пропуская отдельные части текста и переставляя фразы. В черновике перевода сохранились ссылки на номер ступени и главы, но, к сожалению, эти ссылки в печатный текст не были включены. Именно Владимирская проповедь стала самым живым и самым кратким конспектом Лествицы. В отличие от сокращенного перевода, проповедник, пользуясь особой свободой, смог донести до слушателей свое живое и непосредственное понимание процесса духовного восхождения. Приведем слова одного из писем свт. Феофана, ставшие хрестоматийными: «В каком порядке дело там пойдет, не знаю еще, – Нил препод., Лествичник, Варсанофий и Иоанн, Дорофей, Ефрем Сириан, Исаак Сирианин . Из всех их будет сделана выборка, – в какой-нибудь системе, думаю – о борьбе со страстьми, – или как придется. Это займет тома два, – если не более» 395 . В одном из последующих писем свт. Феофан поясняет свой метод, использующий уже готовые переводы: «Во второй том готовлю, что следует по греческому Добротолюбию, то есть Кассиана, Исихия, Нила преп. Синайского. После них в греческом Добротолюбии стоит Диадох . Пропуск большой – два века. Надо восполнить – и восполним. Ефрем, Исаак Сирин , Василий Великий , Григорий Богослов , св. Златоуст, Григорий Нисский , Исидор Пелусиот , Варсанофий и Иоанн, Авва Дорофей , Лествичник. Сколько?! Пропустить их грех . Они уже все есть в переводе. – Возьмем из них извлечение, – преимущественно о том, как одолевать страстии жить среди искушений» 396 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Нил часто призывает людей к благотворительности, потому что только в ней богатство приобретает свой настоящий смысл и истинное значение. Так, опираясь на текст Священного Писания: " Благотворящий бедному дает взаймы Господу " (Притч.19:17), преп. Нил утверждает, что каждый человек должен раздавать свое богатство, " дабы обрести его приумноженным там (на небесах)… " И далее: " Все, что не отдано на дела благотворительности, поистине тщетно и бесполезно и не сопровождает нас после смерти… Но каждый из нас должен все отнести туда, куда и мы сами переселяемся, дабы, будучи позваны, шли мы туда охотно, зная, что собрали там огромную сокровищницу нетленных благ " Истинный христианин, по учению преп. Нила, выше всех превратностей, неразрывно связанных с обладанием вещественными благами. Его нравственная самодисциплина, сопряженная с радостью в Господе (см.: Флп.4:4), не нарушается ни изобилием, ни недостатком или лишением земных благ. " Христианин отличается от неверных тем, – пишет преп. Нил знаменитому чиновнику Стратиону, – что имеет иные рассуждения о вещах. Язычник, взирая на небо, вглядывается в него и дивится, потому что небо считает он Богом… Смотрит он на землю, на воду и кланяется им… Мы же так не рассуждаем. Обращая взор на небо, мы дивимся Сотворившему его, ибо знаем, что небо – не Бог, а лишь дело Божие… Смотрим мы на тварь, и она направляет нас к Творцу всех тварей. Язычник зрит богатство и поражается ему, как некоему чуду, а я на то же самое богатство смотрю свысока и насмехаюсь над ним… Язычник видит беду и ропщет, а я взираю на нищету – и скачу, и радуюсь, ибо истинным богатством признаю добродетель " Осуждая пристрастие к материальным благам, преп. Нил предостерегает читателя и от " сети " людской славы, лишающей праведную жизнь подлинного христианского смысла и извращающей основную нравственную цель человеческого совершенствования. " И знай, благороднейший, – пишет преп. Нил комиту Ириму, стремившемуся занять высокую кафедру епарха, – знай, что мала, ничтожна, мимолетна и ничем не лучше весенних цветов сия достойная смеха и отвратительная слава, воздаваемая тебе людьми " В другом письме преп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вопрос об аутентичности этого трактата первым поставил Tillemont (Тильмон). Он выдвинул предположение, что " Слово подвижническое " – сочинение гораздо более позднего времени, так как трудно отнести то ослабление монашеской жизни, с которым борется автор, к концу IV или началу V веков Последуя Tillemonm’y, Schwietz (Швитц) в новейшее время попытался доказать, что в первых главах (а особенно в гл.7) находятся места, представляющие собой позднейшую интерполяцию. Ибо наличие монастыря с высокой организацией собственного хозяйства и послабления в монастырской дисциплине, как это описывается в трактате, " противоречит всем достоверным свидетельствам о восточном монашестве в IV и в начале V веках Однако эта попытка Швитца, как об этом свидетельствует О. Барденхевер, " не имела успеха " С мнением Швитца не согласен и Дегенхарт и даже Хойсси Дегенхарт обращает внимание на то обстоятельство, что недостатки монашеской жизни, описанные в указанном трактате, носят общий характер, ибо корыстолюбие и непостоянство, осуждаемые автором, подвергались нареканиям и во многих письмах преп. Нила. По логике же Швитца, эти места добавлены в более позднее время. Однако для такого предположения нет никаких оснований. С другой стороны, существование монастыря с высокой организацией собственного хозяйства в эпоху преп. Нила подтверждается и свидетельством Палладия Еленопольского, скончавшегося около 430 года. В своей " Historia Lausaica " Палладий Еленопольский повествует об обителях, в которых могли разместиться по нескольку тысяч монахов Естественно, что для снабжения продовольствием и для удовлетворения других насущных потребностей столь большого числа людей должна была существовать высокая организация собственного хозяйства. И действительно, у Палладия мы находим свидетельства о том, что в монастырях были свои хлебопекарни, аптеки, библиотеки-читальни и различные сельскохозяйственные орудия. Таким образом, аргументация Швитца, который покусился доказать, что некоторые главы рассматриваемого нами трактата суть позднейшая интерполяция, не может выдержать критики, и там самым достоверность данного трактата остается бесспорной. К. Хойсси и О. Барденхевер справедливо полагают, что этот труд преп. Нил написал несколько ранее трактата " Слово нестяжательности " , так как в первой главе последнего сам преп. Нил говорит, что " недавно " составил " Слово живущим монашеской жизнью " , в котором укорял монахов за их пристрастие к обогащению и к наслаждению " земными утехами "

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Как веровать во Христа есть дело Божие ( Ин. 6, 29 ), так делом было и верить заповеди, что если коснется (запре­щенного дерева), умрет, а если не коснется, будет жить. Делом было соблюдение духовных слов... Делати , гово­рится, его и хранити. От кого хранити? Разбойника не было, прохожего не было, злоумышленника не было. От кого хранить? Хранить его для себя самого; не потерять его преступлением заповеди; хранить для себя рай, соблюдая заповедь» (О творении мира, V, 5, с.791). Свят. Григорий Богослов вскрывает более глубокое понима­ние этого «труда» райского: «Сего человека... Бог поставил в раю... делателем бес­смертных растений – может быть, божественных помыс­лов, как простых, так и более совершенных» (Второе сло­во на Пасху, VIII, с. 129). И вообще, аскетические Отцы относят «делание» и «хране­ние» к духовному труду молитвы. Так, преп. Нил Сорский , ком­ментируя это толкование, принадлежащее древнему преп. Отцу Нилу Синайскому , пишет: «Этот Святый привел это из древности: чтобы делать и хранить, потому что Писание говорит, что Бог, сотворив Адама, поместил его в раю, делать и хранить рай. И здесь святый Нил Синайский делом райским назвал молитву, а хранением – соблюдение от злых помыслов по молитве» (преп. Паисий (Величковский) , Об умной или внутрен­ней молитве, гл. 2, м., 1902, с. 19). А преп. Паисий (Величковский) , в свою очередь комменти­руя этих двух Отцов, пишет: «Из этих свидетельств явствует, что Бог, создав челове­ка по образу Своему и по подобию, ввел его в рай сладо­сти, делать сады бессмертные, то есть, мысли Божествен­ные, чистейшие, высочайшие и совершенные, по святому Григорию Богослову . И это есть не что иное, как только то, чтобы он, как чистый душою и сердцем, пребывал в зрительной, одним умом, священнодействуемой, благодат­ной молитве, то есть в сладчайшем видении Бога, и муже­ственно как зеницу ока, хранил ее, как дело райское, что­бы она никогда в душе и сердце не умалялась. Велика поэтому слава священной и Божественной умной молит­вы, которой край и верх, то есть начало и совершенство, даны Богом человеку в раю: оттуда она имеет свое и на­чало» (там же, сс.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010